Дата обновления БД:
13.01.2025
Добавлено/обновлено документов:
273 / 933
Всего документов в БД:
315895
Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ
КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ УКРАИНЫ
от 23 мая 1995 года №176/95-ВР
(В редакции Законов Украины от 21.10.1997 г. №590/97-ВР, 15.05.2003 г. №762-IV, 03.04.2003 г. №662-IV, 23.06.2005 г. №2705-IV, 19.01.2006 г. №3370-IV, 27.04.2007 г. №997-V, 15.01.2009 г. №885-VI, 16.04.2009 г. №1276-VI, 13.05.2010 г. №2189-VI, 06.07.2010 г. №2435-VI, 02.12.2010 г. №2753-VI, 13.04.2012 г. №4652-VI, 17.05.2012 г. №4709-VI (вступил в силу 13.06.2013 г.), 16.10.2012 г. №5460-VI, 16.10.2012 г. №5462-VI, 20.11.2012 г. №5502-VI, 04.07.2013 г. №406-VII, 21.12.2016 г. №1798-VIII, 20.09.2019 г. №124-IX (вступил в силу 16.10.2020 г.), 14.01.2020 г. №440-IX, 29.06.2021 г. №1578-IX, 17.11.2021 г. №1887-IX)
(По всему тексту Кодекса слова "государственный морской лоцман" во всех падежах и числах заменены словами "морской лоцман" в соответствующем падеже и числе в соответствии с Законом Украины от 17.05.2012 г. №4709-VI)
(см. предыдущую редакцию)
(Относительно замены слов "центральный орган исполнительной власти в отрасли транспорта" во всех падежах словами "центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сферах морского и речного транспорта" в соответствующем падеже см. Закон Украины от 17.05.2012 г. №4709-VI)
(По всему тексту Кодекса слова "центральный орган исполнительной власти в области транспорта", "центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики", "центральный орган исполнительной власти в области рыбного хозяйства" во всех падежах заменены соответственно словами "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере транспорта", "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики экономического развития", "центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере безопасности мореходства судов флота рыбного хозяйства" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5462-VI)
(см. предыдущую редакцию)
(Относительно замены в частях первой и второй статьи 3, частях первой и второй статьи 12, части второй статьи 28, частях второй и третьей статьи 35, частях второй и пятой статьи 38, статье 50, части второй статьи 54, абзаце первом части первой статьи 57, части четвертой статьи 90, статье 93, части первой статьи 94, части первой статьи 101, частях первой и второй статьи 110, частях первой и второй статьи 111, статье 112, части четвертой статьи 167, статье 175, части второй статьи 188, части пятой статьи 190, статьях 290, 310 и 322 слов "центральный орган исполнительной власти в области транспорта" словами "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сферах морского и речного транспорта" в соответствующем падеже см. в Законе Украины от 20.11.2012 г. №5502-VI)
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Общие правила
Статья 1. Задачи Кодекса торгового мореплавания Украины
Кодекс торгового мореплавания Украины регулирует отношения, которые возникают в торговом мореходстве.
Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, рыбных и других морских промыслов, разведки и добычи полезных ископаемых, выполнения буксирных, ледокольных и спасательных операций, прокладки кабеля, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей.
Статья 2. Право на торговое мореплавание
Деятельность, которая входит в понятие "торговое мореплавание", в соответствии со статьей 1 этого Кодекса могут осуществлять субъекты ведения хозяйства при наличии у них соответствующей лицензии, если ее получение предусмотрено законом.
Статья 3. Государственное регулирование торгового мореплавания
Государство осуществляет регулирование торгового мореходства через центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сферах морского и речного транспорта, другие центральные органы исполнительной власти и национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере транспорта.
Согласно этому Кодексу, другим актам законодательства и международным договорам Украины центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере транспорта в пределах своих полномочий при участии заинтересованных центральных органов исполнительной власти разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты по вопросам торгового мореплавания, инструкции, правила перевозок грузов, пассажиров, почты и багажа, правила перевозок в прямом смешанном и прямом водном сообщении, которые являются обязательными для всех юридических и физических лиц.
Правила эксплуатации рыболовных судов утверждаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере безопасности мореходства судов флота рыбного хозяйства.
(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 20.09.2019 №124-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Применение общих принципов законодательства Украины
К гражданским, административным, хозяйственным и иным правоотношениям, возникающим из торгового мореплавания и не регулируемым настоящим Кодексом, соответственно применяются правила гражданского, административного, хозяйственного и иного законодательства Украины.
