Дата обновления БД:
03.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
14 / 74
Всего документов в БД:
133345
Неофициальный перевод
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 22 июня 2010 года №520
Об утверждении Санитарного регламента о загрязнителях в пищевых продуктах
(В редакции Постановлений Правительства Республики Молдова от 16.01.2013 г. №51, 28.11.2017 г. №1017, 12.12.2018 г. №1223)
На основании статьи 6 Закона о государственном надзоре за общественным здоровьем № 10-XVI от 3 февраля 2009 г. (Официальный монитор Республики Молдова, 2009 г., № 67, ст. 183), части (2) статьи 5 и статьи 9 Закона о пищевых продуктах № 78-XV от 18 марта 2004 г. (Официальный монитор Республики Молдова, 2004 г., № 83-87, ст.431) и в целях обеспечения адекватного уровня защиты здоровья населения Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Санитарный регламент о загрязнителях в пищевых продуктах (прилагается).
2. Министерству здравоохранения,труда и социальной защиты и Министерству сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды обеспечить гармонизацию методов отбора, подготовки и анализа проб и критериев качественных показателей для методов анализа в целях осуществления государственного контроля содержания загрязнителей в пищевых продуктах, предусмотренных данным Санитарным регламентом.
(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 28.11.2017 г. №1017)
(см. предыдущую редакцию)
3. Министерству сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды обеспечить изменение утвержденных нормативных актов на пищевые продукты в целях приведения их в соответствие с требованиями настоящего Постановления.
(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 28.11.2017 г. №1017)
(см. предыдущую редакцию)
4. Затраты, связанные с внедрением требований и норм, предусмотренных указанным Санитарным регламентом, покрываются за счет и в пределах финансовых средств, ежегодно утверждаемых законом о государственном бюджете.
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты и Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов.
(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 28.11.2017 г. №1017)
(см. предыдущую редакцию)
Премьер-министр
Владимир Филат
Контрассигнуют: министр здравоохранения |
Владимир Хотиняну |
министр сельского хозяйства и пищевой промышленности |
Валериу Косарчук |
Утвержден Постановлением Правительства Республики Молдова от 22 июня 2010 года №520
Санитарный регламент о загрязнителях в пищевых продуктах
Настоящий Санитарный регламент о загрязнителях в пищевых продуктах (в дальнейшем - Регламент) создает необходимые условия для применения Регламента Совета (ЕЕС) №315/93 от 8 февраля 1993 г. по процедурам сообщества относительно загрязнителей, опубликованного в Официальном журнале Европейских Сообществ (JOCE) №L37 от 13 февраля 1993 г. и излагает Регламент Комиссии (EC) №1881/2006 от 19 декабря 2006 г. об установлении максимальных уровней некоторых загрязнителей в пищевых продуктах, опубликованный в Официальном Журнале Европейского Союза (JO) № L364 от 20 декабря 2006 г., с последующими изменениями, а также Рекомендации 2013/711/ ЕС" от 3 декабря 2013 года о сокращении содержания диоксинов, фуранов и полихлорированных дифенилов в пищевых продуктах и кормах для животных, опубликованной в Официальном журнале Европейского Союза (OJ) №L 323 от 4 декабря 2013 года, и Рекомендации Комиссии 2013/165 / ЕС от 27 марта 2013 года о наличии токсинов Т-2 и НТ-2 в зерне и зерновых продуктах, опубликованной в Официальном журнале Европейского Союза L 91/12 от 3 апреля 2013 года.
(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Постановлениями Правительства Республики Молдова от 28.11.2017 г. №1017, 12.12.2018 г. №1223)
(см. предыдущую редакцию)
I. Общие требования
1. Настоящий Регламент устанавливает загрязнители, которые содержатся или могут содержаться в пищевых продуктах, максимальные уровни некоторых загрязнителей в пищевых продуктах (в дальнейшем -максимальные уровни) и направлен на защиту общественного здоровья.
2. В рамках настоящего Регламента применяются понятия, предусмотренные Законом о пищевых продуктах № 78-XV от 18 марта 2004 г. и Законом об установлении общих принципов и предписаний законодательства о безопасности пищевых продуктов № 113 от 18 мая 2012 г.
(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 16.01.2013 г. №51)
(см. предыдущую редакцию)
3. Настоящий Регламент не применяется к:
1) загрязнителям, которые имеют значение только для качества пищевых продуктов, но не являются значимыми для общественного здоровья; чужеродным веществам, таким, как фрагменты насекомых, волосы животных и другие;
2) микробиальным токсинам, таким, как ботулинотоксин и стафилококковый энтеротоксин, а также к микроорганизмам;
3) вспомогательным технологическим веществам;
4) другим загрязнителям, являющимся субъектом специфических нормативных актов.
