Дата обновления БД:
21.03.2023
Добавлено/обновлено документов:
101 / 222
Всего документов в БД:
123345
КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА УКРАИНЫ
от 6 июля 2005 года №2747-IV
(В редакции Законов Украины N2875-IV от 08.09.2005 г., N2953-IV от 06.10.2005 г., N3099-IV от 17.11.2005 г., N3538-IV от 15.03.2006, N3550-IV от 16.03.2006, N160-V от 20.09.2006, N424-V от 01.12.2006, N808-VI от 25.12.2008,N1616-VI от 21.08.2009, N1699-VI от 04.11.2009,N1475-VI от 05.06.2009, N1545-VI от 23.06.2009, N1559-VI от 17.11.2009, N1837-VI от 21.01.2010, N1876-VI от 11.02.2010, N1901-VI от 16.02.2010, N1691-VI от 18.02.2010, N2181-VI от 13.05.2010, 01.06.2010 г. №2289-VI, 07.07.2010 г. №2453-VI, 10.07.2010 г. №2487-VI, 04.11.2010 г. №2677-VI, 17.03.2011 г. №3156-VI, 21.04.2011 г. №3266-VI, Кодекса от 19.05.2011 г. №3393-VI (вступил в силу 16.09.2011 г.), Законов от 19.05.2011 г. №3422-VI, 05.07.2011 г. №3568-VI (вступил в силу 08.06.2012 г., действует до 01.08.2012 г), 08.07.2011 г. №3674-VI (вступил в силу 01.11.2011 г.) 08.09.2011 г. №3719-VI, 22.09.2011 г. №3796-VI, 20.10.2011 г. №3932-VI, 17.11.2011 г. №4054-VI (вступил в силу 31.12.2011 г.), 17.11.2011 г. №4061-VI, 20.12.2011 г. №4176-VI, 23.02.2012 г. №4452-VI (вступил в силу 21.09.2012 г.), 13.03.2012 г. №4496-VI, 22.03.2012 г. №4601-VI, 24.05.2012 г. №4847-VI, 03.07.2012 г. №5029-VI, 04.07.2012 г. №5041-VI, 05.07.2012 г. №5076-VI)
Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Назначение Кодекса административного судопроизводства Украины
1. Кодекс административного судопроизводства Украины определяет юрисдикцию, полномочия административных судов относительно рассмотрения административных дел, порядок обращения в административные суды и порядок осуществления административного судопроизводства.
Статья 2. Задачи административного судопроизводства
1. Задачей административного судопроизводства является защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе во исполнение делегированных полномочий путем справедливого, непредвзятого и своевременного рассмотрения административных дел.
2. В административные суды могут быть обжалованы любые решения, действия либо бездействие субъектов властных полномочий, кроме случаев, когда по таким решениям, действиям либо бездействию Конституцией или законами Украины установлен иной порядок судебного производства.
3. По делам относительно обжалования решений, действий либо бездействия субъектов властных полномочий административные суды проверяют, приняты (совершены) ли они:
1) на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины;
2) с использованием полномочия с целью, с которой это полномочие предоставлено;
3) обоснованно, то есть с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для принятия решения (совершения действия);
4) беспристрастно (непредубежденно);
5) добросовестно;
6) рассудительно;
7) с соблюдением принципа равенства перед законом, упреждая несправедливую дискриминацию;
8) пропорционально, в частности с соблюдением необходимого баланса между любыми неблагоприятными последствиями для прав, свобод и интересов лица и целями, на достижение которых направлено это решение (действие);
9) с учетом права лица на участие в процессе принятия решения;
10) своевременно, то есть в течение разумного срока.