Статья 5. Применение права в связи с причинением судном ущерба
В случае причинения судном ущерба, не предусмотренного статьями 296 и 314 настоящего Кодекса, возмещение причиненных убытков регулируется законодательством государства,где имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении ущерба, а если ущерб причинен в открытом море,законодательством государства, под знаменем которого плавает судно.
Статья 6. Применение иностранного законодательства
Включение в договоры, предусмотренные этим Кодексом, условий о применении иностранного законодательства и обычаев торгового мореплавания разрешается в случае, когда стороны могут в соответствии с настоящим Кодексом отступать от его правил.
Статья 7. Международные договоры Украины по вопросам торгового мореплавания
Международные договоры Украины по вопросам торгового мореплавания применяются в Украине в порядке, предусмотренном Законом Украины "О международных договорах Украины".
Статья 8. Выбор суда или арбитража
Имущественные споры, возникающие в связи с договором или иными гражданско-правовыми отношениями, связанными с торговым мореплаванием и отнесенными к компетенции Морской арбитражной комиссии при Торгово-промысловой палате Украины (Морская арбитражная комиссия), рассматриваются этой комиссией при наличии согласия сторон.
Имущественный спор, связанный с торговым мореплаванием, в котором участвует иностранное юридическое или физическое лицо, может быть по согласию сторон передано на рассмотрение иностранного суда или арбитража.
Статья 9. Расчетная единица
Расчетной единицей, указанной в статьях 181, 194, 309, 318, 352 настоящего Кодекса, есть единица "специального права заимствования", определенная Международным валютным фондом. Суммы, указанные в статьях 181, 194, 309, 318, 352 настоящего Кодекса, переводятся в национальную валюту Украины по официальному курсу этой валюты к единице "специального права заимствования", который публикуется Национальным банком Украины на день создания ограничительного фонда, а если ограничительный фонд не создается - на день осуществления платежа.
Статья 10. Государственный надзор за торговым мореплаванием
Государственный надзор за торговым мореплаванием в Украине возлагается на центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере транспорта, которое осуществляет контроль за соблюдением законодательства о мореплавании и международных договоров Украины о мореплавании, а также надзор за состоянием морских путей и общее руководство государственной регистрации морских судов, дипломированием специалистов морского флота, спасательной службой и предприятием, которое предоставляет лоцманские услуги.
(Изменения к части первой статьи 10 см. в Законе Украины от 20.11.2012 г. №5502-VI)
(В часть первую статьи 10 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 17.05.2012 г. №4709-VI)
(см. предыдущую редакцию)
Государственный надзор за безопасностью мореходства флота рыбного хозяйства, государственный контроль за функционированием системы мониторинга рыболовных судов и ее составных частей, а именно: дистанционный контроль рыболовных судов, подготовка и сертификация их экипажа, технический надзор и надзор за соблюдением требований международных договоров Украины относительно технического состояния судов рыбной промышленности осуществляет центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере безопасности мореходства судов флота рыбного хозяйства.
(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5462-VI)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 11. Тарифы
Тарифы на морскую перевозку пассажиров и багажа в прибрежном плавании, а также правила применения этих тарифов утверждаются в порядке, установленном действующим законодательством Украины.
Статья 12. Отвод земли и водного пространства для торгового мореплавания
Отведение земли и акватории для торговой мореходности, а также для реализации проектов осуществления строительства или проведения любых работ в зоне действия навигационного оборудования и морских путей осуществляется в порядке, установленном Земельным и Водным кодексами Украины.
(Часть первая статьи 12 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 17.05.2012 г. №4709-VI)
(см. предыдущую редакцию)
Центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сферах морского и речного транспорта, согласовывает отведение земли и водного пространства для торгового мореходства, а также для строительства или выполнения любых работ в зоне действия навигационного оборудования и морских путей при наличии заключения центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте.
Предложения относительно сноса, переноса или необходимости изменения зданий и сооружений, создающих препятствия судоходству или действию средств навигационного оборудования, подает центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере безопасности на морском и речном транспорте.
Юридические и физические лица, нарушившие правила настоящей статьи, обязаны по требованию центрального органа исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере транспорта осуществить в указанный им срок за свой счет снос, перенос или необходимые изменения зданий и сооружений, создающих помехи судоходству или действию средств навигационного оборудования.
(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 16.10.2012 г. №5462-VI, 20.11.2012 г. №5502-VI)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 2. Сфера действия кодекса торгового мореплавания Украины
Статья 13. Применение норм Кодекса торгового мореплавания Украины
Правила этого Кодекса распространяются:
на морские суда - во время их направления как морскими путями, так и по рекам, озерам, водохранилищам, другими водными путями, если специальным законодательством или международными договорами Украины не установлено иное;
на суда внутреннего судоходства - во время их следования морскими путями, а также по рекам, озерам, водохранилищам, другими водными путями при осуществлении перевозки с заходом в иностранный морской порт и в случаях, предусмотренных статьями 297 и 327 настоящего Кодекса.
