Дата обновления БД:
22.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
88 / 361
Всего документов в БД:
133060
СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И И.О. МИНИСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 31 декабря 2015 года №719, 31 декабря 2015 года №843
Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов по проверкам за системой образования
(В редакции Совместного Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22.01.2018 г. №24, 03.03.2018 г. №91; от 15.11.2018 г. №632, 15.11.2018 г. №71)
В соответствии с пунктом 3 статьи 141, пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска за системой образования согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист в сфере государственного контроля за системой образования в отношении организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу;
4) исключен в соответствии с Совместным Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15.11.2018 г. №632, 15.11.2018 г. №71;
5) исключен в соответствии с Совместным Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15.11.2018 г. №632, 15.11.2018 г. №71;
6) проверочный лист в сфере государственного контроля за системой образования в отношении организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, согласно приложению 6 к настоящему совместному приказу;
7) проверочный лист в сфере государственного контроля за системой образования в отношении организаций образования, реализующих образовательные программы организаций дополнительного образования для детей, согласно приложению 7 к настоящему совместному приказу;
8) проверочный лист в сфере государственного контроля за системой образования в отношении организаций образования, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования, согласно приложению 8 к настоящему совместному приказу;
9) проверочный лист в сфере государственного контроля за системой образования в отношении органов управления образованием согласно приложению 9 к настоящему совместному приказу.
(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Совместным Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15.11.2018 г. №632, 15.11.2018 г. №71)
(см. предыдущую редакцию)
2. Признать утратившим силу совместный приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 июля 2015 года №479 и исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2015 года №583 "Об утверждении критериев оценки степени риска и форм проверочных листов по проверкам за системой образования" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №11994, опубликованный в информационно-правовой системе "Аділет" 29 сентября 2015 года).
3. Комитету по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (Нюсупов С.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование;
3) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Балыкбаева Т.
5. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан 31 декабря 2015 год |
_____________ Балыкбаев Т. |
Исполняющий обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан 31 декабря 2015 год |
_____________ Кусаинов М. |
Согласован Председателем Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан 30 декабря 2015 год |
_______________ Айтпаева С. |
Приложение 1
к Совместному Приказу исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан и исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 декабря 2015 года №719, 31 декабря 2015 года №843
(Критерии оценки степени риска за системой образования изложен в новой редакции в соответствии с Совместным Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15.11.2018 г. №632, 15.11.2018 г. №71)
(см. предыдущую редакцию)
Критерии оценки степени риска за системой образования
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Критерии оценки степени риска за системой образования (далее - Критерии) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, Законом Республики Казахстан "Об образовании" от 27 июля 2007 года и Правилами формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года №3 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов №17371) для отбора субъектов (объектов) контроля с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
2. В настоящих Критериях используются следующие понятия:
1) период оценки - определенный временной период, за который проводится оценки рисков по субъективным критериям на основании отчетных данных, результатов мониторинга автоматизированных информационных систем;
2) объекты контроля в сфере образования - имущество, находящееся на праве собственности или ином законном основании у субъекта контроля, подлежащее государственному контролю;
3) субъекты контроля в сфере образования - физические лица, юридические лица, в том числе государственные органы, филиалы и представительства юридических лиц, за деятельностью которых осуществляются государственный контроль;
4) незначительные нарушения - нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере образования, в части организации учебно-воспитательного процесса;
5) значительные нарушения - нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере образования, в части создания условий для ведения образовательного процесса;
6) грубые нарушения - нарушения требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере образования, влекущие или подтверждающие снижение качества образовательного процесса; несоблюдение уведомительного порядка и квалификационных требований, предъявленных к образовательной деятельности по соответствию качественного состава педагогов;
7) проверочный лист - перечень требований, включающий в себя требования к деятельности субъектов контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу законным интересам физических и юридических лиц, государства.
8) риск - вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц с учетом степени тяжести его последствий;
9) критерии оценки степени риска - совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъектов (объектов) контроля к различным степеням риска;
10) объективные критерии оценки степени риска (далее - объективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
11) субъективные критерии оценки степени риска (далее - субъективные критерии) - критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля;
12) система оценки рисков - комплекс мероприятий, проводимых органом контроля с целью назначения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
3. Критерии формируются посредством объективных и субъективных критериев.
Глава 2. Объективные критерии
4. По объективным критериям субъекты (объекты) контроля распределяются по степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой степени) с учетом одного из следующих критериев:
1) к группе с высокой степенью риска относятся субъекты (объекты) контроля, образовательная деятельность которых ведется в соответствии с государственными стандартами образования, утвержденными в соответствии с подпунктом 5-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании".
К ним относятся следующие субъекты (объекты) контроля:
организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения;
организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования;
организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования;
организации образования, реализующие образовательные программы высшего и послевузовского образования.
В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой степени риска применяются внеплановые проверки, профилактический контроль с посещением и без посещения субъекта (объекта) контроля;
2) к группе, не отнесенной к высокой степени риска, относятся субъекты (объекты) контроля, ведущие дополнительную образовательную деятельность или осуществляющие управление образованием.
