База данных

Дата обновления БД:

19.08.2017

Добавлено/обновлено документов:

32 / 142

Всего документов в БД:

76568

Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 14 декабря 2016 года №411

Об утверждении Положения об экстренной поддержке Национальным банком Украины ликвидности банков

(В редакции Постановления Правления Национального банка Украины от 27.03.2017 г. №27)

Согласно статье 99 Конституции Украины, статьям 7, 15, 42, 55, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины" и статьям 66, 67, 71 Закона Украины "О банках и банковской деятельности", с целью содействия финансовой стабильности банков, в том числе стабильности финансовой системы Украины, Правление Национального банка Украины постановляет:

1. Утвердить Положение об экстренной поддержке Национальным банком Украины ликвидности банков (далее - Положение), которое прилагается.

2. Национальный банк Украины со дня вступления в силу этого постановления не рассматривает ходатайство и банков о предоставлении стабилизационных кредитов в соответствии с Положением о предоставлении Национальным банком Украины стабилизационных кредитов банкам Украины, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 13 июля 2010 года №327, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 19 июля 2010 года по №540/17835 (с изменениями) (далее - Положение №327).

3. Возврат банками стабилизационных кредитов, предоставленных Национальным банком Украины в соответствии с требованиями Положения №327, и изменение условий кредитных договоров по таким кредитам осуществляется в соответствии с нормами Положения №327 и условиями кредитных договоров.

4. Национальный банк Украины до вступления в силу пункта 7 постановления Правления Национального банка Украины от 30 июня 2016 года №351 "Об утверждении Положения об определении банками Украины размера кредитного риска по активным банковским операциям" (далее - постановление №351) принимает в обеспечение исполнения обязательства по кредитному договору по экстренной поддержке ликвидности банка (далее - кредитный договор) имущественные права по заключенным банком кредитным договорам при условии, что такие кредитные договоры заключены не со связанными с банком лицами, а также:

1) задолженность по кредитным договорам с юридическими лицами, физическими лицами, в том числе физическими лицами-предпринимателями, выполнение обязательств по которым в полном объеме обеспечено ипотекой (кроме объектов незавершенного строительства) классифицированы по I и II категориям качества в соответствии с нормативно-правовым актом Национального банка Украины по вопросам формирования и использования резервов для возмещения возможных потерь по активным банковским операциям, задолженность по кредиту учитывается по соответствующему балансовому счету банка не менее 180 календарных дней, уровень обслуживания долга в течение последних 180 календарных дней подряд определен как "высокий" или "хороший";

2) задолженность по кредитным договорам с физическими лицами (согласно реестру заключенных банком кредитных договоров) классифицированы по I и II категориям качества в соответствии с нормативно-правовым актом Национального банка Украины по вопросам формирования и использования резервов для возмещения возможных потерь по активным банковским операциям.

5. До 2 января 2017 года включительно:

1) Национальный банк Украины принимает в качестве залога имущественные права по кредитным договорам, которые одновременно соответствуют требованиям, определенным в приложении 1 Положения (расчет размера кредитного риска которых осуществляется в тестовом режиме в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 постановления №351) и пункте 4 настоящего постановления;

2) ограничения, определенные подпунктом 1 пункта 55 раздела VII Положения, не распространяются на операции овернайт с банками, которые имеют финансовое состояние не ниже класса "Б" в соответствии с нормативно-правовым актом Национального банка Украины по вопросам формирования и использования резервов для возмещения возможных потерь по активным банковским операциям.

6. Департаменту открытых рынков (Пономаренко С.В.) довести содержание настоящего постановления до сведения банков Украины для использования в работе.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Украины Чурий А.Е.

8. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Председатель

В.А.Гонтарева

Утверждено Постановлением Правления Национального банка Украины от 14 декабря 2016 года №411

Положение об экстренной поддержке Национальным банком Украины ликвидности банков

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 99 Конституции Украины, Хозяйственным кодексом Украины, Гражданским кодексом Украины, Законами Украины "О Национальном банке Украины", "О банках и банковской деятельности", "О залоге", "Об ипотеке", другими законодательными актами Украины и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины (далее - Национальный банк) и определяет условия осуществления Национальным банком экстренной поддержки ликвидности банков с целью содействия финансовой стабильности, в том числе стабильности финансовой системы.

2. Национальный банк осуществляет экстренную поддержку ликвидности платежеспособных банков, которые имеют, по оценке Национального банка, влияние на стабильность финансовой системы, временную потребность в поддержании ликвидности для выполнения обязательств перед вкладчиками и другими кредиторами (кроме связанных с банком лиц) и исчерпали другие источники поддержания ликвидности, в том числе на межбанковском кредитном рынке и с помощью стандартных инструментов регулирования ликвидности банковской системы.

3. Экстренная поддержка ликвидности банков является инструментом краткосрочного покрытия временного дефицита их ликвидности, который не должен применяться как замещение необходимой дополнительной капитализации банка или решения его структурных проблем.

4. Национальный банк оценивает влияние банка на стабильность финансовой системы с учетом его количественных и качественных параметров деятельности, а также состояния банковской и финансовой системы, макроэкономической среды и наличия системных рисков.

5. Экстренная поддержка ликвидности может предоставляться банку при условии, что структура собственности банка не признана Национальным банком непрозрачной.

(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 27.03.2017 г. №27)

(см. предыдущую редакцию)

6. Национальный банк при принятии решения по экстренной поддержке ликвидности банка оценивает его фактическую и прогнозную платежеспособность, соблюдение/ несоблюдение плана капитализации (при наличии программы капитализации), а также учитывает финансовую модель развития банка.

