Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 9 апреля 2015 года №36

О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты

(В редакции Поправки Республики Молдова от 18.12.2015 г. №340)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Ст.I. – В Кодекс о выборах №1381-XIII от 21 ноября 1997 года (Официальный монитор Республики Молдова, 1997 г., №81, ст.667), с последующими изменениями, внести следующие изменения и дополнения:

1. В статье 1:

понятие "Центральная избирательная комиссия" изложить в следующей редакции:

"Центральная избирательная комиссия – независимый государственный орган, созданный для реализации избирательной политики в целях надлежащего проведения выборов, надзора и контроля за соблюдением положений законодательства по финансированию политических партий и избирательных кампаний;";

после понятия "просвещение в избирательной сфере" дополнить статью понятиями следующего содержания:

"финансирование избирательных кампаний – прямое и/или непрямое финансирование, материальная поддержка в иных формах конкурентов на выборах государством, физическими и/или юридическими лицами;

финансирование политических партий – прямое и/или непрямое финансирование, а именно предоставление, выделение или передача в пользу политических партий финансовых, материальных или иного рода средств государством, физическими и/или юридическими лицами;";

после понятия "лица, уполномоченные присутствовать при избирательных процедурах" дополнить статью понятием следующего содержания:

"отчеты о финансировании избирательных кампаний – отчеты конкурента на выборах о движении денежных средств, включая накопленные финансовые средства, источники их поступлений и расходы в период избирательной кампании;".

2. Часть (1) статьи 16 признать утратившей силу.

3. Статью 19 дополнить частями (3) и (4) следующего содержания:

"(3) Кандидаты на должность члена Центральной избирательной комиссии перед их утверждением подлежат проверке в соответствии с Законом о проверке лиц, занимающих государственные должности, и кандидатов на государственные должности №271-XVI от 18 декабря 2008 года. Информация о результатах проверки обнародуется органом, который утверждает членов комиссии.

(4) Права члена Центральной избирательной комиссии предусмотрены Положением о деятельности Центральной избирательной комиссии.".

4. Часть (3) статьи 20 дополнить предложением: "Сообщение о несоблюдении условий, предусмотренных частью (2) статьи 19, или о совершении поступков, несовместимых с положением члена комиссии, подается в орган, назначивший или утвердивший члена комиссии.".

5. Статью 21 изложить в следующей редакции:

"Статья 21. Освобождение от выполнения служебных обязанностей. Оплата труда

(1) Члены Центральной избирательной комиссии, не работающие постоянно в ее составе, постановлением комиссии освобождаются от выполнения обязанностей по месту постоянной работы на избирательный период.

(2) На избирательный период (парламентские выборы, всеобщие местные выборы, республиканский референдум) постоянным членам Центральной избирательной комиссии устанавливается 35-процентная надбавка к средней заработной плате. Члены комиссии, не работающие постоянно в ее составе, получают в избирательный период из выделенных на проведение выборов финансовых средств заработную плату в размере установленной на соответствующий период заработной платы секретаря Центральной избирательной комиссии.

(3) Между избирательными периодами члены комиссии, не работающие постоянно в ее составе, получают вознаграждение в размере 35 процентов средней заработной платы по экономике за каждое заседание комиссии.

6. В статье 22:

единую часть считать частью (1);

вводную часть части (1) изложить в следующей редакции:

"В качестве специализированного избирательного органа Центральная избирательная комиссия:";

дополнить статью частью (2) следующего содержания:

"(2) В качестве независимого органа надзора и контроля за финансированием политических партий и избирательных кампаний Центральная избирательная комиссия:

а) разрабатывает и издает нормативные акты в целях применения и соблюдения законодательства по финансированию политических партий и избирательных кампаний;

b) разрабатывает документы справочного характера (бланки, руководства, методологические нормы) в поддержку финансовой деятельности политических партий и конкурентов на выборах и просвещения таковых относительно прав, обязанностей и ответственности в процессе управления финансами;

c) собирает и систематизирует ежегодные отчеты о финансовом менеджменте политических партий, аудиторские заключения по политическим партиям и отчеты о финансировании избирательных кампаний, представленные конкурентами на выборах;

d) обеспечивает размещение на своем сайте информации и годовых отчетов политических партий о финансовом менеджменте, а также отчетов о финансировании избирательных кампаний;

е) рассматривает сообщения и жалобы о нарушении законодательства по финансированию политических партий и избирательных кампаний;

f) констатирует правонарушения и составляет протоколы о правонарушениях, касающихся несвоевременного или ненадлежащего представления финансовых отчетов политических партий, других общественно-политических организаций или конкурентов на выборах;

g) применяет или требует применения санкций, предусмотренных настоящим кодексом и Законом о политических партиях №294-XVI от 21 декабря 2007 года, за нарушение законодательства по финансированию политических партий и избирательных кампаний, сообщает компетентным органам о нарушениях, подпадающих под правонарушительную, уголовную ответственность или ответственность за нарушение налогового законодательства;

h) сотрудничает и оказывает информационную поддержку при разработке независимых исследований по мониторингу финансирования политических партий и избирательных кампаний;

i) изучает и мониторирует применение законодательства по финансированию политических партий и избирательных кампаний, представляет Парламенту и Правительству предложения по изменению законодательной базы финансирования политических партий и избирательных кампаний;

j) пользуется правом доступа к информации, находящейся в ведении органов публичной власти всех уровней, и к государственным регистрам, в том числе к сведениям, составляющим персональные данные, с соблюдением законодательства о защите персональных данных;

k) выполняет иные функции надзора и контроля за соблюдением законодательства по финансированию политических партий и избирательных кампаний в соответствии с положениями настоящего кодекса и Закона о политических партиях №294-XVI от 21 декабря 2007 года.".

