Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 мая 2014 года №8

О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих

(В редакции Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2016 г. №27, 28.10.2025 г. №21)

В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, а также учитывая возникающие у судов при рассмотрении данной категории дел вопросы, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года №3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", постановляет дать следующие разъяснения:

(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2025 г. №21)
(см. предыдущую редакцию)

Подсудность военным судам административных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях и материалов о грубых дисциплинарных проступках

(Наименование заголовка изложено в новой редакции в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2016 г. №27)

(см. предыдущую редакцию)

1. В силу статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года №1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации"), статьи 18 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), статьи 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2006 года №199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста", статьи 22 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих") дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, в том числе граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.

Лица, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, в том числе пребывавшие в мобилизационном людском резерве, граждане, исключенные из добровольческих формирований, вправе оспаривать в военных судах действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, которыми нарушены права, свободы и охраняемые законом интересы указанных лиц в период прохождения военной службы, военных сборов, пребывания в добровольческих формированиях.

Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 - 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Дела по искам к военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, гражданам, проходящим или прошедшим военные сборы, в том числе гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве или исключенным из него, гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, о возмещении ущерба, причиненного ими при исполнении обязанностей военной службы либо в период прохождения военных сборов, в период пребывания в добровольческих формированиях, по основаниям, установленным статьями 8, 9, 12.1 Федерального закона от 12 июля 1999 года №161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О материальной ответственности военнослужащих"), подсудны военным судам.

Судьи гарнизонных военных судов осуществляют судопроизводство по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста.

Судам следует иметь в виду, что применение дисциплинарного ареста в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2024 года №231-ФЗ "Об особенностях применения и исполнения дисциплинарного ареста в отношении военнослужащих, принимающих участие в специальной военной операции", может быть оспорено в военном суде.

В силу части 4 статьи 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам, дислоцированным за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.10.2025 г. №21)
(см. предыдущую редакцию)

2. При принятии административных исковых заявлений и исковых заявлений к производству суда необходимо иметь в виду, что в качестве административных истцов (истцов) могут выступать военнослужащие, граждане, проходящие или прошедшие военные сборы, в том числе граждане, пребывающие в мобилизационном людском резерве или исключенные из него, граждане, пребывающие в добровольческих формированиях или исключенные из добровольческих формирований, и лица, уволенные с военной службы, органы военного управления и воинские должностные лица, а в качестве административных ответчиков (ответчиков) - органы военного управления и воинские должностные лица, а также военнослужащие, граждане, проходящие или прошедшие военные сборы, в том числе граждане, пребывающие в мобилизационном людском резерве или исключенные из него, граждане, пребывающие в добровольческих формированиях или исключенные из добровольческих формирований, и лица, уволенные с военной службы (например, по основаниям, установленным Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих").

Военнослужащими являются граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее также - воинские формирования), в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также граждане, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, иностранные граждане и лица без гражданства, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

В случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, военнослужащие могут проходить военную службу не на воинских должностях в международных организациях, организациях, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования. В силу статьи 19 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года №1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы), в качестве ответчиков (заинтересованных лиц) по искам и заявлениям военнослужащих, проходящих военную службу не на воинских должностях, могут выступать как руководители соответствующих организаций (например, по вопросам освобождения от должности), так и органы военного управления, воинские должностные лица (например, по вопросам увольнения с военной службы).

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"

О документе

Номер документа:8
Дата принятия: 29.05.2014
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:29.05.2014
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

"Российская газета", №124, 4 июня 2014 года;

"Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации", №7, 2014 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 28.10.2025  документом  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8 "О практике применения судами закон


Редакция от 28.06.2016, принята документом Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации... № 27 от 28/06/2016
Вступила в силу с: 28.06.2016


Первоначальная редакция от 29.05.2014