Дата обновления БД:
04.02.2025
Добавлено/обновлено документов:
344 / 1147
Всего документов в БД:
317289
Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ
ЗАКОН УКРАИНЫ
от 28 января 2021 года №1150-IX
О Бюро экономической безопасности Украины
(В редакции Законов Украины от 22.09.2021 г. №1774-IX - применяется с 25 сентября 2021 года, 13.12.2022 г. №2849-IX)
(В тексте Закона слова "средства массовой информации" во всех падежах и числах заменены словом "медиа" в соответствии с Законом Украины от 16.12.2020 №1089-IX)
(см. предыдущую редакцию)
Этот Закон определяет правовые основы организации и деятельности Бюро экономической безопасности Украины.
Раздел I Общие положения
Статья 1. Статус Бюро экономической безопасности Украины
1. Бюро экономической безопасности Украины - это центральный орган исполнительной власти, на который возлагаются задачи по противодействию правонарушениям, которые посягают на функционирование экономики государства.
В соответствии с возложенными задачами Бюро экономической безопасности Украины выполняет правоохранительную, аналитическую, экономическую, информационную и другие функции.
2. Деятельность Бюро экономической безопасности Украины направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.
Закон Украины "О центральных органах исполнительной власти", другие законы, регулирующие деятельность органов исполнительной власти, а также Закон Украины "О государственной службе" применяются к Бюро экономической безопасности Украины и его работникам в части, не противоречащей настоящему Закону.
3. Правовую основу деятельности Бюро экономической безопасности Украины составляют Конституция Украины, международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, настоящий Закон и другие законы Украины, а также принятые в соответствии с ним нормативно-правовые акты.
Статья 2. Определение терминов
1. В этом Законе приведенные ниже термины употребляются в таком значении:
1) анализ рисков - информационно-аналитическая деятельность по оценке угроз экономической безопасности, степени ее уязвимости и уровня негативного воздействия на нее;
2) детектив Бюро экономической безопасности Украины - должностное лицо Бюро экономической безопасности Украины, уполномоченное в пределах компетенции, определенной Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" и Уголовным процессуальным кодексом Украины, осуществлять оперативно-розыскную деятельность и досудебное расследование уголовных правонарушений, отнесенных законом к подследственности Бюро экономической безопасности Украины;
3) уголовный анализ - информационно-аналитическая деятельность, направленная на установление взаимосвязей между данными о преступной деятельности и другими данными, потенциально с ними связанными, их оценивание и интерпретацию, прогнозирование развития исследуемых событий с целью их использования для выявления, пресечения и расследования уголовных правонарушений, которые посягают на функционирование экономики государства;
4) неструктурированные данные - форма представления данных и/или информации в виде полнотекстовых баз данных, содержащих тексты, не имеющие единой структурной организации, но представленные в форме, которая дает возможность осуществлять быстрый поиск;
5) совет общественного контроля при Бюро экономической безопасности Украины - постоянно действующий коллегиальный выборный орган, который образуется для осуществления общественного контроля за деятельностью Бюро экономической безопасности Украины, налаживания эффективного взаимодействия с общественностью, осуществления других полномочий, определенных законодательством;
6) риск - угроза, которая идентифицируется в бюджетной, налоговой, таможенной, денежно-кредитной или инвестиционной сфере, воздействие которой приводит к тенизации экономики и ослаблению экономической безопасности государства;
7) риск-ориентированный подход - выявление, оценивание и определение рисков совершения уголовных правонарушений в сфере экономики, а также принятие соответствующих мер по управлению рисками способом и в объеме, которые обеспечивают минимизацию таких рисков в зависимости от их уровня;
8) управление рисками - разработка на основе оценки рисков и реализация управленческих решений, направленных на минимизацию таких рисков, а также на повышение потенциала государственных институтов по нейтрализации угроз экономической безопасности.
2. Термин "безупречная деловая репутация" употребляется в данном Законе в значении, приведенном в Законе Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".
3. Другие термины употребляются в настоящем Законе в значениях, приведенных в законодательстве Украины.
Статья 3. Принципы деятельности Бюро экономической безопасности Украины
1. Бюро экономической безопасности Украины осуществляет свою деятельность на основе принципов:
1) верховенства права;
2) законности;
3) приоритетности соблюдения прав, свобод и интересов физических и юридических лиц;
4) оперативности;
5) открытости и прозрачности деятельности Бюро экономической безопасности Украины для общества и общественного контроля, подотчетности и подконтрольности определенным законом государственным органам;
6) политической нейтральности и внепартийности;
7) независимости от других, кроме государственных, интересов;
8) персональной ответственности каждого работника;
9) справедливости;
10) беспристрастности;
11) единоначалия в реализации полномочий Бюро экономической безопасности Украины;
12) взаимодействия с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями.
Статья 4. Задачи Бюро экономической безопасности Украины
1. Основными задачами Бюро экономической безопасности Украины являются:
1) выявление зон рисков в сфере экономики путем анализа структурированных и неструктурированных данных;
2) оценки рисков и угроз экономической безопасности государства, выработка способов их минимизации и устранения;
3) предоставление предложений по внесению изменений в нормативно-правовые акты по вопросам устранения предпосылок создания схем противоправной деятельности в сфере экономики;
4) обеспечение экономической безопасности государства путем предупреждения, выявления, пресечения, расследования уголовных правонарушений, которые посягают на функционирование экономики государства;
5) сбор и анализ информации о правонарушениях, влияющих на экономическую безопасность государства, и определение способов их предотвращения в будущем;
6) планирование мероприятий в сфере противодействия уголовным правонарушениям, отнесенным законом к его подследственности;
7) выявление и расследование правонарушений, связанных с получением и использованием международной технической помощи;
8) составление аналитических заключений и рекомендаций для государственных органов с целью повышения эффективности принятия ими управленческих решений по регулированию отношений в сфере экономики.
