База данных

Дата обновления БД:

30.05.2020

Добавлено/обновлено документов:

38 / 270

Всего документов в БД:

100545

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 31 мая 2007 года №605

Об утверждении Национальной стратегии о политиках занятости рабочей силы на 2007-2015 годы

В целях улучшения ситуации на рынке рабочей силы, продвижения активных политик, достижения наиболее полной занятости и снижения безработицы, повышения качества и производительности труда, консолидации социального единства и социального вовлечения, особенно путем пресечения любых форм дискриминации на рынке труда, Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Национальную стратегию о политиках занятости рабочей силы на 2007-2015 годы согласно приложению N 1.

2. Министерствам и другим центральным административным органам при участии представителей патронатов и отраслевых профсоюзов ежегодно:

разрабатывать и представлять до 15 октября Министерству экономики и торговли предложения по проекту Национального плана действий по занятости рабочей силы;

разрабатывать и утверждать до 1 ноября отраслевые планы действий по занятости рабочей силы с указанием конкретных мер, подлежащих реализации, сроков и ответственных за выполнение;

принимать эффективные меры по полной реализации направляющих линий, предусмотренных в cтратегии;

информировать до 10 февраля Министерство экономики и торговли о ходе выполнения положений cтратегии, в том числе о необходимости изменения или дополнения намеченных задач.

3. Рекомендовать органам местного публичного управления ежегодно разрабатывать территориальные планы действий по занятости рабочей силы с указанием конкретных мер, подлежащих выполнению, сроков и ответственных лиц, а также принимать эффективные меры по полной реализации задач, предусмотренных в cтратегии.

4. Министерству экономики и торговли:

разрабатывать ежегодно на основании предложений центральных отраслевых органов публичного управления и органов местного публичного управления Национальный план действий по занятости рабочей силы с учетом задач, предусмотренных в cтратегии, и имеющихся финансовых средств, и представлять его в установленном порядке Правительству на рассмотрение до 10 декабря;

обобщать материалы, представляемые центральными отраслевыми органами публичного управления и органами местного публичного управления, организовать мониторинг и оценку реализации cтратегии и представлять Правительству соответствующую информацию ежегодно до 30 марта;

совместно с Национальным бюро статистики принять необходимые меры по совершенствованию или, в случае необходимости, по разработке новых показателей оценки влияния политик, предусмотренных в cтратегии, на рынок рабочей силы с учетом их гармонизации с европейскими стандартами.

5. Центральным отраслевым органам публичного управления и органам местного публичного управления в месячный срок после утверждения cтратегии внести изменения в отраслевые и территориальные планы занятости рабочей силы на 2007 год и представить соответствующие предложения Министерству экономики и торговли.

6. Министерству экономики и торговли на основании предложений центральных отраслевых органов публичного управления и органов местного публичного управления в 2-месячный срок после утверждения cтратегии внести изменения в План действий по занятости рабочей силы на 2007 год.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики и торговли.

8. Признать утратившими силу некоторые постановления Правительства согласно приложению N 2.

 

Премьер-министр

Василе Тарлев

Контрассигнуют:

министр экономики и торговли

Игорь Додон

министр финансов

Михаил Поп

Приложение №1

к Постановлению Правительства №605 от 31 мая 2007 года

Национальная стратегия о политиках занятости рабочей силы на 2007-2015 годы

I. Введение

Национальный рынок рабочей силы является неотделимой частью экономической системы в целом и в полной мере отражает тенденции ее развития. К ним относятся высокий уровень безработицы, неэффективная система социальной защиты на рынке труда, неэффективное использование рабочей силы и имеющиеся резервы в организации системы оплаты труда. Рассеивание значительной части рабочей силы обусловлено миграцией, выполнением некоторых видов оплачиваемой работы в "теневом секторе" экономики, неполной занятостью и экономической обескураженностью трудоспособного населения.

Ратификация основных конвенций (в том числе восьми базовых) Международной организации труда (в дальнейшем - МОТ) и присоединение к различным международным организациям вызывает необходимость принятия четких решений по продвижению национальной политики занятости рабочей силы. В контексте европейской интеграции Республика Молдова пересматривает и приводит в соответствие с европейскими стандартами национальное законодательство. Таким образом, участие Молдовы наряду с другими странами-членами Пакта стабильности в Юго-Восточной Европе в проекте "Пересмотр политик занятости рабочей силы в странах Пакта стабильности в Юго-Восточной Европе" ("Employment policy reviews for Stability Pact countries of South-Eastern Europe") свидетельствует о способности государства внедрять международные стандарты в области труда, в том числе положений Конвенции МОТ N 122 от 9 июля 1964 года о политике в области занятости, Конвенции N 111 от 25 июня 1958 года о дискриминации в области труда и занятий и Конвенции N 100 от 29 июня 1951 года о равном вознаграждении мужчин и женщин за равноценный труд.

