Недействующая редакция. Принята: 25.04.2024 / Вступила в силу: 16.05.2024

Недействующая редакция, не действует с 20 июня 2024 года

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 29 июля 2016 года №209

Об отходах

(В редакции Законов Республики Молдова от 21.09.2017 г. №185, 15.12.2017 г. №288, 16.03.2018 г. №36, 26.07.2018 г. №177 (вступил в силу 17.09.2018 г.), 26.07.2018 г. №187, 08.11.2018 г. №239, 22.11.2018 г. №253, 11.03.2019 г. №22, 15.08.2019 г. №116, 16.12.2020 г. №257, 10.03.2022 г. №54, 09.06.2022 г. №156, 21.07.2022 г. №217, 02.02.2023 г. №18, 25.04.2024 г. №97)

По всему тексту закона:

- слова "центральный орган публичного управления в области окружающей среды" и "Центральный орган публичного управления в области окружающей среды" заменить словами "Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды" в соответствующем падеже;

- слова "регулирующий орган" заменить словами "Агентство окружающей среды" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 15.08.2019 г. №116

(По всему тексту Закона слова "Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды" заменены словами "Министерство окружающей среды" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 09.06.2022 №156)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет и область применения

(1) Настоящий закон устанавливает правовые основы, государственную политику и необходимые меры по охране окружающей среды и здоровья населения путем предотвращения или уменьшения отрицательного воздействия, вызванного образованием и управлением отходами, и сокращения общего воздействия расходования ресурсов, а также повышения эффективности их использования, поддерживая социальную устойчивость и экономическую приемлемость для обеспечения перехода к экономике замкнутого цикла.

(1-1) Настоящий закон включает в себя правила, относящиеся к области управления отходами, и устанавливает:

а) правила по предотвращению образования отходов и управлению ими;

b) права и обязанности лиц, участвующих в управлении отходами;

c) полномочия органов публичного управления в области управления отходами.

(2) Положения настоящего закона не распространяются на:

a) газообразные выбросы в атмосферу;

b) почву (по месту нахождения), включая неизвлеченный загрязненный грунт и прочно связанные с землей строения;

c) незагрязненную почву и другие природные материалы, извлеченные в процессе строительных работ, в случае, если эти материалы предназначены для использования в их естественном состоянии на участке, откуда они были извлечены;

d) радиоактивные отходы;

e) дезактивированные взрывчатые вещества;

f) фекальные материалы в случае, если они не подпадают под действие пункта b) части (3), солому и другие неопасные природные материалы сельскохозяйственного или лесохозяйственного происхождения и материалы, используемые в сельском или лесном хозяйстве либо для производства энергии из биомассы безопасными для окружающей среды и здоровья населения способами или методами.

(3) В части, в которой регулируются иными законодательными актами, из области применения настоящего закона исключаются:

a) сточные воды;

b) субпродукты животного происхождения, в том числе переработанные продукты, за исключением продуктов, подлежащих сжиганию, складированию или использованию в установках для производства биогаза или компоста;

c) туши умерших животных, за исключением забитых, в том числе туши животных, умерщвленных с целью искоренения эпизоотий и уничтоженных в соответствии с нормами ветеринарно-санитарного законодательства;

d) отходы, образующиеся в результате изысканий, добычи, переработки и хранения минеральных ресурсов, а также эксплуатации карьеров.

(4) Без ущерба для обязательств, предусмотренных другими применимыми законодательными актами, отложения, помещаемые в поверхностные воды в целях управления водными ресурсами и водными путями или предотвращения наводнений, смягчения последствий наводнений и засухи или санитарной очистки земель, не подпадают под действие настоящего закона при наличии доказательств, что данные отложения являются неопасными.

