Недействующая редакция. Принята: 28.07.2020 / Вступила в силу: 30.07.2020

Недействующая редакция, не действует с 15 февраля 2024 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 28 июля 2020 года №106

Об утверждении Положения о применении Национальным банком Украины мер воздействия к учреждениям за нарушение законодательства по вопросам финансового мониторинга

Согласно статьям 7, 15, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статьям 4, 18 Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения", с целью определения порядка применения Национальным банком Украины предусмотренных Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" мер воздействия, предъявления требований за нарушения учреждениями законодательства по вопросам финансового мониторинга, а также осуществления контроля за их выполнением Правление Национального банка Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение о применении Национальным банком Украины мер воздействия к учреждениям за нарушение законодательства по вопросам финансового мониторинга, которое прилагается.

2. Признать утратившими силу:

1) постановление Правления Национального банка Украины от 12 мая 2015 года №316 "О применении санкций к небанковским финансовым учреждениям";

2) постановление Правления Национального банка Украины от 2 января 2019 года №11 "О внесении изменений в Положение о применении Национальным банком Украины санкций за нарушение законодательства по вопросам предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения".

3. Департаменту финансового мониторинга (Игорь Береза) обеспечить размещение настоящего постановления на страницах официального Интернет-представительства Национального банка Украины.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Национального банка Украины Екатерину Рожкову.

5. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.

Председатель

К.Шевченко

Утверждено Постановлением Правления Национального банка Украины от 28 июля 2020 года №106

Положение о применении Национальным банком Украины мер воздействия к учреждениям за нарушение законодательства по вопросам финансового мониторинга

I. Общие положения

1. Это Положение разработано в соответствии с требованиями Законов Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" (далее - Закон), "О Национальном банке Украины" и другими законодательными актами Украины.

Требования этого Положения распространяются на страховщиков (перестраховщиков), страховых (перестраховочных) брокеров, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения (кроме финансовых учреждений и других юридических лиц, в отношении которых государственное регулирование и надзор в сфере предотвращения и противодействия осуществляются другими субъектами государственного финансового мониторинга); платежные организации, участников или членов платежных систем, которые предоставляют финансовые услуги на основании соответствующих лицензий или регистрационных документов; операторов почтовой связи; другие учреждения, которые оказывают услуги по переводу денежных средств и осуществление валютных операций; филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины, других юридических лиц, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги (далее - учреждение).

2. Это Положение определяет порядок:

1) применения Национальным банком Украины (далее - Национальный банк) к учреждениям мер воздействия, предусмотренных в статье 32 Закона (далее - меры воздействия);

2) предъявления Национальным банком согласно статье 18 Закона требований относительно исполнения учреждением законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - законодательство в сфере предотвращения и противодействия) (далее - письменное требование);

3) осуществления Национальным банком контроля за выполнением учреждениями решений о применении мер воздействия, письменных требований.

3. Термины в этом Положении употребляются в значениях, определенных Законом, другими законодательными актами Украины, нормативно-правовыми актами Национального банка.

4. Решение о применении к учреждениям мер воздействия (далее - Решение) принимает Правление Национального банка (далее - Правление) или коллегиальный орган, созданный согласно статье 15 Закона Украины "О Национальном банке Украины" и которому Правлением делегированы отдельные полномочия по регулированию и надзору (далее - Комитет).

5. Отправка в учреждение экземпляров Решения и оригинала письменного требования (или их заверенных копий) осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением.

6. Национальный банк за нарушение (невыполнение/ненадлежащее выполнение) учреждениями требований Закона и/или нормативно-правовых актов Национального банка, регулирующих деятельность (осуществление совокупных или отдельных мероприятий) в сфере предотвращения и противодействия (далее - нормативно-правовые акты), которые были установлены по результатам проверок (выездная проверка, безвыездный надзор по вопросам финансового мониторинга)/осуществления контроля за выполнением Решений/письменных требований Национального банка, в установленном настоящим Положением порядке применяет к учреждениям в течение шести месяцев со дня выявления Национальным банком, но не позднее, чем через три года со дня совершения нарушения, такие меры воздействия:

1) письменное предостережение;

2) аннулирование лицензии и/или других документов, предоставляющих право на осуществление деятельности, с осуществлением которой у лица возникает статус субъекта первичного финансового мониторинга, в установленном законодательством порядке;

3) возложение на учреждение обязанности отстранения от работы должностного лица учреждения;

4) штраф;

5) заключение письменного соглашения с учреждением, по которому учреждение обязуется уплатить определенное денежное обязательство и принять меры для устранения и/или недопущения в дальнейшей деятельности нарушений требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, обеспечить повышение эффективности функционирования и/или адекватности системы управления рисками и тому подобное (далее - соглашение об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия).