7. Статью 24 изложить в следующей редакции:

"Статья 24. Финансирование деятельности Центральной избирательной комиссии

(1) Деятельность Центральной избирательной комиссии финансируется из средств государственного бюджета. Центральная избирательная комиссия определяет расходы, связанные с ее функционированием, организацией и проведением очередных выборов, в том числе с деятельностью, которую предполагает осуществлять в течение следующего бюджетного года, и планирует свой годовой бюджет.

(2) Бюджет Центральной избирательной комиссии на очередной год, сопровождаемый заключением Правительства, представляется на рассмотрение Парламенту и утверждается им в установленные бюджетным календарем сроки.

(3) Парламент направляет Правительству утвержденный бюджет Центральной избирательной комиссии для включения его в проект закона о государственном бюджете на очередной бюджетный год.".

8. Пункт р) части (1) статьи 26 изложить в следующей редакции:

"p) применяет санкции, предусмотренные настоящим кодексом, за нарушение законодательства о выборах и законодательства по финансированию политических партий и избирательных кампаний.".

9. В части (1) статьи 26-1 слова "подразделением Центральной избирательной комиссии," заменить словами "созданным Центральной избирательной комиссией публичным учреждением,".

10. В статье 28:

пункт h) дополнить словами ", публикует отчеты о финансировании избирательных кампаний независимых кандидатов;";

пункт l) после слов "участковых избирательных бюро" дополнить словами ", действия/бездействие конкурентов на выборах, а также заявления и жалобы, касающиеся финансирования независимых кандидатов на местных выборах,".

11. Наименование главы 4 дополнить словами "и финансирование избирательных кампаний".

12. Статью 36 изложить в следующей редакции:

"Статья 36. Запрещение зарубежного субсидирования

(1) Запрещаются прямое и/или непрямое финансирование и материальная поддержка в иной форме избирательных кампаний кандидатов и конкурентов на выборах другими государствами, иностранными, международными и совместными предприятиями, учреждениями и организациями, а также физическими лицами, не являющимися гражданами Республики Молдова. Полученные таким образом средства конфискуются решением судебной инстанции и обращаются в доход государственного бюджета в соответствии с уголовным и правонарушительным законодательством.

(2) Положения части (1) не могут толковаться и применяться в смысле ограничения открытого и прозрачного финансирования в целях поддержки усилий по продвижению демократических ценностей, международных стандартов для свободных, демократических и честных выборов.".

13. В статье 37:

часть (2) дополнить предложением: "Заявка на предоставление кредита подается в Министерство финансов.";

дополнить статью частью (3-1) следующего содержания:

"(3-1) Конкурент на выборах, снявший свою кандидатуру, обязан возвратить выделенный ему из государственного бюджета кредит на проведение избирательной кампании в двухмесячный срок после снятия кандидатуры.".

14. Статью 38 изложить в следующей редакции:

"Статья 38. Условия и порядок финансовой поддержки избирательных кампаний

(1) Для финансирования деятельности политических партий и избирательных кампаний могут использоваться лишь доходы от трудовой, предпринимательской, научной и творческой деятельности, осуществляемой на территории Республики Молдова.

(2) Прямое и/или непрямое финансирование и материальная поддержка в иной форме избирательных кампаний конкурентов на выборах физическими или юридическими лицами осуществляются с соблюдением следующих условий:

а) конкурент на выборах открывает в банке счет с пометкой "Избирательный фонд", на который перечисляются его собственные денежные средства, а также иные денежные средства, полученные на законных основаниях от физических лиц–граждан Республики Молдова, от отечественных юридических лиц, и подтверждает в Центральной избирательной комиссии лицо, ответственное за финансы (казначея). Кандидаты на выборах не могут назначаться казначеями;

b) счет с пометкой "Избирательный фонд" может быть открыт и до регистрации конкурента на выборах при условии, что любые операции по нему будут производиться лишь после регистрации конкурента на выборах;

c) конкурент на выборах, не открывший в банке счет с пометкой "Избирательный фонд", извещает об этом Центральную избирательную комиссию и проводит только избирательные мероприятия или агитацию, не предусматривающие финансовые расходы;

d) предельный размер финансовых средств, которые могут перечисляться на счет "Избирательный фонд" конкурента на выборах, устанавливается Центральной избирательной комиссией, при этом за расчетную основу принимается коэффициент, помноженный на количество избирателей в избирательном округе, в котором проводятся выборы;

e) предельный размер пожертвований физических и юридических лиц на счете "Избирательный фонд" на избирательную кампанию составляет соответственно 200 и 400 среднемесячных заработных плат по экономике на соответствующий год;

f) юридические лица могут вносить финансовые средства на счет "Избирательный фонд" только по перечислению со справкой об отсутствии государственной, иностранной или смешанной доли в уставном капитале и декларацией под собственную ответственность об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом d);

g) юридическое лицо, перечисляющее денежные средства на счет "Избирательный фонд", обязано известить своих акционеров или участников о проведении таких операций;

h) денежные пожертвования физических лиц, предоставленные наличными, сопровождаются заполненным формуляром, который прилагается к бухгалтерским документам поддерживаемого конкурента на выборах. Образец формуляра о пожертвованиях, предоставленных наличными, утверждается Центральной избирательной комиссией;

i) средства избирательного фонда могут использоваться только после их декларирования Центральной избирательной комиссии или – в случае независимых кандидатов на местных выборах – окружному избирательному совету;

j) финансовые средства, перечисленные на счет "Избирательный фонд", не могут использоваться в личных целях.