Статья 3. Определение понятий
1. В настоящем Кодексе приведенные ниже термины употребляются в следующем значении:
1) дело административной юрисдикции (далее - административное дело) - переданный на разрешение административного суда публично-правовой спор, в котором хотя бы одной из сторон является орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, их должностное либо служебное лицо или другой субъект, осуществляющий властные управленческие функции на основе законодательства, в том числе во исполнение делегированных полномочий;
2) административный суд - суд общей юрисдикции, к компетенции которого настоящим Кодексом отнесено рассмотрение и разрешение административных дел;
3) суд - судья административного суда, который рассматривает и разрешает административное дело единолично, коллегия судей административного суда;
4) административное судопроизводство - деятельность административных судов по рассмотрению и разрешению административных дел в порядке, установленном настоящим Кодексом;
5) административный процесс - правоотношения, складывающиеся при осуществлении административного судопроизводства;
6) административный иск - обращение в административный суд о защите прав, свобод и интересов или во исполнение полномочий в публично-правовых отношениях;
(В пункт 6 части первой статьи 3 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 17.11.2011 г. №4054-VI)
(см. предыдущую редакцию)
7) субъект властных полномочий - орган государственной власти, орган местного самоуправления, их должностное либо служебное лицо, другой субъект при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе во исполнение делегированных полномочий;
8) истец - лицо, в защиту прав, свобод и интересов которого подан административный иск в административный суд, а также субъект властных полномочий, во исполнение полномочий которого подано исковое заявление в административный суд;
9) ответчик - субъект властных полномочий, а в случаях, предусмотренных законом, и другие лица, к которым обращено требование истца;
10) письменное производство - рассмотрение и разрешение административного дела в суде первой, апелляционной либо кассационной инстанции без вызова лиц, участвующих в деле, и проведения судебного заседания на основе имеющихся у суда материалов в случаях, установленных настоящим Кодексом;
11) разумный срок - кратчайший срок рассмотрения и разрешения административного дела, достаточный для предоставления своевременной (без неоправданных промедлений) судебной защиты нарушенных прав, свобод и интересов в публично-правовых отношениях;
12) постановление - письменное решение суда любой инстанции по административному делу, в котором разрешаются требования административного иска;
13) определение - письменное или устное решение суда любой инстанции по административному делу, которым разрешаются вопросы, связанные с процедурой рассмотрения административного дела, и другие процессуальные вопросы. Определениями судов апелляционной и кассационной инстанций также разрешаются требования апелляционной либо кассационной жалобы;
14) административный договор - двух- или многостороннее соглашение, содержание которого составляют права и обязанности сторон, вытекающие из властных управленческих функций субъекта властных полномочий, который является одной из сторон соглашения;
15) публичная служба - деятельность на государственных политических должностях, профессиональная деятельность судей, прокуроров, военная служба, альтернативная (невоенная) служба, дипломатическая служба, другая государственная служба, служба в органах власти Автономной Республики Крым, органах местного самоуправления.
Статья 4. Правосудие по административным делам
1. Правосудие по административным делам осуществляется административными судами.
2. Юрисдикция административных судов распространяется на все публично-правовые споры, кроме споров, для которых законом установлен иной порядок судебного разрешения.
Статья 5. Законодательство об административном судопроизводстве
1. Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с Конституцией Украины, настоящим Кодексом и международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
2. Производство по административным делам осуществляется в соответствии с законом, действующим на время совершения отдельного процессуального действия, рассмотрения и разрешения дела.
Статья 6. Право на судебную защиту
1. Каждое лицо имеет право в порядке, установленном данным Кодексом, обратиться в административный суд, если считает, что решением, действием или бездеятельностью субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или интересы.
2. В случаях, установленных законом, в суд могут обращаться органы и лица, которым предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц.
3. Субъекты властных полномочий имеют право обратиться в административный суд в случаях, предусмотренных Конституцией и законами Украины.
4. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в административном суде, к подсудности которого оно отнесено данным Кодексом.
5. Отказ от права на обращение в суд является недействительным.
6. Иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица пользуются в Украине таким же правом на судебную защиту, как и граждане и юридические лица Украины.
Статья 7. Принципы административного судопроизводства
1. Принципами осуществления правосудия в административных судах являются:
1) верховенство права;
2) законность;
3) равенство всех участников административного процесса перед законом и судом;
4) состязательность сторон, диспозитивность и официальное выяснение всех обстоятельств по делу;
5) гласность и открытость административного процесса;
6) обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решений административного суда кроме случаев, установленных данным Кодексом;
7) обязательность судебных решений.
Статья 8. Верховенство права
1. Суд при разрешении дела руководствуется принципом верховенства права, в соответствии с которым в частности человек, его права и свободы признаются наивысшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства.
