Недействующая редакция. Принята: 30.01.2016 / Вступила в силу: 11.02.2016

Недействующая редакция, не действует с 30 декабря 2016 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 января 2016 года №73

Об утверждении Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы* (далее - Государственная программа).

______________________________

* Не рассылается.

2. Определить:

ответственным заказчиком Государственной программы Министерство труда и социальной защиты;

заказчиками подпрограммы 1 "Содействие занятости населения" - Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования, облисполкомы, Минский горисполком;

заказчиками подпрограммы 2 "Охрана труда" - Министерство труда и социальной защиты, Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство лесного хозяйства, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство финансов, Министерство энергетики, Министерство юстиции, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный комитет по стандартизации, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Национальную академию наук Беларуси, Национальную государственную телерадиокомпанию, облисполкомы, Минский горисполком, Федерацию профсоюзов Беларуси;

заказчиками подпрограммы 3 "Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов" - Министерство труда и социальной защиты, Министерство здравоохранения, облисполкомы и Минский горисполком;

заказчиками подпрограммы 4 "Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц" - Министерство труда и социальной защиты, Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство образования, Министерство связи и информатизации, Министерство транспорта и коммуникаций, Государственный комитет по стандартизации, Национальную государственную телерадиокомпанию, облисполкомы, Минский горисполком;

заказчиками подпрограммы 5 "Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан" - Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования, облисполкомы, Минский горисполком.

3. Ответственный заказчик Государственной программы:

координирует деятельность заказчиков подпрограмм в ходе реализации мероприятий подпрограмм Государственной программы;

вносит в Совет Министров Республики Беларусь на основании представленных заказчиками подпрограмм аналитических отчетов о ходе выполнения и оценки эффективности подпрограмм Государственной программы предложения о корректировке Государственной программы;

представляет годовой отчет о ходе выполнения и оценке эффективности Государственной программы в порядке, установленном законодательством.

4. Заказчики подпрограмм Государственной программы в пределах своей компетенции:

принимают меры по выполнению подпрограмм Государственной программы и осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на их реализацию;

ежегодно до 1 февраля разрабатывают планы мероприятий по выполнению задач подпрограмм Государственной программы с установлением плановых показателей, планируемых объемов финансирования, а также ожидаемых результатов от реализации таких мероприятий и представляют данные планы заказчику Государственной программы;

обеспечивают выполнение установленных сводных целевых показателей Государственной программы и целевых показателей подпрограмм;

оценивают эффективность реализации мероприятий подпрограмм Государственной программы;

определяют исполнителей по мероприятиям подпрограмм Государственной программы. При осуществлении финансирования этих мероприятий за счет средств республиканского и местных бюджетов, средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исполнители определяются на конкурсной основе;

координируют деятельность исполнителей мероприятий подпрограмм Государственной программы;

вносят заказчику Государственной программы при необходимости предложения о корректировке подпрограмм Государственной программы;

представляют заказчику Государственной программы отчет о ходе выполнения и оценке эффективности Государственной программы в порядке, установленном законодательством.

5. Министерству труда и социальной защиты довести Государственную программу до заинтересованных.

6. Министерству финансов, облисполкомам и Минскому горисполкому ежегодно при формировании республиканского и местных бюджетов предусматривать средства на финансирование мероприятий подпрограмм Государственной программы.

7. Возложить персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий подпрограмм Государственной программы, целевое и эффективное использование предусмотренных на их реализацию финансовых средств на руководителей государственных органов и организаций, определенных в пункте 2 настоящего постановления.

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Беларусь, курирующих вопросы охраны труда и занятости населения, социальной защиты.

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

 

Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 года №73

Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы

Глава 1. Общие положения

Развитие человеческого потенциала является одной из основных целей социальной политики Республики Беларусь, которая достигается посредством решения задач по повышению эффективности использования рабочей силы, включая улучшение условий и повышение безопасности труда, развитию социальной инфраструктуры и созданию комфортных условий жизнедеятельности населения.

В 2011-2015 годах данные задачи решались посредством реализации следующих программных документов:

ежегодные государственные программы содействия занятости населения Республики Беларусь;

Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2010 г. №982 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №161, 5/32106);

Государственная программа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2010 г. №1602 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №266, 5/32771);

Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2010 г. №1126 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №196, 5/32266).

В предстоящей пятилетке дальнейшее развитие системы социальной защиты и содействия занятости населения будет осуществляться в рамках Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа).

Государственная программа разработана во исполнение поручения, содержащегося в подпункте 1.4.3 пункта 1 плана мероприятий по реализации протокола поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 29 апреля 2015 г. при обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, от 27 июля 2015 г. №23, в соответствии с основными направлениями государственной политики, определенными законами Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1991 г., №34, ст. 611; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №173, 2/1600), от 17 апреля 1992 года "О ветеранах" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., №15, ст. 249; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., №67, 2/787), от 22 мая 2000 года "О социальном обслуживании" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №50, 2/170; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1979), от 15 июня 2006 года "О занятости населения Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №94, 2/1222), от 23 июня 2008 года "Об охране труда" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №158, 2/1453; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2059), от 23 июля 2008 года "О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №184, 2/1519).

В основу Государственной программы заложены ориентиры развития социально-трудовой сферы, определенные Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, а также преемственность целей и направлений социально-экономического развития Республики Беларусь в предыдущем пятилетии.

В Государственной программе определены основные направления по реализации государственной политики в области содействия занятости населения, охраны труда, предупреждения и реабилитации инвалидности, создания безбарьерной среды жизнедеятельности и социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан.

Глава 2. Цель, показатели и сроки реализации Государственной программы

Реализация конституционных прав граждан на труд, здоровые и безопасные условия труда, на доступную среду и социальное обеспечение в старости и в случае инвалидности являются важнейшими задачами социальной политики государства.

Одним из приоритетов государственной политики является создание условий для качественного развития человеческого потенциала, здоровой и достойной жизни населения, в том числе на основе реализации комплекса мер по предоставлению комфортных условий жизнедеятельности, предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов, социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан.

Исходя из указанных приоритетов целью Государственной программы является развитие системы социальной защиты населения посредством повышения эффективности политики занятости населения, улучшения условий охраны труда, создания безбарьерной среды жизнедеятельности, обеспечения социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан.

