Действует

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 23 июня 2025 года №ЗРУ-1070

О санации и ликвидации банков

Принят Законодательной палатой 13 февраля 2025 года

Одобрен Сенатом 29 апреля 2025 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с санацией и ликвидацией банков.

Действие настоящего Закона распространяется на банки, банковские группы и холдинговые компании, владеющие контрольным пакетом акций банка.

Если настоящим Законом не предусмотрены иные правила, то правила настоящего Закона, относящиеся к банкам, распространяются также на банковские группы и холдинговые компании, владеющие контрольным пакетом акций банка.

Статья 2. Законодательство о санации и ликвидации банков

Законодательство о санации и ликвидации банков состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о санации и ликвидации банков, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

холдинговая компания, владеющая контрольным пакетом акций банка (далее - холдинговая компания) - юридическое лицо, которое одновременно с контрольным пакетом акций банка владеет контрольным пакетом акций (долей) других финансовых институтов;

инструменты капитала - составные элементы регулятивного капитала санируемого банка;

специальный управляющий - физическое лицо, которому передаются полномочия наблюдательного совета и правления санируемого банка;

приобретатель - физическое или юридическое лицо, которому передаются (продаются) акции санируемого банка, а также банк, которому передаются (продаются) активы, требования и обязательства санируемого банка;

санация - при возникновении в банках состояния неплатежеспособности осуществление процедур санации, направленных на обеспечение непрерывности их критических важных функций, защиту интересов вкладчиков и кредиторов, и обеспечение финансовой стабильности;

процедуры санации - комплекс мероприятий, связанных с процессом применения инструментов санации и осуществления полномочий по санации;

субординированный долг - необеспеченное долговое обязательство банка, не подлежащее досрочному погашению по требованию кредитора и удовлетворяемое при ликвидации банка после удовлетворения требований вкладчиков и других кредиторов;

критически важные функции - виды услуг или операций банка, которые в случае прекращения их оказания или осуществления из-за сложности замены услугами или операциями другого банка могут привести к нарушению финансовой стабильности или ограничению предоставления услуг, необходимых для реальной экономики;

долговые инструменты - ценные бумаги, подтверждающие долговые обязательства, в том числе облигации, а также инструменты, предоставляющие право на владение долговыми ценными бумагами.

Статья 4. Уполномоченный государственный орган в области санации и ликвидации банков

Центральный банк Республики Узбекистан (далее - Центральный банк) является уполномоченным государственным органом в области санации и ликвидации банков.

Центральный банк принимает решения в пределах функций и полномочий по санации и ликвидации банков независимо от органов государственной власти и управления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 5. Отделение функций Центрального банка по санации банков от других его функций

Центральный банк осуществляет функции по санации банков отдельно от других функций, установленных законодательством, в том числе от надзорных функций.

Центральный банк определяет порядок взаимодействия структурного подразделения, осуществляющего санацию банков, со структурными подразделениями, осуществляющими функции надзора за деятельностью банков.

Статья 6. Сотрудничество в области санации и ликвидации банков

Центральный банк при осуществлении своих полномочий по санации и ликвидации банков в соответствии с настоящим Законом осуществляет сотрудничество и обмен информацией с государственными органами и организациями, а также надзорными органами иностранного государства, осуществляющими консолидированный надзор за деятельностью банка, который осуществляет деятельность в Республике Узбекистан (далее - иностранные надзорные органы).

Центральный банк уведомляет Агентство по гарантированию вкладов, Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан (далее - Министерство экономики и финансов), Совет финансовой стабильности, Центральный депозитарий ценных бумаг, а также платежные системы, участником которых является банк, о решении, связанном с санацией банка, в день вступления в силу данного решения.

Центральный банк уведомляет иностранный надзорный орган о решениях, связанных с санацией или принудительной ликвидацией банка, осуществляющего деятельность на территории Республики Узбекистан и принадлежащего иностранному банку.

Статья 7. Совет финансовой стабильности

Совет финансовой стабильности (далее - Совет) осуществляет полномочия по межведомственной координации в целях обеспечения финансовой стабильности, изучения (анализа) рисков возникновения системных финансовых кризисов в Республике Узбекистан, принятия мер по предотвращению их возникновения, а также управления возникшими финансовыми кризисами и устранения их последствий.

Совет является консультативным органом, решения которого принимаются на основании консенсуса членов Совета и носят рекомендательный характер.

Очередное заседание Совета проводится не реже одного раза в каждые шесть месяцев, а внеочередное - по требованию членов Совета.

Центральный банк выполняет функцию рабочего органа Совета.