Правила настоящего Кодекса, за исключением предусмотренных в нем случаев, не распространяются на суда, плавающие под военно-морским флагом Украины.
К морским военным перевозкам правила настоящего Кодекса применяются в части, не предусмотренной специальным законодательством, регулирующим эти перевозки.
К мультимодальным перевозкам и перевозкам в и прямом водном сообщении, осуществляемым с участием морского транспорта, правила настоящего Кодекса применяются в указанных в нем случаях, а также в части, не предусмотренной специальным законодательством, регулирующим такие перевозки.
(В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 17.11.2021 №1887-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 14. Коллизионные нормы
Правила настоящего Кодекса, содержащиеся в указанных ниже разделах и главах, применяются:
1) в разделе II "Судно" (за исключением статьи 40 этого Кодекса) и в разделе III "Экипаж судна" - к судам, которые зарегистрированы в Украине;
2) в разделе IV "Мореходность в территориальном море, внутренних водах, акваториях морских портов" - в морские невоенные порты Украины;
3) в главе 3 "Морские лоцманы" раздела IV - к отношениям, которые возникают в связи с проведением судов морскими лоцманами Украины на подходах в порты Украины, в пределах акваторий этих портов, а также между этими портами;
4) в главе 6 "Имущество, которое затонуло в море" раздела IV - к отношениям, которые возникают в связи с затонувшим имуществом в границах территориального моря и внутренних морских вод Украины;
5) в главе 7 "Морские протесты" раздела IX - в случае, когда морской протест заявляется нотариусу или другому должностному лицу;
6) в главе 1 "Пределы ответственности судовладельца" раздела Х судовладельцев, суда которых плавают под Государственным знаменем Украины.
Пределы ответственности судовладельца и оператора ядерного судна, плавающего под флагом иностранного государства,регулируются законом государства, под флагом которого плавает судно. Если эти пределы ниже установленных настоящим Кодексом, то при рассмотрении спора об ответственности в суде или хозяйственном суде Украины применяются положения настоящего Кодекса;
7) в главе 2 "Привилегированные требования" раздела Х - в случае, когда спор рассматривается в Украине;
8) в разделе XI "Претензии и иски" - в томе случае, когда соответствующие отношения регулируются правилами этого Кодекса.
Отношения по договорам морской перевозки грузов, фрахтования судна на срок, фрахтования судна без экипажа, лизинга, буксировки, морского страхования регулируются законодательством государства по согласию сторон, а по договору морской перевозки пассажира и морского круиза - также указанным в пассажирском билете.
При отсутствии согласия сторон о применении права отношения сторон регулируются законодательством того государства, где учреждена, имеет основное место деятельности или постоянного пребывания сторона, являющаяся:
а) перевозчиком - в договоре морской перевозки и морского круиза;
б) судовладельцем - в договорах фрахтования судна на срок и фрахтование судна без экипажа;
в) лизингодателем - в договоре лизинга;
г) владельцем судна, который осуществляет буксировку, - в договоре буксировки;
д) страховщиком - в договоре морского страхования.
Стороны вправе отойти в договоре от правил настоящего Кодекса, касающихся соответствующего договора, если этими правилами не установлено иное.
(В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 17.05.2012 г. №4709-VI)
(см. предыдущую редакцию)
Раздел II. Судно
Глава 1. Общие правила
Статья 15. Понятие судна
Торговое судно в настоящем Кодексе означает самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое:
1) для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного либо иного морского промысла, разведки и добычи полезных ископаемых, спасания людей и судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и плавучих объектов, осуществления гидротехнических работ или подъема затонувшего в море имущества;
2) для несения специальной государственной службы (охрана промыслов, санитарная и карантинная службы, защита моря от загрязнения и т. п.);
3) для научных, учебных и культурных целей;
4) для спорта;
5) для иных целей.
Рыболовное судно в настоящем Кодексе - это любое торговое судно, которое используется для рыбного или иного морского промысла.
Орудия промысла являются неотъемлемой частью рыболовного судна, в связи с чем морские происшествия,связанные с повреждением орудий промысла рыболовного судна другими судами, классифицируются как столкновение судов в море.
Ядерное судно в настоящем Кодексе - это судно, оборудованное ядерной энергетической установкой.
Статья 16. Формы собственности на судно
Суда Украины могут находиться во всех формах собственности, если иное не предусмотрено законодательными актами Украины.