В отношении субъектов (объектов) контроля, не отнесенных к высокой степени риска, применяются внеплановые проверки и профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля.
5. В отношении субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой степени риска применяются субъективные критерии с целью проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
6. Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля, в том числе посредством автоматизированных информационных систем;
2) результаты предыдущего профилактического контроля с посещением.
Глава 3. Субъективные критерии
7. Субъективные критерии определяются в соответствии с приложением к настоящим Критериям.
8. Оценка субъективных критериев деятельности организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования осуществляется в соответствии с приложением к настоящим Критериям.
9. При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
10. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые соответствуют степени нарушения - грубое, значительное и не значительное.
При этом степень нарушения (грубое, значительное, незначительное) присваивается в соответствии с установленными определениями грубых, значительных, незначительных нарушений.
Расчет общего показателя степени риска производится по субъективным критериям по шкале от 0 до 100.
11. Для отнесения субъекта (объекта) контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения, субъекту (объекту) контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
В случае если грубых нарушений не выявлено, для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Рз = (Р2 х 100/Р1) х 0,7
где:
Рз - показатель значительных нарушений;
Р1 - требуемое количество значительных нарушений;
Р2 - количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
Рн = (Р2 х 100/Р1) х 0,3
где:
Рн - показатель незначительных нарушений;
Р1 - требуемое количество незначительных нарушений;
Р2 - количество выявленных незначительных нарушений;
Общий показатель степени риска (Р) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
Р = Рз +Рн
где:
Р - общий показатель степени риска;
Рз - показатель значительных нарушений;
Рн - показатель незначительных нарушений.
12. По показателям степени риска субъект (объекта) контроля:
1) освобождается от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля - при показателе степени риска от 0 до 60 включительно;
2) не освобождается от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля - при показателе степени риска от 61 до 100 включительно.
13. Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и осуществляется не чаще одного раза в год.
14. Профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля проводятся на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, формируемых в соответствии с пунктом 3 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года.
15. Для организаций, осуществляющих деятельность, период оценки, используемый в Критериях, - один учебный год.
16. Списки профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля составляются с учетом приоритетности субъекта контроля с наибольшим показателем степени риска по субъективным критериям.
Приложение
к Критериям оценки степени риска за системой образования
Субъективные критерии
№п/п |
Критерии |
Степень нарушения |
Для деятельности организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения | ||
Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом (объектом) контроля, в том числе посредством Национальной образовательной базы данных (НОБД) | ||
1 |
Непредставление либо представление недостоверной и неполной информации в рамках образовательного мониторинга по формам административных данных |
значительное |
2 |
Несоблюдение возрастной периодизации при комплектовании возрастных групп (за исключением разновозрастных групп) |
незначительное |
3 |
Несоответствие возраста контингента воспитанников виду дошкольной организации |
значительное |
4 |
Отсутствие помещений, предназначенных для проведения спортивных и музыкальных мероприятий |
незначительное |
5 |
Превышение норм наполняемости воспитанников в группах |
незначительное |
6 |
Наличие факта допуска к работе в организации образования лиц, не имеющих специального педагогического или профессионального образования по соответствующему профилю |
грубое |
7 |
Отсутствие регистрации в государственном электронном реестре разрешений и уведомлений |
грубое |
8 |
Невыполнение организованной учебной деятельности, предусмотренной типовым учебным планом дошкольного воспитания и обучения из-за отсутствия специалистов |
грубое |
9 |
Отсутствие медицинского обслуживания воспитанников |
незначительное |
10 |
Нарушение педагогическими работниками сроков прохождения аттестации |
незначительное |
11 |
Несоответствие количества и перечня педагогических работников государственных организаций дошкольного воспитания и обучения типовым штатам работников государственных организаций дошкольного воспитания и обучения и перечню должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц |
незначительное |
Результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля | ||
1 |
Выполнение должностных обязанностей и норм педагогической этики педагогическим работником (проверяется при наличии обращений) |
грубое |
2 |
Соблюдение принципа государственной политики в части запрета создания и деятельности организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в организациях образования (проверяется при наличии обращений) |
грубое |
3 |
Наличие сертификатов, свидетельств или других документов, подтверждающих повышение квалификации педагогических работников дошкольных организаций не реже одного раза в пять лет |
незначительное |
4 |
Наличие удостоверений, приказов, журналов регистрации и выдачи удостоверений о присвоении/подтверждении прохождения педагогическими работниками аттестации не реже одного раза в пять лет |
значительное |
5 |
Наличие достоверной и полной информации в рамках образовательного мониторинга по формам административных данных |
значительное |
6 |
Соответствие учебных планов по наличию образовательных областей и количеству часов типовым учебным планам дошкольного воспитания и обучения |