Разработка настоящей стратегии обусловлена необходимостью гармонизации национальной политики с пересмотренной Европейской стратегией занятости, с рекомендациями Совета Европы и Международной организации труда. Стратегия предусматривает четыре главные долгосрочные задачи:

консолидация долгосрочного экономического роста и создание новых рабочих мест, внедрение механизмов снижения уровня бедности путем усиления социальной сплоченности и солидарности в области политик занятости рабочей силы и эффективного и прозрачного управления имеющимися ресурсами;

повышение уровня конкурентоспособности Республики Молдова на международном рынке с точки зрения стоимости рабочей силы, мобильности, профессиональной квалификации и способности человеческих ресурсов адаптироваться к требованиям гибкого рынка рабочей силы;

гармонизация трудового законодательства Республики Молдова с законодательством Европейского Союза, приравнивание к европейским стандартам в области экономического и человеческого развития и обеспечение государством минимальных гарантий гражданам страны в соответствии с ратифицированными конвенциями;

приведение национального законодательства в области регулирования труда в соответствие с целями и стандартами Пересмотренной европейской стратегии занятости.

Настоящая стратегия определяет цели, намечает специфические направления, процессы мониторинга, финансирования и оценки политик. Матрица политик занятости конкретизирует основные среднесрочные и долгосрочные действия, ответственных за их выполнение, показатели измерения полученных результатов. Цели стратегии будут служить основой для разработки отраслевых стратегий и годовых планов действий в области занятости, выполнению которых будут содействовать все заинтересованные органы публичного управления, организации гражданского общества, имеющие опыт в данной области, международные организации, профсоюзы, патронаты и другие социальные партнеры.

Являясь одной из предпосылок социальной сплоченности и интеграции, повышение уровня занятости будет достигаться за счет обеспечения всем гражданам доступа к трудоустройству на основе принципа свободного выбора, путем создания высокопрофессионального человеческого капитала и достойно оплачиваемых и продуктивных рабочих мест в частном и государственном секторах экономики. Стратегия будет внедряться социальными партнерами в течение 2007-2015 годов с использованием имеющихся публичных финансовых средств, финансового и технического содействия международных организаций, технической экспертизы и человеческого капитала организаций гражданского общества.

Внедрение в жизнь настоящей стратегии будет содействовать:

повышению уровня занятости и увеличению реальной заработной платы, а в результате - увеличению доходов населения, повышению уровня жизни и устойчивому снижению уровня бедности;

устранению нарушения равновесия на рынке рабочей силы, расширению возможностей переориентации экономически активного населения на новые сферы труда;

предупреждению массового увольнения работников, сокращению безработицы и увеличению количества новых рабочих мест, уменьшению социальных последствий, порождаемых увольнением рабочей силы;

развитию человеческого потенциала через реформирование системы повышения квалификации, переквалификации и увеличения мобильности рабочей силы.

Настоящая стратегия разработана с учетом целей, предусмотренных в Стратегии экономического роста и снижения уровня бедности на 2004-2006 годы, Плане действий Республика Молдова - Европейский Союз, Целях развития тысячелетия, Национальной программе "Satul Moldovenesc", других отраслевых и секторальных стратегиях. Внедрение возможно только при сохранении высоких темпов экономического роста, при условии структурного развития и экономического роста частного сектора, через всестороннее сотрудничество Правительства с его партнерами, в том числе из частного сектора, и создания последовательной стабильной институциональной базы. Гармонизированная с европейскими принципами и стандартами, эта институциональная база будет содействовать формированию экономического и социального климата, благоприятного для экономического развития и повышения конкурентоспособности на международной арене.

II. Стратегический анализ рынка труда

2.1. Демографическое положение

По положению на 1 января 2006 года, население страны (за исключением восточных районов) составляло 3589,3 тыс. человек, из них около 47,9% мужчин и 52,1% женщин. Согласно предварительным данным на 1 января 2007 года стабильное население составило 3581,1 тыс. человек. Молдова является европейской страной с самым низким уровнем урбанизации, в городской местности проживает только 41,4% населения. Такое распределение населения по месту проживания в значительной степени сказывается на политике занятости рабочей силы, которая проявляется созданием рабочих мест как в сельской местности, так и в производственных секторах, альтернативных сельскому хозяйству.