7. Национальный банк осуществляет экстренную поддержку ликвидности банка путем предоставления банку кредита на условиях, определенных в настоящем Положении.

8. Кредит для экстренной поддержки ликвидности предоставляется банкам для поддержки ликвидности с целью обеспечения выполнения его обязательств перед вкладчиками и другими кредиторами (кроме связанных с банком лиц).

9. Кредит для экстренной поддержки ликвидности банка предоставляется на срок до 90 дней.

Национальный банк имеет право принять решение о продлении срока пользования кредитом для экстренной поддержки ликвидности банка на срок до 90 дней.

10. Общий срок пользования кредитом для экстренной поддержки ликвидности банка с учетом всех продлений срока его использования не может превышать одного года.

11. Кредит для экстренной поддержки ликвидности банка предоставляется одной или несколькими суммами (траншами).

Срок пользования траншем не может превышать срока пользования кредитом.

12. Процентная ставка по каждому траншу устанавливается на уровне учетной ставки Национального банка, действующей на день предоставления транша, плюс два процентных пункта, и не изменяется до даты фактического возврата этого транша в полном объеме, за исключением случая продления срока пользования траншем.

В случае продления срока пользования траншем процентная ставка по ним устанавливается на уровне учетной ставки Национального банка, действующей на день заключения договора о продлении срока пользования траншем, плюс два процентных пункта.

13. Проценты за пользование каждым траншем начисляются согласно условиям кредитного договора по экстренной поддержке ликвидности банка (далее - кредитный договор), начиная со дня поступления средств транша на счет банка и заканчивая днем, предшествующим дате фактического возврата транша.

14. Проценты за пользование каждым траншем выплачиваются ежемесячно и в последний день срока пользования траншем.

15. Банк имеет право досрочно вернуть транши и уплатить проценты за пользование ими (полностью или частично), письменно (с указанием срока перечисления средств) уведомив об этом Национальный банк, но не позднее чем за один рабочий день до дня такого досрочного возврата/уплаты средств.

Национальный банк в случае наступления в банке надежной ситуации с ликвидностью (по оценке Национального банка) вправе обратиться в банк с предложением о досрочном возврате кредита для экстренной поддержки ликвидности (полностью или частично), а банк обязан вернуть кредит (полностью или частично) в соответствии с указанным предложением.

16. Порядок предоставления кредита для экстренной поддержки ликвидности банка состоит из следующих этапов:

1) предоставление банком Национальному банку ходатайства о заключении генерального договора об экстренной поддержке ликвидности (далее - генеральный договор), рассмотрение ходатайства Национальным банком;

2) определение имущества/гарантий, которое будет обеспечивать(ют) исполнение обязательств по кредитному договору, и оценка такого имущества (при необходимости);

3) принятие решения о заключении генерального договора; заключение генерального договора;

4) принятие решения о предоставлении кредита для экстренной поддержки ликвидности банка, заключение кредитного договора, договоров залога/ипотеки/ поручительства;

5) предоставление траншей.

17. Национальный банк распорядительным актом устанавливает технический порядок, который определяет порядок взаимодействия Национального банка и банков при предоставлении кредитов для экстренной поддержки ликвидности банков, изменения условий кредитного договора, контроля за выполнением условий кредитного договора и договоров залога/ипотеки/поручительства.

II. Предоставление банком ходатайства о заключении генерального договора и его рассмотрение Национальным банком

18. Банк, который намерен заключить с Национальным банком генеральный договор, подает в Национальный банк ходатайство о заключении генерального договора. Ходатайство должно быть подписано председателем правления банка, удостоверено печатью банка и зарегистрировано в банке.

19. Национальный банк в случае соответствия деятельности банка требованиям, определенным в пунктах 4, 5 раздела I настоящего Положения, в течение трех рабочих дней со дня получения ходатайства банка о заключении генерального договора письменно уведомляет банк о возможности предоставления им документов, определенных в пункте 34 раздела IV настоящего Положения.

Предоставление указанного уведомления не приводит к возникновению у Национального банка каких-либо обязательств по заключению генерального договора и предоставления банку кредита для экстренной поддержки его ликвидности.

III. Обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору

20. Национальный банк принимает в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору имущество и гарантии, перечень, требования и порядок учета которых определены в приложении 1 "Перечень имущества/гарантий, которое(ые) является принятым(ыми) для обеспечения выполнения обязательств по кредиту для экстренной поддержки ликвидности, требования к нему и порядок его учета" к настоящему Положению (далее - приложение 1 к настоящему Положению).

Национальный банк вправе устанавливать распорядительным актом приоритетность имущества и гарантий, принимаемых Национальным банком в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору.

21. Имущество, предлагаемое в залог/ипотеку Национальному банку, не должно быть обременено другими обязательствами.

22. Банк, который намерен заключить генеральный договор и предложить в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору имущество, определенное в строках 7, 8 таблицы приложения 1 к настоящему Положению, инициирует для представления документов, определенных в пункте 34 раздела IV настоящего Положения, перед Национальным банком заключение трехстороннего договора на проведение независимой оценки имущества между банком, Национальным банком и субъектом оценочной деятельности.

23. Отчет об оценке имущества должен быть составлен не ранее трех месяцев до дня его представления в Национальный банк.

24. Национальный банк имеет право требовать рецензирования отчета об оценке имущества с привлечением другого субъекта оценочной деятельности.

25. Субъект оценочной деятельности, который привлекается для осуществления независимой оценки стоимости/актуализации оценки заложенного имущества должен соответствовать критериям, установленным в приложении 2 "Критерии, которым должен соответствовать субъект оценочной деятельности" к настоящему Положению (далее приложение 2 к настоящему Положению).