За одно нарушение не может быть применено более одной меры влияния.

7. Меры воздействия, применяемые Национальным банком к учреждениям, должны быть адекватными конкретным нарушением, которые ими были допущены.

При определении меры воздействия и/или размера штрафа Национальный банк учитывает обстоятельства совершенного нарушения, согласно требованиям, определенным в части седьмой статьи 32 Закона.

8. Днем выявления Национальным банком нарушения Закона и/или нормативно-правовых актов является дата составления документа, в котором зафиксировано нарушение, выявленное во время осуществления надзора:

1) справки об выездной проверке учреждения (его обособленного подразделения) (далее - справка);

2) акта о результатах безвыездного надзора по вопросам финансового мониторинга учреждения (далее - акт).

9. Срок, определенный месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Срок, определенный годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

10. Решение должно содержать информацию о реквизитах документа, в котором зафиксированы нарушения, факты, свидетельствующие о совершении учреждением нарушений, со ссылкой на конкретные нормы Закона и/или нормативно-правовых актов.

Решение/письменное требование Национального банка оформляются в установленном Национальным банком порядке и являются обязательными для выполнения.

11. Национальный банк вправе запросить (по предложению Национального банка или по письменному ходатайству учреждения) представителя/представителей учреждения на заседании Комитета, который будет рассматривать вопрос о результатах надзора, применение мер воздействия к учреждению, в установленном Национальным банком порядке.

Неявка приглашенных лиц учреждения на заседание не является основанием для отложения рассмотрения вопроса о применении мер воздействия.

12. Национальный банк направляет на почтовый адрес учреждения экземпляр Решения/оригинал письменного требования заказным письмом с уведомлением о вручении с обеспечением конфиденциальности.

Присланные Национальным банком посредством почтовой связи Решение/письменное требование считаются доведенными до сведения учреждения в случае неполучения его/ее учреждением по независящим от Национального банка причинам.

13. Решение вступает в силу с рабочего дня, следующего за днем принятия такого Решения.

14. Национальный банк обнародует путем размещения до пятого числа месяца, следующего за отчетным, на страницах официального Интернет-представительства Национального банка информацию о примененных им в течение месяца к учреждениям мерах воздействия за нарушение требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия.

15. Национальный банк в соответствии с требованиями части второй статьи 18 Закона осуществляет контроль за выполнением учреждениями Решений/письменных требований.

Нарушения, выявленные по результатам осуществления контроля за выполнением учреждениями Решений/письменных требований, фиксируются в справке/акте.

16. Применение мер воздействия к учреждению за нарушение Закона и/или нормативно-правовых актов не освобождает от административной ответственности должностных лиц учреждения и других лиц, виновных в совершении нарушений.

Национальный банк имеет право применить к учреждению предусмотренные в части третьей статьи 32 Закона и настоящим Положением меры воздействия независимо от привлечения к административной ответственности должностных лиц учреждения или лиц, виновных в совершении нарушений Закона и/или нормативно-правовых актов.

II. Письменное требование

17. Национальный банк в случае обнаружения нарушения в сфере предотвращения и противодействия имеет право требовать от учреждения выполнения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия путем предъявления к нему письменного требования.

18. Письменное требование составляется на бланке Национального банка. В письменном требовании указываются название документа "Письменное требование", полное наименование учреждения и почтовый адрес учреждения, в которое оно направляется, указывается на совершенные учреждением нарушения и указывается о необходимости выполнения учреждением требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия (устранение нарушения/принятие мер с целью устранения нарушений/причин, способствовавших совершению нарушений/недостатков по организации и проведению первичного финансового мониторинга), информирование учреждением Национального банка об исполнении требований письменного требования.

Письменное требование подписывает заместитель Председателя Национального банка, который в соответствии со своими функциональными обязанностями осуществляет общее руководство и контролирует деятельность самостоятельного подразделения Национального банка, которое инициировало предъявления требования.

III. Письменное предостережение

19. Национальный банк в случае необходимости выдвижения к учреждению требования об устранении нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия и/или принятия мер по недопущению таких нарушений в дальнейшей деятельности применяет к учреждению такую меру воздействия, как письменное предостережение.

20. Письменное предостережение составляется на бланке Комитета и подписывается председательствующим на заседании Комитета.

21. Национальный банк в письменном предостережении выражает учреждению свое беспокойство состоянием его дел, указывает на допущенные нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия, недостатки в работе и, при необходимости, конкретные меры, которые нужно предпринять учреждению в определенные сроки с целью их устранения и/или недопущения в дальнейшем.

22. Учреждение обязано подать Национальному банку в течение пяти рабочих дней со дня получения письменного предостережения ответ с указанием срока, в течение которого оно обязуется решить выявленные проблемы, устранить нарушения и/или принять меры по недопущению таких нарушений в дальнейшей деятельности.

