Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Утратил силу

Документ утратил силу в соответствии с Законом Республики Молдова 16.07.2010 №200

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 6 декабря 2002 года №1518-XV

О миграции

(по состоянию на 4 июня 2010 года)

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего закона следующие основные понятия используются в значении:

миграция - территориальное перемещение лиц, сопровождаемое изменением места жительства;

иностранный гражданин - лицо, не являющее гражданином Республики Молдова и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства;

лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Республики Молдова и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства;

иммигрант - иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые получили право постоянного или временного проживания в Республике Молдова и теряют этот статус одновременно с выездом с территории страны или с получением гражданства Республики Молдова в соответствии с действующим законодательством;

эмигрант - гражданин Республики Молдова, который выезжает за ее пределы с целью постоянного или временного проживания на территории другого государства;

трудовая миграция - добровольный выезд за границу граждан Республики Молдова, а также добровольный въезд иностранных граждан или лиц без гражданства на территорию Республики Молдова с целью осуществления трудовой деятельности;

трудящийся иммигрант - иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые в соответствии с настоящим законом имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории Республики Молдова;

трудящийся эмигрант - гражданин Республики Молдова, который постоянно проживает на ее территории и добровольно выезжает в другую страну с целью осуществления трудовой деятельности в соответствии с законом;

командированный работник - работник, направленный иностранным работодателем с местонахождением на территории другого государства для осуществления трудовой деятельности в Республике Молдова, или работник, направленный работодателем из Республики Молдова для осуществления трудовой деятельности на территории другого государства, при условии сохранения за ними статуса работника, нанятого работодателем страны происхождения (заработная плата выплачивается работодателем, который его командировал);

приграничная миграция - перемещение лиц с территории Республики Молдова на территорию другого государства или с территории другого государства на территорию Республики Молдова в приграничных зонах с целью осуществления трудовой деятельности на контрактной основе при условии постоянного проживания на территории страны, гражданами которой данные лица являются, и ежедневного или, по крайней мере, еженедельного возвращения на постоянное место жительства;

незаконная миграция - въезд в Республику Молдова, пребывание в ней и выезд с ее территории с нарушением действующего законодательства Республики Молдова;

репатриант - гражданин Республики Молдова и (или) лицо, родившееся в Республике Молдова, и его потомки, а также лицо, ранее постоянно проживавшее в Республике Молдова не менее десяти лет и имеющее право переехать на постоянное место жительства в Республику Молдова в соответствии с законом;

иммиграционное свидетельство - официальный документ, подтверждающий статус иммигранта для иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Республики Молдова, выданный в соответствии с законом;

разрешение на трудоустройство - официальный документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять трудовую деятельность на территории Республики Молдова, выданный в соответствии с законом;

подтверждение о репатриации - официальный документ, подтверждающий статус репатрианта на территории Республики Молдова, выданный в соответствии с законом;

вид на жительство - официальный документ, выданный в соответствии с законом иностранному гражданину или лицу без гражданства и подтверждающий легальное проживание их на территории Республики Молдова;

трудовая иммиграционная квота - предельное число иностранных граждан и лиц без гражданства, которым разрешена иммиграция в Республику Молдова в целях осуществления трудовой деятельности, исчисляемое ежегодно в зависимости от потребностей национальной экономики;

интегрированная автоматизированная информационная система в области миграции - система учета, контроля и изучения развития миграционных процессов.

Статья 2. Предмет регламентирования

Настоящий закон регламентирует отношения, возникающие в области миграции в Республике Молдова, в соответствии с Конституцией Республики Молдова и нормами международного права.

Статья 3. Принципы миграции

Принципами миграции являются:

a) соблюдение основных прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией Республики Молдова, иными нормативными актами и международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова;

b) обеспечение соответствия законодательства Республики Молдова в области миграции общепризнанным нормам международного права;

c) обеспечение каждому гражданину Республики Молдова права на свободное передвижение;

d) недопустимость дискриминации, ограничения прав и свобод по признаку расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения либо по любому иному признаку;

e) соблюдение законодательства Республики Молдова мигрантами, репатриантами и беженцами.

