Действует

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 16 октября 2017 года №376

О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности

(В редакции Указа Президента Республики Беларусь от 31.10.2019 г. №411)

В целях оптимизации контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, снижения воздействия со стороны контролирующих (надзорных) органов на субъекты предпринимательской деятельности постановляю:

1. Внести в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" следующие изменения:

1.1. пункты 1–23 изложить в новой редакции:

"1. Установить, что государственный контроль (надзор) осуществляется контролирующими (надзорными) органами (1).

Государственный контроль (надзор) осуществляется в формах:

выборочных проверок;

внеплановых проверок;

мероприятий технического (технологического, поверочного) характера;

мер профилактического и предупредительного характера, указанных в части пятой пункта 3 настоящего Указа.

Контролирующий (надзорный) орган вправе проводить проверку, если этот орган включен в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утверждаемый настоящим Указом.

Проверка может проводиться контролирующим (надзорным) органом в отношении проверяемых субъектов (2).

Вопросы, проверка которых осуществляется контролирующим (надзорным) органом, должны соответствовать компетенции этого органа.

Делегирование контролирующими (надзорными) органами своих контрольных (надзорных) полномочий иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также осуществление проверок, мониторингов и мероприятий технического (технологического, поверочного) характера коммерческими организациями не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью седьмой настоящего пункта.

Государственное производственное объединение электроэнергетики "Белэнерго", государственное производственное объединение по топливу и газификации "Белтопгаз", республиканские унитарные предприятия электроэнергетики "Брестэнерго", "Витебскэнерго", "Гомельэнерго", "Гродноэнерго", "Минскэнерго" и "Могилевэнерго", производственные республиканские унитарные предприятия "Брестоблгаз", "Витебскоблгаз", "Гроднооблгаз", "Мингаз", "Минскоблгаз" и "Могилевоблгаз", республиканское производственное унитарное предприятие "Гомельоблгаз" вправе до 1 января 2019 г. осуществлять энергетический и газовый надзор в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера.

Особенности осуществления контроля (надзора) Управлением делами Президента Республики Беларусь и подчиненными ему организациями определяются Президентом Республики Беларусь.

______________________________

(1) Для целей настоящего Указа под контролирующими (надзорными) органами понимаются государственные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица (далее – структурные подразделения), территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь на осуществление контроля (надзора).

(2) Для целей настоящего Указа под субъектами (проверяемыми субъектами) понимаются организации, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика (далее – обособленные подразделения), представительства иностранных организаций, индивидуальные предприниматели, нотариусы, а также лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временные (антикризисные) управляющие, не являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее, если не указано иное, – субъекты, проверяемые субъекты).

2. Требования настоящего Указа являются обязательными для всех контролирующих (надзорных) органов и субъектов.

3. Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет привлечение должностных лиц контролирующих (надзорных) органов к установленной законодательными актами ответственности.

Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.

В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.

Проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов.

Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера, реализуемых контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с субъектами, подлежащими контролю (надзору), в том числе путем:

проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;

проведения разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;

информирования субъектов (включая использование средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;

проведения семинаров, круглых столов и другого.

4. Не допускается взимание контролирующими (надзорными) органами платы с проверяемых субъектов за осуществление проверок, за исключением возмещения (оплаты) в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь, затрат, связанных с проведением исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, отбором проб и образцов.

5. Общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных иными законодательными актами.

Осуществление общественного контроля в форме проведения проверок другими организациями, кроме указанных в части первой настоящего пункта, а также физическими лицами запрещается.

6. Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера имеют предупредительно-профилактическую направленность.

Проведение выборочных и внеплановых проверок по вопросам, относящимся к мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера, не допускается.

По результатам проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера контролирующие (надзорные) органы в пределах своей компетенции:

в случае выявления на территории и (или) объектах субъекта нарушений выносят требование (предписание) об их устранении в установленный срок;

в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде:

вручают (направляют) предложение о приостановлении (запрете) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования (далее – предложение о приостановлении деятельности) до устранения нарушений, послуживших основанием вручения (направления) такого предложения;

выносят требование (предписание) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств до устранения нарушений, послуживших основанием для вынесения такого требования (предписания).

Об устранении нарушений, послуживших основанием для вынесения требования (предписания), субъект в пределах срока, установленного в требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, вынесшему это требование (предписание), с приложением подтверждающих документов, а также предоставляет этому контролирующему (надзорному) органу возможность удостовериться на месте в устранении нарушений.

В случае выполнения в установленный срок субъектом требований (предписаний) об устранении нарушений, приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств меры ответственности за данные нарушения в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются.

При неустранении выявленных нарушений, выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также при выявлении нарушений, устранение которых невозможно, меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством.

О принятом на основании предложения о приостановлении деятельности решении субъект информирует контролирующий (надзорный) орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого предложения.

В случае принятия субъектом решения о нецелесообразности приостановления деятельности контролирующий (надзорный) орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении такого приостановления.

Приостановление (запрет) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств может применяться контролирующим (надзорным) органом только в случае, если такие полномочия контролирующего (надзорного) органа прямо установлены настоящим Указом или иными законодательными актами.

7. Запретить, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 8 настоящего Указа, проведение проверок в течение двух лет со дня:

государственной регистрации – организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;

присвоения учетного номера плательщика – обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);

создания – представительств иностранных организаций;

ввода в эксплуатацию объекта строительства – в части деятельности проверяемого субъекта в отношении этого объекта;

первоначальной выдачи свидетельства о регистрации – лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально;

первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.

8. В течение срока, установленного в пункте 7 настоящего Указа, могут назначаться внеплановые проверки:

по поручению Президента Республики Беларусь;

Комитетом государственного контроля (либо по его поручению) при наличии у него информации, свидетельствующей о совершении финансовых операций с нарушением требований законодательства (незаконных финансовых операций (3)) на сумму, превышающую 1000 базовых величин;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 года №376
"О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности"

О документе

Номер документа:376
Дата принятия: 16/10/2017
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:19/10/2017
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 18 октября 2017 года, 1/17314 

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 15 настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

- абзац шестнадцатый подпункта 1.2 пункта 1 – после ввода в эксплуатацию интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, доработанной в соответствии с требованиями данного Указа;

- пункты 5, 6, 10–14 и 15 – после официального опубликования настоящего Указа - с 19 октября 2017 года;

- пункт 3 – с 1 декабря 2017 года;

- иные нормы – с 1 января 2018 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 31/10/2019  документом  Указ Президента Республики Беларусь О налогообложении № 411 от 31/10/2019
Вступила в силу с: 07/11/2019


Первоначальная редакция от 16/10/2017