Дата обновления БД:
22.07.2025
Добавлено/обновлено документов:
372 / 942
Всего документов в БД:
326070
ПРИКАЗ И.О. МИНИСТРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 28 июня 2025 года №59
Об утверждении Правил планирования и реализации государственных инвестиционных проектов, разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения, технико-экономического и финансово-экономического обоснований, определения целесообразности бюджетного кредитования, формирования портфеля государственных инвестиционных проектов, а также корректировки утвержденных (уточненных) параметров, отбора, мониторинга и оценки реализации государственных инвестиционных проектов
В соответствии с пунктом 9 статьи 148, пунктом 9 статьи 149, пунктом 1 статьи 150, пунктом 6 статьи 152, пунктом 3 статьи 153, подпунктами 1) и 2) статьи 155 Бюджетного кодекса Республики Казахстан и подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О государственной статистике" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила планирования и реализации государственных инвестиционных проектов, разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения, технико-экономического и финансово-экономического обоснований, определения целесообразности бюджетного кредитования, формирования портфеля государственных инвестиционных проектов, а также корректировки утвержденных (уточненных) параметров, отбора, мониторинга и оценки реализации государственных инвестиционных проектов.
2. Департаменту развития отраслей экономики и мониторинга инвестиционных проектов Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить в течение пяти рабочих дней со дня подписания настоящего приказа его направление для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан и на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан после его первого официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2025 года.
Исполняющий обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан
Амрин Азамат Кеменгерович
Согласован Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан |
|
Согласован Министерством финансов Республики Казахстан |
|
Утверждены Приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 июня 2025 года №59
Правила планирования и реализации государственных инвестиционных проектов, разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения, технико-экономического и финансово-экономического обоснований, определения целесообразности бюджетного кредитования, формирования портфеля государственных инвестиционных проектов, а также корректировки утвержденных (уточненных) параметров, отбора, мониторинга и оценки реализации государственных инвестиционных проектов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила планирования и реализации государственных инвестиционных проектов, разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения, технико-экономического и финансово-экономического обоснований, определения целесообразности бюджетного кредитования, формирования портфеля государственных инвестиционных проектов, а также корректировки утвержденных (уточненных) параметров, отбора, мониторинга и оценки реализации государственных инвестиционных проектов (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 9 статьи 148, пунктом 9 статьи 149, пунктом 1 статьи 150, пунктом 6 статьи 152, пунктом 3 статьи 153, подпунктами 1) и 2) статьи 155 Бюджетного кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и определяют порядок планирования и реализации государственных инвестиционных проектов (далее – ГИП), разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения, технико-экономического и финансово-экономического обоснований, определения целесообразности бюджетного кредитования, формирования портфеля ГИП, а также корректировки утвержденных (уточненных) параметров, отбора, мониторинга и оценки реализации ГИП.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) Специальный государственный фонд – контрольный счет наличности, открытый в государственном казначействе в соответствии с Кодексом, для зачисления поступлений денег и расходованием их с целью финансирования социальных, экономических проектов Республики Казахстан, а также расходов уполномоченного органа по возврату незаконно приобретенных активов в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан;
2) критически важные объекты – объекты, аварийное прекращение деятельности которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций глобального или регионального масштаба, а также общегосударственные инфраструктурные объекты, обеспечивающие социально-экономическое развитие центров экономического роста в долгосрочной перспективе;
3) оценка (в ходе экономической экспертизы) – выводы, характеризующие информацию, представленную в технико-экономическом либо финансово-экономическом обосновании государственного инвестиционного проекта;
4) администратор бюджетных программ (далее – АБП) – государственный орган, ответственный за планирование, обоснование, реализацию и достижение результатов бюджетных программ, определяемый согласно возложенным на него законодательством Республики Казахстан функциям, полномочиям и компетенциям;
5) бюджетные инвестиции – финансирование из республиканского или местного бюджета, направленное, на реализацию бюджетных инвестиционных проектов, бюджетных инвестиций, на инвестиционные затраты автономных организаций образования, а также на участие государства в уставных капиталах субъектов квазигосударственного сектора;
6) источники финансирования по бюджетным инвестициям – средства республиканского и/или местных бюджетов, в том числе заемные средства, а также средства Специального государственного фонда, направленные на реализацию бюджетных инвестиций;
7) экономический эффект от реализации бюджетных инвестиций – показатели прямого и косвенного экономического эффекта, ожидаемые от реализации бюджетных инвестиций, отраженные в расчете показателей экономического эффекта;
8) результативность бюджетных инвестиций – наличие доказательств, подтвержденных расчетами, экономической и финансовой эффективности бюджетных инвестиций посредством формирования и (или) увеличения уставного капитала юридического лица, а также возможности достижения показателей результатов, наличие показателей эффективности и качества. 9) целесообразность бюджетных инвестиций – обоснование экономической целесообразности осуществления бюджетных инвестиций посредством формирования и (или) увеличения уставного капитала юридического лица и реализации бюджетных инвестиционных проектов, их влияния на экономику страны и соответствие проекта положениям документов Системы государственного планирования, включая планов развития государственных органов или областей, городов республиканского значения, столицы, планов развития и (или) мероприятий субъектов квазигосударственного сектора;
10) бюджетный инвестиционный проект (далее – БИП) – совокупность мероприятий, направленных на создание (строительство) новых либо реконструкцию имеющихся объектов, а также создание и развитие объектов информатизации, реализуемых за счет бюджетных средств в течение определенного периода времени и имеющих завершенный характер;
11) экономическое заключение по бюджетному инвестиционному проекту – заключение центрального уполномоченного органа по бюджетной политике или местного уполномоченного органа по государственному планированию на предмет экономической целесообразности реализации бюджетного инвестиционного проекта, его влияния на экономику страны и соответствие документам Системы государственного планирования, подготовленное на основании заключения экономической экспертизы технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта;
12) мониторинг бюджетных инвестиционных проектов – совокупность мероприятий по регулярному и систематическому сбору и анализу информации о ходе создания (строительства) новых, реконструкции имеющихся объектов с момента выделения бюджетных средств до момента ввода в эксплуатацию;
13) оценка реализации бюджетных инвестиционных проектов – совокупность мер по определению степени достижения целей проекта и соответствия фактически полученных результатов к запланированным с момента ввода объекта в эксплуатацию;
14) техническое задание на разработку или корректировку бюджетного инвестиционного проекта – документ, определяющий требования к технико-экономическому обоснованию бюджетного инвестиционного проекта, квалификационные требования к его потенциальному разработчику, а также регламентирующий сроки и объем работ по разработке или корректировке технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта;
15) осуществимость бюджетного инвестиционного проекта – достижимость показателей результатов проекта;
16) ресурсное и инфраструктурное обеспечение бюджетного инвестиционного проекта – показатели, характеризующие планируемый и достигнутый уровень потребности в ресурсной и инфраструктурной обеспеченности проекта;
17) экономическая экспертиза технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта – комплексная оценка информации, представленной в технико-экономическом обосновании, на предмет определения осуществимости и эффективности проекта, проводимая на основании заключения отраслевой экспертизы и других, требуемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан заключений экспертиз;