Рецензирование отчета об оценке имущества могут выполнять:

1) субъект оценочной деятельности, который отвечает критериям, установленным в приложении 2 к настоящему Положению;

2) экспертные советы, специально созданные саморегулируемыми организациями оценщиков с целью контроля за качеством оценки имущества, проводимой оценщиками - членами саморегулируемой организации;

3) оценщики, которые работают в Фонде государственного имущества Украины, а также других органах государственной власти, которые могут проводить работы по рецензированию, в соответствии с законодательством Украины.

26. Достаточность объема имущества/гарантий, предоставляемого(ых) в обеспечение исполнения обязательств банка по кредитному договору, определяется с учетом суммы задолженности по кредиту и процентов за три месяца использования, а также корректирующих коэффициентов, определенных в приложении 1 к этому Положению.

27. Национальный банк принимает в залог/ипотеку:

1) имущество, определенное в строке 7 таблицы приложения 1 к настоящему Положению, - по стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной в соответствии с требованиями законодательства Украины независимым субъектом оценочной деятельности;

2) имущественные права по кредитным договорам, определенные в строке 8 таблицы приложения 1 к настоящему Положению, - по стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной в соответствии с требованиями законодательства Украины независимым субъектом оценочной деятельности, но не более рыночной стоимости (без налога на добавленную стоимость) предметов ипотеки (кроме объектов незавершенного строительства), которые обеспечивают выполнение обязательств по таким кредитным договорам, с учетом коэффициентов ликвидности обеспечения, определенных в соответствии с нормативно-правовым актом Национального банка по вопросам определения банками Украины размера кредитного риска по активным банковским операциям.

(Пункт 27 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 27.03.2017 г. №27)

(см. предыдущую редакцию)

28. Национальный банк при условии заключения договора поручительства с владельцем существенного участия в банке/контролером (с его согласия) на сумму кредита и процентов за три месяца использования, принимает в залог/ипотеку имущество, определенное в строках 7, 8 таблицы приложения 1 к настоящему Положению, по высшему корректирующему коэффициенту.

29. Национальный банк принимает в залог имущественные права, определенные в строках 9, 10 таблицы приложения 1 к настоящему Положению, по балансовой стоимости кредитов, определенной банком согласно нормативно-правовым актам Национального банка по бухгалтерскому учету.

(В пункт 29 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 27.03.2017 г. №27)

(см. предыдущую редакцию)

29-1. Национальный банк принимает в залог ценные бумаги, указанные в строке 3 таблицы приложения 1 к настоящему Положению, по справедливой стоимости, определенной в соответствии с распорядительным актом Национального банка по вопросам оценки справедливой стоимости ценных бумаг резидентов, находящихся в собственности Национального банка или принимаемых им в качестве обеспечения исполнения обязательств.

(Пункт 29-1 введен в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 27.03.2017 г. №27)

30. Национальный банк осуществляет проверку имущества, предлагаемого банком или имущественным поручителем в залог/ипотеку Национальному банку, на предмет наличия/ отсутствия обременений в Государственном реестре обременений движимого имущества, Государственном реестре прав на недвижимое имущество и обеспечивает внесение в эти реестры соответствующих сведений относительно обременения или прекращения обременения заложенного имущества.

31. Банк обязан в течение срока действия генерального договора и/или кредитного договора проводить актуализацию оценки стоимости имущества, определенного в строках 7, 8 таблицы приложения 1 к настоящему Положению, до окончания срока действия отчета об оценке такого имущества, а также по требованию Национального банка.

Национальный банк перед принятием решения о предоставлении или отказе в предоставлении кредита для экстренной поддержки ликвидности банка, а также в течение срока действия генерального договора и/или кредитного договора вправе требовать актуализации оценки стоимости имущества, определенного в строках 7, 8 таблицы приложения 1 к настоящему Положению.

Актуализация оценки стоимости имущества осуществляется на основании трехстороннего договора на проведение независимой оценки имущества, который должен быть заключен между банком, субъектом оценочной деятельности и Национальным банком с учетом требований настоящего Положения.

32. Национальный банк вправе принять решение о выводе части заложенного имущества из-под залога при условии достаточности объема заложенного имущества, определенного в соответствии с пунктом 26 раздела III настоящего Положения, и представления банком ходатайства с соответствующим обоснованием.

33. Банк обязан в случае уменьшения стоимости имущества/гарантий, которое обеспечивает(ют) выполнение обязательств по кредитному договору, и/или несоответствия такого имущества/гарантий требованиям, установленным в разделе III настоящего Положения и приложении 1 к настоящему Положению, вернуть в срок, определенный кредитным договором и/или генеральным договором, часть задолженности по кредиту пропорционально размеру уменьшения стоимости имущества/гарантий или пополнить или заменить их (по согласованию с Национальным банком) имуществом/гарантиями, определенным в приложении 1 к настоящему Положению, в размере, достаточном для удовлетворения требований Национального банка по кредитному договору с учетом корректирующих коэффициентов.

Банк обязан в случае получения средств от физических лиц в погашение (полное или частичное) задолженности по кредитам, имущественные права по которым определены в строках 9, 10 таблицы приложения 1 к настоящему Положению, перечислить в срок, определенный кредитным договором и/или генеральным договором, в погашение основной суммы долга по кредиту для экстренной поддержки ликвидности средства в сумме не менее соответственно 35 и 25 процентов от суммы, полученной в погашение задолженности по кредитам.