Республика Молдова переживает ярко выраженный демографический кризис, который в значительной степени отразится на рынке труда в будущем. Этот кризис обусловлен демографическим переходным периодом, который отмечается и в мировом масштабе (снижение рождаемости наряду с ростом уровня детской смертности). Последствия демографического переходного периода усугубились и сложностями экономического переходного периода и миграцией населения.

На протяжении последних 15 лет отмечается постоянный рост коэффициента старения населения - от 12,8 в 1990 году до 14,0 в 2005 году (коэффициент старения означает число лиц в возрасте 60 лет и старше на 100 жителей). Особенно быстро процесс старения прогрессирует в сельской местности. Удельный вес молодого населения (до 15 лет) стремительно снизился с 23,8% в 2000 году до 19,0% в 2005 году.

Рост коэффициента старения и естественное сокращение населения приведут к снижению к 2015 году более чем на 5-6% общей численности населения и лиц трудоспособного возраста. Быстрое старение населения наряду с низкой мобильностью рабочей силы сопряжено с серьезными последствиями, увеличением в будущем финансового бремени на государственную систему пенсионного обеспечения и здравоохранения. Если экономический рост продолжится и можно будет вернуться к уровню производства, достигнутому в конце 80-х годов, Молдова столкнется с фактом отсутствия рабочей силы.

2.2. Занятость рабочей силы

Рынок рабочей силы в Республике Молдова еще находится в переходном периоде, не является гибким и порождает серьезное нарушение равновесия в структуре, территориальном аспекте, видах занятости и профессиональных навыках. Он включает как механизмы, унаследованные от социалистической экономики, так и элементы, присущие рыночной экономике. В последние годы на рынке труда отмечается тенденция к стабилизации некоторых показателей в области занятости.

В неформальном секторе экономики работало 10,7% общего количества занятого в экономике населения, а 35,4% имели неформальное рабочее место. Из числа неформально занятых лиц треть составили служащие, в то же время 16,2% общего числа служащих имели неформальное рабочее место.

Структура занятого населения согласно профессиональному статусу и оценкам, проведенным в IV квартале 2006 года, свидетельствует о том, что служащие составили 65,9% общего числа занятых, что на 5,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Работающие за свой счет составили 30,7% общего числа занятого населения. Работодатели составили 1,0% общего количества занятого населения, из них 54,1% работали в сфере торговли.

На протяжении 2005-2006 годов был принят ряд активных мер, имеющих целью повышение уровня занятости рабочей силы, в том числе из рядов молодежи, а именно: предоставление кредитов из Фонда занятости населения на выгодных условиях, поддержка мобильности рабочей силы, стимулирование работодателей за принятие на работу выпускников учебных заведений, обучение которых было финансировано за счет средств государственного бюджета, оплачиваемые общественные работы и т.д.

Основная задача пассивных мер, принятых в 2005-2006 годах, состояла в расширении категорий получателей пособий по безработице. Начиная с 1 июля 2005 года эти категории были расширены и в настоящее время пособие по безработице могут получать лица, которые прервали трудовую деятельность по собственной инициативе.

Целью пассивных мер по социальной защите безработных является материальная поддержка лиц, находящихся в поисках рабочего места, путем предоставления пособия по безработице и выплат социального страхования, пособия по профессиональной интеграции и реинтеграции, единовременного пособия лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

2.3. Проблема безработицы

Согласно оценкам, произведенным в IV квартале 2006 года, уровень безработицы (соотношение безработных согласно Международному бюро труда к активному населению) по стране составил 5,6%. В то же время структурная безработица очень сильно варьирует в зависимости от места проживания. Наиболее сложная ситуация в данной области отмечается в небольших городах Молдовы, которые в советское время зависели от относительно небольшого числа промышленных предприятий. Значительный удельный вес безработных с длительным сроком безработицы в маленьких городах отрицательно сказывается на человеческом потенциале, что ведет к потере профессиональных навыков и обескураженности безработных, имевших прежде высокий уровень квалификации, который все сильнее отстает от технического развития.

На рынке труда можно четко разграничить несколько категорий населения, наиболее сильно подверженных риску безработицы. Речь идет о молодежи и некоторых социально уязвимых категориях, а также о женщинах, которые после периода отсутствия, мотивированного нахождением в отпуске по уходу за ребенком, появляются на рынке труда, лицах с физическими или умственными недостатками, лицах без постоянного места жительства, лицах, освобожденных из мест лишения свободы и учреждений социальной реабилитации, лицах, страдающих наркотической зависимостью, бывших военнослужащих и т.д.