Достижение поставленной цели будет осуществляться путем решения задач и реализации комплекса мероприятий подпрограмм Государственной программы согласно приложению 1. Эти мероприятия будут выполняться в рамках:

подпрограммы 1 "Содействие занятости населения";

подпрограммы 2 "Охрана труда";

подпрограммы 3 "Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов";

подпрограммы 4 "Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц";

подпрограммы 5 "Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан".

Для оценки эффективности реализации Государственной программы предусмотрена система сводных целевых показателей Государственной программы и целевых показателей подпрограмм согласно приложению 2.

Такими показателями являются:

уровень зарегистрированной безработицы (в процентах);

уровень производственного травматизма (в процентах);

уровень профессиональной заболеваемости (в процентах);

показатель тяжести первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста (в процентах);

количество созданных доступных для инвалидов и физически ослабленных лиц приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности (в единицах);

уровень обеспеченности инвалидов и пожилых граждан социальными услугами (человек на 10 тыс. нетрудоспособных граждан).

Государственная программа будет реализовываться в 2016-2020 годах.

Ответственным заказчиком Государственной программы является Министерство труда и социальной защиты.

Глава 3. Оценка рисков при реализации Государственной программы и их минимизация

Важное значение для успешной реализации Государственной программы имеет прогнозирование возможных рисков при решении задач подпрограмм, оценке их масштабов и последствий, а также формировании системы мер по их предотвращению.

В рамках реализации Государственной программы могут быть выделены следующие риски ее реализации:

макроэкономические риски - ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, снижение объемов производства, рост инфляции, массовые высвобождения работников, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения. Указанные риски могут привести к ухудшению ситуации в социально-трудовой сфере, снижению заработной платы и социальных гарантий, росту безработицы и напряженности на рынке труда. Минимизация макроэкономических рисков возможна путем перераспределения средств, предусмотренных на финансирование мероприятий подпрограмм Государственной программы, обеспечения гарантий гражданам, установленных законодательством;

правовые риски связаны с изменением законодательства, длительностью периода формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы. Для минимизации воздействия данной группы рисков на этапе разработки нормативных правовых актов планируется привлекать к их обсуждению заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании, проводить мониторинг планируемых изменений в законодательстве, регламентирующем социально-трудовую сферу;

финансовые риски могут быть вызваны недостаточностью объемов финансирования, сокращением предусмотренных средств на социальную сферу. Преодоление таких рисков возможно путем ежегодного уточнения объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограмм Государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов, определения приоритетов для первоочередного финансирования;

организационные риски. Риски данной группы связаны с неэффективным управлением реализацией подпрограмм Государственной программы, межведомственным взаимодействием, дефицитом квалифицированных кадров.

Влияние названных рисков может повлечь невыполнение задач подпрограмм Государственной программы, снижение плановых значений ее показателей, эффективности и качества выполнения мероприятий подпрограмм.

Основными условиями минимизации организационных рисков являются формирование эффективной системы управления реализацией подпрограмм, повышение межведомственного взаимодействия при их реализации, оперативное реагирование на выявленные недостатки в процедурах управления, контроля и кадрового обеспечения, своевременная корректировка мероприятий подпрограмм Государственной программы;

риски, связанные с региональными особенностями. Данная группа рисков обусловлена различием в финансово-экономических возможностях областей и районов страны, что может привести к различной степени эффективности и результативности при реализации Государственной программы.

Снижение этих рисков возможно за счет обеспечения расчета оптимального объема бюджетных средств, а также привлечения средств из других источников, не запрещенных законодательством, оперативного консультирования всех исполнителей подпрограмм по вопросам их выполнения, проведения мониторинга оценки текущей ситуации для своевременного принятия управленческих решений, необходимых для обеспечения реализации Государственной программы.

Глава 4. Финансовое обеспечение Государственной программы

Финансовое обеспечение Государственной программы согласно приложению 3 будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на эти цели в республиканском и местных бюджетах, бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда), за счет собственных средств исполнителей мероприятий, а также средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Заказчики Государственной программы ежегодно представляют в Министерство финансов соответствующую бюджетную заявку и обоснования в сроки, установленные для подготовки проекта бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год.

На реализацию Государственной программы предполагается направить 23 897 008,5 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета - 938 583,02 млн. рублей, из них средства фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 18 261,46 млн. рублей, средства местных бюджетов - 22 721 998,77 млн. рублей, средства бюджета фонда - 34 321,8 млн. рублей, средства от возврата бюджетных ссуд - 29 140 млн. рублей, собственные средства исполнителей мероприятий - 172 964,9 млн. рублей.

Объемы финансирования Государственной программы подлежат уточнению исходя из экономических возможностей государства.

Глава 5. Методика оценки эффективности государственной программы

Оценка эффективности реализации Государственной программы производится ежегодно. Результаты такой оценки представляются в составе годового отчета Министерства труда и социальной защиты о ходе реализации Государственной программы.

Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется в пять этапов.

На первом этапе оценивается степень решения задач отдельной подпрограммы Государственной программы по формуле

Формула 1 к Пост. от 30.01.2016 г. №73

где SZ - степень решения задач отдельной подпрограммы Государственной программы в отчетном году;

SD - степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачи отдельной подпрограммы;

n - количество целевых показателей отдельной подпрограммы.

Степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы, рассчитывается по следующим формулам:

для целевых показателей, желаемой тенденцией которых является достижение значений:

Формула 2 к Пост. от 30.01.2016 г. №73

для целевых показателей, желаемой тенденцией которых является снижение значений:

Формула 3 к Пост. от 30.01.2016 г. №73

где SD - степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачи подпрограммы;

CPf - значение целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

CPp - плановое значение целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы.

Если значение SD больше 1, то при расчете степени решения задач отдельной подпрограммы оно принимается равным 1.

На втором этапе оценивается степень достижения цели Государственной программы по формуле

Формула 4 к Пост. от 30.01.2016 г. №73

где SD' - степень достижения планового значения сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы;

CPf' - значение сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

CPp' - плановое значение сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы;

m - количество сводных целевых показателей отдельной подпрограммы.

Если значение SD' больше 1, то при расчете степени достижения планового значения сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы, оно принимается равным 1.

На третьем этапе оценивается средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм по формуле

Формула 5 к Пост. от 30.01.2016 г. №73

где SU - средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм;

SZ - степень решения задач отдельной подпрограммы;

k - количество подпрограмм Государственной программы.

Если значение SU больше 1, то при расчете среднего уровня степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм оно принимается равным 1.

На четвертом этапе определяется эффективность реализации отдельной подпрограммы.

