Дата обновления БД:
17.07.2025
Добавлено/обновлено документов:
344 / 1051
Всего документов в БД:
325836
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 16 января 2025 года №10
Об утверждении Основных направлений повышения институциональной эффективности Национального банка на 2025 год
На основании подпункта 50.15 пункта 50 Устава Национального банка Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. №320, Правление Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Основные направления повышения институциональной эффективности Национального банка на 2025 год (прилагаются).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Правления
П.В.Каллаур
Утверждены Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16 января 2025 года №10
Основные направления повышения институциональной эффективности Национального банка на 2025 год
Основные направления повышения институциональной эффективности Национального банка на 2025 год определяют направленность мер по развитию сфер деятельности, находящихся в его юрисдикции, усилению социальных стандартов и уровня защиты населения в финансовой сфере, а также по совершенствованию функционирования Национального банка.
В 2025 году повышение институциональной эффективности Национального банка будет осуществляться по следующим основным направлениям.
1. Совершенствование мер денежно-кредитной политики (глава 1). Планируется рассмотреть вопрос об усилении контроля за денежным предложением путем возобновления аукционных операций по изъятию ликвидности и публикации квартальных графиков таких операций. Будет усовершенствован модельный аппарат Национального банка за счет модернизации отдельных блоков модели финансового программирования и повышения на этой основе ее точности и согласованности с моделью среднесрочного проектирования денежно-кредитной политики. Дальнейшее развитие получит сводный индекс денежно-кредитных условий за счет интеграции в него блоков обменного курса, ожиданий и настроений экономических агентов. Запланированы разработка программного комплекса "Кредиты банкам", а также переход на использование единого договора по всем операциям Национального банка по регулированию ликвидности, что будет способствовать сокращению издержек участников операций.
2. Повышение эффективности мер макро- и микропруденциальной политики (главы 2 и 3). В рамках совершенствования системы мониторинга финансовой стабильности предполагается дальнейшее развитие методов анализа крупных наборов данных, в том числе микроданных по предприятиям и домашним хозяйствам. Применение показателя долговой нагрузки будет распространено на лизинговые и микрофинансовые договоры с физическими лицами. Будут также оптимизированы подходы к проведению банками внутренней процедуры оценки достаточности капитала, усовершенствован дистанционный контроль за лицами, осуществляющими финансовые операции. Запланированы проведение общей надзорной оценки деятельности отдельных банков, а также автоматизация инспекционного процесса Национального банка.
3. Обеспечение устойчивого функционирования и динамичного развития платежного рынка Республики Беларусь (главы 4 и 6). В рамках совершенствования оверсайта платежных систем будет разработана методология определения поставщиков платежных услуг, критичных для платежной системы (платежного рынка Республики Беларусь). Предусматривается проведение проверок поставщиков платежных услуг. Продолжится работа по расширению функционала системы мгновенных платежей (в том числе с использованием QR-кодов), совершенствованию способов аутентификации и верификации данных в межбанковской системе идентификации. Планируется разработка комплексных изменений в законодательство в рамках проводимой работы по разработке платежной системы цифрового белорусского рубля. Дальнейшее развитие получит отечественная платежная система Белкарт.
4. Совершенствование и развитие правовых основ деятельности участников финансового рынка (главы 5 и 7). Продолжится работа над проектом Закона Республики Беларусь "О потребительском кредите и потребительском микрозайме", которым будут установлены единые подходы к регулированию потребительского кредитования и микрофинансирования физических лиц. Расширятся возможности предоставления банками синдицированных (консорциальных) кредитов юридическим лицам. С принятием Закона Республики Беларусь "О лизинговой деятельности" будут созданы правовые основы, способствующие дальнейшему устойчивому развитию лизинга. Планируются создание условий для наделения операторов сотовой связи правом осуществлять микрофинансовую деятельность, а также создание и дальнейшее развитие правового регулирования для нового сегмента финансового рынка - небанковского факторинга. Будут подготовлены предложения по совершенствованию правовых основ безналичных платежей, продолжена работа по развитию инструментов банковского торгового финансирования. Запланированы мероприятия по совершенствованию порядка функционирования института кредитных историй. Для повышения качества присваиваемых кредитных рейтингов планируется установление дополнительных требований к методологии рейтингового агентства, будет продолжена работа по признанию кредитных рейтингов, присвоенных агентствами стран - членов Евразийского экономического союза. Предполагаются актуализация и повышение функциональных возможностей системы валютного мониторинга.
5. Повышение финансовой грамотности населения, обеспечение защиты прав потребителей финансовых услуг и противодействие мошенничеству в финансовой сфере (главы 8 и 9). Повышение финансовой грамотности населения будет осуществляться в соответствии с Планом совместных действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по повышению финансовой грамотности населения на 2025-2030 годы, планируемым к утверждению постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь. Продолжится работа по совершенствованию институционально-правовой системы защиты прав потребителей финансовых услуг, а также взаимодействие с профильными ассоциациями участников финансового рынка, финансовыми организациями и общественными объединениями потребителей. Запланировано осуществление анализа содержания информации о ряде финансовых услуг (финансовых продуктов), размещенной на сайтах банков в глобальной компьютерной сети Интернет. В целях предупреждения, выявления и противодействия несанкционированным платежным операциям планируется внедрение аналитической системы для построения управленческой отчетности из автоматизированной системы обработки инцидентов Национального банка. Продолжатся работы по разработке стандартов финансовых услуг и технологий в области информационной безопасности, которые будут обязательными к исполнению всеми банками.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 16 января 2025 года №10
"Об утверждении Основных направлений повышения институциональной эффективности Национального банка на 2025 год"
О документе
Номер документа: | 10 |
Дата принятия: | 16.01.2025 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 16.01.2025 |
Органы эмитенты: |
Банки |
Опубликование документа
Нет сведений
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия - с 16 января 2025 года.
Ссылка на Закон Республики Беларусь О потребительском кредите и потребительском микрозайме
Ссылка на Указ Президента Республики Беларусь О предоставлении и привлечении займов
Ссылка на Гражданский кодекс Республики Беларусь
Ссылка на Банковский кодекс Республики Беларусь
Ссылка на Указ Президента Республики Беларусь О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)
Ссылка на Закон Республики Беларусь Об изменении Закона Республики Беларусь О кредитных историях
Ссылка на Закон Республики Беларусь О валютном регулировании и валютном контроле
Ссылка на Закон Республики Беларусь О государственной службе