2. Суд применяет принцип верховенства права с учетом судебной практики Европейского Суда по правам человека.
3. Обращение в административный суд для защиты прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украины гарантируется.
4. Запрещается отказ в рассмотрении и разрешении административного дела по мотивам неполноты, неясности, противоречивости или отсутствия законодательства, регулирующего спорные отношения.
Статья 9. Законность
1. Суд при решении дела руководствуется принципом законности, в соответствии с которым:
1) суд решает дела в соответствии с Конституцией и законами Украины, а также международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины;
2) суд применяет другие нормативно-правовые акты, принятые соответствующим органом на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
2. Исключена
3. Исключена
4. В случае несоответствия нормативно-правового акта Конституции Украины, закону Украины, международному договору, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, или другому правовому акту суд применяет правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.
5. В случае возникновения у суда сомнения при рассмотрении дела относительно соответствия закона либо иного правового акта Конституции Украины, разрешение вопроса о конституционности которого относится к юрисдикции Конституционного Суда Украины, суд обращается в Верховный Суд Украины для разрешения вопроса о внесении в Конституционный Суд Украины представления о конституционности закона либо иного правового акта.
6. Если международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые установлены законом, то применяются правила международного договора.
7. В случае отсутствия закона, регулирующего соответствующие правоотношения, суд применяет закон, регулирующий сходные правоотношения (аналогия закона), а при отсутствии такого закона суд исходит из конституционных принципов и общих начал права (аналогия права).
Статья 10. Равенство всех участников административного процесса перед законом и судом
1. Все участники административного процесса равны перед законом и судом.
2. Не может быть привилегий либо ограничений прав участников административного процесса по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам.
Статья 11. Состязательность сторон, диспозитивность и официальное выяснение всех обстоятельств по делу
1. Рассмотрение и разрешение дел в административных судах осуществляются на принципах состязательности сторон и свободы в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности.
2. Суд рассматривает административные дела не иначе как по исковому заявлению, поданному в соответствии с настоящим Кодексом, и не может выходить за пределы исковых требований. Суд может выйти за пределы исковых требований только в случае, если это необходимо для полной защиты прав, свобод и интересов сторон либо третьих лиц, о защите которых они просят.
3. Каждое лицо, обратившееся за судебной защитой, распоряжается своими требованиями по своему усмотрению, кроме случаев, установленных настоящим Кодексом. Таким правом пользуются и лица, в интересах которых подан административный иск, за исключением тех, которые не имеют административной процессуальной дееспособности.
4. Суд принимает предусмотренные законом меры, необходимые для выяснения всех обстоятельств по делу, в том числе по выявлению и истребованию доказательств по собственной инициативе.
5. Суд должен предложить лицам, участвующим в деле, представить доказательства или по собственной инициативе истребовать доказательства, которых, по мнению суда, не хватает.
Статья 12. Гласность и открытость административного процесса
1. Лица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, если суд разрешил вопрос об их правах, свободах, интересах либо обязанностях, не могут быть ограничены в праве на получение в административном суде как устной, так и письменной информации о результатах рассмотрения дела. Никто не может быть ограничен в праве на получение в административном суде информации о дате, времени и месте рассмотрения своего дела и принятых по нему судебных решениях. Обращение лица, принимающего участие по делу, не подлежит рассмотрению и не требует ответа, если в нем не указано место жительства или местонахождение (для юридических лиц) или не подписано автором (авторами), а также если невозможно установить его авторство, или содержащее высказывания, свидетельствующие о неуважении к суду.
(Часть первая статьи 12 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 17.11.2011 г. №4054-VI)
(см. предыдущую редакцию)
2. Каждый имеет право знакомиться в установленном законодательством порядке с судебными решениями по любому рассмотренному в открытом судебном заседании делу, вступившими в законную силу. Это право может быть ограничено в соответствии с законом в интересах неразглашения конфиденциальной информации о лице, государственной либо иной тайны, охраняемой законом.
