Действует

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 14 февраля 2022 года №16

Об утверждении Положения об организации и проведении проверок банков по вопросам наличного обращения

(В редакции Постановления Национального банка Украины от 04.08.2022 №171)

Согласно статьям 7, 15, 33, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины" и с целью установления порядка проведения проверок банков по соблюдению ими требований нормативно-правовых актов Национального банка по вопросам ведения кассовых операций, инкассации средств и перевозки валютных ценностей, организации защиты помещений Правление Национального банка Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение об организации и проведении проверок банков по вопросам наличного обращения (далее - Положение), которое прилагается.

2. Департаменту денежного обращения (Виктор Зайвенко) обеспечить соблюдение требований, определенных Положением, при осуществлении планирования, организации и проведения проверок банков по вопросам наличного обращения и принятия мер по их результатам.

3. Департаменту денежного обращения (Виктор Зайвенко) после официального опубликования довести до сведения банков Украины информацию о принятии этого постановления.

4. Контроль за выполнением этого постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Украины Алексея Шабана.

5. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Председатель

К.Шевченко

Утверждено Постановлением Правления Национального банка Украины от 14 февраля 2022 года №16

Положение об организации и проведении проверок банков по вопросам наличного обращения

I. Общие положения

1. Это Положение разработано в соответствии с Законами Украины "О Национальном банке Украины", "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), с учетом Инструкции о ведении кассовых операций банками в Украине, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 25 сентября 2018 года №103 (с изменениями), Инструкции по организации инкассации средств и перевозки валютных ценностей банков в Украине, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 31 марта 2017 года №29 (с изменениями), Правилами по организации защиты помещений банков в Украине, утвержденными постановлением Правления Национального банка Украины от 10 февраля 2016 года №63 (с изменениями), другими нормативно-правовыми актами Национального банка Украины (далее - Национальный банк).

2. Это Положение определяет порядок организации и проведения Национальным банком проверок банков, их обособленных подразделений и филиалов иностранных банков (далее - объект проверки) по вопросам организации кассовой работы, инкассации средств и перевозки валютных ценностей, защиты помещений банков (далее - по вопросам наличного обращения).

3. Проверки проводятся с целью обеспечения функций надзора за соблюдением объектом проверки требований нормативно-правовых актов Национального банка по вопросам наличного оборота, выявления и предотвращения рисковой деятельности, которая угрожает интересам вкладчиков или других кредиторов банка.

4. Термины в этом Положении употребляются в таком значении:

1) дата проверки - дата, по состоянию на которую осуществляется проверка;

2) справка о проверке - документ, который составляется руководителем инспекционной группы на основании рабочих справок инспекторов, обобщает в единый документ результаты проверки по направлениям, которые проверялись, и в котором фиксируются выявленные инспекторами нарушения требований нормативно-правовых актов Национального банка;

3) запрос на получение документов и информации - документ, содержащий перечень сведений/материалов, которые должен предоставить объект проверки в рамках проведения плановой/внеплановой проверки, который подписывается руководителем инспекционной группы;

4) инспектор - специалист структурного подразделения центрального аппарата Национального банка, в функции которого входит осуществление проверок и проведение единой государственной политики в сфере наличного обращения, кассовых и эмиссионных операций в национальной валюте, обеспечение нужд экономики в наличных (далее - подразделение Национального банка), который участвует в проверке в соответствии с распорядительным актом о проверке;

5) инспекционная группа - группа инспекторов, которым поручается осуществить проверку объекта проверки в составе и по вопросам, указанным в распорядительном акте о проверке;

6) интервью - метод сбора информации при осуществлении проверки в форме беседы (разговора) с фиксацией вопросов и ответов;

7) руководитель инспекционной группы - инспектор (один из членов инспекционной группы), который согласно распорядительному акту о проверке проводит проверку по одному из направлений, а также осуществляет непосредственное руководство процессом проверки, включая коммуникацию с руководством объекта проверки по всем вопросам, связанным с проверкой и на основании рабочих справок обобщает материалы проверки по всем направлениям, которые проверялись инспекторами, в единый документ - справку о проверке;

8) контактное лицо объекта проверки - должностное лицо объекта проверки, уполномоченное на обеспечение взаимодействия с инспекционной группой во время проведения проверки;