4. Пищевые продукты, размещенные на рынке, не должны содержать загрязнители в количествах, превышающих максимальные уровни, предусмотренные настоящим Регламентом.
5. Максимальные уровни, указанные в приложении №1 к настоящему Регламенту, применяются к съедобной части соответствующего пищевого продукта.
(В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 12.12.2018 г. №1223)
(см. предыдущую редакцию)
II. Сушеные, разбавленные, переработанные и сложные пищевые продукты
6. В случае применения максимальных уровней, предусмотренных настоящим Регламентом, для сушеных, разбавленных, переработанных или сложных пищевых продуктов, состоящих из нескольких ингредиентов, учитывается следующее:
1) изменение концентрации загрязнителя в результате процессов сушки или разбавления;
2) изменение концентрации загрязнителя в результате переработки;
3) относительное соотношение ингредиентов в продукте;
4) аналитический предел обнаружения.
7. Специфическая концентрация или средства разбавления для процессов сушки, разбавления, переработки и/или смешивания или для соответствующих сушеных, разбавленных, переработанных и/или сложных пищевых продуктов должны быть обеспечены или обоснованы предпринимателем продовольственного сектора на момент проведения компетентными властями государственного контроля.
(В пункт 7 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 28.11.2017 г. №1017)
(см. предыдущую редакцию)
8. В случае, когда предприниматель продовольственного сектора не обеспечивает необходимую концентрацию или средство разбавления, или если компетентные власти считают средство несоответствующим с точки зрения приведенных обоснований, власти самостоятельно определяют это средство на основании имеющейся информации и критериев, указанных в пункте 6 настоящего Регламента, с целью максимальной защиты общественного здоровья.
(В пункт 8 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 28.11.2017 г. №1017)
(см. предыдущую редакцию)
III. Запрет на использование, смешивание и детоксикацию
9. Пищевые продукты, не соответствующие максимальным уровням, предусмотренным в приложениях №1 и 2, нельзя использовать в качестве пищевых ингредиентов.
(В пункт 9 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 12.12.2018 г. №1223)
(см. предыдущую редакцию)
10. Пищевые продукты, соответствующие максимальным уровням, предусмотренным в приложении №1, нельзя смешивать с пищевыми продуктами, которые превышают эти уровни.
(В пункт 10 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 12.12.2018 г. №1223)
(см. предыдущую редакцию)
11. Пищевые продукты, подлежащие сортировке или другой физической обработке для снижения уровня загрязнения, нельзя смешивать с пищевыми продуктами, предназначенными для потребления человеком или с пищевыми продуктами, предназначенными для использования в качестве пищевых ингредиентов.
12. Пищевые продукты, содержащие загрязнители, указанные в главе I приложения №1 (микотоксины), не деток-сифицируются намеренно химическими методами.
(В пункт 12 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 12.12.2018 г. №1223)
(см. предыдущую редакцию)
(Глава III введена в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 28.11.2017 г. №1017)
IV. Специфические положения для лесных орехов (арахиса), других масличных семян, орехов, сухофруктов, риса и кукурузы
13. Лесные орехи (арахис), другие масличные семена, орехи, сухофрукты, рис и кукуруза, которые не соответствуют максимальным уровням для афлатоксинов, указанных в пунктах 5, 6, 7, 8, 10 и 11 приложения, могут быть реализованы при условии, что эти пищевые продукты:
1) не предназначены для прямого потребления человеком или для использования в качестве ингредиента в пищевых продуктах;
2) соблюдают соответствующие максимальные уровни, указанные в пунктах 1, 2, 3, 4, 9 и 12 приложения №1;
3) будут подвергнуты обработке, включающей сортировку или другую физическую обработку, после чего максимальные уровни, предусмотренные в пунктах 5, 6, 7, 8, 10 и 11 приложения №1, не будут превышены и вследствие этой обработки не будет других вредных остатков;
4) будут четко этикетированы, с указанием их назначения и с нанесением надписи "продукт подвергается сортировке или другой физической обработке с целью снижения загрязнения афлатоксином до потребления человеком или использования его в качестве ингредиента в пищевых продуктах". Надпись указывается на этикетке каждого пакета, отдельной коробки и в оригинальном сопроводительном документе. Идентификационный код транспорта/партии наносится нестираемым образом на каждый транспортируемый пакет и каждую коробку и в оригинальном сопроводительном документе.