Эффективность реализации подпрограммы Государственной программы определяется как отношение степени реализации задач отдельной подпрограммы и степени соответствия фактического объема финансирования этой же подпрограммы его запланированному объему в отчетном году и рассчитывается по формуле

Формула 6 к Пост. от 30.01.2016 г. №73

где E' - эффективность реализации отдельной подпрограммы в отчетном году;

SZ - степень решения задач отдельной подпрограммы в отчетном году;

SF' - степень соответствия фактического объема финансирования подпрограммы его плановому объему финансирования в отчетном году.

На пятом этапе определяется эффективность реализации Государственной программы как отношение среднего уровня степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм к степени соответствия фактического объема финансирования Государственной программы его плановому объему финансирования в отчетном году и рассчитывается по формуле

Формула 7 к Пост. от 30.01.2016 г. №73

где Е - эффективность реализации Государственной программы;

SU - средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм;

SF - степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы его плановому объему финансирования в отчетном году.

Эффективность реализации Государственной программы (подпрограммы) признается высокой, если значение E (E') составляет не менее 0,9, средней, если значение E (E') составляет не менее 0,8, и удовлетворительной, если значение E (E') составляет не менее 0,7.

В остальных случаях эффективность реализации Государственной программы (подпрограммы) признается неудовлетворительной.

При низкой эффективности реализации Государственной программы ее заказчик (заказчики подпрограмм) в пределах своей компетенции применяют меры ответственности за неудовлетворительное выполнение Государственной программы и ее подпрограмм, включая невыполнение (неполное выполнение) показателей, а также неэффективное использование направляемых на их достижение ресурсов.

Глава 6. Подпрограмма 1 "Содействие занятости населения"

В последние годы ситуация на рынке труда Республики Беларусь характеризуется такими благоприятными тенденциями, как высокий уровень занятости населения, уровень официально зарегистрированной безработицы в рамках социально допустимого, небольшая продолжительность периода поиска работы.

Создание условий, обеспечивающих возможности для каждого, кто хочет и может трудиться, найти подходящую работу, является важнейшей задачей государственной политики занятости населения.

Трудовой потенциал страны определяется численностью и составом трудовых ресурсов. В состав трудовых ресурсов включаются трудоспособное население в трудоспособном возрасте и работающие лица старше и младше трудоспособного возраста. В настоящее время численность трудовых ресурсов республики составляет 5962,9 тыс. человек, или 63 процента населения страны. Формирование трудовых ресурсов происходит в условиях сокращения численности, старения населения, а также роста демографической нагрузки на трудоспособное население.

Следствием экономических преобразований, осуществляемых в условиях неблагоприятной внешнеэкономической ситуации, стало высвобождение работников в результате оптимизации и сокращения численности персонала, увеличение масштабов неполной занятости. Несмотря на это, целенаправленные усилия государства по сохранению трудовых коллективов, обеспечению социальной поддержки высвобождаемых работников позволили сохранить высокий уровень занятости в стране (в 2014 году - 76,3 процента численности трудовых ресурсов были заняты в экономике).

Одним из главных индикаторов состояния рынка труда является уровень безработицы. В течение последнего пятилетия в стране сохранялся низкий уровень зарегистрированной безработицы, не превышавший 1 процента от экономически активного населения. Высокий уровень занятости и низкий уровень зарегистрированной безработицы являются следствием реализуемых мер государственной политики занятости.

В 2011-2015 годах в органы государственной службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обратилось более 1,3 млн. граждан, зарегистрировано безработными свыше 850 тыс. человек. При содействии органов по труду, занятости и социальной защите трудоустроено почти 900 тыс. человек, в том числе около 600 тыс. безработных.

Уровень трудоустройства зарегистрированных безработных составил 52,1 процента. При этом увеличение в 2015 году численности обратившихся в органы государственной службы занятости и снижение заявленной потребности организаций в работниках обусловили снижение уровня трудоустройства безработных. Для большинства категорий безработных характерен более высокий показатель трудоустройства - 70-80 процентов. В то же время значение уровня трудоустройства дифференцируется в зависимости от категории безработного. Так, традиционно наиболее низким является уровень трудоустройства выпускников учреждений общего среднего образования (около 30 процентов), работников, высвобожденных из государственного аппарата (около 40 процентов), освобожденных от наказания по приговору суда, инвалидов, а также иных лиц, не способных на равных с другими конкурировать на рынке труда (40-50 процентов).

Для рынка труда Республики Беларусь характерна небольшая продолжительность периода поиска работы и трудоустройства. Средняя продолжительность безработицы составила в 2015 году 4,1 месяца, период трудоустройства - 1,9 месяца.

В 2011-2015 годах обеспечена временная занятость в виде оплачиваемых общественных работ более 350 тыс. человек, в том числе более 190 тыс. безработных.

Возможность пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации получили более 63 тыс. безработных. При этом постоянно изменяется перечень профессий (специальностей) профессионального обучения безработных с учетом потребностей рынка труда. Профессиональное обучение безработных в основном ориентировано на рабочие профессии.

Одним из важных направлений политики в области содействия занятости населения является поддержка предпринимательской инициативы. С 2011 года воспользовались государственной поддержкой и получили субсидии для организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности почти 12 тыс. безработных.

В период поиска работы или обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите безработным гражданам предоставляются социальные гарантии в виде пособий по безработице, по беременности и родам, на погребение, стипендий, материальной помощи, компенсирующих выплат, субсидий, а также компенсаций расходов на переезд в другую местность в целях трудоустройства.

Забота о наиболее уязвимых категориях населения - приоритет социально ориентированного государства. Наличие инвалидности или иной трудной жизненной ситуации, отсутствие практического опыта работы, утрата квалификации из-за длительного перерыва в трудовой деятельности ограничивают возможности граждан найти подходящую работу.

Граждане, нуждающиеся в особых мерах социальной защиты и не способные полноценно конкурировать на рынке труда, составляют около 20 процентов от общей численности зарегистрированных безработных. Для них характерен более длительный период поиска работы и трудоустройства - в 1,5-2 раза больше среднего.

Для трудоустройства таких категорий граждан принимаются специальные меры поддержки населения. Так, ежегодно нанимателям устанавливается броня для приема на работу более 20 тыс. человек, нуждающихся в социальной защите. За последние 5 лет обеспечена адаптация к трудовой деятельности около 2,5 тыс. инвалидов и создано почти 600 специальных рабочих мест. В целях приобретения молодежью практического трудового опыта в свободное от учебы время организована временная трудовая занятость более 140 тыс. учащихся и студентов.

