Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 23 марта 2016 года №235

Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы

(В редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 г. №612, 22.03.2017 г. №215, 21.12.2017 г. №984, 09.11.2018 г. №806, 09.04.2018 г. №227, 23.09.2019 г. №648, 14.02.2020 г. №86, 30.10.2020 г. №621)

В целях обеспечения развития в Республике Беларусь информационно-коммуникационных технологий и их эффективного применения во всех сферах и отраслях Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа).

2. Определить:

ответственным заказчиком Государственной программы Министерство связи и информатизации;

заказчиками Государственной программы Верховный Суд, Витебский облисполком, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по науке и технологиям, Государственный комитет по стандартизации, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет, Департамент финансов и тыла Министерства внутренних дел, Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля, Комитет государственного контроля, Комитет государственной безопасности, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по налогам и сборам, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство спорта и туризма, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство труда и социальной защиты, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство юстиции, Национальную академию наук Беларуси, Национальный банк, Национальный статистический комитет, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, Следственный комитет, Управление делами Президента Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2020 №86)
(см. предыдущую редакцию)

3. Установить, что:

при недостаточном финансировании мероприятий Государственной программы их выполнение осуществляется на основе приоритетности и значимости;

случаи недостаточного финансирования мероприятий Государственной программы рассматриваются как основание для переноса сроков либо отказа от их реализации;

исполнители мероприятий Государственной программы определяются на конкурсной основе либо путем проведения процедуры закупки из одного источника в соответствии с законодательством.

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 г. №612)

(см. предыдущую редакцию)

4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 года №235

Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы

Глава 1. Общие положения

Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа) разработана в соответствии со Стратегией развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 годы, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 3 ноября 2015 г. №26), законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими вопросы информатизации, создания информационных технологий, систем и сетей, формирования информационных ресурсов, обеспечения защиты информации, и результатами научных исследований, а также практическим опытом создания и развития информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).

Ответственным заказчиком Государственной программы является Министерство связи и информатизации.

Глава 2. Приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь, в соответствии с которыми разработана Государственная программа

Реализация Государственной программы направлена на достижение одного из приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь - развитие информационного общества и широкое внедрение ИКТ ("Информатизация").

Программа включает следующие подпрограммы, содержащие системообразующие мероприятия национального масштаба в сфере ИКТ:

"Информационно-коммуникационная инфраструктура";

"Инфраструктура информатизации";

"Цифровая трансформация".

Государственной программой предусмотрено выполнение работ на базе современной информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее - ИКИ), направленных на оказание государственных услуг и осуществление административных процедур в электронном виде, повышение их доступности, а также стимулирование экспорта услуг в сфере ИКТ, внутреннего спроса реального сектора экономики, сферы услуг, социальной сферы, сферы государственного управления на качественные ИТ-услуги.

Разрабатываемые государственные информационные системы подлежат обязательной интеграции с общегосударственной автоматизированной информационной системой (далее - ОАИС) в целях оказания электронных услуг. Межведомственное взаимодействие при функционировании государственных информационных систем будет осуществляться с использованием инфраструктуры межведомственных информационных систем, перечень которых приведен в приложении к Указу Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. №515 "О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №125, 1/13064).

Одновременно с этим ИКТ позволят обеспечить выполнение работ по таким стратегическим направлениям развития Республики Беларусь, как ускоренное развитие высокотехнологичных производств и услуг, совершенствование институциональной среды и формирование благоприятной бизнес-среды, рост экспортного потенциала на основе эффективного использования имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ Республики Беларусь.

