Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 20 мая 2016 года №270

О Среднесрочном прогнозе социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2017-2019 годы

В целях определения макроэкономических параметров развития и формирования среднесрочного прогноза бюджета Кыргызской Республики на 2017-2019 годы, в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О государственном прогнозировании социально-экономического развития Кыргызской Республики", статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2017-2019 годы согласно приложению.

2. Министерству финансов Кыргызской Республики при формировании среднесрочного прогноза бюджета взять за основу утвержденные макроэкономические параметры развития Кыргызской Республики на 2017-2019 годы.

3. Министерствам, административным ведомствам, иным органам исполнительной власти, аппаратам полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях, мэриям городов Бишкек и Ош (по согласованию) принять за основу утвержденные макроэкономические параметры развития на 2017-2019 годы при разработке среднесрочных программ и стратегий развития.

4. Министерству экономики Кыргызской Республики осуществлять мониторинг выполнения целевых показателей социально-экономического развития Кыргызской Республики.

5. Признать утратившим силу постановление Правительства Кыргызской Республики "О Среднесрочном прогнозе социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2016-2018 годы" от 25 мая 2015 года №317.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел экономики и инвестиций Аппарата Правительства Кыргызской Республики.

7. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

Премьер-министр

С.Жээнбеков

Приложение

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2017-2019 годы

1. Введение

Основной целью Среднесрочного прогноза социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2017-2019 годы является определение ориентиров и мер социально-экономической политики для государственных органов, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, населения на среднесрочный период путем уточнения и конкретизации тенденций и предпосылок, выявления имеющихся ресурсов и возможных факторов риска для развития экономики страны.

Макроэкономический прогноз рассчитан на основе анализа тенденций развития экономики за 2014-2015 годы, оценки ожидаемых показателей в 2016 году и учитывает факторы сложившейся фактической ситуации.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2017-2019 годы является основой для разработки проекта Среднесрочного бюджета Кыргызской Республики и может корректироваться ежегодно или по мере необходимости уточняться при выявлении новых внутренних и внешних условий функционирования экономики, появлении новых факторов риска.

2. Краткий обзор макроэкономической ситуации за 2014-2015 годы

Макроэкономические условия в 2014-2015 годах складывались неблагоприятно для экономического развития государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Основными причинами для всех экономик явилось значительное ухудшение внешних условий торговли, связанные с ним вторичные эффекты взаимного влияния экономик.

Основными факторами, формировавшими внешние условия, выступило сохранение тренда на снижение цен сырьевых товаров, усиление напряженности на финансовых рынках, замедление экономической активности в Китае и развивающихся странах, а также в странах-экспортерах сырьевых товаров, сокращение трансграничных потоков капитала в результате поэтапного сворачивания стимулирующей денежно-кредитной политики в США и сокращения ликвидности на международных финансовых рынках. Сохраняется неравномерность в темпах роста крупнейших мировых экономик. По предварительной оценке Международного валютного фонда (далее - МВФ), темпы роста мировой экономики замедлились с 3,4% в 2014 году до 3,1% в 2015 году. Экономический рост в Китае тоже замедлился с 7,3% в 2014 году до 6,9% в 2015 году.

Таблица 1

Темпы роста мировой экономики, в %

Страны

2013 г.,

факт

2014 г.,

факт

2015 г.,

предв. факт



Мировая экономика

103,3

103,4

103,1

 

Еврозона

99,6

100,9

101,5

 

Китай

107,7

107,3

106,9


Экономическое развитие государств - членов ЕАЭС в 2014-2015 годах происходило на фоне возросшей волатильности основных макроэкономических индикаторов - валовой внутренний продукт (далее - ВВП), инфляция, бюджетный дефицит, а также финансовых рынков - курсы валют, процентные ставки и т.д.

Снижение цен экспорта в государствах - членах ЕАЭС (цена на сырую нефть снизилась почти в 1,6 раза. Так, цена на нефть Brent, по состоянию на 31 декабря 2015 года, составила 36,56 долл/баррель, тогда как в аналогичном периоде 2014 года составляла 57,54 долл/баррель) привело к сокращению доходов экспортеров, оказало негативное влияние на состояние торговых балансов и бюджетов сектора государственного управления государств-членов ЕАЭС. Это в свою очередь усилило давление на международные резервные активы и курсы национальных валют, в результате риски для макроэкономической стабильности усилились. Темпы роста ВВП ЕАЭС снизились в силу рецессии в России и Беларусь и замедления темпов экономического роста в других экономиках ЕАЭС. Большая часть макроэкономических показателей в течение 2015 года демонстрировала негативную динамику, которая определялась уровнем внутреннего спроса и реального обменного курса, которые являются отражением базовых экономических условий и макроэкономической политики.