(5) Управление определенными категориями отходов регулируется другими законодательными актами и утвержденными Правительством нормативными актами, разработанными на основании настоящего закона и международных договоров, стороной которых является Республика Молдова.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 25.04.2024 г. №97)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Понятия

В целях настоящего закона используются следующие понятия:

1) природоохранное разрешение на управление отходами – разрешительный документ, выдаваемый Агентством окружающей среды, подведомственным органу центрального публичного управления в области окружающей среды, разрешающий осуществление деятельности по управлению отходами согласно настоящему закону;

1-1) администрирование службы управления муниципальными отходами – деятельность органов местного публичного управления, осуществляемая в целях установления правил оказания услуги по управлению муниципальными отходами, принятия правил управления муниципальными отходами, а также мониторинга соблюдения этих правил управления муниципальными отходами;

2) биологические отходы – биологически разлагаемые садово-парковые отходы, пищевые отходы или кухонные отбросы домашних хозяйств, ресторанов, кейтеринговых фирм или магазинов розничной торговли, сопоставимые с отходами, получаемыми на предприятиях по переработке продовольственных товаров. К ним не относятся отходы сельского и лесного хозяйства, навоз, осадки сточных вод или другие биоразлагаемые отходы, такие как натуральный текстиль, бумага или переработанная древесина и субпродукты пищевой промышленности, которые никогда не становятся отходами;

3) брокер – любое физическое или юридическое лицо, занимающееся переработкой или удалением отходов от имени других лиц, в том числе брокеры, которые не являются фактическими владельцами отходов;

4) наилучшие имеющиеся методы (НИМ) – наиболее передовые и эффективные разработки, зарегистрированные на данном этапе развития для различных видов деятельности, процессов и способов функционирования, которые свидетельствуют о практической целесообразности использования определенных методов в качестве базы для установления предельно допустимых выбросов/сбросов загрязняющих веществ, а также других условий выдачи разрешения с целью предотвращения загрязнения или, если предотвращение невозможно, для сокращения выбросов/сбросов и воздействия на окружающую среду в целом:

a) методы – включают как используемую технологию, так и способы проектирования, сооружения, обслуживания, эксплуатации, а также вывода из эксплуатации установки и меры по восстановлению участка согласно законодательству в области экологической экспертизы;

b) имеющиеся – относятся к методам, достигшим уровня, позволяющего внедрять их в соответствующем секторе промышленности при условии экономической и технической обоснованности с учетом затрат и преимуществ, вне зависимости от того, используются и внедряются ли эти методы на национальном уровне, и при условии их доступности оператору на приемлемых условиях;

c) наилучшие – относятся к самым эффективным методам достижения высокого уровня охраны окружающей среды в целом;

5) сбор – изъятие отходов, включая их сортировку и предварительное хранение для транспортировки к установке по обработке, при условии, что срок хранения отходов в установке по сбору отходов не превышает девяти месяцев;

6) раздельный сбор – изъятие, в ходе которого аналогичные по составу и характеристикам отходы хранятся раздельно с целью облегчения процесса их специфической обработки;

7) коммерсант отходов – любое физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность от своего имени с целью приобретения и последующей продажи отходов, в том числе коммерсанты, не являющиеся фактическими владельцами отходов, действующие на основании природоохранного разрешения на управление отходами, выданного Агентством окружающей среды для реализации отходов согласно части (9) статьи 25;

8) полигон отходов – место вывоза отходов с целью их размещения на поверхности земли или под землей (подземные хранилища), включая:

– внутренние помещения для вывоза отходов (производитель отходов строит собственное хранилище для удаления отходов на месте их производства); и

– постоянные места (на срок более одного года), которые используются для временного хранения отходов.