Банк обязан в случае отнесения его к категории неплатежеспособных перечислить на погашение основной суммы долга по кредиту для экстренной поддержки ликвидности средства в сумме не менее 100 процентов от суммы, полученной в погашение (полное или частичное) задолженности по кредитам, имущественные права по которым определены в строках 8 - 10 таблицы приложения 1 к настоящему Положению.

(В пункт 33 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 27.03.2017 г. №27)

(см. предыдущую редакцию)

IV. Принятие решения о заключении генерального договора, заключения генерального договора

34. Банк, который намерен заключить с Национальным банком генеральный договор, при условии получения им письменного уведомления Национального банка в соответствии с пунктом 19 раздела II настоящего Положения, представляет в Национальный банк следующие документы:

1) документы, подтверждающие право собственности/требования банка или имущественного поручителя на имущество/имущественные права, предлагаемых в залог/ ипотеку Национальному банку;

2) выписка о наличии или отсутствии записи в Государственном реестре обременений движимого имущества об обременениях, изменении обременения, уступки прав на предмет обременения (если в залог Национальному банку предлагается имущество, предусмотренное строками 3, 6 - 10 таблицы приложения 1 к настоящему Положению);

3) выписки из Государственного реестра прав на недвижимое имущество и Государственного реестра обременений движимого имущества (если в ипотеку Национальному банку предлагается имущество, предусмотренное строке 7 таблицы приложения 1 к настоящему Положению);

4) отчет об оценке стоимости имущества, определенного в строках 7, 8 таблицы приложения 1 к настоящему Положению, подготовленный в соответствии с условиями трехстороннего договора на проведение независимой оценки имущества, заключенного между банком, субъектом оценочной деятельности и Национальным банком с учетом требований раздела III настоящего Положения;

5) финансовую модель развития банка на следующие 12 месяцев (по форме, определенной Национальным банком), согласованную советом банка и подписанную председателем правления банка. Банк вместе с финансовой моделью развития банка должен предоставить документы, объяснения, обоснования относительно прогнозных показателей финансовой модели развития банка и принятых во время ее построения предположений.

(В пункт 34 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 27.03.2017 г. №27)

(см. предыдущую редакцию)

35. Национальный банк оставляет без рассмотрения и возвращает банку ходатайство о заключении генерального договора и соответствующие документы в случае несоответствия представленных банком документов требованиям законодательства Украины, в том числе нормативно-правовых актов Национального банка, или представления банком неполного пакета документов или выявления факта представления недостоверной информации.

36. Национальный банк имеет право требовать от банка предоставления дополнительной информации и/или документов, необходимых для проработки вопроса о заключении генерального договора.

37. Решение о заключении или отказе в заключении генерального договора принимает Правление Национального банка.

38. Генеральный договор должен содержать общие принципы и процедуры экстренной поддержки ликвидности банка Национальным банком.

Заключение генерального договора не ведет к возникновению у Национального банка каких-либо обязательств по предоставлению банку кредита для экстренной поддержки ликвидности.

39. Генеральный договор действует в течение одного года со дня его заключения, но в любом случае до полного исполнения банком обязательств по генеральному договору и всем кредитным договорам, которые будут неотъемлемой частью генерального договора, если такие кредитные договоры будут заключены.

40. Банк, который считает, что серьезных оснований достаточно для обращения в Национальный банк за экстренной поддержкой ликвидности в течение следующих 30 дней после возникновения таких оснований должен еженедельно предоставлять Национальному банку прогноз денежных потоков банка по форме, определенной Национальным банком (базовый и пессимистический сценарии), который должен содержать объяснение принятых при его построении предположений.

Национальный банк имеет право требовать от банка дополнительную информацию и/или документы, необходимые для анализа прогноза денежных потоков банка, а также ежедневную или еженедельную информацию о фактических денежных потоках банка по форме, определенной Национальным банком.

V. Принятие решения о предоставлении кредита для экстренной поддержки ликвидности, заключение кредитного договора и договоров залога, ипотеки, поручительства

41. Банк для рассмотрения Национальным банком вопроса о предоставлении кредита для экстренной поддержки ликвидности должен представить в Национальный банк при условии заключения генерального договора и возникновения у банка фактической потребности в таком кредите следующие документы:

1) ходатайство о предоставлении кредита для экстренной поддержки ликвидности банка с указанием его суммы, срока использования, вида и объема имущества/гарантий, которое(ые) предлагаются для обеспечения выполнения обязательств по кредиту. Ходатайство должно содержать объяснение причин возникновения у банка дефицита ликвидности и обоснование невозможности использования банком других источников поддержания ликвидности, в том числе на межбанковском кредитном рынке и с помощью стандартных инструментов регулирования ликвидности банковской системы. Это ходатайство должно быть подписано председателем правления банка, удостоверено печатью банка и зарегистрировано в банке;

2) копию решения уполномоченного органа управления банка (наблюдательного совета, правления) об обращении в Национальный банк за получением кредита для экстренной поддержки ликвидности банка (надлежащим образом заверенную);

3) актуализированные документы, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 34 раздела IV настоящего Положения;

4) актуализированный отчет об оценке стоимости имущества, определенного в строках 7, 8 таблицы приложения 1 к настоящему Положению, подготовленный в соответствии с условиями трехстороннего договора на проведение независимой оценки имущества, заключенного между банком, субъектом оценочной деятельности и Национальным банком с учетом требований раздела III настоящего Положения (в случае окончания срока действия предыдущего отчета об оценке или по требованию Национального банка), или письменное заверение об отсутствии с даты последней оценки изменений в состоянии и/или технических характеристиках недвижимого имущества, определенного в строке 7 таблицы приложения 1 к настоящему Положению, которые могли бы уменьшить оценку его стоимости;

5) актуализированную финансовую модель развития банка и прогноз денежных потоков банка на следующие 12 месяцев по форме, определенной Национальным банком (базовый и пессимистический сценарии), подписанные председателем правления банка, которые должны содержать обоснование запрашиваемой суммы кредита и срока его использования и отображать источники его возврата. Финансовая модель развития банка и прогноз денежных потоков банка должны быть построены с учетом ограничений и требований к деятельности банка, определенных разделом VII настоящего Положения. Банк вместе с финансовой моделью развития банка и прогнозом денежных потоков должен предоставить документы, объяснения, обоснование прогнозных показателей финансовой модели развития банка и прогноза денежных потоков, принятых во время их построения предположений и источников возврата кредита.