Статья 4. Задачи закона

Основными задачами настоящего закона являются:

a) регламентация миграционных процессов в Республике Молдова;

b) обеспечение соблюдения прав и законных интересов мигрантов;

c) обеспечение социальной защиты мигрантов;

d) содействие обеспечению национальной безопасности, безопасности государственной границы и соблюдению интересов государства в условиях развития миграционных процессов;

e) обеспечение контроля миграции на государственной границе и соблюдения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны;

f) предотвращение и пресечение нелегальной миграции и торговли людьми.

Статья 5. Законодательство о миграции

(1) Законодательство о миграции включает Конституцию Республики Молдова, настоящий закон, другие нормативные акты и международные договоры, одной из сторон которых является Республика Молдова.

(2) Если международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, устанавливаются иные, чем содержащиеся в настоящем законе, положения, применяются в приоритетном порядке положения международных договоров.

Статья 6. Сфера применения закона

(1) Действие настоящего закона распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Молдова, физических и юридических лиц независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, органы публичного управления, граждан Республики Молдова, эмигрирующих за границу, лиц, ходатайствующих о получении или получивших статус репатрианта.

(2) Под действие настоящего закона не подпадают следующие категории лиц:

a) персонал дипломатических миссий и консульских представительств, аккредитованных в Республике Молдова, с членами семей;

b) персонал постоянных миссий и представительств международных организаций, находящихся в Республике Молдова, с членами семей;

с) иностранные корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Республике Молдова;

d) лица, для которых на основании международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова, установлен иной порядок легализации на ее территории.

(3) Статус беженцев и лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, регламентируется Законом о статусе беженцев N 1286-XV от 25 июля 2002 года и международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова.

Глава II КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ

Статья 7. Компетенция органов публичной власти

(1) Миграционная политика Республики Молдова проводится органами публичной власти в пределах их полномочий, предусмотренных Конституцией Республики Молдова и действующим законодательством.

(2) Реализация миграционной политики возложена на Министерство внутренних дел и Министерство труда, социальной защиты и семьи, которые выполняют функции управления, координирования и регламентирования миграционных процессов, включая трудовую миграцию, через свои специализированные подразделения в сотрудничестве с другими центральными отраслевыми органами публичного управления, учреждениями и неправительственными организациями, осуществляющими деятельность в данной области.

Статья 8. Функциональная компетенция Министерства внутренних дел и Министерства труда, социальной защиты и семьи в области управления, координирования и регламентирования миграционных процессов

(1) В функциональную компетенцию Министерства внутренних дел входит:

а) разработка, проведение и реализация единой государственной политики в области миграции и беженцев;

b) разработка и внесение предложений по приоритетным направлениям государственной миграционной политики, стратегии развития и методам проведения реформы в области миграции и беженцев;

c) прогнозирование миграционного потока, управление им и мониторинг;

d) внедрение и мониторинг применения международных правовых инструментов в области миграции и беженцев, а также приведение национального законодательства в данной области в соответствие с международными стандартами;

e) представление Правительства в установленном порядке в отношениях с международными организациями, занимающимися вопросами миграции и беженцев, и установление основ многостороннего сотрудничества в данной области, а также взаимодействие с международными организациями, их представительствами и аналогичными органами других государств в целях решения проблем в области миграции и беженцев;

f) сотрудничество с дипломатическими миссиями и экономическими представительствами Республики Молдова за рубежом, с дипломатическими миссиями и экономическими представительствами, аккредитированными в Республике Молдова, в целях реализации совместных проектов и программ в области миграции и беженцев;

g) разработка и внедрение механизмов режима пребывания в Республике Молдова иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища в Республике Молдова, и беженцев;

h) надзор, контроль, мониторинг и анализ соблюдения законодательства в области миграции и беженцев, других нормативных актов, связанных с данной проблематикой;

i) создание, администрирование и развитие интегрированной автоматизированной информационной системы в области миграции, совершенствование эксплуатации базы данных относительно всех категорий мигрантов, лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища, и беженцев, обеспечение в пределах полномочий функционирования региональных и международных механизмов обмена данными в области миграции, в том числе разработанных и внедренных Международной организацией по миграции, Верховным комиссариатом Организации Объединенных Наций по делам беженцев, Международной организацией труда, Евродатом, Евростатом, Евродаком и др;