К полигонам отходов не относятся:

a) участки разгрузки отходов для обеспечения их подготовки к дальнейшей транспортировке с целью рекуперации, обработки или вывоза в другое место;

b) участки хранения отходов до их рекуперации с целью обработки на срок, как правило, не более трех лет или перед вывозом на срок не более одного года;

8-1) действующий полигон отходов – мусорная свалка, расположенная на земельном участке, предоставленном для этой цели по решению, устанавливающему порядок использования земельного участка для наземного складирования отходов, действующая с 1 января 2024 года;

8-2) подземное хранилище – постоянное место складирования отходов, расположенное в геологической полости (известняковой шахте, скальной шахте и т. д.);

9) отходы – любые вещества или предметы, которые владелец выбрасывает либо намерен или обязан выбросить;

9-1) биоразлагаемые отходы – отходы, подвергающиеся аэробному или анаэробному сбраживанию, такие как пищевые и садовые отходы, а также бумага и картон;

10) муниципальные отходы включают:

а) смешанные отходы и отходы, образующиеся в домашних хозяйствах, собираемые отдельно, а также отходы, подобные по характеру или составу муниципальным отходам, образующимся в результате коммерческой, промышленной и административной деятельности, указанным в категории 20 Перечня отходов, утвержденного Постановлением Правительства №99/2018, включая бумагу и картон, стекло, металлы, пластмассу, биоразлагаемые отходы, древесину, текстиль, упаковку, электрическое и электронное оборудование, батареи и аккумуляторы, а также крупногабаритные отходы, включая матрасы и мебель;

b) смешанные отходы и отходы, собираемые отдельно из других источников, если эти отходы по характеру и составу подобны бытовым отходам.

Муниципальные отходы не включают отходы производства, медицинской деятельности, отходы сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства, септик-баков, сточные воды и отходы очистки сточных вод, включая осадки сточных вод, выведенные из эксплуатации транспортные средства, а также отходы строительства и сноса;

10-1) неопасные отходы – отходы, не подпадающие под действие пункта 11);

11) опасные отходы – отходы, обладающие одним или несколькими опасными свойствами, перечисленными в приложении 3, и относящиеся к категории опасных отходов из Перечня отходов, утвержденного Постановлением Правительства №99/2018;

11-1) отходы строительства и сноса – отходы, образующиеся в результате работ по строительству и сносу;

12) владелец отходов – производитель отходов либо физическое или юридическое лицо, во владении которого они находятся;

13) удаление – деятельность, отличная от операции по переработке отходов, даже если одним из побочных результатов является рекуперация веществ или энергии. Приложение 1 содержит перечень операций по удалению;

14) анализ жизненного цикла продукта – оценка воздействия на окружающую среду в результате производства, распределения, продажи и использования продукта, включая его переработку и удаление, в том числе использование энергии, сырья и отходов, образующихся при осуществлении любого из указанных видов деятельности;

15) управление отходами – сбор, транспортировка, переработка и удаление отходов, включая надзор за этими операциями и последующее обслуживание мест для удаления, включая мероприятия, выполняемые коммерсантом или брокером;

15-1) установка, предназначенная для осуществления операций по управлению отходами, – технический комплекс, земельный участок, здание или часть здания на участке, где осуществляются следующие виды деятельности:

a) сбор, хранение, переработка или удаление отходов на основании разрешения, выданного согласно части (3) статьи 25;

b) обработка на малых установках отходов, указанных в таблице 3 приложения 31, на основании разрешения, выданного согласно части (5) статьи 25;

c) переработка отходов на основании отступления согласно статье 27;

15-2) малая установка – установка по обработке биоразлагаемых отходов, перерабатывающая подобные отходы для одного полигона отходов, в количествах, не превышающих 20 тонн (мощность установки), при условии, что общий годовой объем переработанных биоразлагаемых отходов не превышает 100 тонн;

15-3) мобильная установка – установка, предназначенная для управления отходами, способная перемещаться и работать самостоятельно, не теряющая работоспособности при перемещении;

15-4) посредничество в управлении отходами – организация переработки или удаления отходов от имени третьих лиц, включая случаи, когда юридическое или физическое лицо, осуществляющее посредническую деятельность по управлению отходами (брокеры), физически не владеет этими отходами;