2.4. Оплата труда

Важным элементом, характеризующим качество рабочей силы на рынке труда, является цена рабочей силы, в которой доля заработной платы является преобладающей. Политики, реализованные в области оплаты труда в 2001-2006 годы, позволили увеличить номинальные заработные платы в 4,1 раза, в том числе в реальном секторе в 4,2 раза, а в бюджетной сфере в 3,8 раза. В этом периоде реальная заработная плата возросла в 2,3 раза. Несмотря на реальный рост, номинальная заработная плата в Молдове остается крайне низкой как по сравнению с периодом, предшествующим переходному, так по сравнению с другими странами региона.

Существующая законодательная база в области оплаты труда предоставляет максимальную независимость предприятиям реального сектора экономики, в которых уровень заработной платы зависит от располагаемых финансовых средств. Для этих предприятий государство устанавливает только минимальные гарантии в области оплаты труда. Для бюджетных учреждений оплата труда полностью регулируется государством и зависит от финансовых средств, предусмотренных в бюджете на соответствующий год.

2.5. Профессиональная подготовка в учреждениях

Подготовка достаточного числа специалистов высокой квалификации и квалифицированных рабочих является первоочередной задачей для консолидации конкурентоспособного потенциала человеческих ресурсов, необходимых современному рынку труда. В 2001-2006 годах число трудоустроенных молодых специалистов не превысило уровень 15,1% общего числа выпускников дневных отделений университетов, а по колледжам этот показатель составил от 29 до 49%, преимущественно были распределены молодые специалисты в области педагогики и медицины. В 2006 году было трудоустроено 13,6% общего числа выпускников дневного отделения учебных заведений.

В последние годы усилился процесс подготовки кадров, в том числе в системе среднего профессионального образования. Вместе с тем еще остались отрицательные тенденции в подготовке кадров, и наблюдается пассивность экономических агентов по отношению к организации обучения человеческих ресурсов, в том числе при подготовке кадров на основе заключения договоров с учебными заведениями высшего, среднего специального и профессионального образования.

Процесс подготовки в области предпринимательства, как учащихся и студентов в образовательных учреждениях, так и взрослого населения, неэффективен. Курсы непрерывной профессиональной подготовки специалистов носят академический характер. Не приняты во внимание специфические особенности малого и среднего бизнеса. Отмечается слабая согласованность между учреждениями по обучению и частным сектором относительно оценки текущих требований профессиональных навыков на рынке труда.

В настоящей стратегии акцент в профессиональной подготовке безработных ставится на ремесла (профессии), преимущественно востребованные на рынке труда экономическими агентами, а также на ремесла, профессии, которые позволят безработным после окончания курсов инициировать предпринимательскую деятельность. B 2006 году было трудоустроено 69% из числа обученных безработных.

III. Законодательная, институциональная и финансовая база рынка труда

Рынок труда в Республике Молдова регулируется целым рядом актов, большая часть которых (около 30 законодательных и нормативных актов) была разработана и утверждена в 2001-2006 годы (приложение N 1 к настоящей стратегии). Среди наиболее важных документов следует отметить законодательные акты в области занятости населения и социальной защиты лиц, находящихся в поиске работы, миграции, обеспечения равных возможностей женщинам и мужчинам, Трудовой кодекс, изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях, которыми закреплена административная ответственность за нарушение законодательства о занятости рабочей силы.

Для эффективной реализации политик на рынке рабочей силы утвержден ряд нормативных актов по усовершенствованию регуляторной базы проведения активной политики, в частности в области стимулирования мобильности рабочей силы, профессиональной ориентации, обучения, профессиональной интеграции или реинтеграции, поддержки в вопросах, связанных с карьерным ростом, привлечения безработных к выполнению общественных работ и пр. Ряд нормативных актов направлен на приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами и внедрение положений ратифицированных конвенций МОТ.

Разработка и продвижение государственной политики в области занятости рабочей силы, защиты труда и трудовых отношений, а также регулирование миграционных процессов являются обязанностями, возложенными на Министерство экономики и торговли. Политики, проводимые в области профессиональной подготовки и обучения, возложены на Министерство просвещения и молодежи.

Финансовые средства для реализации государственной политики в области занятости рабочей силы в большей части выделяются через Фонд занятости населения, который утверждается законом о бюджете государственного социального страхования на соответствующий год. В 2006 году для Фонда занятости населения были утверждены расходы в сумме 46,9 млн. леев. Основную долю расходов в общей сумме средств Фонда занятости населения составляют расходы на предоставление пособия по безработице и социальных пособий безработным - 41,6%, расходы на профессиональную подготовку безработных - 20,3%. Из общей суммы средств Фонда занятости населения за счет государственного бюджета 1,9 млн. леев, или 4,1%, предусмотрено для финансирования мер по социальной защите незастрахованных безработных и мер, направленных на стимулирование работодателей за трудоустройство выпускников.