По итогам 2015 года в России и Республике Беларусь сложилась отрицательная динамика экономического роста: -3,7% и -3,9% соответственно; в Казахстане и Армении рост замедлился до 1,2% и 3,0% соответственно.

Ослабление национальных валют и переход государств-членов к более гибкому курсообразованию в 2014-2015 годах негативно повлияли на внутренний спрос (потребительский и инвестиционный). Укрепление курса доллара США по отношению к валютам государств - членов ЕАЭС составило в среднем 34,4%.

2015 год характеризуется высоким уровнем роста инфляции в странах - основных торговых партнерах: Казахстане - 13,6%, России - 12,9%, Республике Беларусь - 12,0%.

Таблица 2

Показатели социально-экономического развития ЕАЭС, в %


2013 г.

2014 г.

2015 г.

факт

факт

предв. факт

Индекс физического объема ВВП, темп прироста в %

1,8

1,1

-3,1

из них:

 

 

 

Армения

3,2

3,8

3,0

Республика Беларусь

1,0

1,7

-3,9

Казахстан

5,8

4,1

1,2

Кыргызстан

10,9

4,0

3,5

Россия

1,3

0,7

-3,7

Инвестиции в основной капитал,

темп прироста ИФО в %

1,7

-2,0

-4,7

Инфляция (ИПЦ), декабрь к декабрю, в %

106,7

111,2

112,4

Инфляция (ИПЦ) в среднем за год, в %

107,1

108,1

114,1

Средняя заработная плата в долларах США

863,1

796,8

545,3

Экономическое развитие Кыргызской Республики в данный период происходило на фоне указанных внешних вызовов/рисков. В результате сузился внутренний и внешний спрос, который отразился, прежде всего, на всех видах деятельности обрабатывающего производства, где наблюдалась отрицательная динамика роста. Отток капитала продолжился в 2015 году, где удельный вес составил половину поступивших прямых инвестиций (50,6%), валовое накопление основного капитала в течение нескольких кварталов подряд вносит отрицательный вклад в прирост ВВП. Снижение инвестиций обусловлено, прежде всего, падением капитальных вложений в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность, транспорт и связь, добыча полезных ископаемых, в то время как инвестиции в топливно-энергетический сектор увеличиваются.

Снизился чистый приток денежных переводов физических лиц на 25,8% и в 2015 году составил 1344,4 млн долл. США против 1811,9 млн долл. США в 2014 году.

Под влиянием данных факторов падение курса национальной валюты по отношению к доллару США по состоянию на 31 декабря 2015 года составило 28,9%. В результате направленных интервенций Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) на сглаживание излишней волатильности курса объем валовых международных резервов за 2015 год сократился на 9,2%. Ввиду более быстрого роста цен в основных странах-торговых партнерах реальный эффективный курс сома укрепился.

После резкого увеличения в начале года инфляция стала замедляться вследствие снижения цен на мировых рынках и предпринятых мер. На фоне замедления инфляции учетная ставка последовательно снижалась с 11% до 9,5% в мае и до 8% в июле 2015 года. Вместе с тем вследствие возросших рисков ускорения роста цен, волатильности на валютном рынке (в конце августа 2015 года Казахстан, являющийся одним из основных торговых партнеров Кыргызстана, перешел к более гибкому режиму курса национальной валюты) Национальный банк увеличил в сентябре учетную ставку до 10% и сохранил ее на таком уровне до конца года.

На фоне влияния негативных факторов экономический рост в 2015 году замедлился до 3,5% с 4,0% в 2014 году. Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор прирост реального ВВП составил 4,5%, против 5,0% в 2014 году. В расчете на душу населения объем ВВП составил 74,4 тыс. сомов и по сравнению с 2014 годом возрос на 1,4%.

Таблица 3

Структура и темпы роста по секторам, формирующим ВВП (1)

Показатели

2014 г., факт

2015 г., предв. факт

млн сомов

темп роста, %

в %

к ВВП

млн сомов

темп роста, %

в %

к ВВП

доля вклада в рост ВВП,

п.п.

