Не вступил в действие

О вступлении в силу документа смотри статью 32.

Неофициальный перевод

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 10 июля 2025 года №249

О национальной безопасности Республики Молдова

Принимая во внимание развитие ситуации в области безопасности, стратегическую цель Республики Молдова по укреплению национальной устойчивости и необходимость защиты национальных интересов государства и его граждан,

Учитывая положения Конституции Республики Молдова, а также международные договоры и обязательства Республики Молдова, касающиеся национальной безопасности,

Парламент принимает настоящий органический закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет и цель закона

(1) Настоящий закон регулирует национальную безопасность Республики Молдова (далее - национальная безопасность) и устанавливает:

a) нормативную и институциональную базу для организации и функционирования системы национальной безопасности, а также ее координацию;

b) общие принципы и функции системы национальной безопасности;

c) структуру и функционирование системы национальной безопасности, а также компетенции органов публичной власти, наделенных полномочиями по руководству, координации и контролю обеспечения национальной безопасности;

d) политику национальной безопасности и стратегическое планирование, которые включают выявление, предотвращение и управление угрозами, рисками, опасностями и уязвимостями;

e) осуществление демократического гражданского контроля над функционированием системы национальной безопасности и применением силы;

f) меры, необходимые для обеспечения соблюдения основных прав и свобод, а также соответствия предпринятых действий и мер принципам правового государства и международным обязательствам Республики Молдова.

(2) Целью закона является создание нормативной и институциональной базы, обеспечивающей баланс между требованиями национальной безопасности и защитой основных прав и свобод человека в соответствии с международными нормами и стандартами.

Статья 2. Сфера применения

(1) Настоящий закон распространяется на все органы публичной власти и публичные учреждения независимо от организационно-правовой формы, которые в соответствии с полномочиями, установленными в нормативных актах, обеспечивают или способствуют обеспечению национальной безопасности путем осуществления определенных функций системы национальной безопасности в областях и подобластях, находящихся в их ведении.

(2) Настоящий закон распространяется:

a) на отраслевые органы центрального публичного управления, как они указаны в статье 2 Закона о центральном отраслевом публичном управлении №98/2012;

b) на автономные органы публичной власти, осуществляющие деятельность в областях, относящихся к национальной безопасности;

c) на органы местного публичного управления - в той мере, в какой положения настоящего закона не противоречат положениям специальных нормативных актов, регулирующих деятельность этих органов;

d) на публичные и частные субъекты - в той мере, в какой они осуществляют свои полномочия, владеют стратегическими ресурсами или предоставляют основные услуги для обеспечения национальной безопасности;

e) на граждан - в случае их участия в деятельности по обеспечению национальной безопасности, согласно положениям настоящего закона и других релевантных нормативных актов.

(3) Публичные и частные субъекты, осуществляющие полномочия, владеющие стратегическими ресурсами или предоставляющие основные услуги по обеспечению национальной безопасности, сотрудничают в соответствии с законодательством с компетентными органами публичной власти и публичными учреждениями, разделяя ответственность и обеспечивая обмен информацией и ресурсами, в целях выявления, предупреждения и управления угрозами, рисками, опасностями и уязвимостями в областях, предусмотренных в части (5) статьи 16.

(4) Применение положений настоящего закона к юридическим лицам публичного или частного права, включая экономических операторов, поставщиков основных услуг и субъектов в области средств массовой информации, осуществляется в соответствии с принципом пропорциональности ограничений, равенства перед законом и с соблюдением основных прав и свобод, в частности экономической свободы и свободы выражения мнения.

(5) Меры, предусмотренные настоящим законом, не могут толковаться или применяться в целях необоснованного ограничения основных прав и свобод и должны быть необходимыми, надлежащими и соразмерными преследуемой законной цели в соответствии с Конституцией Республики Молдова (далее - Конституция) и международными договорами, стороной которых является Республика Молдова.