3. Рассмотрение дел в административных судах проводится открыто. Суд определением может объявить судебное заседание или его часть закрытыми с целью неразглашения государственной либо иной тайны, охраняемой законом, защиты личной и семейной жизни человека, в интересах малолетнего либо несовершеннолетнего лица, а также в других случаях, установленных законом.
4. Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании проводится с соблюдением всех правил административного судопроизводства. При рассмотрении дела в закрытом судебном заседании могут присутствовать лишь лица, участвующие в деле, а в случае необходимости - эксперты, специалисты, переводчики и свидетели.
5. Если во время закрытого судебного заседания будет установлено, что информация с ограниченным доступом является общественно значимой или доступ к информации ограничен с нарушением закона, суд постановляет определение о ее исследовании в открытом судебном заседании.
6. Во время судебного разбирательства дела в судебном заседании обеспечивается полное фиксирование судебного заседания при помощи звукозаписывающего технического средства кроме случаев неявки в судебное заседание всех лиц, которые принимают участие в деле, или в случае, если в соответствии с положениями данного Кодекса рассмотрение дела осуществляется при отсутствии лиц, принимающих участие в деле (в том числе при рассмотрении дела в порядке письменного производства).
7. Официальной записью судебного заседания является только техническая запись, осуществленная судом в порядке, установленном настоящим Кодексом.
8. Лица, присутствующие в зале судебного заседания, могут использовать портативные аудиотехнические средства. Проведение в зале судебного заседания фото- и киносъемки, видео-, звукозаписи с применением стационарной аппаратуры, а также транслирование судебного заседания по радио и телевидению допускаются на основании определения суда при наличии согласия на это лиц, участвующих в деле, кроме тех, которые являются субъектами властных полномочий.
9. Судебное решение, принятое в открытом судебном заседании, провозглашается публично. Если судебное разбирательство происходило в закрытом судебном заседании, публично провозглашается лишь резолютивная часть решения.
Статья 13. Обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решений административного суда
1. Лицам, участвующим в деле, а также лицам, не участвовавшим в деле, если суд разрешил вопрос об их правах, свободах, интересах либо обязанностях, обеспечивается право на апелляционное и кассационное обжалование решений административного суда кроме случаев, установленных данным Кодексом.
Статья 14. Обязательность судебных решений
1. Судебное решение, которым заканчивается рассмотрение дела в административном суде, постановляется именем Украины.
2. Постановления и определения суда по административным делам, вступившим в законную силу, обязательны к исполнению на всей территории Украины.
3. Неисполнение судебных решений влечет ответственность, установленную законом.
Статья 15. Язык административного судопроизводства
Язык административного судопроизводства определяется статьей 14 Закона Украины "О принципах государственной языковой политики".
(Статья 15 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 03.07.2012 г. №5029-VI)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 15-1. Автоматизированная система документооборота суда
1. В административных судах функционирует автоматизированная система документооборота суда, обеспечивающая:
1) объективное и непредвзятое распределение дел между судьями с соблюдением принципов очередности и одинакового количества дел для каждого судьи;
2) предоставление физическим и юридическим лицам информации о состоянии рассмотрения дел в которых они принимают участие;
3) централизованное хранение текстов судебных решений и других процессуальных документов;
4) подготовку статистических данных;
5) регистрацию входящей и исходящей корреспонденции и этапов ее движения;
6) исключен
7) выдачу судебных решений и исполнительных листов на основании имеющихся в системе данных относительно судебного решения и регистрации заявления лица, в пользу которого оно принято;
8) передачу дел в электронный архив.
2. Исковые заявления, жалобы, представления и другие предусмотренные законом процессуальные документы, которые подаются в суд и могут быть предметом судебного рассмотрения, в порядке их поступления подлежат обязательной регистрации в автоматизированной системе документооборота суда, которая осуществляется работниками аппарата соответствующего суда в день поступления документов. К автоматизированной системе документооборота суда в обязательном порядке вносятся: дата поступления документа, информация о предмете спора и сторонах по делу, фамилия работника аппарата суда, осуществившего регистрацию, информация о движении судебных документов, данные о судье, рассматривавшем дело, и другие данные, предусмотренные Положением об автоматизированной системе документооборота суда.
