Не вступил в действие

О вступлении в силу документа смотри пункт 4.

ПРИКАЗ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 24 октября 2025 года №626

О некоторых вопросах, связанных с применением контрольно-кассовых машин

В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 111, пунктом 2 статьи 113 Налогового кодекса Республики Казахстан и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах", ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые:

1) Правила применения контрольно-кассовых машин и перечень требований к содержанию чека контрольно-кассовой машины согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) Правила включения в перечень и исключения из перечня оператора фискальных данных согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) Квалификационные требования, предъявляемые к потенциальному оператору фискальных данных согласно приложению 3 к настоящему приказу;

4) форму налогового заявления о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе согласно приложению 4 к настоящему приказу;

5) форму налогового заявления о снятии с учета контрольно-кассовой машины согласно приложению 5 к настоящему приказу;

6) форму налогового заявления об исполнении обязательств, возникших при эксплуатации контрольно-кассовой машины, согласно приложению 6 к настоящему приказу;

7) форму налогового заявления о включении модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр, согласно приложению 7 к настоящему приказу.

2. Признать утратившими силу некоторые приказы Министерства финансов Республики Казахстан согласно приложению 8 к настоящему приказу.

3. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2026 года и подлежит официальному опубликованию.

Министр финансов Республики Казахстан

М.Такиев

Согласован

Министерством искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан

 

Приложение 1

к Приказу Министра финансов Республики Казахстан от 24 октября 2025 года №626

Правила применения контрольно-кассовых машин и перечень требований к содержанию чека контрольно-кассовой машины

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила применения контрольно-кассовых машин и перечень требований к содержанию чека контрольно-кассовой машины (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 111 Налогового Кодекса Республики Казахстан (далее – Налоговый Кодекс) и подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан "О государственных услугах" (далее – Закон) и определяют порядок применения контрольно-кассовой машины и перечень требований к содержанию чека контрольно-кассовой машины.

2. В настоящих Правилах используется следующие понятия и сокращения:

1) подключение контрольно-кассовых машин к программно-аппаратному комплексу оператора фискальных данных посредством VPN – подключение контрольно-кассовых машин к серверу оператора фискальных данных по специальному защищенному каналу связи с достоверной идентификацией;

2) единая транспортная среда государственных органов (далее – ЕТС ГО) – сеть телекоммуникаций, входящая в информационно-коммуникационную инфраструктуру "электронного правительства" и предназначенная для обеспечения взаимодействия локальных (за исключением локальных сетей, имеющих доступ к Интернету), ведомственных и корпоративных сетей телекоммуникаций государственных органов, их подведомственных организаций и органов местного самоуправления, а также иных субъектов информатизации, определенных уполномоченным органом, с соблюдением требуемого уровня информационной безопасности;

3) услугополучатель – налогоплательщик либо лицо, состоящее в трудовых отношениях с услугополучателем или действующее от его имени на основании доверенности, договора или ином законном основании, осуществляющее денежные расчеты с покупателем (клиентом) с применением контрольно-кассовой машины и отвечающее за ее работу;

4) услугодатель – территориальные органы Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан по районам, городам и районам в городах, на территории специальных экономических зон;

5) договор оказания услуг – документ, удостоверяющий заключение соглашения между налогоплательщиком и оператором фискальных данных в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан с целью определения условий оказания оператором фискальных данных услуг налогоплательщику, в бумажном и/или электронном виде;

6) информационная система "Интегрированная система налогового администрирования" (далее – ИС "ИСНА") – информационная система органов государственных доходов, обеспечивающая постановку, изменение сведений, указанных в регистрационной карточке и снятие с регистрационного учета контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных;

7) токен – числовой код, сгенерированный сервером оператора фискальных данных для идентификации контрольно–кассовых машин и защиты от несанкционированного доступа при передаче данных о денежных расчетах на сервер оператора фискальных данных;

8) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет;

9) оператор фискальных данных – юридическое лицо, обеспечивающее передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в налоговые органы по сетям телекоммуникаций общего пользования;

