Действует

Неофициальный перевод. По лицензии (с) ЗАО Информтехнология.

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции Украины

20 сентября 2012 г.

№1629/21941

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ, МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

от 10 сентября 2012 года №995/557

Об утверждении Положения о детских домах и общеобразовательных школах-интернаты для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства

В соответствии с подпунктом 65.2 пункта 65 Национального плана действий на 2012 год относительно внедрения Программы экономических реформ на 2010-2014 года "Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство", утвержденного Указом Президента Украины от 12 марта 2012 года №187, и с целью обеспечения прав детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, на надлежащие условия проживания, разностороннее развитие, воспитание, получение определенного уровня образования, профессиональную ориентацию, социальную адаптацию и подготовку их к самостоятельной жизни ПРИКАЗЫВАЕМ:

1. Утвердить Положение о детских домах и общеобразовательных школахинтернатах для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства (далее - Положение), которое прилагается.

2. Департаменту общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины (О.Ереско), обеспечить предоставление настоящего приказа в установленном законодательством порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Украины, Министерства Украины по делам семьи, детей и молодежи от 21 сентября 2004 года №747/460 "Об утверждении Положения о детских домах и общеобразовательных школах-интернатах для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства", зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 07 октября 2004 года за №1278/9877.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей министров в соответствии с распределением обязанностей.

5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Министр образования и науки,

молодежи и спорта Украины

 

Д. Табачник

Вице-премьер-министр Украины -

Министр социальной политики Украины

 

С.Тигипко

Утверждено Приказом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, Министерства социальной политики Украины от 10 сентября 2012 года №995/557

Положение о детских домах и общеобразовательных школах-интернатах для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства

І. Общие положения

1.1. Детские дома и общеобразовательные школы-интернаты для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, всех типов и форм собственности (далее - интернатные заведения), - учебные заведения, которые обеспечивают детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечительства, условия для проживания, разностороннего развития, воспитания, получения образования, профессиональной ориентации и подготовки, готовят детей к самостоятельной жизни.

1.2. Настоящее Положение распространяется на все интернатные заведения и разработано с целью урегулирования деятельности министерств и других центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в части содержания, обучения и воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства.

1.3. Интернатные заведения создаются для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, в которых они находятся от трех лет до получения базового или полного общего среднего образования, а в случае необходимости - до совершеннолетия.

При этом дети-сироты и дети, лишенные родительского попечительства, находятся на полном государственном иждивении за счет средств соответствующих бюджетов и других, не запрещенных законодательством, источников финансирования.

1.4. Главными задачами интернатных заведений являются:

обеспечение для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, условий проживания, обучения, воспитания и развития, приближенных к семейным;

обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников, с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей психофизического развития воспитанников;

обеспечение защиты прав детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, на надлежащие условия проживания, воспитания, получения определенного уровня образования, профессиональной ориентации, социальной адаптации и подготовки их к самостоятельной жизни и труду;

формирование правовой культуры, общечеловеческих ценностей;

создание условий для сохранения и поддержки родственных уз детей;

содействие обустройству детей в различные формы семейного воспитания.

1.5. Интернатные заведения в своей деятельности руководствуются Конституцией Украины, Конвенцией ООН "О правах ребенка", Законами Украины "Об образовании", "О дошкольном образовании", "Об общем среднем образовании", "Об охране детства", актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, другими законодательными актами в области образования и охраны детства, нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, министерств и других центральных органов исполнительной власти, решениями местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, настоящим Положением и собственным уставом.

1.6. Интернатное заведение действует на основании устава, который разрабатывается на основе настоящего Положения, с учетом положений о соответствующих типах интернатных заведений, утверждается учредителем (владельцем) по согласованию с соответствующим органом управления образованием и регистрируется местным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством.

1.7. Интернатное заведение независимо от типа и формы собственности является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штамп, бланки со своим наименованием.