(В пункт 13 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 12.12.2018 г. №1223)
(см. предыдущую редакцию)
(Глава IV введена в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 28.11.2017 г. №1017)
V. Специфические положения для лесных орехов (арахиса), других масличных семян, продуктов их производства и зерновых
14. На этикетке каждого пакета, отдельной коробки и в оригинальном сопроводительном документе должна быть четкая надпись по предусмотренной утилизации. Этот сопроводительный документ должен иметь четкую связь с транспортом путем указания идентификационного кода транспорта на каждом транспортируемом пакете и отдельной коробке. Также сфера деятельности получателя транспортируемых продуктов, указанного в сопроводительном документе, должна быть совместима с предусмотренным использованием.
15. В отсутствие четкой надписи, указывающей, что это не предусмотрено для потребления человеком, максимальные уровни, предусмотренные в пунктах 5 и 11 приложения №1, применяются ко всем лесным орехам (арахисам), масличным семенам, продуктам их производства и реализуемым зерновым.
(В пункт 15 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 12.12.2018 г. №1223)
(см. предыдущую редакцию)
16. Что касается исключения лесных орехов (арахиса) и других масличных семян, предназначенных для измельчения, и применения максимальных уровней, установленных в пункте 1 приложения №1, исключение распространяется только на четко этикетированные партии, для которых указано предусмотренное использование, и на которых нанесено указание "продукт, подлежащий измельчению для производства рафинированного растительного масла". Указание содержится на этикетке каждого пакета, отдельной коробки и в сопроводительном документе/ сопроводительных документах. Конечным пунктом назначения должно быть измельчающее предприятие.
(В пункт 16 внесены изменения в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 12.12.2018 г. №1223)
(см. предыдущую редакцию)
(Глава V введена в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 28.11.2017 г. №1017)
VI. Специфические положения о диоксинах, фуранах и полихлорированных бифенилах в пищевых продуктах и кормах для животных
17. Мониторинг соблюдения операторами максимального уровня диоксинов, диоксиноподобных ПХБ и других ПХБ, отличных от диоксиноподобных веществ, предусмотренных в приложении №2, осуществляется Агентством на основе многолетнего плана контроля, согласно положениям Закона 50/2013 об официальном контроле с целью проверки соответствия кормовому и пищевому законодательству и правилам, касающимся здоровья и благополучия животных, и Закона 131/2012 о государственном контроле предпринимательской деятельности:
1) выборочно для пищевых продуктов и кормов для животных в зависимости от их производства, использования и потребления;
2) непосредственный для партий:
а) яиц куриц, выращенных на открытом воздухе, и экологических яиц;
b) бараньей и овечьей печени;
с) китайского краба:
- в мышцах ножек и клешней (отдельно);
- в коричневом мясе (пищеварительный орган) (отдельно);
- в общем продукте (путем расчета, с учетом уровней, обнаруженных в мышцах ножек и клешнях и в коричневом мясе, а также их относительных пропорций);
d) сухих ароматических растений (корма для животных и продукты питания);
е) глины, продаваемой в качестве пищевых добавок.
18. В случае обнаружения в пищевых продуктах или кормах для животных уровней диоксинов и/или диоксиноподобных ПХБ, превышающих максимально допустимый уровень, указанный в главе I приложения №2, Агентство инициирует расследования с целью выявления источника загрязнения и в сотрудничестве с операторами в области пищевых продуктов предпринимает меры по его снижению или устранению. По результатам проведенных расследований и принятых мер Агентство в течение 10 рабочих дней информирует Генеральную дирекцию Европейской комиссии по безопасности и гигиене пищевых продуктов.
(Глава VI введена в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 12.12.2018 г. №1223)
VII. Требования к содержанию токсинов Т-2 и НТ-2 в зерне и зерновых продуктах
19. Операторы в области кормов для животных и продуктов питания мониторизируют содержание Т-2 и НТ-2 в зерне и зерновых продуктах в соответствии с примерными уровнями, указанными в главе II приложения №2.
В смысле настоящих требований понятие зерно не включает рис, а в зерновые продукты не входят продукты из риса.
20. Агентство осуществляет одновременный анализ образцов, отобранных для обнаружения содержания токсинов Т-2 и НТ-2 и наличия других токсинов Фузариума, таких как деоксиниваленол, зеараленон и фумонизин В1 + В2, для оценки совместного содержания этих токсинов. В случае, если метод анализа позволяет, проводится анализ замаскированных микотоксинов, особенно моно- и дигликозилированных конъюгированных форм токсинов Т-2 и НТ-2.
