Дата обновления БД:
08.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
390 / 1439
Всего документов в БД:
137226
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 12 июня 2015 года №354
О Прогнозе социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2016 год и 2017-2018 годы
(В редакции Постановления Правительства Кыргызской Республики от 21.08.2015 г. №597)
В целях определения макроэкономических параметров развития Кыргызской Республики на 2016 год и 2017-2018 годы, в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О государственном прогнозировании социально-экономического развития Кыргызской Республики", статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Правительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики постановляет:
1. Утвердить Прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2016 год и 2017-2018 годы согласно приложению.
2. Министерству финансов Кыргызской Республики при формировании проекта республиканского бюджета на 2016 год и прогнозе на 2017-2018 годы взять за основу утвержденные макроэкономические показатели развития Кыргызской Республики на 2016 год и 2017-2018 годы.
3. Министерствам, государственному комитету, административным ведомствам, аппаратам полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях, мэриям городов Бишкек и Ош:
- на ежемесячной основе осуществлять мониторинг выполнения целевых показателей социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2016 год;
- ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Министерство экономики Кыргызской Республики информацию о ходе выполнения целевых показателей социально-экономического развития Кыргызской Республики в 2016 году.
4. Министерству экономики Кыргызской Республики:
- ежеквартально обобщать результаты мониторинга выполнения целевых показателей социально-экономического развития Кыргызской Республики министерствами, государственным комитетом, административными ведомствами, аппаратами полномочных представителей Правительства Кыргызской Республики в областях, мэриями городов Бишкек и Ош и не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Аппарат Правительства Кыргызской Республики информацию о выполнении целевых показателей социально-экономического развития Кыргызской Республики в 2016 году;
- опубликовать Прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2016 год и 2017-2018 годы на официальном веб-сайте Министерства экономики Кыргызской Республики.
5. Признать утратившим силу постановление Правительства Кыргызской Республики "О Прогнозе социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2015 год и 2016-2017 годы" от 14 августа 2014 года №469.
6. Настоящее постановление вступает в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел экономики и инвестиций Аппарата Правительства Кыргызской Республики.
Премьер-министр
Т.Сариев
Приложение
Прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2016 год и 2017-2018 годы
I. Введение
Основной целью Прогноза социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2016 год и 2017-2018 годы является определение ориентиров и мер социально-экономической политики для государственных органов, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов на среднесрочный период путем уточнения и конкретизации тенденций и предпосылок, выявления имеющихся ресурсов и возможных факторов риска для развития экономики страны.
Прогноз рассчитан на основе анализа тенденций развития экономики по итогам 2014 года, экономической ситуации по предварительным итогам социально-экономического развития Кыргызской Республики за январь-июль 2015 года и оценки ожидаемых показателей социально-экономического развития страны в 2015 году. Определены основные направления развития ключевых секторов экономики на 2016 год, включая детализированное описание их прогнозных значений, и перспективы развития экономики страны в 2017-2018 годах, с учетом развития экономики в рамках интеграционного объединения Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), построенные на базе официальных прогнозов отраслевых министерств, ведомств и текущих тенденций. Обозначены внешние, внутренние факторы и возможные риски.
Настоящим Прогноз является основой для разработки проекта республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2016 год и прогноза на 2017-2018 годы.
II. Обзор макроэкономической ситуации за 2014 год и итогов социально-экономического развития Кыргызской Республики за январь-июль 2015 года
1. Краткий обзор макроэкономической ситуации за 2014 год
Социально-экономическое развитие Кыргызской Республики в 2014 году происходило в условиях негативного влияния глобального финансового кризиса, продолжающегося замедления темпов роста мировой экономики, геоэкономической ситуации в странах - основных торговых партнерах (введение экономических санкций против России, кризис на валютном рынке за счет укрепления курса доллара США по отношению к другим валютам и резкого снижения мировых цен на нефть). На фоне данных факторов в течение года наблюдались тенденции замедления экономического роста и повышения уровня инфляции в Кыргызской Республике.
Основным результатом итогов 2014 года стали сохранение положительной динамики развития экономики, макроэкономическая и социальная стабильность в стране.
По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики (далее - НСК), экономический рост в стране в 2014 году составил 103,6%, против реального роста 110,9% в 2013 году. Объем валового внутреннего продукта (далее - ВВП) сложился в сумме 397,3 млрд. сомов. Дефлятор ВВП сложился на уровне 107,9%. Без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор прирост реального ВВП составил 4,6%, за 2013 год аналогичный показатель составлял 6,1%.
В расчете на душу населения объем ВВП составил 71,2 тыс. сомов и по сравнению с 2013 годом возрос на 1,5%.