3. Определение судьи или коллегии судей для рассмотрения конкретного дела осуществляется автоматизированной системой документооборота суда во время регистрации соответствующих документов по принципу достоверности, который учитывает количество дел, находящихся на рассмотрении у судей, запрещения участвовать в пересмотре решений для судьи, участвовавшем в принятии судебного решения, о пересмотре которого ставится вопрос, пребывания судей в отпуске, на больничном, в командировке и окончании срока полномочий. После определения судьи или коллегии судей для рассмотрения конкретного дела внесение изменений в регистрационные данные относительно этого дела, а также удаление этих данных из автоматизированной системы документооборота суда не допускается, кроме случаев, установленных законом. Руководитель аппарата суда несет персональную ответственность за обеспечение соблюдения в судах порядка распределения судебных дел между судьями, предусмотренного этой статьей.
4. Доступ к автоматизированной системе документооборота суда предоставляется судьям и работникам аппарата соответствующего суда согласно их функциональным обязанностям.
5. Несанкционированное вмешательство в работу автоматизированной системы документооборота суда имеет следствием ответственность, установленную законом.
6. Порядок функционирования автоматизированной системы документооборота суда, в том числе выдачи судебных решений и исполнительных листов, передачи дел в электронный архив, хранения текстов судебных решений и других процессуальных документов, предоставления информации физическим и юридическим лицам, подготовки статистических данных, определяется Положением об автоматизированной системе документооборота суда, которая утверждается Советом судей Украины по согласованию с Государственной судебной администрацией Украины.
Статья 16. Правовая помощь при разрешении дел в административном суде
1. Каждый имеет право пользоваться правовой помощью при разрешении дел в административном суде, которая оказывается в порядке, установленном законом.
2. Для оказания правовой помощи при разрешении дел в судах в Украине действует адвокатура. В случаях, установленных законом, правовая помощь может оказываться и другими специалистами в области права. Порядок и условия оказания правовой помощи, права и обязанности адвокатов и других специалистов в области права, участвующих в административном процессе и оказывающих правовую помощь, определяются настоящим Кодексом и другими законами.
3. Суд полностью или частично освобождает лицо от оплаты правовой помощи и обеспечивает оказание правовой помощи в случаях и порядке, установленных законом, если соответствующий орган отказал лицу в обеспечении правовой помощи.
Раздел II ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Глава 1 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ И ПОДСУДНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ
Статья 17. Юрисдикция административных судов по разрешению административных дел
1. Юрисдикция административных судов распространяется на правоотношения, которые возникают в связи с осуществлением субъектом властных полномочий властных управленческих функций, а также в связи с публичным формированием субъекта властных полномочий путем выборов или референдума.
2. Юрисдикция административных судов распространяется на публично-правовые споры, в частности:
1) споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности;
2) споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы;
3) споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий;
4) споры, которые возникают по поводу заключения, выполнения, прекращения, отмены или признания недействительными административных договоров;
5) споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных Конституцией и законами Украины;
6) споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.
3. Юрисдикция административных судов не распространяется на публично-правовые дела:
1) которые отнесены к юрисдикции Конституционного Суда Украины;
2) которые надлежит разрешать в порядке уголовного судопроизводства;
3) о наложении административных взысканий;
4) по отношениям, которые в соответствии с законом, уставом (положением) объединения граждан отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции.
Статья 18. Предметная подсудность административных дел
1. Местным общим судам как административным судам подсудны:
1) административные дела, в которых одной из сторон является орган либо должностное лицо местного самоуправления, должностное либо служебное лицо органа местного самоуправления, кроме подсудных окружным административным судам;
2) все административные дела по поводу решений, действий либо бездействия субъектов властных полномочий по делам о привлечении к административной ответственности;
4) все административные дела относительно споров физических лиц с субъектами властных полномочий по поводу вычисления, назначения, пересчета, осуществления, предоставления, получения пенсионных выплат, социальных выплат нетрудоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, выплат и льгот детям войны, других социальных выплат, доплат, социальных услуг, помощи, защиты, льгот;
5) административные дела по поводу решений, действий или бездеятельности государственного исполнителя или другого должностного лица государственной исполнительной службы, относительно выполнения ими решений судов по делам, предусмотренным пунктами 1-4 части первой этой статьи.