15-5) вторичное сырье – материалы, имеющие, в частности, характеристики субпродуктов или обработанных отходов, которые перестали быть отходами после того, как они стали соответствовать условиям и критериям, указанным в статьях 5 и 6, или материалов, рекуперированных из продуктов, подлежащих рекуперации на основании части (2) статьи 12, а также материалы из других продуктов, которые могут быть использованы для последующей переработки, включая неиспользованные исходные материалы, материалы, переданные для реутилизации; вторичное сырье используется в производстве и может заменить первичное сырье;

15-6) оператор муниципальной системы управления отходами – юридическое лицо, созданное на основе одного, нескольких или всех органов местного публичного управления, входящих в состав региона управления муниципальными отходами, которое от имени населенных пунктов выполняет функции по организации муниципальной системы управления отходами и/или предоставляет услуги по управлению отходами;

15-7) пластмасса – материал, состоящий из полимера, к которому могли быть добавлены присадки или другие вещества и который может выполнять функцию основного структурного компонента конечных продуктов, за исключением природных полимеров, не подвергавшихся химическому изменению;

16) подготовка к реутилизации – операции по проверке, очистке или переработке посредством ремонта, в результате которых продукты или их компоненты, приобретшие статус отходов, подготавливаются к реутилизации без какой-либо другой операции по предварительной обработке;

16-1) предварительная обработка отходов – любая деятельность, приводящая к изменению химических, биологических или физических свойств отходов, включая их сортировку, в целях уменьшения их объема и опасных свойств или для обеспечения возможности или облегчения их транспортировки, переработки или удаления; после предварительной обработки отходы остаются отходами;

17) предотвращение – меры, принимаемые до того, как вещество, материал или продукт становятся отходами, с целью сокращения:

a) количества отходов, в том числе путем реутилизации продуктов или продления их жизненного цикла;

b) негативного воздействия, которое оказывают отходы на окружающую среду и здоровье населения; или

c) содержания вредных веществ в материалах и продуктах;

18) производитель отходов – любое физическое или юридическое лицо, в результате деятельности которого образуются отходы (первичный производитель отходов), или любое юридическое лицо, осуществляющее операции по предварительной обработке, смешиванию или другие операции, приводящие к изменению характеристики или состава этих отходов, или населенный пункт с момента, когда его жители удаляют отходы согласно статье 231 в определенном для этой цели месте;

18-1) одноразовое пластмассовое изделие – изделие, которое полностью или частично изготовлено из пластмассы и которое не разработано, не спроектировано или не размещено на рынке для реализации в течение своего жизненного цикла нескольких циклов или оборотов путем возврата производителю для повторного наполнения или повторного использования для той же цели, для которой оно было разработано;

18-2) засыпка – способ переработки отходов, при котором неопасные отходы используются в целях восстановления в зонах, где проводились земляные работы, или в целях ландшафтного обустройства. Отходы, используемые для засыпки, заменяют не являющиеся отходами материалы; они должны быть пригодными для вышеуказанных целей и ограничиваться количеством, строго необходимым для достижения этих целей;

19) рециркуляция – любая операция по переработке отходов, посредством которой отходы преобразуются в продукты, материалы или вещества, предназначенные для выполнения своих первоначальных функций или для их использования в других целях. Данное понятие включает повторную обработку органических материалов, за исключением получения энергии и конверсии в целях использования материалов в качестве топлива или для операций по обратной засыпке;

20) рекуперация – любая операция, посредством которой восстанавливается/извлекается заново материал или вещество, которое в противном случае было бы утрачено;

21) регенерация отработанных масел – процесс рециркуляции, посредством которого базовые масла могут быть получены путем очистки отработанных масел, в частности путем отделения загрязняющих примесей, продуктов окисления и содержащихся в них присадок;

21-1) регион управления муниципальными отходами – зона, охватывающая территорию нескольких населенных пунктов, в которой органы местного публичного управления взаимодействуют в целях обеспечения эффективного функционирования комплексной системы управления отходами на региональном уровне и оказания качественных и доступных услуг по управлению муниципальными отходами всем владельцам муниципальных отходов в регионе;

