Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Не вступил в действие

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 17 января 2017 года №1817-VIII

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1. В Кодексе Украины об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета УССР, 1984 г., Приложение к №51, ст. 1122):

1) статью 96 изложить в следующей редакции:

"Статья 96. НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ, СТАНДАРТОВ И ПРАВИЛ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Нарушение требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил и утвержденных проектных решений при новом строительстве, реконструкции, реставрации, капитального ремонта объектов или сооружений

влекут наложение штрафа на граждан от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от двухсот до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения,

влекут наложение штрафа на граждан от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц - от трехсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Выполнение подготовительных работ без уведомления о начале выполнения указанных работ, если представление такого уведомления является обязательным, а также представление недостоверных данных в уведомлении о начале выполнения подготовительных работ

влекут наложение штрафа от двухсот до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Выполнение строительных работ без уведомления о начале выполнения указанных работ по объектам, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта, а также представление недостоверных данных в таком сообщении

влекут наложение штрафа от двухсот пятидесяти до трехсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Выполнение строительных работ без уведомления о начале выполнения указанных работ, а также представление недостоверных данных в таком сообщении, совершенные в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), кроме нарушений, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи,

влекут за собой наложение штрафа от пятисот до шестисот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Выполнение строительных работ без разрешения на их выполнение, совершенное в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними последствиями (СС2)

влечет наложение штрафа от тысячи до тысячи пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Деяние, предусмотренное частью шестой настоящей статьи, совершенное в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со значительными последствиями (СС3)

влечет наложение штрафа от двух до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

Эксплуатация объектов, не принятых в эксплуатацию, а также представление недостоверных данных в декларации о готовности объекта к эксплуатации, совершенные в отношении объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта,

влекут наложение штрафа от двухсот пятидесяти до трехсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Эксплуатация объектов строительства, не принятых в эксплуатацию, а также представление недостоверных данных в декларации о готовности объекта к эксплуатации, совершенные в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), кроме нарушений, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи,

влекут за собой наложение штрафа от пятисот до шестисот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Эксплуатация объектов строительства, не принятых в эксплуатацию, а также представление недостоверных данных в акте готовности объекта к эксплуатации, совершенные в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними последствиями (СС2),

влекут за собой наложение штрафа от тысячи до тысячи пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Деяния, предусмотренные частью десятой настоящей статьи, совершенные в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со значительными последствиями (СС3)

влекут за собой наложение штрафа от двух до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

Необеспечение заказчиком осуществления авторского надзора, если такой надзор является обязательным согласно требованиям законодательства,

влечет наложение штрафа от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.

Необеспечение заказчиком осуществления технического надзора, если такой надзор является обязательным согласно требованиям законодательства,

влечет наложение штрафа от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.

Непредставление или несвоевременное представление заказчиком информации о передаче права на строительство объекта другому заказчику, изменение генерального подрядчика или подрядчика, лиц, ответственных за проведение авторского и технического надзора, ответственных исполнителей работ, а также о корректировке проектной документации, если представление такой информации является обязательным,

влечет наложение штрафа от двухсот до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан";

2) части первую, третью и четвертую статьи 96-1 изложить в следующей редакции:

"Передача заказчику проектной документации для выполнения строительных работ на объекте, разработанной с нарушением требований законодательства, градостроительной документации, исходных данных для проектирования объектов, строительных норм, стандартов и правил, в том числе по созданию беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения, показания приборов учета воды и тепловой энергии, а также занижение класса последствий (ответственности) объекта

влекут наложение штрафа на главного архитектора проекта, главного инженера проекта, эксперта, других ответственных исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, которые имеют соответствующий квалификационный сертификат, от двух до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан";

"Нарушение сроков предоставления заказчику градостроительных условий и ограничений, строительного паспорта застройки земельного участка, требование у заказчика документов, не предусмотренных законодательством, предоставление таких документов с нарушением установленного порядка, градостроительной документации на местном уровне, строительных норм, стандартов и правил, нарушение сроков предоставления заказчику заключений (отчетов) экспертизы проектной и градостроительной документации, предоставление таких заключений (отчетов) с нарушением установленного порядка, а также вымогательства при проведении экспертизы документов, не предусмотренных законодательством,

влекут за собой наложение штрафа от пятисот до шестисот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Нарушение требований закона и сроков выдачи (отказа в выдаче) разрешения на выполнение строительных работ, регистрации (возврата) декларации о готовности объекта к эксплуатации и выдачи (отказа в выдаче) сертификата, который выдается в случае принятия в эксплуатацию законченного строительством объекта, требование при регистрации такой декларации, выдачи разрешений и сертификатов документов, не предусмотренных законодательством, выдача сертификата о принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта, построенного с нарушением строительных норм,

влекут за собой наложение штрафа от пятисот до шестисот необлагаемых минимумов доходов граждан";

3) абзац первый части третьей статьи 188-42 -изложить в следующей редакции:

"Невыполнение законных требований (предписаний) главных инспекторов строительного надзора центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, выданных ими при осуществлении государственного архитектурно-строительного надзора";

4) текст статьи 244-6 -изложить в следующей редакции:

"Органы государственного архитектурно-строительного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил при строительстве, нарушением законодательства во время планирования и застройки территорий и невыполнением законных требований (предписаний) должностных лиц органов государственного архитектурно-строительного контроля (статьи 96, 96-1 (кроме частей третьей - пятой), части первая и вторая статьи 188-42).

От имени органов государственного архитектурно-строительного контроля рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе:

руководители исполнительных органов по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля сельских, поселковых, городских советов (кроме городских советов населенных пунктов, которые являются административными центрами областей, и городских советов населенных пунктов с численностью населения более 50 тысяч) - в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), или по объектам строительства I и II категорий сложности, расположенных в пределах населенных пунктов (статьи 96, 96-1 -(кроме частей третьей - пятой), части первая и вторая статьи 188-42);

руководители исполнительных органов по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля городских советов населенных пунктов, которые являются административными центрами областей, городских советов населенных пунктов с численностью населения более 50 тысяч, структурных подразделений по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля Киевской и Севастопольской городских государственных администраций - по объектам, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными (СС1) и средними (СС2) последствиями, или по объектам строительства I, II, III и IV категорий сложности, расположенных в пределах соответствующих населенных пунктов (статьи 96, 96-1 -(кроме частей третьей - пятой), части первая и вторая статьи 188-42);

главные инспекторы строительного надзора центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, - в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными (СС1), средними (СС2 ) и значительными (СС3) последствиями, или по объектам строительства I, II, III, IV и V категорий сложности, расположенных за пределами населенных пунктов и на территории нескольких административно-территориальных единиц, в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними последствиями (СС2), или по объектам строительства III и IV категорий сложности, расположенным в пределах сел, поселков и городов (кроме городов, которые являются административными центрами областей, городов с численностью населения более 50 тысяч, городов Киева и Севастополя), в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со значительными последствиями (СС3), или по объектам строительства V категории сложности, расположенным в пределах населенных пунктов, а также по объектам, расположенным в пределах населенных пунктов, в которых не созданы органы государственного архитектурно-строительного контроля (статьи 96, 96-1 (кроме частей третьей - пятой), части первая и вторая статьи 188-42).