(3) Запрещается прямое и/или непрямое финансирование и материальная поддержка в иной форме деятельности политических партий, избирательных кампаний/конкурентов на выборах:

а) иностранными юридическими лицами, в том числе со смешанным капиталом, другими государствами и международными организациями, включая международные политические организации;

b) гражданами Республики Молдова в возрасте до 18 лет, гражданами, ограниченно дееспособными или признанными недееспособными окончательным решением судебной инстанции;

c) физическими лицами–гражданами Республики Молдова из доходов, полученных за пределами страны;

d) органами публичной власти, организациями, предприятиями, публичными учреждениями, другими юридическими лицами, финансируемыми из государственного бюджета или имеющими государственный капитал, за исключением случаев, когда предоставление услуг или материальная поддержка прямо предусмотрены законодательством;

e) юридическими лицами, которые за год до начала избирательного периода осуществляли деятельность, финансируемую или оплачиваемую из публичных средств (фондов), а также юридическими лицами с иностранным или смешанным капиталом;

f) анонимами или от имени третьих лиц;

g) физическими лицами, не являющимися гражданами Республики Молдова;

h) некоммерческими организациями, профсоюзами, благотворительными или религиозными организациями.

(4) Все расходы на избирательную кампанию осуществляются из средств со счета "Избирательный фонд".

(5) Конкурентам на выборах запрещается предлагать избирателям деньги, распределять безвозмездно материальные блага, в том числе из средств гуманитарной помощи или других благотворительных акций.

(6) Положения части (5) не применяются в случае символических подарков, изготовленных за счет средств, декларированных на счете "Избирательный фонд", представляющих собой предвыборную или политическую рекламу с символикой конкурента на выборах, рыночная стоимость которых не превышает двух условных единиц.

(7) Банк, в котором открыты счета с пометкой "Избирательный фонд", ежедневно либо по требованию Центральной избирательной комиссии информирует таковую о денежных средствах, перечисленных на счет конкурентов на выборах.

(8) В течение пяти дней после начала избирательного периода вещательные организации доводят до общественности и информируют Центральную избирательную комиссию и Координационный совет по телевидению и радио об условиях предоставления кандидатам на выборы рекламной площади (включая цену за минуту времени) и иных сопутствующих услуг. Центральная избирательная комиссия размещает эту информацию на своем сайте.

(9) Органы публичной власти и публичные учреждения обязаны оказывать помощь Центральной избирательной комиссии и окружным избирательным советам в их деятельности по надзору и контролю за соблюдением законодательства по финансированию избирательных кампаний.".

15. Дополнить кодекс статьей 38-2 следующего содержания:

"Статья 382. Отчеты о финансировании избирательных кампаний

(1) Политические партии и избирательные блоки, а также независимые кандидаты в случае парламентских выборов в течение трех дней после открытия счета с пометкой "Избирательный фонд", а в последующем – каждые две недели представляют Центральной избирательной комиссии подписанный ответственными лицами отчет о накопленных финансовых средствах и своих расходах на избирательную кампанию как в электронной форме, так и на бумажном носителе. Форма отчета утверждается Центральной избирательной комиссией и включает следующую информацию:

а) идентификационные данные физического или юридического лица, пожертвовавшего финансовые средства;

b) список всех полученных пожертвований, в том числе характер и размер каждого пожертвования в виде денег, товаров, предметов, работ или услуг;

с) общий размер пожертвований и число жертвователей;

d) перечень пожертвований, возвращенных вследствие превышения предельных размеров, установленных пунктом d) части (1) статьи 38;

е) идентификационные данные физического или юридического лица, которому выплачены финансовые средства со счета "Избирательный фонд", и назначение этих расходов;

f) суммы долга, номера учетных финансовых документов и другая необходимая информация;

g) бухгалтерские данные юридических лиц, учрежденных или иным образом контролируемых политической партией, за соответствующий период.

(2) Отчеты о финансировании избирательных кампаний, полученные в соответствии с частью (1), предварительно проверяются Центральной избирательной комиссией с точки зрения полноты информации и соблюдения требований по их составлению.

(3) Если отчет, представленный политической партией, избирательным блоком или независимым кандидатом в соответствии с условиями части (1), неполон, Центральная избирательная комиссия вправе затребовать от конкурента на выборах дополнительные данные, а тот обязан представить информацию в течение трех рабочих дней со дня обращения.

(4) Отчеты размещаются на сайте Центральной избирательной комиссии в течение 48 часов после их получения с соблюдением законодательства о защите персональных данных.

(5) Независимые кандидаты на местных выборах в течение трех дней после открытия счета с пометкой "Избирательный фонд", а в последующем – каждые две недели представляют соответствующему окружному избирательному совету отчеты о накопленных финансовых средствах и расходах на избирательную кампанию по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией. В течение двух дней после получения отчета окружной избирательный совет обеспечивает доступ заинтересованных лиц к отчетам независимых кандидатов и направляет их для размещения на веб-страницах соответствующих органов местного публичного управления с соблюдением законодательства по защите персональных данных.

(6) Отчеты о финансировании избирательных кампаний за весь избирательный период представляются Центральной избирательной комиссии зарегистрированными ею конкурентами на выборах не позднее чем за два дня до дня выборов. Отчеты размещаются на сайте Центральной избирательной комиссии в течение 48 часов после их получения с соблюдением законодательства о защите персональных данных.