42. Национальный банк оставляет без рассмотрения и возвращает банку ходатайство о предоставлении кредита для экстренной поддержки ликвидности и соответствующие документы в случае их несоответствия требованиям законодательства Украины, в том числе нормативно-правовых актов Национального банка, или представления банком неполного пакета документов или выявления факта предоставления недостоверной информации.

43. Национальный банк имеет право требовать от банка дополнительную информацию и/или документы, которые необходимы для проработки вопроса о предоставлении кредита для экстренной поддержки ликвидности банка.

44. Национальный банк для принятия решения о предоставлении кредита для экстренной поддержки ликвидности имеет право в случае необходимости осуществить инспекционную проверку банка в соответствии с нормативно-правовыми актами Национального банка по вопросам проведения инспекционных проверок.

45. Решение о предоставлении или отказе в предоставлении кредита для экстренной поддержки ликвидности банка принимает Правление Национального банка.

46. Национальный банк имеет право отказать банку в предоставлении кредита для экстренной поддержки ликвидности в случае:

1) несоответствия банка и/или запрашиваемого им кредита требованиям и условиям, определенным в разделе I настоящего Положения;

2) невыполнения банком требований настоящего Положения;

3) непредоставления или предоставления не в полном объеме информации и/или документов, указанных в пункте 43 раздела V настоящего Положения;

4) наличия нарушенной обязанности банка, имущественного поручителя, поручителя по любым заключенным с Национальным банком кредитным договорам или иным договорам, по которому Национальный банк является кредитором банка, или договором залога, ипотеки, поручительства, который обеспечивает выполнение обязательств банка по кредитному договору или иному договору, по которому Национальный банк является кредитором банка;

5) установления факта выплаты банком в течение трех месяцев, предшествующих обращению банка в Национальный банк с ходатайством о предоставлении кредита для экстренной поддержки ликвидности, или в любое время после такого обращения средств связанным с банком лицам;

6) если Национальным банком будет установлено, что предоставленные банком объяснения причин возникновения у банка дефицита ликвидности, обоснование запрашиваемой суммы кредита, источников его возврата, невозможности использования банком других источников поддержания ликвидности и/или информация, указанная банком в финансовой модели развития банка и/или прогнозе денежных потоков, являются необоснованными.

47. Сумма кредита для экстренной поддержки ликвидности определяется на основании прогнозного объема оттока денежных средств для выполнения обязательств банка перед его вкладчиками и другими кредиторами (кроме связанных с банком лиц) в течение срока пользования кредитом, уменьшенного на прогнозный объем денежных поступлений банка за тот же период, с учетом необходимости соблюдения банком порядка формирования и хранения обязательных резервов в Национальном банке.

Сумма кредита для экстренной поддержки ликвидности определяется с учетом необходимости обеспечения достаточности объема имущества/гарантий, которое(ые) предоставляются в обеспечение исполнения обязательств банка по кредиту в соответствии с требованиями пункта 26 раздела III настоящего Положения.

Прогнозные объемы оттока денежных средств и денежных поступлений в течение срока пользования кредитом определяются на основании базового сценария прогноза денежных потоков банка.

48. После принятия решения о предоставлении кредита для экстренной поддержки ликвидности банка Национальный банк заключает с банком кредитный договор, договоры залога, ипотеки, поручительства.

VI. Предоставление траншей

49. Банк может предоставлять Национальному банку заявления на получение траншей в соответствии с условиями заключенных с Национальным банком кредитного договора и генерального договора.

Вместе с заявлением на получение транша банк подает актуализированный по состоянию на дату подачи такого заявления прогноз денежных потоков банка (базовый и пессимистический сценарии) по форме, определенной Национальным банком, который должен содержать объяснение принятых при его построении предположений, обоснования запрашиваемой суммы транша и срока его использования и отображать источники возврата кредита.

50. Национальный банк имеет право требовать от банка дополнительную информацию и/или документы, необходимые для проработки вопроса о предоставлении транша.

51. Транш предоставляется в пределах суммы кредита на срок, не превышающий срока пользования кредитом, при следующих условиях:

1) запрашиваемая сумма транша не должна превышать прогнозный объем оттока денежных средств для выполнения обязательств банка перед его вкладчиками и другими кредиторами (кроме связанных с банком лиц) в течение двух ближайших недельных интервалов, указанных в представленном банком базовом сценарии прогноза денежных потоков, уменьшенный на прогнозный объем денежных поступлений банка за тот же период, с учетом необходимости соблюдения банком порядка формирования и хранения обязательных резервов в Национальном банке;

2) банк обеспечивает достаточность объема имущества/гарантий, предоставленного(ых) в обеспечение исполнения обязательств банка по кредиту для экстренной поддержки ликвидности банка в соответствии с требованиями пункта 26 раздела III настоящего Положения, с учетом запрашиваемого транша;

3) банк не имеет других источников поддержания ликвидности (в том числе за счет привлечения средств на межбанковском кредитном рынке и с помощью стандартных инструментов регулирования ликвидности банковской системы) в объеме, достаточном для выполнения обязательств перед вкладчиками и другими кредиторами (кроме связанных с банком лиц), что должно быть подтверждено банком в заявлении на получение транша;

4) исключен;

5) структура собственности банка не признана Национальным банком непрозрачной.