(Пункт 5 введен в соответствии с Законом Украины от 17.11.2011 г. №4054-VI)
2. Окружным административным судам подсудны административные дела, в которых одной из сторон является орган государственной власти, другой государственный орган, орган власти Автономной Республики Крым областной совет, Киевский или Севастопольский городской совет, их должностное либо служебное лицо кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом, и, кроме дел по поводу их решений, действий либо бездействия по делам об административных проступках и дел, подсудных местным общим судам как административным судам.
3. Дела по обжалованию действий или бездействия должностных либо служебных лиц местных органов исполнительной власти рассматриваются и разрешаются местным общим судом как административным судом или окружным административным судом по выбору истца.
4. Высшему административному суду Украины как суду первой инстанции подсудны дела относительно установления Центральной избирательной комиссией результатов выборов или всеукраинского референдума дела о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины, а также дела относительно обжалования актов, действий или бездеятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Высшего совета юстиции Высшей квалификационной комиссии судей Украины.
5. В случае неопределенности настоящим Кодексом предметной подсудности административного дела такое дело рассматривается местным административным судом по выбору истца.
Статья 19. Территориальная подсудность административных дел
1. Административные дела разрешаются административным судом по местонахождению ответчика кроме случаев, предусмотренных данным Кодексом.
2. Административные дела по поводу обжалования правовых актов индивидуального действия, а также действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, которые приняты (совершены, допущены) относительно конкретного физического или юридического лица (их объединений), решаются по выбору истца административным судом по зарегистрированному в установленном законом порядке месту проживания (пребывания, нахождения) этого лица-истца, или административным судом по местонахождению ответчика, кроме случаев, предусмотренных данным Кодексом. Если такое лицо не имеет места проживания (пребывания, нахождения) в Украине, тогда дело решает административный суд по местонахождению ответчика.
3. Административные дела по поводу обжалования нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины, министерства или другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины или другого субъекта властных полномочий, полномочия которого распространяются на всю территорию Украины, кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом, административные дела по поводу обжалования решений Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере государственных закупок, административные дела, ответчиком в которых является иностранное дипломатическое или консульское представительство Украины, его должностное или служебное лицо, а также административные дела об аннулировании регистрационного свидетельства политической партии, о запрещении (принудительном роспуске, ликвидации) политической партии решаются окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев.
4. В случае неопределенности настоящим Кодексом территориальной подсудности административного дела такое дело рассматривается местным административным судом по выбору истца.
Статья 20. Инстанционная подсудность административных дел
1. Местные административные суды (местные общие суды как административные суды и окружные административные суды), а также Высший административный суд Украины в случаях, установленных настоящим Кодексом, разрешают административные дела как суды первой инстанции.
2. Апелляционные административные суды пересматривают судебные решения местных административных судов (местных общих судов как административных судов и окружных административных судов), находящихся в пределах их территориальной юрисдикции, в апелляционном порядке как суды апелляционной инстанции.
3. Высший административный суд Украины пересматривает судебные решения местных и апелляционных административных судов в кассационном порядке как суд кассационной инстанции. В случае, определенном частью шестой статьи 177 настоящего Кодекса, Высший административный суд Украины пересматривает в апелляционном порядке как суд апелляционной инстанции судебные решения Киевского апелляционного административного суда.
4. Верховный Суд Украины в случаях, установленных данным Кодексом, пересматривает судебные решения административных судов после их пересмотра в кассационном порядке.
Статья 21. Подсудность нескольких связанных между собой требований
1. Истец может заявить несколько требований в одном исковом заявлении, если они связаны между собой.
Если дело относительно связанных требований территориально подсудно разным местным административным судам, то его рассматривает один из этих судов по выбору истца.
Если дело относительно одного из требований подсудно окружному административному суду, а относительно другого требования (требований) - местному общему суду как административному суду, такое дело рассматривает окружной административный суд.
Если дело относительно одного из требований подсудно Киевскому апелляционному административному суду, а относительно другого требования (требований) - другому административному суду, такое дело рассматривает Киевский апелляционный административный суд.
