База данных

Дата обновления БД:

03.12.2021

Добавлено/обновлено документов:

22 / 88

Всего документов в БД:

111438

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 20 декабря 2011 года №27

О контроле конституционности ряда законов об изменении условий обеспечения пенсиями и другими социальными выплатами некоторых категорий работников (Обращения 34a/2010, 36a/2010, 19a/2011, 23a/2011)

Именем Республики Молдова

Конституционный суд в составе:

Александру ТЭНАСЕ, председатель,

Виктор ПУШКАШ,

Елена САФАЛЕРУ, судьи-докладчики,

Думитру ПУЛБЕРЕ,

Петру РАЙЛЯН,

Валерия ШТЕРБЕЦ, судьи,

при участии секретаря судебного заседания Корины Попа,

принимая во внимание обращения, представленные и зарегистрированные 12 октября 2010 года, 19 октября 2010 года, 6 июля 2011 года и 13 июля 2011 года,

рассмотрев указанные обращения в открытом пленарном заседании, учитывая акты и материалы дела,

выносит следующее постановление:

ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Основанием для рассмотрения дела послужило обращение парламентского адвоката Тудора Лазэра о контроле конституционности положений Закона № 100 от 28 мая 2010 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты" (далее - Закон № 100), представленное в Конституционный суд 12 октября 2010 года на основании пункта а) части (1) статьи 135 Конституции, пункта i) части (1) статьи 25 Закона о Конституционном суде и пункта

i) части (1) статьи 38 Кодекса конституционной юрисдикции и принятое к рассмотрению по существу определением от 18 октября 2010 года.

2. 19 октября 2010 года обращение по тому же предмету представил депутат Парламента XVIII созыва Василе Балан, которое было принято к рассмотрению по существу определением от 9 ноября 2010 года и объединено в одно производство с обращением парламентского адвоката Тудора Лазэра.

3. В ходе пленарного заседания от 31 марта 2011 года представитель Парламента на основании положений пункта с) части (1) статьи 59 Кодекса конституционной юрисдикции обратился с просьбой отложить рассмотрение обращений на 30 дней, мотивируя тем, что вскоре Парламент рассмотрит проект закона № 676 от 14 марта 2011 года, затрагивающий положения Закона № 100 от 28 мая 2010 года, которые являются предметом дела, рассматриваемого Конституционным судом. Конституционный суд счел приемлемым ходатайство представителя Парламента об отсрочке заседания на неопределенный срок.

4. 6 июля 2011 года Высшая судебная палата представила обращение о контроле конституционности некоторых положений статей II и III Закона №56 от 9 июня 2011 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты" (далее - Закон № 56), опубликованного в "Monitorul Oficial al Republicii Moldova" № 107-109/280 от 1.07.2011. Принимая во внимание, что обращение касалось положений о пенсиях социального страхования некоторых категорий лиц, Конституционный суд определением от 11 июля 2011 года принял к рассмотрению по существу обращение Высшей судебной палаты и объединил в одно производство с обращениями, указанными в §§1 и 2.

5. 13 июля 2011 года депутат Парламента Сергей Сырбу представил обращение о контроле конституционности статей I, II, III и VIII Закона №56, которое было принято к рассмотрению по существу определением от 18 июля 2011 года и объединено с остальными обращениями, поскольку затрагивает новые условия выплаты пенсий некоторым категориям лиц.

6. Авторы обращений утверждают, в частности, что изменением условий выхода на пенсию ограничиваются социальные права некоторых категорий работников государственной службы, в частности право на пенсию. Оспариваемые положения противоречат гарантиям осуществления права собственности и других принципов, закрепленных статьями 1, 6, 7, 15, 16, 18, 22, 43, 46, 47, 54, 116, 121, 126 Конституции.

7. В процессе рассмотрения обращений Конституционный суд запросил мнения Парламента, Президента Республики Молдова, Правительства, Министерства юстиции, Министерства труда, социальной защиты и семьи, Высшего совета магистратуры, Генеральной прокуратуры, Национальной кассы социального страхования, Службы информации и безопасности, Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, Федерации профсоюзов работников государственных и общественных служб, Национальной конфедерации профсоюзов Молдовы.