(7) Центральная избирательная комиссия разрабатывает и утверждает бланки отчетов о доходах и расходах в ходе избирательной кампании. К статье расходов относится следующая информация:

а) затраты на предвыборные встречи и мероприятия, включая сопутствующие расходы (аренда, сцена, сценические услуги, озвучивание, стенды, плакаты, представительские расходы, безопасность, освещение мероприятия в средствах массовой информации и т.д.);

b) расходы на рекламу, в том числе на телевидении, радио и в других электронных средствах информации, в печатных изданиях, на рекламных щитах, панно, на других носителях наружной и передвижной рекламы;

c) расходы на рекламные материалы, в том числе на предвыборную программу партии, плакаты, флажки, футболки, другие рекламные изделия, предоставляемые бесплатно в соответствии с положениями части (6) статьи 38;

d) расходы на перевозку людей и грузов;

е) расходы на проведение опроса общественного мнения;

f) дополнительные расходы на содержание: аренда дополнительных помещений в предвыборных целях, заработная плата персонала, временно нанятого на период избирательной кампании;

g) затраты на делегирование или откомандирование лиц;

h) оплата избирательного и политического консультирования.

(8) Если информация, представленная политической партией или избирательным блоком в соответствии с частью (7), является неполной, Центральная избирательная комиссия вправе затребовать от соответствующего конкурента на выборах дополнительные сведения относительно размера каждого поступления денежных средств и происхождения таковых.".

16. Статью 47 дополнить частью (6-1) следующего содержания:

"(6-1) В предвыборной рекламе не могут использоваться изображения государственных учреждений и органов публичной власти, как отечественных, так и зарубежных, либо международных организаций. Запрещаются сочетания цветов и/или звуков, напоминающие национальную символику Республики Молдова или другого государства, использование материалов с изображением отечественных и зарубежных исторических личностей, а также символики иностранных государств, международных организаций, образов официальных лиц других государств.".

17. Статью 65 дополнить частью (6) следующего содержания:

"(6) Жалобы по вопросам финансирования избирательных кампаний представляются Центральной избирательной комиссии в отношении политических партий, избирательных блоков и независимых кандидатов на парламентских выборах или окружным избирательным советам – в случае независимых кандидатов на местных выборах. На рассмотрение жалоб по вопросам финансирования избирательных кампаний политических партий не распространяются сроки давности, предусмотренные статьями 66–68.".

18. В статье 69:

часть (2) дополнить предложением: "Центральная избирательная комиссия имеет право применить дополнительную санкцию в виде лишения ассигнований из государственного бюджета.";

дополнить статью частью (3-1) следующего содержания:

"(3-1) В случае повторного в течение того же избирательного периода применения санкции в виде предупреждения за нарушение порядка финансирования избирательной кампании Центральная избирательная комиссия применяет к политическим партиям, зарегистрированным в качестве конкурентов на выборах, дополнительную санкцию в виде лишения ассигнований из государственного бюджета на период от 6 месяцев до 1 года.";

в части (4):

в пункте а) слова "умышленное" и "– во всех случаях в значительных размерах (более пяти процентов предельной суммы)" исключить;

в пункте b) слово "умышленное" исключить;

дополнить статью частью (5) следующего содержания:

"(5) В случаях, предусмотренных частью (4), Центральная избирательная комиссия или окружной избирательный совет обращается, приняв соответствующее постановление, с заявлением об аннулировании регистрации конкурента на выборах в Апелляционную палату Кишинэу в случае парламентских выборов либо в судебную инстанцию по месту нахождения соответствующего избирательного совета в случае всеобщих местных выборов или новых местных выборов. Судебная инстанция рассматривает заявление и выносит решение по нему в течение пяти дней, но не позднее дня, предшествующего дню выборов.".

Пункта 18 статьи I вступает в силу с 1 января 2016 года

19. Статьи 70 и 71 изложить в следующей редакции:

"Статья 70. Уголовная ответственность

(1) Признаются нарушениями настоящего кодекса и влекут уголовную ответственность деяния, предусмотренные статьями 181 и 182 Уголовного кодекса.

(2) Председатели избирательных органов, другие должностные лица обязаны не позднее следующего рабочего дня после установления сообщить органам прокуратуры или органам внутренних дел о ставших известными им действиях, содержащих признаки состава преступления, связанного с организацией и проведением выборов или финансированием политических партий и избирательных кампаний.

Статья 71. Ответственность за правонарушения

(1) Признаются нарушениями настоящего кодекса и влекут ответственность за правонарушение деяния, предусмотренные статьями 47–53 Кодекса о правонарушениях.

(2) Правонарушения констатируются и рассматриваются в соответствии с положениями Кодекса о правонарушениях. Председатели избирательных органов, другие лица, располагающие убедительной информацией о совершении правонарушений, обязаны не позднее следующего рабочего дня после установления сообщить констатирующим органам о ставших известными им действиях, содержащих признаки состава правонарушения, связанного с организацией и проведением выборов или финансированием политических партий и избирательных кампаний.".

