Дата обновления БД:
07.02.2025
Добавлено/обновлено документов:
400 / 1234
Всего документов в БД:
317569
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 23 марта 2016 года №235
Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы
(В редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 г. №612, 22.03.2017 г. №215, 21.12.2017 г. №984, 09.11.2018 г. №806, 09.04.2018 г. №227, 23.09.2019 г. №648, 14.02.2020 г. №86, 30.10.2020 г. №621)
В целях обеспечения развития в Республике Беларусь информационно-коммуникационных технологий и их эффективного применения во всех сферах и отраслях Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа).
2. Определить:
ответственным заказчиком Государственной программы Министерство связи и информатизации;
заказчиками Государственной программы Верховный Суд, Витебский облисполком, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по науке и технологиям, Государственный комитет по стандартизации, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет, Департамент финансов и тыла Министерства внутренних дел, Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля, Комитет государственного контроля, Комитет государственной безопасности, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по налогам и сборам, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство спорта и туризма, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство труда и социальной защиты, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство юстиции, Национальную академию наук Беларуси, Национальный банк, Национальный статистический комитет, Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, Следственный комитет, Управление делами Президента Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.
3. Установить, что:
при недостаточном финансировании мероприятий Государственной программы их выполнение осуществляется на основе приоритетности и значимости;
случаи недостаточного финансирования мероприятий Государственной программы рассматриваются как основание для переноса сроков либо отказа от их реализации;
исполнители мероприятий Государственной программы определяются на конкурсной основе либо путем проведения процедуры закупки из одного источника в соответствии с законодательством.
(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 г. №612)
(см. предыдущую редакцию)
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Премьер-министр Республики Беларусь
А.Кобяков
Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 года №235
Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы
Глава 1. Общие положения
Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа) разработана в соответствии со Стратегией развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 годы, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь (протокол от 3 ноября 2015 г. №26), законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими вопросы информатизации, создания информационных технологий, систем и сетей, формирования информационных ресурсов, обеспечения защиты информации, и результатами научных исследований, а также практическим опытом создания и развития информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ).
Ответственным заказчиком Государственной программы является Министерство связи и информатизации.
Глава 2. Приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь, в соответствии с которыми разработана Государственная программа
Реализация Государственной программы направлена на достижение одного из приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь - развитие информационного общества и широкое внедрение ИКТ ("Информатизация").
Программа включает следующие подпрограммы, содержащие системообразующие мероприятия национального масштаба в сфере ИКТ:
"Информационно-коммуникационная инфраструктура";
"Инфраструктура информатизации";
"Цифровая трансформация".
Государственной программой предусмотрено выполнение работ на базе современной информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее - ИКИ), направленных на оказание государственных услуг и осуществление административных процедур в электронном виде, повышение их доступности, а также стимулирование экспорта услуг в сфере ИКТ, внутреннего спроса реального сектора экономики, сферы услуг, социальной сферы, сферы государственного управления на качественные ИТ-услуги.
Разрабатываемые государственные информационные системы подлежат обязательной интеграции с общегосударственной автоматизированной информационной системой (далее - ОАИС) в целях оказания электронных услуг. Межведомственное взаимодействие при функционировании государственных информационных систем будет осуществляться с использованием инфраструктуры межведомственных информационных систем, перечень которых приведен в приложении к Указу Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. №515 "О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №125, 1/13064).
Одновременно с этим ИКТ позволят обеспечить выполнение работ по таким стратегическим направлениям развития Республики Беларусь, как ускоренное развитие высокотехнологичных производств и услуг, совершенствование институциональной среды и формирование благоприятной бизнес-среды, рост экспортного потенциала на основе эффективного использования имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ Республики Беларусь.
(В главу 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.11.2018 г. №806)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 3. Цель, задачи, сводные целевые показатели Государственной программы и целевые показатели подпрограмм
Целью Государственной программы является совершенствование условий, содействующих трансформации сфер человеческой деятельности под воздействием ИКТ, включая формирование цифровой экономики, развитие информационного общества и совершенствование электронного правительства.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
дальнейшее развитие национальной ИКИ, а также услуг, предоставляемых на ее основе, с учетом целей развития ИКТ, определенных на будущий период Международным союзом электросвязи (далее - МСЭ) в Концепции "Соединим к 2020 году", которая освещает роль ИКТ как одной из движущих сил социального, экономического и экологически устойчивого роста и развития (Резолюция 200, Пусан, 2014). Эту задачу предусматривается решить путем реализации подпрограммы 1 "Информационно-коммуникационная инфраструктура";
внедрение технологий электронного правительства и развитие инфраструктуры информатизации (будет осуществлено путем выполнения подпрограммы 2 "Инфраструктура информатизации");
трансформация бизнес-процессов посредством ИКТ во всех сферах жизнедеятельности современного общества (планируется выполнить посредством реализации подпрограммы 3 "Цифровая трансформация").