ВВП

400694,0

104,0

100,0

423635,5

103,5

100,0

3,5

Промышленность

65938,4

98,4

16,5

64959,7

95,8

15,3

-0,69

Сельское хозяйство

58976,8

99,5

14,7

59395,6

106,2

14,0

0,91

Строительство

29780,3

127,1

7,4

35322,9

113,9

8,3

1,1

Услуги

190067,4

104,6

47,4

212901,9

103,7

50,3

1,73

Чистые налоги на продукты и импорт

55931,1

104,0

14,0

51055,4

103,5

12,1

0,49

Экономический рост обеспечен почти всеми секторами экономики, кроме промышленности; положительный вклад оценивается в сельском хозяйстве (реальный рост на 6,2%) на уровне 0,91 процентных пункта, строительстве (реальный рост на 13,9%) на уровне 1,1 и сферы услуг (реальный рост на 3,7%) на уровне 1,73 процентных пункта. Отрицательный вклад в формирование ВВП внесло сокращение в производстве промышленности (снижение объемов на 4,2%) на уровне 0,69 процентных пункта, которое обусловлено загрузкой производственных мощностей в среднем на 53,1% из-за сокращения заказов вследствие снижения покупательской способности на основных экспортных рынках республики - Российской Федерации и Республики Казахстан, неконкурентоспособности продукции отечественных производителей, нехватки оборотных средств, неплатежеспособности заказчиков, недостаточного спроса на готовую продукцию внутри страны, дефицита сырья и материалов, отключения электроэнергии. Снижены объемы производства золота на месторождении Кумтор и открытом акционерном

обществе "Кыргызалтын" по сравнению с 2014 годом (91,7%), и выработки электроэнергии - на 11,2%.

В течение большей части года промышленное производство увеличивалось (в январе-сентябре 2015 года - на 17,5%), однако за год оно сократилось на 4,2%. Главным образом это было обусловлено уменьшением выработки золота. Выпуск в ряде не связанных с золотом отраслей, но имеющих высокую значимость для экономики (производство пищевых продуктов, текстильное производство и др.) был ниже соответствующего уровня 2014 года на протяжении всего анализируемого периода. После имевшего место в 2013-2014 годах падения рост добычи полезных ископаемых в 1,6 раза в 2015 году оказал существенную поддержку промышленности.

Уменьшение объема поступлений денежных переводов физических лиц относительно 2014 года, которое не было компенсировано ростом реальной заработной платы, а также ослабление курса национальной валюты по отношению к доллару США обусловили снижение потребительского спроса. В то же время благоприятное воздействие на спрос населения оказало повышение размера реальной заработной платы (рост на 2,5%), объемов потребительского кредитования (рост на 31,1%) и замедление инфляции (за счет продовольственной группы товаров). В 2015 году удалось снизить уровень инфляции до однозначных значений (индекс потребительских цен к декабрю 2014 года составил 103,4%, а среднегодовое значение - 106,5% (январь-декабрь 2015 года к январю-декабрю 2014 года).

Таблица 4

Показатели индекса потребительских цен (ИПЦ)

ИПЦ

2014 г.

2015 г.

в % к декабрю предыдущего года

110,5

103,4

в % с соответствующему периоду предыдущего года (среднегодовое значение)

107,5

106,5

Снижение объемов выданных ипотечных кредитов и темпа роста инвестиций в основной капитал способствовало замедлению роста в сфере строительства. При этом уровень капитализации экономики возрос с 26,9% в 2014 году до 28,5% в 2015 году, в основном за счет увеличения объемов иностранных кредитов, средств населения.

Таблица 5

Динамика роста инвестиции в основной капитал за 2014-2015 годы

Показатели

2014 г.,

факт

2015 г.,

предв. факт

Инвестиции в основной капитал, млн сомов

107884,6

120878,9

темп роста, %

124,9

108,0

инвестиции в основной капитал в % к ВВП

26,9

28,5

В условиях слабого внутреннего спроса существенно сократился объем импорта (на 29,6%). Ухудшение ожиданий предпринимателей улучшения условий торговли отдельными товарами, в основном автомобилей, в результате вступления Кыргызской Республики в ЕЭАС привело к значительному сокращению импорта этих категорий товаров, на которые ранее наблюдался повышенный спрос.

Несмотря на сокращение поставок золота на внешние рынки и неблагоприятную ценовую конъюнктуру, его доля увеличилась и составила 39,7% совокупного объема товарного экспорта экономики. Экспорт товаров без учета золота сократился сильнее, отражая меньший спрос со стороны таких торговых партнеров, как Казахстан и Россия. Корректировка сальдо внешней торговли в результате опережающего сокращения импорта относительно экспорта выступило основным фактором сокращения дефицита по счету текущих операций.

Отмечалась позитивная динамика развития банковского сектора, что сопровождалось увеличением объема кредитного портфеля, без учета кредитов, предоставленных банкам и другим финансово-кредитным учреждениям, который по состоянию на 31 декабря 2015 года составил 94,0 млрд сомов, увеличившись с начала года на 19,3% (к концу 2014 года составлял 78,8 млрд сомов). Кредит в экономику в 2015 году составил 96,2 млрд сомов, увеличившись с начала года на 17,2% (в 2014 году 82,1 млрд сомов).