j) предоставление статуса иммигранта или репатрианта, выдача, продление или аннулирование иммиграционных свидетельств иностранным гражданам и лицам без гражданства;

k) выдача и аннулирование подтверждений о репатриации;

l) предоставление статуса беженца и выдача документов, удостоверяющих личность беженца;

m) выдача по заявлению физических и юридических лиц приглашений для иностранных граждан и лиц без гражданства;

n) выдача выездных и выездных-въездных виз, продление срока действия въездных виз, за исключением дипломатических виз;

o) выдворение и экстрадиция в случае необходимости иностранных граждан и лиц без гражданства;

p) другие меры, предусмотренные законодательством.

(2) В функциональную компетенцию Министерства труда, социальной защиты и семьи входит:

а) разработка, проведение и реализация политики, стратегий и приоритетных направлений в области миграции рабочей силы;

b) прогнозирование миграционного потока рабочей силы, управление им и мониторинг;

c) проведение совместно с другими центральными отраслевыми органами публичного управления политики в области социальной и правовой защиты трудящихся мигрантов;

d) разработка и внедрение механизмов регламентирования процессов миграции рабочей силы;

e) внедрение и мониторинг применения международных правовых инструментов в области миграции рабочей силы и приведение национального законодательства в данной области в соответствие с международными стандартами;

f) представление Правительства в установленном порядке в отношениях с международными организациями, а также многостороннее сотрудничество с международными организациями, их представительствами и аналогичными органами других государств в области миграции рабочей силы;

g) разработка, ведение переговоров и заключение двусторонних соглашений в области миграции рабочей силы и социальной защиты трудящихся мигрантов;

h) обеспечение сбора, хранения, обработки, распространения и обмена информацией в области миграции рабочей силы на национальном и международном уровнях;

i) выдача, продление или аннулирование разрешений на трудоустройство иностранным гражданам и лицам без гражданства;

j) участие совместно с другими государственными, местными и международными учреждениями и неправительственными организациями в реализации проектов по созданию благоприятных условий для добровольной репатриации граждан Республики Молдова, находящихся за рубежом, и их социальной реинтеграции;

k) согласовывание деятельности частных агентств по трудоустройству за рубежом;

l) внедрение правовых механизмов двухстороннего и многостороннего сотрудничества в области миграции рабочей силы;

m) оказание посреднических услуг по трудоустройству граждан Республики Молдова за рубежом.

Статья 9. Компетенция других центральных отраслевых органов публичного управления

(1) В целях проведения и реализации эффективной государственной миграционной политики центральные отраслевые органы публичного управления, органы местного публичного управления, предприятия, учреждения и организации, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, в рамках своей компетенции содействуют реализации политики государства в области миграции и беженцев и обязаны в 10-дневный срок информировать Министерство внутренних дел и Министерство труда, социальной защиты и семьи о проведенной деятельности:

a) Министерство иностранных дел и европейской интеграции - о выданных въездных визах;

b) Министерство информационных технологий и связи - об изменениях в семейном положении иммигранта, о регистрации хозяйствующих субъектов с участием иностранных граждан, а также о выданных и аннулированных документах, удостоверяющих личность иммигрантов;

c) Таможенная служба - о санкциях, примененных к иностранным гражданам, лицам без гражданства, лицам, ходатайствующим о предоставлении убежища, беженцам за нарушения действующего законодательства;

d) Пограничная служба - об иностранных гражданах, лицах без гражданства и гражданах Республики Молдова, которые въехали в страну, выехали из страны или которым был запрещен въезд или выезд, а также о нарушениях, допущенных ими в приграничной зоне;

e) Служба информации и безопасности - об иностранных гражданах, лицах без гражданства, лицах, ходатайствующих о предоставлении убежища, и беженцах, представляющих опасность для национальной безопасности, связанных с деятельностью международных террористических организаций, финансированием и поддержкой этих организаций и отдельных террористов, совершивших преступления против мира и безопасности человечества или другие тяжкие преступления, в том числе военные, определенные в международных актах;

f) Национальное агентство занятости населения - об аннулировании разрешения на трудоустройство до истечения срока действия;

g) налоговые органы - о случаях нарушения налогового законодательства иностранными гражданами - физическими лицами, а также юридическими лицами, руководителями которых являются иностранные граждане;

h) государственные и частные учебные и научно-исследовательские учреждения - о завершении или приостановлении учебы или научных исследований, о переводе в другие учебные заведения, предприятия, учреждения, организации или об исключении иностранных учащихся, студентов, резидентов, докторантов и постдокторантов.

