Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Утратил силу

Документ утратил силу в соответствии с Кодексом Украины от 2 октября 2012 года №5403-VI

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 8 июня 2000 года №1809-III

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

(В редакции Законов Украины от 03.02.2004 г. №1419-IV, 09.02.2006 г. №3421-IV, 24.09.2008 г. №587-VI, 05.07.2012 г. №5081-VI (вступил в силу 01.01.2013 г.), 16.10.2012 г. №5459-VI)

(По всему тексту Закона слова "специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесен вопрос защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера" во всех падежах заменены словами "центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере гражданской защиты" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы защиты граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Украины, защиты объектов производственного и социального назначения, окружающей среды от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение терминов

В настоящем Законе приведенные ниже термины употребляются в следующем значении:

чрезвычайная ситуация техногенного и природного характеранарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории либо объекте на ней или на водном объекте, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или иным опасным событием, в том числе эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, пожаром, которое повлекло (может повлечь) невозможность проживания населения на территории либо объекте, ведения там хозяйственной деятельности, гибель людей и/или значительные материальные потери;

зона чрезвычайной ситуации - отдельная территория, где сложилась чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера;

авария - опасное событие техногенного характера, которое повлекло гибель людей либо создает на объекте или отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей и влечет разрушение зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушение производственного или транспортного процесса либо причиняет ущерб окружающей среде;

катастрофа - крупная по масштабам авария или другое событие, повлекшее тяжелые последствия;

объект повышенной опасности - объект, согласно закону считающийся таким, на котором существует реальная угроза возникновения аварии и/или чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера;

потенциально опасные мероприятия - мероприятия (показы вооружения и военной техники, парады, тренировки, учения), проводящиеся в условиях присутствия гражданского населения с участием личного состава Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований и правоохранительных органов с использованием вооружения и военной техники, которые могут создать угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера - система организационных, технических, медико-биологических, финансово-экономических и иных мер по предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера и ликвидации их последствий, реализуемых центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, соответствующими силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования, добровольными формированиями и направленных на защиту населения и территорий, а также материальных и культурных ценностей и окружающей среды;

предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера - подготовка и реализация комплекса правовых, социально-экономических, политических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и иных мер, направленных на регулирование техногенной и природной безопасности, проведение оценки уровней риска, заблаговременное реагирование на угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера на основании данных мониторинга, экспертизы, исследований и прогнозов о вероятном ходе событий с целью недопущения их перерастания в чрезвычайную ситуацию техногенного и природного характера или смягчения ее возможных последствий;

ликвидация чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера - проведение комплекса мероприятий, включающих аварийно-спасательные и другие неотложные работы, осуществляемые при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и направленные на прекращение действия опасных факторов, спасение жизни и сохранение здоровья людей, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

реагирование на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера - скоординированные действия подразделений единой государственной системы по реализации планов локализации и ликвидации аварии (катастрофы), уточненных в условиях конкретного вида и уровня чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, с целью оказания неотложной помощи потерпевшим, устранения угрозы жизни и здоровью людей, а также спасателям в случае необходимости;

зона возможного поражения - отдельная территория, на которой вследствие возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера возникает угроза жизни или здоровью людей и причинения материального ущерба;

оповещение - доведение сигналов и сообщений органов управления об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, аварий, катастроф, эпидемий, пожаров и т. п. до центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций и населения;

система оповещения - комплекс организационно-технических мер, аппаратуры и технических средств оповещения, аппаратуры, средств и каналов связи, предназначенных для своевременного доведения сигналов и информации о возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера до центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций и населения;

классификация чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера - система, согласно которой чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера подразделяются на классы и подклассы в зависимости от их характера;

классификационный признак чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера - техническая или иная характеристика аварии или катастрофы, дающая возможность отнести ее к чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера;

аварийно-спасательная служба - совокупность организационно объединенных органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и отдельных их последствий, проведения поисковых, аварийно-спасательных и других неотложных работ;

медико-психологическая реабилитация - комплекс лечебно-профилактических, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление психофизиологических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности спасателей аварийно-спасательных служб (формирований), лиц, привлеченных к выполнению аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, а также пострадавшим вследствие такой чрезвычайной ситуации, прежде всего несовершеннолетних лиц;

дорожно-транспортное происшествие - происшествие, которое произошло во время движения дорожного транспортного средства, вследствие которого погибли или потерпели травмы люди или нанесены материальные убытки. Уровень чрезвычайной ситуации при дорожно-транспортном происшествии определяется в соответствии с порядком классификации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, который утверждается Кабинетом Министров Украины;

потерпевшие вследствие чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера (далее - потерпевшие) - лица, здоровью которых причинен ущерб вследствие чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера.