Для повышения эффективности использования трудового потенциала занятого населения в 2014-2015 годах принят ряд законодательных инициатив, направленных на повышение эффективности хозяйствования организаций, в том числе за счет обеспечения опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы (Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. №5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.12.2014, 1/15465), постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2014 г. №744 "Об оплате труда работников" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.08.2014, 5/39215).

Нанимателями принимаются меры по повышению уровня трудовой дисциплины, усилению стимулирующей функции оплаты труда.

Вступление в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. №3 "О предупреждении социального иждивенчества" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.04.2015, 1/15728) способствует выявлению и сокращению скрытой безработицы и нелегальной трудовой деятельности, стимулированию активности граждан к поиску работы.

Результатом принятых мер стало повышение в общественном сознании значимости трудовой деятельности как условия роста уровня и качества жизни. В 2015 году увеличилась численность граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости по вопросу о содействии в трудоустройстве. Большинство из них признано безработными, что обусловило рост уровня регистрируемой безработицы до 1 процента от экономически активного населения.

Однако с 2014 года наблюдается постепенное снижение спроса на рабочую силу. Так, на 1 ноября 2015 г. заявленная организациями потребность в работниках составила 85,4 процента от такой потребности в 2014 году (28,7 тыс. вакансий против 33,6 тыс. вакансий на 1 декабря 2014 г.). При этом отмечается сокращение удельного веса вакансий по рабочим профессиям с 77,6 процента в 2011 году до 50,9 процента на начало 2016 года. В результате снижения количества вакансий и увеличения количества безработных коэффициент напряженности на рынке труда в конце 2015 года достиг 1,5 безработного на одну вакансию.

Одной из основных причин дисбаланса на рынке труда по профессионально-квалификационному составу является недостаточная степень согласованности предложения образовательных услуг и спроса на них на рынке труда. Несмотря на рост потребности нанимателей в работниках рабочих профессий, рынок образовательных услуг по-прежнему ориентирован преимущественно на выпуск специалистов с высшим образованием.

Недостаточная эффективность занятости, проявляющаяся в высоком уровне вынужденной неполной занятости и высокой текучести кадров, - одна из наиболее значимых проблем на рынке труда.

Численность работников, работающих в режиме вынужденной неполной занятости, в январе-ноябре 2015 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 года в 2,1 раза и составила 9,2 процента от списочной численности работников организаций.

О высокой текучести кадров свидетельствует суммарный коэффициент оборота кадров (удельный вес уволенных и принятых на работу работников в общей численности работников), который начиная с 2011 года превышает 50 процентов, а в январе-ноябре 2015 года составил 43,8 процента. В последнем пятилетии численность уволенных работников ежегодно на 50-60 тыс. человек превышает численность принятых, коэффициент замещения работников (соотношение принятых и уволенных работников) по сравнению с 2010 годом уменьшился с 102 до 90,3 процента. Высокий уровень текучести кадров отрицательно влияет на мотивацию работников к повышению уровня квалификации, росту интенсивности и результативности труда.

Актуальным остается вопрос о качестве трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы. Нанимателями и работниками по-прежнему недостаточное внимание уделяется вопросам профессионального обучения. Ежегодно различные виды профессионального обучения проходит около 11-14 процентов списочной численности работников, соответственно периодичность обучения и повышения квалификации составляет около 7-9 лет. Этого недостаточно для обеспечения актуальности компетенций работников и высокого уровня квалификации, соответствующего требованиям инновационного развития экономики. Более того, охват работников обучением из года в год снижается.

В 2016-2020 годах ситуация на рынке труда будет формироваться в условиях дальнейшего перераспределения рабочей силы между отраслями экономики. Динамика отраслевой структуры занятости до 2020 года будет характеризоваться сокращением численности работников в промышленности и сельском хозяйстве. Данные тенденции во многом обусловлены модернизацией производства и внедрением ресурсосберегающих технологий, ростом производительности труда и сокращением избыточной занятости. Более высокие темпы сокращения уровня занятости в сельском хозяйстве будут связаны с сокращением численности трудоспособного населения в сельской местности.

На уровень и структуру занятости оказывает влияние целый ряд факторов, свидетельствующих о недостаточной эффективности использования трудовых ресурсов:

территориальные особенности соотношения спроса и предложения рабочей силы;

дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу, причиной которого является недостаточная согласованность рынка образовательных услуг и рынка труда;

наличие избыточной численности работников на ряде предприятий;

невысокое качество рабочей силы, что приводит к недостатку квалифицированных кадров при избытке рабочей силы на рынке труда, отсутствие у нанимателей заинтересованности в повышении профессионального уровня работников;

низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан (молодежь в возрасте 16-29 лет, инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей, граждане, ищущие работу впервые либо после длительного перерыва, и другие), которые составляют четвертую часть состоящих на учете безработных;

отсутствие мотивации к труду и неопределенность в выборе профессии у молодежи, особенно у выпускников школ, снижение престижа отдельных рабочих профессий среди молодежи.

Обозначенные тенденции, а также интенсификация интеграционных процессов, формирование общего рынка труда в форматах Евразийского экономического союза и других интеграционных объединений, влияние мировых тенденций на национальную экономику и рынок труда обусловили необходимость выработки комплексного, последовательного и долгосрочного инструмента государственной политики в области содействия занятости.

В подпрограмме 1 "Содействие занятости населения" Государственной программы (далее - подпрограмма 1) определены основные приоритеты, а также направления деятельности республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, объединений нанимателей и профсоюзов, общественных объединений инвалидов по реализации государственной политики в области обеспечения занятости населения в 2016-2020 годах.

Подпрограмма 1 является инструментом среднесрочного планирования и разработана для достижения цели Государственной программы.

Повышение эффективности использования трудового потенциала в рамках подпрограммы 1 предусматривается по двум основным направлениям - обеспечение эффективной занятости, реализация мер активной политики занятости.

Обеспечение эффективной занятости предполагается путем стимулирования структурной перестройки экономики и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников в перспективные сектора экономики, ликвидации разрыва между профессиональным образованием и требованиями рынка труда.

Реализация мер активной политики занятости направлена на поддержку граждан в реализации права на труд и получение социальной поддержки в случае потери работы.