(В пункт 51 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 27.03.2017 г. №27)

(см. предыдущую редакцию)

52. Решение о предоставлении или отказе в предоставлении транша принимает уполномоченное должностное лицо Национального банка, которое в соответствии с распорядительными актами Национального банка наделено такими полномочиями (далее - уполномоченное лицо). Решение принимается с учетом рекомендаций кредитного комитета Национального банка в течение трех рабочих дней со дня получения Национальным банком заявления банка на получение транша.

По рекомендации Кредитного комитета вопрос о предоставлении или отказе в предоставлении банку транша может быть внесен на рассмотрение Правления Национального банка. В таком случае срок принятия решения о предоставлении или отказе в предоставлении транша может быть продлен до пяти рабочих дней после дня получения Национальным банком заявления банка на получение транша.

53. Национальный банк имеет право отказать банку в предоставлении транша в случае:

1) наличия хотя бы одного из фактов, указанных в пункте 71 раздела IX настоящего Положения;

2) невыполнения банком какого-либо условия предоставления транша, определенного в пункте 51 раздела VI настоящего Положения;

3) непредоставления или предоставления не в полном объеме информации и/или документов, указанных в пунктах 49, 50 раздела VI настоящего Положения;

4) установления факта выплаты банком в течение трех месяцев, предшествующих обращению банка в Национальный банк с ходатайством о предоставлении кредита для экстренной поддержки ликвидности, или в любое время после такого обращения средств связанным с банком лицам;

5) если Национальным банком будет установлено, что предоставленные банком обоснования и объяснения относительно запрашиваемой суммы транша, источников возврата кредита, невозможности использования банком других источников поддержания ликвидности и/или информация, указанная банком в прогнозе денежных потоков, являются необоснованными. В таком случае Национальный банк может предложить банку скорректировать запрашиваемую сумму транша и/или срок его использования и подать в Национальный банк обновленное заявление на получение транша.

54. Национальный банк предоставляет транш не позднее следующего рабочего дня после принятия решения о предоставлении транша.

Национальный банк в случае принятия решения об отказе банка в предоставлении транша не позднее следующего рабочего дня письменно уведомляет об этом банк с обоснованием причин отказа.

VII. Ограничения и требования относительно деятельности банков

55. Национальный банк с целью снижения риска ликвидности банка устанавливает ограничения и требования относительно деятельности банка на срок действия кредитного договора, а именно:

1) ограничение осуществления активных операций в объеме (в разрезе валют), сложившемся на дату принятия решения Правления Национального банка о предоставлении кредита для экстренной поддержки ликвидности банка. Такое ограничение не распространяется на операции по обязательствам по кредитованию, возникшие до даты принятия решения Правления Национального банка, операции овернайт с банками, класс которых определен не ниже второго в соответствии с нормативно-правовым актом Национального банка по вопросам определения размера кредитного риска по активным банковским операциям 1, и операции с депозитными сертификатами Национального банка;

__________

1 С учетом требований пункта 5 постановления Правления Национального банка Украины от 30 июня 2016 года №351 "Об утверждении Положения об определении банками Украины размера кредитного риска по активным банковским операциям".

2) запрета осуществления активных операций со связанными с банком лицами и лицами, которые связаны с ними юридическими и/или экономическими взаимосвязями, или имеют общие источники доходов, или имеют общие источники возврата кредитов. Такое ограничение не распространяется на операции по предоставлению кредитов овердрафт работникам банка по зарплатным проектам;

3) запрета осуществления инвестиций и приобретения ценных бумаг. Такое ограничение не распространяется на операции по приобретению ценных бумаг, которые перешли в собственность банка на основании реализации прав залогодержателя;

4) запрета выкупа акций собственной эмиссии, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины об обязательном выкупе банком акций собственной эмиссии;

5) запрета осуществления выкупа или досрочного погашения долговых ценных бумаг собственной эмиссии, за исключением случая, когда такое погашение происходит по согласованию с Национальным банком, и случаев, предусмотренных договорами публичной оферты;

6) запрета распределения капитала в любой другой форме, кроме направления прибыли на увеличение уставного капитала банка, формирование резервного фонда, покрытие убытков прошлых лет и случаев, установленных законодательством Украины;

7) запрета выплаты дивидендов акционерам/участникам банка, кроме выплаты дивидендов по привилегированным акциям;

8) запрета досрочного возврата средств связанным с банком лицам (кроме направления досрочно возвращенных средств на увеличение капитала банка);

9) запрета выплаты других поощрительных и компенсационных выплат, которые не являются составной частью основной и дополнительной заработной платы;

10) запрета приобретения без согласования с Национальным банком основных средств, которые не принимают участия в проведении банковских операций, кроме перешедших в собственность банка на основании реализации прав залогодержателя;

11) запрета заключения депозитных договоров, предусматривающих авансовую выплату процентов.

56. Национальный банк вправе устанавливать дополнительные ограничения и требования относительно деятельности банка.

57. Национальный банк на период пользования банком кредитом для экстренной поддержки ликвидности вводит процедуру особого режима контроля за деятельностью банка и назначает куратора.

