Дата обновления БД:
25.12.2024
Добавлено/обновлено документов:
382 / 974
Всего документов в БД:
315158
О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку
Неофициальный перевод
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 29 июля 2016 года №209
Об отходах
(В редакции Законов Республики Молдова от 21.09.2017 г. №185, 15.12.2017 г. №288, 16.03.2018 г. №36, 26.07.2018 г. №177 (вступил в силу 17.09.2018 г.), 26.07.2018 г. №187, 08.11.2018 г. №239, 22.11.2018 г. №253, 11.03.2019 г. №22, 15.08.2019 г. №116, 16.12.2020 г. №257, 10.03.2022 г. №54, 09.06.2022 г. №156, 21.07.2022 г. №217, 02.02.2023 г. №18)
По всему тексту закона:
- слова "центральный орган публичного управления в области окружающей среды" и "Центральный орган публичного управления в области окружающей среды" заменить словами "Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды" в соответствующем падеже;
- слова "регулирующий орган" заменить словами "Агентство окружающей среды" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 15.08.2019 г. №116
(По всему тексту Закона слова "Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды" заменены словами "Министерство окружающей среды" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 09.06.2022 №156)
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет и область применения
(1) Настоящий закон устанавливает правовые основы, государственную политику и необходимые меры по охране окружающей среды и здоровья населения путем предотвращения или уменьшения отрицательного воздействия, вызванного образованием и управлением отходами, и сокращения общего воздействия расходования ресурсов, а также повышения эффективности их использования.
(2) Положения настоящего закона не распространяются на:
a) газообразные выбросы в атмосферу;
b) почву (по месту нахождения), включая неизвлеченный загрязненный грунт и прочно связанные с землей строения;
c) незагрязненную почву и другие природные материалы, извлеченные в процессе строительных работ, в случае, если эти материалы предназначены для использования в их естественном состоянии на участке, откуда они были извлечены;
d) радиоактивные отходы;
e) дезактивированные взрывчатые вещества;
f) фекальные материалы в случае, если они не подпадают под действие пункта b) части (3), солому и другие неопасные природные материалы сельскохозяйственного или лесохозяйственного происхождения и материалы, используемые в сельском или лесном хозяйстве либо для производства энергии из биомассы безопасными для окружающей среды и здоровья населения способами или методами.
(3) В части, в которой регулируются иными законодательными актами, из области применения настоящего закона исключаются:
b) субпродукты животного происхождения, в том числе переработанные продукты, за исключением продуктов, подлежащих сжиганию, складированию или использованию в установках для производства биогаза или компоста;
c) туши умерших животных, за исключением забитых, в том числе туши животных, умерщвленных с целью искоренения эпизоотий и уничтоженных в соответствии с нормами ветеринарно-санитарного законодательства;
d) отходы, образующиеся в результате изысканий, добычи, переработки и хранения минеральных ресурсов, а также эксплуатации карьеров.
(4) Без ущерба для обязательств, предусмотренных другими применимыми законодательными актами, отложения, помещаемые в поверхностные воды в целях управления водными ресурсами и водными путями или предотвращения наводнений, смягчения последствий наводнений и засухи или санитарной очистки земель, не подпадают под действие настоящего закона при наличии доказательств, что данные отложения являются неопасными.