Реализация подпрограммы 1 по указанным направлениям предусматривается путем решения следующих задач:

обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

содействие повышению качества трудовых ресурсов и росту конкурентоспособности рабочей силы;

стимулирование экономической активности населения, вовлечение в трудовую деятельность экономически неактивного населения (инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей, лица пенсионного возраста и другие), совершенствование институциональных, организационных и финансовых механизмов содействия занятости населения.

Достижение поставленных задач подпрограммы 1 будет оцениваться посредством следующих целевых показателей, определенных в приложении 2 к Государственной программе:

удельный вес граждан, направленных на обучение, в общем числе безработных, нуждающихся в трудоустройстве (далее - удельный вес граждан, направленных на обучение) (в процентах);

уровень трудоустройства безработных от общего числа безработных, нуждающихся в трудоустройстве (далее - уровень трудоустройства безработных) (в процентах);

удельный вес трудоустроенных безработных, имеющих дополнительные гарантии занятости, в общем числе безработных данной категории, нуждающихся в трудоустройстве (далее - удельный вес трудоустроенных безработных, имеющих дополнительные гарантии занятости) (в процентах).

Перечень показателей, используемых для оценки эффективности проводимой политики занятости, может быть дополнен результатами выборочного обследования домашних хозяйств в целях изучения проблем занятости населения, которое проводится в Республике Беларусь в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2010 г. №1605 "О проведении в Республике Беларусь выборочного обследования домашних хозяйств в целях изучения проблем занятости населения" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №263, 5/32772).

Решение поставленных задач будет обеспечено путем реализации мероприятий подпрограммы 1, предусмотренных в приложениях 1 и 4 к Государственной программе.

Прогнозный объем необходимых финансовых средств на реализацию мероприятий подпрограммы 1 согласно приложению 3 к Государственной программе составит 1 995 064,65 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета - 955,05 млн. рублей, средства бюджета фонда - 1 964 969,6 млн. рублей, средства от возврата ранее представленных бюджетных ссуд - 29 140 млн. рублей.

Реализация подпрограммы 1 будет способствовать повышению эффективности использования трудового потенциала, создаст условия для формирования экономически целесообразной занятости населения, будет содействовать эффективному распределению трудовых ресурсов, обеспечению социальной защиты от безработицы, а также сохранению уровня безработицы в пределах социально допустимого значения.

Основным риском при реализации подпрограммы 1 является превышение уровня зарегистрированной безработицы над запланированным его значением. Это может произойти по причине ухудшения экономической ситуации в стране и, как следствие, сокращения количества свободных рабочих мест, увеличения количества высвобожденных работников из-за оптимизации имеющихся рабочих мест.

Риском также является сокращение уровня трудоустройства граждан, зарегистрированных в качестве безработных. Возникновение такого риска повлечет за собой неполное решение задачи по стимулированию экономической активности населения, вовлечению в трудовую деятельность экономически неактивного населения.

Основными причинами возникновения указанного риска являются снижение количества вакансий и несоответствие профессионально-квалификационного состава безработных структуре спроса на рабочую силу. Это может повлечь корректировку значения данного показателя, а также при необходимости перераспределение финансирования на меры по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан с иных мер содействия занятости в целях обеспечения соответствия их квалификации потребностям рынка труда региона.

На значение уровня безработицы может повлиять сокращение удельного веса граждан, направленных на обучение, в общем числе граждан, нуждающихся в оказании содействия в трудоустройстве. Основной причиной сокращения данного показателя может стать увеличение количества граждан, нуждающихся в оказании содействия в занятости, при относительно ограниченных условиях обучения, переобучения, повышения квалификации. Причиной может стать отсутствие желания граждан приобретать профессию либо возможности организовать обучение по специальностям, востребованным на рынке труда региона. Это должно повлечь за собой корректировку объема средств, предусмотренных на реализацию мер по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, и перераспределение высвобожденных средств на иные меры содействия занятости.

На увеличение значения указанного сводного целевого показателя может повлиять недостаток действенных институционных, организационных и финансовых механизмов реализации подпрограммы 1.

Превышение значения показателя уровня зарегистрированной безработицы над запланированным должно повлечь пересмотр значения данного показателя и увеличение объемов финансирования на реализацию мер активной политики занятости и государственной поддержки безработных граждан.

В выполнении мероприятий подпрограммы 1 будут принимать участие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь (далее - республиканские органы государственного управления), облисполкомы, Минский горисполком, гор-, райисполкомы, Федерация профсоюзов Беларуси, негосударственные некоммерческие организации, научные организации.

Заказчиками подпрограммы 1 являются Министерство труда и социальной защиты - в части мероприятий активной политики занятости и социальной поддержки безработных граждан, развития институтов рынка труда, облисполкомы и Минский горисполком, Министерство образования - в части иных мероприятий подпрограммы 1 в пределах компетенции.

Глава 7. Подпрограмма 2 "Охрана труда"

В Республике Беларусь постоянно проводится работа по реализации системы мер, направленных на предотвращение производственных опасностей и рисков, создание здоровых и безопасных условий труда.

В целях совершенствования законодательства в сфере охраны труда принят ряд нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность работодателей, а также обязанности и ответственность работников. Внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Беларусь, принята новая редакция Закона "Об охране труда", которым расширяются права и обязанности субъектов правоотношений в области охраны труда.

В системе профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда, важное место занимают средства индивидуальной защиты. Приняты технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), межгосударственные и государственные стандарты, регламентирующие требования к средствам индивидуальной защиты.

Принимаются меры по внедрению (совершенствованию) в организациях систем управления охраной труда, что позволяет обеспечить выявление и оценку профессиональных рисков травмирования и гибели работников, разработку и реализацию конкретных мероприятий по их минимизации. Организации малого и среднего бизнеса нуждаются в методической помощи по разработке локальных нормативных правовых актов.

Проводимая работа по техническому переоснащению и модернизации производств способствовала улучшению условий и охраны труда в организациях. В 2014 году улучшены условия труда 40,7 тыс. рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе 21,6 тыс. рабочих мест приведены в соответствие с гигиеническими нормативами.

В целях контроля за фактическим состоянием условий труда в организациях и обоснованностью предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная информационная система по мониторингу условий труда на производстве (АИС "Мониторинг условий труда"), посредством которой осуществляется формирование электронного банка данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

На постоянной основе реализуются мероприятия по обучению, переподготовке и повышению квалификации работников по вопросам охраны труда. В 15 учебных заведениях проводится переподготовка специалистов на базе высшего образования по второй специальности "Специалист по охране труда". Развитие нормативной правовой базы по вопросам охраны труда, внедрение новой техники и технологий обусловливает необходимость совершенствования обучения, повышения квалификации в области охраны труда.

