Действует

Внимание! Документ предоставлен по состоянию на 25 июня 2019 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 января 2016 года №73

Об утверждении Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы

(В редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2016 г. №1075, 13.09.2017 г. №687, 18.10.2018 г. №748, 25.06.2019 г. №417)

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы* (далее - Государственная программа).

______________________________

* Не рассылается.

2. Определить:

ответственным заказчиком Государственной программы Министерство труда и социальной защиты;

заказчиками подпрограммы 1 "Содействие занятости населения" - Министерство труда и социальной защиты, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство лесного хозяйства, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство энергетики, Министерство юстиции, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по стандартизации, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Национальную академию наук Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком, Национальную государственную телерадиокомпанию, Федерацию профсоюзов Беларуси;

заказчиками подпрограммы 2 "Охрана труда" - Министерство труда и социальной защиты, Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство лесного хозяйства, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство финансов, Министерство энергетики, Министерство юстиции, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по стандартизации, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Национальную академию наук Беларуси, Национальную государственную телерадиокомпанию, облисполкомы, Минский горисполком, Федерацию профсоюзов Беларуси;

заказчиками подпрограммы 3 "Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов" - Министерство труда и социальной защиты, Министерство здравоохранения, облисполкомы и Минский горисполком;

заказчиками подпрограммы 4 "Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц" - Министерство труда и социальной защиты, Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство спорта и туризма, Министерство транспорта и коммуникаций, Государственный комитет по стандартизации, Национальную государственную телерадиокомпанию, облисполкомы, Минский горисполком, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Национальный банк, Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения;

заказчиками подпрограммы 5 "Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан" - Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования, облисполкомы, Минский горисполком.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2016 г. №1075, 13.09.2017 г. №687, 18.10.2018 г. №748)
(см. предыдущую редакцию)

3. Ответственному заказчику Государственной программы:

довести Государственную программу до заинтересованных;

осуществлять координацию деятельности заказчиков подпрограмм Государственной программы в ходе реализации мероприятий подпрограмм Государственной программы;

представлять годовой (итоговый) отчет о результатах реализации Государственной программы в порядке, установленном законодательством.

(Пункт 3 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2016 г. №1075)
(см. предыдущую редакцию)

4. Заказчикам подпрограмм Государственной программы в пределах своей компетенции:

определять исполнителей мероприятий подпрограмм Государственной программы и осуществлять координацию их деятельности;

осуществлять контроль за реализацией мероприятий подпрограмм Государственной программы и целевым использованием средств, выделяемых на их реализацию;

вносить ответственному заказчику Государственной программы (при необходимости) предложения о корректировке мероприятий подпрограмм Государственной программы либо прекращении их выполнения;

представлять ответственному заказчику годовой (итоговый) отчет о результатах реализации Государственной программы в порядке, установленном законодательством.

(Пункт 4 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2016 г. №1075)
(см. предыдущую редакцию)

5. Исключен в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2016 г. №1075

(см. предыдущую редакцию)

6. Министерству финансов, облисполкомам и Минскому горисполкому ежегодно при формировании республиканского и местных бюджетов предусматривать средства на финансирование мероприятий подпрограмм Государственной программы.

7. Возложить персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий подпрограмм Государственной программы, целевое и эффективное использование предусмотренных на их реализацию финансовых средств на руководителей государственных органов и организаций, определенных в пункте 2 настоящего постановления.

(В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2016 г. №1075)
(см. предыдущую редакцию)

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Беларусь, курирующих вопросы охраны труда и занятости населения, социальной защиты.

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

 

Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 года №73

Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы

Глава 1. Общие положения

Развитие человеческого потенциала является одной из основных целей социальной политики Республики Беларусь, которая достигается посредством решения задач по повышению эффективности использования рабочей силы, включая улучшение условий и повышение безопасности труда, развитию социальной инфраструктуры и созданию комфортных условий жизнедеятельности населения. Решение этих задач будет способствовать достижению Республикой Беларусь объявленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Целей устойчивого развития, в том числе по повсеместной ликвидации нищеты во всех ее формах и содействию поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.