(5) Управление определенными категориями отходов регулируется другими законодательными актами и утвержденными Правительством нормативными актами, разработанными на основании настоящего закона и международных договоров, стороной которых является Республика Молдова.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 5.08.2019 г. №116)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Понятия
В целях настоящего закона используются следующие понятия:
1) природоохранное разрешение на управление отходами – разрешительный документ, выдаваемый Агентством окружающей среды, подведомственным органу центрального публичного управления в области окружающей среды, разрешающий осуществление деятельности по управлению отходами согласно настоящему закону;
2) биологические отходы – биологически разлагаемые садово-парковые отходы, пищевые отходы или кухонные отбросы домашних хозяйств, ресторанов, кейтеринговых фирм или магазинов розничной торговли, сопоставимые с отходами, получаемыми на предприятиях по переработке продовольственных товаров;
3) брокер – любое физическое или юридическое лицо, занимающееся переработкой или удалением отходов от имени других лиц, в том числе брокеры, которые не являются фактическими владельцами отходов;
4) наилучшие имеющиеся методы (НИМ) – наиболее передовые и эффективные разработки, зарегистрированные на данном этапе развития для различных видов деятельности, процессов и способов функционирования, которые свидетельствуют о практической целесообразности использования определенных методов в качестве базы для установления предельно допустимых выбросов/сбросов загрязняющих веществ, а также других условий выдачи разрешения с целью предотвращения загрязнения или, если предотвращение невозможно, для сокращения выбросов/сбросов и воздействия на окружающую среду в целом:
a) методы – включают как используемую технологию, так и способы проектирования, сооружения, обслуживания, эксплуатации, а также вывода из эксплуатации установки и меры по восстановлению участка согласно законодательству в области экологической экспертизы;
b) имеющиеся – относятся к методам, достигшим уровня, позволяющего внедрять их в соответствующем секторе промышленности при условии экономической и технической обоснованности с учетом затрат и преимуществ, вне зависимости от того, используются и внедряются ли эти методы на национальном уровне, и при условии их доступности оператору на приемлемых условиях;
c) наилучшие – относятся к самым эффективным методам достижения высокого уровня охраны окружающей среды в целом;
5) сбор – изъятие отходов, включая их сортировку и предварительное хранение для транспортировки к установке по обработке;
6) раздельный сбор – изъятие, в ходе которого аналогичные по составу и характеристикам отходы хранятся раздельно с целью облегчения процесса их специфической обработки;
7) коммерсант – любое физическое или юридическое лицо, которое осуществляет деятельность от своего имени с целью приобретения и последующей продажи отходов, в том числе коммерсанты, которые не являются фактическими владельцами отходов;
8) полигон отходов – место вывоза отходов с целью их размещения на поверхности земли или под землей (подземные хранилища), включая:
– внутренние помещения для вывоза отходов (производитель отходов строит собственное хранилище для удаления отходов на месте их производства); и
– постоянные места (на срок более одного года), которые используются для временного хранения отходов.
К полигонам отходов не относятся:
a) участки разгрузки отходов для обеспечения их подготовки к дальнейшей транспортировке с целью рекуперации, обработки или вывоза в другое место;
b) участки хранения отходов до их рекуперации с целью обработки на срок, как правило, не более трех лет или перед вывозом на срок не более одного года;
9) отходы – любые вещества или предметы, которые владелец выбрасывает либо намерен или обязан выбросить;
10) муниципальные отходы – отходы потребления, получаемые в домашних хозяйствах, и подобные образующиеся в результате осуществления коммерческой, промышленной и административной деятельности отходы, указанные в позиции 20 Перечня отходов, утвержденного Правительством;
11) опасные отходы – отходы, обладающие одним или несколькими опасными свойствами, перечисленными в приложении 3;
12) владелец отходов – производитель отходов либо физическое или юридическое лицо, во владении которого они находятся;
13) удаление – деятельность, отличная от операции по переработке отходов, даже если одним из побочных результатов является рекуперация веществ или энергии. Приложение 1 содержит перечень операций по удалению;
14) анализ жизненного цикла продукта – оценка воздействия на окружающую среду в результате производства, распределения, продажи и использования продукта, включая его переработку и удаление, в том числе использование энергии, сырья и отходов, образующихся при осуществлении любого из указанных видов деятельности;