18) эффективность бюджетного инвестиционного проекта – достижимость наилучшего результата с использованием запрашиваемого объема бюджетных средств или достижение целей проекта с использованием меньшего объема бюджетных средств или получение положительного экономического эффекта от реализации проекта;
19) бюджетное кредитование – процесс, включающий процедуры принятия решения о предоставлении, использовании, обслуживании и погашении бюджетного кредита;
20) окупаемость мероприятий, реализуемых за счет бюджетного кредита – наличие доказательств, подтвержденных расчетами, возвратности бюджетного кредита и финансовой эффективности проекта;
21) диаграмма Ганта – диаграмма, используемая для иллюстрации графического отображения последовательности и продолжительности плана проекта и графика работ во времени;
22) автономные организации образования – не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая Правительством Республики Казахстан, правовой статус и особый правовой режим деятельности которой определяются законодательными актами Республики Казахстан;
23) косвенные выгоды (эффекты) – количественный показатель выгод, получателями которых являются субъекты, население, поставщики товаров, работ, услуг и третьи лица, косвенно связанные с реализацией проекта и (или) его результатами;
24) косвенные затраты – количественный показатель затрат, оказывающих негативное влияние на субъекты, население, поставщиков товаров, работ, услуг и третьих лиц, косвенно связанных с реализацией проекта и (или) его результатами;
25) мониторинг бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц – совокупность мероприятий по регулярному и систематическому сбору информации, учету и анализу реализации бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц, привлеченных из республиканского или местного бюджета, посредством формирования первоначального уставного капитала, приобретения пакета акций (доли участия) юридических лиц до момента окончательной реализации указанных мероприятий;
26) оценка бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц – совокупность мер по определению степени достижения целей и соответствия фактически полученных результатов к запланированным, проводимых в постинвестиционный период через три года после завершения мероприятий;
27) экономическая экспертиза финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц – комплексная оценка информации, предоставленной в финансово-экономическом обосновании, на предмет соответствия мероприятий критериям обоснованности и результативности, проводимая на основании заключения отраслевой экспертизы и других требуемых в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан заключений экспертиз;
28) экономическое заключение по бюджетным инвестициям посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц – заключение центрального уполномоченного органа по бюджетной политике или местного уполномоченного органа по государственному планированию на предмет экономической целесообразности осуществления бюджетных инвестиций, их влияния на экономику страны и соответствие документам Системы государственного планирования, подготовленное на основании заключения экономической экспертизы финансово-экономического обоснования бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц;
29) цели развития юридического лица – реализация мероприятий, направленных на развитие отрасли, улучшение социально-экономического положения в отрасли, не предусматривающие покрытие текущих убытков хозяйственной деятельности и финансирование текущих расходов;
30) получатель бюджетных инвестиций посредством формирования и (или) увеличения уставного капитала юридического лица (далее – Получатель) – юридическое лицо, являющееся конечным получателем средств для увеличения или формирования уставного капитала, реализующее мероприятия за счет бюджетных инвестиций;
31) обоснованность бюджетных инвестиций посредством формирования и (или) увеличения уставного капитала юридического лица – наличие доказательств, подтвержденных документально и (или) расчетами, объема финансирования на реализацию мероприятий, а также невозможности финансирования мероприятий за счет собственных и заемных средств.
По бюджетным инвестициям, планируемым к реализации посредством увеличения уставного капитала национального управляющего холдинга и (или) его дочерних и (или) зависимых акционерных обществ, наличие доказательств невозможности финансирования мероприятий за счет альтернативных источников не требуется при условии привлечения со финансирования путем рыночного фондирования на сумму не менее суммы бюджетных инвестиций для реализации проектов в приоритетных секторах экономики;
32) технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта, предлагаемого к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственную гарантию Республики Казахстан (далее – ТЭО инвестиционного проекта) – предпроектная документация, содержащая результаты маркетинговых, технико-технологических, социально-экономических и экологических исследований, а также финансовые решения, обосновывающие эффективность реализации инвестиционного проекта, решения по оценке рисков инвестиционного проекта и мерам по их снижению, а также по влиянию проекта на социально-экономическое развитие экономики в целом и отрасли при его реализации;
33) экономическая экспертиза ТЭО инвестиционного проекта – оценка экономического и финансового анализа, приведенного в ТЭО инвестиционного проекта, позволяющего определить эффективность реализации проекта;
34) инвестиционное предложение – концептуальное предложение, обосновывающее целесообразность реализации государственных инвестиционных проектов в рамках реализации документов Системы государственного планирования, отражающее цель инвестирования, пути ее достижения и возможные способы финансирования, включая совокупность соответствующих мероприятий, разрабатываемое администраторами бюджетных программ;
35) информационный лист инвестиционного предложения – документ, содержащий основную информацию по государственному инвестиционному проекту, раскрывающий целесообразность его реализации;
36) экономическое заключение на инвестиционное предложение – комплексная оценка информации, предоставленной в инвестиционном предложении, с использованием анализа выгод и затрат, проводимая на основании заключения отраслевой экспертизы и других заключений экспертиз, требуемых в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;
37) субъекты квазигосударственного сектора – государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе Фонд национального благосостояния, национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, фонд социального медицинского страхования, некоммерческая организация, обеспечивающая условия для деятельности органов, их организаций и участников Международного финансового центра "Астана";
38) комплексная вневедомственная экспертиза – экспертиза проектов строительства объектов (включающая отраслевые и ведомственные экспертизы), проводимая по принципу "одного окна" по технико-экономическим обоснованиям и проектно-сметной документации, предназначенным для строительства зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан;
39) кредитор – сторона кредитного договора, предоставляющая бюджетный кредит в соответствии с бюджетным и гражданским законодательством Республики Казахстан;
40) участники (далее – Участники) – организации, участвующие в получении и распределении бюджетных инвестиций посредством формирования и (или) увеличения уставного капитала юридического лица;
41) участники финансовой схемы – организации, участвующие в получении и распределении бюджетного кредита за исключением конечных заемщиков, не являющихся субъектами квазигосударственного сектора;
42) заемщик – сторона кредитного договора, получающая бюджетный кредит либо негосударственный заем под государственную гарантию, которая несет обязательства по погашению основного долга и выплате вознаграждения, а также других платежей в соответствии с кредитным договором;
43) финансовое агентство – национальный управляющий холдинг и юридические лица, сто процентов акций которых принадлежит национальному управляющему холдингу, а также банк или организация со стопроцентным участием государства, осуществляющая отдельные виды банковских операций, уполномоченные в соответствии с законодательством Республики Казахстан на реализацию государственной инвестиционной политики в определенных сферах экономики и осуществляющие в этих целях заимствования на финансовом рынке Республики Казахстан и (или) международном финансовом рынке;
44) финансово-экономическое обоснование бюджетного кредитования на реализацию государственной инвестиционной политики финансовыми агентствами (далее – ФЭО бюджетного кредита) – документация, содержащая результаты маркетингового, социально-экономического анализа, а также финансовых расчетов, обосновывающие окупаемость и экономическую и социальную эффективность реализации мероприятий посредством бюджетного кредитования;
45) финансово-экономическое обоснование (далее – ФЭО) – документ, содержащий сведения по целесообразности, обоснованности и оценку результата от вложения бюджетных средств в уставной капитал юридических лиц;
