Недействующая редакция. Принята: 02.02.2023 / Вступила в силу: 07.06.2023

Недействующая редакция, не действует с 16 мая 2024 года

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 29 июля 2016 года №209

Об отходах

(В редакции Законов Республики Молдова от 21.09.2017 г. №185, 15.12.2017 г. №288, 16.03.2018 г. №36, 26.07.2018 г. №177 (вступил в силу 17.09.2018 г.), 26.07.2018 г. №187, 08.11.2018 г. №239, 22.11.2018 г. №253, 11.03.2019 г. №22, 15.08.2019 г. №116, 16.12.2020 г. №257, 10.03.2022 г. №54, 09.06.2022 г. №156, 21.07.2022 г. №217, 02.02.2023 г. №18)

По всему тексту закона:

- слова "центральный орган публичного управления в области окружающей среды" и "Центральный орган публичного управления в области окружающей среды" заменить словами "Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды" в соответствующем падеже;

- слова "регулирующий орган" заменить словами "Агентство окружающей среды" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 15.08.2019 г. №116

(По всему тексту Закона слова "Министерство сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды" заменены словами "Министерство окружающей среды" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 09.06.2022 №156)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет и область применения

(1) Настоящий закон устанавливает правовые основы, государственную политику и необходимые меры по охране окружающей среды и здоровья населения путем предотвращения или уменьшения отрицательного воздействия, вызванного образованием и управлением отходами, и сокращения общего воздействия расходования ресурсов, а также повышения эффективности их использования.

(2) Положения настоящего закона не распространяются на:

a) газообразные выбросы в атмосферу;

b) почву (по месту нахождения), включая неизвлеченный загрязненный грунт и прочно связанные с землей строения;

c) незагрязненную почву и другие природные материалы, извлеченные в процессе строительных работ, в случае, если эти материалы предназначены для использования в их естественном состоянии на участке, откуда они были извлечены;

d) радиоактивные отходы;

e) дезактивированные взрывчатые вещества;

f) фекальные материалы в случае, если они не подпадают под действие пункта b) части (3), солому и другие неопасные природные материалы сельскохозяйственного или лесохозяйственного происхождения и материалы, используемые в сельском или лесном хозяйстве либо для производства энергии из биомассы безопасными для окружающей среды и здоровья населения способами или методами.

(3) В части, в которой регулируются иными законодательными актами, из области применения настоящего закона исключаются:

a) сточные воды;

b) субпродукты животного происхождения, в том числе переработанные продукты, за исключением продуктов, подлежащих сжиганию, складированию или использованию в установках для производства биогаза или компоста;

c) туши умерших животных, за исключением забитых, в том числе туши животных, умерщвленных с целью искоренения эпизоотий и уничтоженных в соответствии с нормами ветеринарно-санитарного законодательства;

d) отходы, образующиеся в результате изысканий, добычи, переработки и хранения минеральных ресурсов, а также эксплуатации карьеров.

(4) Без ущерба для обязательств, предусмотренных другими применимыми законодательными актами, отложения, помещаемые в поверхностные воды в целях управления водными ресурсами и водными путями или предотвращения наводнений, смягчения последствий наводнений и засухи или санитарной очистки земель, не подпадают под действие настоящего закона при наличии доказательств, что данные отложения являются неопасными.

(5) Управление определенными категориями отходов регулируется другими законодательными актами и утвержденными Правительством нормативными актами, разработанными на основании настоящего закона и международных договоров, стороной которых является Республика Молдова.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 5.08.2019 г. №116)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Понятия

В целях настоящего закона используются следующие понятия:

1) природоохранное разрешение на управление отходами – разрешительный документ, выдаваемый Агентством окружающей среды, подведомственным органу центрального публичного управления в области окружающей среды, разрешающий осуществление деятельности по управлению отходами согласно настоящему закону;