9) куратор проверки - должностное лицо Национального банка, определенное в распорядительном акте Национального банка о проверке, которое осуществляет общее руководство процессом проверки объекта проверки, координирует решение вопросов, возникающих во время проверки, и согласовывает справку о проверке, пользуясь средствами корпоративной электронной почты (e-mail) Национального банка (далее - корпоративная почта) (путем применения электронной подписи);

10) проверка - проверка объекта проверки по его местонахождению по вопросам соблюдения им требований нормативно-правовых актов Национального банка по организации кассовой работы, инкассации средств и перевозки валютных ценностей, защиты помещений банков, проводимая инспекционной группой в соответствии с распорядительным актом о проверке;

11) период проверки - период, за который рассматриваются, проверяются и анализируются документы и информация о деятельности объекта проверки;

12) план проверок - план проверок банков на год (в разрезе кварталов) по вопросам организации кассовой работы, инкассации средств и перевозки валютных ценностей, защиты помещений, утвержденный заместителем Председателя Национального банка, который осуществляет общее руководство и контролирует деятельность подразделения Национального банка по вопросам наличного обращения;

13) плановая проверка - проверка, осуществляемая в соответствии с планом проверок на основании распорядительного акта о проверке;

14) уведомление банка о плановой проверке - письмо Национального банка за подписью уполномоченного должностного лица Национального банка, в котором Национальный банк уведомляет объект проверки о проведении плановой проверки;

15) внеплановая проверка - проверка, проводимая при наличии веских оснований и в соответствии с распорядительным актом о внеплановой проверке;

16) программа проверки - документ, в котором указан перечень вопросов, проверяемых инспекторами при проверке объекта проверки, который оформляется в форме приложения к распорядительному акту о проверке и является его неотъемлемой частью;

17) рабочая справка - документ, отражающий результаты проверки инспектором по отдельному направлению деятельности объекта проверки, который составляется по форме справки о проверке и согласовывается с руководителем соответствующего направления объекта проверки (лицом, исполняющим его обязанности), с лицами объекта проверки, ответственными за направление деятельности, который проверялся, путем проставления их личной подписи на этом документе;

18) распорядительный акт о проверке/внеплановой проверке - распорядительный акт Национального банка, подписанный заместителем Председателя Национального банка, который осуществляет общее руководство и контролирует деятельность подразделения Национального банка по вопросам наличного оборота, квалифицированной электронной подписью по технологии, определенной Национальным банком, и в соответствии с требованиями Законов Украины "Об электронных документах и электронном документообороте", "Об электронных доверительных услугах", нормативно-правовых и распорядительных актов Национального банка по вопросам применения электронной подписи;

19) уполномоченное должностное лицо Национального банка - заместитель Председателя Национального банка, который осуществляет общее руководство и контролирует деятельность подразделения Национального банка по вопросам наличного оборота, руководитель подразделения Национального банка или лицо, исполняющее его обязанности.

Другие термины, используемые в настоящем Положении, употребляются в значениях, определенных в Законе о банках, других законодательных актах Украины и нормативно-правовых актах Национального банка.

5. Национальный банк осуществляет плановые и внеплановые проверки.

6. Плановые проверки объектов проверки осуществляются в соответствии с утвержденным планом проверок и не раньше, чем через 36 месяцев со дня последней плановой проверки.

7. Национальный банк утверждает до 25 декабря года, предшествующего плановому, план проверок, который является основанием для проведения плановых проверок и оформления уполномоченными работниками Национального банка распорядительных актов о проверке.

Утвержденный план проверок обнародуется на страницах официального интернет-представительства Национального банка в течение пяти рабочих дней со дня его утверждения.

8. Национальный банк имеет право вносить изменения в план проверок в течение года при необходимости.

Изменения в план проверок в течение года также могут вноситься в случае введения на территории Украины ограничительных мер в соответствии с требованиями законодательства Украины, которые делают невозможным проведение плановых проверок.

Решение о внесении изменений в план проверок принимает заместитель Председателя Национального банка, который осуществляет общее руководство и контролирует деятельность подразделения Национального банка по вопросам наличного обращения.