Члены Совета предоставляют Совету все необходимые сведения, имеющие значение для его деятельности, в том числе сведения, охраняемые законодательством. Членам Совета и лицам, приглашенным на его заседания, а также другим лицам, участвующим в подготовке соответствующих сведений для Совета, запрещается разглашать сведения, охраняемые законодательством.

Состав Совета, его права и обязанности, а также другие вопросы, связанные с организацией деятельности Совета, устанавливаются решением Президента Республики Узбекистан.

Глава 2. Санация банка

§ 1. Цели и принципы санации
Статья 8. Цели санации банка

Целями санации банка являются:

предотвращение возникновения системного финансового кризиса и минимизация его негативных последствий;

обеспечение непрерывности критически важных функций банка;

защита прав и интересов вкладчиков;

минимизация выделения средств из Государственного бюджета Республики Узбекистан (далее - Государственный бюджет), необходимых для санации банка.

Цели санации одинаково важны и Центральный банк вправе отдать приоритет определенным целям в отдельных случаях, связанных с санацией.

Статья 9. Принципы санации банка

Принципами санации банка являются:

покрытие убытков в первую очередь за счет акционеров санируемого банка;

гарантирование прав и законных интересов вкладчиков и кредиторов банка;

полная защита гарантированных вкладов и их части, превышающей предел гарантирования;

переход полномочий органов управления;

неотвратимость ответственности;

ограничение убытков вкладчиков и кредиторов банка.

Статья 10. Принцип покрытия убытков в первую очередь за счет акционеров санируемого банка

При санации банка убытки в первую очередь покрываются за счет акционеров санируемого банка. При этом в отношении общего размера убытков каждый акционер несет ответственность пропорционально размеру собственной доли в уставном капитале банка и в пределах стоимости принадлежащих ему акций.

Статья 11. Принцип гарантирования прав и законных интересов вкладчиков и кредиторов банка

Права и законные интересы вкладчиков и кредиторов санируемого банка гарантируются путем соблюдения очередности удовлетворения требований, установленной в статье 64 настоящего Закона. При этом права и законные интересы однородных вкладчиков и кредиторов гарантируются в равной степени, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 12. Принцип полной защиты гарантированных вкладов и их части, превышающей предел гарантирования

В отношении вкладов, гарантированных в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О гарантиях защиты вкладов в банках", и их части, превышающей пределы гарантирования, не применяется инструмент списания и (или) конвертации.

Статья 13. Принцип перехода полномочий органов управления

Полномочия общего собрания акционеров санируемого банка переходят к Центральному банку, а полномочия наблюдательного совета и правления к назначаемым Центральным банком наблюдательному совету и правлению банка или специальному управляющему.

Статья 14. Принцип неотвратимости ответственности

Виновные лица, которые довели банк до неплатежеспособности, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Статья 15. Принцип ограничения убытков вкладчиков и кредиторов банка

Не допускается понесение вкладчиком или кредитором убытков в результате санации банка больше, чем они понесли бы в рамках принудительной ликвидации данного банка.

§ 2. Подготовка к санации
Статья 16. План санации банка

Центральный банк разрабатывает план санации для системно значимого банка. План санации включает в себя процедуры санации, которые могут быть применены Центральным банком в отношении системно значимого банка.

План санации, разработанный для системно значимого банка, должен пересматриваться не реже одного раза в год, а также пересматриваться и при необходимости обновляться при возникновении существенных изменений в организационной структуре и (или) финансовом состоянии банка или наличии других факторов, которые могут повлиять на применимость плана санации или его содержание.

Центральный банк также может разработать план санации для банков, не являющихся системно значимыми, но выполняющих критически важные функции. При этом периодичность пересмотра плана санации определяется Центральным банком.

Краткое изложение плана санации представляется банку, для которого он был разработан.

Банк, для которого был разработан план санации, незамедлительно уведомляет Центральный банк о любом случае, который может потребовать пересмотра или обновления плана санации.

По требованию Центрального банка банк участвует в разработке и обновлении плана санации, разработанного для него.

Осуществление потерявших свою актуальность процедур, определенных планом санации, не имеет обязательного значения для Центрального банка.

При возникновении оснований для начала санации банка Центральный банк может принять решение о его санации, даже если для этого банка не был разработан план санации.

Порядок разработки плана санации и требования, предъявляемые к его содержанию определяются Центральным банком.

Статья 17. Оценка санируемости банка и устранение существующих препятствий

План санации банка включает в себя оценку санируемости данного банка.

Банк считается санируемым, если имеется возможность достижения целей санации посредством осуществления процедур санации банка.