Сводные целевые показатели, характеризующие цель Государственной программы, целевые показатели, характеризующие задачи подпрограмм, и их значения определены согласно приложению 1.
Индикатором успешности реализации Государственной программы станет повышение к 2020 году позиций Республики Беларусь в рейтинге по индексу готовности к электронному правительству Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и рейтинге по индексу развития информационно-телекоммуникационных технологий в соответствии с классификацией МСЭ.
Глава 4. Объемы и источники финансирования Государственной программы
Финансовое обеспечение Государственной программы согласно приложению 2 будет осуществляться в пределах средств, выделяемых из республиканского бюджета на ее реализацию, а также за счет средств государственного внебюджетного фонда универсального обслуживания Министерства связи и информатизации и иных средств. Общая сумма требуемого бюджетного финансирования составляет 187 286 304,6 рубля.
Источники финансирования мероприятий подпрограмм Государственной программы определены согласно приложению 3.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) финансируются после получения в установленном порядке положительного заключения государственной научно-технической экспертизы.
Иные технические мероприятия Государственной программы финансируются в соответствии с законодательством.
Финансирование мероприятий информатизации, связанных с реализацией важнейших для социально-экономического развития Республики Беларусь проектов, за счет кредитных ресурсов, зарубежных грантов, иностранных инвестиций нецелесообразно.
Плановые бюджетные ассигнования и кассовые расходы по Государственной программе с начала 2016 года должны быть отражены в соответствии с программной классификацией расходов бюджета.
(В Главу 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.10.2020 №621)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 5. Риски при исполнении Государственной программы
Решение задач Государственной программы осуществляется путем формирования и выполнения комплекса научных, технических и организационных мероприятий.
При реализации Государственной программы в качестве рисков, которые могут негативно повлиять на достижение целевых показателей Государственной программы в целом и подпрограмм, рассматриваются как внешние факторы, не зависящие от участников реализации Государственной программы, так и внутренние, созданные в ходе ее выполнения. Внутренние факторы могут быть полностью или частично устранены.
В качестве внешних и внутренних факторов рассматриваются:
сокращение объема финансирования, обусловленное, например, результатами воздействия на экономику Республики Беларусь экономических либо политических процессов, происходящих в мире;
инфляционные процессы;
реорганизация заказчика во время реализации Государственной программы;
невозможность выбора исполнителя работ вследствие несоответствия требований заказчика и предложений потенциальных исполнителей работ;
неудовлетворительное состояние кадрового обеспечения заказчика в области информатизации;
иные факторы, выявленные участниками реализации Государственной программы в ходе ее выполнения.
Данные риски относятся ко всем подпрограммам Государственной программы.
Количественный учет влияния риска осуществлен введением в формулу расчета эффективности выполнения задач подпрограмм Государственной программы в отчетном году коэффициента K, учитывающего степень влияния внешних и внутренних факторов риска на достижение планового значения целевого показателя. Порядок его расчета приведен в главе 6 Государственной программы. Подход к учету факторов риска, изложенный в главе 6 Государственной программы, позволит минимизировать их влияние на эффективность выполнения подпрограмм и Государственной программы в целом.
Глава 6. Методика оценки эффективности Государственной программы
Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется на основании анализа выполнения мероприятий, подпрограмм и Государственной программы в целом с учетом фактического выполнения мероприятий, достигнутых значений сводных целевых показателей и целевых показателей, а также освоения выделенных финансовых средств.
При определении плановых количественных значений сводных целевых показателей и целевых показателей Государственной программы и ее подпрограмм учитывались текущее состояние объектов информатизации, существующие потребности и возможности их совершенствования и модернизации, мировые тенденции в сфере ИКТ, поставленные цели и задачи.
Фактические значения указанных показателей характеризуют текущие результаты, достигнутые в ходе выполнения комплекса мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм.
Основными источниками получения сведений о выполнении сводных целевых и целевых показателей Государственной программы являются ведомственная отчетность, статистическая, бухгалтерская и финансовая отчетность, административная информация. Сбор данных осуществляется ежегодно ответственным заказчиком и заказчиками Государственной программы.
Оценка текущей эффективности реализации Государственной программы производится в несколько этапов и сводится к сравнению фактически достигнутых значений сводного целевого показателя, целевых показателей за соответствующий период с их запланированными значениями.