Орган государственного архитектурно-строительного надзора рассматривает дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства по вопросам предоставления документов, необходимых для осуществления строительства, невыполнением требований (предписаний) главных инспекторов строительного надзора центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора (части третья - пятая статьи 96-1, часть третья статьи 188-42).

От имени органа государственного архитектурно-строительного надзора рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе главные инспекторы строительного надзора центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора (части третья - пятая статьи 96-1, часть третья статьи 188-42)".

2. В Законе Украины "Об основах градостроительства" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №52, ст. 683; 2001 г., №16, ст. 76; 2008 г., №48, ст. 358; 2011 г., №34, ст. 343; 2012 г., №29, ст. 345; 2013 г., №48, ст. 682; 2015 г., №23, ст. 158, №28, ст. 236):

1) абзац шестнадцатый статьи 2 изложить в следующей редакции:

"Лицензирование видов хозяйственной деятельности по строительству объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями, по перечню видов работ и в порядке, которые определяются Кабинетом Министров Украины";

2) абзац одиннадцатый статьи 8 изложить в следующей редакции:

"Лицензирование видов хозяйственной деятельности по строительству объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями, по перечню видов работ и в порядке, которые определяются Кабинетом Министров Украины";

3) абзац одиннадцатый части первой статьи 9 изложить в следующей редакции:

"- лицензирование видов хозяйственной деятельности по строительству объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями, по перечню видов работ и в порядке, которые определяются Кабинетом Министров Украины";

4) статью 12 дополнить частью пятой следующего содержания:

"Вопросы в сфере градостроительства, отнесенные к компетенции сельских, поселковых, городских советов и их исполнительных органов, могут рассматриваться на заседаниях общественных и архитектурно-градостроительных советов, образованных в соответствии с законодательством";

5) абзац шестой части первой статьи 14 изложить в следующей редакции:

"Предоставление (получение, регистрация), отказ в выдаче или аннулирования (отмены) документов, дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ, принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, осуществление государственного архитектурно-строительного контроля в случаях и в соответствии с требованиями, установленных законом".

3. Абзац пятый статьи 19 Закона Украины "Об архитектурной деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1999 г., №31, ст. 246; 2006 г., №39, ст. 342; 2012 г., №29, ст. 345) изложить в следующей редакции:

"Проектирование объектов, которые согласно законодательству не нуждаются в получении документов, дающих право на выполнение строительных работ".

4. В абзаце десятом части третьей статьи 50 Закона Украины "О землеустройстве" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., №36, ст. 282; 2013 г., №36, ст. 472, №40, ст. 535; 2016 г., №4, ст. 38) слова и цифры "III-V категории сложности" заменить словами "по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями".

5. В Законе Украины "О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., №52, ст. 377; 2009 г., №17, ст. 236; 2010 г., №34, ст. 486; 2011 г., №34, ст. 343; 2013 г., №48, ст. 682):

1) в части седьмой статьи 14:

абзац пятый исключить;

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"Документ, дающий право на выполнение строительных работ, полученный в соответствии с законодательством в сфере градостроительной деятельности";

2) в статье 16:

в части четвертой:

абзац пятый исключить;

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"Документ, дающий право на выполнение строительных работ, полученный в соответствии с законодательством в сфере градостроительной деятельности";

включить части пятую и шестую следующего содержания:

"Финансирование строительства за счет средств ФФС может осуществляться управляющим только после получения застройщиком документа, дающего право на выполнение строительных работ, в соответствии с законодательством в сфере градостроительной деятельности.

В случае отмены (аннулирования) документа, дающего право на выполнение строительных работ, заказчик уведомляет управляющего о необходимости прекращения финансирования строительства за счет средств ФФС в течение 10 банковских дней со дня вступления в силу решения об отмене (аннулировании) такого документа. После получения уведомления управляющий прекращает финансирование строительства";

3) части четвертую и седьмую статьи 24 изложить в следующей редакции:

"Надзор за деятельностью застройщиков осуществляют местные государственные администрации и исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов в пределах полномочий, определенных законом";

"Местные государственные администрации и исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов обеспечивают применение к застройщикам, которые нарушают свои обязательства, установленные законом и договором с управляющим ФФС, мер воздействия в пределах и порядке, определенных законодательством".

6. Абзац второй части третьей статьи 28 Закона Украины "О благоустройстве населенных пунктов" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2005 г., №49, ст. 517; 2011 г., №34, ст. 343; 2012 г., №29, ст. 345; 2014 г., №1, ст. 4) изложить в следующей редакции:

"Документы, дающие право на выполнение подготовительных и строительных работ, полученные в соответствии с Законом Украины "О регулировании градостроительной деятельности", является основанием для удаления зеленых насаждений после обследования земельного участка и составления акта обследования зеленых насаждений, подлежащих удалению. В этом случае удаление зеленых насаждений не требует разрешения (ордера). Восстановительная стоимость определяется на основании акта обследования зеленых насаждений, подлежащих удалению, и уплачивается до принятия объекта в эксплуатацию. Размер восстановительной стоимости удаленных зеленых насаждений уменьшается на сумму, предусмотренную проектной документацией на озеленение территории".

