Дата обновления БД:
30.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
341 / 962
Всего документов в БД:
137659
Неофициальный перевод
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 19 июля 2018 года №116
(В редакции Законов Республики Молдова от 12.02.2021 г. №13, 11.11.2021 г. №178, 11.11.2021 г. №175, 15.07.2022 г. №155, 20.07.2023 г. №201, 31.07.2023 г. №246, 22.12.2023 г. №414, 28.12.2023 г. №452, 12.04.2024 г. №86)
Парламент принимает настоящий кодекс.
Книга первая. Общие положения
Глава I Административное законодательство
Статья 1. Административное законодательство
(1) Административное законодательство представляет собой основополагающую правовую базу, обеспечивающую регулирование административных отношений при осуществлении административной деятельности и судебного контроля за этой деятельностью.
(2) Административное законодательство основывается на конституционных нормах, получивших развитие в настоящем кодексе, других законах и иных, подзаконных нормативных актах, которыми регулируются административные отношения и которые должны соответствовать Конституции Республики Молдова.
(3) Подзаконные нормативные акты применяются при регулировании административных отношений лишь в случае, если они изданы на основании закона и не противоречат ему.
Статья 2. Регулирование административных отношений
(1) Положения настоящего кодекса определяют правовой статус участников административных отношений, полномочия административных органов публичной власти и судебных инстанций, компетентных рассматривать административные споры, права и обязанности участников административного производства и административного судопроизводства.
(2) Определенные аспекты, касающиеся административной деятельности по специфическим областям деятельности, могут регулироваться специальными законодательными нормами, отступающими от положений настоящего кодекса, только если такое регулирование крайне необходимо и не противоречит принципам настоящего кодекса.
(3) Положения настоящего кодекса не применяются:
a) к частноправовым отношениям, участниками которых являются органы публичной власти;
b) к правоотношениям органов публичной власти, действующих на основании Кодекса о правонарушениях или Уголовного кодекса;
c) к актам, подлежащим контролю конституционности со стороны Конституционного суда;
d) к процедуре разработки и принятия нормативных актов.
Статья 3. Цель административного законодательства
Целью административного законодательства является регулирование процесса осуществления административной деятельности и судебного контроля за этой деятельностью, направленное на обеспечение соблюдения предусмотренных законом прав и свобод физических и юридических лиц с учетом общественных интересов и норм правового государства.
Статья 4. Административное законодательство и международные договоры
Если международным договором, одной из сторон которого является Республика Молдова, установлены иные положения, нежели предусмотренные административным законодательством, применяются положения международного договора.
Глава II Определение некоторых понятий
Статья 5. Административная деятельность
Административная деятельность представляет собой совокупность индивидуальных и нормативных административных актов, административных договоров, реальных актов, а также административных действий, осуществляемых органами публичной власти в режиме публичной власти, при помощи которых организуется применение закона и непосредственно применяется закон.
Статья 6. Административное производство
(1) Административное производство - это имеющая внешние последствия деятельность органов публичной власти, направленная на рассмотрение условий для издания индивидуального административного акта, его подготовку и издание, рассмотрение условий для заключения административного договора, его подготовку и заключение или рассмотрение условий для принятия меры, относящейся сугубо к публичной власти, ее подготовку и принятие.
(2) Издание индивидуального административного акта, заключение административного договора или принятие меры, относящейся сугубо к публичной власти, являются частями административного производства.
Статья 7. Органы публичной власти
Органом публичной власти признаются любые учрежденные законом или иным нормативным актом организационная структура или орган, действующие в режиме публичной власти в целях реализации общественного интереса.
Статья 8. Режим публичной власти
Режим публичной власти представляет собой совокупность предусмотренных законом полномочий по реализации задач органов публичной власти, придающих их действиям в отношениях с физическим или юридическими лицами обязательную юридическую силу.
Статья 9. Петиция
(1) В целях настоящего кодекса под петицией понимается любое заявление, обращение или предложение, адресованное физическим или юридическим лицом органу публичной власти.
(2) Посредством заявления испрашивается издание индивидуального административного акта или осуществление административного действия.
(3) Посредством обращения информируется орган публичной власти об определенной проблеме, представляющей личный или общественный интерес.
(4) Предложение направлено на совершение органом публичной власти определенных действий, представляющих общественный интерес.
Статья 10. Индивидуальный административный акт
(1) Индивидуальный административный акт - это любое распоряжение, решение или иная официальная мера, принимаемые органом публичной власти для регулирования единичного случая в области публичного права с целью порождения прямых правовых последствий через создание, изменение или прекращение публично-правовых отношений.