Статья 2. Законодательство Украины в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Законодательство Украины в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера основывается на Конституции Украины и состоит из настоящего Закона, Закона Украины "О правовом режиме чрезвычайного положения" и иных нормативно-правовых актов.

Статья 3. Основные задачи в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Основными задачами в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера являются:

осуществление комплекса мер по предупреждению и реагированию на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера;

обеспечение готовности и контроля за состоянием готовности к действиям и взаимодействию органов управления в этой сфере, сил и средств, предназначенных для предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и реагирования на них.

Статья 4. Основные принципы в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера осуществляется на принципах:

приоритетности задач, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей и окружающей среды;

безусловного предпочтения рациональной и превентивной безопасности;

свободного доступа населения к информации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

личной ответственности и заботы граждан о собственной безопасности, неукоснительного соблюдения ими правил поведения и действий в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера;

ответственности в пределах своих полномочий должностных лиц за соблюдение требований настоящего Закона;

обязательности заблаговременной реализации мер, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и минимизацию их отрицательных психосоциальных последствий;

учета экономических, природных и других особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

максимально возможного, эффективного и комплексного использования имеющихся сил и средств, предназначенных для предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и реагирования на них.

Статья 5. Права граждан Украины в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Граждане Украины в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера имеют право на:

получение информации о чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, которые возникли или могут возникнуть, и о мерах необходимой безопасности;

обеспечение и использование средств коллективной и индивидуальной защиты, предназначенных для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в случае их возникновения;

обращение в местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

возмещение согласно закону ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

компенсацию за работу в зонах чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

социально-психологическую поддержку и медицинскую помощь, в том числе по заключениям Государственной службы медицины катастроф и/или врачебно-трудовой комиссии, на медико-реабилитационное восстановление в случае получения тяжелых физических и психологических травм;

другие права в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в соответствии с законами Украины.

Статья 6. Права и обязанности иностранцев и лиц без гражданства в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, пользуются теми же правами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины.

Статья 7. Виды, уровни и критерии классификации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера классифицируются по характеру происхождения, степени распространения, размерам человеческих потерь и материальных убытков.

В зависимости от характера происхождения событий, которые могут обусловить возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на территории Украины, определяются следующие виды чрезвычайных ситуаций:

техногенного характера;

природного характера.

В зависимости от объемов причиненных чрезвычайной ситуацией техногенного и природного характера последствий, объемов технических и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации ее последствий, определяются следующие уровни чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера:

государственный;

региональный;

местный;

объектовый.

Особенности оценки и реагирования на чрезвычайные ситуации военного характера определяются отдельным законом.

Критерии классификации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера устанавливаются Кабинетом Министров Украины на основе анализа информации о техногенной и экологической обстановке, угрозы существующих и вероятных техногенных и природных катастроф, опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Статья 8. Информирование и оповещение

Информирование и оповещение в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера является основным принципом и главным и неотъемлемым элементом всей системы мер такой защиты.

Информацию в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера составляют сведения о чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, прогнозируемых или возникших, с определением их классификации, пределов распространения и последствий, а также способах и методах реагирования на них.

Информация в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, исполнительных органов местных советов в этой сфере являются гласными и открытыми, если иное не предусмотрено законом.

Центральные и местные органы исполнительной власти, исполнительные органы  местныхсоветов обязаны предоставлять населению через средства массовой информации оперативную и достоверную информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, о возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, методах и способах их защиты, принятии мер по обеспечению безопасности.

