Дата обновления БД:
25.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
382 / 974
Всего документов в БД:
315158
Неофициальный перевод
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 25 апреля 2024 года №97
О внесении изменений в Закон об отходах №209/2016
Парламент принимает настоящий органический закон.
Настоящий закон перелагает Директиву (ЕС) 2015/1127 Комиссии от 10 июля 2015 года о внесении изменений в приложение II к Директиве 2008/98/EC Европейского парламента и Совета об отходах и отмене ряда директив, опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 184 от 11 июля 2015 года, и частично перелагает Директиву (ЕС) 2018/851 Европейского парламента и Совета от 30 мая 2018 года о внесении изменений в Директиву 2008/98/EC об отходах (пункт 1, пункт 3 (2b), (b), (d)–(g), пункт 4, пункт 10 (1), пункт 5 (а), пункт 6 подпункт b), параграф 2 и подпункт с), пункт 7 (b), пункт 8 (а)–(c), пункт 9 (3)–(4), пункт 11 (1)–(5), пункт 12 (c), пункт 14 (1), пункт 15 и пункт 25 (a) статьи 1), опубликованную в Официальном журнале Европейского Союза L 150 от 14 июня 2018 года.
Ст. I. – В Закон об отходах №209/2016 (Официальный монитор Республики Молдова, 2016 г., №459–471, ст. 916), с последующими изменениями, внести следующие изменения:
1. В статье 1:
часть (1) дополнить словами ", поддерживая социальную устойчивость и экономическую приемлемость для обеспечения перехода к экономике замкнутого цикла.";
дополнить статью частью (1-1) следующего содержания:
"(1-1) Настоящий закон включает в себя правила, относящиеся к области управления отходами, и устанавливает:
а) правила по предотвращению образования отходов и управлению ими;
b) права и обязанности лиц, участвующих в управлении отходами;
c) полномочия органов публичного управления в области управления отходами.".
2. В статье 2:
дополнить статью пунктом 1-1) следующего содержания:
"1-1) администрирование службы управления муниципальными отходами – деятельность органов местного публичного управления, осуществляемая в целях установления правил оказания услуги по управлению муниципальными отходами, принятия правил управления муниципальными отходами, а также мониторинга соблюдения этих правил управления муниципальными отходами;";
пункт 2) дополнить предложением следующего содержания: "К ним не относятся отходы сельского и лесного хозяйства, навоз, осадки сточных вод или другие биоразлагаемые отходы, такие как натуральный текстиль, бумага или переработанная древесина и субпродукты пищевой промышленности, которые никогда не становятся отходами;";
пункт 5) дополнить словами ", при условии, что срок хранения отходов в установке по сбору отходов не превышает девяти месяцев;";
пункт 7) изложить в следующей редакции:
"7) коммерсант отходов – любое физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность от своего имени с целью приобретения и последующей продажи отходов, в том числе коммерсанты, не являющиеся фактическими владельцами отходов, действующие на основании природоохранного разрешения на управление отходами, выданного Агентством окружающей среды для реализации отходов согласно части (9) статьи 25;";
дополнить статью пунктами 8-1), 8-2) и 9-1) следующего содержания:
"8-1) действующий полигон отходов – мусорная свалка, расположенная на земельном участке, предоставленном для этой цели по решению, устанавливающему порядок использования земельного участка для наземного складирования отходов, действующая с 1 января 2024 года;
8-2) подземное хранилище – постоянное место складирования отходов, расположенное в геологической полости (известняковой шахте, скальной шахте и т. д.);";
"9-1) биоразлагаемые отходы – отходы, подвергающиеся аэробному или анаэробному сбраживанию, такие как пищевые и садовые отходы, а также бумага и картон;";
пункт 10) изложить в следующей редакции:
"10) муниципальные отходы включают:
а) смешанные отходы и отходы, образующиеся в домашних хозяйствах, собираемые отдельно, а также отходы, подобные по характеру или составу муниципальным отходам, образующимся в результате коммерческой, промышленной и административной деятельности, указанным в категории 20 Перечня отходов, утвержденного Постановлением Правительства №99/2018, включая бумагу и картон, стекло, металлы, пластмассу, биоразлагаемые отходы, древесину, текстиль, упаковку, электрическое и электронное оборудование, батареи и аккумуляторы, а также крупногабаритные отходы, включая матрасы и мебель;
b) смешанные отходы и отходы, собираемые отдельно из других источников, если эти отходы по характеру и составу подобны бытовым отходам.