По итогам 2015 года доходы государственного бюджета в сравнении 2014 годом увеличились на 7,0%, а расходы - на 10,6%. Снижение объема полученных трансфертов было компенсировано ростом налоговых и неналоговых доходов. С ростом доходов увеличились операционные расходы по всем основным категориям. Существенный вклад внесло увеличение расходов на оплату труда работников, покупку нефинансовых активов, приобретение и использование товаров и услуг. Бюджетная политика была ориентирована на увеличение государственных инвестиций в инфраструктурные проекты.

Дефицит государственного бюджета составил 1,5% к ВВП (в 2014 году - 0,5% к ВВП). Его покрытие осуществлялось преимущественно за счет внешних источников.

Структура государственного долга не претерпевает сильных изменений: более 90% составляет внешний долг. В 2015 году по сравнению с 2014 годом внутренний долг в национальной валюте вырос на 25,3%, внешний долг в долларах США увеличился на 4,8%. Темпы ослабления национальной валюты опережают рост экономики, что негативно сказывается на отношении долга к ВВП. По итогам 2015 года уровень внешнего долга к ВВП составил 64,5%, превысив законодательно установленное пороговое значение в размере 60,0%, что в основном обусловлено негативной тенденцией на валютном рынке и фактическим объемом ВВП, который сложился ниже прогнозного. Преобладание льготных соглашений в структуре внешнего долга (98,6%) сглаживает негативные эффекты от снижения валютного курса.

Выросли доходы населения и отмечено улучшение ситуации на рынке труда. В соответствии с основными целевыми показателями Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы (далее - НСУР) ежегодно должно создаваться 70 тыс. рабочих мест.В 2015 году в республике создано 109676 рабочих мест (в 2014 году - 110252 рабочих места). При содействии государственных служб занятости в 2015 году было трудоустроено 50,7 тыс. человек, на 5,5% больше, чем в 2014 году.

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника (без учета малых предприятий) в 2015 году составила 13277 сомов, увеличившись по сравнению с 2014 годом на 9,2%, а ее реальный размер, исчисленный с учетом индекса потребительских цен, возрос на 2,5% (в 2014 году составляла 12285,0 сомов и по сравнению с 2013 годом увеличилась на 0,7%), что в 2,7 раза покрывает величину прожиточного минимума. Среднегодовая величина прожиточного минимума в 2015 году составила 4937,25 сома и по сравнению с 2014 годом возросла на 7,2%. За последние 3 года средний размер пенсии увеличился на 5,0% с 4432,0 до 4753,0 сомов.

В 2015 году удельный вес расходов из республиканского бюджета на социальную сферу (58,6 млрд сомов) составил 56,8% (удельный вес расходов из республиканского бюджета на социальную сферу в 2014 году составлял 57,8%), всего направлено на 5,2 млрд сомов больше, чем в 2014 году. Социальные обязательства в рамках утвержденных параметров выполнены.

Обеспечение положительной динамики экономического роста активно продвигалось в рамках Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики на 2015 год по укреплению национальной экономики (постановление Правительства Кыргызской Республики от 20 февраля 2015 года №78), в котором предусмотрены мероприятия из 38 пунктов, направленные в основном на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в периоды наиболее сильного влияния внешних и внутренних неблагоприятных факторов, на что были направлены антикризисные мероприятия.

В целях стимулирования сельскохозяйственного производства реализован проект "Финансирование сельского хозяйства-3" (постановление Правительства Кыргызской Республики от 11 марта 2015 года №113), в рамках которого в 2015 году коммерческими банками выдано 9980 кредитов на сумму 3,8 млрд сомов. На субсидирование процентных ставок коммерческих банков при предоставлении льготных кредитов фермерам из бюджета в 2015 году фактически перечислено 271,36 млн сомов.

Началась деятельность Российско-Кыргызского Фонда развития (далее - Фонд). В целях поддержки малого среднего бизнеса Фондом выделены средства в сумме 1,2 млрд сомов двум банкам - открытым акционерным обществам "Айыл Банк" и "РСК Банк".

Реализовывался План Правительства Кыргызской Республики по развитию экспорта Кыргызской Республики на 2015-2017 годы (постановление Правительства Кыргызской Республики от 31 марта 2015 года №174). План выступает в качестве "дорожной карты" по расширению экспортного потенциала страны и содержит приоритетные секторы с высоким экспортным потенциалом.

Для обеспечения благоприятных условий ведения бизнеса реализовывалась Программа Правительства Кыргызской Республики по развитию частного сектора в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы (постановление Правительства Кыргызской Республики от 18 марта 2015 года №129), в которой предусмотрено осуществление ряда реформ: в торговой и таможенной сферах; по оптимизации налогового администрирования; по реформированию трудового законодательства и антимонопольного законодательства.