10) портал оператора фискальных данных – интернет-ресурс оператора фискальных данных, подсистема программно-аппаратного комплекса оператора фискальных данных, необходимая для решения следующих задач: регистрации организации, регистрации контрольно-кассовых машин в уполномоченном органе, управления пользователями организации, выдачи пользователям токена для работы с контрольно-кассовыми машинами, просмотра фискальных операций, X и Z отчетов по кассам организации, проверка фискального признака или автономного кода контрольного чека;

11) фискальный признак – отличительный символ, отражаемый на контрольных чеках в качестве подтверждения работы контрольно-кассовые машины в фискальном режиме;

12) сообщение – структура, состоящая из заголовка и тела сообщения в формате XML и служащая для передачи информации из информационной системы оператора фискальных данных в ИС "ИСНА" и наоборот;

13) шлюз "электронного правительства" (далее – ШЭП) – ИС, предназначенная для интеграции объектов информатизации "электронного правительства" с иными объектами информатизации "электронного правительства";

14) внешний шлюз "электронного правительства" (далее – ВШЭП) – подсистема шлюза "электронного правительства", предназначенная для обеспечения взаимодействия информационных систем, находящихся в единой транспортной среде государственных органов, с информационными системами, находящимися вне единой транспортной среды государственных органов;

15) информационная система "SDF" – информационная система органов государственных доходов, обеспечивающая прием, хранение сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг;

16) Virtual Private Network (далее – VPN) – виртуальная частная сеть для обмена информацией двух узлов;

17) VLAN (англ. Virtual Local Area Network) – это виртуальная локальная сеть (группа сетевых ресурсов, которые физически находятся в различных сегментах, но логически связаны друг с другом и объединены в один широковещательный домен).

3. В соответствии с подпунктом 11) пункта 2 статьи 5 Закона, услугодатель обеспечивает внесение данных в информационную систему мониторинга оказания государственных услуг о стадии оказания государственной услуги в порядке, установленном уполномоченным органом в сфере информатизации.

При внесении изменений и (или) дополнений в настоящие Правила услугодатель в течение 3 (трех) рабочих дней после регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан направляет информацию о внесении изменений в порядок оказания государственной услуги в Единый контакт-центр и оператору информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства".

4. Услугодатель обеспечивает бесперебойное функционирование информационной системы, содержащие необходимые сведения для оказания государственных услуг. В случае сбоя в информационных системах, используемых при оказании государственных услуг, услугодатель обеспечивает устранение технических неполадок и уведомляет соответствующих уполномоченных лиц в течение 1 (одного) рабочего дня.

5. Применение контрольно-кассовых машин включает в себя:

1) постановку контрольно-кассовой машины на учет;

2) внесение изменений в регистрационные данные;

3) снятие контрольно-кассовой машины с учета;

4) эксплуатацию контрольно-кассовых машин;

5) требования к содержанию чека контрольно-кассовых машин;

6) включение модели контрольно-кассовых машин в реестр контрольно-кассовых машин.

7) прием, хранение сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также их передачу в налоговые органы.

6. Перечень основных требований к оказанию государственной услуги "Постановка и снятие с учета контрольно-кассовых машин" указан в приложении 1 к настоящим Правилам;

7. Перечень основных требований к оказанию государственной услуги "Внесение новых моделей контрольно-кассовых машин в Государственный реестр контрольно-кассовых машин" в приложении 12 к настоящим Правилам.

Глава 2. Порядок оказания государственной услуги "Постановка и снятие с учета контрольно-кассовых машин"

Параграф 1. Постановка контрольно-кассовой машины на учет в органах государственных доходов

8. На территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных, модели которых включены в реестр кассовых машин, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 110 Налогового кодекса.

9. Контрольно-кассовые машины подлежат постановке на учет у услугодателя по месту использования, за исключением случаев, установленных настоящим пунктом.