В 2011-2015 годах данные задачи решались посредством реализации следующих программных документов:

ежегодные государственные программы содействия занятости населения Республики Беларусь;

Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2010 г. №982 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №161, 5/32106);

Государственная программа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2010 г. №1602 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №266, 5/32771);

Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. №1126 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №196, 5/32266).

В предстоящей пятилетке дальнейшее развитие системы социальной защиты и содействия занятости населения будет осуществляться в рамках Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа).

Государственная программа разработана во исполнение поручения, содержащегося в подпункте 1.4.3 пункта 1 плана мероприятий по реализации протокола поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 29 апреля 2015 г. при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, от 27 июля 2015 г. №23, в соответствии с основными направлениями государственной политики, определенными законами Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., №34, ст. 611; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №173, 2/1600), от 17 апреля 1992 года "О ветеранах" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., №15, ст. 249; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., №67, 2/787), от 22 мая 2000 года "О социальном обслуживании" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №50, 2/170; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1979), от 15 июня 2006 года "О занятости населения Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №94, 2/1222), от 23 июня 2008 года "Об охране труда" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №158, 2/1453; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2059), от 23 июля 2008 года "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №184, 2/1519).

В основу Государственной программы заложены ориентиры развития социально-трудовой сферы, определенные Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, а также преемственность целей и направлений социально-экономического развития Республики Беларусь в предыдущем пятилетии.

В Государственной программе определены основные направления по реализации государственной политики в области содействия занятости населения, охраны труда, предупреждения и реабилитации инвалидности, создания безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан.

(В главу 1 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2016 г. №1075, 18.10.2018 г. №748)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Цель, показатели и сроки реализации Государственной программы

Реализация конституционных прав граждан на труд, здоровые и безопасные условия труда, на доступную среду и социальное обеспечение в старости и в случае инвалидности являются важнейшими задачами социальной политики государства.

Одним из приоритетов государственной политики является создание условий для качественного развития человеческого потенциала, здоровой и достойной жизни населения, в том числе на основе реализации комплекса мер по предоставлению комфортных условий жизнедеятельности, предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов, социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан.

Исходя из указанных приоритетов целью Государственной программы является развитие системы социальной защиты населения посредством повышения эффективности политики занятости населения, обеспечения безопасности труда, предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов, создания безбарьерной среды жизнедеятельности, обеспечения социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан.

Достижение поставленной цели будет осуществляться путем решения задач и реализации комплекса мероприятий подпрограмм Государственной программы согласно приложению 1. Эти мероприятия будут выполняться в рамках:

подпрограммы 1 "Содействие занятости населения";

подпрограммы 2 "Охрана труда";

подпрограммы 3 "Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов";

подпрограммы 4 "Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц";

подпрограммы 5 "Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан".

Для оценки эффективности реализации Государственной программы предусмотрена система сводных целевых показателей Государственной программы и целевых показателей подпрограмм согласно приложению 2.

Такими показателями являются:

уровень зарегистрированной безработицы (в процентах);

коэффициент частоты производственного травматизма (коэффициент);

уровень профессиональной заболеваемости (2016-2018 годы), удельный вес рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в общем количестве рабочих мест в организациях (2019-2020 годы) (в процентах);

показатель тяжести первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста (в процентах);

количество созданных доступных для инвалидов и физически ослабленных лиц приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности (в единицах);

уровень обеспеченности инвалидов и пожилых граждан социальными услугами (человек на 10 тыс. нетрудоспособных граждан, в продецимилле).

Государственная программа будет реализовываться в 2016-2020 годах.

Ответственным заказчиком Государственной программы является Министерство труда и социальной защиты.

(В главу 2 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2016 г. №1075, 18.10.2018 г. №748)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 3. Оценка рисков при реализации Государственной программы и их минимизация

Важное значение для успешной реализации Государственной программы имеет прогнозирование возможных рисков при решении задач подпрограмм, оценке их масштабов и последствий, а также формировании системы мер по их предотвращению.