ІІ. Типы интернатных заведений и порядок их образования

2.1. Для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, с целью обеспечения надлежащего уровня удовлетворения их жизненных и образовательных потребностей при условиях полного содержания их за счет учредителя, владельца, создаются интернатные заведения таких типов:

детский дом - учебное заведение, которое обеспечивает развитие, воспитание, обучение и социальную адаптацию детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, дошкольного и школьного возраста;

общеобразовательная школа-интернат - учебное заведение, обеспечивающее воспитание, обучение и социальную адаптацию детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства;

специализированная школа-интернат I-III степеней - учебное заведение с углубленным изучением отдельных предметов и курсов, что обеспечивает воспитание, обучение и социальную адаптацию одаренных детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства;

специальная общеобразовательная школа-интернат I-III степеней - учебное заведение для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития;

общеобразовательная санаторная школа-интернат I-III степеней - учебное заведение с соответствующим профилем для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, которые нуждаются в длительном лечении.

2.2. Тип интернатного заведения избирается учредителем с учетом потребностей и особенностей региона, материального и кадрового обеспечения.

2.3. Создание, реорганизация и ликвидация интернатных заведений, независимо от типа и формы собственности проводятся в порядке, установленном законодательством.

2.4. Интернатные заведения могут быть государственной, коммунальной и частной форм собственности.

2.5. Интернатные заведения частной формы собственности подлежат лицензированию в соответствии с требованиями законодательства.

2.6. С целью ранней социализации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, дети дошкольного возраста, проживающие в детских домах, посещают дошкольные учебные заведения, а дети школьного возраста - обучаются в общеобразовательных учебных заведениях всех типов.

Педагогические работники и руководители дошкольных и общеобразовательных учебных заведений, которые посещают воспитанники детских домов, оказывают соответствующую помощь педагогическим коллективам детских домов в организации учебной и воспитательной работы, посещают занятия по самоподготовке, воспитательные мероприятия, проводят индивидуальные занятия с воспитанниками.

2.7. Ученики (воспитанники) интернатных заведений могут посещать внешкольные учебно-воспитательные заведения, дома детского творчества, станции юных техников, и тому подобное.

ІІІ. Комплектация интернатных заведений

3.1. Комплектация интернатных заведений учениками (воспитанниками) осуществляется Министерством образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики, Крым, управлениями образования и науки областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, районными и городскими отделами образования и науки местных государственных администраций, органов местного самоуправления, на основании решения соответствующего органа исполнительной власти по месту жительства (пребывания) ребенка.

3.2. Комплектация интернатных заведений осуществляется в течение календарного года. Перевод учеников (воспитанников) из одного интернатного заведения в другое проводится с 01 сентября текущего по 30 мая следующего года.

3.3. Наполненность дошкольных групп, воспитательных групп (классов) интернатных заведений государственной и коммунальной форм собственности, разделение классов на группы на уроках по отдельным предметам осуществляются в соответствии с приказом Министерства образования и науки Украины от 20 февраля 2002 года №128 "Об утверждении Нормативов наполненности групп дошкольных учебных заведений (яслей-садиков) компенсирующего типа, классов специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов), групп продленного дня и воспитательных групп общеобразовательных учебных заведений всех типов и Порядком разделения классов на группы при изучении отдельных предметов в общеобразовательных учебных заведениях", зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 06 марта 2002 года за №229/6517.

В частном интернатном заведении наполненность и разделение классов на группы осуществляются по решению педагогического совета с учетом условий работы заведения.

3.4. В интернатные заведения принимаются:

дети-сироты;

дети, лишенные родительского попечительства;

дети, разлученные с семьей, в соответствии с Законом Украины "О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите".

Не принимаются в интернатные заведения дети-сироты и дети, лишенные родительского попечительства, устроенные в семейные формы воспитания (опека, попечение, приемные семьи, детские дома семейного типа).

3.5. Зачисление учеников (воспитанников) в специализированную школуинтернат І-ІІІ степеней проводится на конкурсной основе в соответствии с Инструкцией о порядке конкурсного приема детей (учеников, воспитанников) в гимназии, лицеи, коллегиумы, специализированные школы (школы-интернаты), утвержденной приказом Министерства образования и науки Украины от 19 июня 2003 года №389, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 04 июля 2003 года за №547/7868.

