Дата обновления БД:
29.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
352 / 1014
Всего документов в БД:
137645
Внимание! Документ предоставлен в первоначальной редакции.
ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 14 февраля 2017 года №66
Об утверждении Типовых правил деятельности видов специальных организаций образования
В соответствии с подпунктом 44-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить следующие типовые правила деятельности видов специальных организаций образования согласно их форме организации:
1) Типовые правила деятельности специальных ясли-садов согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Типовые правила деятельности специальных детских садов согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) Типовые правила деятельности специальных школ согласно приложению 3 к настоящему приказу;
4) Типовые правила деятельности специальных школ-интернатов согласно приложению 4 к настоящему приказу;
5) Типовые правила деятельности специальных комплексов "детский сад-школа-интернат" согласно приложению 5 к настоящему приказу;
6) Типовые правила деятельности специальных комплексов "школа-интернат-колледж" согласно приложению 6 к настоящему приказу;
7) Типовые правила деятельности психолого-медико-педагогической консультации согласно приложению 7 к настоящему приказу;
8) Типовые правила деятельности реабилитационного центра согласно приложению 8 к настоящему приказу;
9) Типовые правила деятельности кабинетов психолого-педагогической коррекции согласно приложению 9 к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 июля 2013 года №258 "Об утверждении Типовых правил деятельности видов специальных организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под №8629, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 26 сентября 2013 года №282 (27556)).
3. Департаменту дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан (Жонтаева Ж.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление копий настоящего приказа в периодические печатные издания для официального опубликования, а также в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для внесения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы и международного сотрудничества Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Суханбердиеву Э.А.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр образования и науки Республики Казахстан
Е.Сагадиев
Согласован Министром здравоохранения Республики Казахстан 3 марта 2017 года |
_______________ Е.А.Биртанов |
Приложение 1
к Приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года №66
Типовые правила деятельности специальных ясли-садов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила деятельности специальных ясли-садов (далее – Правила) определяют порядок деятельности специальных ясли-садов.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) специальные ясли-сады – организации образования, обеспечивающие воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с особыми образовательными потребностями в возрасте от одного года до трех лет;
2) амблиопия у детей – функциональное (обратимое) понижение остроты зрения;
3) косоглазие у детей – отклонение зрительной линии одного из глаз от совместной точки фиксации;
4) задержка психического развития у детей – задержка формирования познавательной и эмоционально-волевой сферы церебрально-органического, конституционального, соматогенного и психогенного происхождения;
5) нарушение опорно-двигательного аппарата у детей – различная врожденная и приобретенная патология опорно-двигательного аппарата;
6) неслышащие дети – дети со стойкой потерей слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и ее восприятие;
7) слепоглухота – отсутствие зрения и слуха.
8) кохлеарный имплант - протез, позволяющий компенсировать потерю слуха детям с выраженной или тяжелой степенью нейросенсорной (сенсоневральной) тугоухости;
9) незрячие дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, с светоощущением или остаточным зрением (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией);
10) слабослышащие дети – дети со стойким снижением слуха, при возможном самостоятельном накоплении словарного запаса и восприятии речи;
11) слабовидящие дети – с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией
3. Специальные ясли-сады создаются:
1) для детей с нарушениями зрения;
2) для детей с нарушениями слуха;
3) для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
4) для детей с задержкой психического развития;
5) при совмещении категорий детей, указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4) настоящего пункта.
4. Прием, направление и перевод детей в специальные ясли-сады проводится на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации (далее - ПМПК), в соответствии с Законом Республики Казахстан от 11 июля 2002 года "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" (далее - Закон).
5. При отсутствии специальных ясли-садов в организациях дошкольного воспитания и обучения создаются специальные группы для детей, указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4) пункта 3 настоящих Правил.
6. Расписание учебных занятий в специальном ясли-саду разрабатывается и утверждается администрацией специального ясли-сада в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года №499 "Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей" (далее – Постановление №499).
7. Педагогами специальных ясли-садов при необходимости проводятся консультации для родителей (законных представителей) по вопросам организации коррекционных занятий.