7. В Законе Украины "О регулировании градостроительной деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2011 г., №34, ст. 343 с последующими изменениями):

1) в статье 7:

пункт 7 части первой изложить в следующей редакции:

"7) предоставление (получение, регистрация), отказ в выдаче или аннулировании (отмены) документов, дающих право на выполнение подготовительных и строительных работ, принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов:

исполнительными органами по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля сельских, поселковых, городских советов (кроме городских советов населенных пунктов, которые являются административными центрами областей, и городских советов населенных пунктов с численностью населения более 50 тысяч) - в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), расположенных в пределах соответствующих населенных пунктов;

исполнительными органами по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля городских советов населенных пунктов, которые являются административными центрами областей, городских советов населенных пунктов с численностью населения более 50 тысяч, структурными подразделениями по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля Киевской и Севастопольской городских государственных администраций - в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными (СС1) и средними (СС2) последствиями, расположенных в пределах соответствующих населенных пунктов;

центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, через главных инспекторов строительного надзора - в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными (СС1), средними ( СС2) и значительными (СС3) последствиями, расположенных за пределами населенных пунктов и на территории нескольких административно-территориальных единиц, в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними последствиями (СС2), расположенных в пределах сел, поселков и городов (кроме городов, которые являются административными центрами областей, городов с численностью населения более 50 тысяч, городов Киева и Севастополя), а также в отношении всех объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с значительными последствиями (СС3), расположенных в пределах населенных пунктов";

часть третью исключить;

2) части третью - восьмую статьи 29 изложить в следующей редакции:

"3. Градостроительные условия и ограничения предоставляются соответствующими уполномоченными органами градостроительства и архитектуры на основании градостроительной документации на местном уровне на безвозмездной основе по заявлению заказчика, к которому прилагаются:

1) копия документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, или копия договора суперфиция;

2) копия документа, удостоверяющего право собственности на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке, или согласие его владельца, заверенная в установленном законодательством порядке (в случае осуществления реконструкции или реставрации);

3) выкопировки с топографо-геодезического плана М 1: 2000;

4) выписка из Государственного земельного кадастра.

Для получения градостроительных условий и ограничений к заявлению заказчик также добавляет градостроительный расчет, определяющий инвестиционные намерения заказчика, который составляется в произвольной форме с доступной и краткой информацией об основных параметрах объекта строительства.

Этот перечень документов для предоставления градостроительных условий и ограничений является исчерпывающим.

Выдержку из градостроительного кадастра для формирования градостроительных условий и ограничений к документам заказчика добавляет служба градостроительного кадастра (в случае его создания).

Перечень объектов строительства, для проектирования которых градостроительные условия и ограничения не предоставляются, определяет центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

4. Основаниями для отказа в предоставлении градостроительных условий и ограничений являются:

1) непредставление определенных частью третьей настоящей статьи документов, необходимых для принятия решения о предоставлении градостроительных условий и ограничений;

2) выявление недостоверных сведений в документах, удостоверяющих право собственности или пользования земельным участком, или в документах, удостоверяющих право собственности на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке;

3) несоответствие намерений застройки требованиям градостроительной документации на местном уровне.

Отказ в предоставлении градостроительных условий и ограничений осуществляется путем направления письма с обоснованием причин такого отказа соответствующим уполномоченным органом градостроительства и архитектуры в срок, не превышающий установленный срок их предоставления.

5. Градостроительные условия и ограничения содержат:

1) название объекта строительства, которое должно отражать вид строительства и местоположение объекта;

2) информацию о заказчике;

3) соответствие на дату предоставления градостроительных условий и ограничений целевого и функционального назначения земельного участка градостроительной документации на местном уровне;

4) предельно допустимую высотность зданий, строений и сооружений в метрах;

5) максимально допустимый процент застройки земельного участка;

6) максимально допустимую плотность населения в пределах жилой застройки соответствующей жилой единицы (квартала, микрорайона);

7) минимально допустимые расстояния от проектируемого объекта, до красных линий, линий регулирования застройки, существующих зданий и сооружений;

8) планировочные ограничения (охранные зоны памятников культурного наследия, границы исторических ареалов, зоны регулирования застройки, зоны охраняемого ландшафта, зоны охраны археологического культурного слоя, в пределах которых действует специальный режим их использования, охранные зоны объектов природно-заповедного фонда, прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны);

9) охранные зоны объектов транспорта, связи, инженерных коммуникаций, расстояния от проектируемого объекта, до существующих инженерных сетей.

Перечень указанных условий является исчерпывающим.

6. Предоставление градостроительных условий и ограничений или принятие решения об отказе в их предоставлении осуществляется соответствующим уполномоченным органом градостроительства и архитектуры в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления, утверждается приказом такого органа.

7. Сведения о предоставленных градостроительных условиях и ограничениях подлежат внесению в реестр градостроительных условий и ограничений, который ведет соответствующий уполномоченный орган градостроительства и архитектуры.

Порядок ведения реестра градостроительных условий и ограничений определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Доступ пользователей к данным реестра градостроительных условий и ограничений осуществляется бесплатно через официальный веб-сайт уполномоченного органа градостроительства и архитектуры.

8. Градостроительные условия и ограничения действуют до завершения строительства объекта независимо от смены заказчика.

Внесении изменений в градостроительные условия и ограничения может осуществлять орган, который их предоставил, по заявлению заказчика, на выполнение предписаний главных инспекторов строительного надзора центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, либо по решению суда.

Отмена градостроительных условий и ограничений осуществляется:

1) по заявлению заказчика;

2) главными инспекторами строительного надзора в порядке осуществления государственного архитектурно-строительного надзора в случае несоответствия градостроительных условий и ограничений градостроительному законодательству, градостроительной документации на местном уровне, строительным нормам, стандартам и правилам;

3) по решению суда.