2. Требования о возмещении ущерба, причиненного противоправными решениями, действиями либо бездействием субъекта властных полномочий или иным нарушением прав, свобод и интересов субъектов публично-правовых отношений, рассматриваются административным судом, если они заявлены в одном производстве с требованием разрешить публично-правовой спор. Иначе требования о возмещении ущерба разрешаются судами в порядке гражданского или хозяйственного судопроизводства.
3. Не допускается объединение в одно производство нескольких требований, которые надлежит рассматривать в порядке разного судопроизводства, если иное не установлено законом.
Статья 22. Передача административного дела из одного административного суда в другой
1. Суд передает административное дело на рассмотрение другого административного суда, если:
1) до начала рассмотрения дела по существу удовлетворено ходатайство ответчика зарегистрированное в установленном законом порядке, место жительства (пребывания) которого ранее не было известно, о передаче дела по месту его жительства (пребывания);
2) открыто производство по делу, которое предметно подсудно другому суду;
3) после открытия производства по делу выяснилось, что дело территориально подсудно другому суду;
4) после удовлетворения отводов (самоотводов) либо в других случаях невозможно образовать новый состав суда для рассмотрения дела;
5) упразднен административный суд, рассматривавший дело;
6) одной из сторон по делу является суд, в котором рассматривается дело, или судья этого суда.
(Пункт 6 введен в соответствии с Законом Украины от 17.11.2011 г. №4054-VI)
2. Суд передает административное дело на рассмотрение другому административному суду, который наиболее территориально приближен к данному суду, в случае, предусмотренном пунктами 4 и 6 части первой этой статьи.
В случае ликвидации административного суда дела, которые находились в его производстве, безотлагательно передаются в суд, к подсудности которого отнесено рассмотрение таких дел.
3. Подсудность дел, в которых стороной является Верховный Суд Украины, Высший административный суд Украины или судья одного из этих судов, устанавливается по общим правилам подсудности.
4. Вопрос о передаче административного дела, кроме случая, предусмотренного пунктом 5 части первой этой статьи, рассматривается судом в порядке письменного производства или в судебном заседании на усмотрение суда. Неприбытие в судебное заседание лиц, надлежащим образом уведомленных, не препятствует рассмотрению этого вопроса.
5. Вопрос о передаче административного дела, кроме случая, предусмотренного пунктом 5 части первой этой статьи, суд решает постановлением. Постановление о передаче административного дела из одного административного суда в другой может быть обжаловано. Постановление об отказе в передаче административного дела из одного административного суда к другому, постановленное в судебном заседании, не излагается отдельным документом и обжалованию не подлежит. Возражения против этого может быть включено в апелляционную или кассационную жалобу на решение суда, принятое по результатам рассмотрения дела.
6. Передача административного дела из одного суда в другой осуществляется после окончания срока на обжалование определения о передаче административного дела из одного административного суда в другой, а в случае подачи апелляционной жалобы - после оставления ее без удовлетворения.
7. Административное дело, переданное из одного административного суда в другой в порядке, установленном настоящей статьей, рассматривается административным судом, в который оно направлено.
8. Споры между административными судами о подсудности не допускаются.
(В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 17.11.2011 г. №4054-VI)
(см. предыдущую редакцию)
Глава 2 СОСТАВ СУДА. ОТВОДЫ
Статья 23. Осуществление административного судопроизводства судьей единолично
1. Все административные дела в суде первой инстанции, кроме случаев, установленных настоящим Кодексом, рассматриваются и разрешаются судьей единолично.
2. Судья для рассмотрения конкретного дела определяется в порядке, установленном частью третьей статьи 15-1 этого Кодекса.
Статья 24. Осуществление административного судопроизводства коллегией судей
1. Административные дела, предметом обжалования в которых являются решения, действия либо бездействие, Кабинета Министров Украины, министерства либо другого центрального органа исполнительной власти, Национального банка Украины, их должностного либо служебного лица, избирательной комиссии (комиссии по референдуму), члена этой комиссии рассматриваются и разрешаются в окружном административном суде коллегией в составе трех судей.
2. Административные дела рассматриваются и решаются в окружном административном суде и в местном общем суде как административном суде коллегией в составе трех судей также по инициативе судьи в случае их особой сложности.
