Дата обновления БД:
07.06.2023
Добавлено/обновлено документов:
118 / 313
Всего документов в БД:
125273
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
от 21 июля 1994 года №1-ФКЗ
О Конституционном Суде Российской Федерации
(В редакции Федеральных конституционных законов Российской Федерации от 08.02.2001 г. №1-ФКЗ, 15.12.2001 г. №4-ФКЗ, 07.06.2004 г. №3-ФКЗ, 05.04.2005 г. №2-ФКЗ, 05.02.2007 г. №2-ФКЗ, 02.06.2009 г. №2-ФКЗ, 03.11.2010 г. №7-ФКЗ, 28.12.2010 г. №8-ФКЗ, 25.12.2012 г. №5-ФКЗ, 05.04.2013 г. №1-ФКЗ, 12.03.2014 г. №5-ФКЗ (вступ. в силу 06.08.2014 г.), 04.06.2014 г. №9-ФКЗ, 08.06.2015 г. №5-ФКЗ, 14.12.2015 г. №7-ФКЗ, 28.12.2016 г. №11-ФКЗ, 29.07.2018 г. №1-ФКЗ, 09.11.2020 г. №5-ФКЗ (см. вступ. в силу), 01.07.2021 г. №2-ФКЗ)
Принят Государственной Думой Российской Федерации 24 июня 1994 года
Одобрен Советом Российской Федерации 12 июля 1994 года
Раздел первый. Организация Конституционного Суда Российской Федерации и статус судей
Глава I. Общие положения
Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля
Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.
Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционном законом.
Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации:
1) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) по ходатайству Президента Российской Федерации, любого из участвующих в споре органов разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
3.1) по запросам судов проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежащих применению соответствующим судом в конкретном деле;
3.2) по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации;
3.3) по запросам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;
4) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации или Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
5.1) по запросам Президента Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации проверяет конституционность вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;
5.2) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также законов, принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, до их подписания Президентом Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
6) утратил силу
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.
Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.
Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
(В статью внесены изменения в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 01.07.2021 №2-ФКЗ)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из одиннадцати судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Часть вторая статьи 4 вступает в силу со дня, когда число судей Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 3 Закона Российской Федерации от 14.03.2020 г. №1-ФКЗ составит 11 человек. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей.
(Статья изложена в новой редакции в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 09.11.2020 №5-ФКЗ)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации
Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
Имущество, необходимое Конституционному Суду Российской Федерации для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд Российской Федерации может наделять функциями по осуществлению права оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.
Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
(В статью внесены изменения в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 09.11.2020 №5-ФКЗ)
(см. предыдущую редакцию)
Глава II. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
(В статью внесены изменения в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 09.11.2020 №5-ФКЗ)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами Совета Федерации и Государственной Думы, Верховным Судом Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными юридическими ведомствами, а также выборными органами судейского сообщества в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и образовательными организациями.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.
Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа сенаторов Российской Федерации.
Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации число судей окажется менее восьми, представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.
(В статью внесены изменения в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 09.11.2020 №5-ФКЗ)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 10. Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более".
Статья 11. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации. Запрет быть сенатором Российской Федерации, депутатом, занимать другие государственные должности, а также осуществлять иную деятельность, если она допустима для пребывающего в отставке судьи в соответствии с федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации, не распространяется на судей Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающих в отставке.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе в печатных изданиях, средствах массовой информации, самостоятельно распространяемых текстах, на сайтах (страницах сайтов) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в выступлениях перед любой аудиторией, в переписке с органами публичной власти, организациями и гражданами, которые исходя из обстоятельств ее ведения могут ее обнародовать, высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации либо изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу, а также критиковать в какой бы то ни было форме решения Конституционного Суда Российской Федерации.
Судье Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
На судью Конституционного Суда Российской Федерации распространяются также иные запреты и ограничения, предусмотренные федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации.
На судью Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающего в отставке, распространяются положения настоящей статьи, за исключением случаев, если настоящей статьей или федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации, в отношении судьи, пребывающего в отставке, предусматривается возможность занятия соответствующей деятельностью и совершения определенных действий.
Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Российской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.
(В статью внесены изменения в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 09.11.2020 №5-ФКЗ)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, слушание по которому проведено с его участием.
Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 1994 года №1-ФКЗ
"О Конституционном Суде Российской Федерации"
О документе
Номер документа: | 1-ФКЗ |
Дата принятия: | 21/07/1994 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 23/07/1994 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
"Собрание законодательства Российской Федерации", 1994 года, №13, Ст. 1447;
"Российская газета", №138 - 139, 23 июня 1994 года.
Примечание к документу
В соответствии с разделом шестым настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования - с 23 июля 1994 года.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 01/07/2021 документом Федеральный конституционный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный конституционный закон О Конституционном Суде... № 2-ФКЗ от 01/07/2021
Вступила в силу с: 01/07/2021
Редакция от 09/11/2020, принята документом Федеральный конституционный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный конституционный закон О Конституционном Суде... № 5-ФКЗ от 09/11/2020
Вступила в силу с: 09/11/2020
Редакция от 29/07/2018, принята документом Федеральный конституционный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный конституционный закон О судебной системе Российской... № 1-ФКЗ от 29/07/2018
Вступила в силу с: 30/07/2018
Редакция от 28/12/2016, принята документом Федеральный конституционный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный конституционный закон О Конституционном Суде... № 11-ФКЗ от 28/12/2016
Вступила в силу с: 29/12/2016
Редакция от 14/12/2015, принята документом Федеральный конституционный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный конституционный закон О Конституционном Суде... № 7-ФКЗ от 14/12/2015
Вступила в силу с: 15/12/2015
Редакция от 08/06/2015, принята документом Федеральный конституционный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный конституционный закон О Конституционном Суде... № 5-ФКЗ от 08/06/2015
Вступила в силу с: 01/08/2015
Редакция от 12/03/2014, принята документом Федеральный конституционный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в... № 5-ФКЗ от 12/03/2014
Вступила в силу с: 06/08/2014
Редакция от 04/06/2014, принята документом Федеральный конституционный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный конституционный закон... № 9-ФКЗ от 04/06/2014
Вступила в силу с: 04/06/2014
Редакция от 05/04/2013, принята документом Федеральный конституционный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 80 Федерального конституционного закона О Конституционном... № 1-ФКЗ от 05/04/2013
Вступила в силу с: 19/04/2013
Редакция от 25/12/2012, принята документом Федеральный конституционный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части... № 5-ФКЗ от 25/12/2012
Вступила в силу с: 01/01/2013
Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации"
Регламент Конституционного Суда Российской Федерации
Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2015 года
Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июля 2014 года
Решение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2016 года
Ссылка на Конституция Российской Федерации
Ссылка на Конституция Российской Федерации :: Статья 107
Ссылка на Конституция Российской Федерации :: Статья 108
Ссылка на редакцию документа от 12/03/2014 :: Статья 55. Закрытое заседание
Ссылка на Конституция Российской Федерации :: Статья 125
Ссылка на редакцию документа от 14/12/2015 :: Статья 87. Итоговое решение по делу
Ссылка на Конституция Российской Федерации :: Статья 85
Ссылка на Конституция Российской Федерации :: Статья 134
Ссылка на Конституция Российской Федерации :: Глава 1. Основы конституционного строя
Ссылка на Конституция Российской Федерации :: Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
(Статья изложена в новой редакции в соответствии с Федеральным конституционным законом Российской Федерации от 09.11.2020 №5-ФКЗ)
(см. предыдущую редакцию)