В случае отмены в порядке осуществления государственного архитектурно-строительного надзора или по решению суда градостроительных условий и ограничений должностные лица соответствующего уполномоченного органа градостроительства и архитектуры несут ответственность в соответствии с законом";

3) в статье 31:

части вторую и третью изложить в следующей редакции:

"2. Экспертиза проектов строительства проводится в установленном Кабинетом Министров Украины порядке экспертными организациями, независимо от формы собственности, которые отвечают критериям, определенным центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, сведения о которых внесены таким органом или на основании делегированных полномочий саморегулируемой организацией в сфере архитектурной деятельности по соответствующему направлению предпринимательской деятельности (в случае его создания) в перечень экспертных организаций. К проведению экспертизы привлекаются (в том числе на основании гражданско-правовых договоров) эксперты по вопросам санитарного и эпидемиологического благополучия населения, экологии, охраны труда, энергосбережения, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, прошедшие профессиональную аттестацию, которая проводилась с привлечением представителей соответствующих центральных органов исполнительной власти, и получили соответствующий квалификационный сертификат. Порядок проведения профессиональной аттестации таких экспертов устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Орган (организация), который формирует перечень экспертных организаций, обнародует его на своем официальном сайте в свободном бесплатном доступе и поддерживает в актуальном состоянии на основании информации, которая ежеквартально подается экспертными организациями. В случае установления несоответствия экспертной организации определенным критериям сведения о такой организации исключаются из перечня экспертных организаций. Порядок формирования и ведения перечня экспертных организаций определяется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Экспертиза проектов строительства объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со значительными последствиями (СС3), сооружаемых за счет бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, осуществляется экспертными организациями со статусом юридического лица, которые отвечают критериям, определенным центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в составе которых не менее 80 процентов экспертов работают на постоянной основе и получили соответствующий квалификационный сертификат по направлениям проведения экспертизы, указанным в абзаце первом части второй этой статьи, и имеют филиалы (представительства) в регионах, на территории которых реализуются проекты строительства.

3. Не подлежат обязательной экспертизе проекты строительства объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1)";

в абзаце втором части четвертой слова и цифры "относятся к IV и V категориям сложности" заменить словами "по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями", а слова "инженерного обеспечения" - словами "инженерного обеспечения, в том числе по соблюдению нормативов по созданию беспрепятственной жизненной среды для лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения";

4) статью 32 изложить в следующей редакции:

"Статья 32. КЛАССЫ ПОСЛЕДСТВИЙ (ОТВЕТСТВЕННОСТИ) ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

1. Класс последствий (ответственности) зданий и сооружений (далее - класс последствий) - это характеристика уровня возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые постоянно или периодически находятся на объекте или которые будут находиться снаружи такого объекта, материальных убытков или социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или с потерей целостности объекта.

2. Класс последствий определяется в соответствии с требованиями строительных норм, стандартов, нормативных документов и правил, утвержденных в соответствии с законодательством.

3. Класс последствий определяется для каждого объекта - здания, строения, сооружения любого назначения, их частей, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, в том числе, входящих в состав комплекса (строения).

4. В состав комплекса (строения) могут принадлежать объекты, строительство которых осуществляется по единой проектно-сметной документации.

5. Все объекты делятся по следующим классам последствий (ответственности):

незначительные последствия - СС1;

средние последствия - СС2;

значительные последствия - СС3.

К незначительным последствиям (СС1) не могут быть отнесены объекты:

характеристики возможных последствий отказа (состояния объекта, при котором невозможно использовать его или составную часть по функциональному назначению) которых превышают:

уровень возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые постоянно находятся на объекте - 50 человек;

уровень возможной опасности для здоровья и жизни людей, которые периодически будут находиться на объекте, - 100 человек;

уровень материального ущерба или социальных потерь, связанных с прекращением эксплуатации или с потерей целостности объекта, - 2500 минимальных заработных плат;

памятники культурного наследия национального и местного значения, определенные в соответствии с Законом Украины "Об охране культурного наследия";

новое строительство которых осуществляется в охранной зоне памятников культурного наследия национального и местного значения (размеры охранной зоны не могут быть меньше чем две горизонтальных и две вертикальных размера памятника);

объекты повышенной опасности, которые идентифицированы в соответствии с Законом Украины "Об объектах повышенной опасности";

жилые дома более четырех этажей.

К значительным последствиям (СС3) относятся следующие объекты:

памятники культурного наследия, определенные в соответствии с Законом Украины "Об охране культурного наследия";

объекты повышенной опасности, которые идентифицированы в соответствии с Законом Украины "Об объектах повышенной опасности";

жилые, общественные или многофункциональные здания высотой более 100 метров и/или с уровнем возможной опасности для здоровья и жизни людей более 400 человек, которые постоянно находятся на объекте.

6. Отнесение объекта к определенному классу последствий (ответственности) осуществляется проектной организацией по согласованию с заказчиком строительства.

Объекту присваивается наивысший класс последствий (ответственности) по одному из критериев, установленных частью пятой настоящей статьи.

7. Правильность определения класса последствий (ответственности) проверяется при проведении экспертизы проектов, если осуществление такой экспертизы является обязательным в соответствии с законом.

8. При осуществлении государственного архитектурно-строительного контроля на объектах самовольного строительства класс последствий таких объектов определяется самостоятельно соответствующими органами государственного архитектурно-строительного контроля или с привлечением экспертной организации или эксперта, имеющего соответствующий квалификационный сертификат";

5) в статье 34:

в части первой:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1) представление заказчиком уведомления о начале выполнения строительных работ в соответствующий орган государственного архитектурно-строительного контроля - по объектам строительства, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), и по объектам, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта и которые не нуждаются в получении разрешения на выполнение строительных работ в соответствии с перечнем объектов строительства, утвержденным Кабинетом Министров Украины. Форма уведомления о начале выполнения строительных работ и порядок его представления определяются Кабинетом Министров Украины";

пункт 2 исключить;

в пункте 3 слова и цифры "по объектам строительства, относящимся к IV и V категориям сложности" заменить словами "по объектам, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями";

часть вторую дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Перечень строительных работ, не требующих документов, дающих право на их выполнение, и по истечении которых объект не подлежит принятию в эксплуатацию, утверждается Кабинетом Министров Украины";

часть пятую изложить в следующей редакции:

"5. Контроль за выполнением подготовительных и строительных работ осуществляется органами государственного архитектурно-строительного контроля";

в части шестой слова "категорию сложности объекта строительства" заменить словами "класс последствий (ответственности) объекта";

дополнить частью седьмой следующего содержания:

"7. Выполнение строительных работ без соответствующего документа, предусмотренного этой статьей, считается самовольным строительством и влечет за собой ответственность в соответствии с законом";

6) в статье 35:

название и части первую - пятую изложить в следующей редакции:

"Статья 35. УВЕДОМЛЕНИЕ О НАЧАЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

1. После приобретения права на земельный участок и в соответствии с его целевым назначением заказчик может выполнять подготовительные работы, которые определены строительными нормами, стандартами и правилами, с уведомлением органа государственного архитектурно-строительного контроля. Форма уведомления о начале выполнения подготовительных работ, порядок его представления, форма уведомления об изменении данных в представленном сообщении определяются Кабинетом Министров Украины.