21. Отбор проб и анализ зерна и зерновых продуктов, предназначенных для потребления человеком, должны проводиться в соответствии с Методами отбора проб для определения микотоксинов в пищевых продуктах, утвержденными Постановлением Правительства №208/2013. Предел количественной оценки (LOQ) не должен превышать 5,0 мг/кг для каждого из токсинов Т-2 и НТ-2, за исключением необработанных зерен, для которых предел обнаружения не должен превышать 10 мг/кг для каждого из токсинов Т-2 и HT-2. В случае применения аналитического метода обнаружения, предел обнаружения не должен превышать 25 мг/кг для накопленных токсинов Т-2 и НТ-2.
22. Для зерен и зерновых продуктов, предназначенных для кормления животных и для комбикормов для животных, отбор проб и их анализ осуществляются в соответствии с приложением №1 к Постановлению Правительства №686/2012 об утверждении методов анализа для контроля кормов. Предел количественной оценки (LOQ) не должен превышать 10 мг/кг для каждого из токсинов Т-2 и НТ-2. В случае применения аналитического метода обнаружения предел обнаружения не должен превышать 25 мг/кг для накопленных токсинов Т-2 и НТ-2.
23. Агентство в случае повторного обнаружения уровней, превышающих примерные уровни для токсинов Т-2 и НТ-2 в зерне и зерновых продуктах, совместно с операторами в области пищевых продуктов и кормов для животных проводит исследования для выявления факторов, которые приводят к превышению примерного уровня и осуществляют необходимые меры для исключения или уменьшения в будущем содержания соответствующих токсинов.
24. Отбор и анализ проб для получения дополнительной информации о различных факторах, включая агрономические факторы, приводящие к относительно высоким уровням содержания токсинов Т2 и НТ-2 в зерне и зерновых продуктах, должен сосредоточиться на зерне и продуктах, полученных в результате первичной обработки.
25. В случае повторной констатации уровней, превышающих примерные уровни для токсинов Т-2 и НТ-2 в продуктах из зерна, Агентство совместно с операторами в области кормов для животных и пищевых производств проводит исследования влияния обработки кормов для животных и пищевых продуктов на наличие указанных токсинов.
26. Агентство ежегодно предоставляет аналитические результаты Европейскому управлению безопасности пищевых продуктов с целью их внесения в единую базу данных и передачи результатов исследований Европейской комиссии.
(Глава VII введена в соответствии с Постановлением Правительства Республики Молдова от 12.12.2018 г. №1223)
Приложение №1
к Санитарному регламенту о загрязнителях в пищевых продуктах
Максимальные уровни некоторых загрязнителей в пищевых продуктах
См. Приложение №1
Приложение №2
к Санитарному регламенту о загрязнителях в пищевых продуктах
Максимальные уровни загрязнителей в продуктах питания и кормах для животных
I. Диоксины, фураны и полихлорированные бифенилы
№п/п |
Название пищевых продуктов |
Максимальный уровень для диоксин + фуран (OMS-TEQ) (1) |
Максимальный уровень: диоксиноподобные РСВ (JMS-TEQ) (1) |
1. |
Мясо и мясные продукты (за исключением съедобных органов) (2)от следующих видов животных: | ||
крупный рогатый скот и овцы |
1,75 пг/г жира (3) |
1,75 пг/г жира (3) | |
домашняя птица |
1,25 пг/г жира (3) |
0,75 пг/г жира (3) | |
свинья |
0,75 пг/г жира (3) |
0,50 пг/г жира (3) | |
смешанные жиры |
1,00 пг/г жира (3) |
0,75 пг/г жира (3) | |
2. |
Мышцы выращиваемых рыб и рыбопродукты |
1,50 пг/г веса во влажном состоянии |
2,50 пг/г веса во влажном состоянии |
3. |
Не переработанное молоко (2) и молочные продукты (2), включая молочный жир |
1,75 пг/г жира (3) |
2,00 пг/г жира (3) |
4. |
Яйца куриные и яичные продукты (2) |
1,75 пг/г жира (3) |
1,75 пг/г жира (3) |
5. |
Глина используется в качестве пищевой добавки |
0,50 пг/г веса во влажном состоянии |
0,50 пг/г веса во влажном состоянии |
6. |
Масличные зерновые культуры |
0,50 пг/г веса во влажном состоянии |
0,35 пг/г веса во влажном состоянии |
7. |
Фрукты, овощи (включая ароматические растения (4) |
0,30 пг/г веса во влажном состоянии |
0,10 пг/г веса во влажном состоянии |