Продолжалась работа по созданию и поддержанию благоприятных условий развития предпринимательства. Сокращено количество разрешений и лицензий от 500 до 98. В два раза сокращены сроки проведения проверок с 30 до 15 рабочих дней, для субъектов малого бизнеса - до 5 рабочих дней, новые предприятия освобождены от неналоговых проверок на 3 года. Проделана работа в области усовершенствования программы "Контр-Про 3", которая позволяет собрать данные по всем видам проверок, проводимых контролирующими органами посредством выхода в интернет в режиме онлайн. Запущена реформа "Системный анализ регулирования".

В целях сокращения масштабов теневой экономики принят План мероприятий по сокращению теневой экономики в Кыргызской Республике на период 2015-2017 годы (постановление Правительства Кыргызской Республики от 30 марта 2015 года №170), меры которого направлены на устранение условий и причин возникновения теневой составляющей экономики, а также по ее легализации.

Для повышения эффективности использования государственных активов приняты Программа приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы (постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 29 июня 2015 года №5408-V), Концепция реформирования государственного имущества (распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 5 июня 2015 года №244-р).

Запущены горно-обогатительный комплекс (ГОК) общества с ограниченной ответственностью "Алтын Кен" месторождения золота Талды-Булак-Левобережный (29 июля 2015 года), рудный комплекс общества с ограниченной ответственностью "Казахмыс Голд Кыргызстан" на золото-медном месторождении Бозымчак (1 августа 2015 года), Токмокский нефтеперерабатывающий завод мощностью 400 тыс. тонн в год (27 ноября 2015 года). Почти в 2 раза увеличены объемы нефтеперерабатывающего завода НПЗ "Джунда" по сравнению с 2014 годом.

Главным событием года стало становление Кыргызской Республики полноправным членом Евразийского экономического союза.

12 августа 2015 года, после завершения всех процедур (ратификация Договора государствами - членами ЕАЭС, открытие границ), в 2015 году был отменен таможенный, санитарный, карантинный, фитосанитарный контроль на кыргызско-казахстанском участке государственной границы, на территории республики вступили в силу единый таможенный тариф, единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, единые требования к продукции, установленные техническими регламентами Союза, и другие нормы и положения Договора о ЕАЭС;

21 августа 2015 года принято решение совета Евразийской экономической комиссии об отмене санитарного и фитосанитарного контроля на кыргызско-казахстанском участке государственной границы, которое вступило в силу 18 ноября 2015 года. Проведено оснащение первоочередных пунктов пропуска Кыргызской Республики "Манас", "Ош", "Торугарт", "Иркештам". Оснащены оборудованием 7 ветеринарно-контрольных пропускных постов. Вступили в силу 35 технических регламентов ЕАЭС.

Для более плавного интегрирования в период сложных внешних условий для функционирования экономик государств-членов ЕАЭС разработан План мер по адаптации Кыргызской Республики к условиям Евразийского экономического союза и создан Штаб по адаптации и оперативному реагированию на риски, связанные с присоединением Кыргызской Республики к ЕАЭС.

В результате создания базовых условий для поддержания макроэкономической устойчивости и предпринимаемых совместных действий Правительства и Национального банка достигнута положительная динамика экономического роста в 2014-2015 годах и в полном объеме выполнены запланированные социальные обязательства.

В 2014-2015 годах обеспечена экономическая и политическая стабильность, однако экономика Кыргызской Республики остается уязвимой к воздействию внешних и внутренних потрясений.

3. Факторы и условия социально-экономического развития в условиях функционирования Кыргызской Республики в ЕАЭС

Экономика Кыргызской Республики является самой открытой экономикой региона и характеризуется высокой зависимостью от производства золота, денежных переводов работников-мигрантов, транзитной торговли и внешней помощи. Эта зависимость обусловливает уязвимость экономики перед лицом внешних и внутренних потрясений, где экономика Кыргызстана все еще остается недостаточно устойчивой.