В рамках реализации Государственной программы могут быть выделены следующие риски ее реализации:

макроэкономические риски - ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, рост инфляции, массовые высвобождения работников, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения. Указанные риски могут привести к ухудшению ситуации в социально-трудовой сфере, снижению заработной платы и социальных гарантий, росту безработицы и напряженности на рынке труда. Минимизация макроэкономических рисков возможна путем перераспределения средств, предусмотренных на финансирование мероприятий подпрограмм Государственной программы, обеспечения гарантий гражданам, установленных законодательством;

правовые риски связаны с изменением законодательства, длительностью периода формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы. Для минимизации воздействия данной группы рисков на этапе разработки нормативных правовых актов планируется привлекать к их обсуждению заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании, проводить мониторинг планируемых изменений в законодательстве, регламентирующем социально-трудовую сферу;

финансовые риски могут быть вызваны недостаточностью объемов финансирования, сокращением предусмотренных средств на социальную сферу. Преодоление таких рисков возможно путем ежегодного уточнения объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограмм Государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов, определения приоритетов для первоочередного финансирования;

организационные риски. Риски данной группы связаны с неэффективным управлением реализацией подпрограмм Государственной программы, межведомственным взаимодействием, дефицитом квалифицированных кадров.

Влияние названных рисков может повлечь невыполнение задач подпрограмм Государственной программы, снижение плановых значений ее показателей, эффективности и качества выполнения мероприятий подпрограмм.

Основными условиями минимизации организационных рисков являются формирование эффективной системы управления реализацией подпрограмм, повышение межведомственного взаимодействия при их реализации, оперативное реагирование на выявленные недостатки в процедурах управления, контроля и кадрового обеспечения, своевременная корректировка мероприятий подпрограмм Государственной программы;

риски, связанные с региональными особенностями. Данная группа рисков обусловлена различием в финансово-экономических возможностях областей и районов страны, что может привести к различной степени эффективности и результативности при реализации Государственной программы.

Снижение этих рисков возможно за счет обеспечения расчета оптимального объема бюджетных средств, а также привлечения средств из других источников, не запрещенных законодательством, оперативного консультирования всех исполнителей подпрограмм по вопросам их выполнения, проведения мониторинга оценки текущей ситуации для своевременного принятия управленческих решений, необходимых для обеспечения реализации Государственной программы.

(В главу 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2016 г. №1075)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 4. Финансовое обеспечение Государственной программы

Финансовое обеспечение Государственной программы согласно приложению 3 будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на эти цели в республиканском и местных бюджетах, бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда), за счет собственных средств исполнителей мероприятий, а также средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Заказчики Государственной программы ежегодно представляют в Министерство финансов соответствующую бюджетную заявку и обоснования в сроки, установленные для подготовки проекта бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год.

На реализацию Государственной программы предполагается направить 2 435 986 929,36 рубля, в том числе средства республиканского бюджета – 78 586 536,56 рубля, из них средства фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 1 955 739 рублей, средства местных бюджетов – 2 143 379 015,8 рубля, средства бюджета фонда – 201 440 781 рубль, собственные средства исполнителей мероприятий – 12 580 596 рублей.

Объемы финансирования Государственной программы подлежат уточнению исходя из экономических возможностей государства.

(В главу 4 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2016 г. №1075, 13.09.2017 г. №687, 18.10.2018 г. №748, 25.06.2019 г. №417)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 5. Методика оценки эффективности реализации государственной программы

Оценка эффективности реализации Государственной программы производится ежегодно. Результаты такой оценки представляются в составе годового отчета Министерства труда и социальной защиты о ходе реализации Государственной программы.

Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется в пять этапов.

На первом этапе оценивается степень решения задач отдельной подпрограммы Государственной программы по формуле

Формула 1 к Пост. от 30.01.2016 г. №73

где SZ - степень решения задач отдельной подпрограммы Государственной программы в отчетном году;

SD - степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачи отдельной подпрограммы;

n - количество целевых показателей отдельной подпрограммы.

Степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы, рассчитывается по следующим формулам:

для целевых показателей, желаемой тенденцией которых является достижение значений:

Формула 2 к Пост. от 30.01.2016 г. №73

для целевых показателей, желаемой тенденцией которых является снижение значений:

Формула 3 к Пост. от 30.01.2016 г. №73

где SD - степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачи подпрограммы;

CPf - значение целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

CPp - плановое значение целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы.

Если значение SD больше 1, то при расчете степени решения задач отдельной подпрограммы оно принимается равным 1.

На втором этапе оценивается степень достижения цели Государственной программы по формуле

Формула 4 к Пост. от 30.01.2016 г. №73

где SD" - степень достижения планового значения сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы;

CPf" - значение сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

CPp" - плановое значение сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы;

m - количество сводных целевых показателей отдельной подпрограммы.

Если значение SD" больше 1, то при расчете степени достижения планового значения сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы, оно принимается равным 1.

На третьем этапе оценивается средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм по формуле

Формула 5 к Пост. от 30.01.2016 г. №73

где SU - средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм;

SZ - степень решения задач отдельной подпрограммы;

k - количество подпрограмм Государственной программы.

Если значение SU больше 1, то при расчете среднего уровня степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм оно принимается равным 1.

На четвертом этапе определяется эффективность реализации отдельной подпрограммы.

Эффективность реализации подпрограммы Государственной программы определяется как отношение степени реализации задач отдельной подпрограммы и степени соответствия фактического объема финансирования этой подпрограммы его запланированному объему в отчетном году и рассчитывается по формуле

Формула 1 к Пост. СМ РБ от 13.09.2017 №687

где E1 - эффективность реализации отдельной подпрограммы в отчетном году;

SZ - степень решения задач отдельной подпрограммы в отчетном году;

F1f - фактический объем финансирования подпрограммы в отчетном году;

F1p - плановый объем финансирования подпрограммы в отчетном году.

На пятом этапе определяется эффективность реализации Государственной программы как отношение среднего уровня степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм к степени соответствия фактического объема финансирования Государственной программы его плановому объему финансирования в отчетном году и рассчитывается по формуле

Формула 2 к Пост. СМ РБ от 13.09.2017 №687

где E - эффективность реализации Государственной программы;

SU - средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм;

Ff - фактический объем финансирования Государственной программы в отчетном году;

Fp - плановый объем финансирования Государственной программы в отчетном году.

Эффективность реализации Государственной программы (подпрограммы) признается высокой, если значение E (E") составляет не менее 0,9, средней, если значение E (E") составляет не менее 0,8, и удовлетворительной, если значение E (E") составляет не менее 0,7.

В остальных случаях эффективность реализации Государственной программы (подпрограммы) признается неудовлетворительной.

При низкой эффективности реализации Государственной программы ее заказчик (заказчики подпрограмм) в пределах своей компетенции применяют меры ответственности за неудовлетворительное выполнение Государственной программы и ее подпрограмм, включая невыполнение (неполное выполнение) показателей, а также неэффективное использование направляемых на их достижение ресурсов.

(В главу 5 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2016 г. №1075, 13.09.2017 г. №687)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 6. Подпрограмма 1 "Содействие занятости населения"

В последние годы ситуация на рынке труда Республики Беларусь характеризуется такими благоприятными тенденциями, как высокий уровень занятости населения, уровень официально зарегистрированной безработицы в рамках социально допустимого, небольшая продолжительность периода поиска работы.

Создание условий, обеспечивающих возможности для каждого, кто хочет и может трудиться, найти подходящую работу, является важнейшей задачей государственной политики занятости населения.

Трудовой потенциал страны определяется численностью и составом трудовых ресурсов. В состав трудовых ресурсов включаются трудоспособное население в трудоспособном возрасте и работающие лица старше и младше трудоспособного возраста. В настоящее время численность трудовых ресурсов республики составляет 5962,9 тыс. человек, или 63 процента населения страны. Формирование трудовых ресурсов происходит в условиях сокращения численности, старения населения, а также роста демографической нагрузки на трудоспособное население.