При оценке санируемости банка Центральный банк проводит анализ следующих факторов:

возможность передачи (перевода) основного направления деятельности и критически важных функций банка третьим лицам;

уровень соответствия системы корпоративного управления банка его основному направлению деятельности и критически важным функциям;

наличие персонала, инфраструктуры, а также механизмов финансирования, обеспечения ликвидности и капитала, необходимых для поддержки основного направления деятельности и выполнения критически важных функций банка;

исполнение банком в полном объеме договоров об оказании услуг при санации банка;

наличие в банке информационной системы, обеспечивающей постоянное получение точной и полной информации;

эффективность и целесообразность использования инструментов санации для достижения целей санации;

степень влияния санации банка на финансовую систему, функционирование платежных систем, доверие к банковской системе и влияние на экономику;

возможность снижения негативного влияния банка на другие банки или финансовый рынок посредством использования инструментов и полномочий по санации;

возможность сотрудничества с иностранными надзорными органами и осуществления обмена информацией;

иные факторы, которые Центральный банк сочтет необходимыми.

При оценке санируемости банка Центральный банк не учитывает следующие факторы:

финансовая помощь государства;

покрытие дефицита ликвидности за счет кредита Центрального банка, предоставляемого на условиях обеспеченности, срочности и платности, за исключением экстренной поддержки ликвидности коммерческих банков в соответствии со статьей 33 Закона Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан".

Правило, установленное в части четвертой настоящей статьи, не исключает использование финансовой помощи от государства при санации.

Если в результате оценки санируемости банка будет выявлено наличие определенных препятствий для осуществления Центральным банком санации, то Центральный банк требует от банка разработать в течение указанного срока план мероприятий по устранению этих препятствий.

Разработанный банком план мероприятий по устранению препятствий для возможности санации согласуется с Центральным банком и банком принимаются меры по его исполнению в установленные сроки.

Если Центральный банк придет к выводу, что разработанный план мероприятий не способен устранить препятствия для возможности санации, он вправе требовать от банка следующее:

ограничить размеры рисков;

продать некоторые активы;

ограничить или приостановить предоставление банковских услуг, осуществление текущих и (или) запланированных операций;

не затрагивая имущественные права прямых владельцев акций, организационную структуру и (или) деятельность банка и (или) банковской группы уменьшить дробление владельцев акций (от потенциального приобретателя до бенефициарного собственника) более трех уровней, а также в целях облегчения санации и обеспечения непрерывности критически важных функций банка создать на территории Республики Узбекистан холдинговую компанию, основное общество или дочернюю компанию;

в целях санации предоставлять дополнительную информацию на постоянной основе или по запросу Центрального банка.

Статья 18. Проведение оценки для санации

Центральный банк до принятия решения о санации обеспечивает проведение оценку активов и обязательств, а также внебалансовых статей банка (далее - оценка).

Оценка проводится аудиторской организацией, соответствующей требованиям, установленным статьей 75 Закона Республики Узбекистан "О банках и банковской деятельности" или оценочной организацией (далее - оценщик).

Отчет об оценке основывается на следующих бухгалтерских и других документах:

бухгалтерский баланс, а также отчет о прибылях и убытках банка на дату составления отчета об оценке;

анализ и оценка учетной стоимости активов и обязательств банка;

перечень обязательств, отраженных на балансовых и внебалансовых счетах бухгалтерской отчетности банка, с указанием срока их погашения;

другие сведения, требуемые Центральным банком, имеющие значение для оценки.

В отчете об оценке должны быть отражены все убытки банка на момент начала санации.