Муниципальные отходы не включают отходы производства, медицинской деятельности, отходы сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства, септик-баков, сточные воды и отходы очистки сточных вод, включая осадки сточных вод, выведенные из эксплуатации транспортные средства, а также отходы строительства и сноса;";
дополнить статью пунктом 10-1) следующего содержания:
"10-1) неопасные отходы – отходы, не подпадающие под действие пункта 11);";
пункт 11) дополнить словами ", и относящиеся к категории опасных отходов из Перечня отходов, утвержденного Постановлением Правительства №99/2018;";
дополнить статью пунктами 11-1), 15-1)–15-7) и 16-1 следующего содержания:
"11-1) отходы строительства и сноса – отходы, образующиеся в результате работ по строительству и сносу;";
"15-1) установка, предназначенная для осуществления операций по управлению отходами, – технический комплекс, земельный участок, здание или часть здания на участке, где осуществляются следующие виды деятельности:
a) сбор, хранение, переработка или удаление отходов на основании разрешения, выданного согласно части (3) статьи 25;
b) обработка на малых установках отходов, указанных в таблице 3 приложения 31, на основании разрешения, выданного согласно части (5) статьи 25;
c) переработка отходов на основании отступления согласно статье 27;
15-2) малая установка – установка по обработке биоразлагаемых отходов, перерабатывающая подобные отходы для одного полигона отходов, в количествах, не превышающих 20 тонн (мощность установки), при условии, что общий годовой объем переработанных биоразлагаемых отходов не превышает 100 тонн;
15-3) мобильная установка – установка, предназначенная для управления отходами, способная перемещаться и работать самостоятельно, не теряющая работоспособности при перемещении;
15-4) посредничество в управлении отходами – организация переработки или удаления отходов от имени третьих лиц, включая случаи, когда юридическое или физическое лицо, осуществляющее посредническую деятельность по управлению отходами (брокеры), физически не владеет этими отходами;
15-5) вторичное сырье – материалы, имеющие, в частности, характеристики субпродуктов или обработанных отходов, которые перестали быть отходами после того, как они стали соответствовать условиям и критериям, указанным в статьях 5 и 6, или материалов, рекуперированных из продуктов, подлежащих рекуперации на основании части (2) статьи 12, а также материалы из других продуктов, которые могут быть использованы для последующей переработки, включая неиспользованные исходные материалы, материалы, переданные для реутилизации; вторичное сырье используется в производстве и может заменить первичное сырье;
15-6) оператор муниципальной системы управления отходами – юридическое лицо, созданное на основе одного, нескольких или всех органов местного публичного управления, входящих в состав региона управления муниципальными отходами, которое от имени населенных пунктов выполняет функции по организации муниципальной системы управления отходами и/или предоставляет услуги по управлению отходами;
15-7) пластмасса – материал, состоящий из полимера, к которому могли быть добавлены присадки или другие вещества и который может выполнять функцию основного структурного компонента конечных продуктов, за исключением природных полимеров, не подвергавшихся химическому изменению;";
"16-1) предварительная обработка отходов – любая деятельность, приводящая к изменению химических, биологических или физических свойств отходов, включая их сортировку, в целях уменьшения их объема и опасных свойств или для обеспечения возможности или облегчения их транспортировки, переработки или удаления; после предварительной обработки отходы остаются отходами;";
пункт 18) изложить в следующей редакции:
"18) производитель отходов – любое физическое или юридическое лицо, в результате деятельности которого образуются отходы (первичный производитель отходов), или любое юридическое лицо, осуществляющее операции по предварительной обработке, смешиванию или другие операции, приводящие к изменению характеристики или состава этих отходов, или населенный пункт с момента, когда его жители удаляют отходы согласно статье 231 в определенном для этой цели месте;";
дополнить статью пунктами 18-1), 18-2), 21-1), 22-1)–22-4), 26) и 27) следующего содержания:
"18-1) одноразовое пластмассовое изделие – изделие, которое полностью или частично изготовлено из пластмассы и которое не разработано, не спроектировано или не размещено на рынке для реализации в течение своего жизненного цикла нескольких циклов или оборотов путем возврата производителю для повторного наполнения или повторного использования для той же цели, для которой оно было разработано;
18-2) засыпка – способ переработки отходов, при котором неопасные отходы используются в целях восстановления в зонах, где проводились земляные работы, или в целях ландшафтного обустройства. Отходы, используемые для засыпки, заменяют не являющиеся отходами материалы; они должны быть пригодными для вышеуказанных целей и ограничиваться количеством, строго необходимым для достижения этих целей;";
"21-1) регион управления муниципальными отходами – зона, охватывающая территорию нескольких населенных пунктов, в которой органы местного публичного управления взаимодействуют в целях обеспечения эффективного функционирования комплексной системы управления отходами на региональном уровне и оказания качественных и доступных услуг по управлению муниципальными отходами всем владельцам муниципальных отходов в регионе;";
"221) услуга по управлению муниципальными отходами – публичная услуга, включающая сбор, транспортировку, переработку и удаление муниципальных отходов, организацию и мониторинг этой деятельности и последующее содержание полигонов отходов;
22-2) система сбора отходов, дополняющая комплексную систему управления муниципальными отходами, (далее – дополнительная система сбора отходов) – система, предназначенная для управления отходами, образующимися в результате использования продуктов, подпадающих под правила расширенной ответственности производителя (в частности электрическое и электронное оборудование, батареи и аккумуляторы, упаковка), для обеспечения достижения целевых показателей сбора отходов в соответствии со специальными правилами, установленными Правительством;
22-3) комплексная система управления муниципальными отходами – совокупность организационных, технических и правовых мер, связанных с выполнением функций по управлению муниципальными отходами;
22-4) хранение отходов – размещение отходов на спроектированной для этой цели установке на срок не более одного года до их удаления или на срок не более трех лет до их переработки;";
"26) получение энергии из отходов – использование отходов, подобно топливу, для рекуперации их энергетического содержания или иным способом для производства энергии;
27) материальная рекуперация отходов – любой метод переработки отходов, включая их подготовку к реутилизации, рециркуляции и засыпке, за исключением энергетической рекуперации и переработки в сырье для использования в качестве топлива или других средств для производства энергии.".