Изменения в план проверок вносятся путем изложения его в новой редакции.

9. Датой, с которой начинается отсчет срока для определения даты начала следующей плановой проверки, является дата окончания периода последней плановой проверки объекта проверки, указанной в распорядительном акте о проверке.

10. Процесс проверки состоит из таких последовательных этапов:

1) организация проверки;

2) проведение проверки;

3) оформление результатов проверки.

II. Состав инспекционной группы, права и обязанности членов инспекционной группы

11. Инспекционная группа состоит из инспекторов, один из которых является руководителем инспекционной группы. Состав инспекционной группы указывается в распорядительном акте о проверке.

12. Обязанности руководителя инспекционной группы в случае его временного отсутствия (по причине болезни и/или других весомых причин, приведших к вынужденному отсутствию на рабочем месте) во время проведения проверки исполняет другой член инспекционной группы, который назначается куратором проверки путем инициирования внесения изменений в распорядительный акт.

13. Члены инспекционной группы при проведении проверки имеют право:

1) свободного доступа ко всем документам и информации объекта проверки (в бумажной или в электронной форме), включая те, которые содержат информацию с ограниченным доступом, в соответствии с вопросами, определенными в программе проверки;

2) свободного доступа в течение рабочего времени ко всем помещениям объекта проверки;

3) получать доступ к системам автоматизации банковских операций, которые используются объектом проверки, включая среды, обеспечивающие деятельность этих систем, любым данным этих систем и среды в режиме просмотра для проведения проверки, осуществления выборок и выгрузки необходимой для осуществления проверки информации с целью ее дальнейшего анализа и контроля;

4) безвозмездно получать от объекта проверки информации, документы и их копии, письменные объяснения по вопросам деятельности и изымать (выносить за пределы помещения объекта проверки) информацию в форме документов или их копий [включая электронные (те, что хранятся в информационных системах объекта проверки и изготовлены методом сканирования или создания фотокопий)], заверенных в порядке, установленном законодательством Украины, необходимых для осуществления контроля за устранением объектом проверки выявленных в его деятельности нарушений, прекращением осуществления рисковой деятельности, исполнением решений Национального банка о применении мер воздействия.

Изъятие документов или их копий происходит в соответствии с запросом руководителя инспекционной группы с указанием требования относительно их надлежащего заверения путем бесплатного изготовления и/или изъятия (вынесения за пределы банка) документов/их копий (включая электронные документы), необходимых для осуществления дальнейших надзорных действий.

Электронные документы составляются с обязательным соблюдением требований по созданию, хранению электронных документов и использованию электронных подписей, определенных Законами Украины "Об электронных документах и электронном документообороте", "Об электронных доверительных услугах" и нормативно-правовыми актами Национального банка по вопросам применения электронной подписи и электронной печати в банковской системе Украины.

Обмен электронными документами между членами инспекционной группы и руководителями/работниками объекта проверки осуществляется путем пересылки средствами корпоративной электронной почты или передачи на сменных носителях информации с соблюдением требований о пересылке документов с грифом ограничения доступа, установленных Национальным банком;

5) инициировать проведение встреч (включая совещания в режиме видеоконференций) с контактным лицом и другими работниками объекта проверки для обсуждения любых вопросов, которые возникают во время проверки;

6) назначать и проводить интервью [включая беседы (разговоры) в режиме видеоконференций] с любым работником объекта проверки по согласованию с руководителем инспекционной группы и с предварительным уведомлением контактного лица объекта проверки;

7) проводить (в присутствии представителя объекта проверки) проверку наличия и состояния имущества объекта проверки, которое является предметом проверки.

14. Члены инспекционной группы (инспектора) обязаны:

1) соблюдать требования законодательства Украины, включая нормативно-правовые акты Национального банка;

2) добросовестно, своевременно и качественно исполнять свои служебные обязанности и поручения руководителя инспекционной группы;

3) не разглашать и не использовать другим способом информацию с ограниченным доступом, которая стала им известна в связи с исполнением обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины;

4) соблюдать нормы этического поведения.

III. Права и обязанности руководителей и работников объекта проверки

15. Руководители объекта проверки имеют право требовать от инспекторов соблюдения обязанностей, определенных в разделе II настоящего Положения, обжаловать действия инспекторов перед руководителем инспекционной группы, куратором проверки, уполномоченным должностным лицом Национального банка, руководством Национального банка.

