Дата обновления БД:
26.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
131 / 316
Всего документов в БД:
133255
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 13 сентября 2017 года №170
Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размера капитала банка и Правил расчета и лимитов открытой валютной позиции
(В редакции Постановлений Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27.04.2018 г. №77, 29.06.2018 г. №142, 27.08.2018 г. №196, 31.01.2019 г. №19, 18.03.2019 г. №36, 31.05.2019 г. №82, 10.09.2019 г. №151, 12.11.2019 г. №191; Постановлений Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 22.03.2020 г. №19, 18.06.2020 г. №66, 21.09.2020 г. №82, 30.10.2020 г. №106 (см. сроки вступления в силу), 15.02.2021 г. №31, 16.04.2021 г. №56, 28.05.2021 г. №68, 20.09.2021 г. №89 (см. сроки вступ. в силу), 30.12.2021 г. №110, 21.02.2022 г. №7, 06.04.2022 г. №28, 22.06.2022 г. №44 (вступил в силу 15.07.2022), 30.06.2022 г. №48, 28.10.2022 г. №78, 31.07.2023 г. №67)
В соответствии с законами Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" и "О государственной статистике" Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
(Преамбула документа изложена в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 31.07.2023 г. №67)
(см. предыдущую редакцию)
1. Установить:
1) Нормативные значения и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размер капитала банка согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
2) Правила расчета и лимиты открытой валютной позиции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
1) постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 мая 2016 года №147 "Об установлении нормативных значений и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов размера капитала банка на определенную дату и Правил расчета и лимитов открытой валютной позиции банка" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №13919, опубликованное 26 июля 2016 года в информационно-правовой системе "Аділет");
2) пункт 2 постановления Правления Национального Банка Республики Казахстан от 8 августа 2016 года №188 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской деятельности" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №14263, опубликованное 5 октября 2016 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан).
3. Департаменту методологии финансового рынка (Абдрахманов Н.А.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) совместно с Юридическим департаментом (Сарсенова Н.В.) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего постановления направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования.
4. Управлению по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций (Терентьев А.Л.) обеспечить в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего постановления направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Смолякова О.А.
6. Настоящее постановление вводится в действие с 25 сентября 2017 года и подлежит официальному опубликованию.
Председатель Национального Банка
Д.Акишев
Согласовано Председателем Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан 28 сентября 2017 года |
__________________ Н.Айдапкелов |
Приложение 1
к Постановлению Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 сентября 2017 года №170
Нормативные значения и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размер капитала банка
Глава 1. Общие положения
1. Нормативные значения и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размер капитала банка (далее - Нормативы) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" (далее - Закон о банках) и устанавливают нормативные значения и методики расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размер капитала банка.
Нормативные значения для банков и их дочерних организаций, рассчитываемых на основе консолидированной финансовой отчетности, устанавливаются в соответствии со статьей 42 Закона о банках.
Нормативные значения выражаются числом с тремя знаками после запятой.
В состав пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов размера капитала банка для обязательного соблюдения банками входят:
минимальный размер уставного и собственного капиталов банка;
коэффициент достаточности собственного капитала;
максимальный размер риска на одного заемщика;
коэффициенты ликвидности;
коэффициенты покрытия ликвидности и нетто стабильного фондирования;
капитализация банков к обязательствам перед нерезидентами Республики Казахстан;
коэффициент по размещению части средств банка во внутренние активы;
коэффициент долговой нагрузки заемщика банка.
(Пункт 1 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 21.02.2022 №7)
(см. предыдущую редакцию)
1-1. Помимо рейтинговых оценок агентства Standard & Poor"s (Стандард энд Пурс) уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - уполномоченный орган) также признаются рейтинговые оценки агентств Moody"s Investors Service (Мудис Инвесторс Сервис), Fitch (Фич), установленные постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 декабря 2012 года №385 "Об установлении минимального рейтинга для юридических лиц и стран, необходимость наличия которого требуется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, регулирующим деятельность финансовых организаций, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, перечня рейтинговых агентств, присваивающих данный рейтинг", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №8318, и рейтинговых агентств, соответствующих критериям, установленным пунктом 1-3 Нормативов при соблюдении условия, установленного пунктом 1-2 Нормативов (далее - другие рейтинговые агентства).
