Дата обновления БД:
08.05.2025
Добавлено/обновлено документов:
224 / 674
Всего документов в БД:
321672
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 15 марта 2025 года №171-VIII ЗРК
Общая часть
Раздел 1. Основные положения
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Бюджетное законодательство Республики Казахстан
1. Бюджетное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено настоящим Кодексом.
Бюджетное законодательство Республики Казахстан действует на всей территории Республики Казахстан и распространяется на всех физических и юридических лиц.
2. Положения настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, не распространяются на Национальный Банк Республики Казахстан, его ведомства и организации, входящие в его структуру, а также уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций, юридических лиц, акционером (участником, доверительным управляющим) которых является Национальный Банк Республики Казахстан, за исключением некоммерческой организации, обеспечивающей условия для деятельности органов, их организаций и участников Международного финансового центра "Астана".
3. Положения настоящего Кодекса применяются с учетом особенностей, установленных законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, регулирующими вопросы государственных секретов, выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента Республики Казахстан, депутатов маслихатов, акимов районов (городов областного значения), городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, а также членов органов местного самоуправления в Республике Казахстан, осуществления оперативно-розыскной, разведывательной, контрразведывательной деятельности, обеспечения внешнеполитической деятельности, обороноспособности и национальной безопасности страны, финансирования судебной системы Республики Казахстан, финансирования уполномоченного органа по возврату активов.
4. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Кодексом. Порядок и условия действия на территории Республики Казахстан международных договоров, участницей которых является Республика Казахстан, определяются законодательством Республики Казахстан.
5. Акты Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов о распределении денег соответственно из республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год утрачивают силу после окончания соответствующего финансового года, за исключением положений данных актов о выделении денег на возвратной основе.
Действия приложений к закону о республиканском бюджете (решению маслихата о местном бюджете) по второму и третьему годам планового периода утрачивают силу с введением в действие закона о республиканском бюджете (решения маслихата о местном бюджете) на следующий плановый период.
6. Закон о республиканском бюджете, решение маслихата о местном бюджете, акты Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов об их реализации, а также нормативные правовые акты о внесении изменений и дополнений в них вводятся в действие с 1 января соответствующего финансового года.
Статья 2. Основные цель и задачи бюджетного законодательства Республики Казахстан и общие требования к получателям бюджетных средств
1. Основной целью бюджетного законодательства Республики Казахстан является обеспечение гармонизации стратегических целей государственного управления, задач и функций государства с объемами бюджетных средств, необходимыми для их достижения или реализации в соответствии с проводимой бюджетной политикой.
2. Основными задачами бюджетного законодательства Республики Казахстан являются:
1) установление основных положений, принципов и механизмов функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств, а также формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан;
2) регулирование бюджетных, межбюджетных отношений;
3) создание правовых основ для эффективного управления государственными финансами и бюджетом через принципы бюджетной системы.
3. Для реализации основных целей и задач бюджетного законодательства Республики Казахстан предусматриваются следующие требования:
администраторам бюджетных программ, местным исполнительным органам и иным получателям бюджетных средств запрещается вносить Президенту Республики Казахстан, в Администрацию Президента Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию и местные уполномоченные органы по государственному планированию предложения об увеличении расходов бюджета вне процесса планирования бюджета;
администраторам бюджетных программ, местным исполнительным органам и иным получателям бюджетных средств запрещается вносить Президенту Республики Казахстан, в Администрацию Президента Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан предложения, связанные с изменением механизмов или инструментов выполнения задач бюджетного законодательства Республики Казахстан, установленных пунктом 2 настоящей статьи, без согласования с центральным уполномоченным органом по бюджетной политике, центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, местным уполномоченным органом по государственному планированию, а также при необходимости центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета и государственным казначейством;
местным уполномоченным отраслевым государственным органам запрещается согласование предложений центральных отраслевых государственных органов об увеличении, сокращении и (или) перераспределении расходов бюджета без согласования с местным уполномоченным органом по государственному планированию и соблюдения процедур, предусмотренных пунктом 2 статьи 73 настоящего Кодекса.