Национальный банк в течение 20 календарных дней со дня получения обязательств учреждения по устранению нарушений имеет право предоставить к ним замечания, которые являются обязательными для учета учреждением.

23. Национальный банк в случае невыполнения учреждением требований по устранению указанных в письменном предостережении нарушений в установленные сроки или требований, предусмотренных в пункте 22 раздела III настоящего Положения, рассматривает вопрос о применении другой меры воздействия.

IV. Наложение штрафа

24. Национальный банк в случае выявления по результатам надзора нарушений законодательства в сфере предотвращения и противодействия адекватно выявленным нарушениям имеет право применить к учреждению такую меру воздействия, как штраф, налагаемый в размерах, определенных в части пятой статьи 32 Закона.

25. Расчет суммы штрафа осуществляется в соответствии с требованиями части шестой статьи 32 Закона.

26. Решение Национального банка о применении к учреждению меры воздействия в виде наложения штрафа должно соответствовать требованиям, установленным в статье 4 Закона Украины "Об исполнительном производстве".

27. Штрафы, предусмотренные Законом, зачисляются в государственный бюджет.

Учреждение обязано уведомить Национальный банк об уплате штрафа не позднее следующего рабочего дня после уплаты штрафа средствами электронной почты Национального банка и в тот же день отправить в Национальный банк электронную копию расчетного документа об уплате штрафа, заверенную квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица учреждения. В случае невозможности направления копии расчетного документа об уплате штрафа в виде электронного документа его заверенная копия направляется в Национальный банк заказным письмом с уведомлением о вручении.

28. Порядок обжалования решения Национального банка о применении к учреждению меры воздействия в виде наложения штрафа и порядок приобретения решением статуса исполнительного документа определены в абзацах шестом -восьмом части десятой статьи 32 Закона.

V. Аннулирование лицензии

29. Национальный банк по результатам надзора имеет право применить к учреждению меру воздействия в виде аннулирования лицензии и/или других документов, предоставляющих право на осуществление деятельности, с осуществлением которой у лица возникает статус субъекта первичного финансового мониторинга (далее - Решение об аннулировании лицензии), в случае:

1) систематического нарушения учреждением законодательства в сфере предотвращения и противодействия (нарушения учреждением законодательства в сфере предотвращения и противодействия после применения Национальным банком к учреждению не менее двух мер воздействия в течение двух лет);

2) отказа учреждения в проведении проверки Национальным банком, в частности, недопуска уполномоченных лиц Национального банка к проведению проверки, непредставления документов, информации относительно предмета проверки, отказа в доступе к помещениям, объектам, используемым при оказании финансовых услуг, или отсутствия в течение первого дня проверки лица, уполномоченного представлять интересы учреждения на время проведения проверки.

30. Учреждение, по которому Национальный банк принял Решение об аннулировании лицензии, обязан принять меры, указанные в Решении об аннулировании лицензии.

31. Решение об аннулировании лицензии направляется учреждению не позднее следующего рабочего дня со дня принятия такого решения.

VI. Возложение на учреждение обязанности отстранения от работы должностного лица учреждения

32. Национальный банк имеет право принять решение о возложении на учреждение обязанности отстранить должностное лицо учреждения от работы (далее - Решение об отстранении) в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) учреждением [уполномоченным (должностным) лицом учреждения] требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия.

33. Национальный банк имеет право принять Решение об отстранении таких должностных лиц учреждения:

1) руководителя (руководителей) учреждения;

2) ответственного работника учреждения.

34. Решение об отстранении направляется учреждению не позднее следующего рабочего дня со дня принятия такого решения.

35. Учреждение не позднее трех рабочих дней со дня получения Решения об отстранении уведомляет средствами электронной почты Национальный банк о должностном лице, которое будет исполнять обязанности отстраненного должностного лица, указав реквизиты принятого (принятых) компетентным органом (должностным лицом) учреждения решения (решений).

VII. Соглашение об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия

36. Национальный банк по результатам проверки по вопросам соблюдения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия имеет право заключить с учреждением соглашение об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия, по которому учреждение обязуется уплатить определенное в таком договоре денежное обязательство и принять меры для устранения и/или недопущения в дальнейшей деятельности нарушений требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия, обеспечить повышение эффективности функционирования и/или адекватности системы управления рисками, применение в своей деятельности риск-ориентированного подхода и принятие надлежащих мер с целью минимизации рисков использования услуг учреждения для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения и тому подобное (далее - меры, которые учреждение обязуется принять).