Ст.II. – В Уголовный кодекс Республики Молдова №985-XV от 18 апреля 2002 года (повторное опубликование: Официальный монитор Республики Молдова, 2009 г., №72–74, ст.195), с последующими изменениями, внести следующие дополнения:

1. Дополнить кодекс статьей 181-2 следующего содержания:

"Статья 181-2. Незаконное финансирование политических партий или избирательных кампаний, нарушение порядка управления финансовыми средствами политических партий и избирательных фондов

(1) Фальсификация отчетов о финансовом менеджменте политических партий и/или отчетов о финансировании избирательных кампаний с целью замещения или сокрытия личности жертвователя, объема накопленных средств либо назначения или размера использованных средств

наказывается штрафом в размере от 200 до 500 условных единиц или лишением свободы на срок до 3 лет с лишением в обоих случаях права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

(2) Использование административного ресурса (публичного имущества), включая содействие или согласие с незаконным использованием административного ресурса (публичного имущества), в избирательных кампаниях, повлекшее причинение ущерба в крупных размерах,

наказывается штрафом в размере от 3000 до 5000 условных единиц или лишением свободы на срок до 3 лет с лишением в обоих случаях права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

(3) Вымогательство или получение путем вымогательства пожертвований для политических партий и/или избирательных фондов

наказывается штрафом в размере от 200 до 500 условных единиц, или неоплачиваемым трудом в пользу общества на срок от 100 до 200 часов, или лишением свободы на срок до 4 лет с лишением во всех случаях права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 5 лет.

(4) Использование не по назначению ассигнований из государственного бюджета для политических партий или средств избирательного фонда, повлекшее причинение ущерба в крупных размерах,

наказывается штрафом в размере от 3000 до 5000 условных единиц или лишением свободы на срок от 1 года до 5 лет с лишением в обоих случаях права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

(5) Сознательное принятие политической партией или конкурентом на выборах финансирования от организованной преступной группы или преступной организации (преступного сообщества)

наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 условных единиц или лишением свободы на срок от 1 года до 6 лет с лишением в обоих случаях права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.".

2. Часть (2) статьи 189 дополнить пунктом f) следующего содержания:

"f) в отношении жертвователей политических партий и конкурентов на выборах,".

Ст.III. – Часть (2) статьи 38 Кодекса телевидения и радио Республики Молдова №260-XVI от 27 июля 2006 года (Официальный монитор Республики Молдова, 2006 г., №131–133, ст.679), с последующими изменениями, дополнить пунктом l-1) следующего содержания:

"l-1) требование или получение вещательными организациями платы за предвыборную рекламу с превышением коммерческих ставок, применяемых до избирательного периода или к иному лицу за равнозначные время и временной график.".

(В статью III внесены изменения в соответствии с Поправкой Республики Молдова от 18.12.2015 г. №340)

(см. предыдущую редакцию)

Ст.IV. – В Закон о политических партиях №294-XVI от 21 декабря 2007 года (Официальный монитор Республики Молдова, 2008 г., №42–44, ст.119), с последующими изменениями, внести следующие изменения и дополнения:

1. Наименование главы VI изложить в следующей редакции:

"Глава VI. Имущество политических партий и надзор за их финансированием"

2. В части (3) статьи 24 слова "а также другие виды хозяйственной деятельности, прямо вытекающие из предусмотренной уставом цели." заменить словами "а также другие виды деятельности, приносящие необходимый для нужд партийной работы доход, если эти виды деятельности не запрещены законом и прямо предусмотрены уставом политической партии.".

3. В статье 25:

пункт b) части (1) дополнить словами ", при условии, что они учтены в установленном порядке;";

часть (3) дополнить словами "и вместе с общей суммой взносов, собранных партией за год, публикуются на web-странице соответствующей партии и Центральной избирательной комиссии.";

часть (4) дополнить словами ", с выдачей подтверждающих документов.".

4. Статьи 26–31 изложить в следующей редакции:

"Статья 26. Пожертвования

(1) Пожертвования политическим партиям могут быть следующих видов:

а) денежные пожертвования, иные нежели членские взносы;

b) пожертвования в виде собственности, имущества, услуг, предоставляемых бесплатно или на более выгодных, чем коммерческая (рыночная) стоимость, условиях, оплата товаров или услуг, используемых партией. Эти пожертвования отражаются в бухгалтерском учете политической партии по их рыночной стоимости и включаются в предельные размеры пожертвований, предусмотренные частями (4) и (5).

(2) Денежные пожертвования политической партии осуществляются посредством операций банковской системы (банковская карта, прямой перевод), при этом личность жертвователя указывается в банковском документе. В случае, когда жертвователь не имеет банковского счета и денежные пожертвования производятся наличными, деньги вносятся на банковский счет политической партии. Если деньги вносятся наличными в местонахождении политической партии, физическое лицо подтверждает внесение пожертвования подписанием декларации под собственную ответственность, которая хранится и прилагается к бухгалтерским документам. Форма декларации утверждается Центральной избирательной комиссией.

(3) Накопленные годовые доходы политической партии, полученные от членских взносов и пожертвований, не могут превышать сумму, эквивалентную 0,3 процента доходов государственного бюджета, предусмотренных на соответствующий год.

(4) Физическое лицо может делать пожертвования одной или нескольким политическим партиям. Пожертвования, сделанные физическим лицом одной или нескольким политическим партиям на протяжении бюджетного года, не могут превышать сумму в 200 среднемесячных заработных плат по экономике на соответствующий год. Если физическое лицо является членом партии, в указанную предельную сумму включается также сумма уплаченных им в течение года членских взносов, при этом взносы и пожертвования отражаются раздельно в бухгалтерском учете политической партии и в ее отчете о финансовом менеджменте.

(5) Пожертвования, сделанные юридическим лицом одной или нескольким политическим партиям на протяжении бюджетного года, не могут превышать сумму в 400 среднемесячных заработных плат по экономике на соответствующий год. Юридическое лицо, делающее денежные пожертвования политической партии, должно представить решение своих уполномоченных органов об осуществлении пожертвования, зарегистрировать пожертвование и отразить его в бухгалтерской отчетности, а также проинформировать своих акционеров или участников о проведении таких операций.