8. Посещение детьми специального ясли-сада по индивидуальному графику осуществляется по заключению врачебно-консультационной комиссии по месту жительства, в соответствии приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 5 мая 2015 года №321 "Об утверждении Положения о деятельности врачебно-консультативной комиссии" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под №11310).
9. Направление и перевод ребенка в специальные ясли-сады определяется на основании заключения ПМПК и с согласия родителей (законных представителей), в соответствии с Законом.
10. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в соответствии с государственным общеобязательным стандартом дошкольного воспитания и обучения, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080, с типовыми учебными планами, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года №557 "Об утверждении типовых учебных планов дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан" (зарегистрированным в Реестре государственных нормативных правовых актов Республики Казахстан под №8275)
Глава 2. Порядок деятельности специальных ясли-садов
Параграф 1. Порядок деятельности специальных ясли-садов для детей с нарушением зрения
11. В специальный ясли-сад для детей с нарушением зрения принимаются дети:
1) незрячие (с абсолютной слепотой, с остаточным зрением до 0,04 с коррекцией на лучше видящем глазу);
2) слабовидящие (с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией);
3) с амблиопией (дисбинокулярной, рефракционной, обскурационной) при остроте зрения на лучше видящем глазу до 0,7 в условиях оптической коррекции, нуждающиеся в плеоптическом лечении;
4) с косоглазием, требующим ортопто-плеопто-хирурго-ортоптического или только ортоптического лечения.
При наличии контингента детей с нарушениями зрения организуется совместное (в одной организации, группе) воспитание и обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием.
12. В специальном ясли-саду для детей с нарушениями зрения наполняемость групп, в соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года №179 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования" (зарегистрированным в Реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан под №10275) (далее – Санитарные правила) составляет для детей:
1) незрячих - не более 8 детей;
2) слабовидящих - не более 12 детей;
3) с амблиопией и косоглазием - не более 10 детей.
Группы для детей с нарушениями зрения в специальных ясли-садах комплектуются с учетом возраста и нарушения зрения, с наполняемостью, указанной в части один, настоящего пункта.
Незрячие и слабовидящие дети, имеющие нарушения интеллекта, нарушение опорно-двигательного аппарата или нарушение слуха, направляются в группы для детей со сложной структурой дефекта.
13. Учебно-воспитательный процесс осуществляется с применением тифлотехнических средств и специального оборудования с учетом структуры дефекта, степени и характера нарушения зрения. Оборудование для незрячих детей базируется на использовании осязательного и зрительно-осязательного восприятия. В коррекционной работе используется особый дидактический материал и специальные средства наглядности, позволяющие расширить рамки доступности учебной информации для детей с нарушениями зрения.
14. Коррекция отклонений в развитии детей с нарушением зрения осуществляется дефектологом (тифлопедагогом) в форме подгрупповой и индивидуальной специальной коррекционной учебной деятельности по развитию зрительного восприятия (с незрячими детьми - по развитию осязания и тонкой моторики), социально-бытовой и пространственной ориентировки.
15. Незрячим и слабовидящим детям, имеющим нарушение интеллекта, нарушения опорно-двигательного аппарата или слуха, коррекционная помощь оказывается по индивидуальной коррекционно-развивающей программе, в соответствии с Постановлением №499.
16. В специальном ясли-саду для детей с нарушениями зрения и в организациях дошкольного воспитания и обучения, где созданы специальные группы для детей с нарушением зрения, в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года №77 "Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц", предусматривается должность дефектолога (тифлопедагога) из расчета:
1) 1 штатная единица на 1 группу для незрячих детей;
2) 1 штатная единица на 1 группу для слабовидящих детей;
3) 1 штатная единица на 1 группу для детей с амблиопией и косоглазием.
Лечебно-восстановительную работу в специальном ясли-саду для детей с нарушениями зрения осуществляют врач-офтальмолог и сестра-ортоптистка.
Для осуществления лечебно-восстановительной работы в специальном ясли-саду для детей с нарушением зрения оборудуется офтальмологический кабинет с лечебной аппаратурой и инструментами.