Оповещение об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и постоянное информирование населения о них обеспечиваются путем:

заблаговременного создания и поддержания в постоянной готовности общегосударственной и территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения населения;

организационно-технического объединения территориальных систем централизованного оповещения и систем оповещения на объектах хозяйствования;

заблаговременного создания и организационно-технического объединения с системами наблюдения и контроля постоянно действующих локальных систем оповещения и информирования населения в зонах возможного катастрофического затопления, районах размещения радиационных и химических предприятий, других объектов повышенной опасности;

централизованного использования общегосударственных и отраслевых систем связи, радиопроводного, телевизионного оповещения, радиотрансляционных сетей и других технических средств передачи информации.

(В статью 8 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 9. Наблюдение

В целях своевременной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, предупреждения и реагирования на них соответствующими центральными и местными органами исполнительной власти осуществляются:

создание и поддержание в постоянной готовности общегосударственной и территориальных систем наблюдения и контроля с включением в них существующих сил и средств контроля;

организация сбора, обработки и передачи информации о состоянии окружающей среды, загрязнении пищевых продуктов, продовольственного сырья, фуража, воды радиоактивными, химическими веществами, микроорганизмами и другими биологическими агентами.

Статья 10. Укрытие в защитных сооружениях

Укрытию в защитных сооружениях, в случае необходимости, подлежит население в соответствии с его принадлежностью к группам (работающая смена, население, проживающее в опасных зонах).

Создание фонда защитных сооружений обеспечивается путем:

комплексного освоения подземного пространства городов и населенных пунктов для взаимосогласованного размещения в нем сооружений и помещений социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом необходимости приспособления и использования части помещений для укрытия населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

обследования и взятия на учет подземных и наземных зданий и сооружений, отвечающих требованиям защиты, сооружений подземного пространства городов, горных выработок и природных пустот;

дооборудования с учетом реальной обстановки подвальных и других углубленных помещений;

строительства углубленных сооружений, отдельно расположенных от объектов производственного назначения и приспособленных для защиты;

массового строительства, в период угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, простейших убежищ и укрытий;

строительства отдельных убежищ и противорадиационных укрытий.

Перечень таких убежищ, укрытий и других защитных сооружений, которые необходимо строить, ежегодно определяется центральный орган исполнительной власти,  обеспечивающий формирование государственной политики в сфере гражданской защиты, и утверждается Кабинетом Министров Украины.

Имеющийся фонд защитных сооружений используется для хозяйственных, культурных и бытовых нужд в порядке, определяемом центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты, и утверждается Кабинетом Министров Украины.

(В статью 10 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 11. Эвакуационные меры

В условиях неполного обеспечения защитными сооружениями в городах и других населенных пунктах, имеющих объекты повышенной опасности, основным средством защиты населения является эвакуация и размещение его в зонах, безопасных для проживания людей и животных.

Эвакуации подлежит население, проживающее в населенных пунктах, находящихся в зонах возможного катастрофического затопления, возможного опасного радиоактивного загрязнения, химического поражения, в районах возникновения стихийного бедствия, аварий и катастроф (если возникает непосредственная угроза жизни и здоровью людей).

В зависимости от обстановки, сложившейся на момент чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, может быть проведена общая или частичная эвакуация населения временного или безвозвратного характера.

Общая эвакуация проводится по решению Кабинета Министров Украины для всех категорий населения и планируется на случай:

возможного опасного радиоактивного загрязнения территорий вокруг атомных электростанций (если возникает непосредственная угроза жизни и здоровью людей, проживающих в зоне поражения);

возникновения угрозы катастрофического затопления местности с четырехчасовым добеганием прорывной волны.

Частичная эвакуация проводится по решению Кабинета Министров Украины в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера.

Эвакуационные меры осуществляются Советом министров Автономной Республики Крым, местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.

В ходе проведения частичной эвакуации заблаговременно вывозится не занятое в сферах производства и обслуживания население: дети, учащиеся учебных заведений, воспитанники детских домов, вместе с преподавателями и воспитателями, студенты, пенсионеры и инвалиды, которые содержатся в домах для лиц преклонного возраста, вместе с обслуживающим персоналом и членами их семей.

В сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера эвакуация населения планируется на случай:

аварии на атомной электростанции с возможным загрязнением территории;

всех видов аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ;

угрозы катастрофического затопления местности;

лесных и торфяных пожаров, землетрясений, оползней, других геофизических и гидрометеорологических явлений с тяжелыми последствиями, которые угрожают населенным пунктам.