(Пункт 1-1 введен в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 31.07.2023 г. №67)
1-2. При расчете Нормативов долгосрочные кредитные рейтинги, присвоенные рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 1-3 Нормативов, по международной рейтинговой шкале используются только в отношении иностранных объектов рейтинга.
(Пункт 1-2 введен в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 31.07.2023 г. №67)
1-3. Для целей Нормативов уполномоченным органом признаются рейтинговые оценки рейтинговых агентств, соответствующих следующим критериям:
1) рейтинговое агентство подлежит регулированию в стране происхождения и оценки рейтингового агентства признаются в рамках пруденциального регулирования;
2) минимальный размер собственного капитала рейтингового агентства составляет сумму, эквивалентную не менее 600 000 000 (шестистам миллионам) тенге;
3) объективность, независимость и ответственность:
методология, применяемая рейтинговым агентством, является надежной и подлежит проверке на основе исторических и (или) ожидаемых данных о дефолтах, а также содержит подробное описание всех ключевых количественных и качественных факторов, определяющих способность рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства, а также описание их влияния на кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам;
рейтинговое агентство не контролируется государственными органами или должностными лицами в государственных органах, квазигосударственными организациями или политическими партиями, которые не вмешиваются в деятельность рейтингового агентства и не имеют влияния на процессы присвоения рейтингов;
юридические лица, которым рейтинговое агентство присваивает, подтверждает или пересматривает рейтинг, не являются аффилированными лицами рейтингового агентства, за исключением лиц, которые прямо владеют менее 10 (десятью) процентами акций рейтингового агентства и не имеют влияния на рейтинговую деятельность рейтингового агентства;
рейтинговые аналитики рейтингового агентства, участвующие в рейтинговых действиях в отношении рейтингуемого лица, не состоят и не состояли в трудовых или деловых отношениях с рейтингуемым лицом в течение последних 3 (трех) лет до даты осуществления рейтингового действия, а также не владеют прямо или косвенно, в том числе через близких родственников, ценными бумагами, иными финансовыми инструментами или иным имуществом рейтингуемого лица или лиц, осуществляющих контроль над рейтингуемым лицом или оказывающих значительное влияние на такое лицо;
рейтинговое агентство имеет службу внутреннего аудита или внутреннего контроля, в том числе осуществляющего функции внутреннего аудита, подотчетную совету директоров;
в рейтинговом агентстве как минимум одна треть, но не менее двух членов совета директоров являются независимыми членами, не осуществляющими рейтинговых действий, рекламы услуг рейтингового агентства и иных действий по привлечению клиентов;
доля прямого или косвенного владения акциями каждого акционера рейтингового агентства не превышает 50 (пятидесяти) процентов от общего количества голосующих акций данного рейтингового агентства, в случае, когда акционером является финансовая организация, доля прямого владения не превышает 10 (десяти) процентов;
внутренние процедуры рейтингового агентства предусматривают меры для предотвращения неправомерного использования и раскрытия информации и обеспечивают защиту и конфиденциальность информации;
4) прозрачность и раскрытие информации:
рейтинговое агентство обеспечивает раскрытие на интернет-ресурсе рейтингового агентства следующей информации:
методологии, применяемой рейтинговым агентством при определении рейтинга;
списка кредитных рейтингов, присвоенных за последний год, а также рейтингуемых лиц и иных лиц, доля денежных поступлений от которых составила пять и более процентов в годовом объеме выручки рейтингового агентства по состоянию на конец последнего истекшего календарного года;
5) надежность рейтингов:
рейтинговое агентство осуществляет рейтинговую деятельность на регулярной основе не менее пяти последних лет;
количество организаций, которым рейтинговое агентство присваивало и пересматривало кредитный рейтинг составляет не менее тридцати, в том числе за последние три года не менее двадцати, из них не менее пяти являлись финансовыми организациями;
персонал рейтингового агентства, непосредственно занимающийся присвоением рейтингов, имеет соответствующее образование, навыки и опыт;
как минимум один работник, участвующий в процессе принятия рейтинговых решений, являющийся участником органа, принимающего рейтинговое решение (далее - рейтинговый комитет), обладает не менее двухлетним опытом работы в рейтинговом агентстве, либо в аналитическом агентстве, либо в исследовательском центре, либо в финансовой организации, либо в аудиторской организации;
в составе рейтингового комитета имеется не менее пяти рейтинговых аналитиков, включая ведущего рейтингового аналитика для рейтингуемого лица и (или) его финансовых обязательств или финансовых инструментов (далее - объект рейтинга), председателя рейтингового комитета и одного рейтингового аналитика, специализирующегося на виде объектов рейтинга, к которому не относится рассматриваемый объект рейтинга (в случае, если рейтинговое агентство осуществляет деятельность по присвоению рейтингов в отношении различных видов объектов рейтинга);
рейтинговое агентство на постоянной основе осуществляет мониторинг присвоенных рейтингов, а также обеспечивает своевременное реагирование на изменяющиеся факторы, связанные с изменениями в финансовом положении, корпоративном управлении или иных аспектах деятельности рейтингуемого лица, изменениями макроэкономических условий или условий финансового рынка, что подтверждается фактическими обновлениями рейтингов не позднее календарного года с даты присвоения или последнего пересмотра рейтинга или даты последнего пересмотра применяемой методологии.
