Действует

(Закон изложен в новой редакции в соответствии с Законом Туркменистана от 05.06.2021)
(см. предыдущую редакцию)

ЗАКОН ТУРКМЕНИСТАНА

от 5 июня 2021 года

Об образовании

(В редакции Законов Туркменистана от 08.11.2014 г. №152-V, 20.03.2017 г. №530-V, 09.06.2018 г., 22.08.2020 г., 05.06.2021 г.)

Настоящий Закон регулирует правовую основу отношений и определяет принципы государственной политики в области образования, а также цели, задачи, функции системы образования и организационные основы управления её деятельностью.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Понятие образования

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав человека.

Совершенствование образования как основы духовного, социального, экономического и культурного прогресса общества составляет приоритетное направление развития Туркменистана.

Образование является предметом целенаправленной и систематической деятельности Туркменистана, основанной на удовлетворении потребностей личности, общества, государства в воспитании и обучении молодого поколения.

Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие и совершенствование личности на основе национальных и общечеловеческих духовно-нравственных, культурных и социальных ценностей и принятых в туркменском обществе правил и норм поведения в интересах человека, общества и государства.

Под обучением понимается процесс целенаправленного овладения знаниями, умениями, навыками и компетентностью, развития способностей, приобретения опыта применения знаний в повседневной жизни и формирования у личности глубокой мотивации к получению образования и совершенствованию профессиональной квалификации на протяжении всей жизни.

Статья 2. Законодательство Туркменистана в области образования и его задачи

1. Законодательство Туркменистана в области образования основывается на Конституции Туркменистана, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Туркменистана, регулирующих вопросы образования.

2. Задачами законодательства Туркменистана в области образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права каждого человека в Туркменистане на образование;

2) обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения граждан Туркменистана на протяжении всей жизни;

3) создание правовых гарантий для непрерывного функционирования и развития системы образования в Туркменистане;

4) совершенствование законодательства Туркменистана в области образования в соответствии с общепризнанными международными нормами, относящимися к образованию, с учётом интересов и национальных особенностей Туркменистана;

5) определение полномочий органов государственной власти в области образования;

6) определение полномочий и ответственности юридических и физических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Статья 3. Принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на принципах:

1) равенства прав каждого человека в полной реализации его способностей и таланта;

2) гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

3) органической связи образования с историей, национальной культурой и традициями народа Туркменистана;

4) воспитания гражданственности и патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье, Родине;

5) общедоступности для каждого человека всех видов образовательных услуг, предоставляемых государством;

6) обязательности общего среднего образования и подготовки детей дошкольного возраста к школе, бесплатности их в государственных образовательных учреждениях для каждого гражданина Туркменистана;

7) непрерывности образования и преемственности его уровней;

8) обеспеченности качественного образования на протяжении всей жизни человека, на всех уровнях образования и его соответствия современным требованиям;

9) многообразия форм получения образования и форм обучения, а также образовательных учреждений по типам, видам и формам собственности;

10) интеграции системы образования с наукой и производством и её взаимодействия с системами образования иностранных государств;

11) светского характера государственной системы образования и её отделения от религиозных организаций;

12) усиления социальной роли образования;

13) управления системой образования в соответствии с общепризнанными международными нормами и практикой;

14) демократического характера управления системой образования, основанной на обеспечении прав педагогических работников, обучающихся, родителей или заменяющих их лиц несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными учреждениями;

15) недопустимости ограничения или устранения конкуренции в области образования;

16) обеспеченности системы образования высококвалифицированными педагогическими работниками.

Статья 4. Государственные гарантии прав граждан Туркменистана в области образования

1. Гражданам Туркменистана гарантируется возможность получения образования независимо от национальности, цвета кожи, пола, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, языка, отношения к религии, политических убеждений или иных обстоятельств, а также возраста и состояния здоровья.

По признакам пола, возраста и состояния здоровья Кабинетом Министров Туркменистана могут быть установлены ограничения для получения образования по отдельным профессиям рабочих, специальностям и направлениям подготовки, а также формам обучения.