Проведение организованной эвакуации, предотвращение проявлений паники и недопущение гибели людей обеспечивается путем:

планирования эвакуации населения;

определения зон, пригодных для размещения эвакуированных из потенциально опасных зон;

организации оповещения руководителей предприятий и населения о начале эвакуации;

организации управления эвакуацией;

всестороннего жизнеобеспечения в местах безопасного расселения эвакуированного населения;

обучения населения действиям во время проведения эвакуации.

Эвакуация населения проводится способом, предусматривающим вывоз основной части населения из зон чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера всеми видами имеющегося транспорта, а в случае его отсутствия или недостаточности, а также в случае разрушения транспортных дорог - организованный вывод населения пешим ходом по заранее разработанным маршрутам.

Статья 12. Инженерная защита

При проектировании и эксплуатации сооружений и других объектов хозяйствования, результаты деятельности которых могут вредно повлиять на безопасность населения и окружающей среды, обязательно разрабатываются и осуществляются меры инженерной защиты с целью предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера.

Меры инженерной защиты населения и территории должны предусматривать:

учитывание при разработке генеральных планов застройки населенных пунктов и ведения градостроительства возможных проявлений в отдельных регионах и на отдельных территориях опасных и катастрофических явлений;

рациональное размещение объектов повышенной опасности с учетом возможных последствий их деятельности в случае возникновения аварий для безопасности населения и окружающей среды;

возведение зданий, строений, сооружений, инженерных сетей и транспортных коммуникаций с заданными уровнями безопасности и надежности;

разработку и осуществление мер безаварийного функционирования объектов повышенной опасности;

создание комплексной схемы защиты населенных пунктов и объектов хозяйствования от опасных природных процессов;

разработку и осуществление региональных и местных планов предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

организацию строительства противооползневых, противопаводковых, противоселевых, противолавинных, противоэрозионных и других инженерных сооружений специального назначения;

реализацию мер санитарной охраны территории.

Статья 13. Медицинская защита

Меры предупреждения или уменьшения степени поражения людей, своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим и их лечения, обеспечения эпидемического благополучия в зонах чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера должны предусматривать:

планирование и использование существующих сил и средств учреждений здравоохранения независимо от форм собственности и хозяйствования;

введение в действие Национального плана социально-психологических мер при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

развертывание в условиях чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера необходимого количества лечебных учреждений;

заблаговременное применение профилактических медицинских препаратов и санитарно-эпидемиологических мер;

контроль за качеством пищевых продуктов и продовольственного сырья, питьевой воды и источниками водоснабжения;

контроль за состоянием атмосферного воздуха и осадков;

заблаговременное создание и подготовку специальных медицинских формирований;

накопление медицинских средств защиты, медицинского и специального имущества и техники;

контроль за состоянием окружающей среды, санитарно-гигиенической и эпидемической ситуацией;

подготовку медицинского персонала и общее медико-санитарное обучение населения.

Для обеспечения своевременного предоставления экстренной медицинской помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера гражданам, спасателям и лицам, которые участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе создаются центры экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, в составе которых действуют службы медицины катастроф как особый вид аварийно-спасательных служб. Координацию деятельности центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф на случай чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера осуществляют специальные комиссии общегосударственного (регионального, местного, объектового) уровня, которые образуются в соответствии с настоящим Законом. Организационно-методическое обеспечение деятельности центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф осуществляется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения.

Типовое положение о центре экстренной медицинской помощи и медицины катастроф утверждается Кабинетом Министров Украины.

Пострадавшее население, а также лица, привлеченные к выполнению аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, и спасатели по заключению центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф и/или медико-социальной экспертной комиссии гарантировано обеспечиваются соответствующим лечением и психологическим восстановлением в санаторно-курортных заведениях, при которых созданы центры медико-психологической реабилитации. Несовершеннолетние лица, пострадавшие в чрезвычайной ситуации (в том числе причиненной дорожно-транспортным происшествием), а также в которых вследствие чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера (в том числе причиненной дорожно-транспортным происшествием) погиб один из родителей или оба родителя, гарантировано обеспечиваются соответствующим лечением и психологическим восстановлением в санаторно-курортных заведениях, при которых созданы центры медико-психологической реабилитации.