46) корректировка финансово-экономического обоснования – изменение установленных финансово-экономических параметров бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц, влекущих дополнение и (или) изменение мероприятий, технико-технологических решений, увеличение расходов, предусмотренных на утвержденные мероприятия;
47) компонент – составная часть мероприятия, имеющая завершенный характер;
48) сметная стоимость строительства (далее – сметная стоимость) – деньги, необходимые для осуществления строительства объекта, сумма которых определяется на основе проектных материалов и сметно-нормативной базы;
49) государственная (правительственная, суверенная) гарантия Республики Казахстан – обязательство Правительства Республики Казахстан перед заимодателем полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком-резидентом Республики Казахстан причитающейся с него суммы в установленный срок;
50) юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан или местными исполнительными органами – акционерное общество "Казахстанский центр государственно-частного партнерства", согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2008 года №693 "О создании специализированной организации по вопросам концессии" или юридическое лицо, определяемое решением местного исполнительного органа;
51) экономическая экспертиза финансово-экономического обоснования бюджетного кредитования на реализацию государственной инвестиционной политики финансовыми агентствами юридического лица, определяемого Правительством Республики Казахстан либо местными исполнительными органами – комплексная оценка информации, представленной в финансово-экономическом обосновании, на предмет соответствия мероприятий критериям "экономическая и социальная эффективность реализации мероприятий посредством бюджетного кредитования" и "окупаемость мероприятий, реализуемых за счет бюджетного кредита";
52) маркетинговая среда – совокупность активных субъектов и условий, в которых осуществляется деятельность юридического лица, являющееся конечным получателем средств для увеличения или формирования уставного капитала, реализующее мероприятия за счет бюджетных инвестиций, и влияющих на возможности устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества;
53) документы Системы государственного планирования – целостная система, где необходимость и правомерность разработки документов нижестоящего уровня вытекают из документов, стоящих на уровень выше, а мониторинг и оценка документов, стоящих на уровень выше, осуществляются на основе достоверной информации о реализации документов нижестоящих уровней;
54) проект государственно-частного партнерства – совокупность последовательных мероприятий по осуществлению государственно-частного партнерства (далее – ГЧП), реализуемых в течение ограниченного периода времени и имеющих завершенный характер, согласно Закону Республики Казахстан "О государственно-частном партнерстве";
55) государственный инвестиционный проект – комплекс мероприятий, предусмотренных Бюджетным кодексом Республики Казахстан, направленных на создание и (или) развитие активов, включая создание новых, расширение и (или) обновление действующих производств;
56) источники финансирования по государственным инвестиционным проектам – средства республиканского и/или местных бюджетов, в том числе правительственные займы, займы местных исполнительных органов и негосударственные займы под государственную гарантию, предоставленные субъектам квазигосударственного сектора, а также средства внебюджетного фонда, Национального фонда Республики Казахстан, направленные на реализацию государственных инвестиционных проектов;
57) негосударственный заем – заем, в котором заемщиком выступает резидент Республики Казахстан, занимающийся предпринимательской деятельностью, в том числе субъект квазигосударственного сектора, за исключением Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов;
58) бюджетные инвестиции посредством участия государства в уставных капиталах субъектов квазигосударственного сектора – реализация мероприятий, направленных на цели развития субъекта квазигосударственного сектора посредством формирования и (или) увеличения его уставного капитала;
59) мультипликативный эффект – влияние на развитие экономики при осуществлении государственных инвестиционных проектов в соответствующую отрасль;
60) показатели результатов – совокупность целевых индикаторов, конечных результатов, характеризующих деятельность государственного органа по реализации плана развития государственного органа, планов мероприятий или планов развития субъектов квазигосударственного сектора, планов развития области, города республиканского значения, столицы и (или) паспортов бюджетных программ;
61) продукт – результат хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной (материальный продукт) или нематериальной (интеллектуальный продукт) форме, либо в виде работ и (или) услуг, в том числе финансовых;
62) заключение отраслевой экспертизы – оценка инвестиционного предложения, технико-экономического или финансово-экономического обоснования государственного инвестиционного проекта на предмет соответствия приоритетам развития отрасли;
63) отраслевое заключение уполномоченного органа в области регулирования внешнеторговой деятельности – заключение уполномоченного органа в области регулирования внешнеторговой деятельности на предмет соответствия приоритетам развития отрасли посредством предоставления государственной гарантии по поддержке экспорта, соответствующему Экспортно-кредитному агентству Казахстана;
64) технико-экономическое обоснование (далее – ТЭО) – документ, содержащий сведения об основных технических, технологических и иных решениях, а также результаты изучения осуществимости и эффективности бюджетного инвестиционного проекта, проводимого на основе экономического анализа выгод и затрат с определением основных технико-экономических параметров;
65) корректировка технико-экономического обоснования – изменение установленных технико-экономических параметров бюджетного инвестиционного проекта, влекущих за собой изменение технических решений и дополнительные расходы;
66) технико-экономические параметры – основные показатели, предусмотренные в технико-экономическом обосновании;
67) конечный заемщик – конечный получатель бюджетного кредита, предоставляемого ему специализированной организацией или заемщиком в лице местного исполнительного органа на условиях, определенных кредитором или финансовым агентством;
68) конечный результат – показатель паспорта бюджетной программы, качественно измеряющий достижение цели и (или) целевого индикатора плана развития государственного органа, плана развития области, города республиканского значения, столицы и (или) бюджетной программы в пределах предусмотренных бюджетных средств;
69) проекты общестранового значения – объекты, обеспечивающие экономическое развитие не менее двух областей, городов республиканского значения, столицы, а также объекты, направленные на решение в установленные сроки задач путем единовременной реализации в масштабах страны однородных проектов в определенной отрасли;
70) мероприятие – комплекс взаимосвязанного(ых) компонента(ов), направленного(ых) на выполнение задач, выполняемых в рамках осуществления бюджетных инвестиций;
71) экономическая и социальная эффективность реализации мероприятий посредством бюджетного кредитования – наличие доказательств, подтвержденных расчетами, наличия социальных и экономических выгод от проекта, планируемого к реализации посредством бюджетного кредитования;
72) государственная гарантия Республики Казахстан по поддержке экспорта – обязательство Правительства Республики Казахстан перед Экспортно-кредитным агентством Казахстана в соответствии с условиями договора гарантии по поддержке экспорта, полностью или частично погасить ее задолженность по страховым и гарантийным выплатам.
73) заключение центрального уполномоченного органа по государственному планированию для предоставления государственной гарантий по поддержке экспорта (далее – заключение) – заключение центрального уполномоченного органа по государственному планированию на предмет целесообразности предоставления государственной гарантии по поддержке экспорта (ее влияния на экономику страны и соответствие стратегическим и (или) программным документам, подготовленное на основании положительного отраслевого заключения уполномоченного органа в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности) Экспортно-кредитному агентству Казахстана.
Глава 2. Порядок планирования и реализации государственных инвестиционных проектов, за исключением государственных инвестиционных проектов специальных государственных органов, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельность, а также направленных на финансирование инвестиционных затрат автономных организаций образования
Параграф 1. Общие положения о государственных инвестиционных проектах
3. Планирование ГИП осуществляется в рамках реализации документов Системы государственного планирования, включая планы развития государственных органов или областей, городов республиканского значения, столицы, планов развития и (или) мероприятий субъектов квазигосударственного сектора, а также долгосрочных стратегий развития автономных организаций образования.
