Недействующая редакция. Принята: 30.09.2022 / Вступила в силу: 21.10.2023

Недействующая редакция, не действует с 4 ноября 2023 года

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 29 мая 2014 года №86

Об оценке воздействия на окружающую среду

(В редакции Законов Республики Молдова от 21.09.2017 г. №185, 15.07.2022 г. №155, 30.09.2022 г. №226)

По всему тексту Закона, за исключением статьи 28, слово "Замечания" и слово "замечания" заменены соответственно словом "Комментарии" и словом "комментарии" в соответствующем падеже, слова "Документация по оценке воздействия на окружающую среду" и слова "документация по оценке воздействия на окружающую среду" заменены соответственно словами "Отчет об оценке воздействия на окружающую среду" и словами "отчет об оценке воздействия на окружающую среду" в соответствующем падеже, а слова "Документация по ОВОС" и "документация по ОВОС" заменены соответственно словами "Отчет по ОВОС" и словами "отчет по ОВОС" в соответствующем падеже в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.09.2022 г. №226

Парламент принимает настоящий органический закон.

Настоящий закон перелагает Директиву 2011/92/ЕС Европейского Парламента и Совета от 13 декабря 2011 года об оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду (кодификация) (Официальный журнал Европейского Союза L 26 от 28 января 2012 года), с изменениями, внесенными Директивой Европейского Парламента и Совета 2014/52/ЕС от 16 апреля 2014 года, а также положения частей (3) и (4) статьи 6 Директивы 92/43/ЕЭС Совета от 21 мая 1992 года о сохранении естественных сред обитания и дикой флоры и фауны (Официальный журнал Европейского Союза L 206 от 22 июля 1992 года), с последними изменениями, внесенными Директивой 2013/17/ЕС от 13 мая 2013 года.

(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.09.2022 г. №226)
(см. предыдущую редакцию)

Глава I Общие положения

Статья 1. Цель и предмет закона

(1) Целью настоящего закона является создание правовой основы функционирования механизма оценки воздействия некоторых государственных и частных видов планируемой деятельности на окружающую среду и механизма оценки биоразнообразия для обеспечения предотвращения или сведения к минимуму значительного воздействия на окружающую среду и здоровье населения на самых ранних стадиях, а также для выполнения обязательств, взятых Республикой Молдова на международном уровне.

(2) Предметом настоящего закона являются процедуры и порядок, используемые в процессе оценки воздействия на окружающую среду некоторых видов государственной и видов частной планируемой деятельности, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду Республики Молдова или других государств.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.09.2022 г. №226)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего закона используются следующие основные понятия:

природоохранное разрешение - разрешительный документ, выдаваемый Агентством окружающей среды, который дает разрешение на выполнение в определенном месте планируемой деятельности, предусмотренной в приложении 1 или 2, устанавливает условия и меры по охране окружающей среды, которые должны соблюдаться в рамках одобрения развития планируемой деятельности в соответствии со статьей 24;

планируемая деятельность - государственная или частная планируемая деятельность или любое изменение либо расширение государственной или частной планируемой деятельности, которая состоит в выполнении строительных работ или сооружений других установок либо выполнении других работ, а также иных вмешательств в природную среду и ландшафт, в том числе деятельность, связанная с эксплуатацией минеральных ресурсов;

одобрение развития - решение органа власти или органов-эмитентов, предусмотренных в приложении 1 к Закону о регулировании предпринимательской деятельности путем разрешения №160/2011, которое дает право инициатору на осуществление планируемой деятельности;

заинтересованные органы центрального и местного публичного управления - центральные и местные органы публичной власти, которые в силу своих конкретных полномочий и обязанностей в области окружающей среды или вследствие своих компетенций на местном уровне заинтересованы или могут быть заинтересованы потенциальным воздействием на окружающую среду, вызванным планируемой деятельностью;

оценка биоразнообразия - оценка воздействия планируемой деятельности на объекты Изумрудной сети в соответствии с Законом об экологической сети №94/2007;