При соответствии критериям, установленным подпунктами 1), 2), 3), 4) и 5) настоящего пункта, рейтинговое агентство направляет в уполномоченный орган запрос о принятии рейтинговых оценок рейтингового агентства для целей пруденциального регулирования с приложением подтверждающих документов.
При соответствии рейтинговых оценок рейтингового агентства уполномоченным органом на официальном интернет-ресурсе в срок не позднее десяти рабочих дней публикуются сведения о рейтинговом агентстве и сопоставимости рейтинговых шкал рейтинговых агентств.
Методологии, применяемые рейтинговым агентством, валидируются уполномоченным органом.
(Пункт 1-3 введен в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 31.07.2023 г. №67)
2. В Нормативах используются следующие понятия:
1) балансовая стоимость - сумма, по которой заем признается в бухгалтерском балансе после вычета сформированных по ним провизий (резервов);
2) однородные займы - группа займов со сходными характеристиками кредитного риска;
3) индивидуальные займы - займы, по которым провизии (резервы) рассчитываются по каждому такому займу;
4) инвестиционный заем (кредит) - заем (кредит), соответствующий следующим требованиям:
срок займа (кредита) составляет 5 (пять) и более лет;
условиями договора займа (кредита) установлен запрет на полное досрочное погашение. Частичное погашение займа осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные бизнес-планом заемщика;
заем (кредит) предоставляется юридическому лицу в соответствии с его бизнес-планом, предусматривающим реализацию комплекса мероприятий, направленных на создание, расширение и модернизацию материального производства, производственной и транспортной инфраструктуры;
5) нетвердые виды залога - имущество и деньги, поступающие в будущем (за исключением прав требований к государственному партнеру по денежным поступлениям, перечисляемым на счет, предназначенный для зачисления компенсации инвестиционных затрат, по договору государственно-частного партнерства, заключенному в соответствии с законодательством Республики Казахстан, являющимся залогом по договору банковского займа, условия которого предусмотрены в пункте 2-1 Нормативов, а также денег, поступающих в будущем по off-take (офф-тейк) контракту, являющемуся залогом по договору банковского займа, при соответствии условиям, предусмотренным в пункте 2-2 Нормативов), в том числе по договорам долевого участия (за исключением денег, поступающих по договорам, заключенным с компаниями с государственным участием (субъектами квазигосударственного сектора), договоры страхования (за исключением договоров страхования, содержащих пункты о безусловном и безотзывном исполнении обязательств, заключенных со страховыми организациями, имеющими рейтинг не ниже "ВВ+" рейтингового агентства Standard & Poor"s (Стандард энд Пурс) или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, договоров страхования, условия которых предусмотрены в пункте 2-1 Нормативов), гарантии физических или юридических лиц (за исключением гарантий юридических лиц, имеющих кредитный рейтинг не ниже "ВВ+" рейтингового агентства Standard & Poor"s (Стандард энд Пурс) или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, гарантий банков второго уровня, имеющих кредитный рейтинг не ниже "В-" рейтингового агентства Standard & Poor"s (Стандард энд Пурс) или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, а также гарантий, выданных национальными управляющими холдингами и их дочерними организациями), нематериальные активы, доли участия в уставном капитале или ценные бумаги, не включенные в официальный список организаторов торгов Республики Казахстан и (или) организаторов торгов, признаваемых