(В главу 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.11.2018 г. №806)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 3. Цель, задачи, сводные целевые показатели Государственной программы и целевые показатели подпрограмм

Целью Государственной программы является совершенствование условий, содействующих трансформации сфер человеческой деятельности под воздействием ИКТ, включая формирование цифровой экономики, развитие информационного общества и совершенствование электронного правительства.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

дальнейшее развитие национальной ИКИ, а также услуг, предоставляемых на ее основе, с учетом целей развития ИКТ, определенных на будущий период Международным союзом электросвязи (далее - МСЭ) в Концепции "Соединим к 2020 году", которая освещает роль ИКТ как одной из движущих сил социального, экономического и экологически устойчивого роста и развития (Резолюция 200, Пусан, 2014). Эту задачу предусматривается решить путем реализации подпрограммы 1 "Информационно-коммуникационная инфраструктура";

внедрение технологий электронного правительства и развитие инфраструктуры информатизации (будет осуществлено путем выполнения подпрограммы 2 "Инфраструктура информатизации");

трансформация бизнес-процессов посредством ИКТ во всех сферах жизнедеятельности современного общества (планируется выполнить посредством реализации подпрограммы 3 "Цифровая трансформация").

Сводные целевые показатели, характеризующие цель Государственной программы, целевые показатели, характеризующие задачи подпрограмм, и их значения определены согласно приложению 1.

Индикатором успешности реализации Государственной программы станет повышение к 2020 году позиций Республики Беларусь в рейтинге по индексу готовности к электронному правительству Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и рейтинге по индексу развития информационно-телекоммуникационных технологий в соответствии с классификацией МСЭ.

Глава 4. Объемы и источники финансирования Государственной программы

Финансовое обеспечение Государственной программы согласно приложению 2 будет осуществляться в пределах средств, выделяемых из республиканского бюджета на ее реализацию, а также за счет средств государственного внебюджетного фонда универсального обслуживания Министерства связи и информатизации и иных средств. Общая сумма требуемого бюджетного финансирования составляет 187 286 304,6 рубля.

Источники финансирования мероприятий подпрограмм Государственной программы определены согласно приложению 3.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) финансируются после получения в установленном порядке положительного заключения государственной научно-технической экспертизы.

Иные технические мероприятия Государственной программы финансируются в соответствии с законодательством.

Финансирование мероприятий информатизации, связанных с реализацией важнейших для социально-экономического развития Республики Беларусь проектов, за счет кредитных ресурсов, зарубежных грантов, иностранных инвестиций нецелесообразно.

Плановые бюджетные ассигнования и кассовые расходы по Государственной программе с начала 2016 года должны быть отражены в соответствии с программной классификацией расходов бюджета.

(В Главу 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2020 №621)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 5. Риски при исполнении Государственной программы

Решение задач Государственной программы осуществляется путем формирования и выполнения комплекса научных, технических и организационных мероприятий.

При реализации Государственной программы в качестве рисков, которые могут негативно повлиять на достижение целевых показателей Государственной программы в целом и подпрограмм, рассматриваются как внешние факторы, не зависящие от участников реализации Государственной программы, так и внутренние, созданные в ходе ее выполнения. Внутренние факторы могут быть полностью или частично устранены.

В качестве внешних и внутренних факторов рассматриваются:

сокращение объема финансирования, обусловленное, например, результатами воздействия на экономику Республики Беларусь экономических либо политических процессов, происходящих в мире;

инфляционные процессы;

реорганизация заказчика во время реализации Государственной программы;

невозможность выбора исполнителя работ вследствие несоответствия требований заказчика и предложений потенциальных исполнителей работ;

неудовлетворительное состояние кадрового обеспечения заказчика в области информатизации;

иные факторы, выявленные участниками реализации Государственной программы в ходе ее выполнения.

Данные риски относятся ко всем подпрограммам Государственной программы.

Количественный учет влияния риска осуществлен введением в формулу расчета эффективности выполнения задач подпрограмм Государственной программы в отчетном году коэффициента K, учитывающего степень влияния внешних и внутренних факторов риска на достижение планового значения целевого показателя. Порядок его расчета приведен в главе 6 Государственной программы. Подход к учету факторов риска, изложенный в главе 6 Государственной программы, позволит минимизировать их влияние на эффективность выполнения подпрограмм и Государственной программы в целом.

Глава 6. Методика оценки эффективности Государственной программы

Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется на основании анализа выполнения мероприятий, подпрограмм и Государственной программы в целом с учетом фактического выполнения мероприятий, достигнутых значений сводных целевых показателей и целевых показателей, а также освоения выделенных финансовых средств.