8. В открытом пленарном заседании Конституционного суда участвовали авторы обращений - парламентский адвокат Тудор Лазэр и депутат Парламента Сергей Сырбу, представитель Высшей судебной палаты - начальник аппарата председателя Высшей судебной палаты Валентин Ластавецкий. Парламент был представлен главным консультантом в секторе гражданского, торгово-экономического и природоохранного законодательства юридического управления секретариата Парламента Серджиу Кирикэ. Правительство было представлено заместителем министра юстиции Владимиром Гросу, министром труда, социальной защиты и семьи Валентиной Булига, начальником управления социального страхования Министерства труда, социальной защиты и семьи Лаурой Греку и заместителем директора главного управления по контролю и применению законодательства о социальных правах Национальной кассы социального страхования Светланой Векверт.

ПРИМЕНИМОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

9. Применимые положения Конституции (M.O. № 1/1, 1994): Статья 1 Государство Республика Молдова

"[...] (3) Республика Молдова - демократическое правовое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются." Статья 7 Конституция - высший закон

"Конституция Республики Молдова является ее высшим законом. Ни один закон или иной правовой акт, противоречащие положениям Конституции, не имеют юридической силы." Статья 15 Универсальность

"Граждане Республики Молдова пользуются правами и свободами, закрепленными Конституцией и другими законами, и имеют предусмотренные ими обязанности." Статья 16 Равенство

"1) Уважение и защита личности составляют первостепенную обязанность государства.

(2) Все граждане Республики Молдова равны перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения." Статья 18 Защита граждан Республики Молдова

"(1) Граждане Республики Молдова пользуются защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами." Статья 22 Необратимость закона

"Никто не может быть осужден за действия или за бездействие, которые в момент их совершения не составляли преступления. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в момент совершения преступления." Статья 43 Право на труд и защиту труда

"Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые и удовлетворительные условия труда, а также право на защиту от безработицы." Статья 46 Право частной собственности и ее охрана

"(1) Право частной собственности, а также долговые обязательства, взятые на себя государством, гарантируются.

(2) Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в случае установленной законом общественной необходимости при условии справедливого и предварительного возмещения.[...]" Статья 47 Право на социальное обеспечение и защиту

"(1) Государство обязано принимать меры для обеспечения любому человеку достойного жизненного уровня, потребного для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, в том числе пищи, одежды, жилища, медицинского ухода и необходимого социального обслуживания.

(2) Граждане имеют право на социальное обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или в других случаях утраты средств к существованию по не зависящим от них обстоятельствам." Статья 54 Ограничение осуществления прав или свобод

"(1) В Республике Молдова не могут быть приняты законы, запрещающие или умаляющие права и основные свободы человека и гражданина.

(2) Осуществление прав и свобод не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом, соответствуют общепризнанным нормам международного права и необходимы в интересах национальной безопасности, территориальной целостности, экономического благосостояния страны, общественного порядка, в целях предотвращения массовых беспорядков и преступлений, защиты прав, свобод и достоинства других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

(3) Положения части (2) не допускают ограничения прав, провозглашенных в статьях 20-24.

(4) Ограничение должно соответствовать обстоятельству, вызвавшему его, и не может затрагивать существование права или свободы." Статья 116 Статус судей

"(1) Судьи судебных инстанций независимы, беспристрастны и несменяемы согласно закону.[...]" Прокуратура Статья 124 Полномочия и структура

"(1) Прокуратура представляет общие интересы общества и защищает правопорядок, а также права и свободы граждан, руководит уголовным преследованием и осуществляет его, представляет в соответствии с законом обвинение в судебных инстанциях. [...]" Статья 126 Экономика

"(1) Экономика Республики Молдова является рыночной, социально ориентированной, основанной на частной и публичной собственности и свободной конкуренции.

(2) Государство должно обеспечивать:

[...] g) увеличение количества рабочих мест, создание необходимых условий для повышения жизненного уровня; [...]"

10. Применимые положения Закона №489-XIV от 8 июля 1999 года о государственной системе социального страхования (M.O. №1-4/2, 2000): Статья 1 Используемые понятия

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Постановление Конституционного суда Республики Молдова от 20 декабря 2011 года №27
"О контроле конституционности ряда законов об изменении условий обеспечения пенсиями и другими социальными выплатами некоторых категорий работников"

О документе

Номер документа:27
Дата принятия: 20/12/2011
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:20/12/2011
Органы эмитенты: Судебные органы

Опубликование документа

Monitorul 06.01.2012 Oficial Nr. 1-6 статья № : 1