(2) Министерство информационных технологий и связи периодически информирует Министерство труда, социальной защиты и семьи о регистрации хозяйствующих субъектов с участием иностранных граждан, а предприятия, учреждения и организации, независимо от вида собственности или организационно-правовой формы, - о расторжении индивидуального трудового договора, заключенного с трудящимся иммигрантом, или о прекращении трудовых отношений с ним вследствие смерти, объявления его безвестно пропавшим или умершим.

(3) Министерство внутренних дел в течение 10 дней информирует:

a) Министерство информационных технологий и связи - об аннулировании до истечения срока действия иммиграционных свидетельств и документов, удостоверяющих личность беженцев;

b) Министерство труда, социальной защиты и семьи - об аннулировании до истечения срока действия иммиграционного свидетельства;

c) Пограничную службу - об иностранных гражданах и лицах без гражданства, въезд которых на территорию Республики Молдова запрещен или временно запрещен.

Глава III ЭМИГРАЦИЯ И ИММИГРАЦИЯ

Статья 10. Эмиграция

(1) Граждане Республики Молдова имеют право выбора места жительства и трудовой деятельности за пределами страны в соответствии с действующим законодательством.

(2) Свободный выезд граждан Республики Молдова не может быть ограничен иначе, как в случаях, предусмотренных статьей 12, а также в других случаях, установленных законодательством.

(3) Учет граждан Республики Молдова, иностранных граждан и лиц без гражданства, выезжающих из страны, ведется в установленном порядке.

Статья 11. Эмиграция несовершеннолетних

(1) Дети до достижения совершеннолетия могут эмигрировать вместе с родителями.

(2) В случае эмиграции несовершеннолетнего с одним из родителей необходимо иметь нотариально заверенное согласие другого родителя. Несовершеннолетний в возрасте 12 - 18 лет, выезжающий на жительство за границу с одним из родителей, представляет свое согласие, удостоверенное нотариально.

(3) В случае эмиграции несовершеннолетнего без родителей необходимо их согласие, заверенное нотариально.

(4) Несовершеннолетние в возрасте до 18 лет могут воспользоваться правом выезда из страны в соответствии с действующим законодательством.

Статья 12. Ограничение эмиграции

Не могут эмигрировать лица, которые:

a) отбывают наказание по решению судебной инстанции, или привлечены к уголовной ответственности, или находятся под следствием;

b) имеют согласно решению судебной инстанции имущественные обязательства перед государством, перед физическими и (или) юридическими лицами.

Статья 13. Иммиграция

(1) Иностранные граждане и лица без гражданства могут иммигрировать в Республику Молдова в соответствии с настоящим законом, другими нормативными актами и международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова.

(2) Учет иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Республики Молдова, въезжающих в страну, ведется в установленном порядке.

(3) По некоторым объективным причинам, связанным с обеспечением национальной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности, Парламент может ограничить или приостановить иммиграцию.

(4) Ограничение или приостановление иммиграции не является препятствием для переезда на жительство в Республику Молдова репатриантов.

Статья 14. Трудовая иммиграционная квота

Трудовая иммиграционная квота в Республике Молдова устанавливается ежегодно Правительством по предложению Министерства труда, социальной защиты и семьи, согласованному с Министерством внутренних дел, в зависимости от потребностей национальной экономики.

Статья 15. Ограничение иммиграции

(1) Запрещается иммиграция иностранных граждан и лиц без гражданства, которые:

a) представляют угрозу национальной безопасности, общественному порядку, здоровью или нравственности;

b) совершили преступления против мира, безопасности человечества, другие тяжкие преступления, в том числе военные, в определении, данном в международных документах;

c) имеют непогашенную судимость;

d) страдают заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения.

е) при въезде в страну не обосновали цель иммиграции.

