База данных

Дата обновления БД:

25.07.2017

Добавлено/обновлено документов:

32 / 78

Всего документов в БД:

75821

Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

РАСПОРЯЖЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

от 30 ноября 2016 года №1013-р

Об одобрении Концепции реформы финансирования системы здравоохранения

1. Одобрить Концепцию реформы финансирования системы здравоохранения, которая прилагается.

2. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными центральными и местными органами исполнительной власти в месячный срок разработать и подать в установленном порядке Кабинету Министров Украины проект плана мероприятий по реализации Концепции, одобренной этим распоряжением.

Премьер-министр Украины

В.Гройсман

Одобрена распоряжением Кабинета Министров Украины от 30 ноября 2016 года №1013-р

Концепция реформы финансирования системы здравоохранения

Вступительная часть

Большинство украинцев живут в страхе столкнуться с отечественной системой здравоохранения. Несмотря на уплату гражданами из собственного кармана почти половины средств на здравоохранение дополнительно к общегосударственным налогам они вынуждены получать услуги, предоставляемые на базе устаревшей инфраструктуры, без гарантий качества и уважительного отношения к правам и достоинству пациентов. Такая организация системы не только нарушает конституционное право человека на доступную и качественную медицинскую помощь, снижает уровень здоровья и продолжительность жизни украинцев, но и препятствует экономическому развитию и социальной сплоченности общества.

Дисфункциональность действующей системы вызвана спецификой ее организации и финансирования. На сегодня в Украине до сих пор действует унаследованная от СССР командно-административная модель здравоохранения. Учреждения здравоохранения являются бюджетными учреждениями и находятся в собственности государства или территориальных общин. Сметы доходов и расходов этих учреждений здравоохранения утверждаются теми же органами власти, в собственности которых они находятся, в результате чего органы власти получают стимул действовать в интересах соответствующих учреждений, а не в интересах конкретного пациента. Финансирование указанных учреждений осуществляется по жесткой постатейной смете на основе устаревших инфраструктурных нормативов. Это лишает руководителей учреждений здравоохранения управленческой гибкости и не способствует мотивации к улучшению результата.

Международный опыт, рекомендации Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), а также исследования специфики используемой сегодня модели системы здравоохранения Украины свидетельствуют, что единственным способом обеспечить качественную медицинскую защиту без финансового стресса для граждан является переход к финансированию медицины по страховому принципу. Этот подход позволяет распределить риски болезни и расходы на лечение между большим количеством застрахованных лиц, заранее собирая посильные взносы из большого пула людей и направляя собранные средства на выплаты по страховому случаю в случае болезни или иного расстройства здоровья.

Для введения в Украине предлагается модель государственного солидарного медицинского страхования, которая учитывает лучшие современные практики и опыт трансформации систем здравоохранения в мире, в частности в Центральной и Восточной Европе.

Основным источником финансирования обновленной системы здравоохранения остаются средства Государственного бюджета Украины, полученные из общегосударственных налогов. Выплаты для лечения отдельного человека не привязаны к размеру его индивидуальных взносов.

Бюджетные средства на финансирование медицины распределяются через новый, современный механизм стратегической закупки медицинских услуг. Происходит переход от финансирования постатейных смет учреждений здравоохранения - бюджетных учреждений, рассчитанных в соответствии с их существующей инфраструктурой (количества коек, персонала и т.д.), к оплате результата (то есть фактически пролеченных случаев или приписанного населения) заведениям, которые превращаются в автономных поставщиков этих услуг, а также аптекам как поставщикам назначенных врачами лекарственных средств. Таким образом, будет введен принцип "деньги ходят за пациентом", а не по инфраструктуре учреждений здравоохранения и другими поставщиками услуг.

Предметом закупки становится государственный гарантированный пакет медицинской помощи - прозрачно определенный объем первичной, вторичной (специализированной), третичной (высокоспециализированной), экстренной медицинской помощи и лекарственных средств, право на получение которого в случае необходимости будут иметь все без исключения граждане Украины. Стоимость этих услуг будет покрываться страхованием полностью или частично. В случае частичного покрытия пациенты будут осуществлять официальную сооплату за услуги и/или лекарственные средства. Подходы к установлению размеров такой сооплаты будут четко определенными и едиными для всей страны.

На начальном и среднесрочном этапе реформы генеральным заказчиком медицинских услуг государственного гарантированного пакета медицинской помощи остаются действующие главные распорядители бюджетных средств, которыми являются соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако конечной задачей реформы является обеспечение закупок таких услуг через единого национального заказчика.

Переход на новую систему закупок медицинских услуг сопровождается созданием и постоянным совершенствованием современной платформы для сбора и обмена медицинской и финансовой информации в электронном виде. Такая электронная система позволит реализовать принцип "деньги ходят за пациентом", а также анализировать ситуацию с состоянием здоровья населения, чтобы оперативно разрабатывать оптимальный план закупки медицинских услуг и наиболее эффективно расходовать средства. Эта система также откроет возможность для создания "единого медицинского пространства" - координации и интеграции между уровнями медицинской помощи, а также для внедрения новой системы управления качеством услуг.

Предлагаемая модернизация существующей системы финансирования медицинской отрасли является радикальной, поэтому предусмотренные ею изменения должны осуществляться постепенно. Введение новой модели предполагается осуществить в три этапа, полная реализация которых ожидается к 2020 году. Постепенность особенно важна для обеспечения надлежащей социальной защиты и переподготовки работников системы здравоохранения в условиях ее коренной реорганизации, а также для развития информационных систем, эффективной консолидации ресурсов для инвестиций в развитие перспективных учреждений здравоохранения в новообразованных госпитальных округах, закрепления новых функций общин и местного самоуправления в системе медицинского страхования, обеспечения эффективной социальной коммуникации и разъяснения сути, механизмов и ожидаемых результатов реформы широким слоям населения.

Проблемы, требующие решения

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Распоряжение Кабинета Министров Украины от 30 ноября 2016 года №1013-р
"Об одобрении Концепции реформы финансирования системы здравоохранения"

О документе

Номер документа:1013-р
Дата принятия: 30/11/2016
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:30/11/2016
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 6 января 2017 года №2