Планирование ГИП государственных органов, не разрабатывающих планы развития, осуществляется в рамках исполнения норм законодательных актов Республики Казахстан и (или) реализации бюджетных программ (подпрограмм).
4. ГИП подразделяются на следующие виды:
1) бюджетные инвестиции;
2) проекты ГЧП;
3) проекты, реализуемые субъектами квазигосударственного сектора за счет негосударственных займов под государственные гарантии;
4) проекты, реализуемые за счет внебюджетного фонда, Национального фонда Республики Казахстан, в соответствии с пунктом 3 статьи 59 Кодекса;
5) бюджетное кредитование.
5. ГИП подразделяются на республиканские и местные.
Критериями определения республиканских и местных ГИП являются:
1) по виду собственности как республиканские или местные в зависимости от возникающего права собственности (республиканской или коммунальной) на имущество, полученное в результате реализации ГИП;
2) по получателям выгод как республиканские, если получателями экономических выгод являются субъекты двух и более областей, городов республиканского значения, столицы и как местные, если получателями экономических выгод являются субъекты одной области, города республиканского значения, столицы.
Для определения ГИП как республиканских достаточно соответствие их одному из указанных критериев.
Классификация местных ГИП на областные, городов республиканского значения, столицы и районные (городов областного значения) осуществляется на основе критериев, предусмотренных частью второй настоящего пункта.
6. ГИП могут быть направлены на:
1) создание (строительство) и реконструкцию объектов, которые могут быть технически сложными и (или) уникальными, и технически несложными и (или) типовыми, а также создание и развитие объектов информатизации;
2) институциональное развитие отрасли (отраслей), включая создание новых, расширение и (или) обновление действующих производств, посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц, бюджетного кредитования на реализацию государственной инвестиционной политики, государственной гарантии по негосударственному займу, предоставленному субъекту квазигосударственного сектора.
7. Способы финансирования ГИП:
1) финансирование бюджетного инвестиционного проекта, в том числе за счет средств государственных внешних займов и софинансирования внешних займов из республиканского бюджета;
2) бюджетное кредитование;
3) участие государства в уставном капитале субъектов квазигосударственного сектора;
4) выполнение государственных обязательств по проектам ГЧП;
5) привлечение субъектами квазигосударственного сектора негосударственного займа под государственную гарантию.
8. Источниками финансирования ГИП являются:
1) республиканский и местный бюджет;
2) правительственный займ, займы местных исполнительных органов и негосударственный займ под государственную гарантию, предоставленному субъекту квазигосударственного сектора;
3) внебюджетный фонд;
4) Национальный фонд Республики Казахстан.
9. Основанием для планирования ГИП является инвестиционное предложение, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан о ГЧП.
10. Планирование и реализация бюджетных инвестиций специальных государственных органов, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельность, осуществляется специальными государственными органами, осуществляющими разведывательную и контрразведывательную деятельность, по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетной политике и центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
11. Планирование и реализация бюджетных инвестиций, направленных на финансирование инвестиционных затрат автономных организаций образования, осуществляется органом управления автономных организаций образования по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетной политике, центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию и центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
12. Планирование и реализация ГИП, предусматривающих создание и развитие объектов информатизации, осуществляется уполномоченным органом в сфере информатизации по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетной политике и центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
13. ГИП, предлагаемые к финансированию за счет средств Национального фонда Республики Казахстан путем приобретения долговых ценных бумаг Фонда национального благосостояния, подлежат рассмотрению на предмет наличия альтернативных источников финансирования и экспертизе в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Параграф 2. Планирование государственных инвестиционных проектов
14. Планирование ГИП осуществляется в четыре этапа:
1) разработка и проведение экспертиз инвестиционных предложений;
2) разработка документации в зависимости от специфики государственного инвестиционного проекта и проведение экспертиз по:
бюджетному инвестиционному проекту, по которому разрабатывается инвестиционное предложение с последующей разработкой технико-экономического обоснования и (или) проектно-сметной документации;
бюджетному инвестиционному проекту, предусматривающему создание и развитие объектов информатизации, по которому разрабатывается техническое задание в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации;
проектам, финансируемым за счет привлеченных правительственных займов, по которым в случае необходимости разрабатываются технико-экономические обоснования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
по негосударственному займу под государственную гарантию, по которому разрабатывается технико-экономическое обоснование;
бюджетным инвестициям посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц, бюджетному кредитованию на реализацию государственной инвестиционной политики финансовыми агентствами, по которым разрабатываются финансово-экономические обоснования в соответствии с настоящими Правилами;
3) формирование центральным уполномоченным органом по бюджетной политике портфеля государственных инвестиционных проектов;
4) определение центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию государственных инвестиционных проектов на стадии планирования бюджета на основании отобранных предложений администраторами бюджетных программ.
15. Центральный уполномоченный орган по бюджетной политике или местный уполномоченный орган по государственному планированию подготавливает экономическое заключение на инвестиционное предложение, обеспечивает проведение экономической экспертизы на государственный инвестиционный проект.
Центральный уполномоченный орган по бюджетной политике или местный уполномоченный орган по государственному планированию привлекает к экономической экспертизе документации государственного инвестиционного проекта юридическое лицо, определенное Правительством Республики Казахстан или местным исполнительным органом.
16. Основанием для включения в проект бюджета государственных инвестиционных проектов является наличие:
проектов в составе инвестиционного плана государственного органа;
положительного экономического заключения на инвестиционное предложение государственного инвестиционного проекта;
положительного заключения экономической экспертизы на документацию государственного инвестиционного проекта;
положительного предложения соответствующей бюджетной комиссии.
Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию или местный уполномоченный орган по государственному планированию рассматривает пакет документов по государственным инвестиционным проектам и вносит заключение по ним на рассмотрение соответствующей бюджетной комиссии в сроки, определенные в положениях о Республиканской и местной бюджетных комиссиях в соответствии с подпунктом 17) статьи 5 Кодекса.
17. При планировании и реализации государственных инвестиционных проектов должны соблюдаться следующие требования:
начало реализации, сроки и объемы финансирования государственных инвестиционных проектов, а также сроки осуществления и объемы государственных закупок должны соответствовать срокам и объемам финансирования, отраженным в утвержденной в установленном порядке документации;
объем финансирования государственных инвестиционных проектов, включаемый в проект бюджета, срок реализации которого более одного года, в первый год реализации не может быть ниже трети его стоимости, отраженной в утвержденной в установленном порядке документации;
строительная деятельность осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Глава 3. Порядок разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения, технико-экономического обоснования, финансово-экономического обоснования государственного инвестиционного проекта, формирования портфеля государственных инвестиционных проектов и отбора государственных инвестиционных проектов
Параграф 1. Разработка или корректировка инвестиционного предложения государственного инвестиционного проекта
18. Процесс разработки, корректировки и рассмотрения инвестиционных предложений ГИП представляет собой комплекс мероприятий, содержащий следующие основные этапы:
1) представление АБП инвестиционных предложений в центральный уполномоченный орган по бюджетной политике или местный уполномоченный орган по государственному планированию;
2) рассмотрение и подготовка экономического заключения на инвестиционное предложение центральным уполномоченным органом по бюджетной политике или местным уполномоченным органом по государственному планированию.