Центры медико-психологической реабилитации создаются при санаторно-курортных заведениях независимо от формы собственности и подчинения. Перечень санаторно-курортных заведений, при которых создаются центры медико-психологической реабилитации, а также их соответствие требованиям медико-психологической реабилитации каждые два года определяются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Указанный перечень утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере здравоохраненияи центральный орган исполнительной власти,  обеспечивающий формирование государственной политики в сфере гражданской защиты.

Медико-психологическая реабилитация спасателей и пострадавших в не определенных и не утвержденных в соответствии с частью пятой этой статьи санаторно-курортных и других заведениях запрещается.

(В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 05.07.2012 г. №5081-VI (вступил в силу 01.01.2013 г.), 16.10.2012 г. №5459-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 14. Биологическая защита

Защита от биологических средств поражения включает своевременное выявление факторов биологического заражения, в зависимости от их вида и степени поражения, проведение комплекса административно-хозяйственных, режимно-ограничительных и специальных противоэпидемических и медицинских мероприятий.

Биологическая защита предусматривает:

своевременное использование коллективных и индивидуальных средств защиты;

введение режимов карантина и обсервации;

обеззараживание очага поражения;

необходимое обеззараживание людей, животных и т. п.;

своевременную локализацию зоны биологического поражения;

проведение экстренной и специфической профилактики;

соблюдение противоэпидемического режима предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и хозяйствования и населением.

Статья 15. Радиационная и химическая защита

Радиационная и химическая защита включает мероприятия по выявлению и оценке радиационной и химической обстановки, организацию и осуществление дозиметрического и химического контроля, разработку типовых режимов радиационной защиты, обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты, организацию и проведение специальной обработки.

Выполнение требований радиационной и химической защиты обеспечивается путем:

заблаговременного накопления и поддержания в готовности средств индивидуальной защиты и приборов дозиметрического и химического контроля, объемы и места хранения которых определяются в соответствии с установленными зонами опасности, обеспечения указанными средствами прежде всего личного состава формирований, принимающих участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также персонала радиационно и химически опасных объектов хозяйствования и населения, проживающего в зонах опасного заражения и вокруг них;

своевременного внедрения средств, способов и методов выявления и оценки масштабов и последствий аварий на радиационно и химически опасных объектах хозяйствования;

создания унифицированных средств защиты, приборов и комплектов дозиметрического и химического контроля;

предоставления населению возможностей приобретать в установленном порядке в личное пользование средств индивидуальной защиты и дозиметров;

заблаговременного приспособления объектов бытового обслуживания и транспортных предприятий для проведения санитарной обработки людей и специальной обработки одежды, имущества и транспорта;

разработки общих критериев, методов и методик наблюдений по оценке радиационной и химической обстановки;

заблаговременного создания и использования средств коллективной защиты населения от радиационной и химической опасности;

приспособления имеющихся средств коллективной защиты от других видов угрозы для защиты от радиационной и химической опасности.

Статья 16. Государственная стандартизация по вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера

Государственная стандартизация по вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера направлена на обеспечение:

безопасности продукции (работ, услуг) и материалов для жизни и здоровья людей и окружающей среды;

качества продукции (работ, услуг) и материалов в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологий;

единства принципов измерения;

безопасности объектов хозяйствования с учетом риска возникновения техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Статья 17. Государственная экспертиза в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Государственная экспертиза проектов и решений по техногенной безопасности объектов производственного и социального назначения, которые могут повлечь чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера и повлиять на состояние защиты населения и территорий от их последствий, организуется и проводится в соответствии с законом.

Статья 18. Государственный надзор и контроль в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Государственный надзор и контроль в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера организуются центральными органами исполнительной власти, реализующими государственную политику в сферах гражданской защиты, надзора и контроля за состоянием защиты территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими уполномоченными на это центральными органами исполнительной власти.

(В статью 18 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 19. Декларирование безопасности объектов повышенной опасности

Декларирование безопасности объектов повышенной опасности осуществляется с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также обеспечения готовности к локализации, ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и их последствий.

Порядок разработки декларации безопасности объектов повышенной опасности, ее содержание, методика определения рисков и их приемлемые уровни устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Раздел III. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Статья 20. Единая государственная система органов исполнительной власти по вопросам предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера

В целях обеспечения реализации государственной политики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается единая государственная система органов исполнительной власти по вопросам предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера (далее - единая государственная система), состоящая из территориальных и функциональных подсистем.