(2) Запрещается на определенные сроки иммиграция иностранных граждан и лиц без гражданства, которые:

а) были ранее выдворены - на пять лет;

b) ранее нарушили правила пребывания в стране - на три года;

c) занимались трудовой деятельностью нелегально - на три года;

d) сообщили о себе заведомо ложные сведения - на один год.

(3) Действие части (2) не распространяется на лиц, имеющих общих детей с лицами, постоянно проживающими на территории Республики Молдова.

Статья 16. Семейная иммиграция

(1) Семейная иммиграция имеет целью воссоединение семьи и сохранение ее целостности. Семья иммигранта может включать: супруга (супругу), детей, родителей, а также лиц, над которыми установлена опека или попечительство.

(2) Лица, указанные в части (1), за исключением несовершеннолетних детей и супруги (супруга), могут иммигрировать в Республику Молдова на постоянное место жительства только в случае, если они поселяются на жительство у лиц, которые проживают постоянно на территории Республики Молдова не менее трех лет.

(3) Лица, желающие в целях воссоединения семьи поселиться на постоянное место жительства на территории Республики Молдова, ходатайствуют о получении иммиграционного свидетельства и должны подтвердить наличие жилья и средств, необходимых для удовлетворения потребностей их воссоединенной семьи.

Статья 17. Трудовая миграция

(1) Трудовая миграция регламентируется в соответствии с государственной политикой Республики Молдова в области использования трудовых ресурсов и преследует цель трудоустройства трудящихся иммигрантов со специальностями, особенно востребованными в стране, и специалистов высокой квалификации, привлечения инвестиций, а также трудоустройства граждан Республики Молдова за границей.

(2) Трудовой иммигрант осуществляет трудовую деятельность на основе разрешения на трудоустройство, выданного в порядке, предусмотренном в статье 25.

(2/1) Иностранные граждане и лица без гражданства, въехавшие в Республику Молдова на постоянное место жительства, могут осуществлять трудовую деятельность на основе вида на жительство.

(3) Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Молдова за границей, осуществляется на основе лицензии, полученной в соответствии с действующим законодательством.

(4) Государственный орган, наделенный правом лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан Республики Молдова за границей, представляет Национальному бюро миграции информацию о выданных лицензиях в течение пяти дней со дня их выдачи.

(5) Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с трудоустройством граждан Республики Молдова за границей, обязаны представлять Министерству труда, социальной защиты и семьи индивидуальные трудовые договоры, заключенные трудящимися эмигрантами с иностранными работодателями, и договоры о сотрудничестве с зарубежными партнерами.

(6) Физические и юридические лица, не имеющие лицензии, но занимающиеся деятельностью, связанной с трудоустройством граждан Республики Молдова за границей, в том числе созданием банка данных, публикацией объявлений, распространением информации об иностранных работодателях и посредниках, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 18. Приграничная миграция

Приграничная миграция населения регламентируется на основе двусторонних договоров, заключенных Республикой Молдова с соседними государствами.

Статья 19. Миграция, связанная с получением образования

(1) Миграция, связанная с получением образования, осуществляется в соответствии с договорами, заключенными Республикой Молдова с другими государствами, а также на основе договоров, заключенных учебными заведениями Республики Молдова, получившими разрешение в установленном порядке, с иностранными физическими или юридическими лицами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть зачислены в учебные заведения на основе приглашений этих учебных заведений.

(2) Иностранные граждане и лица без гражданства, зачисленные в учебные заведения Республики Молдова в соответствии с законом, пользуются теми же правами и имеют те же обязанности, что и учащиеся и студенты Республики Молдова.

(3) Иммиграционное свидетельство не выдается иностранным гражданам и лицам без гражданства, зачисленным на заочную форму обучения.

Статья 20. Репатриация

(1) Право на репатриацию предоставляется следующим категориям лиц, которые желают обосноваться на постоянное место жительства в Республике Молдова:

а) гражданам Республики Молдова и (или) лицам, родившимся в Республике Молдова, и их потомкам независимо от места проживания;

b) лицам, которые проживали постоянно на территории Республики Молдова не менее десяти лет и выехали на жительство, работу, учебу или на лечение за ее пределы;

c) лицам, освобожденным из мест лишения свободы, находящихся на территории других государств, которые до совершения преступления постоянно проживали на территории Республики Молдова.

