Действует

Неофициальный перевод. (с) ООО СоюзПравоИнформ

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

от 20 июля 2001 года №ЗР-197

О защите прав потребителей

(В редакции Законов Республики Армения от 02.12.2002 г. №ЗР-454, 05.01.2005 г. №ЗР-11, 12.07.2008 г. №ЗР-125, 29.10.2010 г. №ЗР-144, 22.04.2011 г. №ЗР-86, 12.12.2014 г. №ЗР-180, 07.07.2015 г. №ЗР-79, 07.07.2016 г. №ЗР-118, 12.06.2023 г. №ЗР-186, 14.07.2025 г. №ЗР-206)

Принят Национальным Собранием Республики Армения 26 июня 2001 года

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Основными понятиями, используемыми в настоящем Законе, являются:

потребитель - физическое лицо, которое выступает и действует за пределами своей коммерческой деятельности, бизнеса, ремесла или профессиональной деятельности;

неопределенный круг потребителей - вероятные потребители товара (работ, услуг);

изготовитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель или физическое лицо, производящий товары для реализации;

исполнитель - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, выполняющее работу или предоставляющее услугу;

продавец - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, реализующее товар потребителям;

нормативный документ - законы, иные предусмотренные в установленном законом порядке правовые акты (технические регламенты), которыми установлены обязательные требования в отношении товаров (работ, услуг);

недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) нормативным документам, условиям договора или обычно предъявляемом требованиям к качеству товара (работы, услуги);

существенное нарушение качества товара (работы, услуги)существенные нарушения предъявляемых к качеству (работы, услуги) требований (неустранимое, а также нарушения, которые не могут быть устранены без несоразмерных затрат или потери времени, либо такие нарушения, которые многократно или вновь возникают после устранения, и иные нарушения подобного характера), в случае которых потребитель вправе по своему выбору отказаться от выполнения договора и потребовать возврата суммы, уплаченной за товар (работу, услугу), или потребовать замены товара (работы, услуги) ненадлежащего качества товаром (работой, услугой), качество которого соответствует договору;

безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

срок службы - продолжительность эксплуатации товара со дня эксплуатации или возобновления эксплуатации после ремонта до невозможности его использования по своему назначению. Он может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, годами и прочими);

срок годности - период, по истечении которого товар становится непригодным для использования по своему назначению;

гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные настоящим Законом;

хозяйствующий субъект - физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, иная организация, ее представительство или филиал, группа лиц или объединение лиц;

среднестатистический потребитель - разумно информированный человек с учетом социальных, культурных, языковых и иных факторов или в контексте принадлежности к определенной группе потребителей;

группа потребителей - настраиваемая группа с определенными характеристиками;

уязвимый потребитель-наиболее чувствительный потребитель, обусловленный психическими, физическими проблемами, возрастом или другими особенностями;

электронная торговая платформа применяется по смыслу закона "О торговле и услугах";

рейтинг-относительная оценка, данная товарам (работам, услугам) на электронной торговой платформе, собранная, представленная и адресованная продавцом, независимо от используемых технологических средств;

коммерческая практика хозяйствующего субъекта в отношении потребителя-любое действие, бездействие, поведение, коммерческая коммуникация, реклама и другие меры, направленные на реализацию товара (работы, услуги), которые непосредственно связаны с рекламой, продажей, поставкой, предоставлением услуги или выполнением работы для потребителя;

влияние на поведение потребителя-проявление коммерческой практики хозяйствующего субъекта по отношению к потребителю, благодаря которой хозяйствующий субъект прямо или косвенно влияет, или может повлиять на процесс принятия потребителем обоснованного решения, тем самым побуждая потребителя принять решение о сделке, которое в противном случае он не принял бы;

кодекс поведения-свод правил поведения или соглашение, установленное хозяйствующим субъектом или группой хозяйствующих субъектов, к которому присоединившийся хозяйствующий субъект обязуется соблюдать правила, установленные Кодексом поведения, в рамках своей коммерческой практики в отношении потребителя;

коммерческое общение-любая форма общения, направленная на стимулирование экономической или предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта;

приглашение на покупку-коммерческая коммуникация, реклама, которая указывает характеристики и цену данного товара (работы, услуги) способом, соответствующим используемому средству коммерческой коммуникации, тем самым предоставляя потребителю возможность совершить покупку;

чрезмерное воздействие-давление со стороны хозяйствующего субъекта на потребителя, которое также может проявляться без применения физической силы или угрозы применения физической силы таким образом, который ограничивает или может ограничить способность потребителя принимать добровольные решения;

решение о сделке-любое решение потребителя, касающееся приобретения или возможного приобретения товара (работы, услуги), условий оплаты, хранения или распоряжения товаром (работой, услугой) или реализации договорных прав, связанных с товаром (работой, услугой), независимо от того, приобретет потребитель данный товар (работу, услугу) или нет;

маркетинговая пирамида-схема, в рамках которой возможность потребителя получить материальную выгоду в большей степени обусловлена привлечением новых потребителей, чем продажей товара (работы, услуги);