У услугодателя по месту нахождения услугополучателей подлежат постановке на учет контрольно-кассовые машины, используемые при осуществлении деятельности через нестационарные или иные передвижные (мобильные) объекты

10. Услугополучатель направляет в электронном виде сведения на постановку контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных в ИС "ИСНА" услугодателя посредством интернет-ресурса ОФД либо через веб-портал "электронного правительства".

11. Передача сведений о контрольно-кассовых машинах с функцией фиксации и (или) передачи данных оператором фискальных данных в органы государственных доходов осуществляется в порядке, предусмотренном в соответствии с пунктом 3 статьи 111 Налогового кодекса.

12. Услугополучатель для постановки на учет контрольно-кассовой машины без передачи данных предоставляет услугодателю налоговое заявление о постановке контрольно-кассовой машины на учет у услугодателя на бумажном носителе, по форме согласно приложению 3 к настоящему приказу (далее – налоговое заявление).

13. Должностное лицо услугодателя при постановке на учет контрольно-кассовой машины без функции передачи данных, за исключением аппаратно-программных комплексов:

1) проверяет соответствие сведений, указанных в налоговом заявлении, представленных документов, модели контрольно-кассовой машины без функции передачи данных;

2) сверяет заводской номер контрольно-кассовой машины без функции передачи данных, указанный на маркировочной табличке, с номером, указанным в налоговом заявлении;

3) проверяет правильность оформления книги учета наличных денег и книги товарных чеков;

4) устанавливает фискальный режим работы контрольно-кассовой машины;

5) устанавливает пломбу услугодателя на корпус контрольно-кассовой машины с блоком фискальной памяти;

6) оформляет регистрационную карточку контрольно-кассовой машины без функции передачи данных;

7) заверяет регистрационную карточку контрольно-кассовой машины без функции передачи данных, книги учета наличных денег и товарных чеков личной подписью и печатью, предусмотренной для их заверения;

8) проверяет соответствие модели контрольно-кассовой машины без функции передачи данных с моделями, внесенными в государственный реестр контрольно-кассовых машин;

9) возвращает услугополучателю:

контрольно-кассовую машину с блоком фискальной памяти с установленным фискальным режимом работы и пломбой услугодателя;

заверенные книги учета наличных денег и товарных чеков;

10) выдает услугополучателю регистрационную карточку контрольно-кассовой машины.

14. Должностное лицо услугодателя при постановке на учет контрольно-кассовой машины, являющейся аппаратно-программным комплексом без функции передачи данных:

1) проверяет соответствие сведений, указанных в налоговом заявлении, представленных документов, модели контрольно-кассовой машины без функции передачи данных;

2) краткое описание функциональных возможностей и характеристик аппаратно-программного комплекса;

3) руководство по использованию модуля "Рабочее место налогового инспектора" заявленной для постановки на учет в налоговом органе модели аппаратно-программного комплекса

15. Услугодателем постановка на регистрационный учет контрольно-кассовой машины осуществляется в течение 2 (двух) рабочих дней со дня получения сведений оператора фискальных данных либо налогового заявления, предусмотренного подпунктом 1) пункта 3 статьи 111 Налогового кодекса.

При представлении сведений о контрольно-кассовых машинах с функцией фиксации и (или) передачи данных оператором фискальных данных, обработка сведений осуществляется в электронном виде.

При представлении услугополучателем на бумажном носителе налогового заявления о постановке на учет контрольно-кассовой машины без передачи данных с неполным пакетом документов, предусмотренных пунктом 8 Перечня основных требований к оказанию государственной услуги "Постановка и снятие с учета контрольно-кассовых машин" согласно приложению 1 к настоящему приказу, услугодатель отказывает в приеме документов.

16. Регистрационная карточка контрольно-кассовой машины выдается услугополучателю при постановке контрольно-кассовой машины на учет у услугодателя, хранится в течение всего срока эксплуатации контрольно-кассовой машины и предъявляется по требованию должностного лица услугодателя.