международными фондовыми биржами, (за исключением принятых в залоговое обеспечение долей участия в уставном капитале и (или) ценных бумаг юридических лиц, у которых отношение задолженности по займам, выданным на цели, не связанные с финансированием оборотных средств, к прибыли до вычета расходов по выплате начисленных вознаграждений, налоговых отчислений и начисленной амортизации (EBITDA) (ЕБИТДА) составляет не более 4), бумажные зерновые расписки, залоговое обеспечение, находящееся за пределами Республики Казахстан (за исключением залогового обеспечения, находящегося в странах Евразийского Экономического Союза, при наличии заключения юридических консультантов или специалистов дочерних организаций банка согласно праву указанных стран, подтверждающих надлежащее оформление залогового обеспечения);
6) беззалоговый потребительский заем - потребительский заем, за исключением:
займов, обеспеченных залогом прав на недвижимое имущество, залогом движимого имущества, подлежащим обязательной государственной регистрации, полностью покрывающими сумму выдаваемого займа;
займов, обеспеченных залогом прав по эмиссионным ценным бумагам, подлежащим регистрации, полностью покрывающие сумму выдаваемого займа;
займов, обеспеченных залогом права требования по договорам долевого участия в жилищном строительстве, полностью покрывающие сумму выдаваемого займа;
займов, обеспечением по которым выступают деньги, полностью покрывающие сумму выдаваемого займа;
займов, выдаваемых в рамках системы образовательного кредитования;
займов, выдаваемых в рамках системы жилищных строительных сбережений;
7) заем - осуществление банком банковских заемных, лизинговых, факторинговых, форфейтинговых операций, учет векселей и дебиторская задолженность по ранее выданным банковским займам;
8) заемщик - физическое или юридическое лицо, заключившее договор займа (кредита);
9) провизии (резервы) - резервы, созданные под обесценение займа;
10) созаемщик - физическое или юридическое лицо, подписывающее договор займа (кредита) вместе с заемщиком и выступающее по договору займа (кредита) в качестве солидарного ответственного за выполнение обязательств по возврату полученных денег;
11) off-take (офф-тейк) контракт - соглашение между производителем (поставщиком) и заказчиком о продаже товаров и (или) услуг с поставкой в будущем на заранее оговоренных условиях по стоимости, количеству (объему) и срокам поставки.
(Пункт 2 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 31.07.2023 г. №67)
(см. предыдущую редакцию)
2-1. Договор банковского займа заключается банком с юридическим лицом в рамках договора государственно-частного партнерства и соответствует следующим условиям:
инвестиционный период реализации проекта государственно-частного партнерства не превышает 36 (тридцати шести) месяцев. Инвестиционным периодом является период с даты заключения договора банковского займа (соглашения о предоставлении (открытии) кредитной линии) по дате начала выплаты компенсации инвестиционных затрат;
поэтапное финансирование проекта государственно-частного партнерства в пределах суммы займа (займа, выданного в рамках кредитной линии) осуществляется в следующем порядке:
сумма поэтапного финансирования в течение одной четверти инвестиционного периода не превышает 30 (тридцати) процентов общего размера займа (займа, выданного в рамках кредитной линии);
сумма поэтапного финансирования в течение половины инвестиционного периода не превышает 50 (пятидесяти) процентов общего размера займа (займа, выданного в рамках кредитной линии);
технический надзор за объектом строительства осуществляется юридическим лицом, выбранным банком на основе договора государственно-частного партнерства.