Проводится работа по информированию, консультированию и оказанию правовой помощи работникам и нанимателям по вопросам соблюдения законодательства об охране труда. Издаются методические, справочные пособия, кино-, видеофильмы, плакаты по охране труда. Вопросы охраны труда, передового опыта в этой области систематически освещаются в средствах массовой информации. Ежегодно проводятся мероприятия, посвященные Всемирному дню охраны труда, смотры-конкурсы на лучшую организацию работы по охране труда.

В целях обеспечения системной работы в области охраны труда налажено взаимодействие республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, профессиональных союзов, органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда.

Благодаря принимаемым мерам в республике наметилась тенденция к снижению производственного травматизма. В 2014 году произошло 1833 несчастных случая на производстве (в 2013 году - 2001 случай, в 2012 году - 2079, в 2011 году - 2349 случаев), погибло 148 человек (в 2013 году - 168 человек, в 2012 году - 169, в 2011 году - 196 человек).

Остается на высоком уровне доля рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда (в среднем около 30 процентов от общего количества рабочих мест). Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в организациях, входящих в состав Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Белорусского государственного концерна по нефти и химии, где более половины работников заняты в неблагоприятных условиях труда. Высоким продолжает оставаться удельный вес таких рабочих мест в организациях Министерства лесного хозяйства, Министерства энергетики, Министерства архитектуры и строительства, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства промышленности и организациях, входящих в состав Белорусского государственного концерна пищевой промышленности "Белгоспищепром".

В 2014 году неблагоприятные условия труда стали причиной 91 случая впервые выявленного профессионального заболевания (в 2013 году - 105 случаев, в 2012 году - 97, в 2011 году - 123 случая).

Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости дальнейшего осуществления комплексного системного подхода к решению проблем охраны труда, реализации профилактических мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в республике, совершенствования законодательства в этой области.

На совершенствование системы обеспечения жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности направлена реализация подпрограммы 2 "Охрана труда" (далее - подпрограмма 2).

Выполнение мероприятий подпрограммы 2 предусматривает решение задач по улучшению условий и охраны труда работающих, снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в республике.

В рамках выполнения поставленных задач будут осуществляться мероприятия подпрограммы 2, определенные в приложении 1 к Государственной программе.

Эффективность реализации подпрограммы 2 будет оцениваться посредством следующих целевых показателей, предусмотренных в приложении 2 к Государственной программе:

удельный вес рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в общем количестве рабочих мест в организациях (в процентах);

уровень производственного травматизма со смертельным исходом (в процентах).

Финансирование мероприятий подпрограммы 2 будет осуществляться за счет собственных средств исполнителей, средств республиканского и местных бюджетов, средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 июня 2009 г. №302 "О фондах предупредительных мероприятий по отдельным видам страхования" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №146, 1/10765).

Прогнозный объем необходимых финансовых средств на реализацию мероприятий подпрограммы 2 составляет 23 541,56 млн. рублей, в том числе средства местных бюджетов - 5280,1 млн. рублей, средства фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 18 261,46 млн. рублей.

Реализация подпрограммы 2 будет способствовать совершенствованию системы обеспечения жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности.

В ходе реализации мероприятий подпрограммы 2 возможны следующие риски, которые могут повлиять на достижение целевого показателя (снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости):

увеличение количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда над запланированным количеством таких рабочих мест по причине создания новых производств с применением устаревших технологий, отсутствие в проектных решениях мероприятий, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников, недостаточные механизмы стимулирования нанимателей по улучшению условий труда;

увеличение численности потерпевших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом над запланированным количеством в связи с несоблюдением работниками требований по охране труда вследствие недостаточного обучения и информационного обеспечения по вопросам охраны труда, ослабления контроля должностных лиц организаций за соблюдением законодательства об охране труда;

увеличение численности работающих с впервые установленным профессиональным заболеванием над запланированным количеством по причине невыполнения мероприятий, направленных на улучшение условий труда, необеспечения работников необходимыми средствами индивидуальной защиты с учетом фактического состояния условий труда.

Заказчиками подпрограммы 2 являются Министерство труда и социальной защиты, Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство лесного хозяйства, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство торговли, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство финансов, Министерство энергетики, Министерство юстиции, Государственный военно-промышленный комитет, Государственный комитет по стандартизации, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности "Белгоспищепром", Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, Национальная академия наук Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком, Национальная государственная телерадиокомпания, Федерация профсоюзов Беларуси (далее, если не установлено иное, - органы государственного управления и иные организации).

Глава 8. Подпрограмма 3 "Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов"

В Республике Беларусь проживает 539 тыс. инвалидов.

За пять последних лет впервые признано инвалидами 262,2 тыс. человек. В 2013 году показатель первичной инвалидности стабилизировался. По сравнению с 2012 годом численность впервые признанных инвалидами снизилась на 1,3 тыс. человек (2,1 процента) и составила 62,7 на 10 тыс. населения, в 2014 году - на 2,5 тыс. человек (4 процента) и составила 60,14 на 10 тыс. взрослого населения.

В силу различного рода ограничений инвалиды испытывают затруднения в адаптации к современным условиям жизни и нуждаются в помощи для достижения оптимального физического, интеллектуального и социального уровней деятельности, которая оказывается им в рамках мероприятий по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов.

Реабилитация инвалидов включает медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию и осуществляется через предоставление инвалидам необходимых медицинских и других услуг.

Медицинскую реабилитацию инвалидов осуществляют учреждения Министерства здравоохранения - государственные учреждения "Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации", "Республиканский центр медицинской реабилитации и бальнеолечения", "Республиканская детская больница медицинской реабилитации" и другие, Министерства труда и социальной защиты - республиканское унитарное предприятие "Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр" (далее - РУП "БПОВЦ"), государственное учреждение "Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов" (далее - ГУ "РРЦДИ").

Реабилитационные услуги предоставляются комплексно специалистами разных профилей.

Содержание и длительность процесса оказания реабилитационных услуг определяется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПР).