16. Руководители и работники объекта проверки не имеют права оказывать какое-либо давление на членов инспекционной группы и создавать препятствия или любым другим образом ограничивать их действия по осуществлению проверки.

17. Руководитель объекта проверки обязан:

1) обеспечить членам инспекционной группы свободный доступ ко всем документам и информации объекта проверки (в бумажной или в электронной форме), включая те, которые содержат информацию с ограниченным доступом;

2) обеспечить свободный доступ ко всем помещениям объекта проверки членам инспекционной группы в течение рабочего времени во время проведения проверки;

3) обеспечить членам инспекционной группы бесплатный доступ к системам автоматизации банковских операций, которые используются объектом проверки, включая среды, обеспечивающие деятельность этих систем, любым данным этих систем и среды в режиме просмотра, которая касается вопросов проверки, осуществления выборок и выгрузки необходимой для осуществления проверки информации с целью ее дальнейшего анализа и надзорных действий, а также технологическую и консультационную поддержку по вопросам функционирования таких систем;

4) обеспечить инспекционную группу в день начала проверки служебным помещением, которое соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм, с правом пользования им на протяжении всего периода проведения проверки. Помещение должно быть оборудовано нужной мебелью, огнеупорным шкафом для хранения документов, компьютерной техникой. Если нет возможности выделить инспекционной группе изолированное от работников объекта проверки служебное помещение, учитывая численность этой группы и с согласия руководителя инспекционной группы, обеспечить выделение отдельных рабочих мест, оборудованных в соответствии с требованиями, определенными в подпунктах 3, 5 пункта 17 раздела III настоящего Положения;

5) обеспечить членам инспекционной группы надлежащие условия для работы, включая возможность пользоваться телефонной и интернет связью, компьютерной техникой;

6) обеспечить ограничение доступа к помещению, выделенному инспекционной группе, для лиц, не являющихся членами инспекционной группы, на протяжении всего времени проведения проверки (доступ предоставляется исключительно с разрешения руководителя инспекционной группы);

7) организовать в день начала проверки встречу инспекционной группы с руководителями объекта проверки и в течение времени осуществления проверки обеспечивать организацию таких встреч по инициативе руководителя инспекционной группы (в случае возникновения такой необходимости);

8) обеспечить оперативную связь членов инспекционной группы с контактным лицом объекта проверки и работниками, в обязанности которых входит выполнение соответствующих операций (процессов), подлежащих проверке в течение всего времени осуществления проверки;

9) обеспечить бесплатное предоставление на письменный запрос за подписью руководителя инспекционной группы информации, включая ту, которая хранится в системах автоматизации банковских операций объекта проверки, материалов, документов, объяснений по вопросам деятельности объекта проверки, касающимся вопросов проверки, в указанные в запросе сроки, в полном объеме, надлежащего качества (в которых можно прочитать все указанные в них сведения) и в определенной форме, структуре и виде;

10) обеспечить бесплатное предоставление на письменный запрос за подписью руководителя инспекционной группы письменных объяснений по вопросам деятельности объекта проверки информации, копий документов, выписок из них (включая те, которые хранятся в информационных системах объекта проверки и изготовленных методом сканирования или создания фотокопий), заверенных личной подписью руководителя объекта проверки (ответственного работника) с указанием наименования его должности, собственного имени и фамилии, даты заверения и проставлением надписи "Согласно оригиналу";

11) обеспечить соблюдение норм этического поведения своими подчиненными во время проведения проверки.

IV. Организация плановой проверки

18. Национальный банк уведомляет объект проверки о проведении плановой проверки не позднее, чем за 10 дней до ее начала.

Уведомление о проведении плановой проверки оформляется письмом Национального банка за подписью уполномоченного должностного лица Национального банка и направляется средствами почтовой связи или корпоративной электронной почты и содержит такую информацию:

1) направления деятельности объекта проверки, которые будут проверяться;

2) даты начала и окончания проверки;

3) период проверки;

4) собственные имена и фамилии руководителя инспекционной группы, куратора проверки, а также их контактные телефоны и адреса корпоративной электронной почты;

5) предложения относительно предварительной встречи с руководителями объекта проверки (при необходимости);

6) запросы на получение документов и информации с определением формы для заполнения (в виде приложения к этому уведомлению);

7) другую информацию (при необходимости).

