Действует

Зарегистрирован

Министерством юстиции

Республики Таджикистан 

31 января 2020 года №21

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 31 января 2020 года №1446

Об утверждении Стратегии управления государственными финансами Республики Таджикистан на период до 2030 года

В соответствии со статьей 69 Конституции Республики Таджикистан и в целях повышения эффективности системы государственных финансов в реализации Национальной стратегии развития на период до 2030 года и ускорения социально-экономического развития страны постановляю:

1. Утвердить Стратегию управления государственными финансами Республики Таджикистан на период до 2030 года (прилагается).

2. Правительству Республики Таджикистан принять необходимые меры для выполнения Стратегии управления государственными финансами Республики Таджикистан на период до 2030 года и осуществлять постоянный контроль за его реализацией.

3. Задачи по разработке необходимых документов и мониторинг реализации Стратегии управления государственными финансами Республики Таджикистан на период до 2030 года возложить на Координационный совет по вопросам управления государственными финансами.

4. Координационному совету по вопросам управления государственными финансами разработать и представить на утверждение Правительству Республики Таджикистан среднесрочные программы действий на каждые три года и принять необходимые меры для их реализации.

5. Министерству финансов Республики Таджикистан ежегодно представлять в Правительство Республики Таджикистан информацию о ходе реализации среднесрочных трехлетних программ действий.

Президент Республики Таджикистан

Эмомали Рахмон

Утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 31 января 2020 года №1446

Стратегия управления государственными финансами Республики Таджикистан на период до 2030 года

1. Общие положения

1. Правительство Республики Таджикистан придаёт первостепенное значение реформам в управлении государственными финансами с целью достижения следующих долгосрочных целей, предусмотренных в Национальной стратегии развития Республики Таджикистана на период до 2030 года:

1) достижение сопоставимого уровня социально-экономического развития для стран со средним уровнем дохода;

2) поддержание устойчивого развития путём диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики;

3) расширение и укрепление среднего класса;

4) индустриализация.

2. Институциональные реформы в сфере управления государственными финансами играют прямую или косвенную роль в достижении этих долгосрочных целей.

3. Стратегия управления государственными финансами на период до 2030 года представляет собой продолжение реформ, начатых с момента реализации предыдущей Стратегии управления государственными финансами на 2009 - 2018 годы. Новая стратегия полностью согласуется с Национальной стратегией развития Республики Таджикистан на период до 2030 года. Реформы управления государственными финансами в значительной степени отражены в текущих государственных программах, таких как Программа государственных внешних заимствований Республики Таджикистан на 2018 - 2020 годы (постановление Правительства Республики Таджикистан от 26 октября 2017 года №485), Концепция системы анализа регуляторного воздействия Республики Таджикистан (постановление Правительства Республики Таджикистан от 18 ноября 2015 года №673) и Концепция управления местным развитием в Республике Таджикистан на период до 2030 года (указ Президента Республики Таджикистан от 11 июля 2015 года №522).

4. Стратегия управления государственными финансами на период до 2030 года включает:

- общую стратегическую рамку реформ (раздел 4);

- основные направления реформ в сфере управления государственными финансами на следующие 10 лет, основанные на дифференцированной оценке хода реализации реформ и полученного опыта (раздел 5); 

- последовательность и приоритеты ключевых элементов реформ на трёх этапах реализации (раздел 6);

- чёткие и достижимые механизмы реализации и мониторинга данной стратегии на основе реалистичных и измеримых показателей эффективности (раздел 7);

- комплексное управление рисками.

5. Несмотря на то, что Стратегия управления государственными финансами на период до 2030 года чётко определяет конкретные направления и меры реформ, тем не менее, она оставляет возможность для Правительства Республики Таджикистан реагировать на возникающие потребности в ходе её реализации.

6. Для разработки Стратегии управления государственными финансами на период до 2030 года была создана рабочая группа и она разработана в координации с Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, соответствующими министерствами и ведомствами, а также национальными и международными партнёрами по развитию.

7. Стратегия управления государственными финансами на период до 2030 года определяет следующие задачи:

- показывает прогресс и уроки, извлечённые в ходе реализации реформы управления государственными финансами в предыдущие годы;

- приводит реформы управления государственными финансами в соответствии с национальными целями и приоритетами развития Республики Таджикистан; 

- определяет приоритетность и последовательность ключевых реформ на период до 2030 года;

- определяет ключевые министерства, учреждения и ведомства Республики Таджикистан, ответственные за реализацию мероприятий стратегии, и определяет их роли в этом процессе;

- повышает осведомлённость о прочной связи между реформами управления государственными финансами и приоритетами развития;

- предлагает ключевые показатели эффективности (индикаторы) для измерения прогресса в течение всего периода реализации.