37. Соглашение об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия может быть заключено в случае:

1) выявления Национальным банком в деятельности учреждения нарушений законодательства в сфере предотвращения и противодействия, за которые согласно части пятой статьи 32 Закона и настоящему Положению предусмотрено применение меры воздействия в виде наложения штрафа, расчетная сумма которого составляет 200000 гривен и более. Расчетная сумма штрафа определяется в соответствии с требованиями статьи 32 Закона;

2) признания учреждением фактов нарушений по результатам проверки по вопросам соблюдения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия;

3) представления учреждением проекта соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия, неотъемлемой частью которого является план мероприятий, которые учреждение обязуется принять. В плане мероприятий должны быть определены порядок и сроки выполнения таких мероприятий.

План мероприятий должен быть утвержден органом управления учреждения в соответствии с полномочиями, установленными учредительными документами, и подан в Национальный банк в срок, определенный в пункте 38 раздела VII настоящего Положения;

4) обязательства учреждения уплатить в рамках выполнения соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия денежное обязательство в определенных таким соглашением сумме и сроки. Сумма денежного обязательства равна расчетной сумме штрафа.

38. Заключение соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия осуществляется по инициативе учреждения, которое не позднее, чем на седьмой рабочий день с даты получения справки/акта уведомляет Национальный банк о намерении заключить такое соглашение и в течение 30 календарных дней со дня получения справки/акта направляет составленный в соответствии с требованиями пункта 39 раздела VII настоящего Положения проект соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия.

Сроки выполнения обязательств устанавливаются индивидуально с учетом характера проблем и допущенных нарушений, а также оценок и заключений Национального банка.

Национальный банк в срок до 15 календарных дней со дня получения проекта соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия рассматривает представленный учреждением проект относительно обоснованности, полноты и эффективности внедряемых (предусмотренных) учреждением мероприятий с целью устранения нарушений и готовит заключение о целесообразности его заключения или рассматривает вопрос о применении других адекватных мер воздействия в соответствии с частью третьей статьи 32 Закона и настоящим Положением.

Национальный банк в случае наличия замечаний или дополнений к представленному учреждением проекту соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия направляет учреждению письмо за подписью уполномоченного должностного лица Национального банка с обоснованными замечаниями к указанному проекту.

39. Соглашение об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия должно содержать:

1) информацию о нарушениях по результатам проведенного надзора и признании учреждением этих результатов;

2) расчетную сумму штрафа за выявленные нарушения;

3) меры, которые учреждение обязуется принять в рамках выполнения данного соглашения;

4) сроки выполнения таких мер;

5) сумму денежного обязательства, которую учреждение обязуется уплатить в рамках выполнения такого соглашения.

Соглашением об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия предусматривается условие, при котором учреждение после применения к нему такой меры воздействия платит 25 процентов суммы денежного обязательства и в случае выполнения учреждением в установленные сроки всех обязательств по такому соглашению остальная часть суммы денежного обязательства в размере 75 процентов не уплачивается;

6) срок уплаты денежного обязательства;

7) порядок контроля за выполнением обязательств учреждения и порядок и формы предоставления учреждением информации, необходимой для контроля за исполнением принятых им обязательств (при необходимости).

40. Соглашение об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия составляется в двух экземплярах и подписывается от имени Национального банка заместителем Председателя Национального банка, который в соответствии со своими функциональными обязанностями осуществляет общее руководство и контролирует деятельность самостоятельного подразделения Национального банка, которое инициировало применение к учреждению соответствующей меры влияния, а от имени учреждения - руководителем учреждения.

41. Национальный банк применяет другую адекватную меру воздействия, предусмотренную в части третьей статьи 32 Закона и настоящим Положением, в случае несогласования Национальным банком и учреждением условий соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия, непредоставления учреждением доработанного с учетом письменных замечаний Национального банка проекта соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия в течение 15 календарных дней со дня направления Национальным банком письма с замечаниями к указанному проекту и/или уклонения учреждения от заключения соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия.

Национальный банк за неисполнение или ненадлежащее исполнение учреждением условий соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия имеет право применить другую меру воздействия, предусмотренную в части третьей статьи 32 Закона и настоящим Положением.

42. Учреждение в течение действия соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия имеет право инициировать внесение изменений в такое соглашение относительно сроков выполнения и/или перечень мер, которые учреждение обязуется принять, при наличии обоснованных предложений.

Национальный банк рассматривает обращение учреждения о внесении изменений в соглашение об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия в порядке, определенном в абзацах третьем и четвертом пункта 38 раздела VII настоящего Положения.

Учреждение в течение 15 календарных дней со дня направления Национальным банком письма с замечаниями к обращению учреждения о внесении изменений в соглашение об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия дорабатывает указанное обращение с учетом письменных замечаний Национального банка.

Изменения в соглашение об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства в сфере предотвращения и противодействия оформляются в виде приложения к настоящему соглашению в соответствии с требованиями, определенными в пункте 40 раздела VII настоящего Положения.