Объект проверки обязан безвозмездно предоставить всю информацию и документы, указанные в уведомлении о проведении плановой проверки, в определенном формате (в бумажной и/или электронной форме) и в установленные Национальным банком сроки.

19. Куратор проверки и руководитель инспекционной группы при необходимости имеют право проводить предварительную встречу с руководителями объекта проверки до начала проведения плановой проверки. Во время встречи обсуждаются организационные вопросы предстоящей проверки.

20. Плановая проверка осуществляется в соответствии с распорядительным актом о проверке, в который могут быть внесены изменения (при необходимости). В распорядительном акте о проверке указываются наименование объекта проверки, сроки проведения (даты начала и окончания), период проверки и состав инспекционной группы (имена, фамилии) с указанием ее руководителя и куратора проверки.

Плановая проверка осуществляется согласно программе проверки, в которой определен перечень вопросов, подлежащих проверке. Программа проверки может быть изменена в случае возникновения такой потребности.

Распорядительный акт о проверке (изменения в него) подписывается заместителем председателя Национального банка, который осуществляет общее руководство и контролирует деятельность подразделения Национального банка по вопросам наличного обращения.

V. Организация внеплановой проверки

21. Национальный банк имеет право принять решение о проведении внеплановой проверки при наличии обоснованных оснований, к которым относятся:

1) наличие у Национального банка информации, свидетельствующей о нарушении объектом проверки нормативно-правовых актов Национального банка;

2) наличие у Национального банка фактов, которые могут свидетельствовать об осуществлении объектом проверки рисковой деятельности;

3) выявление фактов представления Национальному банку недостоверной информации и/или отчетности;

4) непредоставление информации, документов или их копий по письменному запросу Национального банка в установленные сроки;

5) необходимость проверки информации, изложенной в жалобе (возражениях) к справке о проверке;

22. Внеплановая проверка объекта проверки производится в соответствии с распорядительным актом о внеплановой проверке, в который могут вноситься изменения (при необходимости). Распорядительный акт о внеплановой проверке (изменения в него) подписывает заместитель Председателя Национального банка, который осуществляет общее руководство и контролирует деятельность подразделения Национального банка по вопросам наличного обращения.

23. Распорядительный акт о внеплановой проверке должен содержать наименование объекта проверки, основания, сроки проведения проверки (даты начала и окончания), период проверки, состав инспекционной группы (имена, фамилии) с указанием ее руководителя и куратора проверки.

Внеплановая проверка осуществляется согласно программе проверки, в которой определен перечень вопросов, подлежащих внеплановой проверке. Программа проверки может быть изменена в случае возникновения такой потребности.

24. Национальный банк осуществляет внеплановую проверку без предварительного уведомления объекта проверки.

VI. Проведение проверки

25. Руководитель инспекционной группы в день прибытия инспекционной группы к объекту проверки для проведения плановой/внеплановой проверки вручает руководителю объекта проверки (лицу, исполняющему его обязанности) заверенную копию распорядительного акта о проверке/внеплановой проверке, о чем делается отметка на другой копии распорядительного акта проверки, который остается у руководителя инспекционной группы.

26. Члены инспекционной группы, после вручения копии распорядительного акта о проверке проводят встречу с руководителями и контактным лицом объекта проверки, во время которой руководитель инспекционной группы представляет членов инспекционной группы, инициирует обсуждение предмета, периода, объемов, сроков и направлений проверки, коммуникации и возможности обмена информацией, а также других организационных вопросов. Руководитель объекта проверки во время встречи представляет контактное лицо и должностных лиц объекта проверки, ответственных за направления, подлежащие проверке.

27. Объект проверки предоставляет информацию и материалы (включая в электронной форме), документы (их копии и/или выдержки из них), необходимые для проведения проверки, а также письменные объяснения по вопросам деятельности объекта проверки в соответствии с определенными в письменном запросе на получение документов и информации за подписью руководителя инспекционной группы перечня, сроков, формата, структуры, вида и на определенных носителях информации.