Таблица 1
Структура и темпы роста по секторам, формирующим ВВП(1)
Показатели |
2013 год, факт |
2014 год, предв. факт |
2014 год |
Откл. темпа роста от ожид. (+/-) п.п. | ||||||
млн. сомов |
темп роста, |
в % к ВВП |
млн. сомов |
темп роста, |
в % к ВВП |
доля вклада в рост ВВП, п.п. |
млн. сомов |
темп роста, | ||
ВВП |
355294,8 |
110,9 |
100,0 |
397277,1 |
103,6 |
100,0 |
3,6 |
388813,7 |
104,5 |
-0,9 |
Сельское хозяйство |
52007,6 |
102,7 |
14,64 |
58888,7 |
99,4 |
14,8 |
-0,09 |
58065,1 |
100,8 |
-1,4 |
Промышленность |
65801,5 |
135,9 |
18,53 |
61741,3 |
98,3 |
15,6 |
-0,31 |
58504,0 |
105,1 |
-6,8 |
Строительство |
22466,5 |
116,4 |
6,32 |
29461,1 |
124,9 |
7,4 |
1,57 |
30004,9 |
117,5 |
7,4 |
Услуги |
165603,7 |
104,8 |
46,61 |
191139,3 |
104,1 |
48,1 |
1,94 |
186391,7 |
103,6 |
0,5 |
Чистые налоги на продукты и импорт |
49415,5 |
110,9 |
13,91 |
56046,7 |
103,6 |
14,1 |
0,50 |
55848,0 |
104,5 |
-0,9 |
Экономический рост обеспечен за счет положительного вклада строительства на уровне 1,57 и сферы услуг - 1,94 процентных пункта. Отрицательный вклад в формирование ВВП внесло сокращение производства в сельском хозяйстве на уровне 0,09 и промышленности - на уровне 0,31 процентных пункта, где основными факторами явились неблагоприятные природно-климатические условия для развития сельского хозяйства (позднее наступление весны, засуха, отсутствие полива, пик наступления маловодья) и заметное снижение объема промышленного производства за счет снижения производства золота.
Основными факторами, которые оказывали как положительный, так и отрицательный эффект на основные макроэкономические показатели, стали:
- геоэкономическая ситуация в странах - основных торговых партнерах (введение экономических санкций, отток капитала и т.д.);
- неблагоприятные природно-климатические условия для развития сельского хозяйства и энергетики (позднее наступление весны, засуха, отсутствие полива, пик наступления маловодья);
- замедление темпов роста среднемесячной заработной платы на 1,2%;
- снижение объема чистого притока денежных переводов физических лиц на 5,1%, которые в 2014 году составили 1811,9 млн. долл. США (в 2013 году сумма составила 1908,2 млн. долл. США);
- предоставление льготных кредитов фермерам (шестью банками выдано кредитов на общую сумму 5,3 млрд. сомов), приобретение в лизинг сельхозтехники и выделение ГСМ за счет матрезерва;
- создание благоприятных условий для ведения бизнеса через сокращение проверок, количества лицензий и других мер государственного регулирования;
- рост потребительского кредитования на 36,7% по сравнению с 2013 годом;
- рост кредитования в экономику на 43,6% по сравнению с 2013 годом.
Рост отраслей экономики сопровождался улучшением социальных показателей страны. За 2014 год выросли доходы населения и отмечено улучшение ситуации на рынке труда. Было создано 110252 рабочих места. Правительством Кыргызской Республики (далее - Правительство) проводились мероприятия по трудоустройству безработных граждан как внутри государства, так и за его пределами. При содействии государственных служб занятости в 2014 году было трудоустроено 48,1 тыс. человек; это на 21,0% больше, чем в 2013 году (39,7 тыс. человек).
Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника (без учета малых предприятий) в 2014 году составила 12285,0 сомов и по сравнению с 2013 годом увеличилась на 8,3%, а ее реальный размер, исчисленный с учетом индекса потребительских цен, возрос на 0,7% (в 2013 году составляла 11341,0 сомов и по сравнению с 2012 годом увеличилась на 5,7%).
Величина прожиточного минимума в 2014 году составляла 4981,5 сома и по сравнению с 2013 годом возросла на 8,3%. Средний размер заработной платы почти в 2,5 раза покрывает величину прожиточного минимума. За последние 4 года средний размер пенсии увеличился на 21,3%, с 3760,0 до 4562,0 сомов, а по отношению к прожиточному минимуму пенсионера - с 95,6% до 102,9%.
В 2014 году удельный вес расходов из государственного бюджета на социальную сферу (53363,4 млн. сомов) составил 57,8%, всего было направлено на 11449,2 млн. сомов больше, чем в 2013 году.
Объем доходов государственного бюджета за 2014 год составил 119376,3 млн. сомов, или 101,6% к 2013 году, доля к ВВП - 28,2%. Социальные обязательства в рамках утвержденных параметров выполнены.
Дефицит бюджета за 2014 год составил 0,5% к ВВП, против 0,7% - в 2013 году. Государственный внешний долг в конце 2014 года составил 50,9% ВВП.
Инфляция в 2014 году изменялась в диапазоне от 3,6% до 10,5%, а ее среднегодовое значение составило 7,5%.