2. Государство обеспечивает гражданам Туркменистана право на образование путём создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

3. Государство гарантирует гражданам Туркменистана получение обязательного и бесплатного общего среднего образования, а также обеспечивает в соответствии с их способностями доступное профессиональное образование в государственных образовательных учреждениях.

4. В целях реализации права на образование граждан Туркменистана, нуждающихся в социальной поддержке, государство несёт расходы по их содержанию в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется государственная социальная поддержка, порядок и размер её предоставления устанавливаются законодательством Туркменистана.

5. Государство создаёт гражданам Туркменистана с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования в образовательных учреждениях общего типа (инклюзивное образование). Для граждан Туркменистана, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения общего типа, создаются специальные образовательные учреждения для получения ими образования на основе специальных педагогических подходов, коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

6. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами Туркменистана, показавшими высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определённой сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, научно-техническом и художественном творчестве, физической культуре и спорте, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения в иностранных государствах.

Критерии и порядок предоставления специальных государственных стипендий устанавливаются Кабинетом Министров Туркменистана.

Статья 5. Языки обучения и воспитания

1. Языки обучения и воспитания в образовательных учреждениях определяются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Туркменистана.

2. Туркменский язык как государственный является основным языком обучения и воспитания в образовательных учреждениях Туркменистана всех типов независимо от их форм собственности.

Все общеобразовательные учреждения должны обеспечить обучение государственному языку Туркменистана.

Профессиональные образовательные учреждения осуществляют обучение на государственном языке Туркменистана. Исходя из предназначения образовательных программ и специфики учебного процесса, в качестве основного языка обучения в таких учреждениях образования может использоваться иностранный язык (языки).

3. Государство оказывает содействие гражданам Туркменистана в изучении родного языка в соответствии с законодательством Туркменистана.

4. Государство, учитывая растущую глобальную социальную, экологическую и экономическую взаимозависимость, способствует овладению гражданами Туркменистана иностранными языками, включая официальные рабочие языки ООН, в образовательных учреждениях всех типов независимо от их форм собственности.

Изучение иностранных языков включается в общеобразовательные и профессиональные образовательные программы в качестве обязательных предметов.

5. В учреждениях образования иностранных государств или совместных с ними, функционирующих на территории Туркменистана, в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами и международными договорами Туркменистана, основным языком обучения является соответствующий иностранный язык (языки).

6. Для студентов, зачисленных в учреждение высшего профессионального образования Туркменистана, в целях совершенствования знания государственного языка или соответствующего иностранного языка на достаточном уровне, необходимом для проведения учебного процесса, может быть организован курс языковой подготовки в течение одного учебного года. Итоговая положительная аттестация данного курса позволяет студентам продолжить обучение по выбранным образовательным программам.

7. Государственный язык Туркменистана в образовательных учреждениях, в которых основным языком обучения является соответствующий иностранный язык (языки), применяется для преподавания учебных дисциплин, входящих в национальный компонент образовательной программы, который определяется уполномоченным органом исполнительной власти в области образования.

8. Государство в соответствии с международными договорами Туркменистана оказывает содействие лицам туркменской национальности, проживающим за пределами его территории, в получении ими общего среднего образования на родном языке.

Глава II. Система образования

Статья 6. Структура системы образования

1. Система образования в Туркменистане включает:

1) государственные образовательные стандарты;

2) образовательные программы;

3) сеть образовательных учреждений;

4) органы, осуществляющие управление в области образования, и иные созданные ими органы.

2. Указанные в части первой настоящей статьи структурные составляющие системы образования в своём становлении, функционировании и развитии должны:

1) соответствовать быстро меняющимся потребностям рынка труда;

2) учитывать мировой технологический прогресс, процессы урбанизации и миграции, экологические, демографические и другие проблемы глобального развития;

3) обеспечивать реализацию программ социально-экономического развития Туркменистана.

3. Государство обеспечивает эффективное функционирование системы образования посредством:

1) создания и совершенствования соответствующих эффективных механизмов управления;

2) обеспечения качества обучения;

3) цифровизации системы образования;

4) транспарентных и действенных финансовых процедур и механизмов;

5) мер в области институционального руководства.