15) управление отходами – сбор, транспортировка, переработка и удаление отходов, включая надзор за этими операциями и последующее обслуживание мест для удаления, включая мероприятия, выполняемые коммерсантом или брокером;
16) подготовка к реутилизации – операции по проверке, очистке или переработке посредством ремонта, в результате которых продукты или их компоненты, приобретшие статус отходов, подготавливаются к реутилизации без какой-либо другой операции по предварительной обработке;
17) предотвращение – меры, принимаемые до того, как вещество, материал или продукт становятся отходами, с целью сокращения:
a) количества отходов, в том числе путем реутилизации продуктов или продления их жизненного цикла;
b) негативного воздействия, которое оказывают отходы на окружающую среду и здоровье населения; или
c) содержания вредных веществ в материалах и продуктах;
18) производитель отходов – лицо, чья деятельность приводит к образованию отходов (первичный производитель отходов), или лицо, которое осуществляет предварительную обработку, смешивание или иные операции, в результате которых изменяются характеристики или состав этих отходов;
19) рециркуляция – любая операция по переработке отходов, посредством которой отходы преобразуются в продукты, материалы или вещества, предназначенные для выполнения своих первоначальных функций или для их использования в других целях. Данное понятие включает повторную обработку органических материалов, за исключением получения энергии и конверсии в целях использования материалов в качестве топлива или для операций по обратной засыпке;
20) рекуперация – любая операция, посредством которой восстанавливается/извлекается заново материал или вещество, которое в противном случае было бы утрачено;
21) регенерация отработанных масел – процесс рециркуляции, посредством которого базовые масла могут быть получены путем очистки отработанных масел, в частности путем отделения загрязняющих примесей, продуктов окисления и содержащихся в них присадок;
22) реутилизация – любая операция, посредством которой продукты или их компоненты, не ставшие отходами, используются повторно в тех же целях, для которых были произведены;
23) обработка – операции по переработке или удалению, включая предварительную подготовку, предшествующую переработке или удалению;
24) отработанные масла – все типы минеральных масел или синтетических смазочных материалов либо технических масел, которые стали непригодными для первоначального предназначения;
25) переработка – любая операция, в результате которой отходы служат полезной цели путем замены других материалов, которые были бы использованы в определенных целях, или отходы подготавливаются для соответствующей цели на предприятиях или в экономике в целом. В приложении 2 приведен Перечень операций по переработке отходов.
(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2022 №217)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Иерархия отходов и способ ее применения
(1) Иерархия отходов, применяемая в рамках законодательства и политики в области предотвращения образования отходов и управления ими, выстраивает в качестве приоритетов следующие направления:
a) предотвращение;
b) подготовка к реутилизации;
c) рециркуляция;
d) другие операции по переработке, включая получение энергии;
e) удаление.
(2) Применение иерархии отходов, указанной в части (1), и ее соблюдение обязательны для всех вовлеченных в управление отходами субъектов, деятельность которых состоит в обеспечении предотвращения образования отходов и эффективном и действенном управлении отходами с целью ограничения их негативных последствий для окружающей среды.
(3) Согласно части (2) в отношении некоторых специфических потоков отходов применение иерархии отходов может претерпеть изменения на основе аналитической оценки жизненного цикла в плане глобальных последствий образования таких отходов и управления ими.
(4) Министерство окружающей среды обеспечивает прозрачность процесса разработки законодательных актов и политики в сфере управления отходами в соответствии с Законом о прозрачности процесса принятия решений №239-XVI от 13 ноября 2008 года.
(5) Министерство окружающей среды учитывает общие принципы охраны окружающей среды, предосторожности и устойчивости, технической обоснованности и экономической рентабельности, охраны ресурсов, а также общее воздействие на окружающую среду, здоровье населения, экономику и общество согласно положениям статей 1 и 4.
(6) Производители отходов, независимо от организационно-правовой формы (предприятие, организация, публичное учреждение и учреждение социально-культурного назначения), в подчинении которых более 10 работников, помимо обязательств, указанных в настоящем законе, разрабатывают и внедряют мероприятия по предотвращению образования отходов и применяют иерархию управления ими, в том числе по раздельному сбору отходов, образовавшихся в процессе их деятельности. К медицинским учреждениям положения настоящей части применяются независимо от числа работников.