22) реутилизация – любая операция, посредством которой продукты или их компоненты, не ставшие отходами, используются повторно в тех же целях, для которых были произведены;

22-1) услуга по управлению муниципальными отходами – публичная услуга, включающая сбор, транспортировку, переработку и удаление муниципальных отходов, организацию и мониторинг этой деятельности и последующее содержание полигонов отходов;

22-2) система сбора отходов, дополняющая комплексную систему управления муниципальными отходами, (далее – дополнительная система сбора отходов) – система, предназначенная для управления отходами, образующимися в результате использования продуктов, подпадающих под правила расширенной ответственности производителя (в частности электрическое и электронное оборудование, батареи и аккумуляторы, упаковка), для обеспечения достижения целевых показателей сбора отходов в соответствии со специальными правилами, установленными Правительством;

22-3) комплексная система управления муниципальными отходами – совокупность организационных, технических и правовых мер, связанных с выполнением функций по управлению муниципальными отходами;

22-4) хранение отходов – размещение отходов на спроектированной для этой цели установке на срок не более одного года до их удаления или на срок не более трех лет до их переработки;

23) обработка – операции по переработке или удалению, включая предварительную подготовку, предшествующую переработке или удалению;

24) отработанные масла – все типы минеральных масел или синтетических смазочных материалов либо технических масел, которые стали непригодными для первоначального предназначения;

25) переработка – любая операция, в результате которой отходы служат полезной цели путем замены других материалов, которые были бы использованы в определенных целях, или отходы подготавливаются для соответствующей цели на предприятиях или в экономике в целом. В приложении 2 приведен Перечень операций по переработке отходов;

26) получение энергии из отходов – использование отходов, подобно топливу, для рекуперации их энергетического содержания или иным способом для производства энергии;

27) материальная рекуперация отходов – любой метод переработки отходов, включая их подготовку к реутилизации, рециркуляции и засыпке, за исключением энергетической рекуперации и переработки в сырье для использования в качестве топлива или других средств для производства энергии.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 25.04.2024 г. №97)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Иерархия управления отходами и способ ее применения

(1) Иерархия управления отходами, применяемая в рамках законодательства и политики в области предотвращения образования отходов и управления ими, выстраивает в качестве приоритетов следующие направления:

a) предотвращение;

b) подготовка к реутилизации;

c) рециркуляция;

d) другие операции по переработке, включая получение энергии;

e) удаление.

(1-1) Управление отходами основывается на иерархии управления отходами, согласно которой приоритетом является предотвращение образования отходов и, если образование отходов невозможно предотвратить, соблюдается порядок приоритетов согласно части (1).

(2) Применение иерархии управления отходами, указанной в части (1), и ее соблюдение обязательны для всех вовлеченных в управление отходами субъектов, обеспечивая предотвращение образования отходов и эффективное и действенное управление отходами, включая контроль за этой деятельностью таким образом, чтобы снизить негативное воздействие отходов на окружающую среду.

(3) Согласно части (2) в отношении некоторых специфических потоков отходов применение иерархии управления отходами может претерпеть изменения на основе аналитической оценки жизненного цикла в плане глобальных последствий образования таких отходов и управления ими.

(4) Министерство окружающей среды обеспечивает прозрачность процесса разработки законодательных актов и политики в сфере управления отходами в соответствии с Законом о прозрачности процесса принятия решений №239-XVI от 13 ноября 2008 года.

(5) При применении иерархии управления отходами учитываются общие принципы охраны окружающей среды, предосторожности и устойчивости, технической обоснованности и экономической рентабельности, охраны ресурсов, а также общее воздействие на окружающую среду, здоровье населения, экономику и общество согласно положениям статей 1 и 4.