2. Выполнение подготовительных работ может осуществляться на основании уведомления о начале выполнения строительных работ или разрешения на выполнение строительных работ.

Выполнение подготовительных работ без уведомления о начале выполнения подготовительных работ, уведомления о начале выполнения строительных работ или получения разрешения на выполнение строительных работ запрещается.

3. Уведомление о начале выполнения подготовительных работ не дает права на выполнение строительных работ.

4. В случае самостоятельного обнаружения ошибки (описки, печатной, грамматической, арифметической ошибки) в представленном уведомлении о начале выполнения подготовительных работ заказчик вправе в течение трех рабочих дней со дня подачи такого уведомления подать исправленные (достоверные) данные по информации, которая нуждается в изменениях.

5. В случае если право на строительство объекта передано другому заказчику или изменены лица, ответственные за проведение авторского и технического надзора, заказчик в течение трех рабочих дней уведомляет о таких изменениях соответствующий орган государственного архитектурно-строительного контроля.

Продолжение выполнения подготовительных работ без уведомления запрещается";

части шестую - восьмую исключить;

часть девятую изложить в следующей редакции:

"9. Право на начало выполнения подготовительных работ, приобретенное на основании поданного сообщения может быть отменено соответствующим органом государственного архитектурно-строительного контроля в случае:

1) представления заказчиком заявления об отмене уведомления о начале выполнения подготовительных работ;

2) получения сведений о ликвидации юридического лица, являющегося заказчиком;

3) установления в ходе проверки нарушений требований градостроительной документации, градостроительных условий и ограничений, несоответствия объекта строительства проектной документации на строительство такого объекта и требованиям строительных норм, стандартов и правил, нарушений градостроительного законодательства в случае невыполнения требований предписаний должностных лиц органов государственного архитектурно-строительного контроля.

Сведения об отмене права на выполнение подготовительных работ вносятся в реестр";

в части десятой слова "поданной им декларации о начале выполнения подготовительных работ" заменить словами "поданном им уведомлении о начале выполнения подготовительных работ";

7) в статье 36:

название и части первую - третью изложить в следующей редакции:

"Статья 36. УВЕДОМЛЕНИЕ О НАЧАЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

1. Право на выполнение подготовительных работ (если они не были выполнены ранее согласно уведомлению о начале выполнения подготовительных работ) и строительных работ на объектах, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), объектах, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта, предоставляется заказчику и генеральному подрядчику или подрядчику (в случае если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков) после уведомления о начале выполнения строительных работ.

2. Выполнять работы без уведомления о начале выполнения строительных работ запрещается.

Получение заказчиком других документов разрешительного характера для выполнения строительных работ, кроме направления уведомления о начале выполнения строительных работ в соответствующий орган государственного архитектурно-строительного контроля в соответствии с частью первой настоящей статьи, не требуется.

3. Форма уведомления о начале выполнения строительных работ, порядок его представления, форма уведомления об изменении данных в представленном уведомлении определяются Кабинетом Министров Украины";

части четвертую и пятую исключить;

часть шестую изложить в следующей редакции:

"6. В случае если право на строительство объекта передано другому заказчику или изменены лица, ответственные за проведение авторского и технического надзора, а также в случае корректировки проектной документации на выполнение строительных работ в установленном законодательством порядке, заказчик в течение трех рабочих дней уведомляет о таких изменениях соответствующий орган государственного архитектурно-строительного контроля";

части седьмую и восьмую изложить в следующей редакции:

"7. Право на начало выполнения строительных работ, приобретенное на основании поданного уведомления может быть отменено соответствующим органом государственного архитектурно-строительного контроля в случае:

1) представления заказчиком заявления об отмене уведомления о начале выполнения строительных работ;

2) получения сведений о ликвидации юридического лица, являющегося заказчиком;

3) установления в ходе проверки нарушений требований градостроительной документации, градостроительных условий и ограничений, несоответствия объекта строительства проектной документации на строительство такого объекта требованиям строительных норм, стандартов и правил, нарушений градостроительного законодательства, в случае невыполнения требований предписаний должностных лиц органов государственного архитектурно-строительного контроля.

Сведения об отмене права на выполнение строительных работ вносятся в реестр.

8. Заказчик в соответствии с законом несет ответственность за полноту и достоверность данных, указанных в представленном им уведомлении о начале выполнения строительных работ, и за выполнение строительных работ без уведомления";

8) части первую, шестую и седьмую статьи 37 изложить в следующей редакции:

"1. Право на выполнение подготовительных работ (если они не были выполнены ранее согласно уведомлению о начале выполнения подготовительных работ) и строительных работ на объектах строительства, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям предоставляется заказчику и генеральному подрядчику или подрядчику (если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков) после получения разрешения на выполнение строительных работ";

"6. Разрешение на выполнение строительных работ может быть аннулировано органом государственного архитектурно-строительного контроля в случае:

1) представления заказчиком заявления об аннулировании разрешения на выполнение строительных работ;

2) наличия сведений о ликвидации юридического лица, являющегося заказчиком;

3) установления в ходе проверки нарушений требований градостроительной документации, градостроительных условий и ограничений, несоответствия объекта строительства проектной документации на строительство такого объекта требованиям строительных норм, стандартов и правил, нарушений градостроительного законодательства в случае невыполнения требований предписаний должностных лиц органов государственного архитектурно-строительного контроля;

4) отмены градостроительных условий и ограничений;

5) систематического (два и более раз подряд) препятствования проведению проверки должностными лицами органа государственного архитектурно-строительного контроля.

7. В случае если право на строительство объекта передано другому заказчику или изменен генеральный подрядчик или подрядчик (если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков), а также в случае корректировки проектной документации заказчик в течение трех рабочих дней уведомляет о таких изменениях соответствующий орган государственного архитектурно строительного контроля с представлением заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих указанные изменения. Продолжение выполнения строительных работ без уведомления запрещается.