2) биологические отходы – биологически разлагаемые садово-парковые отходы, пищевые отходы или кухонные отбросы домашних хозяйств, ресторанов, кейтеринговых фирм или магазинов розничной торговли, сопоставимые с отходами, получаемыми на предприятиях по переработке продовольственных товаров;

3) брокер – любое физическое или юридическое лицо, занимающееся переработкой или удалением отходов от имени других лиц, в том числе брокеры, которые не являются фактическими владельцами отходов;

4) наилучшие имеющиеся методы (НИМ) – наиболее передовые и эффективные разработки, зарегистрированные на данном этапе развития для различных видов деятельности, процессов и способов функционирования, которые свидетельствуют о практической целесообразности использования определенных методов в качестве базы для установления предельно допустимых выбросов/сбросов загрязняющих веществ, а также других условий выдачи разрешения с целью предотвращения загрязнения или, если предотвращение невозможно, для сокращения выбросов/сбросов и воздействия на окружающую среду в целом:

a) методы – включают как используемую технологию, так и способы проектирования, сооружения, обслуживания, эксплуатации, а также вывода из эксплуатации установки и меры по восстановлению участка согласно законодательству в области экологической экспертизы;

b) имеющиеся – относятся к методам, достигшим уровня, позволяющего внедрять их в соответствующем секторе промышленности при условии экономической и технической обоснованности с учетом затрат и преимуществ, вне зависимости от того, используются и внедряются ли эти методы на национальном уровне, и при условии их доступности оператору на приемлемых условиях;

c) наилучшие – относятся к самым эффективным методам достижения высокого уровня охраны окружающей среды в целом;

5) сбор – изъятие отходов, включая их сортировку и предварительное хранение для транспортировки к установке по обработке;

6) раздельный сбор – изъятие, в ходе которого аналогичные по составу и характеристикам отходы хранятся раздельно с целью облегчения процесса их специфической обработки;

7) коммерсант – любое физическое или юридическое лицо, которое осуществляет деятельность от своего имени с целью приобретения и последующей продажи отходов, в том числе коммерсанты, которые не являются фактическими владельцами отходов;

8) полигон отходов – место вывоза отходов с целью их размещения на поверхности земли или под землей (подземные хранилища), включая:

– внутренние помещения для вывоза отходов (производитель отходов строит собственное хранилище для удаления отходов на месте их производства); и

– постоянные места (на срок более одного года), которые используются для временного хранения отходов.

К полигонам отходов не относятся:

a) участки разгрузки отходов для обеспечения их подготовки к дальнейшей транспортировке с целью рекуперации, обработки или вывоза в другое место;

b) участки хранения отходов до их рекуперации с целью обработки на срок, как правило, не более трех лет или перед вывозом на срок не более одного года;

9) отходы – любые вещества или предметы, которые владелец выбрасывает либо намерен или обязан выбросить;

10) муниципальные отходы – отходы потребления, получаемые в домашних хозяйствах, и подобные образующиеся в результате осуществления коммерческой, промышленной и административной деятельности отходы, указанные в позиции 20 Перечня отходов, утвержденного Правительством;

11) опасные отходы – отходы, обладающие одним или несколькими опасными свойствами, перечисленными в приложении 3;

12) владелец отходов – производитель отходов либо физическое или юридическое лицо, во владении которого они находятся;

13) удаление – деятельность, отличная от операции по переработке отходов, даже если одним из побочных результатов является рекуперация веществ или энергии. Приложение 1 содержит перечень операций по удалению;

14) анализ жизненного цикла продукта – оценка воздействия на окружающую среду в результате производства, распределения, продажи и использования продукта, включая его переработку и удаление, в том числе использование энергии, сырья и отходов, образующихся при осуществлении любого из указанных видов деятельности;

15) управление отходами – сбор, транспортировка, переработка и удаление отходов, включая надзор за этими операциями и последующее обслуживание мест для удаления, включая мероприятия, выполняемые коммерсантом или брокером;

16) подготовка к реутилизации – операции по проверке, очистке или переработке посредством ремонта, в результате которых продукты или их компоненты, приобретшие статус отходов, подготавливаются к реутилизации без какой-либо другой операции по предварительной обработке;