Положение о единой государственной системе утверждается Кабинетом Министров Украины.

Статья 21. Функционирование единой государственной системы

Защита населения и территорий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера обеспечивается путем координации функционирования постоянно действующих функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы.

Функциональные подсистемы создаются центральными органами исполнительной власти для организации работы, связанной с предупреждением чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и защитой населения и территорий в случае их возникновения.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования функциональных подсистем защиты населения и территорий определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими министерствами, другими центральными органами исполнительной власти по согласованию с центральным органом исполнительной власти,  обеспечивающий формирование государственной политики в сфере гражданской защиты.

Территориальные подсистемы создаются в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в пределах их территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем защиты населения и территорий определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по согласованию с центральным органом исполнительной власти,  обеспечивающий формирование государственной политики в сфере гражданской защиты.

Статья 22. Режим функционирования единой государственной системы

В зависимости от обстановки, степени распространения прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера по решению соответственно Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования системы защиты населения и территорий:

режим повседневного функционирования - в условиях нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановки, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и т. п.;

режим повышенной готовности - в случае существенного ухудшения производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановки, при наличии возможности возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера;

режим чрезвычайной ситуации - в случае возникновения и во время ликвидации последствий чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера.

Режим чрезвычайного положения вводится в соответствии с законами Украины.

Раздел IV. СИЛЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Статья 23. Состав сил и средств защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

В состав сил и средств защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера входят соответствующие силы и средства центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования, единая государственная система, а также добровольные спасательные формирования, привлекаемые к проведению соответствующих работ.

Профессиональные аварийно-спасательные службы и специальные (военизированные) аварийно-спасательные службы, из которых состоят указанные силы и средства, укомплектовываются с учетом необходимости проведения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находятся в состоянии постоянной готовности.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера силы постоянной готовности привлекаются для срочного реагирования.

Статья 24. Привлечение частей и подразделений Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в соответствии с законом могут привлекаться части и подразделения Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины.

Условия привлечения частей и подразделений Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины, к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера определяются Президентом Украины в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины "О правовом режиме чрезвычайного положения" и "О Вооруженных Силах Украины".

Статья 25. Деятельность предприятий, учреждений и организаций в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствования в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера:

планируют и осуществляют необходимые меры для защиты своих работников, объектов хозяйствования и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

разрабатывают планы локализации и ликвидации аварий (катастроф) с дальнейшим согласованием со центральными органами исполнительной власти, обеспечивающими формирование и реализующими государственную политику в сферах гражданской защиты, пожарной и техногенной безопасности;

поддерживают в готовности к применению силы и средства по предупреждению возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

создают и поддерживают материальные резервы для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

обеспечивают своевременное оповещение своих работников об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера.

(В статью 25 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 26. Участие объединений граждан в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Объединения граждан могут принимать участие в мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в соответствии с настоящим Законом и Законом Украины "Об аварийно-спасательных службах".

Раздел V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Статья 27. Государственные органы управления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Государственными органами управления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера являются:

Кабинет Министров Украины;

центральные органы исполнительной власти, обеспечивающие формирование и реализующие государственную политику в сфере гражданской защиты;

другие центральные органы исполнительной власти;

местные органы исполнительной власти в пределах полномочий, определенных законом; органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом.

(В статью 27 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 28. Координация деятельности органов исполнительной власти в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Координацию деятельности органов исполнительной власти в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера осуществляют:

Совет национальной безопасности и обороны Украины в пределах, предусмотренных Законом Украины "О Совете национальной безопасности и обороны Украины";

Кабинет Министров Украины.

Части вторая и третья исключены в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI

(см. предыдущую редакцию)

В случае необходимости для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера Кабинет Министров Украины создает специальные комиссии общегосударственного, регионального, местного и объектового уровней.

Статья 29. Полномочия Кабинета Министров Украины в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

К полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера относятся:

обеспечение реализации политики государства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, предупреждения этих ситуаций и реагирования на них, ликвидации их последствий;

осуществление мер по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

обеспечение выполнения мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и ликвидацию их последствий;

установление критериев классификации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

сбор и осуществление обмена информацией в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в соответствии с законом;

разработка и осуществление государственных целевых программ в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

осуществление иных полномочий, определенных Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины.