Результаты оценки используются в следующих целях:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Цель и сфера применения настоящего Закона Статья 2. Законодательство о санации и ликвидации банков Статья 3. Основные понятия Статья 4. Уполномоченный государственный орган в области санации и ликвидации банков Статья 5. Отделение функций Центрального банка по санации банков от других его функций Статья 6. Сотрудничество в области санации и ликвидации банков Статья 7. Совет финансовой стабильности Глава 2. Санация банка § 1. Цели и принципы санации Статья 8. Цели санации банка Статья 9. Принципы санации банка Статья 10. Принцип покрытия убытков в первую очередь за счет акционеров санируемого банка Статья 11. Принцип гарантирования прав и законных интересов вкладчиков и кредиторов банка Статья 12. Принцип полной защиты гарантированных вкладов и их части, превышающей предел гарантирования Статья 13. Принцип перехода полномочий органов управления Статья 14. Принцип неотвратимости ответственности Статья 15. Принцип ограничения убытков вкладчиков и кредиторов банка § 2. Подготовка к санации Статья 16. План санации банка Статья 17. Оценка санируемости банка и устранение существующих препятствий Статья 18. Проведение оценки для санации Статья 19. Порядок и условия отбора оценщика § 3. Начало санации Статья 20. Основания для начала санации Статья 21. Решение о запуске санации банка и ее последствия Статья 22. Специальный управляющий § 4. Инструменты санации Статья 23. Виды инструментов санации Статья 24. Общие положения об инструменте передачи (продажи) активов и обязательств Статья 25. Применение инструмента передачи (продажи) активов и обязательств Статья 26. Условия применения инструмента передачи (продажи) активов и обязательств Статья 27. Промежуточный банк Статья 28. Особенности создание и функционирование промежуточного банка Статья 29. Прекращение деятельности промежуточного банка Статья 30. Списание и (или) конвертация инструментов капитала Статья 31. Списание и (или) конвертация обязательств Статья 32. Коэффициент конвертации инструментов капитала и (или) приемлемых обязательств в долевые инструменты Статья 33. Обязательства, приемлемые для списания и (или) конвертации Статья 34. Исключение списания и (или) конвертации обязательств Статья 35. План реорганизации деятельности санируемого банка § 5. Механизмы финансирования санации Статья 36. Использование средств Фонда гарантирования при санации Статья 37. Использования средств Государственного бюджета при санации Статья 38. Возмещение предоставленных денежных средств и понесенных расходов при санации Статья 39. Фонд санации § 6. Полномочия по санации и их осуществление Статья 40. Полномочия Центрального банка по санации Статья 41. Приостановление выполнения обязательств § 7. Гарантии и завершение санации Статья 42. Недопущение ухудшения положения кредиторов при санации Статья 43. Оценка убытков акционеров и кредиторов Статья 44. Защита обеспеченных обязательств Статья 45. Защита платежных и расчетных систем при санации Статья 46. Завершение санации Глава 3. Ликвидация банка § 1. Правила по ликвидации банка Статья 47. Общие правила по ликвидации банка Статья 48. Лица, участвующие в процессе ликвидации банка § 2. Добровольная ликвидация банка Статья 49. Получение согласия Центрального банка на добровольную ликвидацию банка Статья 50. Выдача предварительного разрешения Статья 51. Отказ в выдаче предварительного разрешения Статья 52. Выдача итогового разрешения Статья 53. Отказ в выдаче итогового разрешения Статья 54. Полномочия и функции ликвидатора при добровольной ликвидации банка Статья 55. Решения при добровольной ликвидации, подлежащие согласованию с Центральным банком § 3. Принудительная ликвидация банка Статья 56. Решение о принудительной ликвидации банка Статья 57. Приоритетные задачи при принудительной ликвидации банка Статья 58. Инструменты, используемые в процессе принудительной ликвидации банка Статья 59. Последствия начала принудительной ликвидации банка Статья 60. Права ликвидатора при принудительной ликвидации банка Статья 61. Функции ликвидатора при принудительной ликвидации банка Статья 62. Передача дела, связанного с принудительной ликвидацией банка, в суд Статья 63. Формирование реестра требований кредиторов Статья 64. Очередность удовлетворения требований кредиторов Статья 65. Расчеты с кредиторами Статья 66. Взаимозачет требований ликвидируемого банка и кредитора Статья 67. Ликвидационная масса Статья 68. Расходы, связанные с принудительной ликвидацией банка Статья 69. Полномочия Центрального банка по ликвидации банка Статья 70. Завершение ликвидации банка Глава 4. Конфиденциальность информации и обмен информацией Статья 71. Конфиденциальность информации Статья 72. Обмен информацией Глава 5. Право обращения в суд, правовая защита и ответственность за доведение банка до неплатежеспособности (банкротства) Статья 73. Право обращения в суд Статья 74. Правовая защита Статья 75. Ответственность за доведение банка до неплатежеспособности (банкротства) Глава 6. Заключительные положения Статья 76. Разрешение споров Статья 77. Ответственность за нарушение законодательства о санации и ликвидации банков Статья 78. Внесение дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан Статья 79. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона Статья 80. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом Статья 81. Вступление в силу настоящего Закона

Закон Республики Узбекистан от 23 июня 2025 года №ЗРУ-1070
"О санации и ликвидации банков"

О документе

Номер документа:ЗРУ-1070
Дата принятия: 23.06.2025
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:25.09.2025
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Нет сведений

Примечание к документу

В соответствии со статьей 81 настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования - с 25 сентября 2025 года.