В случае изменения лиц, ответственных за проведение авторского и технического надзора, или ответственных исполнителей работ заказчик уведомляет соответствующий орган государственного архитектурно-строительного контроля о таких изменениях с представлением заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих указанные изменения, в течение трех дней со дня их наступления";

9) в статье 39:

в абзаце первом части первой слова и цифры "относящихся к I - III категориям сложности" заменить словами "которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1)", а слова "путем регистрации органом" - словами "путем регистрации соответствующим органом";

в абзаце первом части второй слова и цифры "относящихся к IV и V категориям сложности" заменить словами "которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями";

в абзаце четвертом части седьмой слово "и" заменить словами "и/или";

10) в статье 39-1:

название изложить в следующей редакции:

"Статья 39-1. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ИЗВЕЩЕНИЕ ИЛИ ДЕКЛАРАЦИИ О ГОТОВНОСТИ ОБЪЕКТА К ЭКСПЛУАТАЦИИ, ОТМЕНЫ РЕГИСТРАЦИИ ДЕКЛАРАЦИИ О ГОТОВНОСТИ ОБЪЕКТА К ЭКСПЛУАТАЦИИ ИЛИ ПРАВА НА НАЧАЛО ВЫПОЛНЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ПРИОБРЕТЕННОГО НА ОСНОВАНИИ ПОДАННОГО УВЕДОМЛЕНИЯ"

в части первой слова "зарегистрированной декларации о начале выполнения подготовительных или строительных работ или" заменить словами "зарегистрированной декларации", а слово "инспекцией" - словами "соответствующим органом";

части вторую и третью изложить в следующей редакции:

"2. В случае выявления соответствующим органом государственного архитектурно-строительного контроля факта предоставления недостоверных данных, приведенных в направленном уведомлении или зарегистрированной декларации, является основанием считать объект самовольным строительством, особенно если он построен или строится на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без соответствующего документа, который дает право выполнять строительные работы или без надлежаще утвержденного проекта или строительного паспорта, а также в случае отмены градостроительных условий и ограничений регистрации такой декларации, право на начало выполнения подготовительных или строительных работ, приобретенное на основании поданного уведомления подлежат отмене соответствующим органом государственного архитектурно-строительного контроля в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Об отмене декларации или права на начало выполнения подготовительных или строительных работ, приобретенного на основании поданного уведомления соответствующий орган государственного архитектурно-строительного контроля письменно уведомляет заказчика в течение трех рабочих дней со дня отмены.

3. Заказчик строительства после отмены права на начало выполнения подготовительных или строительных работ, приобретенного на основании поданного уведомления или декларации о готовности объекта к эксплуатации может повторно отправить уведомление или подать декларацию в соответствии с требованиями, установленными законодательством";

11) в статье 39-2:

в абзаце первом части третьей цифры и слова "(III, IV и V категории сложности)" исключить;

в части пятой слово "инспекциями" заменить словом "органами";

12) статью 41 изложить в следующей редакции:

"Статья 41. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Государственный архитектурно-строительный контроль - это совокупность мер, направленных на соблюдение заказчиками, проектировщиками, подрядчиками и экспертными организациями требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, стандартов и правил при выполнении подготовительных и строительных работ.

Государственный архитектурно-строительный контроль осуществляется органами государственного архитектурно-строительного контроля в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Государственный архитектурно-строительный контроль осуществляется на объектах строительства в порядке проведения плановых и внеплановых проверок по территориальному принципу.

Плановой проверкой считается проверка, предусмотренная планом работы органа государственного архитектурно-строительного контроля, который утверждается руководителем такого органа.

Внеплановой проверкой считается проверка, не предусмотренная планом работы органа государственного архитектурно-строительного контроля.

Основаниями для проведения внеплановой проверки является:

1) представление субъектом градостроительства письменного заявления о проведении проверки объекта строительства или строительной продукции по его желанию;

2) необходимость проведения проверки достоверности данных, приведенных в уведомлении о начале выполнения подготовительных работ, уведомлении о начале выполнения строительных работ, декларации о готовности объекта к эксплуатации, в течение трех месяцев со дня представления указанных документов;

3) выявление факта самовольного строительства объекта;

4) проверка выполнения субъектом градостроительства требований предписаний органов государственного архитектурно-строительного контроля;

5) требование главного инспектора строительного надзора центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, о проведении проверки при наличии оснований, предусмотренных законом;

6) обращения физических или юридических лиц о нарушении субъектом градостроительства требований законодательства в сфере градостроительной деятельности;

7) требование правоохранительных органов о проведении проверки.

Подготовительные и строительные работы, которые не соответствуют требованиям законодательства, строительным нормам, стандартам и правилам, градостроительным условиям и ограничениям, утвержденному проекту или строительному паспорту застройки земельного участка, выполняются без приобретения права на их выполнение, подлежат остановке до устранения нарушений законодательства в сфере градостроительной деятельности.

2. Орган государственного архитектурно-строительного контроля рассматривает в соответствии с законом дела об административных правонарушениях и дела о правонарушениях в сфере градостроительной деятельности.

3. Должностные лица органов государственного архитектурно-строительного контроля при проверке имеют право:

1) беспрепятственного доступа к местам строительства объектов и к объектам, подлежащим обязательному обследованию;

2) составлять протоколы о совершении правонарушений, акты проверок и налагать штрафы в соответствии с законом;

3) в случае выявления нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, стандартов и правил, градостроительных условий и ограничений, утвержденного проекта или строительного паспорта застройки земельного участка выдавать обязательные для исполнения предписания относительно:

а) устранения нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, стандартов и правил;

б) остановки подготовительных и строительных работ;

4) проводить проверку соответствия выполнения подготовительных и строительных работ требованиям строительных норм, стандартов и правил, утвержденным проектным требованиям, решениям, техническим условиям, своевременности и качества проведения предусмотренных нормативно-технической и проектной документацией съемки, замеров, испытаний, а также ведение журналов работ, наличия в предусмотренных законодательством случаях паспортов, актов и протоколов испытаний, сертификатов и другой документации;

5) проводить проверку соответствия строительных материалов, изделий и конструкций, используемых при строительстве объектов, требованиям стандартов, норм и правил в соответствии с законодательством;

6) привлекать к проведению проверок представителей центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, экспертных и общественных организаций (по согласованию с их руководителями), специалистов научно-исследовательских и научно-технических организаций;

7) получать в установленном законодательством порядке от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, физических лиц информацию и документы, необходимые для осуществления государственного архитектурно-строительного контроля.