19. Разработка инвестиционных предложений ГИП осуществляется АБП в соответствии с формой Информационного листа инвестиционного предложения согласно приложению 1, а также формами Базовых параметров финансово-экономической модели проекта и Расчета показателей экономического эффекта от реализации проекта согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
По однородным (однотипным) ГИП допускается разработка АБП одного инвестиционного предложения.
20. Разработка инвестиционного предложения на строительство новых объектов осуществляется с применением технико-экономических обоснований, типовых проектов и проектной (проектно-сметной) документации из государственного банка проектов строительства, формируемого в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
21. Для принятия административных и управленческих решений в бюджетном процессе, в том числе по приоритизации планирования ГИП применяется Инвестиционный план государственного органа или области, города республиканского значения, столицы.
22. Государственный орган разрабатывает инвестиционный план, который прилагается к:
плану развития государственного органа, разрабатывающего план развития;
паспортам бюджетных программ государственного органа, не разрабатывающего план развития государственного органа.
Местный исполнительный орган области, города республиканского значения, столицы разрабатывает инвестиционный план области, города республиканского значения, столицы, который прилагается к плану развития области, города республиканского значения, столицы.
23. Инвестиционный план государственного органа или области, города республиканского значения, столицы является основой для разработки инвестиционного предложения ГИП.
24. В инвестиционный план государственного органа или области, города республиканского значения, столицы в приоритетном порядке включаются:
начатые в предыдущие финансовые годы (продолжающиеся) ГИП;
критически важные объекты;
проекты общестранового значения;
строительство новых объектов, осуществляемое с применением технико-экономических обоснований, типовых проектов и проектной (проектно-сметной) документации из государственного банка проектов строительства, формируемого в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Инвестиционный план государственного органа разрабатывается в порядке и по форме согласно Методике разработки, реализации, проведения мониторинга и корректировки Национального плана развития Республики Казахстан, планов развития государственных органов, планов развития областей, городов республиканского значения, столицы, утвержденной приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 25 октября 2021 года №93 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №24908).
К критически важным объектам относятся:
1) объекты, аварийное прекращение деятельности которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций глобального или регионального масштаба;
2) общегосударственные инфраструктурные объекты, обеспечивающие социально-экономическое развитие центров экономического роста в долгосрочной перспективе.
К проектам общестранового значения относятся:
1) объекты, обеспечивающие экономическое развитие не менее двух областей, городов республиканского значения, столицы;
2) объекты, направленные на решение в установленные сроки задач путем единовременной реализации в масштабах страны однородных проектов в определенной отрасли.
Порядок отнесения объектов к критически важным проектам и проектам общестранового значения определяется в соответствии с приложением 3 к настоящим Правилам.
25. Инвестиционные предложения ГИП включают следующие документы:
1) информационный лист инвестиционного предложения по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
2) заключение отраслевой экспертизы инвестиционного предложения;
3) базовые параметры финансово-экономической модели проекта и расчет показателей экономического эффекта от реализации проекта по формам согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
4) расчеты и обоснования стоимости ГИП согласно строительным нормативам либо коммерческим предложениям;
5) письмо-согласование центрального уполномоченного органа в области труда и занятости инвестиционного предложения, подтверждающее обоснованность данных по количеству планируемых к созданию рабочих мест в рамках реализации ГИП;
6) в случае если бюджетный инвестиционный проект не требует разработки ТЭО к инвестиционному предложению, дополнительно представляется техническое задание на проектирование;
7) в случае корректировки ТЭО БИП, ФЭО Инвестиций, ТЭО либо ФЭО бюджетного кредитования:
сравнительная таблица с указанием предполагаемых изменений технических решений и (или) дополнительных расходов по ТЭО БИП либо ФЭО Инвестиций, а также утвержденное ТЭО БИП либо ФЭО Инвестиций (при осуществлении Инвестиций направленных на создание (строительство) новых либо реконструкцию имеющихся объектов, в составе утвержденного ФЭО Инвестиций представляется утвержденное ТЭО (разработанное в соответствии с настоящими Правилами) или утвержденная проектно-сметная документация (далее – ПСД);
расчет-обоснование стоимости корректировки, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО БИП либо ФЭО Инвестиций, ТЭО либо ФЭО бюджетного кредитования, в разрезе компонентов и сроков их разработки;
в случае, если ГИП реализуется на территории иностранных государств, представляются соответствующие документы, подтверждающие первоначальную и предлагаемую к корректировке стоимость ГИП, утвержденные в порядке, установленном законодательством в области строительства того государства, на территории которого данный проект реализуется с приложением текста указанного законодательства и с обеспечением его перевода на казахский и (или) русский языки;
письмо комплексной вневедомственной экспертизы о целесообразности предполагаемых вносимых изменений в проектные решения ранее утвержденного ТЭО и (или) ПСД бюджетных инвестиций;
пояснительная записка, содержащая информацию о достижении либо недостижении показателей, указанных в утвержденном ТЭО БИП либо ФЭО Инвестиции, ТЭО либо ФЭО бюджетного кредитования, в том числе при полном освоении выделенных бюджетных средств, с указанием причин недостижения;
8) в случае приобретения субъектами квазигосударственного сектора активов, в частности долей уставного капитала юридических лиц, необходимо представить заключение оценки стоимости данных активов, подготовленные:
независимыми оценочными компаниями, если стоимость активов не превышает 1 300 000 (один миллион триста тысяч) месячных расчетных показателей в текущих ценах;
международными профессиональными организациями оценщиков, если стоимость активов превышает 1 300 000 (один миллион триста тысяч) месячных расчетных показателей в текущих ценах;
9) в случае если АБП предлагается реализовать ГИП путем увеличения уставного капитала юридического лица, дополнительно представляется инвестиционная карта субъекта квазигосударственного сектора по реализованным, реализуемым и планируемым к реализации инвестиционным проектам на пятилетний период, которая представляется на электронном носителе по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам;
10) в случае формирования уставного капитала юридического лица, более 50% акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежит государству, дополнительно представляется решение антимонопольного органа согласно нормам Предпринимательского кодекса Республики Казахстан;
11) в случае убыточности юридического лица в периодах, предшествующих планируемому периоду, представляется план по финансово-экономическому оздоровлению юридического лица, утвержденный исполнительным органом юридического лица;
12) в случае реализации бюджетных инвестиций, направленных на завершение объекта незавершенного строительства, дополнительно представляются сведения о состоянии незавершенного строительства, подтвержденные техническим обследованием и заключением технического надзора.
26. Информационный лист инвестиционного предложения содержит информацию по приоритетам развития отрасли (сферы) экономики, установленными документами Системы государственного планирования, включая планы развития государственных органов или областей, городов республиканского значения, столицы, планов развития и (или) мероприятий субъектов квазигосударственного сектора, общую информацию по инвестиционным(ому) проектам (проекту) и мероприятиям включая их (его) основные показатели.
27. Информационный лист инвестиционного предложения содержит:
1) данные по АБП и предлагаемому к реализации ГИП;
2) ретроспектива (информация о ранее выделенных и освоенных средствах по ГИП, в том числе по текущим программам);
3) маркетинговый анализ отрасли;
4) общее описание предполагаемых к реализации ГИП;
5) институциональная схема управления ГИП;
6) социальное и экологическое воздействие;
7) альтернативные варианты реализации ГИП по возможным видам и способам финансирования.