Ядерное судно должно находиться только в государственной собственности.
Статья 17. Отчуждение государственных судов
Отчуждение иностранному государству,иностранному юридическому или физическому лицу судна, находящегося в государственной собственности, осуществляется согласно действующему законодательству Украины.
Статья 18. Судовой иммунитет государственных судов
На суда, находящиеся в государственной собственности, не может быть наложен арест либо взыскание без согласия органа, который осуществляет управление имуществом, находящимся в государственной собственности, если эти суда используются исключительно для несения государственной службы.
Статья 19. Имущественные права на строящиеся суда и суда, находящиеся за пределами Украины
Право собственности на строящееся судно регулируется законодательством государства, на территории которого находится такое судно, если договором на строительство судна не установлено иное.
Право собственности и иные имущественные права на суда, находящиеся за пределами Украины, а также возникновение, изменение и прекращение этих прав регулируются законодательством государства, под флагом которой плавает судно.
Статья 20. Понятие судовладельца и собственника судна
Судовладельцем в настоящем Кодексе признается юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна либо использует на других законных основаниях.
Собственником судна является субъект права собственности или лицо, осуществляющее относительно закрепленного за ним судна права, к которым применяются правила о праве собственности.
Статья 21. Идентификация судна
Судно должно иметь свое название. Название судну присваивает собственник. Любому судну, имеющему оборудование связи, присваивается позывной сигнал, а также, в зависимости от его технической оснащенности, - идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой радиостанции.
Порядок присвоения судну названия, идентификационного номера судовой станции спутниковой связи, позывного сигнала и номера избирательного вызова судовой станции, определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сферах морского и речного транспорта, и национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации.
(В статью 21 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 16.10.2012 г. №5462-VI, 20.11.2012 г. №5502-VI)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 22. Технический надзор за морскими судами
Технический надзор за морскими судами, независимо от форм собственности судна и его владельца, и их классификация осуществляются классификационным обществом, избранным судовладельцем.
Классификационное общество осуществляет технический надзор за:
1) пассажирскими, наливными судами, судами, предназначенными для перевозок опасных грузов, а также буксирами независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости;
2) самоходными судами, не указанными в пункте 1 настоящей статьи, с мощностью главных двигателей 55 кВт и более;
3) судами, не указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, валовой вместимостью 80 единиц и более.
Технический надзор за судами, не подлежащими надзору классификационного общества, в зависимости от валовой вместимости и мощности главного двигателя осуществляется в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сферах морского и речного транспорта.
Надзор за выполнением на судах требований международных договоров Украины осуществляется классификационным обществом по поручению Кабинета Министров Украины.
(В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 20.11.2012 г. №5502-VI)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 23. Допуск судна к плаванию
Судно может быть допущенное к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требования безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни и окружающей природной среды.
Статья 24. Допуск судов внутреннего плавания к выходу в море
Требования, которым должны отвечать суда внутреннего плавания Украины, выходящие в море, а также границы районов морского плавания этих судов устанавливает классификационное общество.
Статья 25. Заход ядерного судна в воды Украины
Ядерное судно имеет право зайти в территориальное море Украины при всех следующих условиях:
а) если порт объявлен открытым для захода ядерных судов;
б) если информация о безопасности этого судна предварительно подана центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему формирование и реализующему государственную политику в сферах морского и речного транспорта, и центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему формирование и реализующему государственную политику в сфере безопасности использования ядерной энергии;
в) если центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сферах морского и речного транспорта, и центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную политику в сфере безопасности использования ядерной энергии, не запрещают этот заход.
(В статью 25 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 16.10.2012 г. №5460-VI, 20.11.2012 г. №5502-VI)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 2. Регистрация судов и право на флаг Украины
Статья 26. Государственная регистрация судов
Украинские суда, технический надзор за которыми осуществляют классификационные общества, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре Украины.
Украинские суда, не подлежащие регистрации в Государственном судовом реестре Украины, регистрируются в Судовой книге Украины.
Судно, зафрахтованное по договору бербоут-чартером (статья 203 настоящего Кодекса), по заявлению фрахтователя может быть временно, но не более срока действия договора, зарегистрировано в Государственном судовом реестре Украины или в Судовой книге Украины, если на момент фрахтования оно не было внесено в судовой реестр другого государства и если такое судно внесено в судовой реестр другого государства, но запись, сделанная в судовом реестре этого государства, приостановлена, о чем судовладелец должен представить соответствующий сертификат.
В случае, когда в другом государстве разрешено внесение судна в несколько судовых реестров, от этого требования можно отказаться.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 1 января 2022 года