Руководитель объекта проверки имеет право предоставить руководителю инспекционной проверки обоснованное ходатайство о продлении определенного в запросе на получение документов и информации срока предоставления информации, материалов, документов, письменных объяснений в случае наличия объективных причин.

Запрос на получение документов и информации составляется в электронной форме и направляется объекту проверки. Запрос подлежит регистрации объектом проверки с указанием даты и времени их получения, о чем делается соответствующая отметка на копии запроса в бумажной форме, которая остается у руководителя инспекционной группы.

28. Руководитель инспекционной группы при необходимости уточнения информации, касающейся периода проверки, имеет право получать от объекта проверки информацию, материалы, документы (включая копии и/или выдержки из них) в определенном в запросе виде, письменные пояснения, которые не относятся к периоду текущей проверки.

29. Объект проверки передает информацию, материалы и документы на письменные запросы за подписью руководителя инспекционной группы на основании акта о приеме-передаче (приложение 1).

Акт о приеме-передаче составляется объектом проверки в бумажной форме в двух экземплярах - по одному для каждой из сторон и подписывается сторонами отдельно по каждому из его пунктов во время передачи документов инспекционной группе и во время их возвращения объекту проверки.

30. Руководитель инспекционной группы возвращает объекту проверки материалы и документы, предоставляемые для обработки, согласно актам приема-передачи, не позднее последнего дня проверки.

31. Руководитель инспекционной группы в последний день проверки составляет акт о том, что на момент окончания проверки в помещении, которое было выделено инспекционной группе для проведения проверки, нет каких-либо материалов и документов, предоставленных объектом проверки на письменные запросы за подписью руководителя инспекционной группы.

Акт составляется в бумажной форме в двух экземплярах - по одному для каждой из сторон и подписывается сторонами (руководителем инспекционной группы и контактным лицом объекта проверки).

32. Проверка завершается проведением встречи с участием руководителей объекта проверки, ответственных за организацию работы банка по направлениям, которые проверялись, а также руководителя и членов инспекционной группы.

VII. Оформление результатов проверки

33. Инспектор по результатам проверки отдельного направления/вида деятельности (операции) объекта проверки составляет рабочую справку.

Рабочая справка должна содержать описательную часть, выводы, выявленные нарушения, недостатки, которые имеют влияние на деятельность объекта проверки, может содержать другую информацию о результатах проверки и рекомендации объекту проверки.

34. Инспектор несет ответственность за информацию, изложенную в рабочей справке, и формирует выводы на основании полученных результатов проверки.

35. Рабочая справка составляется в бумажной форме в двух экземплярах за подписью инспектора, который ее готовил, и согласовывается с руководителем инспекционной группы.

Первый экземпляр рабочей справки передается руководителю структурного подразделения объекта проверки, ответственного за направление деятельности объекта проверки, проверяемого инспектором (лицу, исполняющему его обязанности) (далее - руководитель структурного подразделения объекта проверки), с указанием даты передачи и подписи о получении на втором экземпляре, который остается у инспектора. Первый экземпляр рабочей справки передается руководителю структурного подразделения объекта проверки для ознакомления и согласования путем проставления на этом экземпляре личной подписи и даты согласования.

36. Руководитель структурного подразделения объекта проверки не позднее второго рабочего дня со дня получения рабочей справки возвращает инспектору согласованный им первый экземпляр рабочей справки. Инспектор передает руководителю структурного подразделения объекта проверки второй экземпляр рабочей справки, а руководителю инспекционной группы - ее первый экземпляр, согласованный (подписанный) руководителем структурного подразделения объекта проверки.

37. Руководитель структурного подразделения объекта проверки в случае наличия возражений относительно фактов и выводов, изложенных в этой справке, вправе одновременно с возвратом подписанного им первого экземпляра рабочей справки предоставить обоснованные письменные возражения (объяснения) с документальным подтверждением (в случае их наличия), которые являются неотъемлемой частью рабочей справки. Рабочая справка в таком случае дополняется отметкой "с возражениями (пояснениями)".