28. Заключение отраслевой экспертизы инвестиционного предложения содержит оценку:
1) проблемы текущего состояния отрасли, которая влияет на ее дальнейшее развитие, а также сравнительного анализа действующих предоставляемых и предлагаемых услуг;
2) предполагаемого мультипликативного эффекта от реализации ГИП на смежные отрасли (сферы) экономики, в том числе влияние на пополнение доходной части бюджета, создание постоянных и временных рабочих мест;
3) альтернативных вариантов, рассмотренных при выборе варианта решения проблемы, с обоснованием выбора ГИП в качестве оптимального пути ее решения с учетом зарубежного опыта;
4) обоснованности предполагаемой институциональной схемы управления ГИП (основные участники, схема их взаимодействия, распределение выгод и затрат балансодержателей, схема управления ГИП в инвестиционном и постинвестиционном периодах);
5) предполагаемых рисков по проекту (финансовые, операционные, технические, кредитные, нормативно-правовые, технологические, маркетинговые, рыночные, коммерческие, экологическое и социальные риски) и мероприятия по их минимизации;
6) соответствия ГИП документам Системы государственного планирования, включая планы развития государственных органов или областей, городов республиканского значения, столицы, планов развития и (или) мероприятий субъектов квазигосударственного сектора;
7) обоснованности объема ГИП;
8) обоснованности приоритетного выбора механизма реализации ГИП в зависимости от потребности государственных инвестиций.
Отраслевое заключение на инвестиционное предложение ГИП предоставляется АБП в течение 30 рабочих дней с момента внесения субъектами квазигосударственного сектора документов, указанных в пункте 25 настоящих Правил.
29. В случае, если реализация ГИП предлагается за счет средств республиканского бюджета, заключение отраслевой экспертизы инвестиционного предложения предоставляется центральным уполномоченным органом соответствующей отрасли, в случае невозможности отнесения ГИП к какой-либо определенной отрасли, отраслевое заключение предоставляется самим АБП.
В случае, если ГИП, предполагаемый к реализации за счет средств республиканского бюджета, затрагивает сферу ответственности нескольких отраслевых центральных государственных органов, указанными отраслевыми центральными государственными органами дополнительно предоставляются заключения соответствующих отраслевых экспертиз ГИП.
При этом, дополнительные заключения отраслевых экспертиз предоставляются соответствующими отраслевыми центральными государственными органами за подписью первого руководителя либо лица его замещающего, либо лицом, уполномоченным отдельно по каждому ГИП первым руководителем государственного органа, только в части оценки влияния реализации ГИП на курирующую отрасль и соответствия приоритетам отрасли.
В случае, если реализация ГИП, предлагается за счет средств Специального государственного фонда, заключение отраслевой экспертизы инвестиционного предложения содержит оценку соответствия критериям социальных и экономических проектов, определенным Правилами отбора и определения критериев социальных и экономических проектов, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 сентября 2023 года №165 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №33441).
30. В случае, если реализация ГИП предлагается за счет средств местного бюджета или целевых трансфертов на развитие и кредитов из вышестоящего бюджета, заключение отраслевой экспертизы инвестиционного предложения предоставляется отраслевым местным исполнительным органом, финансируемым из местного бюджета, в случае невозможности отнесения АБП к какой-либо определенной отрасли, отраслевое заключение предоставляется самим АБП.
В случае, если ГИП, предполагаемый к реализации за счет средств местного бюджета или целевых трансфертов на развитие и кредитов из вышестоящего бюджета, затрагивает сферу ответственности нескольких отраслевых местных органов, указанными отраслевыми местными государственными органами дополнительно предоставляются заключения соответствующих отраслевых экспертиз ГИП.
31. Базовые параметры финансово-экономической модели и расчет показателей экономического эффекта от реализации проекта представляются по формам согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
32. Инвестиционное предложение ГИП, в том числе документы, указанные в пункте 25 настоящих Правил, оформляется в установленном законодательством Республики Казахстан порядке для официальных документов.
Документы, указанные в подпунктах 1) и 2) пункта 25 настоящих Правил подписываются первым руководителем государственного органа – АБП либо лицом его замещающим, либо лицом, уполномоченным первым руководителем государственного органа – АБП.
33. АБП формируют и представляют в центральный уполномоченный орган по бюджетной политике или местный уполномоченный орган по государственному планированию инвестиционные предложения ГИП, включающие документы, указанные в пункте 25 настоящих Правил, посредством информационной системы государственного планирования (далее – ИСГП).
34. При направлении инвестиционного предложения ГИП для подготовки экономического заключения центральному уполномоченному органу по бюджетной политике или местному уполномоченному органу по государственному планированию, проверка на полноту представляемых документов осуществляется ИСГП автоматически.
Параграф 2. Проведение необходимых экспертиз инвестиционного предложения государственного инвестиционного проекта
35. Проведение необходимых экспертиз инвестиционного предложения ГИП представляет собой рассмотрение документов, указанных в пункте 25 настоящих Правил и подготовку экономического заключения центральным уполномоченным органом по бюджетной политике или местным уполномоченным органом по государственному планированию на инвестиционное предложение АБП.
Центральный уполномоченный орган по бюджетной политике или местный уполномоченный орган по государственному планированию рассматривает инвестиционное предложение АБП на предмет экономической целесообразности, соответствия целей проекта приоритетам развития отрасли (сферы) экономики, установленными документами Системы государственного планирования, включая планы развития государственных органов или областей, городов республиканского значения, столицы, планов развития и (или) мероприятий субъектов квазигосударственного сектора, в срок не более 20 (двадцати) рабочих дней и направляет экономическое заключение по ним АБП.
36. Экспертиза на инвестиционное предложение проводится с применением анализа выгод и затрат и осуществляется в соответствии с методикой отбора ГИП согласно приложению 5 к настоящим Правилам.
Анализ выгод и затрат характеризуется оценкой следующих показателей:
1) бюджетная эффективность – относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления инвестиций, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам;
2) окупаемость ГИП – возможность предусмотренных в инвестиционных предложениях ГИП генерировать денежные потоки;
3) приоритетность ГИП – важность реализации ГИП, обусловленная социальными, стратегическими, политическими, экологическими и другими факторами.
37. Результатом экономического заключения центрального уполномоченного органа по бюджетной политике или местного уполномоченного органа по государственному планированию является определение возможного вида и способов финансирования ГИП из бюджета.
38. Экономическое заключение на инвестиционное предложение по ГИП подготавливается центральным уполномоченным органом по бюджетной политике или местным уполномоченным органом по государственному планированию по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам и представляется АБП посредством ИСГП.
При выдаче АБП экономического заключения на инвестиционное предложение ГИП о целесообразности реализации проекта ГЧП, соответствующего критериям проекта особой значимости, центральный уполномоченный орган по бюджетной политике или местный уполномоченный орган по государственному планированию не позднее 3 (трех) рабочих дней направляет инвестиционное предложение ГИП и экономическое заключение в Центр развития ГЧП для проведения мероприятий по привлечению международных финансовых организаций к их разработке и уведомляет об этом уполномоченное лицо.
Критерии отнесения проекта ГЧП к проекту ГЧП особой значимости определяются в порядке, предусмотренном статьей 15 Закона "О государственно-частном партнерстве".
39. АБП не позднее 90 (девяноста) рабочих дней после получения положительного экономического заключения на инвестиционное предложение по ГИП, вносят в центральный уполномоченный орган по бюджетной политике или местный уполномоченный орган по государственному планированию разработанное ФЭО.