При определении плановых количественных значений сводных целевых показателей и целевых показателей Государственной программы и ее подпрограмм учитывались текущее состояние объектов информатизации, существующие потребности и возможности их совершенствования и модернизации, мировые тенденции в сфере ИКТ, поставленные цели и задачи.

Фактические значения указанных показателей характеризуют текущие результаты, достигнутые в ходе выполнения комплекса мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм.

Основными источниками получения сведений о выполнении сводных целевых и целевых показателей Государственной программы являются ведомственная отчетность, статистическая, бухгалтерская и финансовая отчетность, административная информация. Сбор данных осуществляется ежегодно ответственным заказчиком и заказчиками Государственной программы.

Оценка текущей эффективности реализации Государственной программы производится в несколько этапов и сводится к сравнению фактически достигнутых значений сводного целевого показателя, целевых показателей за соответствующий период с их запланированными значениями.

На первом этапе производится оценка результатов выполнения задач подпрограмм Государственной программы, основанная на определении степени решения каждой из них, по формуле

ФОрмула 1 к Пост. от 23.03.2016 г. №235

где Et - эффективность выполнения задачи подпрограммы Государственной программы в отчетном году;

n - количество целевых показателей по задаче подпрограммы Государственной программы;

Формула 1 к Пост. от 23.03.2016 г. №235- фактическое значение i-го целевого показателя задачи подпрограммы Государственной программы в отчетном году;

Формула 3 к Пост. от 23.03.2016 г. №235- плановое значение i-го целевого показателя задачи подпрограммы Государственной программы в отчетном году;

Ki - коэффициент, учитывающий степень влияния внешних и внутренних факторов риска на достижение планового значения целевого показателя.

Необходимо учесть, что при проведении оценки эффективности решения задачи подпрограммы Государственной программы в числителе не производятся расчеты для целевых показателей, значения которых в отчетном году равны нулю, однако их общее количество в знаменателе учитывается.

Значение коэффициента Ki определяется путем вычисления отношения разницы планового и фактического значений параметра, характеризующего ход выполнения Государственной программы, на который фактором риска оказывается существенное влияние, к его плановому значению в отчетном году:

Формула 4 к Пост. от 23.03.2016 г. №235

где Ki - коэффициент, учитывающий степень влияния внешних и внутренних факторов риска на достижение планового значения целевого показателя;

Формула 5 к Пост. от 23.03.2016 г. №235- фактическое значение параметра, которое изменяется вследствие действия фактора риска, приведшее к отклонению фактического значения i-го целевого показателя задачи подпрограммы Государственной программы от его планового значения в отчетном году;

Формула 6 к Пост. от 23.03.2016 г. №235- плановое значение параметра, на который может оказывать влияние фактор риска.

В то же время в случае выявления одновременного влияния на достижение планового значения целевого показателя двух и более факторов риска значение коэффициента Ki определяется как сумма коэффициентов, учитывающих влияние каждого фактора, для расчета их совокупного воздействия.

Если полученное значение Et:

больше или равно 0,9, то решение задачи в отчетном году считается выполненным с высокой эффективностью;

находится в интервале от 0,9 до 0,8, то решение задачи подпрограммы в отчетном году считается выполненным эффективно;

находится в интервале от 0,8 до 0,65, то решение задачи подпрограммы в отчетном году считается выполненным удовлетворительно;

меньше 0,65, то ход выполнения задачи подпрограммы в отчетном году считается неудовлетворительным.

На втором этапе осуществляется оценка эффективности выполнения подпрограмм Государственной программы, основанная на определении степени решения поставленных в каждой подпрограмме задач, по формуле

Формула 7 к Пост. от 23.03.2016 г. №235

где Формула 8 к Пост. от 23.03.2016 г. №235 - эффективность выполнения подпрограммы Государственной программы в отчетном году;

m - количество задач в подпрограмме Государственной программы;

Формула 9 к Пост. от 23.03.2016 г. №235- эффективность выполнения j-й задачи подпрограммы Государственной программы в отчетном году.