(2) Решение органа публичной власти о предоставлении возмещения ущерба, причиненного незаконной административной деятельностью, является индивидуальным административным актом.
Статья 11. Виды индивидуальных административных актов
(1) Индивидуальные административные акты подразделяются на:
a) обременяющие - акты, возлагающие на их адресатов обязанности, санкции, поручения или затрагивающие права/законные интересы лиц либо полностью или частично отказывающие в предоставлении запрошенной выгоды;
b) благоприятствующие - акты, приносящие их адресатам пользу или выгоду любого рода.
(2) Адресатом индивидуального административного акта является только лицо, на которое направлен соответствующий административный акт. Третьи лица, права которых затрагиваются индивидуальным административным актом, не являются его адресатами.
(3) Административный акт о регулярном предоставлении материальных или денежных выплат является индивидуальным административным актом, которым такая выплата предоставляется в течение определенного или неопределенного числа последовательных периодов времени.
Статья 12. Нормативный административный акт
Нормативный административный акт - это подзаконный правовой акт, принятый, утвержденный или изданный органом публичной власти на основании конституционных или законодательных положений, не подлежащий контролю конституционности и устанавливающий обязательный порядок применения для неопределенного числа идентичных ситуаций.
Статья 13. Административный договор
Административный договор - это договор, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются публично-правовые отношения, если законом не предусмотрено иное.
Статья 14. Реальные акты
(1) Реальный акт - это публично-правовая административная деятельность, нацеленная не на конкретное или абстрактное регулирование, а на реальный результат.
(2) Реальными актами являются, в частности, справочная информация, предупреждения или рекомендации органов публичной власти и предпринимаемые ими действия.
(3) В части, в какой положения настоящего кодекса не содержат императивных требований, в отношении реальных актов применяются соответствующим образом положения, относящиеся к индивидуальным административным актам, если это не исключается различиями между индивидуальным административным актом и реальным актом.
Статья 15. Административные действия
(1) Административные действия - это волеизъявления или действия органов публичной власти, не порождающие правовых последствий как таковых.
(2) Административные действия могут быть оспорены только вместе с индивидуальным административным актом, за исключением административных действий, подлежащих исполнению или направленных против третьих лиц.
Статья 16. Дискреционное право органа публичной власти
(1) Дискреционное право органа публичной власти состоит в праве выбора им при применении какого-либо законоположения одного из нескольких возможных решений, соответствующих цели закона.
(2) Осуществление дискреционного права не допускает произвола в административной деятельности.
Статья 17. Нарушенное право
Нарушенное право - это любые установленные законом право или свобода, ущемленные административной деятельностью.
Статья 18. Общественный интерес
К сфере общественного интереса относятся правопорядок, демократия, обеспечение прав и свобод лиц, а также их обязанности, удовлетворение социальных нужд, осуществление полномочий органов публичной власти, их надлежащее функционирование в рамках закона.
Статья 19. Предварительное заявление
Предварительное заявление представляет собой институт, дающий возможность досудебного разрешения административных споров.
Статья 20. Административный иск
В случае нарушения вследствие административной деятельности права или свободы, установленных законом, может подаваться административный иск, решение по которому принимается судебными инстанциями, компетентными осуществлять административное судопроизводство в соответствии с настоящим кодексом.
Глава III Принципы
Часть 1 Общие принципы
Статья 21. Законность
(1) Органы публичной власти и компетентные судебные инстанции обязаны действовать в соответствии с законом и иными нормативными актами.
(2) Осуществление законных полномочий не может противоречить цели, для которой они устанавливались.
(3) Органы публичной власти и компетентные судебные инстанции вправе ограничивать осуществление прав и свобод лиц только в случаях и при условиях, прямо установленных законом.
Статья 22. Исследование по собственной инициативе
(1) Органы публичной власти и компетентные судебные инстанции исследуют обстоятельства дела по собственной инициативе. Они определяют способ и объем расследования и не связаны ни доводами участников, ни их ходатайствами об истребовании доказательств.
(2) Пока не будет доказано обратное, факты, известные органам публичной власти или компетентным судебным инстанциям, общеизвестные факты и факты, предполагаемые в силу законоположений, не требуют доказательства.
Статья 23. Равное отношение
(1) Органы публичной власти и компетентные судебные инстанции действуют с соблюдением принципа равенства и недискриминации.
(2) Органы публичной власти и компетентные судебные инстанции должны одинаково относиться к лицам, находящимся в сходных ситуациях. Любая разница в отношении должна быть объективно обоснованной.