Запрещается истребовать у субъектов градостроительства информацию и документы налоговой, финансовой отчетности, по оплате труда, движения денежных средств и другие, не связанные с осуществлением государственного архитектурно-строительного контроля;

8) требовать в случаях, определенных законодательством, выборочного вскрытия отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений, проведение съемки и замеров, дополнительных лабораторных и иных испытаний строительных материалов, изделий и конструкций;

9) запрещать по мотивированному письменному решению эксплуатацию законченных строительством объектов, не принятых в эксплуатацию;

10) осуществлять фиксирование процесса проведения проверки с использованием фото-, аудио- и видеотехники;

11) осуществлять контроль за соблюдением порядка обследования и паспортизации объектов, а также за реализацией мероприятий по обеспечению надежности и безопасности при их эксплуатации.

На одном объекте строительства, который является предметом государственного архитектурно-строительного контроля, предписания об устранении нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, стандартов и правил, о приостановлении подготовительных и строительных работ, а также составление протоколов о совершении правонарушений и наложении штрафов могут касаться нескольких субъектов градостроительства.

4. Орган государственного архитектурно-строительного контроля в своей деятельности взаимодействует с органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за соблюдением природоохранных, санитарно-гигиенических, противопожарных требований, требований в сфере охраны труда, энергосбережения и других требований, предусмотренных законом, а также с органами государственной статистики, Национальной полиции, прокуратуры и другими правоохранительными и контролирующими органами.

5. Обеспечение деятельности органа государственного архитектурно-строительного контроля и его работников необходимыми средствами осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

6. Должностные лица органов государственного архитектурно-строительного контроля подлежат обязательному государственному страхованию в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

7. Постановления органов государственного архитектурно-строительного контроля могут быть обжалованы в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, или в суд.

8. В случае причинения вреда, причинения убытков вследствие нарушения работниками органа государственного архитектурно-строительного контроля требований, установленных законами, а также требований по проверкам субъект хозяйствования может обратиться в суд с заявлением о возмещении материального и морального вреда.

9. Субъект хозяйствования имеет право обратиться в суд по обжалованию решений, действий или бездействия должностных лиц органа государственного архитектурно-строительного контроля";

13) раздел IV дополнить статьей 41-1 следующего содержания:

"Статья 41-1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ НАДЗОР

1. Государственный архитектурно-строительный надзор - это совокупность мероприятий, направленных на соблюдение уполномоченными органами градостроительства и архитектуры, структурными подразделениями Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля, другими органами, которые осуществляют контроль в сфере градостроительной деятельности (далее - объекты надзора), требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, стандартов и правил во время осуществления ими градостроительной деятельности.

2. Государственный архитектурно-строительный надзор осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, через главных инспекторов строительного надзора в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

3. В целях осуществления государственного архитектурно-строительного надзора главные инспекторы строительного надзора:

1) проверяют законность решений в сфере градостроительной деятельности, принятых объектами надзора;

2) испрашивают от органов государственной власти, физических и юридических лиц документы и материалы по предмету надзора, получают информацию из автоматизированных информационных и справочных систем, реестров и баз данных, созданных органами государственной власти;

3) имеют право беспрепятственного доступа к местам строительства объектов, помещениям, документам и материалам, необходимым для осуществления надзора;

4) требуют от органов государственного архитектурно-строительного контроля проведения проверок при наличии признаков нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, стандартов и правил;

5) привлекают в случае необходимости к осуществлению надзора специалистов предприятий, учреждений, организаций, контрольных и финансовых органов.

4. В случае выявления нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, совершенных объектами надзора, главные инспекторы строительного надзора имеют право:

1) издавать обязательные к исполнению объектами надзора предписания об устранении нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности;

2) привлекать должностных лиц объектов надзора к ответственности за совершенные правонарушения в соответствии с законом;

3) инициировать привлечение должностных лиц объектов надзора к дисциплинарной ответственности;

4) вносить представления об увольнении должностного лица объекта надзора в орган, осуществивший его назначение;

5) вносить представления о лишении права выполнять определенные виды работ должностного лица объекта надзора в орган, которым такое право предоставлялось;

6) отменять или приостанавливать действие решений, принятых объектами надзора в соответствии с определенными настоящим Законом полномочиями, которые нарушают требования градостроительного законодательства, с одновременным составлением протокола в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях и последующим обнародованием такой информации на официальном веб-сайте центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора.

За невыполнение письменных требований главных инспекторов строительного надзора должностные лица объектов надзора несут ответственность в соответствии с законом.

Об отмене решений, принятых объектами надзора, главный инспектор строительного надзора уведомляет председателя соответствующего органа местного самоуправления для принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности виновного лица.

5. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, осуществляет контроль за соблюдением субъектами хозяйствования лицензионных условий осуществления видов хозяйственной деятельности по строительству объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями".

8. В Законе Украины "Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2012 г., №29, ст. 345; 2014 г., №1, ст. 4; 2015 г., №23, ст. 158, №28, ст. 236):

1) в статье 2:

в абзаце первом части первой слова "категории сложности" заменить словами "класса последствий (ответственности)";

часть вторую изложить в следующей редакции:

"2. Субъекты градостроительства, которые являются заказчиками строительства объектов (в случае осуществления градостроительной деятельности), или те, которые выполняют функции заказчика и подрядчика одновременно, несут ответственность в виде штрафа за следующие правонарушения:

1) выполнение подготовительных работ без уведомления о начале их выполнения, а также представление недостоверных данных в таком уведомлении - в размере десяти прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;

2) выполнение строительных работ без уведомления о начале их выполнения, а также представление недостоверных данных в таком уведомлении, совершенное в отношении объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), - в размере тридцати шести прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;

3) выполнение строительных работ без получения разрешения на их выполнение:

на объектах, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними последствиями (СС2), - в размере трехсот семидесяти прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;

на объектах, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со значительными последствиями (СС3), - в размере девятисот прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;

4) эксплуатация или использование объектов строительства, не принятых в эксплуатацию, а также представление недостоверных данных в декларации о готовности объекта к эксплуатации или в акте готовности объекта к эксплуатации, совершенные в отношении:

объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), - в размере тридцати шести прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;

объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними последствиями (СС2), - в размере трехсот семидесяти прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;

объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со значительными последствиями (СС3), - в размере девятисот прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;

5) необеспечение заказчиком осуществления технического надзора в случаях, если такой надзор является обязательным в соответствии с законодательством, - в размере сорока прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;

6) необеспечение заказчиком осуществления авторского надзора в случаях, если такой надзор является обязательным в соответствии с законодательством, - в размере пятидесяти прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;