(6) Производители отходов, независимо от организационно-правовой формы (предприятие, организация, публичное учреждение и учреждение социально-культурного назначения), в подчинении которых более 10 работников, помимо обязательств, указанных в настоящем законе, разрабатывают и внедряют мероприятия по предотвращению образования отходов и применяют иерархию управления ими, в том числе по раздельному сбору отходов, образовавшихся в процессе их деятельности. К медицинским учреждениям положения настоящей части применяются независимо от числа работников.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 25.04.2024 г. №97)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3-1. Предотвращение образования отходов

(1) Физические и юридические лица в рамках осуществления своей деятельности обеспечивают предотвращение образования отходов, а также уменьшение их объема и опасных свойств.

(2) Физические и юридические лица, осуществляющие экономическую деятельность, производящие продукты, обязаны обеспечить, чтобы разработка и производство продуктов ограничивали образование отходов, в частности опасных отходов, в результате процессов, связанных с промышленным производством, добычей полезных ископаемых, строительством и сносом, с учетом наилучших имеющихся методов согласно пункту 4) статьи 2, а если образование отходов невозможно предотвратить, данные лица обязаны обеспечить максимально возможный уровень переработки отходов в соответствии с иерархией управления отходами.

(3) Физические и юридические лица производят и размещают на рынке продукты и компоненты продуктов, содержащие рециркулированные (если это технологически осуществимо) или иным образом рекуперированные материалы, по истечении срока их жизненного цикла и когда они становятся отходами, таким образом, чтобы уменьшить количество отходов, в частности отходов, которые не могут быть повторно использованы или рециркулированы, а также риски для окружающей среды и здоровья населения.

(4) Производители пищевых продуктов предотвращают и сокращают образование пищевых отходов в ходе первичного производства, переработки и производства продуктов, сокращают потери продуктов питания на этих этапах продовольственной цепи, тем самым способствуя сокращению пищевых отходов на душу населения во всем мире на 50 процентов к 2030 году.

(5) Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в рамках оптовой торговли, розничной торговли, прочих видов распределения, а также в сфере общественного питания, должны обеспечить сокращение потерь пищевых продуктов на этих этапах продовольственной цепи. Приоритетом является меры по предотвращению потерь и нерационального использования пищевых продуктов согласно Закону о предотвращении потерь и нерационального использования пищевых продуктов №299/2022.

(6) Физические или юридические лица в приоритетном порядке могут компостировать биоразлагаемый материал, полученный в результате их деятельности, чтобы предотвратить образование отходов, если произведенный компост используется в их деятельности и процесс компостирования не подвергает опасности окружающую среду или здоровье населения.

(7) Физические и юридические лица, осуществляющие экономическую деятельность, управляют процессом компостирования таким образом, чтобы обеспечить аэробное микробное разложение органических веществ без образования запаха или выбросов метана. Компостирование биологического материала животного происхождения может осуществляться только на установке, авторизованной согласно статье 25 настоящего закона и отвечающей требованиям переработки субпродуктов животного происхождения согласно Закону о субпродуктах животного происхождения и производных продуктах, не предназначенных для потребления человеком, №129/2019. Компост, который не используется в их деятельности, считается отходом наряду с другими отходами компостирования.

(8) Производители, импортеры, владельцы отходов и операторы установок и/или видов деятельности по управлению отходами при осуществлении своей деятельности обеспечивают соблюдение мер по предотвращению образования отходов и управлению ими, предусмотренных Национальной программой по управлению отходами, и применяют в своей деятельности приоритеты по предотвращению образования отходов и управлению отходами.

(9) Операторы установок и/или видов деятельности по управлению отходами должны обеспечивать, чтобы виды их деятельности по управлению отходами и любая информация, которую они предоставляют общественности об этих видах деятельности, соответствовали порядку приоритетов по предотвращению образования отходов и управлению ими.

(10) Физические и юридические лица, осуществляющие экономическую деятельность, разрабатывают и поддерживают информационные кампании в целях привлечения внимания общественности к предотвращению образования отходов и их удалению согласно части (6) статьи 3.