38. Инспекторы вместе с руководителем инспекционной группы и с куратором проверки (при необходимости) при наличии возражений объекта проверки фактов и выводов, изложенных в рабочих справках, осуществляют их обработку. Результаты рассмотрения возражений предоставляются объекту проверки (руководителю структурного подразделения объекта проверки) как в электронной форме средствами корпоративной электронной почты, так и собственноручно в бумажной форме.

39. Рабочая справка считается доведенной до сведения руководителя структурного подразделения объекта проверки, в случае невозвращения им в установленный срок согласованного первого экземпляра рабочей справки или отказа в его подписании.

Руководитель инспекционной группы в этом случае использует для дальнейшей работы второй экземпляр рабочей справки, которая в дальнейшем хранится в деле Национального банка вместе с экземпляром справки о проверке.

40. Руководитель инспекционной группы по результатам проверки с учетом согласованных рабочих справок, обработанных возражений и другой информации вместе с инспекторами составляет проект справки о проверке, в котором указываются все выявленные нарушения и недостатки в деятельности объекта проверки, а также рекомендации по их устранению в определенные сроки.

41. Руководитель инспекционной группы в случае установления в ходе проверки фактов нарушения объектом проверки требований нормативно-правовых актов Национального банка или признаков осуществления рисковой деятельности, которая угрожает интересам вкладчиков или других кредиторов банка, оперативно информирует о выявленных фактах куратора проверки, фиксирует в проекте справки о проверке обнаруженные факты.

42. Руководитель инспекционной группы после согласования с куратором проверки проекта справки о проверке составляет справку о проверке в двух экземплярах за подписью инспекторов, включая руководителя инспекционной группы.

Первый экземпляр справки о проверке передается руководителю объекта проверки (лицу, исполняющему его обязанности) для ознакомления и подписания с указанием даты передачи и подписи о получении на втором экземпляре, который остается у руководителя инспекционной группы.

43. Руководитель объекта проверки (лицо, исполняющее его обязанности) не позднее второго рабочего дня со дня получения справки о проверке возвращает руководителю инспекционной группы подписанный им первый экземпляр справки. Руководитель инспекционной группы передает руководителю объекта проверки (лицу, исполняющему его обязанности) второй экземпляр справки о проверке.

Руководитель объекта проверки (лицо, исполняющее его обязанности), если срок возврата справки о проверке приходится на период после окончания проверки, не позднее второго рабочего дня со дня получения справки о проверке направляет Национальному банку подписанный им первый экземпляр справки. Национальный банк после получения первого экземпляра справки о проверке направляет объекту проверки второй экземпляр.

44. Руководитель объекта проверки в случае наличия возражений относительно фактов и выводов, изложенных в справке о проверке, имеет право одновременно с возвратом подписанного им первого экземпляра справки о проверке предоставить обоснованные письменные возражения (объяснения) с документальным подтверждением (при наличии), которые являются неотъемлемой частью справки о проверке. Справка о проверке в таком случае дополняется отметкой "с возражениями (объяснениями)".

45. Справка о проверке считается доведенной до сведения объекта проверки, в случае невозврата руководителем объекта проверки в установленный срок подписанного первого экземпляра справки о проверке или отказа в его подписании.

Руководитель инспекционной группы в этом случае использует для дальнейшей работы второй экземпляр справки о проверке, который хранится в Национальном банке.

46. Руководитель инспекционной группы имеет право направить справку о проверке средствами почтовой связи (с соблюдением требований о пересылке документов с грифом ограничения доступа, установленных Национальным банком). В таком случае датой получения справки о проверке является дата, указанная объектом проверки на почтовом уведомлении о вручении.

Руководитель объекта проверки (лицо, исполняющее его обязанности) не позднее второго рабочего дня со дня получения справки о проверке направляет Национальному банку подписанный им первый экземпляр справки [с обоснованными письменными возражениями (пояснениями) в случае их наличия]. Национальный банк после получения первого экземпляра справки о проверке направляет объекту проверки второй экземпляр.

47. Объект проверки в случае получения по результатам проверки рекомендаций в течение одного месяца со дня получения справки о проверке подает в Национальный банк информацию об учтенных рекомендациях и/или план мероприятий по учету рекомендаций с определением ответственных лиц объекта проверки и сроков выполнения рекомендаций.