В случае, если финансирование и проведение экспертиз ТЭО БИП, за исключением экономической экспертизы, осуществляются за счет средств распределяемой бюджетной программы центрального уполномоченного органа по бюджетной политике или местного уполномоченного органа по государственному планированию, АБП не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней после разработки ТЭО БИП, а также получения положительного заключения вневедомственной экспертизы на разработанное ТЭО БИП, вносят в центральный уполномоченный орган по бюджетной политике или местный уполномоченный орган по государственному планированию разработанное ТЭО БИП.
Экономическое заключение на инвестиционное предложение по ГИП, в том числе на скорректированное, по которому в течение трех лет после определения вида и способов финансирования не начата разработка (не разработаны) ТЭО, ПСД, ФЭО, конкурсной документации проекта ГЧП, считается устаревшим.
Параграф 3. Распределение средств на финансирование разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз технико-экономических обоснований бюджетных инвестиционных проектов
40. АБП на основании положительного экономического заключения на инвестиционные предложения ГИП представляют в центральный уполномоченный орган по бюджетной политике или местный уполномоченный орган по государственному планированию запрос о необходимости выделения средств по распределяемой бюджетной программе на разработку или корректировку, а также проведение необходимых экспертиз ТЭО БИП в текущем году, в котором получено положительное экономическое заключение, либо в следующем планируемом финансовом году (далее - запрос на финансирование разработки ТЭО БИП) и техническое задание.
41. Техническое задание на разработку или корректировку ТЭО БИП составляется и рассматривается на основании требований к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз ТЭО БИП, определенных настоящими Правилами, если иное не оговорено законодательством Республики Казахстан.
В проекте технического задания также отражаются:
1) квалификационные требования к потенциальному разработчику ТЭО БИП в соответствии с законодательством о государственных закупках;
2) область применения и ограничения обязанностей разработчика в соответствии с законодательством о государственных закупках;
3) предполагаемые сроки разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО БИП.
42. В случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, в рамках разработки или корректировки ТЭО БИП финансируется проведение соответствующих необходимых экспертиз, за исключением экономической экспертизы.
Финансирование и проведение экспертиз ТЭО БИП осуществляются за счет средств распределяемой бюджетной программы центрального уполномоченного органа по бюджетной политике или местного уполномоченного органа по государственному планированию.
Средства распределяемой бюджетной программы подлежат распределению в течение финансового года между различными АБП на основании утвержденного приказом центрального уполномоченного органа по бюджетной политике или актом местного исполнительного органа Перечня БИП, финансирование разработки или корректировки, а также проведение необходимых экспертиз ТЭО которых осуществляются за счет средств распределяемой бюджетной программы центрального уполномоченного органа по бюджетной политике или местного уполномоченного органа по государственному планированию.
В случае если финансирование местного БИП осуществляется за счет средств целевых трансфертов на развитие из республиканского бюджета в местный бюджет, финансирование разработки ТЭО осуществляется за счет распределяемой бюджетной программы местного уполномоченного органа по государственному планированию.
43. Процесс финансирования разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО БИП за счет средств распределяемых бюджетных программ представляет собой комплекс мероприятий, содержащий следующие основные этапы:
1) предоставление АБП заявок на финансирование разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО БИП;
2) формирование и утверждение Перечней финансирования разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО БИП которых осуществляются за счет средств соответствующих распределяемых бюджетных программ;
3) финансирование разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО БИП.
44. АБП представляют запрос на финансирование разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО БИП в центральный уполномоченный орган по бюджетной политике или местный уполномоченный орган по государственному планированию.
45. В запросе на финансирование разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО БИП период освоения средств может составлять более одного года, но не более срока, определенного в предложении соответствующей бюджетной комиссии и предоставляется в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.
46. К запросу на финансирование разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО БИП прилагается расчет, подтверждающий заявленную стоимость разработки или корректировки ТЭО БИП (согласно нормативному документу по ценообразованию в строительстве и сметным нормам, утверждаемым уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства, в соответствии с подпунктом 6-2) статьи 20 Закона Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан").
47. Центральный уполномоченный орган по бюджетной политике формирует заключение по инвестиционным предложениям ГИП на основании положительного экономического заключения на разработку или корректировку, а также на проведение необходимых экспертиз ТЭО БИП, письма на финансирование АБП, технического задания и вносит на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии (далее – РБК).
Местный уполномоченный орган по государственному планированию по итогам рассмотрения инвестиционных предложений формирует по ним заключения и направляет их на рассмотрение бюджетной комиссии на основании положительного экономического заключения на разработку или корректировку, а также на проведение необходимых экспертиз ТЭО БИП, письма на финансирование АБП, технического задания.
48. Заключение по инвестиционным предложениям, выносимое на рассмотрение соответствующей бюджетной комиссии, содержит следующие основные сведения:
1) наименование БИП;
2) стоимость разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО БИП, предлагаемая к финансированию АБП;
3) стоимость разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО БИП, предлагаемая к финансированию центральным уполномоченным органом по бюджетной политике или местным уполномоченным органом по государственному планированию;
4) соответствие БИП направлениям, целям, задачам и положениям, определенным документами Системы государственного планирования, включая планы развития государственных органов или областей, городов республиканского значения, столицы, планов развития и (или) мероприятий субъектов квазигосударственного сектора;
5) ожидаемый результат выполнения задач.
49. По БИП, одобренным бюджетными комиссиями, содержащимся в инвестиционных предложениях, центральный уполномоченный орган по бюджетной политике или местный уполномоченный орган по государственному планированию формирует перечень, разработка или корректировка, а также проведение необходимых экспертиз ТЭО БИП по которым осуществляются за счет средств соответствующей распределяемой бюджетной программы центрального уполномоченного органа по бюджетной политике или местного уполномоченного органа по государственному планированию.
Перечень, разработка или корректировка, а также проведение необходимых экспертиз ТЭО БИП, содержащий название и сумму финансирования по каждому проекту, утверждаются приказом центрального уполномоченного органа по бюджетной политике или актом местного исполнительного органа, подготовку которых осуществляет центральный уполномоченный орган по бюджетной политике или местный уполномоченный орган по государственному планированию.
50. Формирование, внесение на рассмотрение соответствующей бюджетной комиссии и утверждение дополнений и изменений в перечни на оставшуюся сумму средств соответствующих распределяемых бюджетных программ осуществляются в порядке, установленном настоящими Правилами.
В случаях неиспользования или частичного использования в течение финансового года бюджетных средств, выделенных по соответствующим распределяемым бюджетным программам на финансирование разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО БИП, АБП обеспечивают возврат неиспользованной части выделенных бюджетных средств до последнего уточнения соответствующего бюджета.
Возврат бюджетных средств, сложившихся по результатам экономии у АБП, за исключением сокращения бюджетных программ при проведении секвестра расходов бюджета, осуществляется путем восстановления соответствующих бюджетных программ центрального уполномоченного органа по бюджетной политике или местного уполномоченного органа по государственному планированию без соответствующего решения бюджетной комиссии на основании разработанного в установленном настоящими Правилами порядке и принятого приказа центрального уполномоченного органа по бюджетной политике или нормативного правового акта местного исполнительного органа о внесении изменений в приказ центрального уполномоченного органа по бюджетной политике или нормативный правовой акт местного исполнительного органа о распределении соответствующих распределяемых бюджетных программ с последующим внесением изменений в сводный план поступлений и финансирования по платежам и в сводный план финансирования по обязательствам.