3.6. Ученики (воспитанники), которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, и дети, которые нуждаются в длительном лечении, зачисляются в специальные и санаторные интернатные заведения в установленном законодательством порядке.

3.7. Дети, члены одной семьи (братья и сестры), направляются в одно интернатное заведение, за исключением, когда по медицинским показателям их воспитание должно осуществляться отдельно.

3.8. Зачисление учеников (воспитанников) в интернатное заведение проводится приказом директора этого заведения на основании таких документов:

направление (путевки) службы по делам детей по согласованию с управлением образования на основании решения органа исполнительной власти или местного самоуправления по месту жительства (пребывания) ребенка;

свидетельства о рождении;

регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (при наличии);

сведений о родителях и близких родственниках ребенка;

справки о составе семьи или лиц, зарегистрированных в жилом помещении, доме;

документов, подтверждающих право собственности ребенка на недвижимость (в случае наличия);

описи имущества ребенка;

копии решения органов опеки и попечительства об установлении опеки над жильем (имуществом) ребенка (в случае наличия);

справки о взятии ребенка на квартирный учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, после достижения им 16-летнего возраста (в случае отсутствия у ребенка жилья);

заключения о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка;

сведений или документов об образовании ребенка (для детей школьного возраста);

дубликата учетно-статистической карточки ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительского попечительства;

справки о назначении и выплате пенсии, государственной социальной помощи, алиментов и тому подобное (в случае наличия);

сберегательной книжки ребенка или договора об открытии счета в учреждении банка (в случае наличия);

решения районной, районной в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, исполнительного органа городского, районного в городе совета о предоставлении статуса ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительского попечительства.

3.9. В случае выпуска или перехода в другое учебное заведение ученику (воспитаннику) выдаются:

справка о пребывании в интернатном заведении;

документы об образовании (для детей школьного возраста);

материальная помощь в соответствии с законодательством;

свидетельство о рождении; тем, кто достиг 16-летнего возраста, - паспорт;

сведения о родителях или близких родственниках;

документы, подтверждающие права воспитанников на имущество, жилую площадь, которую предварительно занимали они или их родители, имущественный сертификат, сберегательная книжка, ценные бумаги, пенсионная книжка, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика и другие документы, и тому подобное.

ІV. Организационно-правовые основы деятельности интернатных заведений

4.1. Режим работы интернатного заведения независимо от подчинения, типа и формы собственности, устанавливается его учредителем (владельцем), согласовывается соответствующим учреждением государственной санитарноэпидемиологической службы и соответствующим органом управления образованием.

4.2. Питание учеников (воспитанников) в интернатных заведениях независимо от подчинения и формы собственности организуется по нормам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 22 ноября 2004 года №1591 "Об утверждении норм питания в учебных и оздоровительных заведениях".

Ответственность за организацию питания возлагается на учредителя (владельца) и руководителя этого заведения.

4.3. Медицинское обслуживание учеников (воспитанников) интернатных заведений независимо от подчинения, типа и формы собственности, обеспечивается местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления и осуществляется медицинскими работниками, которые входят в штат этих заведений, и медицинскими работниками лечебно-профилактических заведений, по территориальному принципу.

Заведения здравоохранения совместно с медицинскими работниками интернатного заведения дважды в год бесплатно проводят медицинские осмотры всех учеников (воспитанников), в случае необходимости берут их на диспансерный учет, осуществляют постоянное медицинское наблюдение и своевременное лечение.

4.4. Контроль за организацией медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, качеством питания воспитанников возлагается на руководителя заведения, соответствующие органы управления образованием, здравоохранения, территориальные государственные санитарноэпидемиологические службы, и осуществляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 22 июня 1999 года №1109 "Об утверждении Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом надзорев Украине".

4.5. Материальное и финансовое обеспечение учеников (воспитанников) интернатных заведений осуществляется по нормам и нормативам, установленным законодательством.