(3) Как в рамках административного производства, так и в рамках административного судопроизводства или по результатам таковых никто не может пользоваться привилегиями, не может быть ущемлен в правах, лишен прав или освобожден от обязанностей по признаку расы, семейного происхождения, пола, языка, гражданства, национальности, вероисповедания, политических или идеологических убеждений, образования, материального или социального положения.
Статья 24. Добросовестность
(1) Участники административного производства и административного судопроизводства должны добросовестно осуществлять свои права и исполнять свои обязанности, не нарушая процессуальных прав других участников.
(2) Участник, допускающий злоупотребления при осуществлении своих процессуальных прав или недобросовестно исполняющий свои процессуальные обязанности, несет ответственность согласно закону за причиненный им материальный и моральный ущерб.
Статья 25. Беспристрастность
Органы публичной власти и компетентные судебные инстанции должны беспристрастно осуществлять свои законные полномочия независимо от их убеждений или интересов лиц, которые их представляют.
Статья 26. Язык производства
Производство в органах публичной власти и в компетентных судебных инстанциях ведется на языке, предусмотренном законодательством.
Статья 27. Применение разумного срока
Если настоящим кодексом или иными специальными законами не установлен определенный срок, органы публичной власти и компетентные судебные инстанции должны предпринимать действия в разумный срок.
Часть 2 Принципы административного производства
Статья 28. Эффективность
(1) Административное производство осуществляется простым, адекватным, оперативным и эффективным образом, сообразным с его целью. Осуществление административного производства с использованием электронных средств коммуникации обязательно во всех случаях, когда эти средства могут быть использованы, за исключением случаев, когда законом предусмотрено иное.
(2) Административное производство осуществляется в письменной форме, на бумажном носителе или в электронном формате, если неотложный характер какой-либо меры не требует устного ведения административного производства.
(В статью 28 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 11.11.2021 №175)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 29. Соразмерность
(1) Любая принимаемая органом публичной власти мера, затрагивающая предусмотренные законом права или свободы, должна отвечать принципу соразмерности.
(2) Мера, принимаемая органом публичной власти, считается соразмерной, если она:
a) подходит для достижения преследуемой цели согласно предоставленному законом полномочию;
b) необходима для достижения этой цели;
c) разумна.
(3) Мера, принимаемая органом публичной власти, считается разумной, если производимое ею вмешательство не является несоразмерным преследуемой цели.
Статья 30. Правовая определенность
(1) Органы публичной власти не могут принимать меры, имеющие обратную силу, за исключением предусмотренных законом случаев.
(2) Органы публичной власти не могут принимать меры, затрагивающие окончательные правовые ситуации или приобретенные права, за исключением случаев, когда в соответствии с законом это крайне необходимо в общественных интересах.
Статья 31. Обоснование
Письменные индивидуальные административные акты и административные действия требуют обоснования.
Статья 32. Понятность и прозрачность действий органа публичной власти
(1) Административное производство организуется таким образом, чтобы его участникам был понятен каждый его этап. Если от какого-либо участника производства требуется выполнить определенные действия, ему ясно и понятно разъясняется порядок их осуществления.
(2) Органы публичной власти должны в предусмотренном законом порядке обеспечить беспрепятственное участие заинтересованных лиц в административном производстве.
Статья 33. Связь
Межведомственная коммуникация и связь с участниками или общественностью в рамках административного производства осуществляются любыми средствами (вербальное общение, почта, телефон, факс, электронная почта и т. д.), при этом предпочтение отдается средствам, обеспечивающим большую эффективность, оперативность и экономию затрат, в частности электронным средствам коммуникации.
(В статью 33 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 11.11.2021 №175)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 34. Взаимодействие
Органы публичной власти обязаны cодействовать и сотрудничать в целях реализации предоставленных им законом полномочий.
Статья 35. Ответственность
Органы публичной власти и представляющие их физические лица несут в соответствии с законом, по обстоятельствам, уголовную, правонарушительную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность за неосуществление или ненадлежащее осуществление административной деятельности.
Часть 3 Принципы административного судопроизводства
Статья 36. Верховенство права
(1) Судебная инстанция, компетентная рассматривать административные иски, обязана соблюдать принцип верховенства права, в соответствии с которым достоинство человека, его права и свободы являются высшими ценностями и гарантируются государством.
(2) Компетентные судебные инстанции применяют принцип верховенства права с учетом судебной практики Европейского суда по правам человека.
Статья 37. Независимость судей
При осуществлении судебного контроля за административной деятельностью компетентные судебные инстанции и судьи независимы и подчиняются только закону. Любое вмешательство в судебную деятельность недопустимо и влечет предусмотренную законом ответственность.