Объект проверки в случае несогласия с предоставленными по результатам проверки рекомендациями должен уведомить Национальный банк о несогласии с предоставлением объяснений.

48. Подразделение Национального банка, которое осуществляло проверку, после согласования куратором проверки и руководителем этого подразделения предложений по применению мер воздействия вносит на рассмотрение Правления Национального банка/Комитета по вопросам надзора и регулирования деятельности банков, надзора (оверсайта) платежных систем (далее - коллегиальный орган) презентационные материалы о результатах проведенной проверки [основные выводы, выявленные нарушения и недостатки в деятельности объекта проверки и рекомендации по их устранению (при наличии), а также обоснование целесообразности/нецелесообразности применения к объекту проверки мер воздействия].

На заседание коллегиального органа о применении мер воздействия приглашается/приглашаются представитель/представители объекта проверки для дачи объяснений/возражений относительно обстоятельств, фактов, которые могут свидетельствовать о нарушениях требований законодательства, выявленных во время проверки.

49. Справка о проверке, рабочие справки и другие материалы по проверке являются информацией с ограниченным доступом и собственностью Национального банка и не подлежат разглашению. Раскрытие информации, содержащейся в справке о проверке, осуществляется в порядке, определенном Законом о банках.

VIII. Порядок действий в случае препятствования при осуществлении проверки

50. Руководитель инспекционной группы в случае создания представителями объекта проверки препятствий для проведения проверки (включая непредоставление инспекционной группе допуска к помещениям, необеспечение инспекционной группе условий для проведения проверки) составляет акт о недопуске в помещения или акт об осуществлении препятствий по формам, определенным в приложениях 2 и 3 к настоящему Положению.

Каждый из актов составляется в бумажной форме в двух экземплярах, подписывается собственноручно членами инспекционной группы и руководителем/представителем объекта проверки.

51. Руководитель инспекционной группы в случае отказа руководителя/представителя объекта проверки от подписания акта фиксирует факт такого отказа в двух экземплярах акта.

52. Один экземпляр акта предоставляется руководителю/представителю объекта проверки с проставлением отметки о предоставлении на втором экземпляре акта, который остается у руководителя инспекционной группы.

53. Руководитель инспекционной группы в случае отказа руководителя/представителя объекта проверки от получения экземпляра акта передает такой экземпляр акта в день его составления объекту проверки с сопроводительным письмом с отметкой о его получении на копии этого письма или направляет экземпляр акта объекту проверки средствами почтовой связи (заказным письмом с уведомлением о вручении).

Приложение 1

к Положению об организации и проведении проверок банков по вопросам наличного обращения
(пункт 29 раздела VI)

Акт о приеме-передаче

п/п

Номер запроса (на который предоставляется информация)

Перечень документов, материалов, информации

Форма предоставления

Передано объектом проверки

Получено членами инспекционной группы

Передано членами инспекционной группы

Получено объектом проверки

Примечания

дата, время предоставления

собственное имя, фамилия, личная подпись

дата, время получения

собственное имя, фамилия, личная подпись

дата, время получения

собственное имя, фамилия, личная подпись

дата, время получения

собственное имя, фамилия, личная подпись

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Акт составлен и подписан в двух экземплярах, которые имеют одинаковую силу.

Приложение 2

к Положению об организации и проведении проверок банков по вопросам наличного обращения
(пункт 50 раздела VIII)

См. Приложение 2

 

Приложение 3

к Положению об организации и проведении проверок банков по вопросам наличного обращения
(пункт 50 раздела VIII)

См. Приложение 3

 

Постановление Правления Национального банка Украины от 14 февраля 2022 года №16
"Об утверждении Положения об организации и проведении проверок банков по вопросам наличного обращения"

О документе

Номер документа:16
Дата принятия: 14.02.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:23.02.2022
Органы эмитенты: Банки

Опубликование документа

Официальное Интернет-представительство Национального банка Украины от 22 февраля 2022 года.

Официальный вестник Украины от 9 марта 2022 года, №19, стр. 304, статья 1040, код акта 110246/2022.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования - с 23 февраля 2022 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 04.08.2022
Вступила в силу с: 23.08.2022

Приложения к документу

16-22 (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

16-22 (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)