Параграф 2. Порядок деятельности специальных ясли-садов для детей с нарушением слуха
17. В специальный ясли-сад для детей с нарушениями слуха принимаются дети:
1) не реагирующие на громкий голос;
2) реагирующие на громкий голос;
3) реагирующие на голос разговорной громкости у ушной раковины;
4) различающие некоторые речевые звуки (а, о, у, р) произнесенные около ушной раковины голосом повышенной громкости, средней потере слуха в речевой области более 90 децибел;
5) неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие дети, имеющие потерю слуха, средняя величина которой в речевой области (частоты от 500 до 4000 Герц) составляет от 40 до 80 децибел и выше;
6) с кохлеарным имплантом;
7) имеющие среднюю потерю слуха в речевой области от 40 до 80 децибел, различающие речь (слова, фразы обычной разговорной громкости на расстоянии от ушной раковины до 3 метров);
8) с потерей слуха в речевой области от 80 до 90 децибел (допускается диагностическое (пробное) обучение);
9) со слуховой (аудиторной) нейропатией и нарушениями восприятия речи при потере слуха от 40 до 80 децибел.
18. В специальный ясли-сад для детей с нарушением слуха на диагностическое (пробное) коррекционно-развивающее воспитание и обучение принимаются дети:
1) имеющие потерю слуха в речевой области от 80 до 90 децибел;
2) страдающие речевыми нарушениями при легкой степени потери слуха от 40 до 80 децибел (сенсоневральная тугоухость с сенсорным компонентом).
19. В специальном ясли-саду для детей с нарушениями слуха наполняемость групп, в соответствии с Санитарными правилами составляет для детей:
1) неслышащих - не более 8 детей;
2) слабослышащих и позднооглохших – не более 10 детей.
Группы для детей с нарушениями слуха в специальных ясли-садах комплектуются с учетом возраста и уровня речевого развития, с наполняемостью, указанной в части один настоящего пункта.
20. В соответствии с Постановлением №499 учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе принципов дифференцированного и индивидуального подхода, обусловленного данными психолого-медико-педагогического и клинического изучения ребенка. Изучение особенностей речи, внимания, работоспособности детей, динамики их развития проводится для определения перспективы развития учащегося и выбора средств коррекционной работы. Особенности детей с тугоухостью четвертой степени учитываются в зависимости от степени потери слуха:
1) на высокие частоты при сохранении слуховой чувствительности к низким частотам; понижение слуха на частотах на 250 Герц не превышает 35 децибел; при дальнейшем падении слуха до 20 децибел в речевом диапазоне на всех частотах свыше 1000 Герц и с потерей слуха не менее 80 децибел;
2) на высокие частоты при менее значительном снижении слуха к низким частотам; понижение слуха на частотах до 250 Герц составляет 45-55 децибел; в области высоких частот падение слуха более 80 децибел;
3) равномерной на всех частотах от 65 до 85 децибел; речь представлена отдельными лепетными словами;
4) резкой равномерной (снижение слуха) свыше 90 децибел, дети данной группы не имеют речи.
21. В специальных ясли-садах коррекция отклонений в развитии детей с нарушениями слуха осуществляется дефектологом (сурдопедагогом) в форме групповой, подгрупповой и индивидуальной коррекционной учебной деятельности по развитию слухового восприятия.
22. Неслышащим и слабослышащим детям, имеющим нарушение интеллекта, опорно-двигательного аппарата или зрения, коррекционно-развивающая помощь оказывается на основе индивидуальной коррекционно-развивающей программы, в соответствии с Постановлением №499.
Параграф 3. Порядок деятельности специальных ясли-садов для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
23. В специальный ясли-сад для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата принимаются дети:
1) самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода;
2) передвигающиеся с помощью специальных средств передвижения и (или) технических компенсаторных (вспомогательных) средств;
3) самостоятельно не передвигающиеся при обеспечении их специальными условиями для физического доступа в специальный ясли-сад;
4) дети с кохлеарным имплантом, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата.