IV. Ключевые проблемы рынка рабочей силы

В процессе постоянного анализа рынка рабочей силы выявлен ряд ключевых проблем, которые в сложившихся условиях требуют поиска новых решений как на среднесрочный, так и на долгосрочный период, а также привлечения значительных усилий и средств. Такими проблемами являются следующие:

большое число рабочих мест с низкой производительностью труда и недостаточным уровнем оплаты труда, не привлекательных для трудоспособного населения;

высокий удельный вес неформальной деятельности в ряде производственных секторов и отраслей;

высокий удельный вес населения, занятого в сельском хозяйстве;

высокий уровень безработицы среди молодежи;

высокий уровень безработицы с длительным периодом;

миграция квалифицированной рабочей силы за рубеж;

невовлечение экономических агентов в процесс профессиональной подготовки рабочей силы и подготовка кадров без учета спроса на рынке труда;

низкие возможности структур Национального агентства занятости населения (в дальнейшем - агентство) по оказанию качественных услуг в требуемых объемах в целях интеграции населения на рынке труда;

пассивное участие экономических агентов в декларировании свободных вакансий структурам агентства;

неблагоприятная демографическая эволюция, проявляющаяся в сокращении численности и старении населения, усиливаемая миграцией рабочей силы;

отсутствие адекватной системы мониторинга и прогнозирования рынка рабочей силы;

недостаточное участие социальных партнеров в разработке и продвижении политик занятости рабочей силы.

V. Стратегические цели занятости рабочей силы

Главная цель настоящей стратегии состоит в обеспечении более полной, устойчивой и продуктивной занятости рабочей силы, а также в достижении достойного уровня оплаты труда человеческих ресурсов. Данная цель будет достигнута в результате выполнения трех задач, согласованных с Пересмотренной европейской стратегией занятости:

увеличение числа рабочих мест;

улучшение качества и повышение производительности труда;

укрепление социальной солидарности и социального вовлечения, главным образом путем пресечения любых форм дискриминации на рынке труда, в том числе по половому принципу, и устранения региональных различий в занятости рабочей силы.

Политики занятости будут содействовать предупреждению последствий структурной безработицы, поощрению участия рабочей силы, в том числе молодежи, и повышению эффективности политики интеграции и реинтеграции на рынке рабочей силы путем применения комплекса поощрительных мер.

Задачи настоящей стратегии соответствуют установленным в Лиссабоне для государств-членов Европейского Союза задачам по реализации Пересмотренной европейской стратегии занятости. Промежуточные и конечные результаты внедрения политик занятости рабочей силы представлены в приложении N 2 к настоящей стратегии.

VI. Направления, специфичные для занятости рабочей силы

6.1. Усиление активных и предупредительных мер в отношении безработных и неактивных лиц

Цель: повышение уровня занятости рабочей силы и снижение уровня безработицы на основе активных и предупредительных мер.

Направления политик:

создание необходимых условий для того, чтобы каждый человек, которому угрожает безработица или который находится в начале периода безработицы, мог воспользоваться активными мерами и конкретными услугами, адаптированными к его собственным потребностям, с тем чтобы предотвратить трансформацию циклической, сезонной или фрикционной безработицы в долгосрочную структурную безработицу (через обучение и переподготовку, консультирование и профессиональную ориентацию, трудовую практику);

повышение пособия по безработице наряду с установлением более жестких условий для его получения: доказательство явной готовности к профессиональной переквалификации, к занятию имеющихся вакансий;

увеличение объемов государственных финансовых средств, выделяемых для реализации активных и предупредительных мер по интеграции на рынке труда, уделяя особое внимание социально уязвимым категориям лиц;

информатизация системы посредничества на рынке труда, усовершенствование сотрудничества с частными агентствами занятости населения, более эффективный сбор и систематизация данных о рынке рабочей силы по категориям (возраст, пол, регион, образование, социально-экономический статус) и создание эффективной системы анализа и прогнозирования;

повышение эффективности, степени охвата и соответствия программ профессиональной ориентации, а также консультирования, предоставляемых агентством согласно требованиям рынка труда, более эффективный мониторинг и периодическая оценка данных программ;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Постановление Правительства Республики Молдова от 31 мая 2007 года №605
"Об утверждении Национальной стратегии о политиках занятости рабочей силы на 2007-2015 годы"

О документе

Номер документа:605
Дата принятия: 31/05/2007
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:15/06/2007
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Monitorul Oficial №82-85 от 15 июня 2007 года