Следствием экономических преобразований, осуществляемых в условиях неблагоприятной внешнеэкономической ситуации, стало высвобождение работников в результате оптимизации и сокращения численности персонала, увеличение масштабов неполной занятости. Несмотря на это, целенаправленные усилия государства по сохранению трудовых коллективов, обеспечению социальной поддержки высвобождаемых работников позволили сохранить высокий уровень занятости в стране (в 2014 году - 76,3 процента численности трудовых ресурсов были заняты в экономике).

Одним из главных индикаторов состояния рынка труда является уровень безработицы. В течение последнего пятилетия в стране сохранялся низкий уровень зарегистрированной безработицы, не превышавший 1 процента от экономически активного населения. Высокий уровень занятости и низкий уровень зарегистрированной безработицы являются следствием реализуемых мер государственной политики занятости.

В 2011-2015 годах в органы государственной службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обратилось более 1,3 млн. граждан, зарегистрировано безработными свыше 850 тыс. человек. При содействии органов по труду, занятости и социальной защите трудоустроено почти 900 тыс. человек, в том числе около 600 тыс. безработных.

Уровень трудоустройства зарегистрированных безработных составил 52,1 процента. При этом увеличение в 2015 году численности обратившихся в органы государственной службы занятости и снижение заявленной потребности организаций в работниках обусловили снижение уровня трудоустройства безработных. Для большинства категорий безработных характерен более высокий показатель трудоустройства - 70-80 процентов. В то же время значение уровня трудоустройства дифференцируется в зависимости от категории безработного. Так, традиционно наиболее низким является уровень трудоустройства выпускников учреждений общего среднего образования (около 30 процентов), работников, высвобожденных из государственного аппарата (около 40 процентов), освобожденных от наказания по приговору суда, инвалидов, а также иных лиц, не способных на равных с другими конкурировать на рынке труда (40-50 процентов).

Для рынка труда Республики Беларусь характерна небольшая продолжительность периода поиска работы и трудоустройства. Средняя продолжительность безработицы составила в 2015 году 4,1 месяца, период трудоустройства - 1,9 месяца.

В 2011-2015 годах обеспечена временная занятость в виде оплачиваемых общественных работ более 350 тыс. человек, в том числе более 190 тыс. безработных.

Возможность пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации получили более 63 тыс. безработных. При этом постоянно изменяется перечень профессий (специальностей) профессионального обучения безработных с учетом потребностей рынка труда. Профессиональное обучение безработных в основном ориентировано на рабочие профессии.

Одним из важных направлений политики в области содействия занятости населения является поддержка предпринимательской инициативы. С 2011 года воспользовались государственной поддержкой и получили субсидии для организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности почти 12 тыс. безработных.

В период поиска работы или обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите безработным гражданам предоставляются социальные гарантии в виде пособий по безработице, по беременности и родам, на погребение, стипендий, материальной помощи, компенсирующих выплат, субсидий, а также компенсаций расходов на переезд в другую местность в целях трудоустройства.

Забота о наиболее уязвимых категориях населения - приоритет социально ориентированного государства. Наличие инвалидности или иной трудной жизненной ситуации, отсутствие практического опыта работы, утрата квалификации из-за длительного перерыва в трудовой деятельности ограничивают возможности граждан найти подходящую работу.

Граждане, нуждающиеся в особых мерах социальной защиты и не способные полноценно конкурировать на рынке труда, составляют около 20 процентов от общей численности зарегистрированных безработных. Для них характерен более длительный период поиска работы и трудоустройства - в 1,5-2 раза больше среднего.