VIII. Изменение условий кредитного договора

58. Изменение условий кредитного договора осуществляется путем внесения изменений в него на основании ходатайства банка, которое должно содержать обоснованные объяснения необходимости таких изменений.

59. Ходатайство о продлении срока пользования кредитом/траншем должно быть подано банком не позднее чем за 10 рабочих дней до наступления даты возврата кредита/ транша и содержать обоснованные объяснения причин, которые привели к несостоятельности банка обеспечить своевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед Национальным банком.

60. Банк вместе с ходатайством о продлении срока пользования кредитом должен представить следующие документы:

1) копию решения уполномоченного органа управления банка (наблюдательного совета, правления) об обращении в Национальный банк за продлением срока пользования кредитом для экстренной поддержки ликвидности банка (надлежащим образом заверенную);

2) актуализированные документы, определенные в подпунктах 4, 5 пункта 41 раздела V настоящего Положения.

61. Национальный банк имеет право требовать от банка другую информацию и/или документы, необходимые для проработки вопроса по изменению условий кредитного договора.

62. Национальный банк для принятия решения об изменении условий кредитного договора имеет право в случае необходимости осуществить инспекционную проверку банка.

63. Решение об изменении существенных условий кредитного договора, а именно суммы кредита и срока его использования, процентной ставки за пользование кредитом/ траншем, структуры обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору принимает Правление Национального банка.

64. Решение об изменении других условий кредитного договора могут принимать уполномоченные должностные лица Национального банка.

65. Национальный банк вправе принять решение об отказе в изменении условий кредитного договора, если Национальным банком будет установлено, что предоставленные банком объяснения причин, которые привели к необходимости изменения условий кредитного договора (в том числе причины неспособности обеспечить своевременное и в полном объеме выполнение обязательств, взятых перед Национальным банком), и/или информация, указанная банком в финансовой модели развития банка и/или прогнозе денежных потоков, являются необоснованными.

IX. Контроль за выполнением условий кредитного договора и ответственность

66. Банк обязан в соответствии с формой, доведенной до его сведения Национальным банком, ежемесячно в соответствии с условиями генерального договора и/или кредитного договора предоставлять Национальному банку информацию, подписанную председателем правления банка, о состоянии соблюдения прогнозных показателей финансовой модели развития банка и требований кредитного договора, генерального договора, договоров залога/ипотеки/поручительства, принятых мер по преодолению дефицита ликвидности и поиска другого источника поддержания ликвидности банка, состоянии и стоимости имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств по кредиту для экстренной поддержки ликвидности, соблюдении установленных на период пользования кредитом ограничений и требований.

67. Банк в течение срока действия кредитного договора должен еженедельно представлять в Национальный банк прогноз денежных потоков банка по форме, определенной Национальным банком (базовый и пессимистический сценарии), и ежедневно - информацию о фактических денежных потоках банка по форме, определенной Национальным банком.

Национальный банк имеет право требовать от банка дополнительную информацию и/или документы, необходимые для анализа прогнозных и/или фактических денежных потоков банка.

68. Национальный банк в течение срока действия кредитного договора имеет право осуществлять инспекционную проверку банка на соответствие имущественных прав по заключенным банком кредитным договорам, которые являются предметом залога по кредитам Национального банка, критериям приемлемости, определенным в строках 8 - 10 таблицы приложения 1 к настоящему Положению. В случае необходимости перечень вопросов, который подлежит проверке, может быть расширен.

(В пункт 68 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 27.03.2017 г. №27)

(см. предыдущую редакцию)

69. Председатель правления банка в течение срока действия кредитного договора несет персональную ответственность за предоставление достоверной информации Национальному банку, соответствие и достаточность имущества/гарантий, предоставленного(ых) для обеспечения обязательств по кредиту для экстренной поддержки ликвидности, включая достоверность данных относительно имущественных прав по заключенным банком кредитным договорам с юридическими и физическими лицами.

70. Национальный банк вправе реализовать свое преимущественное и безусловное право в соответствии со статьей 73 Закона Украины "О Национальном банке Украины" путем списания в бесспорном порядке задолженности со счетов банка, по которому наступил срок погашения и/или удовлетворить требования Национального банка по кредиту в полном объеме за счет отчуждения заложенного имущества, приобретения его в собственность или получения средств от погашения/взыскания по гарантии/поручительству/предмету залога.

71. Национальный банк вправе потребовать досрочного исполнения обязательств банка по кредитному договору и/или генеральному договору, при наличии хотя бы одного из следующих фактов:

1) невыполнение банком условий кредитного договора и/или генерального договора;

2) невыполнение банком условий любого другого заключенного с Национальным банком кредитного или иного договора, по которому Национальный банк является кредитором банка;

3) невыполнение банком и/или имущественным поручителем и/или поручителем условий договора залога/ипотеки/поручительства, обеспечивающего выполнение обязательств банка по кредитным или иным договорам, по которому Национальный банк является кредитором банка (в том числе по договору);

4) существенное отклонение фактических результатов деятельности банка от прогнозных показателей согласно финансовой модели развития банка и/или прогнозу денежных потоков, которое свидетельствует о несостоятельности банка выполнить обязательства перед его вкладчиками и другими кредиторами, в том числе перед Национальным банком;

5) нарушение банком установленных Национальным банком ограничений и требований к его деятельности;

6) выявление факта предоставления банком и/или имущественным поручителем и/или поручителем недостоверной информации Национальному банку, которая связана с предоставлением кредита для экстренной поддержки ликвидности банка;

7) исключен;

8) структура собственности банка признана Национальным банком непрозрачной;

9) оспаривание действительности кредитного договора и/или генерального договора или их отдельных положений банком или другими лицами;

10) оспаривание действительности, прекращения или признания недействительными гарантий и/или договоров залога/ипотеки/поручительства, которые обеспечивают выполнение обязательств банка по кредитному договору и/или генеральному договору;

11) выявление факта недействительности заявлений и гарантий, предоставленных банком и/или имущественным поручителем и/или поручителем при заключении кредитного договора и/или генерального договора, договоров залога/ипотеки/ поручительства;

12) наличие неудовлетворенных банком требований, претензий или исков третьих лиц, если сумма отдельного требования, претензии, иска превышает 1 (один) процент от стоимости активов банка, определенной по данным его последней имеющейся месячной отчетности.