Статья 3. Понятия

Для целей настоящего закона следующие понятия означают:

1) угроза - любое действие, событие или фактор, прямо или косвенно воздействующее своим проявленным потенциалом и намерением на национальную безопасность, нанося ущерб национальным интересам;

2) риск - уровень подверженности определенным угрозам, опасностям, инцидентам, чрезвычайным ситуациям или кризисам, определяемый по совокупности вероятности их возникновения и воздействия их последствий;

3) опасность - неопределенная ситуация, характеризующаяся наличием потенциала нанесения ущерба национальной безопасности и национальным интересам, обусловленная определенными возможностями или факторами, намеренность проявления которых неизвестна или не очевидна, но последствия которых требуют принятия мер предупреждения и обеспечения институциональной готовности;

4) уязвимость - слабые места, недостатки и/или дисфункциональность системы, инфраструктуры, ресурсов или услуг либо процессов, которые могут быть использованы определенными внутренними или внешними факторами и которые могут способствовать возникновению/материализации угрозы или возникновению опасности;

5) национальные интересы - потребности граждан, общества и государства, свободно выраженные, основанные на национальных ценностях, национальном единстве или на волеизъявлении большинства населения, выраженного в ходе избирательного процесса, формирующие стратегические направления политики национальной безопасности, и реализация которых обеспечивает существование, стабильность и устойчивое развитие Республики Молдова;

6) политика национальной безопасности - совокупность согласованных решений органов публичной власти и публичных учреждений, которые производят изменения в системе национальной безопасности или воздействуют на нее, способствуя решению определенных проблем и достижению особых целей, с соблюдением принципов правового государства и международных обязательств Республики Молдова;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава I. Общие положения Статья 1. Предмет и цель закона Статья 2. Сфера применения Статья 3. Понятия Статья 4. Нормативная база, касающаяся национальной безопасности Глава II. Структура и функционирование системы национальной безопасности Статья 5. Принципы системы национальной безопасности Статья 6. Общие функции системы национальной безопасности Статья 7. Сектор безопасности Статья 8. Государственная безопасность Статья 9. Национальная оборона Статья 10. Общественный порядок и безопасность Статья 11. Другие органы публичной власти и публичные учреждения, субъекты, являющиеся составной частью системы национальной безопасности Глава III. Органы, осуществляющие полномочия по руководству в обеспечении национальной безопасности Статья 12. Президент Республики Молдова Статья 13. Парламент Статья 14. Правительство Статья 15. Национальный совет безопасности Глава IV. Политика национальной безопасности и стратегическое планирование Статья 16. Политика национальной безопасности Статья 17. Планирование национальной безопасности Статья 18. Документы стратегического планирования, связанные с национальной безопасностью Статья 19. Стратегия национальной безопасности Республики Молдова Статья 20. Разработка и утверждение Стратегии национальной безопасности Республики Молдова Статья 21. Процесс управления рисками для национальной безопасности Статья 22. Оценка воздействия на национальную безопасность в рамках планирования на национальном уровне Статья 23. Защита секретной информации Статья 24. Утверждение систем криптографической защиты Глава V. Демократический гражданский контроль Статья 25. Демократический гражданский контроль Статья 26. Контроль, осуществляемый Президентом Республики Молдова Статья 27. Парламентский контроль Статья 28. Контроль, осуществляемый Правительством Статья 29. Судебный контроль Статья 30. Независимые органы, осуществляющие контроль сектора безопасности Статья 31. Общественный контроль Глава VI. Заключительные положения Статья 32. Заключительные положения Внесение изменений в некоторые нормативные акты

Закон Республики Молдова от 10 июля 2025 года №249
"О национальной безопасности"

О документе

Номер документа:249
Дата принятия: 10.07.2025
Состояние документа:Не вступил в действие
Начало действия документа:04.10.2025
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова 4 сентября 2025 года №463-466 статья №627.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 32 настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его опубликования в Официальном мониторе Республики Молдова - с 4 октября 2025 года.