Для трудоустройства таких категорий граждан принимаются специальные меры поддержки населения. Так, ежегодно нанимателям устанавливается броня для приема на работу более 20 тыс. человек, нуждающихся в социальной защите. За последние 5 лет обеспечена адаптация к трудовой деятельности около 2,5 тыс. инвалидов и создано почти 600 специальных рабочих мест. В целях приобретения молодежью практического трудового опыта в свободное от учебы время организована временная трудовая занятость более 140 тыс. учащихся и студентов.

Для повышения эффективности использования трудового потенциала занятого населения в 2014-2015 годах принят ряд законодательных инициатив, направленных на повышение эффективности хозяйствования организаций, в том числе за счет обеспечения опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы (Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. №5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.12.2014, 1/15465), постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2014 г. №744 "Об оплате труда работников" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.08.2014, 5/39215).

Нанимателями принимаются меры по повышению уровня трудовой дисциплины, усилению стимулирующей функции оплаты труда.

Вступление в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. №3 "О предупреждении социального иждивенчества" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.04.2015, 1/15728) способствует выявлению и сокращению скрытой безработицы и нелегальной трудовой деятельности, стимулированию активности граждан к поиску работы.

Результатом принятых мер стало повышение в общественном сознании значимости трудовой деятельности как условия роста уровня и качества жизни. В 2015 году увеличилась численность граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости по вопросу о содействии в трудоустройстве. Большинство из них признано безработными, что обусловило рост уровня регистрируемой безработицы до 1 процента от экономически активного населения.

Однако с 2014 года наблюдается постепенное снижение спроса на рабочую силу. Так, на 1 ноября 2015 г. заявленная организациями потребность в работниках составила 85,4 процента от такой потребности в 2014 году (28,7 тыс. вакансий против 33,6 тыс. вакансий на 1 декабря 2014 г.). При этом отмечается сокращение удельного веса вакансий по рабочим профессиям с 77,6 процента в 2011 году до 50,9 процента на начало 2016 года. В результате снижения количества вакансий и увеличения количества безработных коэффициент напряженности на рынке труда в конце 2015 года достиг 1,5 безработного на одну вакансию.

Одной из основных причин дисбаланса на рынке труда по профессионально-квалификационному составу является недостаточная степень согласованности предложения образовательных услуг и спроса на них на рынке труда. Несмотря на рост потребности нанимателей в работниках рабочих профессий, рынок образовательных услуг по-прежнему ориентирован преимущественно на выпуск специалистов с высшим образованием.

Недостаточная эффективность занятости, проявляющаяся в высоком уровне вынужденной неполной занятости и высокой текучести кадров, - одна из наиболее значимых проблем на рынке труда.

Численность работников, работающих в режиме вынужденной неполной занятости, в январе-ноябре 2015 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 года в 2,1 раза и составила 9,2 процента от списочной численности работников организаций.

О высокой текучести кадров свидетельствует суммарный коэффициент оборота кадров (удельный вес уволенных и принятых на работу работников в общей численности работников), который начиная с 2011 года превышает 50 процентов, а в январе-ноябре 2015 года составил 43,8 процента. В последнем пятилетии численность уволенных работников ежегодно на 50-60 тыс. человек превышает численность принятых, коэффициент замещения работников (соотношение принятых и уволенных работников) по сравнению с 2010 годом уменьшился с 102 до 90,3 процента. Высокий уровень текучести кадров отрицательно влияет на мотивацию работников к повышению уровня квалификации, росту интенсивности и результативности труда.

Актуальным остается вопрос о качестве трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы. Нанимателями и работниками по-прежнему недостаточное внимание уделяется вопросам профессионального обучения. Ежегодно различные виды профессионального обучения проходит около 11-14 процентов списочной численности работников, соответственно периодичность обучения и повышения квалификации составляет около 7-9 лет. Этого недостаточно для обеспечения актуальности компетенций работников и высокого уровня квалификации, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. Более того, охват работников обучением из года в год снижается.