Статья 4. Охрана окружающей среды и здоровья населения
При осуществлении деятельности по управлению отходами применяются методы и процессы, которые не загрязняют окружающую среду и не угрожают здоровью населения, а компетентные органы согласно настоящему закону контролируют комплекс действий по переработке и удалению отходов и предпринимают усилия, с тем чтобы они:
a) не наносили вреда водным ресурсам, атмосферному воздуху, почве, флоре и фауне;
b) не вызывали шумового загрязнения или не распространяли неприятного запаха;
c) не оказывали негативного воздействия на ландшафт или охраняемые природные территории.
Статья 5. Субпродукты
Вещества или предметы, случайно полученные в результате производственного процесса, не связанного с их производством, не являются отходами, как это определено в пункте 9) статьи 2, а признаются субпродуктами, если:
a) определено дальнейшее использование вещества или соответствующего предмета;
b) вещество или предмет может быть использован непосредственно, без какой-либо дополнительной переработки, за исключением предусмотренной обычной производственной практикой;
c) производство вещества или предмета является неотъемлемой частью производственного процесса; и
d) дальнейшее использование законно, то есть вещество или предмет соответствует всем необходимым производственным и экологическим требованиям и требованиям по охране здоровья населения для специфического использования и не вызывает глобальных последствий для окружающей среды или здоровья населения.
Статья 6. Утрата статуса отходов
(1) Некоторые виды отходов перестают быть отходами, как это определено в пункте 9) статьи 2, если подверглись операции по переработке, предусмотренной в приложении 2, и соответствуют следующим критериям:
a) полученное вещество или предмет используется обычно в конкретных целях;
b) имеется рынок или спрос на данное вещество или предмет;
c) вещество или предмет соответствует техническим требованиям для достижения поставленных целей и нормам, применяемым к продукции; и
d) использование вещества или предмета не наносит вреда окружающей среде и здоровью населения.
(2) Специфические критерии утраты статуса отходов устанавливаются в целях решения задач по переработке и рециркуляции определенных видов отходов, таких как нерудные инертные материалы, бумага, стекло, металлы, шины и тряпье, с учетом потенциального отрицательного воздействия на окружающую среду соответствующего вещества или продукта, в том числе предельной концентрации загрязнителей.
(3) Отходы, более не являющиеся таковыми в соответствии с частями (1) и (2) настоящей статьи, также утрачивают статус отходов для целей переработки и рециркуляции, предусмотренных нормативными актами, утвержденными Правительством, если они соответствуют требованиям по переработке или рециркуляции определенных видов отходов, указанных в статьях 49–51, 54, 60 и 61.
(4) Владелец отходов направляет в административный орган, наделенный полномочиями по регулированию в области управления отходами, указанный в части (1) статьи 10, ходатайство о прекращении статуса отходов с соблюдением положений частей (1)–(3) настоящей статьи, согласно процедуре, установленной Правительством.
Статья 7. Перечень отходов
(1) Перечень отходов, в том числе опасных, разрабатывается и регулярно обновляется Министерством окружающей среды и утверждается Правительством.
(2) Перечень отходов позволяет определить, какие отходы являются опасными.
(3) Включение вещества или предмета в Перечень отходов не означает, что данное вещество или предмет считается отходами в любых обстоятельствах. Вещества или предметы признаются отходами только при соответствии понятию, приведенному в пункте 9) статьи 2.
(4) Производители и владельцы отходов, являющиеся юридическими лицами, независимо от вида собственности, организационно-правовой формы и источника финансирования, в том числе органы публичного управления в области обороны, правопорядка и национальной безопасности, в обязательном порядке обеспечивают соответствие каждого вида отходов, сопутствующих осуществляемой ими деятельности, кодам Перечня отходов согласно нормативным актам, утвержденным Правительством.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 16 мая 2024 года