Если полученное значение Epp:

больше или равно 0,9, то подпрограмма выполнена в отчетном году с высокой эффективностью;

находится в интервале от 0,9 до 0,8, то выполнение подпрограммы в отчетном году считается эффективным;

находится в интервале от 0,8 до 0,65, то выполнение подпрограммы в отчетном году считается удовлетворительным;

меньше 0,65, то ход выполнения подпрограммы в отчетном году считается неудовлетворительным.

На заключительном этапе оценивается эффективность выполнения Государственной программы в целом в отчетном году исходя из эффективности выполнения ее подпрограмм и сводных целевых показателей, характеризующих достижение цели Государственной программы, вычисляемая по формуле

Формула 10 к Пост. от 23.03.2016 г. №235

где Ep - эффективность выполнения Государственной программы;

k - количество подпрограмм Государственной программы;

d - количество сводных целевых показателей Государственной программы;

Формула 11 к Пост. от 23.03.2016 г. №235- эффективность выполнения подпрограммы Государственной программы в отчетном году;

Формула 12 к Пост. от 23.03.2016 г. №235- фактическое значение сводного целевого показателя Государственной программы в отчетном году;

Формула 13 к Пост. от 23.03.2016 г. №235- плановое значение сводного целевого показателя Государственной программы в отчетном году.

Если полученное значение Ep:

больше или равно 0,9, то Государственная программа выполнена в отчетном году с высокой эффективностью;

находится в интервале от 0,9 до 0,8, то выполнение Государственной программы в отчетном году считается эффективным;

находится в интервале от 0,8 до 0,65, то выполнение Государственной программы в отчетном году считается удовлетворительным;

меньше 0,65, то ход выполнения Государственной программы в отчетном году считается неудовлетворительным.

Эффективность выполнения Государственной программы за весь период оценивается исходя из эффективности ее реализации в каждом году и рассчитывается по формуле

Формула 14 к Пост. от 23.03.2016 г. №235

где E - эффективность выполнения Государственной программы за весь период реализации;

z - количество лет реализации Государственной программы;

Формула 15 к Пост. от 23.03.2016 г. №235- эффективность выполнения Государственной программы в году q.

Если полученное значение E:

больше или равно 0,9, то Государственная программа выполнена с высокой эффективностью за весь период реализации;

находится в интервале от 0,9 до 0,8, то Государственная программа считается выполненной эффективно за весь период реализации;

находится в интервале от 0,8 до 0,65, то выполнение Государственной программы за весь период реализации считается удовлетворительным;

меньше 0,65, то Государственная программа считается выполненной неудовлетворительно за весь период реализации.

(В главу 6 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.03.2017 г. №215)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 7. Подпрограмма 1 "Информационно-коммуникационная инфраструктура"

Выполнение основных мероприятий подпрограммы "Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура" Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2011 г. №384 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №38, 5/33546), позволило обеспечить создание современной инфраструктурной основы для организации информационного обмена между всеми участниками экономических процессов: обществом, бизнесом, государством.

В ежегодном отчете МСЭ "Измерение информационного общества" по итогам 2014 года по индексу развития ИКТ Республика Беларусь заняла итоговое 36-е место из 167. Беларусь отмечается международными экспертами как одна из десяти экономик мира с наибольшими изменениями по показателям доступа ИКТ, отражающим технический уровень развития современной инфраструктуры в стране.

По оценкам Комиссии МСЭ по развитию широкополосного доступа, на начало 2015 года Республика Беларусь занимает 25-ю позицию по количеству абонентов стационарного широкополосного доступа (28,8 на 100 жителей) и 23-ю позицию по количеству домохозяйств, имеющих доступ в сеть Интернет (57,1 на 100 домохозяйств), среди 195 стран, принявших участие в исследовании.