оценка воздействия на окружающую среду - процедура, осуществляемая согласно настоящему закону, в которую входит:

a) разработка программы проведения оценки воздействия на окружающую среду;

b) разработка отчета об оценке воздействия на окружающую среду инициатором планируемой деятельности;

c) проведение публичных консультаций с заинтересованными органами центрального и местного публичного управления и с заинтересованной общественностью на местном, национальном уровне и по обстоятельствам в трансграничном контексте;

d) рассмотрение Агентством окружающей среды и Технической комиссией информации, представленной в отчете об оценке воздействия на окружающую среду, любой другой информации, предоставленной инициатором дополнительно, а также информации, полученной в результате проведения публичных консультаций, предусмотренных в пункте c);

e) вынесение Агентством окружающей среды мотивированного решения по природоохранному разрешению в соответствии со статьей 10-5 с учетом результатов рассмотрения, предусмотренного в пункте d), и при необходимости собственного дополнительного рассмотрения;

f) включение решения по природоохранному разрешению и природоохранного разрешения, в случае его выдачи, в одобрение развития планируемой деятельности в соответствии со статьей 24;

воздействие на окружающую среду - любое прямое или косвенное воздействие, вызванное реализацией планируемой деятельности, на окружающую среду, в том числе на население и на здоровье населения, биоразнообразие, уделяя особое внимание видам и местам обитания, охраняемым в рамках Изумрудной сети, а также другим видам и местам обитания, охраняемым международными соглашениями, стороной которых является Республика Молдова, на земли, почву, воду, воздух, климат, материальные ценности, культурное наследие и ландшафт, или взаимодействие между этими факторами, а также воздействие на социально-экономические условия, возникающие в результате изменения этих факторов;

инициатор – физическое или юридическое лицо, включая государственные и административно-территориальные единицы, которое обращается за одобрением развития планируемой деятельности;

затрагиваемая сторона – договаривающаяся(иеся) сторона(ы) Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, которая(ые) может(гут) быть затронута(ы) воздействием планируемой деятельности, намечаемой на территории стороны происхождения;

сторона происхождения – договаривающаяся(иеся) сторона(ы) Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, под юрисдикцией которой(ых) намечается осуществлять планируемую деятельность;

общественность – одно или несколько физических или юридических лиц и, в соответствии с национальным законодательством или практикой, их ассоциации, организации или группы;

заинтересованная общественность – общественность, интересы которой затронуты или могут быть затронуты либо которая имеет заинтересованность в процессе принятия решений в области окружающей среды, а также неправительственные организации, содействующие охране окружающей среды;

объект Изумрудной сети - географически определенная территория Изумрудной сети, предусмотренной в Законе об экологической сети №94/2007.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.09.2022 г. №226)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Принципы оценки воздействия на окружающую среду

(1) Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется на основании следующих принципов:

а) принцип превентивных действий;

b) принцип достоверности и полноты информации;

с) принцип прозрачности и доступности;

d) принцип участия;

е) принцип предосторожности;

f) принцип "загрязнитель платит".

(2) Принцип превентивных действий предусматривает, что оценка воздействия на окружающую среду проводится на ранней стадии планирования, проектирования и принятия решений относительно планируемой деятельности, на основании технической и научной информации, имеющейся на соответствующий момент, с указанием мер по снижению или предупреждению потенциального воздействия на окружающую среду, с учетом необходимости устойчивого развития страны.

(3) Принцип достоверности и полноты информации предусматривает, что оценка воздействия на окружающую среду проводится на основании представленной инициатором информации о планируемой деятельности, информации о текущем состоянии окружающей среды и природных ресурсов, а также информации, полученной от заинтересованных органов центрального и местного публичного управления с учетом предложений и комментариев заинтересованной общественности.

(4) Принцип прозрачности и доступности предусматривает, что заинтересованная общественность вправе своевременно и до начала осуществления планируемой деятельности, в соответствии с требованиями настоящего закона и с законодательством о прозрачности процесса принятия решений, получать информацию о планируемой деятельности и представлять комментарии и предложения, а также участвовать в общественных обсуждениях, организуемых в процессе оценки воздействия на окружающую среду.

(5) Принцип участия предусматривает, что процедура оценки воздействия на окружающую среду проводится с участием заинтересованной общественности, предложения и комментарии которой учитываются в соответствующем порядке Агентством окружающей среды.

(6) Принцип предосторожности предусматривает, что решение проблем, связанных с потенциальным негативным воздействием на окружающую среду, следует начинать до получения в полном объеме научных доказательств о негативном воздействии планируемой деятельности на окружающую среду. При наличии обоснованных подозрений относительно потенциального негативного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду должны приниматься меры предосторожности, а в случае значительного и необратимого воздействия соответствующая деятельность подлежит запрету.