Статья 30. Полномочия центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере гражданской защиты

К полномочиям центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере гражданской защиты, относятся:

формирование государственной политики в сфере гражданской защиты;

руководство деятельностью подчиненных ему органов управления по вопросам чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, специальных и специализированных формирований;

координация деятельности центральных органов исполнительной власти в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

утверждение планов локализации и ликвидации аварий (катастроф);

осуществление других полномочий, определенных законами Украины и возложенных на него актами Президента Украины.

(Статья 30 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 30-1. Полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты

К полномочиям центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской защиты, относятся:

обеспечение реализации политики государства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, предотвращение таких ситуаций и реагирование на них, ликвидация их последствий;

осуществление контроля за проведением аварийно-спасательных и других безотлагательных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

осуществление оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера, обеспечение надлежащего функционирования отраслевых, территориальных и локальных систем оповещения;

осуществление государственного надзора и контроля за разработкой и реализацией мероприятий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

проведение научно-исследовательских работ в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

осуществление других полномочий, определенных законами Украины, актами Президента Украины.

(Статья 31 введена в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI)

Статья 31. Полномочия других центральных органов исполнительной власти в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

(В наименование статьи 31 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Другие центральные органы исполнительной власти в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера:

разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические меры в своей отрасли;

обеспечивают осуществление предприятиями, учреждениями и организациями, относящимися к сфере их управления, мер по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в соответствии с аварийными планами;

разрабатывают и утверждают отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции;

обеспечивают разработку и реализацию мер по обеспечению химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также норм и правил проектирования, строительства и эксплуатации объектов производственного и социального назначения в зонах возможного влияния опасных техногенных процессов и природных явлений;

организуют и осуществляют проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по вопросам обеспечения безопасности произведенной продукции, повышения безопасности производства на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к сфере их управления;

осуществляют методическое руководство защитой работников предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере их управления, от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

осуществляют иные полномочия, определенные законами Украины, актами Президента Украины.

(В статью 31 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 32. Полномочия Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций и органов местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в пределах соответствующих территорий:

принимают участие в обеспечении реализации политики государства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

осуществляют управление через соответствующие территориальные подсистемы единой государственной системы;

обеспечивают проведение эвакуационных мероприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

осуществляют подготовку населения к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера в соответствии со своими полномочиями;

осуществляют сбор информации и обмен ею в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

согласуют проект плана проведения потенциально опасных мероприятий в условиях присутствия гражданского населения с участием личного состава Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований и правоохранительных органов с использованием вооружения и военной техники;

взаимодействуют с органами военного управления при планировании и проведении потенциально опасных мероприятий с целью предупреждения и недопущения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий в соответствии с законом;

обеспечивают защиту населения и территорий при проведении потенциально опасных мероприятий в условиях присутствия гражданского населения в соответствии с законом;

создают финансовые и материальные резервы для ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и их последствий в соответствии с законодательством; обеспечивают организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка во время их проведения;

содействуют постоянному функционированию объектов хозяйствования в зоне возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

осуществляют иные полномочия, определенные законами Украины, актами Президента Украины.

Раздел VI. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА. ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Статья 33. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, а также по месту жительства по специально разработанной системе мер защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в соответствии с законом.

Статья 34. Обязанности граждан Украины в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Граждане Украины в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера обязаны:

соблюдать меры безопасности, не допускать нарушений производственной дисциплины, требований экологической безопасности;

изучать основные способы защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, оказания первой медицинской помощи потерпевшим, правила пользования средствами защиты;

соблюдать соответствующие требования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Порядок осуществления подготовки населения на предприятиях, в учреждениях и организациях к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера определяется центральный орган исполнительной власти,  обеспечивающий формирование государственной политики в сфере гражданской защиты.

Раздел VII. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕР В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Статья 35. Финансирование мер по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и их последствий

Финансирование мер по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и их последствий осуществляется за счет средств государственного бюджета, республиканского, а также средств предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования, а также добровольных пожертвований физических и юридических лиц, благотворительных организаций и объединений граждан, других не запрещенных законодательством источников.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и их последствий выделяются средства из резервного фонда Кабинета Министров Украины в соответствии с законодательством Украины.