Договор страхования, заключенный со страховой организацией, имеющей рейтинг не ниже "ВВ+" рейтингового агентства Standard&Poor"s или других рейтинговых агентств содержит исключительно следующие условия, позволяющие страховщику отказать (не осуществить) в страховой выплате (страховую выплату) выгодоприобретателю (банку):
требования страхователя (застрахованного, выгодоприобретателя) о возмещении убытков превышают размер страховой суммы;
ущерб или расходы возникли в результате воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, гражданской войны, народных волнений всякого рода, массовых беспорядков или забастовок;
договор банковского займа признан недействительным;
внесение изменений в договор банковского займа, договор залога, договор гарантии или поручительство без письменного согласования таких изменений со страховщиком;
сообщение выгодоприобретателем (банком) страховщику заведомо ложных сведений об объекте страхования, страховом риске, страховом случае и его последствиях;
получение выгодоприобретателем (банком) полного возмещения убытка от лица, ответственного за убытки, или третьей стороны;
воспрепятствование выгодоприобретателем (банком) страховщику в расследовании обстоятельств наступления страхового случая и в установлении размера причиненного убытка;
отказ выгодоприобретателя (банка) от своего права требования по договору займа к страхователю, в том числе в судебном или внесудебном порядке.
В договоре страхования допускается указание условия осуществления страховой выплаты без учета (за вычетом) договора залога, признанного судом недействительным. В данном случае договор страхования учитывается в качестве обеспечения за вычетом договора залога, признанного судом недействительным.
При принятии банком в качестве обеспечения договор страхования принимается за вычетом безусловной франшизы.
(Пункт 2-1 введен в соответствии с Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27.08.2018 г. №196)
2-2. Деньги, поступающие в будущем по off-take контракту, исключаются из нетвердых видов залога в случае соблюдения следующих условий:
1) заказчиком является:
юридическое лицо, более 50 (пятидесяти) процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого прямо или косвенно принадлежат государству или национальному управляющему холдингу, либо;
государственное учреждение, либо;
местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы;
юридическое лицо с рейтингом не ниже "ВB-" рейтингового агентства Standard & Poor"s или других рейтинговых агентств, либо;
крупное системообразующее предприятие, либо;
юридическое лицо, не менее 70 (семидесяти) процентов доходов которого в течение последних 2 (двух) лет формируются лицами, указанными в абзацах втором, третьем, четвертом, пятом и шестом настоящего подпункта;
2) условиями контракта предусматривается обязательное исполнение заказчиком своих обязательств перед производителем (поставщиком) при надлежащем исполнении производителем (поставщиком) обязательств, принятых по контракту;
3) у производителя (поставщика) - заемщика имеется положительная кредитная история по данным кредитного бюро, выражающаяся в отсутствии просроченной задолженности сроком более 60 (шестидесяти) календарных дней за последние 2 (два) года.
Для целей Нормативов к крупным системообразующим предприятиям относятся предприятия, соответствующие следующим критериям:
выручка от реализации продукции (оказания услуг) составляет не менее 50 (пятидесяти) миллиардов тенге ежегодно за последние 2 (два) года;
налоговые отчисления составляют не менее 3 (трех) миллиардов тенге ежегодно за последние 2 (два) года.
В период с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года включительно имущество, являющееся обеспечением по договору синдицированного займа, исключается из нетвердых видов залога в случае соблюдения следующих условий:
по договору синдицированного займа банком-агентом является банк, имеющий долговой рейтинг не ниже "ВВ+" агентства Standard & Poor"s или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств;
доля финансирования банком-агентом составляет не менее 50 (пятидесяти) процентов от суммы финансирования по договору синдицированного займа;
по договору синдицированного займа сумма финансирования выделяется на инвестиционные цели по строительству производственных объектов;
финансируемым проектом предусматривается безубыточность проектной компании и положительные денежные потоки от операционной и финансовой деятельности в период после введения объекта строительства в эксплуатацию и до окончания срока финансирования;
сумма финансирования по договору синдицированного займа выдается на срок не менее 7 (семи) лет.
(Пункт 2-2 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 28.05.2021 №68)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 2. Минимальный размер уставного и собственного капиталов банка
3. Минимальный размер уставного и собственного капиталов для вновь создаваемого банка устанавливается в размере 10 000 000 000 (десяти миллиардов) тенге.
4. Минимальный размер собственного капитала банка устанавливается в следующем порядке:
для жилищного строительного сберегательного банка в размере 4 000 000 000 (четырех миллиардов) тенге;
для других банков в размере 10 000 000 000 (десяти миллиардов) тенге.