(6) Запрещается финансирование, предоставление бесплатных услуг или материальная поддержка в любой форме, прямой и/или непрямой, политических партий:

а) гражданами Республики Молдова в возрасте до 18 лет, гражданами, ограниченно дееспособными или признанными недееспособными окончательным решением судебной инстанции;

b) физическими лицами–гражданами Республики Молдова из доходов, полученных за пределами страны;

c) иностранными гражданами, лицами без гражданства, анонимами или от имени третьих лиц;

d) органами публичной власти, организациями, предприятиями, публичными учреждениями, другими юридическими лицами, финансируемыми из государственного бюджета или имеющими государственный капитал, за исключением случаев, когда предоставление услуг или материальная поддержка прямо предусмотрены законодательством;

e) юридическими лицами, на момент пожертвования имеющими более чем 60-дневную задолженность перед государственным бюджетом, бюджетом государственного социального страхования или фондом обязательного медицинского страхования;

f) юридическими лицами с иностранным или смешанным капиталом, иностранными юридическими лицами;

g) другими странами и международными организациями, в том числе международными политическими организациями;

h) некоммерческими организациями, профсоюзами, благотворительными или религиозными организациями.

(7) Не считаются пожертвованиями работы, предоставляемые политической партии на волонтерской основе в соответствии с законодательством, регулирующим этот вид деятельности.

(8) Каждая политическая партия должна открыть специальный банковский счет, на который переводятся все предоставляемые политической партии денежные взносы, в том числе пожертвования и членские взносы. Реквизиты специального банковского счета размещаются, в случае наличия таковой, на web-странице партии, указываются в годовых отчетах о финансовом менеджменте политической партии и сообщаются Центральной избирательной комиссии.

Статья 27. Финансирование политических партий из государственного бюджета

(1) Политические партии вправе ежегодно получать финансирование из государственного бюджета через Центральную избирательную комиссию в соответствии с утвержденным ею положением. Размер ассигнований на эти цели утверждается законом о государственном бюджете на соответствующий год, их процентная доля составляет не более 0,2 процента доходов государственного бюджета, за исключением предусмотренных законом доходов специального назначения, и распределяется следующим образом:

a) 50 процентов – политическим партиям пропор­ционально результатам, полученным на парламентских выборах;

b) 50 процентов – политическим партиям пропор­ционально результатам, полученным на всеобщих местных выборах.

(2) В случае избирательных блоков ассигнования распределяются по предварительному соглашению членов избирательного блока или, при отсутствии соглашения, в соответствии с количеством мандатов, полученных каждым участником.

(3) Ассигнования из государственного бюджета перечисляются ежемесячно на счета политических партий на условиях и в пропорциях, предусмотренных частью (1), через Центральную избирательную комиссию. В случае утраты или приостановления в соответствии с настоящим законом права на финансирование из государственного бюджета перечисление соответствующих сумм прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено или приостановлено право на финансирование.

(4) Финансовые средства, перечисленные на счета политических партий из государственного бюджета, не использованные в текущем бюджетном году, доступны для использования в последующие годы.

(5) Финансовые средства государственного бюджета, не распределенные политическим партиям в течение года, на который они предусмотрены, недоступны для использования в последующие годы.

(6) Политические партии утрачивают право на ассигнования из государственного бюджета, если:

а) их деятельность ограничена в соответствии со статьей 21 – на весь период ограничения деятельности политической партии;

b) они утрачивают статус юридического лица;

c) они находятся в процессе ликвидации;

d) к ним применена санкция в виде лишения права на ассигнования из государственного бюджета.

(7) Политическая партия, утратившая право на финансирование из государственного бюджета, восстанавливается в этом праве постановлением Центральной избирательной комиссии после устранения причин, обусловивших утрату права на финансирование, или после приведения в исполнение санкции, которой партия была лишена этого права.

(8) В случае реорганизации политической партии, имеющей право на финансирование из государственного бюджета, указанное право передается ее правопреемнику. В случае прекращения деятельности политической партии, пользующейся ассигнованиями из государственного бюджета, причитающиеся ей суммы перераспределяются другим пользующимся ассигнованиями политическим партиям в соответствии с настоящей статьей.

Статья 28. Использование ассигнований из государственного бюджета

(1) На основе решения руководящих органов политических партий ассигнования из государственного бюджета используются по следующему назначению:

а) расходы на содержание помещений;

b) затраты на персонал;

c) расходы на прессу и рекламные материалы;

d) расходы на командировки по стране и за рубеж;

е) расходы на связь;

f) расходы по приему иностранных делегаций;

g) уплата членских взносов в международные организации, членом которых является соответствующая партия;

h) инвестиции в движимое и недвижимое имущество, необходимое для деятельности соответствующей партии;

i) канцелярские расходы;

j) расходы на аудит (внешний/обязательный);

k) расходы на организацию собраний, публичных манифестаций, семинаров и других учебных курсов для членов партии, проводимых на территории страны.

(2) Запрещается использование ассигнований из государственного бюджета по любому иному назначению, кроме предусмотренного частью (1).

(3) Ассигнования из государственного бюджета, использованные по иному, нежели предусмотренное частью (1), назначению, подлежат возврату в государственный бюджет на основе постановления Счетной палаты в размере использованных не по назначению средств.

(4) Получение и использование ассигнований из государственного бюджета отражаются раздельно в бухгалтерском учете политических партий.

(5) Контроль за использованием ассигнований из государственного бюджета осуществляется Счетной палатой в соответствии с законом.