В 2016-2020 годах ситуация на рынке труда будет формироваться в условиях дальнейшего перераспределения рабочей силы между отраслями экономики. Динамика отраслевой структуры занятости до 2020 года будет характеризоваться сокращением численности работников в промышленности и сельском хозяйстве. Данные тенденции во многом обусловлены модернизацией производства и внедрением ресурсосберегающих технологий, ростом производительности труда и сокращением избыточной занятости. Более высокие темпы сокращения уровня занятости в сельском хозяйстве будут связаны с сокращением численности трудоспособного населения в сельской местности.

На уровень и структуру занятости оказывает влияние целый ряд факторов, свидетельствующих о недостаточной эффективности использования трудовых ресурсов:

территориальные особенности соотношения спроса и предложения рабочей силы;

дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу, причиной которого является недостаточная согласованность рынка образовательных услуг и рынка труда;

наличие избыточной численности работников на ряде предприятий;

невысокое качество рабочей силы, что приводит к недостатку квалифицированных кадров при избытке рабочей силы на рынке труда, отсутствие у нанимателей заинтересованности в повышении профессионального уровня работников;

низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан (молодежь в возрасте 16-29 лет, инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей, граждане, ищущие работу впервые либо после длительного перерыва, и другие), которые составляют четвертую часть состоящих на учете безработных;

отсутствие мотивации к труду и неопределенность в выборе профессии у молодежи, особенно у выпускников школ, снижение престижа отдельных рабочих профессий среди молодежи.

Обозначенные тенденции, а также интенсификация интеграционных процессов, формирование общего рынка труда в форматах Евразийского экономического союза и других интеграционных объединений, влияние мировых тенденций на национальную экономику и рынок труда обусловили необходимость выработки комплексного, последовательного и долгосрочного инструмента государственной политики в области содействия занятости.

В подпрограмме 1 "Содействие занятости населения" Государственной программы (далее - подпрограмма 1) определены основные приоритеты, а также направления деятельности республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения в 2016-2020 годах.

Подпрограмма 1 является инструментом среднесрочного планирования и разработана для достижения цели Государственной программы.

Повышение эффективности использования трудового потенциала в рамках подпрограммы 1 предусматривается по двум основным направлениям - обеспечение эффективной занятости, реализация мер активной политики занятости.

Обеспечение эффективной занятости предполагается путем стимулирования структурной перестройки экономики и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников в перспективные сектора экономики, ликвидации разрыва между профессиональным образованием и требованиями рынка труда.

Реализация мер активной политики занятости направлена на поддержку граждан в реализации права на труд и получение социальной поддержки в случае потери работы.

Реализация подпрограммы 1 по указанным направлениям предусматривается путем решения следующих задач:

обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

содействие повышению качества трудовых ресурсов и росту конкурентоспособности рабочей силы;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы Глава 1. Общие положения Глава 2. Цель, показатели и сроки реализации Государственной программы Глава 3. Оценка рисков при реализации Государственной программы и их минимизация Глава 4. Финансовое обеспечение Государственной программы Глава 5. Методика оценки эффективности реализации государственной программы Глава 6. Подпрограмма 1 "Содействие занятости населения" Глава 7. Подпрограмма 2 "Охрана труда" Глава 8. Подпрограмма 3 "Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов" Глава 9. Подпрограмма 4 "Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц" Глава 10. Подпрограмма 5 "Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан" Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 года №73
"Об утверждении Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы"

О документе

Номер документа:73
Дата принятия: 30/01/2016
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:11/02/2016
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 12 февраля 2016 года, 5/41675

Редакции документа

Текущая редакция принята: 25/06/2019  документом  Постановление Совета Министров Республики Беларусь Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 года №73 № 417 от 25/06/2019
Вступила в силу с: 06/07/2019


Редакция от 18/10/2018, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь... № 748 от 18/10/2018
Вступила в силу с: 31/10/2018


Редакция от 13/09/2017, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30... № 687 от 13/09/2017
Вступила в силу с: 22/09/2017


Редакция от 26/12/2016, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30... № 1075 от 26/12/2016
Вступила в силу с: 30/12/2016


Первоначальная редакция от 30/01/2016

Приложения к документу

Приложение 1 к Пост. СМ РБ от 25.06.2019 №417