(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 21.09.2020 №82)
(см. предыдущую редакцию)
5. Банк выкупает у акционеров собственные акции при условии, что такой выкуп не приведет к нарушению любого из пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов размера капитала банка, установленных уполномоченным органом.
(Пункт 5 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 31.07.2023 г. №67)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 3. Коэффициент достаточности собственного капитала
6. Достаточность собственного капитала банка характеризуется следующими коэффициентами:
1) коэффициент достаточности основного капитала k1:
отношением основного капитала к сумме:
активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска;
активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска;
операционного риска;
2) коэффициент достаточности капитала первого уровня k1-2:
отношением капитала первого уровня к сумме:
активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска;
активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска;
операционного риска;
3) коэффициент достаточности собственного капитала k2:
отношением собственного капитала к сумме:
активов, условных и возможных обязательств, взвешенных по степени кредитного риска;
активов, условных и возможных требований и обязательств, рассчитанных с учетом рыночного риска;
операционного риска.
Активы, условные и возможные обязательства, взвешенные по степени риска, принимаемые в расчет коэффициентов k1, k1-2 и k2 включаются за вычетом резервов, сформированных в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - МСФО).
Значения коэффициентов достаточности капитала определяются как сумма значений, установленных согласно Значениям коэффициентов достаточности капитала согласно приложению 2 к Нормативам.
В дополнение к значениям коэффициентов достаточности собственного капитала устанавливаются следующие значения буферов собственного капитала:
требование к консервационному буферу выполняется на постоянной основе и составляет:
для всех банков:
с 1 января 2015 года - 1 (один) процент;
с 1 января 2016 года - 1 (один) процент;
с 1 января 2017 года - 2 (два) процента;
с 1 июня 2020 года - 1 (один) процент;
с 1 июля 2021 года - 2 (два) процента;
для системно значимых банков:
с 1 января 2015 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента;
с 1 января 2016 года - 2,5 (две целых пять десятых) процента;
с 1 января 2017 года - 3 (три) процента;
с 1 июня 2020 года - 2 (два) процента;
с 1 июля 2021 года - 3 (три) процента;
контрциклический буфер, размер и сроки введения которого устанавливаются Нормативами не менее чем за 12 (двенадцать) месяцев до даты начала расчета контрциклического буфера. Диапазон размера контрциклического буфера составляет от 0 (нуля) процентов до 3 (трех) процентов от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных с учетом рисков;
системный буфер, требование к расчету которого распространяется на системно значимые банки, признанные системно значимыми банками в соответствии с постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 23 декабря 2019 года №240 "Об утверждении Правил отнесения финансовых организаций к числу системно значимых", зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под №19925. Требование к системному буферу выполняется с 1 января 2017 года на постоянной основе и составляет 1 (один) процент от суммы активов, условных и возможных обязательств, взвешенных с учетом рисков.
Если фактические значения коэффициентов капитала банка k1, k1-2 и k2 не ниже установленных согласно Значениям коэффициентов достаточности капитала согласно приложению 2 к Нормативам, но при этом любой из указанных коэффициентов ниже чем установленные значения коэффициентов достаточности капитала с учетом буферов собственного капитала, то на использование нераспределенного чистого дохода банка накладывается ограничение согласно Минимальному размеру ограничения нераспределенного чистого дохода согласно приложению 3 к Нормативам, в части прекращения выплаты дивидендов и обратного выкупа акций, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Казахстан "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах).
На банки, имеющие положительную разницу, и фактические значения коэффициентов достаточности капитала (k1, k1-2 и k2) которых не ниже установленных согласно Значениям коэффициентов достаточности капитала согласно приложению 2 к Нормативам, но при этом любой из указанных коэффициентов ниже чем установленные значения коэффициентов достаточности капитала с учетом буферов собственного капитала, накладывается ограничение на использование нераспределенного чистого дохода согласно Минимальному размеру ограничения нераспределенного чистого дохода согласно приложению 3 к Нормативам, в части прекращения выплаты дивидендов и обратного выкупа акций, за исключением случаев, предусмотренных Законом об акционерных обществах.