17) предотвращение – меры, принимаемые до того, как вещество, материал или продукт становятся отходами, с целью сокращения:

a) количества отходов, в том числе путем реутилизации продуктов или продления их жизненного цикла;

b) негативного воздействия, которое оказывают отходы на окружающую среду и здоровье населения; или

c) содержания вредных веществ в материалах и продуктах;

18) производитель отходов – лицо, чья деятельность приводит к образованию отходов (первичный производитель отходов), или лицо, которое осуществляет предварительную обработку, смешивание или иные операции, в результате которых изменяются характеристики или состав этих отходов;

19) рециркуляция – любая операция по переработке отходов, посредством которой отходы преобразуются в продукты, материалы или вещества, предназначенные для выполнения своих первоначальных функций или для их использования в других целях. Данное понятие включает повторную обработку органических материалов, за исключением получения энергии и конверсии в целях использования материалов в качестве топлива или для операций по обратной засыпке;

20) рекуперация – любая операция, посредством которой восстанавливается/извлекается заново материал или вещество, которое в противном случае было бы утрачено;

21) регенерация отработанных масел – процесс рециркуляции, посредством которого базовые масла могут быть получены путем очистки отработанных масел, в частности путем отделения загрязняющих примесей, продуктов окисления и содержащихся в них присадок;

22) реутилизация – любая операция, посредством которой продукты или их компоненты, не ставшие отходами, используются повторно в тех же целях, для которых были произведены;

23) обработка – операции по переработке или удалению, включая предварительную подготовку, предшествующую переработке или удалению;

24) отработанные масла – все типы минеральных масел или синтетических смазочных материалов либо технических масел, которые стали непригодными для первоначального предназначения;

25) переработка – любая операция, в результате которой отходы служат полезной цели путем замены других материалов, которые были бы использованы в определенных целях, или отходы подготавливаются для соответствующей цели на предприятиях или в экономике в целом. В приложении 2 приведен Перечень операций по переработке отходов.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 21.07.2022 №217)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Иерархия отходов и способ ее применения

(1) Иерархия отходов, применяемая в рамках законодательства и политики в области предотвращения образования отходов и управления ими, выстраивает в качестве приоритетов следующие направления:

a) предотвращение;

b) подготовка к реутилизации;

c) рециркуляция;

d) другие операции по переработке, включая получение энергии;

e) удаление.

(2) Применение иерархии отходов, указанной в части (1), и ее соблюдение обязательны для всех вовлеченных в управление отходами субъектов, деятельность которых состоит в обеспечении предотвращения образования отходов и эффективном и действенном управлении отходами с целью ограничения их негативных последствий для окружающей среды.

(3) Согласно части (2) в отношении некоторых специфических потоков отходов применение иерархии отходов может претерпеть изменения на основе аналитической оценки жизненного цикла в плане глобальных последствий образования таких отходов и управления ими.

(4) Министерство окружающей среды обеспечивает прозрачность процесса разработки законодательных актов и политики в сфере управления отходами в соответствии с Законом о прозрачности процесса принятия решений №239-XVI от 13 ноября 2008 года.

(5) Министерство окружающей среды учитывает общие принципы охраны окружающей среды, предосторожности и устойчивости, технической обоснованности и экономической рентабельности, охраны ресурсов, а также общее воздействие на окружающую среду, здоровье населения, экономику и общество согласно положениям статей 1 и 4.

(6) Производители отходов, независимо от организационно-правовой формы (предприятие, организация, публичное учреждение и учреждение социально-культурного назначения), в подчинении которых более 10 работников, помимо обязательств, указанных в настоящем законе, разрабатывают и внедряют мероприятия по предотвращению образования отходов и применяют иерархию управления ими, в том числе по раздельному сбору отходов, образовавшихся в процессе их деятельности. К медицинским учреждениям положения настоящей части применяются независимо от числа работников.