Ученикам (воспитанникам) интернатных заведений, которые находились в них на полном государственном иждивении, при их трудоустройстве выдаются предметы гардероба, текстильное белье и товары хозяйственного назначения, в соответствии с нормами материального обеспечения, утвержденными приказом Министерства образования и науки Украины от 17 ноября 2003 года №763, зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины 12 января 2004 года за №27/8626.

Ученики (воспитанники) интернатного заведения получают средства на личные расходы, ежегодный размер которых должен составлять не менее 1,5 необлагаемого налогом минимума доходов граждан.

4.6. Ученикам (воспитанникам) интернатных заведений в порядке, установленном МОНмолодежьспортом Украины, выдается единый билет, который дает право на бесплатный проезд в общественном городском (пригородном) транспорте (кроме такси), бесплатное посещение кинотеатров, выставок, музеев, спортивных сооружений.

4.7. На основании письменного заявления лиц, которые систематически принимают участие в воспитании детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства, ученики (воспитанники) интернатных заведений могут выезжать в сопровождении взрослых к родственникам, знакомым на праздничные (выходные) дни или во время каникул в соответствии с приказом директора интернатного заведения по согласованию со службой по делам детей, если это не вредит физическому и психическому здоровью детей.

4.8. Ученики профессионально-технических училищ и студенты высших учебных заведений - бывшие ученики (воспитанники) интернатного заведения во время своих каникул могут находиться в указанном заведении с бесплатным проживанием и питанием на основании решения, которое принимается учредителем (владельцем) во время утверждения смет доходов и расходов или изменений к ним.

V. Организация учебно-воспитательного процесса

5.1. Учебно-воспитательный процесс в интернатном заведении независимо от его подчинения, типа и формы собственности, осуществляется в соответствии с рабочими учебными планами, составленными на основе типовых учебных планов, утвержденных МОНмолодежьспортом Украины.

5.2. В рабочем учебном плане интернатного заведения с учетом его типа и профиля обучения конкретизируется вариативная часть государственных стандартов образования. Рабочие учебные планы государственного и коммунального заведений утверждаются соответствующим органом управления образованием, а частного заведения - учредителем (владельцем) по согласованию с соответствующим органом управления образованием.

5.3 Интернатные заведения работают по учебным программам, учебникам, пособиям, имеющим соответствующий гриф МОНмолодежьспорта Украины, и обеспечивают выполнение учебно-воспитательных задач на каждой ступени обучения в соответствии с возрастными особенностями и природными способностями детей.

5.4. Учебно-воспитательный процесс для детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с Законом Украины "О дошкольном образовании" и другими нормативно-правовыми актами.

Учебно-воспитательный процесс для детей школьного возраста осуществляется в соответствии с Положением об общеобразовательном учебном заведении, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 2010 года №778, и Положением о специальной общеобразовательной школе (школеинтернате) для детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины от 15 сентября 2008 года №852, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины от 22 декабря 2008 года за №1219/15910.

5.5. Режим дня, расписание занятий (уроков), составляются с учетом типа интернатного заведения, длительности пребывания детей в заведении с соблюдением педагогических и санитарно-гигиенических требований к соответствующему типу учебного заведения и утверждаются решением педагогического совета заведения и согласовываются с соответствующим органом управления образованием и территориальным учреждением государственной санитарно-эпидемиологической службы. Режим работы и расписание уроков должны обеспечивать научно обоснованное соотношение учебы, труда и отдыха воспитанников.

5.6. Администрация детского дома, воспитанники которого учатся в других дошкольных или общеобразовательных учебных заведениях, организует учебновоспитательную работу с такими заведениями на основании договора.

5.7. Трудовое обучение учеников (воспитанников) осуществляется на принципах добровольности в учебно-производственных мастерских (для технических и обслуживающих видов труда), подсобных хозяйствах, на учебноопытных участках, земельных участках, на производстве, в учреждениях и организациях с обязательным соблюдением правил безопасности, требований учебных программ, учетом профиля и типа интернатного заведения, особенностей региона и требований санитарного законодательства.

VІ. Права, обязанности и социальные гарантии участников учебновоспитательного процесса

6.1. Участниками учебно-воспитательного процесса в интернатном заведении являются: ученики (воспитанники), руководители, педагогические, медицинские работники, юристы, библиотекари, другие работники заведения.