грубое |
7 |
Наличие утвержденного организацией образования перспективного плана в строгом соответствии с утвержденными сквозными темами педагогов-специалистов, воспитателей; циклограммы (контроля, рабочего времени, организации жизни и деятельности детей, планирования занятий, вариативной части, совместной деятельности для педагогов-специалистов), расписания или распределения организованной учебной деятельности по всем возрастным группам, режима дня по возрастным группам, подтверждающих соответствие учебной нагрузки, продолжительности организованной учебной деятельности типовому учебному плану дошкольного воспитания и обучения |
значительное |
8 |
Наличие предметно-пространственной-развивающей среды для реализации образовательных областей: "Здоровье", "Коммуникация", "Познание", "Творчество", "Социум" |
грубое |
9 |
Наличие материалов, подтверждающих проведение консультаций для родителей в вопросах воспитания, развития детей, охваченных и не охваченных дошкольным воспитанием и обучением |
незначительное |
10 |
Наличие материалов отслеживания развития умений и навыков детей в соответствии с возрастом ребенка (лист наблюдений в электронном или бумажном варианте, индивидуальная карта развития – диаграммы, сводный отчет методиста, детские работы) |
значительное |
11 |
Наличие списков детей по группам, подтверждающих соблюдение возрастной периодизации при комплектовании возрастных групп (за исключением разновозрастных групп) |
значительное |
12 |
Наличие талона о приеме уведомления о начале деятельности посредством государственной информационной системы разрешений и уведомлений |
грубое |
13 |
Наличие учредительных и правоустанавливающих документов организации образования |
значительное |
14 |
Соответствие планирующей документации (годового плана организации образования, календарно-тематического планирования воспитателей и педагогов-специалистов) содержанию типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения |
значительное |
15 |
Наличие материалов (договор между организацией образования и органом управления; документы, подтверждающие проектную мощность здания; постановление акимата об утверждении государственного образовательного заказа; списочный состав воспитанников) подтверждающих выполнение государственного образовательного заказа, финансируемого государством объема услуг по воспитанию, обучению, коррекции нарушения развития и социальной адаптации воспитанников, в том числе для реализации инклюзивного образования для детей в возрасте от одного года до достижения школьного возраста |
значительное |
16 |
Наличие утвержденных организацией образования планов работ и протоколов заседаний коллегиальных органов (педагогического, попечительского советов), подтверждающих их деятельность |
значительное |
17 |
Наличие копий дипломов с приложениями и утвержденных организацией образования тарификационных списков педагогических работников, подтверждающих обеспеченность педагогическими кадрами, имеющими педагогическое образование по соответствующему профилю |
грубое |
18 |
Наличие документов, подтверждающих допуск к работе в организации образования лиц: |
грубое |
19 |
Выполнение должностных обязанностей руководителем или иным должностным лицом дошкольной организации по сохранности жизни и здоровья воспитанников, обучающихся и сотрудников организаций образования во время учебно-воспитательного процесса (проверяется при наличии обращения) |
грубое |
20 |
Выполнение функций, определенных Уставом дошкольной организации (проверяется при наличии обращения). |
грубое |
21 |
Соответствие количества и перечня педагогических работников государственных организаций дошкольного воспитания и обучения типовым штатам работников государственных организаций дошкольного воспитания и обучения и перечню должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц |
значительное |
22 |
Наличие договоров, регулирующих взаимоотношения между дошкольной организацией и родителями или законными представителями |
значительное |
23 |
Наличие правил внутреннего распорядка, должностных инструкций работников, утвержденных организацией образования |
незначительное |
24 |
Сохранение места за ребенком в дошкольной организации на период болезни, лечения и оздоровления в медицинских, санаторно-курортных или иных организациях или на период трудового отпуска родителей или законных представителей (проверяется при наличии обращений) |
значительное |
25 |
Отчисление детей из дошкольной организации при наличии отметок об отсутствии ребенка более одного месяца в журнале посещения, а также без предупреждения администрации и отсутствии документов, подтверждающих уважительные причины (проверяется при наличии обращений) |
незначительное |
26 |
Наличие учебно-дидактических пособий по разделам типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения и методических рекомендаций, соответствующих возрастным особенностям детей для реализации образовательных областей: "Здоровье", "Коммуникация", "Познание", "Творчество", "Социум" |
незначительное |
Для деятельности организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования | ||
Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом (объектом) контроля, в том числе посредством Национальной образовательной базы данных (НОБД) | ||
1 |
Непредставление либо представление недостоверной и неполной информации в рамках образовательного мониторинга по формам административных данных |
значительное |
2 |
Наличие факта допуска к работе в организации образования лиц, не имеющих специального педагогического или профессионального образования по соответствующему профилю |
грубое |
3 |
Отсутствие лицензии на образовательную деятельность и (или) приложения к лицензии по осуществляемому уровню образования |
грубое |
4 |
Для начального образования: |
грубое |
5 |
Наличие предметов, дисциплин рабочего учебного плана организации образования, которые не преподаются из-за отсутствия специалистов |
грубое |
6 |
Отсутствие медицинского обслуживания обучающихся |
незначительное |
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 19 апреля 2019 года