2) Лицам, перечисленным в части (1), Министерством внутренних дел предоставляется статус репатрианта и выдается подтверждение о репатриации.

Глава IV СТАТУС ИММИГРАНТА

Статья 21. Предоставление и прекращение статуса иммигранта

(1) Статус иммигранта предоставляется иностранному гражданину или лицу без гражданства с момента получения им иммиграционного свидетельства.

(2) Статус иммигранта прекращается одновременно с получением гражданства Республики Молдова или эмиграцией на постоянное место жительства за пределами страны.

Статья 22. Права и свободы иммигрантов. Ограничения

(1) Иммигранты пользуются на территории Республики Молдова всеми правами и свободами, предусмотренными действующим законодательством Республики Молдова, с ограничениями, установленными частью (2).

(2) В соответствии с действующим законодательством иммигрант не вправе:

а) быть назначенным на должность или заниматься деятельностью, для которой согласно действующему законодательству необходимо иметь гражданство Республики Молдова;

b) голосовать и быть избранным в исполнительный, законодательный и другие выборные органы;

c) организовывать или участвовать в манифестациях или собраниях, нарушающих общественный порядок или создающих угрозу национальной безопасности;

d) организовывать на территории страны политические партии или иные аналогичные группы и быть их членами;

e) финансировать партии, другие общественно-политические организации, группы или манифестации;

f) проходить военную службу в Вооруженных силах Республики Молдова;

g) без получения разрешения на трудоустройство осуществлять на территории Республики Молдова трудовую деятельность.

Статья 23. Обязанности иммигрантов

Иммигрант обязан:

а) соблюдать Конституцию Республики Молдова и действующее законодательство;

b) легализовать в установленном порядке пребывание на территории Республики Молдова;

c) явиться в течение трех дней со дня получения иммиграционного свидетельства (без учета выходных и праздничных дней) в орган учета и документирования населения для получения вида на жительство;

d) покинуть территорию Республики Молдова по истечении установленного срока пребывания;

e) уплачивать налоги, сборы и другие виды платежей в соответствии с действующим законодательством, если международными договорами не предусмотрено иное;

f) пройти медицинское освидетельствование на обнаружение вируса иммунодефицита (ВИЧ), заболевания СПИД и других болезней, представляющих опасность для здоровья населения.

Глава V ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ИММИГРАНТОВ

Статья 24. Иммиграционное свидетельство

(1) Иностранные граждане и лица без гражданства, въехавшие в Республику Молдова, могут поселиться на ее территории временно или постоянно только после получения иммиграционного свидетельства, выданного Министерством внутренних дел.

(2) Иммиграционное свидетельство выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшему в страну на срок более 90 дней. При этом данное лицо обязано обратиться в Министерство внутренних дел с ходатайством о его выдаче не позднее чем за месяц до истечения этого срока.

(3) Иммиграционное свидетельство выдается двух видов: временное и постоянное.

(4) Временное иммиграционное свидетельство выдается:

а) трудящимся иммигрантам - на срок до одного года с возможностью его продления, по заявлению обладателя, на новые годовые сроки;

b) учредителю предприятия с иностранными инвестициями не менее 100 тысяч долларов США и должностным лицам этого предприятия (руководителю и его заместителям), прибывшим на определенное время в Республику Молдова, - на заявленный ими срок, но не более чем на пять лет, с возможностью его продления на новые сроки;

с) иммигрантам, зачисленным в учебные заведения Республики Молдова, - на весь период обучения;

d) несовершеннолетним, прибывшим в Республику Молдова к близким родственникам, - на срок до трех лет при условии наличия нотариально заверенного разрешения родителей.

(5) Постоянное иммиграционное свидетельство выдается иммигрантам, имеющим особо востребованные в стране специальности, специалистам высокой квалификации, приглашенным Правительством по предложению центральных органов публичного управления.

(6) Иммигрантам, прибывшим в Республику Молдова в рамках семейной иммиграции, выдается постоянное иммиграционное свидетельство. По просьбе указанным лицам может быть выдано временное иммиграционное свидетельство на срок до трех лет.

(7) Иммиграционное свидетельство является основанием для выдачи вида на жительство.