17. Основанием для отказа в оказании государственной услуги является несоответствие услугополучателя и (или) представленных материалов, объектов, данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги, требованиям пунктов 13 и 14 установленным настоящими Правилами.

Параграф 2. Внесение изменений в регистрационные данные контрольно-кассовой машины

18. Услугополучатель направляет в электронном виде сведения на изменение сведений, указанных в регистрационной карточке контрольно-кассовой машины с функцией фиксации и (или) передачи данных в информационную систему услугодателя посредством интернет-ресурса оператора фискальных данных либо через веб-портал "электронного правительства".

19. Услугополучатель предоставляет услугодателю на бумажном носителе налоговое заявление для изменения сведений, указанных в регистрационной карточке контрольно-кассовой машины без передачи данных, по форме согласно приложению 3 к настоящему Приказу.

20. Услугополучателем в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня возникновения изменений, указанных в регистрационной карточке контрольно-кассовой машины, осуществляются действия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 111 Налогового кодекса.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ МИНИСТРА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Правила применения контрольно-кассовых машин и перечень требований к содержанию чека контрольно-кассовой машины Глава 1. Общие положения Глава 2. Порядок оказания государственной услуги "Постановка и снятие с учета контрольно-кассовых машин" Параграф 1. Постановка контрольно-кассовой машины на учет в органах государственных доходов Параграф 2. Внесение изменений в регистрационные данные контрольно-кассовой машины Параграф 3. Снятие контрольно-кассовой машины с учета в органах государственных доходов Параграф 4. Снятие фискального отчета Параграф 5. Эксплуатация контрольно-кассовых машин Параграф 6. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) услугодателя и (или) их должностных лиц по вопросам оказания государственных услуг Параграф 7. Порядок передачи сведений о контрольно-кассовых машинах с функцией фиксации и (или) передачи данных оператором фискальных данных в органы государственных доходов Глава 3. Перечень требований к содержанию чека контрольно-кассовой машины Глава 4. Порядок включения (исключения) моделей контрольно-кассовых машин в (из) государственный (государственного) реестр (реестра) контрольно-кассовых машин Параграф 8. Включение модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр Параграф 9. Исключение модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр Параграф 10. Порядок обжалования решений, действия (бездействие) услугодателя и (или) их должностных лиц по вопросам оказания государственных услуг Глава 5. Порядок приема, хранения сведений с контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, а также их передачи в органы государственных доходов оператором фискальных данных Параграф 11. Организация работы оператора фискальных данных Параграф 12. Порядок приема оператором фискальных данных сведений о денежных расчетах с контрольно-кассовой машины Параграф 13. Порядок хранения сведений с контрольно-кассовой машины Параграф 14. Порядок передачи сведений с контрольно-кассовой машины Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Правила включения в перечень и исключения из перечня оператора фискальных данных Глава 1. Общие положения Глава 2. Порядок включения в перечень оператора фискальных данных Глава 3. Исключение из перечня оператора фискальных данных Глава 4. Заключительные положения Приложение 1 Приложение 2 Квалификационные требования, предъявляемые к потенциальному оператору фискальных данных Глава 1. Общие положения Глава 2. Квалификационные требования, предъявляемые к потенциальному оператору фискальных данных Налоговое заявления о постановке контрольно-кассовой машины на учет в налоговом органе Налоговое заявления о снятии с учета контрольно-кассовой машины Налоговое заявления об исполнении обязательств, возникших при эксплуатации контрольно-кассовой машины Налоговое заявления о включении модели контрольно-кассовой машины в государственный реестр Перечень утративших силу некоторых приказов Министерства финансов Республики Казахстан

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 24 октября 2025 года №626
"О некоторых вопросах, связанных с применением контрольно-кассовых машин"

О документе

Номер документа:626
Дата принятия: 24.10.2025
Состояние документа:Не вступил в действие
Начало действия документа:01.01.2026
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде от 3 ноября 2025 года.

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 28 октября 2025 года №37238.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вводится в действие - с 1 января 2026 года.