Статья 7. Государственные образовательные стандарты

1. В Туркменистане на всех уровнях образования вводятся государственные образовательные стандарты, обеспечивающие:

1) общие требования к содержанию образовательных программ;

2) максимальный объём учебной нагрузки обучающихся;

3) требования к уровню подготовки обучающихся.

Государственные образовательные стандарты обязательны для всех типов и видов образовательных учреждений независимо от их форм собственности, а также иных форм получения образования.

2. Государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по соответствующим уровням профессионального образования по направлениям подготовки, специальностям и профессиям рабочих.

3. Результаты обучения по направлениям подготовки:

1) предусматривают постановку и решение расширенного класса профессиональных задач в укрупненной профессиональной (предметной) области на основе совокупности знаний, представлений, умений и навыков, приобретённых в результате освоения соответствующих образовательных программ;

2) обеспечивают, исходя из уровня образования и присваиваемой квалификации, базовую подготовку, достаточную для практической деятельности, и углубленную и специализированную подготовку с ориентацией на научно-исследовательскую и педагогическую работу.

4. Результаты обучения по специальностям:

1) предусматривают постановку и решение определённого класса профессиональных задач в конкретной профессиональной (предметной) области на основе совокупности знаний, представлений, умений и навыков, приобретённых в результате освоения соответствующих образовательных программ;

2) обеспечивают базовую подготовку, достаточную для практической деятельности, исходя из полученной специальности и присваиваемой квалификации.

5. Результаты обучения по профессиям рабочих предусматривают выполнение определённого вида трудовых функций в узкой профессиональной (предметной) области на основе совокупности знаний, представлений, умений и навыков, приобретённых в результате освоения соответствующих образовательных программ, а также присваиваемой квалификации.

6. Под квалификацией понимается отражаемая в документе об образовании характеристика уровня подготовки выпускника к выполнению определённого вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций, а также продолжению образования.

7. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки обучения и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

8. Государственные образовательные стандарты основываются на передовых инновационных достижениях мировой теории и практики в области образования и обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Туркменистана и преемственность общеобразовательных и профессиональных образовательных программ;

2) соответствие образовательной системы Туркменистана принципам Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО;

3) достижение высокого уровня качества образования;

4) эквивалентность образования в условиях разнообразия образовательных программ и типов (видов) образовательных учреждений, признание документов об образовании для беспрепятственного участия Туркменистана в международном рынке труда;

5) объективную оценку деятельности образовательных учреждений;

6) сопряжённость потребностей экономики, выраженных в квалификационных стандартах работников, и содержания профессионального образования;

7) вариантность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

9. Государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой непосредственно образовательными учреждениями) и их объёму;

2) условиям реализации образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения образовательных программ.

10. Для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты.

11. Разработка и утверждение государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Туркменистана.

Статья 8. Образовательные программы

1. Образовательная программа - это совокупность содержания обучения, его объёма и времени осуществления, планируемых результатов обучения, которая представляется в виде учебного плана, календарного учебного графика, учебных программ по предметам (циклам, модулям, курсам), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

2. В Туркменистане образовательные программы подразделяются на:

1) общеобразовательные;