В целях оказания лицам, имеющим ограничения жизнедеятельности (нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата, другие заболевания без нарушений в интеллектуальной сфере), квалифицированной помощи по профессиональной подготовке на базе РУП "БПОВЦ" функционирует специализированный реабилитационно-образовательный центр (далее - центр), в котором инвалиды обучаются по образовательным программам, в том числе пользованию креслом-коляской активного типа. В центре проводятся обучающие курсы по практике применения информационных технологий для инвалидов, находящихся в протезно-ортопедическом госпитале на протезировании, восстановительном лечении и реабилитации.

В 2011-2015 годах обучение в центре прошли более 700 человек.

Кроме того, в центре проводятся обучающие семинары для подготовки и переподготовки специалистов реабилитационного профиля Республики Беларусь и Российской Федерации.

Для реализации прав детей-инвалидов с заболеваниями нервной и костно-мышечной систем, следствием которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, на получение реабилитационной помощи современными методами педагогической, психологической коррекции, трудотерапии в сочетании с мероприятиями, предусмотренными ИПР и историей развития ребенка, в системе Министерства труда и социальной защиты функционирует ГУ "РРЦДИ".

В ГУ "РРЦДИ" постоянно внедряются новые методики реабилитации детей-инвалидов, что позволяет на стабильно высоком уровне проводить реабилитацию детей. С даты открытия этого учреждения реабилитацию прошли 15,6 тыс. ребенка-инвалида.

Службой медико-социальной экспертизы анализируются показатели первичной инвалидности, тяжести инвалидности, полной и частичной реабилитации инвалида, которые являются индикаторами оказанной пациенту медицинской помощи (профилактики, диагностики, лечения, диспансеризации и реабилитации).

По прогнозным данным в будущем значительного изменения показателя первичной инвалидности не ожидается.

Для закрепления достигнутых результатов предусматривается решение следующих задач:

совершенствование системы мер по реабилитации инвалидов;

повышение эффективности мер по предупреждению инвалидности и медицинской реабилитации инвалидов.

Выполнение поставленных задач подпрограммы 3 "Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов" (далее - подпрограмма 3) будет достигнуто путем реализации комплекса мероприятий, предусмотренных в приложении 1 к Государственной программе.

При этом решением задач будет являться выполнение следующих целевых показателей, указанных в приложении 2 к Государственной программе:

количество разработанных (измененных, доработанных) нормативных правовых актов (концепция, рекомендации, инструкция, программа и другое) (единиц);

количество лиц трудоспособного возраста, которым впервые установлена I и II группа инвалидности (человек);

количество лиц трудоспособного возраста, которым впервые установлена группа инвалидности (человек).

Реализация подпрограммы 3 будет способствовать развитию системы медицинской и социальной реабилитации инвалидов.

Прогнозный объем необходимых финансовых средств на реализацию мероприятий подпрограммы 3 согласно приложению 3 к Государственной программе составляет 122 123,5 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета - 92 022,74 млн. рублей, средства местных бюджетов - 28 710,76 млн. рублей, собственные средства исполнителей - 1390 млн. рублей.

В ходе реализации подпрограммы 3 возможны следующие риски, которые могут повлиять на достижение сводного целевого показателя (показатель тяжести первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста):

изменение социально-экономической ситуации в стране, возникновение стихийных бедствий, экологических катастроф и крупных техногенных аварий, которые могут привести к росту заболеваемости и инвалидности;

изменение подходов к определению инвалидности, разработка новых нормативных правовых актов или внесение изменений в действующее законодательство, что может привести к увеличению тяжести инвалидности;

уменьшение объемов финансирования для реализации запланированных мероприятий.

В целях своевременного обнаружения и минимизации рисков при исполнении подпрограммы 3, в том числе при достижении сводного целевого показателя, планируется проведение ежегодного мониторинга оценки текущей ситуации, по результатам которого в случае возникновения рисков потребуется разработка дополнительных мероприятий подпрограммы 3, направленных на минимизацию их негативного влияния, в том числе корректировка показателей подпрограммы 3, а также объемов ее финансирования.

Заказчиками подпрограммы 3 являются Министерство труда и социальной защиты, Министерство здравоохранения, облисполкомы и Минский горисполком.

Глава 9. Подпрограмма 4 "Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц"

Важнейшим условием и средством обеспечения инвалидам и физически ослабленным лицам (престарелые, лица с повреждением опорно-двигательного аппарата, беременные, дети дошкольного возраста, взрослые с детьми на руках или в колясках) равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества является формирование безбарьерной среды жизнедеятельности.

Безбарьерная среда жизнедеятельности - это условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного:

передвижения (в том числе пешком, на колясках, личном и общественном транспорте);

доступа в здания и сооружения, включая жилые дома и квартиры, передвижения и деятельности внутри этих объектов, а также в местах отдыха и туризма, иных объектах рекреационного и оздоровительного назначения;

получения гражданами полного комплекса услуг и информации.

За период действия Государственной программы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2011-2015 годы, которая является продолжением аналогичной программы на 2007-2010 годы и региональных программ по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц выполнены работы по созданию безбарьерной среды более чем на 20,7 тыс. объектах.

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры по созданию безбарьерной среды, задача по обеспечению доступности для инвалидов и иных физически ослабленных лиц объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры остается по-прежнему весьма актуальной.

Поскольку объекты различны по своему функциональному назначению, архитектуре, планировке, конструкции, техническому состоянию, форме собственности, территориальной и ведомственной принадлежности, их обустройство с учетом норм безбарьерной среды является непростой задачей, требующей временных затрат, значительных финансовых ресурсов, объединения усилий всех служб и ведомств.

Ситуация усложняется и тем, что в республике отсутствует единый подход к оценке состояния доступности зданий и сооружений для инвалидов и физически ослабленных лиц, что приводит к хаотичному бессистемному проведению мероприятий.

Таким образом, требуется выработка конкретной технологии работы по классификации приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности данных категорий граждан и разработке комплекса мер по обеспечению доступности всех необходимых архитектурных объектов, а также улично-дорожной и транспортной инфраструктуры.

На создание безбарьерной среды по всему маршруту передвижения инвалидов, а также обеспечение доступности услуг и информации в 2016-2020 годах направлена реализация подпрограммы "Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц" (далее - подпрограмма 4).