экологическая сертификация-это текстовая, графическая, графическая или любая другая сертификация в рамках коммерческой коммуникации, в том числе в виде этикеток, названия продукта (работы, услуги), фирменных наименований, товарных знаков, которая устанавливает или создает впечатление, что продавец, продукт (работа, услуга), товарная группа, правообладатель товарного знака оказывают положительное или нулевое воздействие на окружающую среду или наносят меньший ущерб окружающей среде, чем другие продавцы, товары (работы, услуги),, правообладатели или товарные группы товарных знаков, или Последние со временем улучшили свое воздействие на окружающую среду;

функциональность-способность продукта выполнять функции, направленные на выполнение его целевого назначения;

функциональный элемент-любой компонент продукта, включая запасную часть, который необходимо регулярно обновлять или заменять для обеспечения необходимого уровня функциональности продукта.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Армения от 14.07.2025 г. №ЗР-206)
(см. предыдущую редакцию)

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия Статья 2. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей Статья 3. Международные договоры Статья 4. Право потребителей на осведомление Статья 4.1. Право потребителя на свободный выбор Статья 5. Качество товара (работы, услуги) Статья 6. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу) Статья 7. Обязанность изготовителя при обеспечении возможности ремонта и технического обслуживания товара Статья 8. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) Статья 9. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) Статья 10. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) Статья 10.1. Информация, подлежащая опубликованию на электронной площадке Статья 11. Информация о товарах (работах, услугах) Статья 11.1. Требования к заключаемым с потребителями договорам подключения или общим условиям договора Статья 12. Режим работы продавца (исполнителя) Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце) Статья 14. Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей Статья 15. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги) Глава II. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям Статья 16. Последствия продажи товара ненадлежащего качества Статья 17. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатка товаров Статья 18. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом) Статья 19. Замена товара ненадлежащего качества Статья 20. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя Статья 21. Ответственность продавца (изготовителя) за нарушение срока выполнения требований потребителя Статья 22. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества Статья 23. Право потребителя на возврат или обмен непродовольственного товара надлежащего качества Статья 24. Правила купли-продажи отдельных видов товаров Глава III. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) Статья 25. Сроки выполнения работ (оказания услуг) Статья 26. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) Статья 27. Права потребителя в случае обнаружения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) Статья 28. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной слуги) Статья 29. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя Статья 30. Право потребителя на расторжение договора о выполнении работы (оказании услуг) Статья 31. Смета на выполнение работы (оказание услуги) Статья 32. Выполнение работы из материала исполнителя Статья 33. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя Статья 34. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) Статья 35. Порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу) Статья 36. Правила бытового и иных видов обслуживания (выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг) потребителей Статья 37. Регулирование последствий нарушения условий договоров об оказании отдельных видов услуг Глава III.1. Недобросовестная торговая практика Статья 37.1. Запрет на недобросовестную коммерческую практику Статья 37.2. Вводящие в заблуждение действия и бездействие Статья 37.3. Агрессивная торговая практика Глава IV. Государственная и общественная защита прав потребителей Статья 38. Полномочия государственных органов, осуществляющих контроль требований к качеству и безопасности товаров (работ, услуг) Статья 38.1. Защита прав потребителей от недобросовестной коммерческой практики Статья 39. Применение санкций уполномоченными государственными органами, осуществляющими контроль требований к качеству и безопасности товаров (работ, услуг) Статья 40. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления Статья 41. Права общественных объединений потребителей Статья 42. Защита прав неопределенного круга потребителей Статья 43. Вступление Закона в силу

Закон Республики Армения от 20 июля 2001 года №ЗР-197
"О защите прав потребителей"

О документе

Номер документа:ЗР-197
Дата принятия: 20.07.2001
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:01.01.2002
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальные ведомости Республики Армения, 2 августа 2001 года, №25 (157), Ст.580.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 43 настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2002 года

Редакции документа

Текущая редакция принята: 14.07.2025  документом  Закон Республики Армения О внесении изменений и дополнений в Закон О защите прав потребителей № ЗР-206 от 14.07.2025
Вступила в силу с: 01.08.2025


Редакция от 12.06.2023, принята документом Закон Республики Армения "О внесении изменений и дополнения в Закон "О защите прав потребителей"
Вступила в силу с: 14.08.2023


Редакция от 07.07.2016, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнения и изменения в Закон Республики Армения О защите прав потребителей № ЗР-118 от 07/07/2016
Вступила в силу с: 23.07.2016


Редакция от 07.07.2015, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнения в Закон Республики Армения О защите прав потребителей № ЗР-79 от 07/07/2015
Вступила в силу с: 18.07.2015


Редакция от 12.12.2014, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнения в Закон Республики Армения О защите прав потребителей № ЗР-180 от 12/12/2014
Вступила в силу с: 17.03.2015


Редакция от 22.04.2011, принята документом Закон Республики Армения О внесении изменения в Закон Республики Армения О защите прав потребителей № ЗР-86 от 22/04/2011
Вступила в силу с: 02.05.2011


Редакция от 29.10.2010, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнений в Закон Республики Армения О защите прав потребителей № ЗР-144 от 29/10/2010
Вступила в силу с: 20.11.2010


Редакция от 12.07.2008, принята документом Закон Республики Армения О внесении дополнений в Закон Республики Армения О защите прав потребителей № ЗР-125 от 12/07/2008
Вступила в силу с: 24.01.2009