На первом этапе производится оценка результатов выполнения задач подпрограмм Государственной программы, основанная на определении степени решения каждой из них, по формуле
где Et - эффективность выполнения задачи подпрограммы Государственной программы в отчетном году;
n - количество целевых показателей по задаче подпрограммы Государственной программы;
- фактическое значение i-го целевого показателя задачи подпрограммы Государственной программы в отчетном году;
- плановое значение i-го целевого показателя задачи подпрограммы Государственной программы в отчетном году;
Ki - коэффициент, учитывающий степень влияния внешних и внутренних факторов риска на достижение планового значения целевого показателя.
Необходимо учесть, что при проведении оценки эффективности решения задачи подпрограммы Государственной программы в числителе не производятся расчеты для целевых показателей, значения которых в отчетном году равны нулю, однако их общее количество в знаменателе учитывается.
Значение коэффициента Ki определяется путем вычисления отношения разницы планового и фактического значений параметра, характеризующего ход выполнения Государственной программы, на который фактором риска оказывается существенное влияние, к его плановому значению в отчетном году:
где Ki - коэффициент, учитывающий степень влияния внешних и внутренних факторов риска на достижение планового значения целевого показателя;
- фактическое значение параметра, которое изменяется вследствие действия фактора риска, приведшее к отклонению фактического значения i-го целевого показателя задачи подпрограммы Государственной программы от его планового значения в отчетном году;
- плановое значение параметра, на который может оказывать влияние фактор риска.
В то же время в случае выявления одновременного влияния на достижение планового значения целевого показателя двух и более факторов риска значение коэффициента Ki определяется как сумма коэффициентов, учитывающих влияние каждого фактора, для расчета их совокупного воздействия.
Если полученное значение Et:
больше или равно 0,9, то решение задачи в отчетном году считается выполненным с высокой эффективностью;
находится в интервале от 0,9 до 0,8, то решение задачи подпрограммы в отчетном году считается выполненным эффективно;
находится в интервале от 0,8 до 0,65, то решение задачи подпрограммы в отчетном году считается выполненным удовлетворительно;
меньше 0,65, то ход выполнения задачи подпрограммы в отчетном году считается неудовлетворительным.
На втором этапе осуществляется оценка эффективности выполнения подпрограмм Государственной программы, основанная на определении степени решения поставленных в каждой подпрограмме задач, по формуле
где - эффективность выполнения подпрограммы Государственной программы в отчетном году;
m - количество задач в подпрограмме Государственной программы;
- эффективность выполнения j-й задачи подпрограммы Государственной программы в отчетном году.
Если полученное значение Epp:
больше или равно 0,9, то подпрограмма выполнена в отчетном году с высокой эффективностью;
находится в интервале от 0,9 до 0,8, то выполнение подпрограммы в отчетном году считается эффективным;
находится в интервале от 0,8 до 0,65, то выполнение подпрограммы в отчетном году считается удовлетворительным;
меньше 0,65, то ход выполнения подпрограммы в отчетном году считается неудовлетворительным.
На заключительном этапе оценивается эффективность выполнения Государственной программы в целом в отчетном году исходя из эффективности выполнения ее подпрограмм и сводных целевых показателей, характеризующих достижение цели Государственной программы, вычисляемая по формуле
где Ep - эффективность выполнения Государственной программы;
k - количество подпрограмм Государственной программы;
d - количество сводных целевых показателей Государственной программы;
- эффективность выполнения подпрограммы Государственной программы в отчетном году;
- фактическое значение сводного целевого показателя Государственной программы в отчетном году;
- плановое значение сводного целевого показателя Государственной программы в отчетном году.
Если полученное значение Ep:
больше или равно 0,9, то Государственная программа выполнена в отчетном году с высокой эффективностью;
находится в интервале от 0,9 до 0,8, то выполнение Государственной программы в отчетном году считается эффективным;
находится в интервале от 0,8 до 0,65, то выполнение Государственной программы в отчетном году считается удовлетворительным;
меньше 0,65, то ход выполнения Государственной программы в отчетном году считается неудовлетворительным.
Эффективность выполнения Государственной программы за весь период оценивается исходя из эффективности ее реализации в каждом году и рассчитывается по формуле
где E - эффективность выполнения Государственной программы за весь период реализации;
z - количество лет реализации Государственной программы;
- эффективность выполнения Государственной программы в году q.
Если полученное значение E:
больше или равно 0,9, то Государственная программа выполнена с высокой эффективностью за весь период реализации;
находится в интервале от 0,9 до 0,8, то Государственная программа считается выполненной эффективно за весь период реализации;
находится в интервале от 0,8 до 0,65, то выполнение Государственной программы за весь период реализации считается удовлетворительным;
меньше 0,65, то Государственная программа считается выполненной неудовлетворительно за весь период реализации.