В подпрограмме 4 применяются следующие основные термины и их определения:

приоритетные сферы жизнедеятельности - здравоохранение, социальная защита, образование, физическая культура и спорт, культура, общественный транспорт, жилищный фонд, торговля, общественное питание, сфера услуг;

приоритетные объекты в соответствующей приоритетной сфере жизнедеятельности - наиболее значимые для инвалидов общественные здания и сооружения, а также жилые здания, отобранные с участием представителей (не менее трех) общественных организаций инвалидов;

объект - здание с прилегающей к нему территорией;

доступный объект - объект, который адаптирован к возможностям инвалидов-колясочников, инвалидов по зрению, слуху и соответствует требованиям СТБ 2030-2010 "Среда обитания для физически ослабленных лиц. Основные положения" (далее - СТБ 2030) с учетом комплексного подхода начиная с 2016 года.

Под комплексным подходом в рамках подпрограммы 4 подразумевается создание безбарьерной среды на объекте с учетом требований технических нормативных правовых актов путем обустройства:

пути (путей) к объекту от ближайшей остановки пассажирского транспорта;

территории, прилегающей к объекту (участок);

входа (входов) в здание;

пути (путей) движения внутри здания (в том числе путей эвакуации);

зоны целевого назначения здания (целевого посещения объекта);

санитарно-гигиенических помещений;

системы информации на объекте (устройства визуальные, акустические и тактильные, средства информации и связи).

Обустройство улично-дорожной сети должно включать в себя создание беспрепятственного самостоятельного (без постоянной помощи) поступательного движения (отсутствие препятствий на всем пути следования, наличие мест для отдыха, наличие тактильных наземных направляющих и предупреждающих указателей для самостоятельной ориентации инвалидов по зрению, а также покрытых контрастными, противоскользящими материалами зон особого внимания).

Выполнение подпрограммы 4 предусматривает решение следующих задач:

совершенствование нормативной правовой, методической базы и создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов и физически ослабленных лиц к приоритетным объектам в приоритетных сферах жизнедеятельности;

обеспечение информационной доступности для инвалидов в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий;

формирование позитивного отношения в обществе к инвалидам.

В рамках выполнения поставленных задач будут осуществляться мероприятия, предусмотренные в приложении 1 к Государственной программе.

Реализация данных мероприятий будет способствовать повышению доступности среды жизнедеятельности для инвалидов и физически ослабленных лиц и позволит увеличить количество созданных доступных для данных категорий граждан приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности до 3624 объектов.

При этом подтверждением успешного выполнения задач будет являться выполнение следующих целевых показателей, указанных в приложении 2 к Государственной программе:

количество разработанных государственных стандартов (единиц);

адаптация телевизионного продукта по обеспечению информационной доступности для лиц с нарушениями слуха на телеканалах Национальной государственной телерадиокомпании, закрытых акционерных обществ "Второй национальный телеканал", "Столичное телевидение" (количество часов);

количество выпусков телевизионных и радиопередач (рубрик) с участием общественных объединений инвалидов, направленных на формирование толерантного отношения общества к инвалидам и их проблемам (единиц).

Основными характеристиками достижения сводного целевого показателя являются:

возможность оценки достижения результата путем выезда на место и проверки доступности созданного объекта;

документальное подтверждение результата по обеспечению доступности созданного объекта путем ввода обновленных данных по инвентаризации зданий, сооружений после завершения запланированных работ в районный (городской) электронный банк данных.

Объемы финансирования на реализацию мероприятий подпрограммы 4 составляют 437 827,13 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета - 51 498,19 млн. рублей, местных бюджетов - 214 961,04 млн. рублей, собственные средства исполнителей - 171 367,9 млн. рублей (приложение 3 к Государственной программе).

В ходе реализации подпрограммы 4 возможны следующие риски, которые могут повлиять на достижение сводного целевого показателя (количество созданных доступных для инвалидов и физически ослабленных лиц приоритетных объектов социальной сферы жизнедеятельности):

ухудшение социально-экономической ситуации в Республике Беларусь, что будет являться препятствием для выделения запланированного объема финансирования;

выделение финансирования в уменьшенных объемах к запланированному, что приведет к невозможности выполнения части мероприятий.

В целях своевременного обнаружения и минимизации рисков при исполнении подпрограммы 4, в том числе при достижении сводного целевого показателя, планируется ежегодное проведение мониторинга оценки текущей ситуации, по результатам которого в случае возникновения рисков потребуется корректировка мероприятий, показателей подпрограммы 4, а также объемов ее финансирования.

Заказчиками подпрограммы 4 являются Министерство труда и социальной защиты, Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство образования, Министерство связи и информатизации, Министерство транспорта и коммуникаций, Государственный комитет по стандартизации, Национальная государственная телерадиокомпания, облисполкомы, Минский горисполком.

Глава 10. Подпрограмма 5 "Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан"

В настоящее время доля пожилых граждан (60 лет и старше) составляет около 20 процентов от общей численности населения республики, инвалидов - 5,7 процента. За последние пять лет данные показатели увеличились соответственно на 1,3 и 0,4 процентного пункта и продолжают расти.

В связи с этим неотъемлемой частью социальной политики является социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан.

Под социальной интеграцией понимается комплекс мер по повышению качества жизни инвалидов и пожилых граждан посредством создания им условий для независимого проживания и эффективного участия в жизни общества.

Социальная интеграция объединяет мероприятия по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности, а также по медицинской, профессиональной, трудовой и социальной реабилитации инвалидов и пожилых граждан, включающие:

формирование доступной среды жизнедеятельности, обеспечивающей возможность беспрепятственного передвижения, доступа в здания и сооружения и получения полного комплекса услуг и информации;

восстановление жизнедеятельности организма человека и компенсацию его функциональных возможностей, нарушенных вследствие перенесенных заболеваний;

обеспечение инвалидам возможности получения подходящей для них работы и трудоустройство;

создание условий по достижению инвалидами и пожилыми гражданами уровня самообслуживания, достаточного для самостоятельного проживания.

Мероприятия по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности, по медицинской и трудовой реабилитации инвалидов предусмотрены соответственно подпрограммой 1, подпрограммой 3 и подпрограммой 4 Государственной программы.

бесплатный документ

Текст редакции доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы Глава 1. Общие положения Глава 2. Цель, показатели и сроки реализации Государственной программы Глава 3. Оценка рисков при реализации Государственной программы и их минимизация Глава 4. Финансовое обеспечение Государственной программы Глава 5. Методика оценки эффективности государственной программы Глава 6. Подпрограмма 1 "Содействие занятости населения" Глава 7. Подпрограмма 2 "Охрана труда" Глава 8. Подпрограмма 3 "Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов" Глава 9. Подпрограмма 4 "Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц" Глава 10. Подпрограмма 5 "Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан" Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4