Статья 25. Разрешение на трудоустройство

(1) Для осуществления трудовой деятельности трудовой иммигрант обязан получить в Министерстве труда, социальной защиты и семьи разрешение на трудоустройство.

(2) Для получения разрешения на трудоустройство работодатель обязан обратиться в Министерство труда, социальной защиты и семьи.

(3) Разрешения на трудоустройство выдаются двух видов: временное и постоянное.

(4) Временное разрешение на трудоустройство выдается:

а) трудящимся иммигрантам - на срок до одного года с возможностью его продления, по заявлению работодателя, на новые годовые сроки;

b) учредителю предприятия с иностранными инвестициями не менее 100 тысяч долларов США и должностным лицам этого предприятия (руководителю и его заместителям), прибывшим на определенное время в Республику Молдова, - на заявленный ими срок, но не более чем на пять лет, с возможностью его продления на новые сроки;

с) работникам, постоянно проживающим за пределами Республики Молдова, прибывшим в ее приграничные зоны в рамках приграничной миграции, - на срок до одного года с возможностью его продления, по заявлению обладателя, на новые годовые сроки, если международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, не предусмотрено иное.

(5) Временное разрешение на трудоустройство выдается трудящимся иммигрантам в порядке, установленном Правительством.

(6) Постоянное разрешение на трудоустройство выдается иностранным гражданам и лицам без гражданства, обладающим особо востребованными в стране специальностями, специалистам высокой квалификации, приглашенным Правительством по предложению центральных отраслевых органов публичного управления.

(7) Разрешение на трудоустройство не выдается несовершеннолетним и иммигрантам, зачисленным в учебные заведения Республики Молдова, на срок обучения.

Статья 26. Трудовая деятельность командированных работников

(1) С целью защиты внутреннего рынка труда при проведении тендеров и подписании договоров о предоставлении услуг, заключаемых между центральными, местными органами публичного управления и хозяйствующими субъектами других стран, Министерство труда, социальной защиты и семьи утверждает предельное число командируемых иностранных работников для работы на территории Республики Молдова.

(2) Лицам, указанным в части (1), которые будут осуществлять трудовую деятельность в течение более 30 дней, Министерство труда, социальной защиты и семьи выдает разрешение на трудоустройство на основании договора о выполнении работ и оказании услуг, в котором предусмотрено обязательство отправляющей стороны по оплате расходов, связанных с проживанием командированного работника на территории Республики Молдова.

(3) Командирование работников хозяйствующими субъектами Республики Молдова с целью трудовой деятельности за ее пределами на основе договоров на осуществление работ или оказание услуг разрешается Министерством труда, социальной защиты и семьи.

Статья 27. Подтверждение о репатриации

Министерство внутренних дел выдает репатриантам подтверждение о репатриации в соответствии с действующим законодательством.

Статья 28. Порядок выдачи и аннулирования иммиграционного свидетельства, разрешения на трудоустройство и подтверждения о репатриации

Порядок выдачи и аннулирования иммиграционного свидетельства, разрешения на трудоустройство и подтверждения о репатриации устанавливается Положением, утвержденным Правительством.

Статья 29. Государственная пошлина и тарифы на легализацию миграции

(1) За оформление и выдачу иммиграционного свидетельства и разрешения на трудоустройство иностранный гражданин или лицо без гражданства уплачивают государственную пошлину.

(2) Размер государственной пошлины устанавливается действующим законодательством.

(3) Денежные средства, поступившие за оказанные мигрантам услуги согласно установленным тарифам, перечисляются на счет специализированного подразделения Министерства внутренних дел и на счет учреждения, подведомственного Министерству труда, социальной защиты и семьи, в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 30. Операции с недвижимым имуществом

Приобретение иностранным гражданином или лицом без гражданства недвижимого имущества на территории Республики Молдова или получение недвижимого имущества на основании договора о дарении не дает преимуществ при его обращении с ходатайством о выдаче постоянного иммиграционного свидетельства.

Статья 31. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

(1) Иностранные граждане или лица без гражданства, совершившие преступление или правонарушение на территории Республики Молдова, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

(2) Министерство внутренних дел может сократить срок пребывания на территории Республики Молдова иностранного гражданина или лица без гражданства, если перестали существовать основания для этого: досрочно расторгнут индивидуальный трудовой договор, лицо исключено из учебного заведения, пребывание не соответствует заявленной цели, были представлены недостоверные сведения, вступило в законную силу решение судебной инстанции.