6.2. Обеспечение защиты личных прав и интересов учеников (воспитанников) интернатных заведений, предоставление практической помощи в решении вопросов юридического содержания осуществляются юристом, должность которого рекомендуется включить в штатное расписание заведения в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 16 июня 1995 года №433 "Об улучшении материального обеспечения детей-сирот и детей, которые остались без попечительства родителей".

6.3. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в интернатных заведениях осуществляется практическим психологом согласно законодательству.

6.4. Ученики (воспитанники) имеют право на:

условия проживания, обучения, воспитания и развития, приближенные к семейным;

получение дошкольного, базового, полного общего среднего и внешкольного образования;

медицинскую и социальную помощь согласно законодательству;

содержание за счет соответствующих бюджетов в государственных и коммунальных учебных заведениях, за счет средств владельца (учредителя) - в частных;

полноценное качественное питание;

сохранение родственных отношений;

безопасные и безвредные условия проживания, воспитания, обучения, труда;

получение квалифицированной помощи в учебе, коррекции психофизического развития;

оздоровление, отдых, организованный досуг в выходные, праздничные дни и во время каникул;

выбор форм обучения, факультативов, спецкурсов, внеклассных занятий;

развитие своих творческих способностей и интересов через участие в различных видах учебной, научной, научно-практической деятельности, конференциях, олимпиадах, выставках, конкурсах и тому подобное;

пользование учебно-производственной, научной, материально-технической, культурно-спортивной, коррекционно-восстановительной и лечебно оздоровительной базой интернатного заведения;

свободное выражение взглядов, убеждений;

защиту своих личных, жилищных и имущественных прав;

защиту от любых форм эксплуатации, психического, физического и других видов насилия со стороны работников, нарушающего их права, честь и достоинство;

участие в органах общественного самоуправления интернатного заведения.

6.5. Обустройство ребенка в интернатное заведение не прекращает его право на алименты, пенсии и другие социальные выплаты, а также на возмещение вреда в связи с потерей кормильца.

6.6. Ученики (воспитанники) обязаны:

Выполнять требования устава, внутреннего распорядка интернатного заведения;

придерживаться законодательства, моральных, этических норм;

придерживаться правил личной гигиены;

овладевать знаниями, умениями, практическими навыками в объеме Базового компонента дошкольного образования, Государственного стандарта общего среднего образования, повышать общий культурный уровень;

бережливо относиться к личному имуществу и имуществу интернатного заведения;

уважать честь и достоинство других воспитанников и работников заведения.

6.7. Ученики (воспитанники) могут быть усыновлены гражданами Украины, иностранцами, переданы на воспитание опекунам, попечителям, обустроены в приемные семьи, детские дома семейного типа в порядке, установленном законодательством Украины.

6.8. Учредитель (владелец) интернатного заведения во время каникул организует отдых и оздоровление воспитанников в детских санаториях, оздоровительных и спортивных лагерях, лагерях отдыха и тому подобное. Детям, которые нуждаются в санаторно-курортном лечении, первоочередно выделяются путевки в соответствующие заведения на протяжении года.

6.9. Выпускникам интернатных заведений при условии наличия у них соответствующего уровня подготовки государство гарантирует льготные условия для поступления в государственные и коммунальные профессиональнотехнические, высшие учебные заведения всех уровней аккредитации.

6.10. Права, обязанности и социальные гарантии педагогических и других работников интернатных заведений, определяются законодательством об образовании, труде, здравоохранении, настоящим Положением, уставом учебного заведения, правилами внутреннего распорядка учебного заведения, трудовым договором.

VІІ. Управление интернатным заведением

7.1. Органом общественного самоуправления заведения является общее собрание (конференция) его коллектива, которое созывается не меньше чем один раз в год.

Порядок созыва, полномочий, численность, состав общего собрания (конференции) коллектива, определяются уставом заведения и коллективным договором.

На общем собрании (конференции) заслушивают отчет директора об осуществлении руководства заведением, рассматривают вопрос учебновоспитательной, методической, экономической и финансово-хозяйственной деятельности заведения.