Статья 38. Юридические слушания и право на справедливый суд
(1) До вынесения судебного решения в первой инстанции участникам производства предоставляется возможность выразить свои соображения. Слушания могут проводиться устно или в письменной форме.
(2) Любое лицо имеет право на справедливое разбирательство его дела в разумный срок независимой и беспристрастной судебной инстанцией, созданной на основании закона. Для этого судебная инстанция обязана принять все разрешенные законом меры и обеспечить оперативное осуществление судопроизводства.
Статья 39. Свободный доступ к правосудию
(1) Судебный контроль за административной деятельностью гарантируется и не может быть ограничен.
(2) Любое лицо, чье право нарушено органом публичной власти в смысле статьи 17 или неудовлетворением заявления в установленный законом срок, может обратиться в компетентную судебную инстанцию.
Статья 40. Право на защиту
(1) Право на защиту гарантируется.
(2) Участникам судопроизводства обеспечивается возможность участвовать во всех этапах его осуществления.
(3) Судебная инстанция может потребовать личной явки участников судопроизводства даже при наличии у них представителей.
Статья 41. Устность
Судебное разбирательство по административным делам проводится устно, если законом не предусмотрено иное.
Статья 42. Непосредственность
Исследование доказательств осуществляется непосредственно компетентной судебной инстанцией, рассматривающей спор, если законом не предусмотрено иное.
Статья 43. Состязательность и процессуальное равноправие участников судопроизводства
Рассмотрение дел в порядке административного судопроизводства осуществляется на основе принципа состязательности и процессуального равноправия участников судопроизводства.
Книга вторая. Административное производство
Раздел I Общие положения
Глава I Участники административного производства
Статья 44. Участники административного производства
(1) Участниками административного производства являются орган публичной власти, любое физическое и юридическое лицо, которое обратилось за возбуждением производства или в отношении которого производство возбуждено, а также любое другое лицо, привлеченное к участию в административном производстве органом публичной власти.
(2) Если административное производство предполагает необходимость решения вопроса об общих правах и обязанностях нескольких участников либо если права и обязанности участников имеют одни и те же фактические или правовые основания, их участие в административном производстве является обязательным.
(3) Орган публичной власти обязан, по собственной инициативе или по заявлению, привлечь к участию в административном производстве лиц, права которых могут быть затронуты административным производством. Если органу публичной власти известно о таких лицах, он должен сообщить им о возбуждении административного производства или о его проведении.
(4) В целях оперативного осуществления административного производства орган публичной власти вправе допустить одновременное рассмотрение нескольких петиций, поданных несколькими участниками в один и тот же орган публичной власти, если на основании материального правоотношения между этими участниками петиции связаны предъявленными требованиями или общими вопросами и если они могут быть рассмотрены в едином производстве одним и тем же органом публичной власти. Каждый из участников участвует в административном производстве независимо от остальных участников.
(5) Лицо, заслушиваемое в рамках административного производства в качестве свидетеля, эксперта, специалиста или по иным основаниям, не становится тем самым участником административного производства.
Статья 45. Представительство в административном производстве
(1) Физические лица участвуют в административном производстве лично или через своих представителей.
(2) Физические лица, которые в соответствии с нормами гражданского права не обладают дееспособностью или признаны ограниченно дееспособными, действуют в административном производстве через своих законных представителей.
(3) Юридические лица действуют через своих представителей.
(4) Органы публичной власти действуют через своих руководителей или представителей.
Статья 46. Уполномоченные представители
(1) Участники могут быть представлены в административном производстве уполномоченным лицом. Полномочия представителя подтверждаются доверенностью (подписанной собственноручной или электронной подписью) или представительским полномочием на основании электронной подписи, созданным в Регистре представительских полномочий (далее - полномочие на основании электронной подписи). В части, в какой из содержания доверенности или полномочия на основании электронной подписи не следует иное, они дают полномочия на совершение любых процессуальных действий, связанных с административным производством.
(2) Уполномоченный представитель предъявляет доверенность или полномочие на основании электронной подписи по требованию. Действительность доверенности регулируется Гражданским кодексом.
(3) Если для участия в административном производстве назначен уполномоченный представитель, орган публичной власти должен обращаться к нему. Орган публичной власти может обратиться и непосредственно к представляемому участнику, если таковой обязан содействовать административному производству. Об этом незамедлительно извещается уполномоченный представитель.
(В статью 46 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 11.11.2021 №175)
(см. предыдущую редакцию)
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 31 мая 2024 года