Статья 29. Ежегодные отчеты о финансовом менеджменте политических партий

(1) Политические партии раз в полугодие до 15-го числа последнего месяца отчетного периода и раз в год до 31 марта представляют Центральной избирательной комиссии отчеты о финансовом менеджменте. Политические партии, пользовавшиеся ассигнованиями из государственного бюджета, представляют соответствующие отчеты также Счетной палате.

(2) Отчеты, указанные в части (1), проверяются и анализируются Центральной избирательной комиссией. В целях проверки Центральная избирательная комиссия в пределах своей компетенции запрашивает от политических партий, публичных или частных учреждений необходимые ей сведения. Соответствующие политические партии, публичные или частные учреждения обязаны в двухнедельный срок предоставить запрашиваемые сведения. На основании заявления и с учетом характера запрашиваемой информации данный срок может быть продлен Центральной избирательной комиссией, но в целом не может превышать один месяц.

(3) Сведения из годовых отчетов политических партий о накопленных доходах и произведенных расходах, в том числе о личности жертвователей и о пожертвованных суммах, и существенная информация (выводы) из отчетов (заключений) независимого аудита размещаются на web-странице Центральной избирательной комиссии в течение 48 часов после их получения и принятия, а также, в случае наличия таковых, на web-страницах политических партий.

(4) Центральная избирательная комиссия разрабатывает и утверждает формы ежегодных отчетов о финансовом менеджменте, которые должны содержать следующую информацию:

а) имущество и доходы политической партии, с разбивкой доходов по видам;

b) все переданные политической партии пожертвования, включая сумму пожертвований, личность жертвователя (фамилия/имя полностью, наименование и организационная форма), место проживания/местонахождение, род занятий/место работы или вид деятельности;

c) обязательства и расходы политической партии помимо расходов на избирательную кампанию, разделенные на операционные расходы и расходы по управлению недвижимостью;

d) бухгалтерские данные юридических лиц, учрежденных или иным образом контролируемых политической партией, за соответствующий период.

(5) Центральная избирательная комиссия может запросить представления и иных сведений относительно финансирования политических партий и избирательных кампаний.

Статья 30. Надзор и контроль за финансированием политических партий

(1) Независимым органом, обеспечивающим надзор и контроль за финансированием политических партий, является Центральная избирательная комиссия, созданная и наделенная соответствующими полномочиями согласно Кодексу о выборах и положениям настоящего закона.

(2) В отношении использования полученных политическими партиями ассигнований из государственного бюджета контроль осуществляется также Счетной палатой согласно положениям, регулирующим ее деятельность.

(3) Учреждения, указанные в частях (1) и (2), издают инструкции и подробные руководства по перечислению, приему и учету пожертвований, нефинансовых взносов в пользу политических партий и об их использовании согласно установленному законом назначению, а также по другим аспектам, касающимся финансирования политических партий и избирательных кампаний.

(4) Центральная избирательная комиссия ежегодно до 1 июня представляет Парламенту отчет о финансировании политических партий и избирательных кампаний.

Статья 31. Аудит и проверка отчетов о финансовом менеджменте политических партий

(1) Политические партии, годовой доход или годовые расходы которых превышают один миллион леев, обязаны по меньшей мере раз в три года проводить аудит отчетов о финансовом менеджменте. Аудиторский отчет вместе с годовым отчетом о финансовом менеджменте политической партии направляется Центральной избирательной комиссии, а в случае получения политической партией ассигнований из государственного бюджета – также Счетной палате.

(2) Аудитор выбирается политической партией из числа лиц, последние пять лет не состоявших членами партии и не бывших казначеями в избирательной кампании, а также не исполнявших обязанности бухгалтера или ответственного за финансы в политической партии, в которой проводится аудит.

(3) Аудит отчетов о финансовом менеджменте осуществляется в соответствии с положениями национального законодательства в данной области и национальными и международными стандартами аудита.".

Пункт 4 статьи IV в отношении статей 27–29, 31 вступает в силу с 1 января 2016 года

5. Дополнить закон главой VI-1 следующего содержания:

"Глава VI-1. Ответственность за нарушение положений законодательства по финансированию политических партий

Статья 31-1. Нарушение положений о пожертвованиях

(1) В случае получения политической партией пожертвований с нарушением статьи 26, включая получение пожертвований, превышающих установленные пределы, политическая партия обязана в трехдневный срок с момента поступления пожертвования перечислить в государственный бюджет полученные с нарушением закона суммы или возвратить полученные сверх установленных пределов суммы.

(2) В случае несоблюдения положений части (1) Центральная избирательная комиссия направляет политической партии письменное требование с предложением устранить нарушение и проинформировать о принятых мерах в течение трех рабочих дней со дня направления требования.

(3) Неисполнение требования Центральной избирательной комиссии составляет правонарушение и наказывается в соответствии с Кодексом о правонарушениях.

(4) В случае повторного допущения в течение календарного года нарушения, предусмотренного частью (3), и применения санкций за эти правонарушения Центральная избирательная комиссия принимает постановление о лишении соответствующей партии права на ассигнования из государственного бюджета на период от шести месяцев до одного года.

Статья 31-2. Нарушение положений о финансовом менеджменте политических партий

(1) Составляют нарушение положений о финансовом менеджменте политических партий:

а) нарушение порядка учета и использования имущества политических партий, включая непредставление идентификационных данных жертвователей;

b) непредставление политическими партиями Центральной избирательной комиссии ежегодного отчета о финансовом менеджменте в сроки и в формате, установленном законом, включая представление в отчете неполных данных;

c) использование не по назначению ассигнований из государственного бюджета для политических партий.