(Статья 3-1 введена в соответствии с Законом Республики Молдова от 25.04.2024 г. №97)

Статья 4. Охрана окружающей среды и здоровья населения

При осуществлении деятельности по управлению отходами применяются методы и процессы, которые не загрязняют окружающую среду и не угрожают здоровью населения, а компетентные органы согласно настоящему закону контролируют комплекс действий по переработке и удалению отходов и предпринимают усилия, с тем чтобы они:

a) не наносили вреда водным ресурсам, атмосферному воздуху, почве, флоре и фауне;

b) не вызывали шумового загрязнения или не распространяли неприятного запаха;

c) не оказывали негативного воздействия на ландшафт или охраняемые природные территории.

Статья 5. Субпродукты

(1) Вещества или предметы, случайно полученные в результате производственного процесса, не связанного с их производством, не являются отходами, как это определено в пункте 9) статьи 2, а признаются субпродуктами, если:

a) определено дальнейшее использование вещества или соответствующего предмета;

b) вещество или предмет может быть использован непосредственно, без какой-либо дополнительной переработки, за исключением предусмотренной обычной производственной практикой;

c) производство вещества или предмета является неотъемлемой частью производственного процесса; и

d) дальнейшее использование законно, то есть вещество или предмет соответствует всем необходимым производственным и экологическим требованиям и требованиям по охране здоровья населения для специфического использования и не вызывает глобальных последствий для окружающей среды или здоровья населения.

(2) Владелец субпродукта оформляет сопроводительную документацию, подтверждающую соответствие условиям, предусмотренным частью (1), будучи обязанным передать субпродукт другому лицу с сопроводительной документацией.

(3) Содержание сопроводительной документации, критерии и процедура проверки соответствия вещества или предмета, считающегося субпродуктом согласно условиям, предусмотренным частью (1), устанавливаются Правительством.

(4) Вещества или предметы считаются отходами, если в соответствии с процедурой, указанной в части (3) настоящей статьи, не считаются субпродуктом и соответствуют определению, предусмотренному пунктом 9) статьи 2.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 25.04.2024 г. №97)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Утрата статуса отходов

(1) Некоторые виды отходов перестают быть отходами, как это определено в пункте 9) статьи 2, если подверглись операции по переработке, предусмотренной в приложении 2, и соответствуют следующим условиям:

a) полученное вещество или предмет используется обычно в конкретных целях;

b) имеется рынок или спрос на данное вещество или предмет;

c) вещество или предмет соответствует техническим требованиям для достижения поставленных целей и нормам, применяемым к продукции; и

d) использование вещества или предмета не наносит вреда окружающей среде и здоровью населения.