2. Задачи стратегии управления государственными финансами на период до 2030 года и национальные приоритеты

§1. Общие задачи и цели

8. Основная задача Стратегии управления государственными финансами на период до 2030 года в первую очередь заключается в определении общего направления реформ в сфере управления государственными финансами, призванных обеспечить достижение следующих целей:

1) повышение фискальной дисциплины;

2) улучшение эффективности распределения финансовых ресурсов;

3) постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов и целевым расходованием государственных денежных средств;

4) реальное стратегических планирование финансовых ресурсов для определенных приоритетов;

5) повышение операционной эффективности;

6) обеспечение прозрачности и подотчётности государственных денежных средств.

9. Четко сформулированные и реалистичные меры, а также показатели их эффективности позволят обеспечить достижение целей, несмотря на наличие системных проблем и чувствительность к внешним потрясениям, которые влияют на государственный сектор Республики Таджикистан. При правильном сочетании институциональных факторов, механизмов координации и финансирования, достижение каждой цели становится вопросом времени.

10. В долгосрочной перспективе реформы управления государственными финансами позволят создать в Республике Таджикистан благоприятные условия для эффективного управления государственными финансами, которое является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития страны. Управление государственными финансами представляет собой систему взаимодействия министерств, ведомств и других государственных учреждений для эффективного использования государственных средств. В целом, система управления государственными финансами должна обеспечивать следующие долгосрочные результаты:

1) макроэкономическая стабильность;

2) эффективное распределение ресурсов;

3) предоставление государственных услуг;

4) укрепление государственности (таблица 1).

11. Стратегическая рамка реформ управления государственными финансами, представленная в разделе 3, полностью соответствует этим четырём долгосрочным результатам.

Таблица 1. Элементы реформ управления государственными финансами и приоритеты

Приоритеты

Ключевые элементы реформ управления государственными финансами 

1.

Макроэкономическая стабильность

  • своевременная и надёжная финансовая и бюджетная информация;
  • надёжное управление государственным долгом;
  • направление фискальными рисками (обеспечение фискальной дисциплины).

2.

Эффективное распределение средств

  • своевременная и надёжная фискальная и финансовая информация;
  • разработка проекта бюджета на основе соответствующего структурированного бюджетного процесса;
  • внутренний финансовый контроль и внешний аудит, а также парламентский контроль.

3.

Предоставление общественных услуг

  • своевременные выплаты заработной платы и прочих социальных платежей;
  • инклюзивный бюджетный процесс и подотчётность;
  • прозрачность в распределении и использовании государственных средств.

4.

Укрепление государственности

  • базовые элементы бюджетирования (такие как контроль и исполнение);
  • своевременные выплаты заработной платы и прочих социальных платежей;
  • обоснованная и рациональная приоретизация решений о расходах.

 

12. С точки зрения макроэкономической стабильности, наиболее важным в системе управления государственными финансами является то, что она способна предоставлять соответствующую информацию о состоянии долга и дефиците бюджетных средств. Система управления государственными финансами способствует надлежащему распределению финансовых средств и предоставлению соответствующей информации об имеющихся ресурсах, а также фокусируется на своевременном процессе подготовки бюджета, в котором участвуют все заинтересованные стороны. Взаимосвязь между элементами реформ управления государственными финансами и предоставлением общественных услуг является линейной и прямой, однако объём и качество предоставления услуг зависят от наличия финансовых ресурсов и надлежащей системы государственного управления. Связь между реформами управления государственными финансами и укреплением государственности особенно сложна, учитывая, что каждый из трёх других приоритетов развития сам по себе способствует построению эффективного государства. Сильная система управления государственными финансами является важным элементом институциональной основы для развития укрепления государственности.

13. С практической точки зрения все элементы реформ управления государственными финансами тесно взаимосвязаны между собой, и поэтому реформы не могут проводиться изолированно друг от друга. Тем не менее, Правительству Республики Таджикистан требуется содействие партнеров по развитию для выработки путей решения различных задач, на основе обсуждения различных элементов управления государственными финансами с целью достижения каждого из четырёх приоритетов развития. Улучшенные системы управления государственными финансами будут способствовать постепенному достижению каждого из вышеназванных приоритетов развития. Другие факторы, не связанные с управлением государственными финансами и представленные в разделе 8 Стратегии управления государственными финансами на период до 2030 года, также влияют на достижение этих приоритетов развития.

§2. Управление государственными финансами и приоритеты развития

14. В сентябре 2016 года Правительство Республики Таджикистан приняло Национальную стратегию развития Республики Таджикистан на период до 2030 года, которая будет реализована в течение следующих 15 лет.

В соответствии с настоящей Стратегией "долгосрочной целью развития Республики Таджикистан является повышение благосостояния населения на основе обеспечения устойчивого экономического развития".

15. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года направлена на выполнение следующих целей:

- снизить в более чем 2 раза уровень бедности и искоренить крайнюю бедность;

- увеличить Валовый внутренний продукт страны в 3 и более раза;

- повысить рейтинг страны в Индексе человеческого развития Организации Объединенных Наций и "Ведение бизнеса" Всемирного банка;

- существенно увеличить расходы на социальную защиту населения;

- довести долю среднего класса до 50 процентов населения.

16. В этой связи, сильные экономические институты, а также надёжная налогово-бюджетная политика и система управления государственными финансами являются ключевыми факторами достижения этих целей.

17. Президент Республики Таджикистан в своем послании от 22 декабря 2017 года к Маджлиси Оли Республики Таджикистан, ещё раз подчеркнул переход страны к "индустриально-инновационному" сценарию развития экономики посредством увеличения производительной занятости, привлечения инвестиций в человеческий капитал и инновации.

18. В Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года подчеркивается необходимость перехода к более комплексной и диверсифицированной экономике, основанной на росте частного сектора и общего благосостояния. В своём следующем послании от 26 декабря 2018 года Президент Республики Таджикистан подчеркнул, что реализация Национальной стратегии Республики Таджикистан на период до 2030 года обусловлена совершенствованием системы государственного управления, включая управление государственными финансами. Президент Республики Таджикистан особо подчеркнул, что "Министерству финансов поручается реализовать стратегию управления государственными финансами с учётом приоритетов страны, качественного выполнения доходной и расходной части бюджета, прозрачности расходов, а также выдвижения перспективных планов реформ в этих областях".

19. Исходя из вышеуказанных приоритетов Правительством Республики Таджикистан, в Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 года определены проблемы (вызовы) и национальные приоритеты в сфере управления государственными финансами .

20. Проблемы и приоритеты в управлении государственными финансами в соответствии с Национальной стратегией развития Республики Таджикистан на период до 2030 года показаны в таблице 2.

Таблица 2. Проблемы и приоритеты в сфере управления государственными финансами согласно Национальной стратегии Республики Таджикистан на период до 2030 года

№ п/п

Проблемы (вызовы)

Приоритеты

В области развития управления государственными финансами

1.

Недостаточный прогресс в переходе от сметного принципа финансирования министерств и ведомств к программно-целевому финансированию, направленному на результат

Развитие программного бюджетирования и внедрение практики (финансирование потенциала) для органов исполнительной власти

2.

Отсутствие связи бюджетного процесса со стратегическим планированием

Усиление взаимосвязи между бюджетным процессом и стратегическим планированием

3.

Недостаточная направленность механизмов налогообложение для развитие экономике (связанное с обременительным для налогоплательщиков администрированием и широким распространением неформальной экономики)

Совершенствование механизма налогообложение и налоговая администрирования с целью повышения собираемости налогов, снижения административной нагрузки на ответственных налогоплательщиков, повышение прозрачности и предсказуемости налоговой системы

4.

Недостаточное развитие системы прогнозирования бюджетных доходов и обязательств в увязке с макроэкономическими прогнозами

5.

Отставание процесса фискальной децентрализации от процесса преобразований в системе государственного управления и, в частности, от процесса реформирования системы управления государственными финансами

Развитие фискальной децентрализации

6.

Квазифискальные операции крупных государственных предприятий (операционные убытки, рост долговых обязательств и невыполнение государственных гарантий по ним и т.д.) оказывают существенное и отрицательное влияние на устойчивость государственного бюджета и возможности выполнения государством социальных функций

Повышение прозрачности и подотчётности через обеспечение общедоступности информации, в том числе через включение квазифискальных операций в финансовую отчётность, улучшение парламентского контроля и участие гражданского общества в бюджетном процессе

В области местного управления

7.

Функции и полномочия между центральным и местными уровнями органов исполнительной власти и органами местного самоуправления требуют оптимизации в целях обеспечения эффективного использования государственных средств

Перераспределение функций и полномочий в целях повышения эффективности местных органов власти и местного самоуправления, выделение собственности и обеспечение их финансовой автономии

8.

Местные органы власти не имеют достаточных ресурсов для выполнения возлагаемых на них функций по решению задач местного значения

       В области совершенствования системы государственного управления        

9.

Система координации деятельности органов исполнительной власти неэффективна, и механизмы оценки эффективности их деятельности на центральном и местном уровнях недостаточно определены

Развитие системы стратегического планирования и совершенствование координации политики на центральном и на местном уровнях государственного управления

10.

Слабый уровень внедрения системы электронного документооборота между органами государственного управления и электронного взаимодействия государственных органов с гражданами и бизнесом

Формирование необходимых элементов "электронного правительства" для реализации политики "открытых данных"

11.