7.2. В заведении по решению общего собрания (конференции) могут создаваться и действовать совет заведения, деятельность которого регулируется его уставом, а также попечительный совет, ученический комитет, методические объединения, комиссии, ассоциации, положение о которых разрабатывает и утверждает МОНмолодежьспорта Украины.

Члены попечительского совета заведения избираются на общем собрании (конференции). Состав попечительского совета формируется из представителей органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений и отдельных граждан.

Попечительский совет принимает меры относительно укрепления материальнотехнической и учебно-методической базы, привлечения дополнительных источников финансирования заведения, улучшения условий для организации учебно-воспитательного процесса, стимулирования творческого труда педагогических работников.

7.3. Руководство заведением осуществляет его директор. Руководителем интернатного заведения может быть гражданин Украины, который имеет высшее педагогическое образование на уровне специалиста или магистра, стаж педагогической работы не менее трех лет, успешно прошел аттестацию руководящих кадров учебных заведений в порядке, установленном МОНмолодежьспортом Украины.

7.4. Руководитель государственного и коммунального интернатного заведения назначается на должность и освобождается от должности соответствующим органом управления образованием согласно законодательству.

7.5. Руководитель частного интернатного заведения назначается учредителем (владельцем) по согласованию с соответствующим органом управления образованием.

7.6. Руководитель интернатного заведения:

осуществляет руководство педагогическим коллективом, обеспечивает рациональный подбор и распределение кадров, создает необходимые условия для повышения профессионального и квалификационного уровня работников;

создает условия проживания, обучения, воспитания и развития воспитанников, приближенные к семейным;

организует учебно-воспитательный процесс;

обеспечивает обучение воспитанников детского дома в дошкольных или общеобразовательных учебных заведениях;

обеспечивает контроль за выполнением учебных планов и программ, качеством получения знаний, умений и навыков учениками (воспитанниками);

отвечает за соблюдение требований Базового компонента дошкольного образования, Государственного стандарта общего среднего образования;

создает необходимые условия для участия учеников (воспитанников) во внеклассной и внешкольной работе, проведения воспитательной работы;

обеспечивает соблюдение требований относительно охраны детства, санитарногигиенических и противопожарных норм, требований техники безопасности;

распоряжается в установленном порядке имуществом заведения и его средствами;

поддерживает инициативы относительно совершенствования системы обучения и воспитания, поощрения творческих поисков, опытно-экспериментальной работы педагогов;

способствует привлечению деятелей науки, культуры, членов творческих союзов, работников предприятий, учреждений, организаций к учебновоспитательному процессу, руководству ученическими объединениями по интересам;

обеспечивает реализацию права учеников (воспитанников) на защиту от любых форм физического или психического насилия;

принимает меры относительно предотвращения употребления учениками (воспитанниками) алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, а также табачных изделий;

издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения и контролирует их выполнение;

ежегодно отчитывается о своей работе на общем собрании (конференции) коллектива;

защищает личные, жилищные и имущественные права и интересы учеников (воспитанников);

обеспечивает организованный выпуск и способствует последующему обустройству учеников (воспитанников);

контролирует соблюдение режима работы заведения, организацию питания и медицинского обслуживания учеников (воспитанников), организует оздоровление детей;

от имени интернатного заведения заключает договоры с юридическими и физическими лицами, представляет его во всех государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, общественных организациях.

7.7. Руководитель интернатного заведения способствует обустройству детейсирот и детей, лишенных родительского попечительства к различным формам семейного воспитания и исполняет обязанности опекуна (попечителя) на время содержания ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительского попечительства в интернатном заведении.

7.8. Руководитель заведения является председателем педагогического советапостоянно действующего коллегиального органа управления заведением.

VІІІ. Материально-техническая база и финансово-хозяйственная деятельность

8.1. Материально-техническая база заведения включает недвижимое имущество, земельные участки, коммуникации, оборудование, транспортные средства, другие материальные ценности, стоимость которых отображена в балансе.