(2) Специфические критерии утраты статуса отходов устанавливаются в целях решения задач по переработке и рециркуляции определенных видов отходов, таких как нерудные инертные материалы, бумага, стекло, металлы, шины и тряпье, с учетом потенциального отрицательного воздействия на окружающую среду соответствующего вещества или продукта, в том числе предельной концентрации загрязнителей.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава I. Общие положения Статья 1. Предмет и область применения Статья 2. Понятия Статья 3. Иерархия управления отходами и способ ее применения Статья 3-1. Предотвращение образования отходов Статья 4. Охрана окружающей среды и здоровья населения Статья 5. Субпродукты Статья 6. Утрата статуса отходов Статья 7. Перечень отходов Глава II. Полномочия органов центрального и местного публичного управления Статья 8. Полномочия Правительства Статья 9. Полномочия Министерства окружающей среды Статья 10. Полномочия административных органов, подведомственных Министерству окружающей среды, по управлению отходами Статья 11. Полномочия органов местного публичного управления Глава III. Общие требования по управлению отходами Статья 12. Расширенная ответственность производителя Статья 12-1. Требования к организации коллективной системы Статья 12-2. Сбор отходов Статья 12-3. Хранение отходов Статья 13. Переработка отходов Статья 14. Реутилизация и рециркуляция отходов Статья 15. Удаление отходов Статья 15-1. Обработка отходов Статья 15-2. Обработка отходов на малой установке Статья 16. Складирование отходов Статья 17. Сжигание и совместное сжигание отходов Статья 18. Общие обязанности по управлению отходами Статья 18-1. Обязанности производителя отходов Статья 18-2. Обязанности оператора установки по управлению отходами Статья 18-3. Условия прекращения деятельности по управлению отходами Статья 18-4. Торговля отходами Статья 18-5. Посредничество в управлении отходами Статья 19. Принципы автономности и пространственной близости Статья 20. Контроль за опасными отходами Статья 21. Запрет на смешивание опасных отходов Статья 22. Маркировка опасных отходов Статья 23. Опасные отходы, образующиеся в домашних хозяйствах Статья 23-1. Организация и обеспечение функционирования комплексной системы управления муниципальными отходами Статья 23-2. Договор об оказании услуги по управлению муниципальными отходами Статья 23-3. Тариф на оказание услуги по управлению муниципальными отходами Глава IV. Разрешение, контроль, учет и информационная система в области деятельности по управлению отходами Раздел 1. Разрешение Статья 24. Выдача разрешения на установку и/или деятельность по управлению отходами Статья 25. Порядок запроса и выдачи природоохранного разрешения на управление отходами Статья 26. Основные обязанности обладателя природоохранного разрешения на управление отходами Статья 27. Отступления от необходимости получения разрешения Статья 28. Регистрация Статья 29. Финансовые аспекты Раздел 2. Контроль Статья 30. Контроль Статья 31. Полномочия по осуществлению контроля в области управления отходами Раздел 3. Учет отходов Статья 32. Учет отходов Статья 33. Автоматизированная информационная система "Управление отходами" Глава V. Программы Статья 34. Национальная программа по управлению отходами Статья 35. Участие органов центрального и местного публичного управления в разработке программ по управлению отходами Статья 36. Программы по предотвращению образования отходов Статья 37. Оценка, пересмотр и утверждение программ Статья 38. Участие общественности Статья 39. Международное сотрудничество при разработке программ Статья 40. Реализация программ Статья 41. Мониторинг и отчетность о реализации программ Глава VI. Обязанности в области управления отходами Статья 42. Обязанности юридических лиц Статья 43. Планы реагирования Статья 44. Транспортировка отходов Статья 45. Обязанности по транспортировке отходов Статья 46. Обязанности, связанные с переработкой отходов Статья 47. Обязанности, связанные с удалением отходов Статья 48. Обязанности физических лиц Глава VII. Требования к управлению определенными категориями отходов Статья 49. Отходы батарей и аккумуляторов Статья 50. Отходы электрического и электронного оборудования Статья 51. Выведенные из эксплуатации автомобили Статья 52. Отработанные масла Статья 53. Запасы и отходы стойких органических загрязнителей Статья 54. Отходы упаковки Статья 54-1. Залоговая система для упаковки Статья 54-2. Обязанности коммерсантов упакованной продукции, подпадающей под действие залоговой системы Статья 54-3. Администратор залоговой системы для упаковки многоразового использования Статья 54-4. Администратор залоговой системы для одноразовой упаковки Статья 55. Медицинские отходы Статья 56. Биологические отходы Статья 57. Судовые отходы и остатки грузов Статья 58. Отходы ртути Статья 59. Асбестсодержащие отходы Статья 60. Бывшие в употреблении шины Статья 61. Отходы черных и цветных металлов Статья 61-1. Статья 62. Центр управления отходами Статья 62-1. Субсидирование процесса управления отходами упаковки Глава VIII. Импорт и экспорт отходов Статья 62-2. Общие требования к трансферу отходов Статья 63. Режим импорта отходов Статья 64. Режим экспорта отходов Глава IX. Ответственность за нарушение законодательства об отходах Статья 65. Ответственность за нарушение законодательства об отходах Статья 66. Ответственность за ущерб, причиненный окружающей среде и здоровью населения Глава X. Заключительные и переходные положения Статья 67. Заключительные положения Статья 68. Переходные положения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 3-1 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 6-1 Приложение 7