(В пункт 71 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 27.03.2017 г. №27)

(см. предыдущую редакцию)

72. Списание просроченной задолженности банка осуществляется в порядке, определенном нормативными правовыми и распорядительными актами Национального банка.

73. Национальный банк вправе в соответствии со статьей 71 Закона Украины "О Национальном банке Украины" оставить заложенное имущество за собой по справедливой стоимости.

Директор Департамента открытых рынков

 

С.В.Пономаренко

Директор Департамента сопровождения кредитов

Т.Ю.Лойченко

Согласовано:

Заместителем Председателя Национального банка Украины

 

А.Е.Чурий

Приложение 1

к Положению об экстренной поддержке Национальным банком Украины ликвидности банков (пункт 20 раздела III)

См. Приложение 1

(В Приложение 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правления Национального банка Украины от 27.03.2017 г. №27)

(см. предыдущую редакцию)

Приложение 2

к Положению об экстренной поддержку Национальным банком Украины ликвидности банков (пункт 25 раздела III)

Критерии, которым должен соответствовать субъект оценочной деятельности

1. Информация о субъекте оценочной деятельности включена в Государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности.

2. Субъект оценочной деятельности имеет действующий сертификат по направлениям оценки имущества, по которым разрешена практическая деятельность по оценке недвижимого имущества/единых (целостных) имущественных комплексов (вместе с корпоративными правами) и имущественных прав по кредитным договорам.

3. Опыт практической деятельности субъекта оценочной деятельности на рынке Украины по оценке имущества не менее пяти лет, из которых не менее трех лет по направлениям оценки недвижимого имущества/единых (целостных) имущественных комплексов (вместе с корпоративными правами) и имущественных прав по кредитным договорам с целью передачи его в залог/ипотеку.

4. В штатном составе субъекта оценочной деятельности имеется подразделение оценки или консультационных услуг в сфере недвижимости и имущественных прав и не менее четырех оценщиков, которые получили квалификационные свидетельства оценщиков и включены в Государственный реестр оценщиков и субъектов оценочной деятельности. Оценщики должны иметь опыт практической деятельности в штатном составе субъекта оценочной деятельности не менее полугода, а в оценке недвижимого имущества/единых (целостных) имущественных комплексов (вместе с корпоративными правами) и имущественных прав по кредитным договорам с целью передачи в залог/ ипотеку - не менее двух лет до дня начала оценки.

5. В Государственном реестре оценщиков и субъектов оценочной деятельности нет информации о субъекте оценочной деятельности и оценщиках (которые выполняют оценку) относительно:

1) нарушений оценщиками и субъектом оценочной деятельности нормативноправовых актов по оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности;

2) решений судов по фактам непрофессиональной оценки имущества, проведенной оценщиками или субъектом оценочной деятельности;

3) фактов нарушения оценщиками или субъектом оценочной деятельности ограничений по проведению оценки имущества, имущественных прав, установленных законодательством Украины;

4) рецензий на отчеты об оценке имущества, имущественных прав (далее - отчет об оценке имущества), которые классифицируются как не отвечающие требованиям нормативно-правовых актов по оценке имущества, являются некачественными и/или непрофессиональными и не могут быть использованы.

Национальный банк Украины получает такую информацию от Фонда государственного имущества Украины по запросу.

6. Субъект оценочной деятельности является не соответствующим определенным выше критериям, если:

1) Национальный банк Украины имеет рецензию или информацию о рецензии на отчет об оценке имущества, который классифицируется таким, что не соответствует требованиям нормативно-правовых актов по оценке имущества, является некачественным и/или непрофессиональным и не может быть использованным;

2) в Национальный банк Украины после получения (или при получении) информации из Государственного реестра оценщиков и субъектов оценочной деятельности поступила рецензия или информация о рецензии на отчет об оценке имущества, который классифицируется таким, что не соответствует требованиям нормативно-правовых актов по оценке имущества, является некачественным и/или непрофессиональным и не может быть использован.

 

Постановление Правления Национального банка Украины от 14 декабря 2016 года №411
"Об утверждении Положения об экстренной поддержке Национальным банком Украины ликвидности банков"

О документе

Номер документа:411
Дата принятия: 14/12/2016
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:16/12/2016
Органы эмитенты: Банки

Опубликование документа

Официальное Интернет-представительство Национального банка Украины от 15 декабря 2016 года

Примечание к документу

В соотсетствии с пунктом 8 настоящее Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования - с 16 декабря 2016 года

Редакции документа

Текущая редакция принята: 27/03/2017  документом  Постановление Правления Национального банка Украины Об утверждении Изменений в Положение об экстренной поддержке Национальным банком Украины... № 27 от 27/03/2017
Вступила в силу с: 28/03/2017


Первоначальная редакция от 14/12/2016

Приложения к документу

Приложение 1 к Пост НБ от 14.12.2016 г. №411