(7) Принцип "загрязнитель платит" предусматривает, что инициатор планируемой деятельности несет расходы по оценке воздействия на окружающую среду, по предотвращению и сведению к минимуму негативного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Молдова от 30.09.2022 г. №226)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 4. Сфера применения оценки воздействия на окружающую среду

(1) Оценка воздействия на окружающую среду должна выявлять, описывать и оценивать соответствующим образом в каждом отдельном случае значительное прямое и косвенное воздействие планируемой деятельности на следующие факторы:

а) население и здоровье населения;

b) биоразнообразие, уделяя особое внимание охраняемым видам и местам обитания на основании Закона о животном мире №439/1995, Закона о растительном мире №239/2007, Закона об экологической сети №94/2007 и международных конвенций, стороной которых является Республика Молдова;

c) земли, почва, вода, воздух и климат;

d) материальные ценности, культурное наследие и ландшафт;

e) взаимодействие между факторами, указанными в пунктах a)-d).

(2) В числе воздействий на факторы, указанные в части (1), находится и ожидаемое воздействие планируемых видов деятельности вследствие их уязвимости к рискам крупных аварий и катастроф, связанных с соответствующим планируемым видом деятельности.

(3) Положения настоящего закона не затрагивают обязательство Агентства окружающей среды соблюдать ограничения, установленные законодательством в отношении государственной, коммерческой и промышленной тайны, включая интеллектуальную собственность и защиту общественных интересов.

(4) Процедура оценки воздействия на окружающую среду включает при необходимости оценку биоразнообразия в случае воздействия планируемой деятельности на объекты Изумрудной сети, назначенную в соответствии с Законом об экологической сети №94/2007.

(5) Оценка воздействия на окружающую среду планируемой деятельности, подпадающей под действие Закона о контроле опасности возникновения крупных аварий, вызываемых опасными веществами, №108/2020 и Закона о воде №272/2011, осуществляется с соблюдением положений указанных законов.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава I Общие положения Статья 1. Цель и предмет закона Статья 2. Основные понятия Статья 3. Принципы оценки воздействия на окружающую среду Статья 4. Сфера применения оценки воздействия на окружающую среду Статья 4-1. Отступление от процедуры оценки воздействия на окружающую среду Статья 4-2. Полномочия Министерства окружающей среды Статья 5. Полномочия Агентства окружающей среды Статья 5-1. Техническая комиссия и ее полномочия Статья 5-2. Обязанности инициатора Статья 5-3. Конфликт интересов Статья 6. Финансирование деятельности по оценке воздействия на окружающую среду Глава II Предварительная оценка планируемых видов деятельности Статья 7. Подача заявления о выдаче природоохранного разрешения Статья 8. Содержание заявления о выдаче природоохранного разрешения Статья 9. Процедура предварительной оценки Статья 10. Результаты предварительной оценки Глава III Процедура оценки воздействия на окружающую среду Статья 10-1. Программа проведения оценки воздействия на окружающую среду Статья 10-2. Разработка отчета об оценке воздействия на окружающую среду Статья 10-3. Процедура проведения общественных обсуждений Статья 10-4. Оценка качества отчета об оценке воздействия на окружающую среду Статья 10-5. Решение по природоохранному разрешению Статья 10-6. Пересмотр природоохранного разрешения Статья 10-7. Постпроектный анализ планируемой деятельности Глава III-1 Оценка биоразнообразия Статья 10-8. Сфера применения оценки биоразнообразия Статья 10-9. Инициирование оценки биоразнообразия для иных видов планируемой деятельности Статья 10-10. Определение необходимости проведения оценки биоразнообразия Статья 10-11. Исследование по оценке биоразнообразия Статья 10-12. Резолюция по оценке биоразнообразия Глава IV Процедура оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, если стороной происхождения является Республика Молдова Статья 11. Общие аспекты оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте Статья 12. Уведомление затрагиваемой стороны Статья 13. Подготовка и представление отчета об оценке воздействия на окружающую среду Статья 14. Проведение межправительственных консультаций Статья 15. Представление природоохранного разрешения затрагиваемой стороне Глава V Процедура оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте в случае, если затрагиваемой стороной является Республика Молдова Статья 16. Подготовка ответа на уведомление Статья 17. Представление и распространение отчета об оценке воздействия на окружающую среду Статья 18. Глава VI Глава VII Одобрение Развития планируемой деятельности, ответственность и обжалование решений Статья 24. Информирование об одобрении развития планируемой деятельности Статья 25. Ответственность инициатора и экспертов, привлеченных к разработке отчета об оценке воздействия на окружающую среду Статья 26. Обжалование решения Глава VIII Заключительные и переходные положения Статья 27. Вступление в силу Статья 28. Отмена противоречащих норм Статья 29. Организация исполнения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8