(В главу 6 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.03.2017 г. №215)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 7. Подпрограмма 1 "Информационно-коммуникационная инфраструктура"
Выполнение основных мероприятий подпрограммы "Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура" Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2011 г. №384 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №38, 5/33546), позволило обеспечить создание современной инфраструктурной основы для организации информационного обмена между всеми участниками экономических процессов: обществом, бизнесом, государством.
В ежегодном отчете МСЭ "Измерение информационного общества" по итогам 2014 года по индексу развития ИКТ Республика Беларусь заняла итоговое 36-е место из 167. Беларусь отмечается международными экспертами как одна из десяти экономик мира с наибольшими изменениями по показателям доступа ИКТ, отражающим технический уровень развития современной инфраструктуры в стране.
По оценкам Комиссии МСЭ по развитию широкополосного доступа, на начало 2015 года Республика Беларусь занимает 25-ю позицию по количеству абонентов стационарного широкополосного доступа (28,8 на 100 жителей) и 23-ю позицию по количеству домохозяйств, имеющих доступ в сеть Интернет (57,1 на 100 домохозяйств), среди 195 стран, принявших участие в исследовании.
Развитие национальной ИКИ в 2016-2020 годы будет происходить в условиях дальнейшего стремительного роста информационных потребностей общества и экономики, интеграции в международное информационное пространство, дальнейшей конвергенции сетей с постепенным замещением традиционных услуг электросвязи услугами на базе IP-протокола, предоставляемых поверх традиционных сетей электросвязи (ОТТ-сервисы), с постепенным переходом на предоставление таких услуг на базе облачных платформ и технологий.
Приоритетными направлениями развития национальной ИКИ являются:
развитие стационарного широкополосного доступа с учетом применения современных технологий организации доступа, технологической основой которого являются развитие мультисервисных сетей электросвязи и строительство инфраструктуры с использованием волоконно-оптических линий связи. Это позволит увеличить качество предоставления услуг стационарного широкополосного доступа в сеть Интернет, а также использовать ресурсы создаваемой инфраструктуры для предоставления потребителю как основных, так и дополнительных услуг электросвязи, в том числе услуг по автоматизации технологических процессов жизнеобеспечения;
развитие беспроводного широкополосного доступа, технологической основой которого будет существующая сеть сотовой подвижной электросвязи доступа (3G), а также сеть сотовой подвижной электросвязи по технологии LTE (4G) и ресурсы национальной системы спутниковой связи и вещания;
развитие цифрового телевизионного вещания с использованием различных технологий и способов доставки телевизионного сигнала до потребителя: наземное (эфирное) телевизионное вещание, кабельное телевидение, IP-телевидение, телевизионное вещание с использованием интернет-технологий и другое;
развитие облачных технологий, обеспечивающих по требованию пользователя доступ к необходимым информационным и вычислительным ресурсам независимо от его географического положения.
Задачи подпрограммы 1 - дальнейшее развитие национальной ИКИ, развитие современных сервисов и услуг, предоставляемых на ее основе, с учетом целей развития ИКТ, определенных на будущий период МСЭ в Концепции "Соединим к 2020 году", которая освещает роль ИКТ как одной из движущих сил социального, экономического и экологически устойчивого роста и развития (Резолюция 200, Пусан, 2014).
Реализация основных задач подпрограммы 1 плотно коррелирует со стратегическими целями Концепции "Соединим к 2020", а также определенными МСЭ соответствующими им ключевыми направлениями развития ИКТ до 2020 года.
Заказчиком является Министерство связи и информатизации.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 года №235
"Об утверждении Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 годы"
О документе
Номер документа: | 235 |
Дата принятия: | 23/03/2016 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 02/04/2016 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Опубликование документа
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 1 апреля 2016 года, 5/41866
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 4 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - со 2 апреля 2016 года.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 30/10/2020 документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 года №235 № 621 от 30/10/2020
Вступила в силу с: 04/11/2020
Редакция от 14/02/2020, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 года №235 № 86 от 14/02/2020
Вступила в силу с: 19/02/2020
Редакция от 23/09/2019, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2016 года №148... № 648 от 23/09/2019
Вступила в силу с: 27/09/2019
Редакция от 09/04/2019, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь Об изменении Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 года №235 № 227 от 09/04/2019
Вступила в силу с: 12/04/2019
Редакция от 09/11/2018, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23... № 806 от 09/11/2018
Вступила в силу с: 16/11/2018
Редакция от 21/12/2017, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от... № 984 от 21/12/2017
Вступила в силу с: 29/12/2017
Редакция от 22/03/2017, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г... № 215 от 22/03/2017
Вступила в силу с: 29/03/2017
Редакция от 05/08/2016, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23... № 612 от 05/08/2016
Вступила в силу с: 12/08/2016
(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2020 №86)
(см. предыдущую редакцию)