7) непредставление или несвоевременное представление заказчиком информации о передаче права на строительство объекта другому заказчику, изменение генерального подрядчика или подрядчика, лиц, ответственных за проведение авторского и технического надзора, ответственных исполнителей работ, а также о корректировке проектной документации в случаях, когда представление такой информации является обязательным в соответствии с законодательством, - в размере двадцати прожиточных минимумов для трудоспособных лиц";

в части третьей:

пункты 1 - 4 изложить в следующей редакции:

"1) выполнение подготовительных работ без уведомления о начале их выполнения - в размере десяти прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;

2) выполнение строительных работ без уведомления о начале их выполнения по объектам, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта, в размере десяти прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;

3) выполнение строительных работ без направления уведомления о начале выполнения таких работ:

на объектах, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1), - в размере тридцати шести прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;

4) выполнение строительных работ без получения разрешения на их выполнение:

на объектах, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними последствиями (СС2), - в размере трехсот семидесяти прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;

на объектах, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со значительными последствиями (СС3), - в размере девятисот прожиточных минимумов для трудоспособных лиц";

пункт 5 исключить;

в абзаце первом части четвертой слова и цифры "по строительству объектов IV и V категорий сложности" заменить словами "по строительству объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними (СС2) и значительными (СС3) последствиями";

части шестую и седьмую изложить в следующей редакции:

"6. Субъекты градостроительства несут ответственность в виде штрафа за следующие правонарушения:

1) невыполнение предписаний органов государственного архитектурно-строительного контроля относительно:

устранения нарушения требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, строительных норм, стандартов и правил - в размере пятнадцати прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;

остановки подготовительных и строительных работ - в размере пятидесяти прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;

2) недопущение должностных лиц органов государственного архитектурно-строительного контроля на объекты строительства, предприятия строительной отрасли для выполнения возложенных на них функций - в размере тридцати прожиточных минимумов для трудоспособных лиц.

7. Субъекты градостроительства, привлекаемые органами государственного архитектурно-строительного контроля к проведению проверок, несут ответственность в виде штрафа за предоставление недостоверных или необоснованных заключений по результатам таких проверок в размере тридцати прожиточных минимумов для трудоспособных лиц";

дополнить частью тринадцатой следующего содержания:

"13. Субъекты градостроительства несут ответственность за правонарушения в сфере градостроительной деятельности, совершенные на объекте, который входит в состав комплекса (строения), в пределах класса последствий (ответственности) такого объекта";

2) в пункте 2 части второй статьи 3 слова "в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе" исключить.

9. Пункт 9 части первой статьи 7 Закона Украины "О лицензировании видов хозяйственной деятельности" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2015 г., №23, ст. 158) изложить в следующей редакции:

"9) строительство объектов, которые по классу последствий (ответственности) относятся к объектам со средними и крупными последствиями - с учетом особенностей, определенных Законом Украины "Об архитектурной деятельности".

II. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через четыре месяца со дня его опубликования.

Абзац седьмой подпункта 2 пункта 7 раздела I действует до 1 января 2019 года.

2. Зарегистрированные до вступления в силу настоящего Закона декларации о начале выполнения подготовительных и/или строительных работ действуют до завершения строительства объектов, кроме случаев их отмены в соответствии с пунктом 3 настоящего раздела.

3. Зарегистрированные до вступления в силу настоящего Закона декларации о начале выполнения подготовительных и/или строительных работ могут быть отменены соответствующим органом государственного архитектурно-строительного контроля в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, в случае:

1) представления заказчиком заявления об отмене декларации о начале выполнения подготовительных и/или строительных работ;

2) наличия сведений о прекращении юридического лица или предпринимательской деятельности физическим лицом-предпринимателем (заказчиком), смерти физического лица-заказчика или признания его безвестно отсутствующим;

3) установления в ходе проверки нарушений требований градостроительной документации, градостроительных условий и ограничений, несоответствия объекта строительства проектной документации на строительство такого объекта и требованиям строительных норм, стандартов и правил, нарушений градостроительного законодательства, невыполнения требований предписаний должностных лиц органов государственного архитектурно строительного контроля;

4) отмены градостроительных условий и ограничений;

5) выявления органом государственного архитектурно-строительного контроля факта предоставления недостоверных данных, приведенных в зарегистрированной декларации, является основанием считать объект самовольным строительством, особенно если он построен или строится на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без соответствующего документа, который дает право выполнять строительные работы или без надлежаще утвержденного проекта или строительного паспорта;

6) выполнения строительных работ, не предусмотренных согласно декларации о начале выполнения строительных работ.

4. Внесение изменений в зарегистрированные в установленном законодательством порядке декларации о начале выполнения подготовительных и/или строительных работ, а также предоставление другой информации, обязательность которой для клиентов определена законодательством, осуществляется в порядке, определенном законодательством для объектов строительства соответствующего класса последствий (ответственности).

5. Со дня вступления в силу настоящего Закона объекты строительства:

I и II категорий сложности относятся соответственно к объектам с незначительными (СС1) последствиями;

III и IV категорий сложности относятся соответственно к объектам со средними (СС2) последствиями;

V категории сложности относятся соответственно к объектам со значительными (СС3) последствиями.

6. Порядок проведения экспертизы проектной документации, представления документов, дающих право на выполнение подготовительных и/или строительных работ, принятия законченных строительством объектов в эксплуатацию и осуществления государственного архитектурно-строительного контроля относительно комплексов (зданий), в состав которых входят объекты различного класса последствий (ответственности), определяется Кабинетом Министров Украины.

7. Орган государственного архитектурно-строительного контроля начинает осуществлять полномочия, определенные настоящим Законом, на следующий день после утверждения акта совместной комиссии.

8. Исполнительные органы городских советов по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля, которые на день вступления в силу настоящего Закона осуществляют полномочия в сфере государственного архитектурно-строительного контроля, определенные статьей 7 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности", по объектам I, II , III, IV категорий сложности, продолжают осуществлять предоставленные полномочия по объектам незначительного (СС1) и среднего (СС2) класса последствий (ответственности).

9. Кабинету Министров Украины в четырехмесячный срок со дня опубликования настоящего Закона:

обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации настоящего Закона;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение министерствами и другими центральными и местными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.

Президент Украины

П.Порошенко