Дата обновления БД:
26.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
131 / 316
Всего документов в БД:
133255
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 4 мая 2010 года №274-IV ЗРК
О защите прав потребителей
(В редакции Законов Республики Казахстан от 05.07.2011 г. №452-IV ЗРК, 13.01.2014 г. №159-V ЗРК, 07.11.2014 г. №248-V ЗРК, 17.11.2014 г. №254-V ЗРК, 29.12.2014 г. №269-V ЗРК, 29.10.2015 г. №376-V ЗРК, 27.11.2015 г. №424-V ЗРК (вступил в силу 02.06.2016), 08.04.2016 г. №489-V ЗРК, 21.04.2016 г. №504-V ЗРК, 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК, 13.06.2018 г. №160-VI ЗРК, 05.10.2018 г. №184-VI ЗРК (вступил в силу 11.04.2019), 28.12.2018 г. №211-VI ЗРК, 08.01.2019 г. №215-VI ЗРК, 02.04.2019 г. №241-VI ЗРК, 25.06.2020 г. №346-VI ЗРК (см. сроки вступления в силу), 03.07.2020 г. №359-VI ЗРК, 30.12.2020 г. №397-VI ЗРК, 27.12.2021 №87-VII ЗРК, 29.12.2021 г. №94-VII ЗРК (см. сроки вступления в силу), 27.06.2022 г. №129-VII ЗРК, 04.07.2022 г. №134-VII ЗРК)
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы защиты прав потребителей, а также меры по обеспечению потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) изготовитель - физическое или юридическое лицо, производящее товар для реализации;
2) срок годности - период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению;
3) работа - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой имеют материальное выражение;
4) недостаток - несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям технических регламентов, документов по стандартизации, условиям договора, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной продавцом (изготовителем, исполнителем);
5) гарантийный срок - период времени, установленный продавцом (изготовителем, исполнителем), законодательством Республики Казахстан или договором в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, которые исчисляются со дня изготовления, приобретения товара (работы, услуги), в течение которых продавец (изготовитель, исполнитель) гарантирует качество товара (работы, услуги), при условии его надлежащего использования и хранения;
6) услуга - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой не имеют материального выражения;
7) срок службы - период времени, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренных законодательством или договором, исходя из функционального назначения товара (результата работы), в течение которых товар (результат работы) возможно использовать по назначению;
8) исполнитель - физическое или юридическое лицо, выполняющее работу или оказывающее услугу по договору;
9) срок хранения - период времени, в течение которого товар (результат работы) при соблюдении установленных условий хранения сохраняет качество, свойства и характеристики, указанные в нормативных документах, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги), и (или) в договоре;
10) продавец - физическое или юридическое лицо, реализующее товар в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;
11) товар - продукт (продукция) деятельности изготовителя (исполнителя), предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
12) безопасность товара (работы, услуги) - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, а также окружающей среде, при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, утилизации товара или в процессе выполнения работы (оказания услуги);
13) качество товара (работы, услуги) - совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить потребности потребителя;
14) документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), - выданные в бумажной или электронной форме контрольный (товарный) чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, иной документ, содержащий сведения о наименовании, стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе);
14-1) технически сложный товар - непродовольственный товар с технически сложным внутренним устройством, который включает в себя множество конструктивных и (или) разнородных элементов, образующих одно целое, позволяющее использовать его по назначению, определяемому существом соединения, к которому относятся исключительно транспортные средства, сельскохозяйственная техника, водные и воздушные суда;
14-2) существенный недостаток технически сложного товара - неустранимый недостаток или недостаток технически сложного товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, включая время ожидания поставки запасной части, превышающего установленный законом срок или настолько затягивающегося, что для потребителя уже теряется актуальность такого устранения или делает невозможным использование товара по целевому назначению, либо недостаток, который может привести к причинению вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, окружающей среде;
15) потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
16) общественное объединение потребителей - организация, созданная в результате добровольного объединения граждан в целях защиты прав и законных интересов потребителей;
16-1) Межведомственный совет по защите прав потребителей - консультативно-совещательный орган, создаваемый при Правительстве Республики Казахстан в целях выработки предложений и рекомендаций по вопросам защиты прав потребителей;
16-2) ассоциация (союз) общественных объединений потребителей (далее - ассоциация (союз) - добровольное объединение общественных объединений потребителей, создаваемое для обеспечения координации деятельности своих членов и защиты их общих интересов;
17) уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере защиты прав потребителей.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27.12.2021 №87-VII ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей
1. Законодательство Республики Казахстан о защите прав потребителей основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Права потребителей в сферах финансовых, социальных, медицинских, туристских и иных услуг, а также вопросы их защиты устанавливаются законами Республики Казахстан.
3. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 2-1. Основные принципы защиты прав потребителей
Защита прав потребителей осуществляется на основе принципов:
1) содействия экономическим интересам потребителей и защиты этих интересов;
2) доступности и достоверности информации о предлагаемых продавцом (изготовителем, исполнителем) товарах (работах, услугах);
3) просвещения потребителей, повышения правовой грамотности потребителя в вопросах защиты своих прав и законных интересов;
4) обеспечения эффективной системы защиты прав и законных интересов потребителей, основанной на последовательности мероприятий, обеспечивающих их защиту;
4-1) обеспечения защиты законных интересов потребителей в электронной коммерции не менее уровня защиты, предоставляемого в других формах торговли;
5) участия общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) в обеспечении защиты прав и законных интересов потребителей;
6) обеспечения потребителей безопасными и качественными товарами (работами, услугами).
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 25.06.2020 №346-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 2. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей и государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей
(Заголовок изложен в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 25.06.2020 №346-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей
Государственное регулирование в сфере защиты прав потребителей осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства Республики Казахстан.
(Статья 3 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Республики Казахстан от 05.07.2011 г. №452-IV ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере защиты прав потребителей
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере защиты прав потребителей;
1-1) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК;
1-2) исключен в соответствии с Законом Республики Казахстан от 24.05.2018 г. №156-VI ЗРК;
1-3) создает Межведомственный совет по защите прав потребителей;
2) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.
(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 25.06.2020 №346-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 5. Компетенция уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) обеспечивает реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей;
2) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по основным направлениям государственной политики в сфере защиты прав потребителей;
3) осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей;
4) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере защиты прав потребителей;
5) проводит анализ жалоб потребителей, в том числе поступающих посредством Единой информационной системы защиты прав потребителей, деятельности государственных органов по вопросам защиты прав потребителей и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров;
Пункт 5 вводится в действие с 1 января 2021 года.
6) вносит предложения (рекомендации) государственным органам об отмене решений, принятых ими с нарушением настоящего Закона и иных нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей;
7) осуществляет информирование, консультирование, просвещение, повышение правовой грамотности потребителей в вопросах защиты своих прав и законных интересов;
8) обращается в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав и законных интересов более десяти потребителей по одному и тому же вопросу;
9) осуществляет международное сотрудничество в сфере защиты прав потребителей;
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 12 января 2023 года