Слабое взаимодействие государства и бизнеса, государства и граждан в процессе национального развития, в том числе отсутствие действенных совещательных площадок для текущих коммуникаций и решения стратегических задач

Разработка механизмов усиления контроля со стороны общественности за деятельностью исполнительных органов государственной власти и повышения доверия граждан

В области обеспечения эффективности антикоррупционных механизмов

12.

Система государственных закупок требует внедрения новых и эффективных механизмов осуществления закупочной деятельности, применения мер по укреплению потенциала всех участников государственных закупок, а также охвата единым порталом электронных закупок компаний, находящихся в государственной собственности

Разработка и осуществление комплексных мер правового и организационного характера для обеспечения эффективного функционирования системы государственных закупок, с опорой на автоматизацию и применение современных информационных технологий посредством единого портала электронных закупок, в том числе закупок компаний, находящихся в государственной собственности

13.

Слабо работают механизмы взаимодействия государственного сектора и гражданского общества с использованием общественных советов и других совещательных площадок

Обеспечение прозрачности и подотчётности процесса расходования государственных средств и ресурсов

Совершенствование системы государственного финансового контроля, включая внутренний и внешний аудиты

       

21. Все вышеперечисленные приоритеты, отражены в текущей Стратегии управления государственными финансами на период до 2030 года. Таким образом, Стратегия полностью согласуется с Национальной стратегией развития Республики Таджикистан на период до 2030 года и другими национальными приоритетами, и использует системный подход по поддержке реформ управления государственными финансами в Республике Таджикистан. Кроме этого, Стратегия управления государственными финансами на период до 2030 года, основываясь на повышении эффективности системы управления государственными финансами, будет способствовать усилению эффективного управления, сбалансированному экономическому росту, устойчивому экономическому развитию и сокращению бедности.

3. Стратегическая рамка реформ в сфере управления государственными финансами

 

Рисунок к УП РТ от 31.01.2020 г. №1446

 

4. Общая оценка системы управления государственными финансами

22. В 2009 году Правительство Республики Таджикистан приняло Стратегию управления государственными финансами на 2009 - 2018 годы. Данная Стратегия обеспечила основу для технического содействия со стороны партнёров по развитию и способствовала улучшению устойчивости государственных финансов.

23. Стратегия управления государственными финансами по ключевым функциональным областям была дополнена планами действий и программами реализации, таких как планирование бюджета, казначейское исполнение, бухгалтерский учёт в государственном секторе, управление государственным долгом, аудит, а также усиление потенциала и обучение сотрудников государственного сектора.

24. Следует отметить период действия первых двух трёхгодичных среднесрочных планов (2009 - 2015 годы), в течение которых был реализован ряд ключевых шагов по реформе управления государственными финансами и положено начало целому ряду реформ. К основным достижениям можно отнести следующее:

- разработаны и внедрены правила и процедуры среднесрочного бюджетного планирования;

- улучшены системы внутреннего аудита и финансового контроля в государственном секторе;

- разработана и внедрена ведомственная классификации республиканского и местного бюджетов;

- разработана и внедрена новая бюджетная классификация и новый Единый план счетов, которые соответствуют Статистике государственных финансов 2001 года;

- создан Единый казначейский счёт республиканского и местных бюджетов;

- поэтапно внедрены Международные стандарты финансовой отчётности государственного сектора (10 стандартов);

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Стратегия управления государственными финансами Республики Таджикистан на период до 2030 года 1. Общие положения 2. Задачи стратегии управления государственными финансами на период до 2030 года и национальные приоритеты §1. Общие задачи и цели §2. Управление государственными финансами и приоритеты развития 3. Стратегическая рамка реформ в сфере управления государственными финансами 4. Общая оценка системы управления государственными финансами 5. Ключевые направления реформ §1.Устойчивая макрофискальная рамка §2. Планирование и бюджетирование государственных расходов §3. Исполнение бюджета и привлечение государственных доходов §4. Финансовый контроль и внутренний аудит §5. Бухгалтерский учёт, мониторинг и отчётность §6. Внешний аудит и контроль §7. Прозрачность и подотчётность 6. Последовательность и приоритизация реформ 7. Механизм реализации и мониторинга §1. Среднесрочные программы действий §2. Институциональный механизм и подотчётность §3. Ключевые органы государственной власти в системе управления государственными финансами §4. Механизм мониторинга и оценки 8. Извлечённые уроки Приложение 1 Приложение 2 Аббревиатура Нормативная правовая база в сфере управления государственными финансами

Указ Президента Республики Таджикистан от 31 января 2020 года №1446
"Об утверждении Стратегии управления государственными финансами Республики Таджикистан на период до 2030 года"

О документе

Номер документа:1446
Дата принятия: 31/01/2020
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 21 от 31/01/2020
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Нет сведений