24. В специальном ясли-саду для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата наполняемость групп, в соответствии с Санитарными правилами составляет не более 10 детей;
25. Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения процесса обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в специальных ясли-садах оборудуются специальные кабинеты лечебной физической культуры (далее – ЛФК), в соответствии с Санитарными правилами.
Детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата для занятий ЛФК распределяют по группам:
1) самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода;
2) с умеренно выраженным ограничением двигательной активности;
3) с выраженными (тяжелыми) двигательными нарушениями (занимаются совместно с родителями (законными представителями).
Параграф 4. Порядок деятельности специальных ясли-садов для детей с задержкой психического развития
26. В специальные ясли-сады для детей с задержкой психического развития принимаются:
1) дети с задержкой психоречевого развития;
2) дети с кохлеарным имплантом;
3) дети с расстройствами аутистического спектра, у которых нарушения эмоционально-волевой сферы сочетаются с задержкой психического развития.
27. В специальном ясли-саду для детей с задержкой психического развития наполняемость групп, в соответствии с Санитарными правилами, составляет не более 12 детей.
Группы для детей с задержкой психического развития в специальных ясли-садах комплектуются с учетом возраста и уровня развития, с наполняемостью, указанной в части один настоящего пункта.
28. Коррекция нарушений психического развития детей осуществляется дефектологом (олигофренопедагогом, учителем-логопедом), психологом в форме групповой, подгрупповой и индивидуальной коррекционной учебной деятельности.
Параграф 5. Порядок деятельности специальных ясли-садов, совмещающие категории детей, указанные в подпунктах 1), 2), 3), 4) пункта 3 настоящих Правил
29. Специальные ясли-сады, совмещающие категории детей, указанные в подпунктах 1), 2), 3), 4) пункта 3 настоящих Правил, в том числе для детей со сложными нарушениями (сочетанные нарушения слуха и зрения, нарушения интеллекта и глухота, глухота и детский церебральный паралич, нарушения зрения и детский церебральный паралич), формируются из категорий детей, указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4) пункта 3 настоящих Правил.
В специальных ясли-садах, совмещающих категории детей, указанные в подпунктах 1), 2), 3), 4) пункта 3 настоящих Правил, наполняемость групп соответствует наполняемости групп по видам нарушений, а группы для детей со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой, в соответствии с Санитарными правилами, составляет не более 6 детей.
Приложение 2
к Приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года №66
Типовые правила деятельности специальных детских садов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила деятельности специальных детских садов (далее – Правила) определяют порядок деятельности специальных детских садов.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) специальные детские сады - организации образования, обеспечивающие воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с особыми образовательными потребностями в возрасте от двух лет до достижения школьного возраста;
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года №66
"Об утверждении Типовых правил деятельности видов специальных организаций образования"
О документе
Номер документа: | 66 |
Дата принятия: | 14/02/2017 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Начало действия документа: | 05/05/2017 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Утратил силу с: | 21/01/2022 |
Документ утратил силу с 21 января 2022 года в соответствии с пунктом 2 Приказа и.о. министра образования и науки Респутблики Казахстан от 29 декабря 2021 года №614 |
Опубликование документа
Информационная система "Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде" от 25 апреля 2017 года.
Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 7 апреля 2017 года №14995
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 5 настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 5 мая 2017 года.
Приложения к документу
Приложение 1 к Приложению 7 утв. Приказом 14.02.2017 №66
Приложение 2 к Приложению 7 утв. Приказом 14.02.2017 №66
Приложение 3 к Приложению 7 утв. Приказом 14.02.2017 №66
Ссылка на Закон Республики Казахстан Об образовании
Ссылка на Закон Республики Казахстан О персональных данных и их защите
Приложение 1 к Приложению 7 утв. Приказом 14.02.2017 №66
Приложение 2 к Приложению 7 утв. Приказом 14.02.2017 №66
Приложение 3 к Приложению 7 утв. Приказом 14.02.2017 №66
Документ утратил силу с 21 января 2022 года в соответствии с пунктом 2 Приказа и.о. министра образования и науки Респутблики Казахстан от 29 декабря 2021 года №614