Статья 5. Гарантии независимости Бюро экономической безопасности Украины
1. Независимость Бюро экономической безопасности Украины гарантируется определенными настоящим Законом и другими законами Украины:
1) особым порядком конкурсного отбора, назначения и увольнения Директора Бюро экономической безопасности Украины, его заместителей, других работников, а также определенным законом исчерпывающим перечнем оснований для прекращения их полномочий;
2) запретом незаконного вмешательства в осуществление полномочий работников Бюро экономической безопасности Украины;
3) надлежащей оплатой труда и социальными гарантиями работников Бюро экономической безопасности Украины;
4) правовой защитой и обеспечением личной безопасности сотрудников Бюро экономической безопасности Украины, их близких родственников, имущества;
5) установленным законом порядком финансирования и материально-технического обеспечения Бюро экономической безопасности Украины;
6) другим способом, определенным настоящим Законом.
2. Запрещается вмешательство Президента Украины, органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, политических партий, общественных объединений, других юридических лиц, а также физических лиц в деятельность Бюро экономической безопасности Украины по основаниям, не предусмотренным законом.
Любые указания, предложения, требования, поручения, направленные в Бюро экономической безопасности Украины и его работникам, касающиеся вопросов досудебного расследования конкретных уголовных процессах и не предусмотренные Уголовным процессуальным кодексом Украины, являются неправомерными и не подлежат исполнению. В случае получения такого указания, требования, поручения и др. Директор Бюро экономической безопасности Украины, сотрудник Бюро экономической безопасности Украины безотлагательно информирует об этом в письменной форме правоохранительные органы.
Статья 6. Международное сотрудничество Бюро экономической безопасности Украины
1. Бюро экономической безопасности Украины осуществляет сотрудничество с компетентными органами других государств, международными, межправительственными организациями в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Украины и международными договорами Украины.
2. Работники Бюро экономической безопасности Украины в случаях и порядке, определенных Уголовным процессуальным кодексом Украины и другими законами Украины, направляются в международные организации, иностранные государства как компетентные представители с целью обеспечения координации сотрудничества по вопросам, относящимся к полномочиям Бюро экономической безопасности Украины, и привлекаются к участию в международных мероприятиях, связанных с обеспечением экономической безопасности Украины, а также международных мероприятиях по обмену опытом.
3. Работники Бюро экономической безопасности Украины могут принимать участие в международных следственных группах согласно законодательству Украины и международным договорам Украины, привлекать к работе иностранных экспертов по борьбе с уголовными правонарушениями в сфере, которая относится к компетенции Бюро экономической безопасности Украины, выполнять другие полномочия, связанные с выполнением возложенных на них обязанностей, предусмотренных законодательством в отношении международного сотрудничества с компетентными органами других государств и международными организациями.
Статья 7. Взаимодействие Бюро экономической безопасности Украины с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами и иными лицами
1. Бюро экономической безопасности Украины в процессе своей деятельности взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами власти, предприятиями, учреждениями и организациями, банками и другими финансовыми учреждениями в соответствии с законом.
2. Порядок обмена информацией, в том числе оперативной, проведения совместных мероприятий Бюро экономической безопасности Украины и других государственных органов, которые в соответствии с законом осуществляют оперативно-розыскную деятельность, устанавливается совместными приказами Бюро экономической безопасности Украины и соответствующих государственных органов.
3. Бюро экономической безопасности Украины в порядке, определенном законом, имеет непосредственный, в том числе автоматизированный, доступ к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и банкам (базам) данных, держателем (администратором) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, пользуется государственными, в том числе правительственными, средствами связи и коммуникаций, сетями специальной связи и другими техническими средствами.
Порядок такого доступа определяется соответствующими межведомственными соглашениями (договорами), совместными приказами (распоряжениями) и протоколами к ним или в порядке электронного информационного взаимодействия, если иное не предусмотрено законом.
4. Государственная служба финансового мониторинга Украины с целью предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, передает Бюро экономической безопасности Украины информацию, в том числе обобщенные материалы (дополнительные обобщенные материалы), в порядке, определенном законом.
5. Бюро экономической безопасности Украины взаимодействует с Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку и обеспечивается доступом к ее автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и банкам (базам) данных.
6. Антимонопольный комитет Украины, Фонд государственного имущества Украины, органы государственного финансового контроля, налоговые и таможенные органы, а также другие государственные органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства Украины, с целью предупреждения и противодействия уголовным правонарушениям, отнесенным к подследственности Бюро экономической безопасности Украины, передают Бюро экономической безопасности Украины информацию об обстоятельствах, свидетельствующих о совершении уголовных правонарушений, отнесенных к подследственности Бюро экономической безопасности Украины.
7. Истребование Бюро экономической безопасности Украины информации и/или документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, служебных и физических лиц может осуществляться в соответствии с их подследственностью и в порядке, определенном Уголовным процессуальным кодексом Украины.
8. Получение от банков информации, содержащей банковскую тайну, осуществляется в порядке и объеме, определенных Уголовным процессуальным кодексом Украины, Законом Украины "О банках и банковской деятельности". Получение Бюро экономической безопасности Украины от Центрального депозитария ценных бумаг, Национального банка Украины и депозитарных учреждений информации, содержащейся в системе депозитарного учета ценных бумаг, осуществляется в порядке и объеме, определенных Законом Украины "О депозитарной системе Украины", с учетом положений настоящего Закона.
Обработка информации осуществляется Бюро экономической безопасности Украины с соблюдением законодательства о защите персональных данных и обеспечением тайны, охраняемой законом.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 30 июня 2024 года