8.2. Финансово-хозяйственная деятельность интернатного заведения и использования материально-технической базы осуществляются в соответствии с нормативно-правовыми актами и уставом интернатного заведения.

8.3. Имущество, закрепленное за государственным или коммунальным заведением, принадлежит заведению на правах оперативного управления и не может быть изъятым у него, если иное не предусмотрено законодательством.

8.4. Финансирование интернатного заведения осуществляется из государственного, областных бюджетов, бюджета Автономной Республики Крым, других источников, не запрещенных законодательством, на основе сметы, утвержденной в установленном законодательством порядке.

8.5. Штатные расписания государственных, коммунальных и частных интернатных учебных заведений утверждаются в порядке, установленном законодательством.

8.6. Интернатное заведение располагается, как правило, в благоприятной для здоровья местности, имеет земельный участок, озелененную площадку, оборудованную для игр и занятий детей на воздухе, зону отдыха, спортивную площадку.

Интернатное заведение должно иметь необходимое количество зданий, помещений и оборудования для организации учебно-воспитательного процесса, проживания воспитанников, проведения внеурочной работы, трудового обучения и воспитания и обеспечения надлежащих условий для работы педагогического, медицинского персонала и проведения лечебно-профилактических мероприятий.

В помещениях должны быть созданы условия, приближенные к семейным: комнаты, рассчитанные на 1-3 человека, оборудованные гостиной, кухней, где дети могут готовить пищу.

8.7. С целью получения углубленных знаний о живых организмах, формирования практических умений и навыков организации природоохранной работы в интернатном заведении может создаваться уголок живой природы.

8.8. Земельные участки интернатных заведений передаются им в постоянное пользование в соответствии с Земельным кодексом Украины.

8.9. Специальные и санаторные школы-интернаты должны иметь помещение для осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-реабилитационных мероприятий и другие помещения, определенные в положениях об этих типах учебных заведений.

8.10. Интернатное заведение для оздоровления детей может иметь базу отдыха, детское оздоровительное заведение, размещенные в курортной зоне.

8.11. В смете интернатного заведения предусматриваются средства на расходы для осуществления социальной адаптации, проведения семейных праздников, организации культурно-массовой работы.

8.12. Порядок ведения делопроизводства, бухгалтерского учета и статистической отчетности в интернатных заведениях осуществляется в соответствии с законодательством.

8.13. Интернатное заведение может осуществлять международное сотрудничество в порядке, установленном законодательством Украины.

ІХ. Контроль за деятельностью интернатного заведения

9.1. Контроль за деятельностью интернатного заведения независимо от подчинения, типа и формы собственности, осуществляется с целью обеспечения реализации единой государственной политики в сфере дошкольного, общего среднего образования и социально-правовой защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства.

9.2. Государственный контроль за деятельностью интернатных заведений всех типов и форм собственности осуществляют МОНмолодежьспорт Украины, Минсоцполитики Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся заведения, Государственная инспекция учебных заведений при МОНмолодежьспорте Украины, Министерство образования и науки Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, и подчинены им органы управления образованием.

9.3. Основной формой государственного контроля за деятельностью интернатных заведений всех типов и форм собственности является их государственная аттестация, которая проводится в порядке, установленном МОНмолодежьспортом Украины.

9.4. Внеочередная аттестация проводится, в виде исключения, только по решению МОНмолодежьспорта Украины и по представлению органа общественного самоуправления заведения или соответствующего органа управления образованием.

9.5. В период между аттестациями проводятся проверки (инспекция) интернатного заведения по вопросам, связанным с его финансово-хозяйственной и учебно-воспитательной деятельностью.

 

Директор Департамента общего среднего

и дошкольного образования

 

О.Ересько

Директор Департамента по усыновлению

и защите прав ребенка

 

Р. Колбаса

 

Приказ Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины, Министерство социальной политики Украины от 10 сентября 2012 года №995/557
"Об утверждении Положения о детских домах и общеобразовательных школах-интернаты для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства"

О документе

Номер документа:995/557
Дата принятия: 10/09/2012
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 1629/21941 от 20/09/2012
Начало действия документа:15/10/2012
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 15.10.2012 г. №76, статья 3087