Ожидаемое развитие экономики в 2016 году и прогноз на среднесрочный период базируются на гипотезе сохранения внешних и внутренних факторов/рисков, которые будут оказывать влияние на развитие экономики страны, в том числе сохраняющейся геоэкономической ситуации в странах - основных торговых партнерах, динамике изменения внешнеэкономической деятельности, в условиях функционирования Кыргызской Республики в интеграционном объединении ЕАЭС, в частности:

- неустойчивость развития мировой экономики. В мире происходят существенные изменения экономических процессов, влияющие на перераспределение факторов экономического развития между странами и континентами, возникновение новых центров экономического развития;

- усиление глобальной конкуренции, сокращение товарных и географических рынков для эффективного позиционирования государств-членов в мировой экономике, неблагоприятная внешняя конъюнктура;

- высокая значимость технологического развития как источника рисков и как фактора появления возможностей для развития экономик;

- постепенное исчерпание существующих конкурентных преимуществ государств-членов ЕАЭС (прежде всего, связанных с сырьевой ориентацией экономик) и необходимость формирования новых преимуществ;

- сохранение тенденции снижения цены на сырую нефть, обусловленное низкой мировой производственной активностью, снижением спроса вследствие замедления роста доходов, ростом мирового предложения (в ОПЕК и за ее пределами, в том числе из-за решения ОПЕК сохранить уровень добычи и ожидаемого снятия санкций с Ирана). Немаловажным фактором являются ожидания, которые также имеют негативную направленность;

- высокая волатильность важнейших товарных рынков (цен на золото, ртуть, медь, продукты), которая является следствием роста предложения большинства металлов и снижения спроса со стороны Китая, который являлся основным их потребителем с 2000 года. Цены на мировом рынке продуктов питания обычно более волатильны, так как предложение зависит от погодных условий. В 2015 году основной причиной является рекордный урожай;

- продолжающаяся тенденция оттока капитала, которая приводит к ослаблению позиций национальных валют по отношению к доллару США;

- снижение в долларовом эквиваленте чистого притока денежных переводов физических лиц, осуществленных через системы переводов;

- сохранение введенных санкций (в отношении страны - торгового партнера Кыргызской Республики - Российской Федерации). Ввиду существенной роли экономики России в ЕАЭС расширение и пролонгация санкционного давления против России ведет к развитию вторичных негативных эффектов в государствах - членах ЕАЭС: сокращение взаимного экспорта вследствие сокращения внутреннего спроса России, сокращение денежных переводов трудовых мигрантов, снижение инвестиционной активности, финансовая нестабильность и усиление оттока капитала;

- обвал фондового рынка Китая - падение котировок ценных бумаг на фондовых биржах в 2016 году (справочно: 4 января 2016 года был понижен курс национальной валюты по отношению к доллару. Впервые за 4,5 года соотношение валют оказалось слабее чем 6,5 юаня за доллар. 25 февраля 2016 года фондовые индексы в Китае снизились более чем на 6%. 29 февраля 2016 года произошёл новый обвал фондового рынка Китая. В начале марта 2016 года Международное рейтинговое агентство "Moody's" приняло решение о понижении прогноза по кредитному рейтингу Китая со "стабильного" до "негативного");

- возможность возникновения неблагоприятных природно-климатических условий.

Следует учесть тот фактор, что в регионе продолжает преобладать геополитическая напряженность. Эскалация конфликта в восточной части Украины или неспособность его урегулировать может причинить ущерб и привести к продлению или ужесточению санкций против России, что будет иметь вторичные эффекты для всего региона. Обострение конфликта в Сирии может привести к увеличению потока беженцев, что будет иметь последствия для Турции, Балкан и западных частей региона. Кроме того, во многих странах рост будут тормозить низкие цены на сырьевые товары и слабый приток денежных переводов от рабочих-мигрантов.

В купе перечисленные факторы негативного влияния на экономики государств-членов ЕАЭС, а также риски распространения кризисных явлений могут поставить под угрозу устойчивое экономическое развитие государств-членов.

На фоне таких условий в мировой экономике сохраняется тенденция замедления экономического роста. На 2016 год рост мирового ВВП пересмотрен с 3,3% до 2,9% (2), еврозоны - с 1,8% до 1,7%. Экономический рост в России тоже был пересмотрен в сторону снижения с 2,3% до 0,7%, (3) Казахстане - с 2,1% до 0,5% (4).

По оценке международных институтов, экономический рост в странах - основных торговых партнерах Кыргызской Республики тоже пересмотрен в сторону снижения (пересмотр январь 2016 года) (5) в России на 1,4 п.п. (с 100,7% до 99,3%), Казахстане - на 1,8 п.п. (с 102,9% до 101,1%), Армении - на 0,5 п.п. (с 102,7% до 102,2%), Китае - на 0,3 п.п. (107,0% до 106,7%).

Таблица 6

Темпы роста мировой экономики и стран-членов ЕАЭС, в % (6)

Страны

2015 г., предв.

факт

2016 г.,

прогноз

2017 г.,

прогноз

2018 г.,

прогноз

2019 г.,

Прогноз (7)

прогноз июне

2015 г.

прогноз в январе 2016 г.