При проведении секвестра расходов бюджета, сокращение средств бюджетных программ осуществляется по бюджетной программе АБП, получившего средства за счет распределяемой бюджетной программы.
В остальных случаях возврат неиспользованных бюджетных средств осуществляется путем восстановления соответствующих бюджетных программ центрального уполномоченного органа по бюджетной политике или местного уполномоченного органа по государственному планированию на основании положительного решения бюджетной комиссии и разработанного и принятого в установленном порядке приказа центрального уполномоченного органа по бюджетной политике или нормативного правового акта местного исполнительного органа о внесении изменений в приказ центрального уполномоченного органа по бюджетной политике или нормативный правовой акт местного исполнительного органа о распределении соответствующих распределяемых бюджетных программ с последующим внесением изменений в сводный план поступлений и финансирования по платежам и в сводный план финансирования по обязательствам.
Не допускается возврат АБП неиспользованной части выделенных бюджетных средств, в том числе сложившихся по результатам экономии, соответствующему центральному уполномоченному органу по бюджетной политике или местному уполномоченному органу по государственному планированию после уточнения республиканского бюджета во втором полугодии, в случаях неиспользования или частичного использования в течение финансового года бюджетных средств, выделенных на соответствующие распределенные бюджетные программы на финансирование разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО БИП.
Первый руководитель АБП, получившего бюджетные средства, выделенных по соответствующим распределяемым бюджетным программам на финансирование разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО БИП, является ответственным за неиспользование либо частичное использование данных средств.
51. АБП на основании Перечней обеспечивают разработку или корректировку, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО БИП.
52. Финансирование разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО БИП осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Республики Казахстан.
53. В обязательствах поставщика по договору на разработку или корректировку, а также проведение необходимых экспертиз ТЭО БИП содержатся требования об обязательной доработке ТЭО БИП поставщиком, в случае возникновения замечаний и предложений по результатам проведения соответствующих экспертиз, в том числе возвращении проекта на доработку при проведении экономической экспертизы проекта, АБП в пределах общей стоимости договора.
Параграф 4. Разработка технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта
54. Разработка ТЭО БИП осуществляется в порядке, определенном главой 3 настоящих Правил с учетом особенностей, предусмотренных в соответствующих законодательствах Республики Казахстан.
55. Разработка ТЭО БИП осуществляется в случае, если реализация проекта предусмотрена направлениями, целями, задачами и положениями, определенными документами Системы государственного планирования, включая планы развития государственных органов или областей, городов республиканского значения, столицы, планов развития и (или) мероприятий субъектов квазигосударственного сектора.
56. В стоимость БИП, предполагаемых к финансированию из средств правительственных внешних займов и софинансирования внешних займов из средств республиканского бюджета, в случае необходимости включаются расходы на техническую помощь, товары, обучение, консультационные услуги по управлению, сопровождению, институциональному развитию, надзору за строительством проекта.
57. По проектам, не имеющим аналогов реализации в Республике Казахстан, применяются данные с учетом международного опыта.
58. ТЭО БИП соответствует следующей структуре:
1) резюме ТЭО БИП;
2) раздел "Маркетинговый";
3) раздел "Технико-технологический";
4) раздел "Институциональный";
5) раздел "Финансово-экономический";
6) раздел "Социальный";
7) раздел "Анализ рисков";
8) общие выводы;
10) приложения к ТЭО БИП согласно формам, представленным в приложениях 7-17 к настоящим Правилам, а также исходные документы для разработки ТЭО БИП, представляемые в зависимости от специфики проекта в соответствии с настоящими Правилами.
В ТЭО БИП в зависимости от специфики проекта допускается включение дополнительных разделов и приложений.
59. В Резюме ТЭО БИП:
1) указывается краткая характеристика БИП по форме согласно приложению 7 к настоящим Правилам;
2) описываются существующие политические (с указанием протокольных и иных поручений, нормативных правовых актов), социально-экономические и другие условия проекта;
3) указываются возможные варианты достижения целей и показателей результата проекта, в том числе рассмотренные на стадии инвестиционного предложения;
4) указываются результаты технико-экономических оценок на основе имеющихся материалов и исследований, а также требований и условий, изложенных в задании на его разработку.
60. Раздел "Маркетинговый" ТЭО БИП отражает анализ существующего и перспективного спроса на предполагаемую проектом продукцию (товары, работы, услуги) в рассматриваемом регионе либо социально-экономическую необходимость проекта.
Данный раздел содержит:
1) анализ спроса, включая оценку и обоснование объемов, видов и цен, на продукцию (товары, работы, услуги), которая производится и будет производиться без учета реализации проекта либо предполагается производить в результате реализации проекта, а также количественных параметров платежеспособного спроса;
2) анализ социально-экономической необходимости проекта с указанием правовой основы;
3) анализ, включая оценку и обоснование объемов, видов и цен на товары, работы, услуги, закупаемые в рамках реализации проекта (в инвестиционном периоде), а также возможности удовлетворения потребностей проекта с приложением соответствующих прайс-листов, ценовых предложений и других подтверждающих документов;
4) анализ, включая оценку и обоснование объемов, видов и цен на товары, работы, услуги, закупаемые в эксплуатационном периоде (в постинвестиционном периоде), а также возможности удовлетворения потребностей проекта с приложением соответствующих прайс-листов, ценовых предложений и других подтверждающих документов;
5) используемые источники информации и методики проведения маркетинговых исследований;
6) прайс-листы и ценовые предложения представляются не менее чем от двух поставщиков товаров, работ и услуг (в случае отсутствия прайс-листов и ценовых предложений по аналогичным товарам, работам и услугам предоставляется не менее двух независимых оценочных заключений).
Анализ цен охватывает следующие товары:
закупка которых обоснована требованиями, указанными в технико-технологическом анализе;
характеристики которых соответствуют требованиям, указанным в технико-технологическом анализе;
стоимость консалтинговых услуг (разработка программного обеспечения, управление проектом, аттестация) подтверждаются расчетами и оценками стоимости ресурсов.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 июня 2025 года №59
"Об утверждении Правил планирования и реализации государственных инвестиционных проектов, разработки или корректировки, проведения необходимых экспертиз инвестиционного предложения, технико-экономического и финансово-экономического обоснований, определения целесообразности бюджетного кредитования, формирования портфеля государственных инвестиционных проектов, а также корректировки утвержденных (уточненных) параметров, отбора, мониторинга и оценки реализации государственных инвестиционных проектов"
О документе
Номер документа: | 59 |
Дата принятия: | 28.06.2025 |
Состояние документа: | Не вступил в действие |
Начало действия документа: | 27.07.2025 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Опубликование документа
Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде от 16 июля 2025 года.
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 27 июля 2025 года.
Распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2025 года.
Приложения к документу
Ссылка на Закон Республики Казахстан О государственно-частном партнерстве
Ссылка на Бюджетный кодекс Республики Казахстан :: Статья 5. Участники бюджетного процесса
Ссылка на Предпринимательский кодекс Республики Казахстан
Ссылка на Бюджетный кодекс Республики Казахстан :: Статья 45. Мониторинг
Ссылка на Бюджетный кодекс Республики Казахстан :: Статья 46. Система оценки результатов