3. Пересмотр судебных решений по административным делам в апелляционном порядке осуществляется коллегией в составе трех судей.
4. Пересмотр судебных решений по административным делам в кассационном порядке осуществляется коллегией в составе не менее трех судей.
5. Административные дела, подсудные Киевскому апелляционному административному суду как суду первой инстанции, рассматриваются и решаются коллегией в составе трех судей.
6. Административные дела, подсудные Высшему административному суду Украины как суду первой инстанции, рассматриваются и разрешаются коллегией в составе не менее пяти судей.
7. Вопрос о допуске административного дела к производству Верховного Суда Украины решается в Высшем административном суде Украины коллегией в составе пяти судей.
8. Пересмотр судебных решений по административным делам в Верховном Суде Украины осуществляется коллегиально.
9. Исключена.
(В статью 24 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 17.11.2011 г. №4054-VI)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 25. Порядок разрешения вопросов коллегией судей
1. Все вопросы, возникающие при судебном рассмотрении административного дела коллегией судей, разрешаются большинством голосов судей.
2. При принятии решения по каждому вопросу ни один из судей не имеет права воздерживаться от голосования и подписания судебного решения. Председательствующий в судебном заседании голосует последним.
3. Судья, не согласный с судебным решением по результатам рассмотрения административного дела, может письменно изложить свое особое мнение. Этот документ не оглашается в судебном заседании, приобщается к делу и открыт для ознакомления.
Статья 26. Неизменность состава суда
1. Состав суда при рассмотрении и разрешении административного дела в суде одной инстанции неизменный кроме случаев, установленных законом.
2. В случае невозможности продолжения рассмотрения административного дела одним из судей к рассмотрению привлекается другой судья, который определяется в порядке, установленном частью третьей статьи 15-1 этого Кодекса. Если новый судья привлечен в ходе судебного разбирательства, судебное разбирательство административного дела начинается сначала.
Статья 27. Основания для отвода (самоотвода) судьи
1. Судья не может участвовать в рассмотрении административного дела и отводится:
1) если он участвовал в рассмотрении этого дела или связанного с ним дела в качестве представителя, секретаря судебного заседания, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;
2) если он прямо либо косвенно заинтересован в исходе рассмотрения дела;
3) если он является членом семьи или близким родственником (муж, жена, отец, мать, отчим, мачеха, сын, дочь, пасынок, падчерица, брат, сестра, дед, бабка, внук, внучка, усыновитель либо усыновленный, опекун либо попечитель, член семьи или близкий родственник этих лиц) стороны или других лиц, участвующих в деле;
4) при наличии иных обстоятельств, вызывающих сомнение в непредубежденности судьи.
5) в случае нарушения порядка определения судьи для рассмотрения дела, установленного частью третьей статьи 15-1 этого Кодекса.
2. Судья отводиться также при наличии обстоятельств, установленных статьей 28 настоящего Кодекса.
3. В состав суда не могут входить лица, являющиеся членами семьи, родственниками между собой либо родственниками супругов.
Статья 28. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении административного дела
1. Судья, принимавший участие в разрешении административного дела в суде первой инстанции, не может участвовать в разрешении этого же дела в судах апелляционной и кассационной инстанций, в пересмотре дела Верховным Судом Украины, а также в новом его рассмотрении в первой инстанции после отмены предыдущего постановления или определения о прекращении производства по административному делу.
2. Судья, принимавший участие в разрешении административного дела в суде апелляционной инстанции, не может участвовать в разрешении этого же дела в судах первой и кассационной инстанций, в пересмотре дела Верховным Судом Украины, а также в новом его рассмотрении после отмены постановления или определения суда апелляционной инстанции.
3. Судья, принимавший участие в разрешении административного дела в суде кассационной инстанции, не может участвовать в разрешении этого же дела в судах первой и апелляционной инстанций, в пересмотре дела Верховным Судом Украины, а также в новом его рассмотрении после отмены постановления или определения суда кассационной инстанции.
4. Судья, принимавший участие в разрешении административного дела Верховным Судом Украины, не может участвовать в разрешении этого же дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Недействующая редакция, не действует с 04.10.2012 г.