При возникновении случая, предусмотренного в части шестой настоящего пункта, банк и (или) его акционеры, банковский холдинг и (или) его крупные участники разрабатывают и представляют в уполномоченный орган для одобрения план мероприятий, который, не ограничиваясь нижеследующим, содержит следующую информацию о (об):
мероприятиях по капитализации банка до уровня, достаточного для покрытия положительной разницы, включающих в том числе пополнение уставного капитала, и (или) увеличение чистой нераспределенной прибыли, и (или) выкуп акционерами сомнительных и (или) безнадежных активов;
мероприятиях сроком не более 5 лет по поэтапному улучшению качества активов и возврату проблемной задолженности, включая следующие меры:
погашение проблемной задолженности за счет залогового обеспечения и последующая его реализация либо принятие дополнительного залогового обеспечения;
реализация и (или) уступка права (требования) по договору банковского займа дочерней организации банка, приобретающей сомнительные и безнадежные активы родительского банка, коллекторским агентствам, банкам, организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, организациям, специализирующимся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, специальной финансовой компании, созданной в соответствии с Законом Республики Казахстан "О проектном финансировании и секьюритизации", при сделке секьюритизации;
реализация и (или) передача активов третьим лицам;
финансовой модели банка на период не менее 5 лет в разрезе каждого года, составленной с учетом стратегии развития банка, утвержденной уполномоченным органом банка;
обязательствах, принимаемых банком и (или) его акционерами, банковским холдингом и (или) крупными участниками в период действия плана мероприятий;
сроках исполнения плана мероприятий по каждому его пункту;
перечне руководящих работников, ответственных за исполнение плана мероприятий (с указанием руководящих работников, ответственных за исполнение по каждому пункту плана мероприятий).
В случае перевыполнения плана мероприятий в отчетном периоде допускается зачет исполнения плана мероприятий в следующем отчетном периоде.
В случае несоблюдения плана мероприятий уполномоченный орган применяет меры надзорного реагирования в соответствии с Законом о банках.
Значения коэффициентов достаточности собственного капитала с учетом буферов собственного капитала достигаются за счет компонентов основного капитала, перечень которых установлен пунктом 10 Нормативов.
Размер буферов собственного капитала, рассчитанный в соответствии с требованиями Нормативов, не отражается в бухгалтерском учете.
Значения коэффициентов достаточности собственного капитала и буферов собственного капитала пересматриваются уполномоченным органом не реже 1 (одного) раза в 3 (три) года.
(Пункт 6 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 28.10.2022 г. №78)
(см. предыдущую редакцию)
7. Собственный капитал рассчитывается как сумма капитала первого уровня и капитала второго уровня.
(Пункт 7 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлениями Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27.08.2018 г. №196, 18.03.2019 г. №36, 10.09.2019 г. №151)
(см. предыдущую редакцию)
8. Для целей Нормативов, помимо долгосрочных кредитных рейтинговых оценок агентства Standard & Poor"s, уполномоченным органом также признаются долгосрочные кредитные рейтинговые оценки других рейтинговых агентств.
Для целей Нормативов к международным финансовым организациям относятся следующие организации:
Азиатский банк развития (the Asian Development Bank);
Африканский банк развития (the African Development Bank);
Банк Развития Европейского Совета (the Council of Europe Development Bank);
Евразийский банк развития (Eurasian Development Bank);
Европейский банк реконструкции и развития (the European Bank for Reconstruction and Development);
Европейский инвестиционный банк (the European Investment Bank);
Исламский банк развития (the Islamic Development Bank);
Исламская корпорация по развитию частного сектора (ICD);
Межамериканский банк развития (the Inter-American Development Bank);
Международная ассоциация развития;
Международная финансовая корпорация (the International Finance Corporation);
Международный банк реконструкции и развития (the International Bank for Reconstruction and Development);
Международный валютный фонд;
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров;
Многостороннее агентство гарантии инвестиций;
Скандинавский инвестиционный банк (the Nordic Investment Bank).
9. Для целей пункта 4 статьи 8 Закона о банках инвестиции банка при расчете собственного капитала с 1 июля 2011 года представляют собой вложения в субординированный долг юридического лица, совокупный размер которых превышает 10 (десять) процентов суммы капитала первого уровня и капитала второго уровня банка.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 16 января 2024 года