Развитие национальной ИКИ в 2016-2020 годы будет происходить в условиях дальнейшего стремительного роста информационных потребностей общества и экономики, интеграции в международное информационное пространство, дальнейшей конвергенции сетей с постепенным замещением традиционных услуг электросвязи услугами на базе IP-протокола, предоставляемых поверх традиционных сетей электросвязи (ОТТ-сервисы), с постепенным переходом на предоставление таких услуг на базе облачных платформ и технологий.

Приоритетными направлениями развития национальной ИКИ являются:

развитие стационарного широкополосного доступа с учетом применения современных технологий организации доступа, технологической основой которого являются развитие мультисервисных сетей электросвязи и строительство инфраструктуры с использованием волоконно-оптических линий связи. Это позволит увеличить качество предоставления услуг стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет, а также использовать ресурсы создаваемой инфраструктуры для предоставления потребителю как основных, так и дополнительных услуг электросвязи, в том числе услуг по автоматизации технологических процессов жизнеобеспечения;

развитие беспроводного широкополосного доступа, технологической основой которого будет существующая сеть сотовой подвижной электросвязи доступа (3G), а также сеть сотовой подвижной электросвязи по технологии LTE (4G) и ресурсы национальной системы спутниковой связи и вещания;

развитие цифрового телевизионного вещания с использованием различных технологий и способов доставки телевизионного сигнала до потребителя: наземное (эфирное) телевизионное вещание, кабельное телевидение, IP-телевидение, телевизионное вещание с использованием интернет-технологий и другое;

развитие облачных технологий, обеспечивающих по требованию пользователя доступ к необходимым информационным и вычислительным ресурсам независимо от его географического положения.

Задачи подпрограммы 1 - дальнейшее развитие национальной ИКИ, развитие современных сервисов и услуг, предоставляемых на ее основе, с учетом целей развития ИКТ, определенных на будущий период МСЭ в Концепции "Соединим к 2020 году", которая освещает роль ИКТ как одной из движущих сил социального, экономического и экологически устойчивого роста и развития (Резолюция 200, Пусан, 2014).

Реализация основных задач подпрограммы 1 плотно коррелирует со стратегическими целями Концепции "Соединим к 2020", а также определенными МСЭ соответствующими им ключевыми направлениями развития ИКТ до 2020 года.

Заказчиком является Министерство связи и информатизации.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы Глава 1. Общие положения Глава 2. Приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь, в соответствии с которыми разработана Государственная программа Глава 3. Цель, задачи, сводные целевые показатели Государственной программы и целевые показатели подпрограмм Глава 4. Объемы и источники финансирования Государственной программы Глава 5. Риски при исполнении Государственной программы Глава 6. Методика оценки эффективности Государственной программы Глава 7. Подпрограмма 1 "Информационно-коммуникационная инфраструктура" Глава 8. Подпрограмма 2 "Инфраструктура информатизации" Глава 9. Подпрограмма 3 "Цифровая трансформация" Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 года №235
"Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы"

О документе

Номер документа:235
Дата принятия: 23/03/2016
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:02/04/2016
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 1 апреля 2016 года, 5/41866

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - со 2 апреля 2016 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 30/10/2020  документом  Постановление Совета Министров Республики Беларусь Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 года №235 № 621 от 30/10/2020
Вступила в силу с: 04/11/2020


Редакция от 14/02/2020, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 года №235 № 86 от 14/02/2020
Вступила в силу с: 19/02/2020


Редакция от 23/09/2019, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2016 года №148... № 648 от 23/09/2019
Вступила в силу с: 27/09/2019


Редакция от 09/04/2019, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь Об изменении Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 года №235 № 227 от 09/04/2019
Вступила в силу с: 12/04/2019


Редакция от 09/11/2018, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23... № 806 от 09/11/2018
Вступила в силу с: 16/11/2018


Редакция от 21/12/2017, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от... № 984 от 21/12/2017
Вступила в силу с: 29/12/2017


Редакция от 22/03/2017, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г... № 215 от 22/03/2017
Вступила в силу с: 29/03/2017


Редакция от 05/08/2016, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23... № 612 от 05/08/2016
Вступила в силу с: 12/08/2016


Первоначальная редакция от 23/03/2016