Статья 4. Охрана окружающей среды и здоровья населения

При осуществлении деятельности по управлению отходами применяются методы и процессы, которые не загрязняют окружающую среду и не угрожают здоровью населения, а компетентные органы согласно настоящему закону контролируют комплекс действий по переработке и удалению отходов и предпринимают усилия, с тем чтобы они:

a) не наносили вреда водным ресурсам, атмосферному воздуху, почве, флоре и фауне;

b) не вызывали шумового загрязнения или не распространяли неприятного запаха;

c) не оказывали негативного воздействия на ландшафт или охраняемые природные территории.

Статья 5. Субпродукты

Вещества или предметы, случайно полученные в результате производственного процесса, не связанного с их производством, не являются отходами, как это определено в пункте 9) статьи 2, а признаются субпродуктами, если:

a) определено дальнейшее использование вещества или соответствующего предмета;

b) вещество или предмет может быть использован непосредственно, без какой-либо дополнительной переработки, за исключением предусмотренной обычной производственной практикой;

c) производство вещества или предмета является неотъемлемой частью производственного процесса; и

d) дальнейшее использование законно, то есть вещество или предмет соответствует всем необходимым производственным и экологическим требованиям и требованиям по охране здоровья населения для специфического использования и не вызывает глобальных последствий для окружающей среды или здоровья населения.

Статья 6. Утрата статуса отходов

(1) Некоторые виды отходов перестают быть отходами, как это определено в пункте 9) статьи 2, если подверглись операции по переработке, предусмотренной в приложении 2, и соответствуют следующим критериям:

a) полученное вещество или предмет используется обычно в конкретных целях;

b) имеется рынок или спрос на данное вещество или предмет;

c) вещество или предмет соответствует техническим требованиям для достижения поставленных целей и нормам, применяемым к продукции; и

d) использование вещества или предмета не наносит вреда окружающей среде и здоровью населения.

(2) Специфические критерии утраты статуса отходов устанавливаются в целях решения задач по переработке и рециркуляции определенных видов отходов, таких как нерудные инертные материалы, бумага, стекло, металлы, шины и тряпье, с учетом потенциального отрицательного воздействия на окружающую среду соответствующего вещества или продукта, в том числе предельной концентрации загрязнителей.

(3) Отходы, более не являющиеся таковыми в соответствии с частями (1) и (2) настоящей статьи, также утрачивают статус отходов для целей переработки и рециркуляции, предусмотренных нормативными актами, утвержденными Правительством, если они соответствуют требованиям по переработке или рециркуляции определенных видов отходов, указанных в статьях 49–51, 54, 60 и 61.

(4) Владелец отходов направляет в административный орган, наделенный полномочиями по регулированию в области управления отходами, указанный в части (1) статьи 10, ходатайство о прекращении статуса отходов с соблюдением положений частей (1)–(3) настоящей статьи, согласно процедуре, установленной Правительством.

Статья 7. Перечень отходов

(1) Перечень отходов, в том числе опасных, разрабатывается и регулярно обновляется Министерством окружающей среды и утверждается Правительством.

(2) Перечень отходов позволяет определить, какие отходы являются опасными.

(3) Включение вещества или предмета в Перечень отходов не означает, что данное вещество или предмет считается отходами в любых обстоятельствах. Вещества или предметы признаются отходами только при соответствии понятию, приведенному в пункте 9) статьи 2.

