База данных

Дата обновления БД:

29.05.2020

Добавлено/обновлено документов:

32 / 281

Всего документов в БД:

100513

Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 3 июля 2014 года №122

Об утверждении Концепции реформы Прокуратуры

В соответствии со Стратегией реформы сектора юстиции на 2011–2016 годы, утвержденной Законом №231 от 25 ноября 2011 года, и Планом действий по реализации Стратегии реформы сектора юстиции на 2011–2016 годы, утвержденным Постановлением Парламента №6 от 16 февраля 2012 года, в целях построения доступной и эффективной, профессиональной и социально ответственной системы органов Прокуратуры, соответствующей европейским стандартам, обеспечивающей верховенство закона и соблюдение прав человека, а также в целях укрепления доверия общества к правосудию Парламент принимает настоящий ординарный закон.

Ст.1. – Утвердить Концепцию реформы Прокуратуры, представленную в приложении.

Cт.2. – В целях реализации Концепции реформы Прокуратуры Рабочей группе по доработке Концепции реформирования Прокуратуры и разработке проектов нормативных актов, направленных на реформирование деятельности Прокуратуры (образованной Распоряжением Председателя Парламента DDP/C1 №2 от 15 января 2014 года), разработать и инициировать процесс принятия:

а) проекта Закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Молдова;

b) проекта Закона о Прокуратуре;

c) проектов законов о внесении изменений и дополнений в действующие законодательные акты, касающиеся деятельности Прокуратуры.

Председатель Парламента

Игорь Корман

Приложение

Концепция реформы Прокуратуры

Данный документ является концептуальной основой для разработки проектов законов, направленных на реализацию и продвижение реформы Прокуратуры путем повышения профессионализма и независимости данного института.

Законом №231 от 25 ноября 2011 года Парламент Республики Молдова утвердил Стратегию реформы сектора юстиции на 2011–2016 годы, общей целью которой является построение доступного, эффективного, независимого, прозрачного, профессионального и социально ответственного сектора юстиции, соответствующего европейским стандартам, обеспечивающего верховенство закона и соблюдение прав человека, содействующего укреплению доверия общества к правосудию. Достижение этой цели невозможно без осуществления мер, предусмотренных стратегическим направлением 2.2 пилона II Стратегии, озаглавленным "Повышение профессионализма и независимости прокуратуры".

Принятием Стратегии было признано наличие множества проблем в деятельности системы органов Прокуратуры. В результате установлена необходимость осуществления мер, направленных на:

a) повышение процессуальной независимости прокуроров;

b) обеспечение специализации прокуроров по специальным делам и рассмотрение целесообразности функционирования специализированных прокуратур;

c) закрепление точной компетенции Прокуратуры;

d) усиление и уточнение полномочий Прокуратуры в сфере уголовного правосудия;

e) установление четких и прозрачных критериев и процедур отбора, назначения и продвижения прокуроров;

f) пересмотр порядка назначения Генерального прокурора, усиление его полномочий по реализации политики государства в области уголовного преследования и обеспечение единообразной практики принятия законных решений в рамках уголовного процесса;

g) пересмотр правил, касающихся ответственности прокуроров;

h) укрепление потенциала Высшего совета прокуроров.

В целях реализации намеченных Стратегией задач и осуществления мер, предусмотренных стратегическим направлением 2.2 Плана действий по реализации Стратегии Рабочая группа по разработке проектов законов о деятельности системы органов Прокуратуры, образованная совместным приказом министра юстиции и Генерального прокурора №307/46 от 11 июля 2013 года, и Рабочая группа по доработке Концепции реформирования Прокуратуры и разработке проектов нормативных актов, направленных на реформирование деятельности Прокуратуры, образованная Распоряжением Председателя Парламента DDP/C1 №2 от 15 января 2014 года, разработали и доработали настоящую концепцию, предлагающую решения как проблем, выявленных вышеуказанными программными документами, так и других проблем, касающихся деятельности Прокуратуры.

Концепция реформы Прокуратуры основывается на следующих принципах и целях:

• установление стандартов европейских стран/Европейского Сообщества в организации и деятельности системы органов Прокуратуры;

• укрепление мер стратегического планирования в организации, координации и осуществлении деятельности Прокуратуры;

• исключение из сферы компетенции прокурора некоторых видов деятельности, не связанных с уголовным судопроизводством;

• уточнение компетенций прокурора в уголовном судопроизводстве и точное определение отношений прокурора как субъекта, играющего первостепенную роль в уголовном процессе, и органов уголовного преследования;

• специализация прокуроров;

• обеспечение индивидуализации процесса принятия решений прокурором и искоренение практики подписания актов прокурора вторым лицом;

• сокращение числа вышестоящих прокуроров;

• существенное сокращение повторных проверок законности процессуальных актов в Прокуратуре;

• равноправное и справедливое распределение объема работы между прокурорами;

• рациональное выделение бюджетных средств для деятельности Прокуратуры и органов самоуправления прокуроров.