Порядок финансирования мер по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и их последствий, возмещения ущерба лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, возмещения материальных убытков и т. п. определяется согласно закону.

Финансирование медико-психологической реабилитации пострадавших, а также лиц, привлеченных к выполнению аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, осуществляется за счет средств, которые выделяются на ликвидацию чрезвычайных ситуаций из государственного и местных бюджетов. Медико-психологическая реабилитация спасателей государственных аварийно-спасательных служб (формирований) осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных на содержание этих служб. Медико-психологическая реабилитация спасателей других аварийно-спасательных служб (формирований) осуществляется за счет средств, которые выделяются на ликвидацию чрезвычайных ситуаций из государственного или местных бюджетов, или за счет средств предприятий, учреждений и организаций. Объемы финансирования медико-психологической реабилитации пострадавших, а также лиц, привлеченных к выполнению аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере здравоохранения.

Финансирование мероприятий медико-психологической реабилитации несовершеннолетних лиц, пострадавших в чрезвычайной ситуации местного или объектного уровня, а также в которых вследствие чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера погиб один из родителей или оба родителя, осуществляется за счет средств государственного или местного бюджетов, а также добровольных пожертвований. Для эффективного планирования и обеспечения медико-психологической реабилитации указанных несовершеннолетних лиц местные органы исполнительной власти ежегодно разрабатывают и обеспечивают выполнение соответствующих региональных программ, утвержденных в установленном законом порядке.

(В статью 35 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5459-VI)

(см. предыдущую редакцию)

Статья 36. Создание и использование материальных резервов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Материальные резервы для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера создаются заблаговременно с целью экстренного использования их в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Указанные резервы создаются центральными и местными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления.

Порядок создания и использования материальных резервов для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера определяется согласно законодательству.

Раздел VIII. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Статья 37. Международное сотрудничество в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера

Украина принимает участие в международном сотрудничестве в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на основе многосторонних и двусторонних соглашений.

Международное сотрудничество в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера осуществляется путем заключения международных договоров, меморандумов и т. п., участия в международных программах и проектах, обмена информацией и опытом работы, оказания или получения гуманитарной и научно-технической помощи.

Участие Украины в международном сотрудничестве в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера осуществляется в порядке, установленном законодательством Украины, путем:

проведения совместных научных исследований;

разработки и реализации международных программ, договоров, меморандумов и т. п.;

создания совместных рабочих групп управления (сопровождения) международными проектами;

осуществления взаимного обмена информацией и изучения международного опыта;

участия в международных конгрессах, конференциях, симпозиумах, выставках, ярмарках и в их проведении, совместных учениях и переподготовки руководящего состава профессиональных аварийно-спасательных служб и специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб;

приобретения членства в международных организациях;

поддержания международных профессиональных контактов.

Статья 38. Обучение, специальная подготовка и переподготовка лиц руководящего состава профессиональных аварийно-спасательных служб и специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб, направляемых в другие государства

Обучение, специальная подготовка и переподготовка лиц руководящего состава профессиональных аварийно-спасательных служб и специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб, направляемых в другие государства, проводятся в соответствующих учебных центрах, заведениях и т. п.

Техническое, тыловое, медицинское, финансовое и другие виды обеспечения профессиональных аварийно-спасательных служб и специальных (военизированных) аварийно-спасательных служб, направляемых в другие государства, осуществляются в соответствии с законами и международными договорами Украины.

Статья 39. Международные договоры

Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются нормы международного договора.

Раздел IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

2. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

подготовить и представить на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о внесении изменений в законодательные акты Украины, вытекающих из настоящего Закона;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

в соответствии со своими полномочиями обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом, в первую очередь о материальном и резервном фондах для предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и их последствий;

обеспечить пересмотр и отмену центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

3. Кабинету Министров Украины в месячный срок создать постоянно действующую рабочую группу из представителей Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы (по согласию), центрального органа исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы и центрального органа исполнительной власти по вопросам здравоохранения для решения вопроса о создании и функционировании медико-психологических центров при действующих санаторно-курортных учреждениях для спасателей аварийно-спасательных служб и населения, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Президент Украины

Л.Кучма