3. В статье 3:
в наименовании и в вводной части части (1) слова "Иерархия отходов" заменить словами "Иерархия управления отходами";
дополнить статью частью (1-1) следующего содержания:
"(1-1) Управление отходами основывается на иерархии управления отходами, согласно которой приоритетом является предотвращение образования отходов и, если образование отходов невозможно предотвратить, соблюдается порядок приоритетов согласно части (1).";
в части (2) слова "иерархии отходов," заменить словами "иерархии управления отходами,", а слова "деятельность которых состоит в обеспечении предотвращения образования отходов и эффективном и действенном управлении отходами с целью ограничения их негативных последствий для окружающей среды." – словами "обеспечивая предотвращение образования отходов и эффективное и действенное управление отходами, включая контроль за этой деятельностью таким образом, чтобы снизить негативное воздействие отходов на окружающую среду.";
в части (3) слова "иерархии отходов" заменить словами "иерархии управления отходами";
в части (5) слова "Министерство окружающей среды учитывает" заменить словами "При применении иерархии управления отходами учитываются";
изменение в части (6) касается только текста на румынском языке.
4. Дополнить закон статьей 3-1 следующего содержания:
"Статья 3-1. Предотвращение образования отходов
(1) Физические и юридические лица в рамках осуществления своей деятельности обеспечивают предотвращение образования отходов, а также уменьшение их объема и опасных свойств.
(2) Физические и юридические лица, осуществляющие экономическую деятельность, производящие продукты, обязаны обеспечить, чтобы разработка и производство продуктов ограничивали образование отходов, в частности опасных отходов, в результате процессов, связанных с промышленным производством, добычей полезных ископаемых, строительством и сносом, с учетом наилучших имеющихся методов согласно пункту 4) статьи 2, а если образование отходов невозможно предотвратить, данные лица обязаны обеспечить максимально возможный уровень переработки отходов в соответствии с иерархией управления отходами.
(3) Физические и юридические лица производят и размещают на рынке продукты и компоненты продуктов, содержащие рециркулированные (если это технологически осуществимо) или иным образом рекуперированные материалы, по истечении срока их жизненного цикла и когда они становятся отходами, таким образом, чтобы уменьшить количество отходов, в частности отходов, которые не могут быть повторно использованы или рециркулированы, а также риски для окружающей среды и здоровья населения.
(4) Производители пищевых продуктов предотвращают и сокращают образование пищевых отходов в ходе первичного производства, переработки и производства продуктов, сокращают потери продуктов питания на этих этапах продовольственной цепи, тем самым способствуя сокращению пищевых отходов на душу населения во всем мире на 50 процентов к 2030 году.
(5) Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в рамках оптовой торговли, розничной торговли, прочих видов распределения, а также в сфере общественного питания, должны обеспечить сокращение потерь пищевых продуктов на этих этапах продовольственной цепи. Приоритетом является меры по предотвращению потерь и нерационального использования пищевых продуктов согласно Закону о предотвращении потерь и нерационального использования пищевых продуктов №299/2022.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Закон Республики Молдова от 25 апреля 2024 года №97
"О внесении изменений в Закон об отходах №209/2016"
О документе
Номер документа: | 97 |
Дата принятия: | 25.04.2024 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 16.05.2024 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Официальный монитор Республики Молдова, №209-212, 16 мая 2024 года, Ст. 297.
Примечание к документу
В соответствии со статьей II настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова - с 16 мая 2024 года, за исключением:
- положений пункта 38 статьи I, которые вступают в силу поэтапно согласно частям (3) и (4) статьи II.