Термины, используемые в настоящей таблице, определяются следующим образом: диоксиноподобные (OMS-TEQ) полихлорированные бифенильные соединения (РСВ) - сумма полихлорированных бифенилов (РСВ), выраженная в виде токсических эквивалентов ВОЗ, с использованием факторов ВОЗ токсического эквивалента (TEF-OMS); диоксины + фураны (OMS-TEQ) - сумма полихлорированных дибензопарадиоксинов (ПДПД) и полихлорированных дибензофуранов (ПХДФ), выраженных в токсичных эквивалентах (TEQ) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с использованием факторов токсической эквивалентности (ТЭФ- ВОЗ); TEF-OMS - факторы токсической эквивалентности ВОЗ, используемые для оценки рисков для людей, основанные на заключениях экспертиз в рамках международной Программы по химической безопасности (IPCS) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2005 год | |||
(1) Максимальные концентрации - максимальные концентрации рассчитываются при условии, что все значения различных конгенеров ниже предела количественной оценки равны количественному пределу. (2) Пищевые продукты этой категории такие, как определено в Законе № 296/2017 об общих требованиях гигиены пищевых продуктов (Официальный монитор Республики Молдова, 2018 г., № 7-17, ст. 60). (3) Уровни вмешательства не распространяются на пищевые продукты с содержанием жира <2%. (4) Для сушеных фруктов и сушеных овощей (включая сухие ароматические растения) уровень вмешательства составляет 0,5 пг/г для диоксинов + фураны и 0,45 пг/г для диоксиноподобных РСВ, относительно продукта, продаваемого как такового. В случае высушенных ароматических растений принимается во внимание коэффициент концентрации, который за счет сушки равен 7. |
II. Токсины Т-2 и HT-2 в зерне и в зерновых продуктах (1), (2)
№п/п |
Название пищевого продукта |
Примерные уровни для накопленных токсинов Т-2 и HT-2 (µг / кг), за пределами которых должны проводиться исследования, в частности, при повторных выявлениях (1) |
8. |
Необработанные зерна (3) |
|
1) |
ячмень (включая ячмень для пива) и кукуруза |
200 |
2) |
овес (неочищенный) |
1000 |
3) |
Пшеница, рожь и другие злаки |
100 |
9. |
Зерновые злаки, предназначенные для непосредственного употребления в пищу человеком (4) |
|
1) |
овес |
200 |
2) |
кукуруза |
100 |
3) |
другие зерна |
50 |
10. |
Зерновые продукты, предназначенные для употребления в пищу человеком |
|
1) |
овсяные отруби и овсяные хлопья |
200 |
2) |
зерновые отруби, за исключением овсяных отрубей, продукты, полученные в результате измельчения овса, кроме овсяных отрубей и овсяных хлопьев, а также продукты, полученные в результате измельчения кукурузы |
100 |
3) |
другие продукты, полученные в результате измельчения зерен |
50 |
4) |
зерна для сухих завтраков, в том числе в виде хлопьев |
75 |
5) |
хлеб(включая небольшие хлебобулочные изделия), кондитерские изделия, печенье, хлебные батоны, макароны |
25 |
6) |
пищевые продукты на основе зерен для детей грудного и раннего возраста |
15 |
11. |
Зерновые продукты, предназначенные для корма для животных и комбикормов для животных (5) |
|
1) |
продукты, полученные в результате измельчения овса (мякины) |
2000 |
2) |
другие продукты на основе зерен |
500 |
3) |
комбикорма для животных, кроме корма для кошек |
250 |
1) Уровни, указанные в настоящем приложении, являются примерными уровнями, в соответствии с которыми, в частности, в случае повторных обнаружений, должны проводиться исследования факторов, которые приводят к присутствию токсинов Т2 и НТ-2, или относительно воздействия обработки на корм для животных и пищевых продуктов. Примерные уровни основаны на имеющейся информации из базы данных Агентства в отношении наличия соответствующих токсинов, таким образом, как это выглядит по заключению Агентства. Примерные уровни не являются уровнями безопасности, применяемыми для корма животным и продуктов питания. 2) Для целей настоящихрекомендаций зерно не включает рис, а продукты из зерна не включают рисовые продукты. 3) Необработанные зерна - это злаки, которые не подвергались какой-либо физической или термической обработке, кроме тех, которые предназначены для сушки, очистки и сортировки. 4) Зерно для прямого потребления человеком представляет собой зерна злаков, которые подвергаются процессам сушки, очистки, шелушения и сортировки и которые не будут подвергаться дополнительной очистке и сортировке до их дальнейшей переработки в пищевой цепи. 5) Примерные уровни для зерен и продуктов из них, предназначенные для кормов животным и комбикормов для животных, содержат влажность 12%." |
Недействующая редакция, не действует с 19 марта 2021 года