(3) Решение о сокращении срока пребывания в Республике Молдова принимается Министерством внутренних дел на основании сведений, поступивших от организаций, учебных заведений и частных лиц, которые пригласили иностранного гражданина или лицо без гражданства, а также в случае установления компетентными органами Республики Молдова нарушений ими законодательства, на основании решения судебной инстанции.

(4) Решение о сокращении срока пребывания в Республике Молдова может быть обжаловано в судебной инстанции.

Статья 32. Выдворение и экстрадиция

(1) Иностранный гражданин или лицо без гражданства могут быть выдворены из Республики Молдова за нарушения, предусмотренные Уголовным кодексом и Кодексом Республики Молдова о правонарушениях, или в том случае, если их пребывание в Республике Молдова создает угрозу национальной безопасности, общественному порядку, здоровью или нравственности.

(2) Иммигранты могут быть экстрадированы только на основании положений международных договоров, одной из сторон которых является Республика Молдова, или на условиях взаимности на основании решения судебной инстанции.

(3) Дела о выдворении возбуждаются должностными лицами Министерства внутренних дел по собственной инициативе или на основании заявления предприятия, учреждения, организации, которые обеспечивают проживание иммигранта в Республике Молдова. Министерство внутренних дел выдворяет иностранного гражданина или лицо без гражданства на основании решения судебной инстанции с последующим уведомлением заинтересованных органов.

(4) Расходы, связанные с выдворением из Республики Молдова, несет физическое или юридическое лицо, пригласившее иностранного гражданина или лицо без гражданства, выдворяемое лицо, страховая компания или фонд выдворения.

(5) Если выдворение не может быть осуществлено по причине, связанной со здоровьем иностранного гражданина или лица без гражданства, из-за отсутствия необходимых документов или по какой-либо иной причине, компетентный орган выдает ему временный вид на жительство.

(6) Иностранный гражданин или лицо без гражданства выдворяется в страну, гражданином которой является, или в страну, компетентные органы которой выдали удостоверение личности, либо на основании международных договоров в страну, из которой данное лицо въехало на территорию Республики Молдова.

(7) Иностранный гражданин или лицо без гражданства не могут быть выдворены в страну, в отношении которой имеются доказательства того, что в этой стране лицо может быть подвергнуто преследованию по признаку расы, национальности, религии, по политическим убеждениям либо бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению, пыткам или смертной казни.

Глава VI НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ

Статья 33. Государственный надзор и контроль

(1) Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства в области миграции на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, а также в центральных и местных органах публичного управления осуществляются специализированным подразделением Министерства внутренних дел и функционирующей на основе Положения, утвержденного министром.

(2) Министерство труда, социальной защиты и семьи через свои подведомственные учреждения осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области трудовой миграции в пределах своих полномочий, установленных законодательством.

Статья 34.

Исключена

Статья 35. Разрешение споров

Споры, возникающие в процессе применения настоящего закона, решаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Глава VII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 36

Настоящий закон вступает в силу со дня опубликования.

Статья 37

Исключена

Статья 38

Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившими силу:

Закон о миграции N 418-XII от 19 декабря 1990 года;

статью I Закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты N 278-XIII от 10 ноября 1994 года;

Закон о внесении дополнений в статью 7 Закона о миграции N 606-XIII от 13 октября 1995 года;

Закон о внесении дополнений в статью 5 Закона о миграции N 1396-XIII от 5 декабря 1997 года ;

статью XIII Закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты N 263-XIV от 24 декабря 1998 года;

статью II Закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты N 474-XIV от 25 июня 1999 года;

Закон о внесении изменений в Закон о миграции N 684-XIV от 19 ноября 1999 года;

статью I Закона N 564-XV от 19 октября 2001 года о внесении дополнений в статью 10 Закона о миграции N 418-XII от 19 декабря 1990 года и статью 3 Закона об удостоверяющих личность документах национальной паспортной системы N 273-XIII от 9 ноября 1994 года;

статью I Закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты N 712-XV от 6 декабря 2001 года.

 

Председатель Парламента

Еуджения Остапчук