Настоящая концепция выстроена по следующей структуре:

А. Место и роль Прокуратуры

I. Место Прокуратуры в правовой системе

II. Назначение Генерального прокурора

III. Компетенция Прокуратуры. Полномочия Прокуратуры в гражданском судопроизводстве. Полномочия Прокуратуры в иных областях

IV. Бюджет Прокуратуры

B. Организация и деятельность системы органов Прокуратуры

I. Структура системы органов Прокуратуры, включая Генеральную прокуратуру. Специализация прокуроров

II. Деятельность Прокуратуры как административного органа

III. Институциональная оценка Прокуратуры

C. Функциональная независимость и ответственность прокуроров

I. Общее собрание прокуроров и Высший совет прокуроров

II. Иерархическое подчинение прокуроров

III. Специальные звания прокуроров

IV. Доступ к прокурорской профессии и прокурорская карьера

V. Оценка достижений прокуроров

VI. Дисциплинарная ответственность прокуроров. Инспекция прокуроров

VII. Уголовное преследование прокуроров

D. Социальные гарантии прокуроров

I. Оплата труда прокуроров

II. Право на пенсию и другие гарантии прокуроров

А. Место и роль Прокуратуры

Признанной в международном плане в качестве необходимого элемента реальной и эффективной правовой системы предпосылкой, закрепленной прежде всего в Руководстве ООН о роли прокуроров (1990 г.) и Рекомендациях Совета Европы о роли прокуратуры в системе уголовного правосудия (2000 г.), является функциональный, независимый, автономный и прозрачный институт Прокуратуры. Такие гарантии, как независимость и автономия, предоставляются прокурорам не в их личных интересах, а ради верховенства закона и в интересах тех, кто ищет и добивается правосудия (1).

__________________________

(1) Европейские руководящие принципы по этике и поведению прокуроров ("Будапештские руководящие принципы"), принятые 31 мая 2005 года на Конференции генеральных прокуроров Европы.

I. Место Прокуратуры в правовой системе

Выявленные проблемы:

– неоднозначность действующего законодательства, определяющего место Прокуратуры в системе правоохранительных органов и ее роль;

– недостаточно четкое регулирование деятельности Прокуратуры, что приводит к непоследовательному применению законодательства;

– Прокуратура не воспринимается полностью деполитизированным институтом, а законодательство не предоставляет неоспоримых гарантий независимого и беспристрастного осуществления ею своих функций.

Контекст

1. В отношении места прокуратуры в правовой системе правовая Европа подразделяется на системы, в которых прокуратура полностью независима от парламента и правительства, и системы, в которых прокуратура подчинена одному из этих органов власти, пользуясь тем не менее определенной степенью независимости в действиях. О европейской гармонизации в отношении единой модели прокуратуры пока еще говорить не приходится (2).

__________________________

(2) Рекомендация Rec (2000)19 Комитета Министров Совета Европы о роли прокуратуры в системе уголовного правосудия, Пояснительный меморандум, с.11.

2. Независимо от того, какую модель выбирает отдельное государство, известно, что прокуратура должна играть ключевую роль в обеспечении независимого и беспристрастного функционирования системы уголовного правосудия. Для этого прокуратура должна быть защищена от ненадлежащего вмешательства и влияния, в том числе со стороны законодательной и исполнительной власти. Именно по этой причине континентальная модель причисляет прокуратуру к судебной власти, предоставляя ей право на защиту, обеспечиваемую независимостью правосудия.

3. В Оценочном докладе о Высшем совете прокуроров, подготовленном ОБСЕ в 2009 году, отмечалось, что несмотря на то, что большинство прокуроров системы органов Прокуратуры Республики Молдова работают много и преданы своему делу, все же существует проблема имиджа Прокуратуры.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Концепция реформы Прокуратуры А. Место и роль Прокуратуры I. Место Прокуратуры в правовой системе II. Назначение Генерального прокурора III. Компетенция Прокуратуры. Полномочия Прокуратуры в гражданском судопроизводстве. Полномочия Прокуратуры в иных областях IV. Бюджет Прокуратуры B. Организация и деятельность системы органов Прокуратуры I. Структура системы органов Прокуратуры, включая Генеральную прокуратуру. Специализация прокуроров II. Деятельность Прокуратуры как административного органа III. Институциональная оценка Прокуратуры С. Функциональная независимость и ответственность прокуроров I. Общее собрание прокуроров и Высший совет прокуроров II. Иерархическое подчинение прокуроров III. Специальные звания прокуроров IV. Доступ к прокурорской профессии и прокурорская карьера V. Оценка достижений прокуроров VI. Дисциплинарная ответственность прокуроров. Инспекция прокуроров VII. Уголовное преследование прокуроров D. Социальные гарантии прокуроров I. Оплата труда прокуроров II. Право на пенсию и другие гарантии прокуроров

Закон Республики Молдова от 3 июля 2014 года №122
"Об утверждении Концепции реформы Прокуратуры"

О документе

Номер документа:122
Дата принятия: 03/07/2014
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:19/09/2014
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №275-281, 19 сентября 2014 года, Ст.593.