2) профессиональные.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава I. Общие положения Статья 1. Понятие образования Статья 2. Законодательство Туркменистана в области образования и его задачи Статья 3. Принципы государственной политики в области образования Статья 4. Государственные гарантии прав граждан Туркменистана в области образования Статья 5. Языки обучения и воспитания Глава II. Система образования Статья 6. Структура системы образования Статья 7. Государственные образовательные стандарты Статья 8. Образовательные программы Статья 9. Уровни образования Статья 10. Общие требования к содержанию и качеству образования Статья 11. Формы получения образования и формы обучения Статья 12. Категории обучающихся Глава III. Сеть образовательных учреждений Статья 13. Образовательные учреждения Статья 14. Учредители образовательных учреждений и условия их создания Статья 15. Условия функционирования образовательных учреждений Статья 16. Общие требования к организации образовательной деятельности в образовательном учреждении Статья 17. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Статья 18. Общие требования к приёму на учёбу в образовательные учреждения Туркменистана Статья 19. Специальные учреждения образования Глава IV. Реализация общеобразовательных программ Статья 20. Дошкольное образование Статья 21. Начальное образование Статья 22. Основное среднее образование Статья 23. Полное среднее образование Статья 24. Профильное обучение в общеобразовательных учреждениях Статья 25. Внешкольное и дополнительное образование учащихся Глава V. Реализация профессиональных образовательных программ Статья 26. Профессионально-техническое образование Статья 27. Среднее профессиональное образование Статья 28. Высшее профессиональное образование Статья 29. Послевузовское профессиональное образование Статья 30. Повышение квалификации и переподготовка кадров Глава VI. Воспитание обучающихся Статья 31. Основные положения воспитания обучающихся Статья 32. Воспитание обучающихся в образовательных учреждениях Глава VII. Управление системой образования Статья 33. Полномочия Кабинета Министров Туркменистана в области образования Статья 34. Органы исполнительной власти в области образования Статья 35. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти в области образования Статья 36. Полномочия местных органов исполнительной власти в области образования Статья 37. Общественные объединения обучающихся Статья 38. Документы об образовании Глава VIII. Экономика образования Статья 39. Финансирование образовательной деятельности Статья 40. Платная образовательная деятельность Статья 41. Образовательное кредитование Статья 42. Материальная база образовательных учреждений Глава IX. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование Статья 43. Права и социальная поддержка обучающихся Статья 44. Охрана жизни и здоровья обучающихся Статья 45. Права и обязанности родителей или заменяющих их лиц в области образования Глава X. Статус педагогического работника Статья 46. Понятие педагогического работника и его статус Статья 47. Формирование состава педагогических работников образовательных учреждений Статья 48. Профессиональные стандарты для педагогических работников Статья 49. Педагогическое образование Статья 50. Направление педагогических работников в образовательные учреждения Статья 51. Система продвижения педагогических работников по должности Статья 52. Условия труда педагогических работников Статья 53. Трудовые отношения в системе образования Статья 54. Оплата труда и меры стимулирования педагогических работников Статья 55. Права и обязанности педагогических работников Статья 56. Управление образовательными учреждениями Глава XI. Международная деятельность в области образования Статья 57. Международное сотрудничество Статья 58. Внешнеэкономическая деятельность Глава XII. Заключительные положения Статья 59. Ответственность за нарушение законодательства Туркменистана об образовании Статья 60. Введение в действие настоящего закона

Закон Туркменистана от 4 мая 2013 года 391-IV
"Об образовании"

О документе

Номер документа:391-IV
Дата принятия: 04/05/2013
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01/09/2013
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

"Ведомости Меджлиса Туркменистана", №2(1012), 1 апреля - 30 июня 2013 года, Ст.21, Стр.62.

Примечание к документу

 

В соответствии  с пунктом 1 статьи 50 настоящий документ вступает в силу - с 1 сентября 2013 года. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 50  положения статей настоящего Закона, касающиеся образовательных программ ступени общего среднего образования, вступают в силу с 2014/2015 учебного года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 50  положения статей настоящего Закона, касающиеся образовательных программ высшего профессионального образования (степень бакалавра, степень магистра), вступают в силу с года введения указанных ступеней образования согласно установленным для них требованиям.

В соответствии с пунктом 4 статьи 50  пункты 1 и 2 части 2 статьи 44 настоящего Закона вступают в силу с года подготовки воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов по программам высшего профессионального образования.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 05/06/2021  документом  Закон Туркменистана Об образовании (новая редакция) от 05/06/2021
Вступила в силу с: 10/06/2021


Редакция от 05/06/2021, принята документом Закон Туркменистана Об образовании (новая редакция) от 05/06/2021
Вступила в силу с: 10/06/2021


Редакция от 09/06/2018, принята документом Закон Туркменистана О внесении дополнения в Закон Туркменистана Об образовании от 09/06/2018
Вступила в силу с: 21/06/2018


Редакция от 20/03/2017, принята документом Закон Туркменистана О внесении изменений и дополнения в Закон Туркменистана Об образовании от 20/03/2017
Вступила в силу с: 31/03/2017


Редакция от 08/11/2014, принята документом Закон Туркменистана О внесении изменения в Закон Туркменистана Об образовании № 152-V от 08/11/2014
Вступила в силу с: 22/11/2014


Первоначальная редакция от 04/05/2013