(2) Деяния, предусмотренные частью (1), признаются правонарушениями и влекут ответственность в соответствии с Кодексом о правонарушениях.

Статья 31-3. Сообщение о нарушении положений о финансировании и финансовом менеджменте политических партий

(1) Сообщение о нарушении положений о финансировании и финансовом менеджменте политических партий может быть подано любым лицом, имеющим право голоса, или юридическим лицом Республики Молдова, в том числе органами публичной власти или публичными учреждениями, в течение 30 календарных дней с момента обнаружения нарушения.

(2) Сообщение должно содержать идентификационные данные и контактные данные автора сообщения, изложение деяний, предположительно составляющих нарушение, указание доказательств, подтверждающих нарушение, и подпись заявителя.".

Пункт 5 статьи IV в отношении части (4) статьи 31-1 вступает в силу с 1 января 2016 года

Ст.V. – В Кодекс Республики Молдова о правонарушениях №218-XVI от 24 октября 2008 года (Официальный монитор Республики Молдова, 2009 г., №3–6, ст.15), с последующими изменениями, внести следующие изменения и дополнения:

1. Статью 48 изложить в следующей редакции:

"Статья 48. Использование для финансирования политических партий фондов, недекларированных, ненадлежащих или полученных из-за рубежа

(1) Использование политическими партиями фондов, недекларированных, ненадлежащих или полученных из-за рубежа, влечет наложение штрафа на физических лиц в размере от 50 до 150 условных единиц и на должностных лиц в размере от 300 до 500 условных единиц.

(2) Использованные указанным в части (1) образом денежные средства подлежат конфискации и обращаются в доход государственного бюджета.".

2. Дополнить кодекс статьями 48-1 и 48-2 следующего содержания:

"Статья 48-1. Нарушение законодательства об управлении финансовыми средствами политических партий и избирательных фондов

(1) Непредставление конкурентами на выборах отчетов о финансировании избирательной кампании в установленные сроки и в установленном формате влечет наложение штрафа в размере от 100 до 150 условных единиц.

(2) Нарушение порядка учета и использования имущества политических партий и средств избирательного фонда, включая непредставление идентификационных данных о жертвователях, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 100 до 300 условных единиц.

(3) Непредставление политическими партиями отчетов о финансовом менеджменте в сроки и в формате, установленном Центральной избирательной комиссией, включая представление в отчете неполных данных, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 условных единиц.

(4) Использование не по назначению ассигнований из государственного бюджета для политических партий или средств избирательного фонда, если это деяние не является преступлением, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 200 до 500 условных единиц с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года.

(5) Противоправное использование административного ресурса (публичного имущества), включая содействие или согласие с незаконным использованием административного ресурса (публичного имущества), в избирательных кампаниях, если это деяние не является преступлением, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 150 до 400 условных единиц с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года.

Статья 48-2. Неисполнение требования Центральной избирательной комиссии

Неисполнение требования Центральной избирательной комиссии о перечислении в государственный бюджет сумм, полученных политическими партиями или конкурентами на выборах с нарушением закона или с превышением установленных пределов, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 условных единиц с лишением права занимать определенные должности на срок от 3 месяцев до 1 года.".

3. В части (2) статьи 385 цифры "423-6." заменить цифрами "423-7.".

4. В пункте d) статьи 393 цифры "423-6" заменить цифрами "423-7".

5. В части (1) статьи 400 слова "статьями 47–54," заменить словами "статьями 47, 48, частью (5) статьи 48-1, статьями 48-2 – 54,".

6. Часть (1) статьи 423-6 после слов "Правонарушения, предусмотренные" дополнить словами "частью (4) статьи 48-1,".

7. Дополнить кодекс статьей 423-7 следующего содержания:

"Статья 423-7. Центральная избирательная комиссия

(1) Правонарушения, предусмотренные частями (1)–(3) статьи 48-1, устанавливаются Центральной избирательной комиссией в силу полномочий или по сообщениям компетентных органов.

(2) Констатировать правонарушения и составлять протоколы вправе председатель Центральной избирательной комиссии или его заместитель в случае, когда последний замещает председателя комиссии.

(3) Протоколы о правонарушениях передаются для рассмотрения по существу в компетентную судебную инстанцию.".

Ст.VI. – В статью 28 Закона о Счетной палате №261-XVI от 5 декабря 2008 года (Официальный монитор Республики Молдова, 2008 г., №237–240, ст.864), с последующими изменениями, внести следующие изменение и дополнение:

подпункт четвертый пункта а) части (1) дополнить словами ", включая ассигнования из государственного бюджета на финансирование политических партий;";

пункт b) части (3) изложить в следующей редакции:

"b) учреждения, организации, финансируемые из национального публичного бюджета, и политические партии, получающие ассигнования из государственного бюджета;".

Ст.VII. – (1) Настоящий закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением пункта 18 статьи I, пунктов 4 и 5 статьи IV в отношении статей 27–29, 31 и части (4) статьи 31-1, которые вступят в силу с 1 января 2016 года.

(2) Правительству в шестимесячный срок после опубликования настоящего закона привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим законом.

(3) Центральной избирательной комиссии совместно с Министерством финансов в шестимесячный срок после опубликования настоящего закона:

а) разработать и утвердить образец отчета о финансировании политических партий и избирательных кампаний;

b) разработать и утвердить образец журнала учета пожертвований, полученных политическими партиями и конкурентами на выборах.

(4) Центральной избирательной комиссии в шестимесячный срок после опубликования настоящего закона разработать и утвердить акты, необходимые для реализации положений настоящего закона.

Председатель Парламента

Андриан Канду