Мировая экономика

103,1

103,3

102,9

103,1

103,1

104,0

Еврозона

101,5

101,8

101,7

101,7

101,6

101,6

Китай

106,9

107,0

106,5-107,0

106,5

106,5

106,3

Россия

96,3

100,7 (8)

99,3

101,3

101,5

101,5

Казахстан

101,2

102,1 (9)

100,5 (10)

103,3

103,4

104,2

Белоруссия

96,1

99,0

99,5

101,0

101,0

101,5

Армения

103,0

102,7

102,2

102,8

103,0

103,5

Мировой рост, который, по предварительным оценкам, в 2015 году сложился на уровне 3,1%, на среднесрочный период прогнозируется в среднем на уровне 3,4%. Оживление мировой активности будет происходить более постепенными темпами, особенно в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах.

Экономики стран Европы будут расти в целом стабильными темпами, с некоторым замедлением в 2018-2019 годы.

В Китае по итогам 2015 года темпы роста ВВП замедлились до 6,9%, что стало худшим показателем за последние 25 лет, в 2016 году ожидается замедление роста до 6,5-7,0% и сохранение понижательной тенденции в среднесрочном периоде. В средне- и долгосрочном периоде успешная реализация намеченных структурных реформ (переориентация на внутреннее потребление, повышение эффективности государственного инвестирования, повышение гибкости рынка труда и производительности труда) на фоне снижения цен на биржевые товары приведет к расширению внутреннего потребления, что будет частично компенсировать замедление роста. Однако в среднесрочном периоде замедление роста Китая означает снижение спроса на мировых товарно-сырьевых рынках. В первую очередь это касается энергетических ресурсов и металлов, что критично для экспорта ЕАЭС.

Ожидается, что в странах с развитой экономикой будет продолжаться небольшой и неровный восстановительный рост с постепенным дальнейшим сокращением разрыва между фактическим и потенциальным объемом производства. Замедление роста и перебалансировка экономики Китая, снижение цен на биржевые товары и напряженность в некоторых крупных странах с формирующимся рынком будет продолжать негативно сказываться на перспективах роста в 2016-2017 годах.

Российская экономика начинает плавно выходить из кризиса, однако до полной нормализации ситуации еще далеко, потому что рубль не отличается своей устойчивостью, стоимость нефти находится далеко не на самом высоком уровне, а западные санкции не позволяют улучшить экономическую ситуацию.

Взаимное влияние экономик - важный фактор, который всегда учитывается при планировании долгосрочного экономического развития, реализации кратко- и среднесрочных мер экономической политики. Участие в интеграционном объединении усиливает не только положительные взаимные эффекты на траектории роста, но и отрицательные - на траектории спада. Однако в свою очередь дает инструменты координации, которые позволяют сглаживать негативное влияние.

В случае ЕАЭС, в силу масштаба, ключевую роль внутри интеграционного объединения играет экономика России, поэтому как позитивные, так и негативные внутренние шоки России значительно влияют на экономику партнеров ЕАЭС. Если для государств-членов со структурой экономики, близкой к российской, - это в первую очередь результат симметричных шоков, то для Кыргызской Республики - это результат вторичных эффектов и переноса влияния из России. Россия является не только наибольшим потребительским рынком, но и источником финансовых потоков: инвестиций и трансфертов в виде денежных переводов мигрантов.

Взаимодействие между государствами-членами ЕАЭС сильно, и продолжающиеся неблагоприятные условия для развития экономик (снижение цен на энергоносители, покупательной способности, продолжение волатильности на валютном рынке и т.д.) будут оказывать влияние на макроэкономические показатели 2016 года и среднесрочного периода Кыргызской Республики.

Благоприятные факторы:

- полная интеграция Кыргызстана в ЕАЭС и сохранение либеральной внешнеторговой политики (пик влияния 2016 -2017 годы);

- членство в ЕАЭС как фактор обеспечения дополнительной устойчивости и развития экономики благодаря интеграционным мерам и действиям;

- повышение привлекательности бизнес-среды и рост деловой активности хозяйствующих субъектов на фоне улучшения инвестиционного климата (реализация Программы Правительства Кыргызской Републики по развитию частного сектора в Кыргызской Республике на 2015-2017 годы (постановление Правительства Кыргызской Республики от 18 марта 2015 года №129);

- повышение конкурентоспособности продукции отечественных производителей на рынках стран - членов ЕАЭС;

- рост объемов инвестиций, для инвесторов открывается рынок без пошлин и барьеров;

- развитие экспортных операций и приоритетных секторов с высоким экспортным потенциалом на основе реализации Плана Правительства Кыргызской Республики по развитию экспорта Кыргызской Республики на 2015-2017 годы (постановление Правительства Кыргызской Республики от 31 марта 2015 года №174);

- развитие приграничной торговли, сдерживаемой ранее наличием таможенного контроля, которая будет способствовать созданию новых рабочих мест, увеличению денежных доходов населения, улучшению транспортной, жилищной, социальной инфраструктуры на местах;

- приведение правил таможенного администрирования в соответствие с нормами Таможенного кодекса ЕАЭС, с применением таможенного оформления по стоимости товаров, а не по его весу, может дать существенное повышение поступлений;

- свободное передвижение труда и капитала.