(4) Производители и владельцы отходов, являющиеся юридическими лицами, независимо от вида собственности, организационно-правовой формы и источника финансирования, в том числе органы публичного управления в области обороны, правопорядка и национальной безопасности, в обязательном порядке обеспечивают соответствие каждого вида отходов, сопутствующих осуществляемой ими деятельности, кодам Перечня отходов согласно нормативным актам, утвержденным Правительством.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава I. Общие положения Статья 1. Предмет и область применения Статья 2. Понятия Статья 3. Иерархия отходов и способ ее применения Статья 4. Охрана окружающей среды и здоровья населения Статья 5. Субпродукты Статья 6. Утрата статуса отходов Статья 7. Перечень отходов Глава II. Полномочия органов центрального и местного публичного управления Статья 8. Полномочия Правительства Статья 9. Полномочия Министерства окружающей среды Статья 10. Полномочия административных органов, подведомственных Министерству окружающей среды, по управлению отходами Статья 11. Полномочия органов местного публичного управления Глава III. Общие требования по управлению отходами Статья 12. Расширенная ответственность производителя Статья 13. Переработка отходов Статья 14. Реутилизация и рециркуляция отходов Статья 15. Удаление отходов Статья 16. Складирование отходов Статья 17. Сжигание и совместное сжигание отходов Статья 18. Обязанности управляющих отходами Статья 19. Принципы автономности и пространственной близости Статья 20. Контроль за опасными отходами Статья 21. Запрет на смешивание опасных отходов Статья 22. Маркировка опасных отходов Статья 23. Опасные отходы, образующиеся в домашних хозяйствах Глава IV. Разрешение, контроль, учет и информационная система в области деятельности по управлению отходами Раздел 1. Разрешение Статья 24. Полномочия для выдачи природоохранного разрешения на управление отходами Статья 25. Порядок выдачи природоохранного разрешения на управление отходами Статья 26. Основные обязанности обладателя природоохранного разрешения на управление отходами Статья 27. Отступления от необходимости получения разрешения Статья 28. Регистрация Статья 29. Финансовые аспекты Раздел 2. Контроль Статья 30. Контроль Статья 31. Полномочия по осуществлению контроля в области управления отходами Раздел 3. Учет отходов Статья 32. Учет отходов Статья 33. Автоматизированная информационная система "Управление отходами" Глава V. Программы Статья 34. Национальная программа по управлению отходами Статья 35. Участие органов центрального и местного публичного управления в разработке программ по управлению отходами Статья 36. Программы по предотвращению образования отходов Статья 37. Оценка, пересмотр и утверждение программ Статья 38. Участие общественности Статья 39. Международное сотрудничество при разработке программ Статья 40. Реализация программ Статья 41. Мониторинг и отчетность о реализации программ Глава VI. Обязанности в области управления отходами Статья 42. Обязанности юридических лиц Статья 43. Планы реагирования Статья 44. Транспортировка отходов Статья 45. Обязанности транспортных операторов Статья 46. Обязанности, связанные с переработкой отходов Статья 47. Обязанности, связанные с удалением отходов Статья 48. Обязанности физических лиц Глава VII. Требования к управлению определенными категориями отходов Статья 49. Отходы батарей и аккумуляторов Статья 50. Отходы электрического и электронного оборудования Статья 51. Выведенные из эксплуатации автомобили Статья 52. Отработанные масла Статья 53. Запасы и отходы стойких органических загрязнителей Статья 54. Отходы упаковки Статья 55. Медицинские отходы Статья 56. Биологические отходы Статья 57. Судовые отходы и остатки грузов Статья 58. Отходы ртути Статья 59. Асбестсодержащие отходы Статья 60. Бывшие в употреблении шины Статья 61. Отходы черных и цветных металлов Статья 61-1. Лицензирование деятельности по сбору, хранению, переработке, реализации и экспорту лома и отходов черных и цветных металлов, отработанных батарей и аккумуляторов, в том числе в переработанном виде Статья 62. Центр управления опасными отходами Статья 62-1. Субсидирование процесса управления отходами упаковки Глава VIII. Импорт и экспорт отходов Статья 63. Режим импорта отходов Статья 64. Трансфер и экспорт отходов Глава IX. Ответственность за нарушение законодательства об отходах Статья 65. Ответственность за нарушение законодательства об отходах Статья 66. Ответственность за ущерб, причиненный окружающей среде и здоровью населения Глава X. Заключительные и переходные положения Статья 67. Заключительные положения Статья 68. Переходные положения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7