Таблица 2
Показатели индекса потребительских цен (ИПЦ)
№ |
Индекс потребительских цен (ИПЦ) |
2013 год |
2014 год |
1 |
В % к декабрю предыдущего года |
104,0 |
110,5 |
2 |
В % к соответствующему периоду предыдущего года (среднегодовое значение) |
106,6 |
107,5 |
Отмечалась позитивная динамика развития банковского сектора, что сопровождалось увеличением суммарных активов банковской системы, которые с начала 2014 года выросли на 23,9% и составили 137,6 млрд. сомов. Общая депозитная база банковского сектора (без учета депозитов, предоставленных банкам и другим финансово-кредитным учреждениям) составила 77,9 млрд. сомов, увеличившись с начала года на 22,1%, в том числе депозиты физических лиц составили 34,6 млрд. сомов, прирост с начала года - на 23,7%.
Объем кредитного портфеля (без учета кредитов, предоставленных банкам и другим финансово-кредитным учреждениям) банковского сектора по состоянию на 31 декабря 2014 года составил 78,6 млрд. сомов, увеличившись с начала года на 45,9%.
Сумма кредита в экономику(2) в 2014 году составила 82,1 млрд. сомов, увеличившись с начала 2014 года на 43,6% (в 2013 году - 36,1%).
В целях стимулирования сельскохозяйственного производства реализован проект "Финансирование сельского хозяйства-2" (постановление Правительства от 31 января 2014 года №61), в рамках которого шестью банками республики фермерам выделено 15525 льготных кредитов на общую сумму 5300 млн. сомов.
Уровень капитализации экономики возрос с 23,3% в 2013 году до 26,6% - в 2014 году, в основном за счет увеличения объемов иностранных кредитов (в 2,5 раза), средств населения (на 15,2%), средств предприятий и организаций (на 15,0%). В 2014 году реализовано 15 проектов, из них 7 проектов - в агропромышленном комплексе, 4 проекта - в энергетическом секторе, 4 проекта - в сфере транспорта и коммуникаций.
В 2014 году уровень потребления населения снизился на 0,4 процентных пункта, до 115,2% к ВВП (в 2013 году - 115,6% к ВВП). Доля частного потребления составила 97,8%, что обусловлено снижением темпов роста среднемесячной номинальной заработной платы, ростом расходов на социальную поддержку населения, снижением чистого притока денежных переводов физических лиц, осуществляемых через системы переводов (в 2014 году составил 1811,9 млн. долл. США), а также ростом рынка потребительского кредитования (на 36,7% по сравнению с 2013 годом). Удельный вес государственного потребления в структуре использования ВВП снизился с 18,4% в 2013 году до 17,2% - в 2014 году.
В 2014 году объем внешнеторгового оборота составил 7612,3 млн. долл. США и по сравнению с 2013 годом сократился на 4,8%. Дефицит торгового баланса в 2014 году составил 3852,5 млн. долл. США и сократился по сравнению с 2013 годом на 3,2%. В результате опережающего темпа роста импорта над экспортом отрицательное сальдо чистого экспорта товаров и услуг к ВВП остается высоким, которое в 2014 году составило (оценка) (-)49,9% (в 2013 году (-)49,5%).
В целях обеспечения финансирования мероприятий по охране природы, восстановлению потерь в природной среде, сохранению биоразнообразия и лесных экосистем, развития лесной отрасли и особо охраняемых природных территорий из средств фондов охраны природы и развития лесной отрасли в 2014 году выделено 202,75 млн. сомов. Рост объема финансирования природоохранной деятельности по сравнению с 2013 годом составляет 133,6%.
Активно реализовывался План мероприятий ("дорожная карта") по присоединению Кыргызской Республики к Единому экономическому пространству Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, с учетом формирования ЕАЭС, утвержденный Решением Высшего Евразийского экономического совета от 10 октября 2014 года №75. Проведена масштабная работа по приведению национального законодательства в соответствие с нормативной базой ЕАЭС, в рамках которой внесены изменения и дополнения в 112 нормативных правовых актов (38 законов, 74 иных нормативных правовых акта).
Главным событием 2014 года стало подписание 23 декабря 2014 года Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. 1 января 2015 года на постсоветском пространстве начало работать крупнейшее интеграционное объединение - ЕАЭС, которое будет обеспечивать свободу движения товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов между странами-членами ЕАЭС.
Постановление Правительства Кыргызской Республики от 12 июня 2015 года №354
"О Прогнозе социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2016 год и 2017-2018 годы"
О документе
Номер документа: | 354 |
Дата принятия: | 12/06/2015 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Начало действия документа: | 28/07/2015 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Утратил силу с: | 27/07/2016 |
Документ утратил силу с 27 июля 2016 года в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Кыргызской Республики от 14 июля 2016 года №395 |
Опубликование документа
"Эркин Тоо" от 21 июля 2015 года №66
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 6 настоящее Постановление вступает в силу по истечении семи дней со дня официального опубликования - с 28 июля 2015 года
Редакции документа
Текущая редакция принята: 21/08/2015
Вступила в силу с: 13/10/2015
Документ утратил силу с 27 июля 2016 года в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Кыргызской Республики от 14 июля 2016 года №395