Основные риски:

- медленная адаптация кыргызской экономики к изменениям условий внешней торговли в связи с вступлением Кыргызстана в ЕАЭС;

- сужение потребительского спроса за счет снижения темпов экономического роста в странах - основных торговых партнерах из-за сложившейся геоэкономической ситуации;

- образовавшийся высокий уровень государственного долга (по итогам 2015 года соотношение государственного долга к ВВП составило 68,2%), который может ограничивать возможности фискального стимулирования, соответственно, бюджетный дефицит будет угрожать дальнейшему росту государственного долга;

- рост издержек производства и сокращение конкурентоспособности для секторов экономики с высоким удельным весом импортируемых материалов из-за повышения пошлин, слабой инфраструктуры, качества продукции и выполнения новых требований технических регламентов ЕАЭС;

- сокращение денежных переводов, что в свою очередь приведет к снижению объемов валовой продукции строительства, услуг;

- снижение объемов торговли за счет изменения условий (принятие единого таможенного тарифа (без изъятий), отмена упрощенного режима таможенного оформления, принятие технических регламентов ЕАЭС, более строгих правил подтверждения соответствия;

- сохранение или медленное преодоление барьеров в приграничной и внешней торговле; рост конкуренции на внутреннем рынке со стороны иностранных производителей;

- рост издержек для экспортеров, а в ряде случаев - невозможность осуществления экспорта из-за того, что принятая в ЕАЭС система технического регулирования предъявляет более жесткие требования к производителям и продукции (затяжной процесс проведения модернизации испытательных лабораторий, приведение в соответствие с требованиями законодательства ЕАЭС в области санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля в пунктах пропуска и осуществление других мер по улучшению системы технического регулирования);

- прекращение поставок некоторых товаров в Кыргызстан из-за роста таможенных пошлин, снижение товарооборота со странами, не входящими в ЕАЭС;

- отток некоторых сельскохозяйственных продуктов кыргызского производства в страны-члены ЕАЭС, и, соответственно, повышение уровня цен на эти продукты;

- отток с отечественного рынка труда квалифицированной рабочей силы.

Поэтому развитие вышеуказанных негативных факторов может быть сопряжено со следующими макроэкономическими рисками:

- сокращение внешнего спроса и ухудшение условий торговли со странами - основными торговыми партнерами (уменьшение спроса на кыргызские товары и услуги приведет к спаду объемов производства в экспортоориентированных отраслях экономики, что может повлечь ослабление курса национальной валюты вследствие уменьшения притока иностранной валюты);

- рост стоимости импорта на основные продовольственные товары и энергоресурсы на фоне нынешней сложившейся ситуации на валютном рынке обусловит дополнительное инфляционное давление на экономику;

- снижение доходов населения из-за уменьшения притока валюты по денежным переводам, возможно, усилит социальную напряженность в республике;

- снижение объемов поступлений частных трансфертов приведет к сужению потребительского спроса и сокращению сбережений населения, тем самым к снижению объемов в секторе услуг, а также в жилищном строительстве (рост экономической активности во многом обусловлен ростом внутреннего спроса (сумма расходов на конечное потребление и валовое накопление), обеспеченного притоком денежных переводов трудовых мигрантов;

- рост в отраслях сферы услуг, задействованных в реэкспорте, замедлится (торговля); ожидается общее замедление экономической активности в данной сфере, которое приведет к снижению спроса на транспортные услуги;

- увеличение дефицита государственного бюджета вследствие сокращения потенциальных кредитных и грантовых поступлений при сохранении прежнего уровня социальных расходов.

В этих условиях главной целью экономической политики на среднесрочный период будет сохранение макроэкономической стабильности.

Среднесрочный прогноз предусматривает более активную политику государства, направленную на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности, и характеризует развитие экономики в условиях принятия дополнительных мер стимулирующего характера.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 20 мая 2016 года №270
"О Среднесрочном прогнозе социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2017-2019 годы"

О документе

Номер документа:270
Дата принятия: 20/05/2016
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04/06/2016
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный веб-сайт Правительства Кыргызской Республики от 25 мая 2016 года

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 7 настоящее Постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования - с 4 июня 2016 года