4. Разногласия между администраторами бюджетных программ и центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию и (или) местным уполномоченным органом по государственному планированию рассматриваются соответствующей бюджетной комиссией, за исключением разногласий между администраторами бюджетных программ, финансируемыми из бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, и местными уполномоченными органами по государственному планированию районов (городов областного значения), которые рассматриваются собранием местного сообщества.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
1. В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:
1) утвержденный бюджет - бюджет, утвержденный Парламентом Республики Казахстан или соответствующим маслихатом;
2) бюджет - централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций;
3) бюджетная система - совокупность бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, а также бюджетных процесса и отношений, в том числе с субъектами квазигосударственного сектора, внебюджетными фондами;
4) бюджетные средства - деньги и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме;
5) неосвоение бюджетных средств - сложившееся по итогам отчетного периода превышение плана финансирования по платежам над оплаченными обязательствами по бюджетной программе за вычетом экономии бюджетных средств, нераспределенного остатка резерва на инициативы Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, возврата целевых трансфертов, выделенных из Национального фонда Республики Казахстан, и возврата целевых трансфертов на развитие, выделенных в отчетном финансовом году, разрешенных доиспользовать в соответствии с настоящим Кодексом;
6) бюджетный процесс - регламентированная бюджетным законодательством Республики Казахстан деятельность участников бюджетного процесса на этапах прогнозирования, планирования, рассмотрения, утверждения, исполнения, уточнения, секвестра и корректировки бюджета, ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, бюджетного учета и бюджетной отчетности, мониторинга и оценки результатов;
7) бюджетная политика - совокупность мер по управлению государственными финансами Республики Казахстан, направленных на обеспечение устойчивости государственных финансов;
8) внебюджетный фонд - централизованный денежный фонд, создаваемый в форме юридического лица, учредителем и единственным акционером которого является государство, или контрольного счета наличности, основным предназначением которого является реализация социально-экономических задач развития республики или региона;
9) неэффективное исполнение бюджетных программ - недостижение конечных результатов, предусмотренных паспортами бюджетных программ, в том числе при полном освоении бюджетных средств;
10) бюджетные отношения - отношения, возникающие в бюджетном процессе;
11) бюджетные операции - операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета;
12) отчетный финансовый год - год, предшествующий текущему финансовому году планового периода;
13) плановый период - три финансовых года, следующих за текущим финансовым годом;
14) очередной финансовый год - год, следующий за текущим финансовым годом;
15) финансовый год - период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года, в течение которого осуществляется исполнение бюджета;
16) финансирование - выделение бюджетных денег их получателям;
17) краткосрочный период - период продолжительностью до одного года;
18) активы государства - имущественные и неимущественные блага и права, имеющие стоимостную оценку, полученные в государственную собственность в результате прошлых операций или событий;
19) государственный инвестиционный проект - комплекс мероприятий, предусмотренных настоящим Кодексом, направленных на создание и (или) развитие активов, включая создание новых, расширение и (или) обновление действующих производств;
20) государственные финансы - система отношений республиканского бюджета, местных бюджетов, Национального фонда Республики Казахстан, субъектов квазигосударственного сектора, внебюджетных фондов, возникающих при формировании, распределении, перераспределении активов и обязательств государственного сектора;
21) устойчивость государственных финансов - состояние государственных финансов, обеспечивающее финансирование реализации задач и функций государства с учетом его обязательств в долгосрочном периоде;
22) уточненный бюджет - утвержденный бюджет с учетом изменений и дополнений, принятых Парламентом Республики Казахстан или соответствующим маслихатом в ходе его исполнения;
23) показатели результатов - совокупность целевых индикаторов, конечных результатов, характеризующих деятельность государственного органа по реализации плана развития государственного органа, планов мероприятий или планов развития субъектов квазигосударственного сектора, планов развития области, города республиканского значения, столицы и (или) паспортов бюджетных программ, а также субъектов квазигосударственного сектора по реализации своих планов мероприятий или планов развития;
24) целевой индикатор - показатель, количественно измеряющий достижение цели плана развития государственного органа, плана мероприятий или плана развития субъекта квазигосударственного сектора, или плана развития области, города республиканского значения, столицы;
25) среднесрочный период - период, следующий за текущим финансовым годом, продолжительностью от года до пяти лет;
26) сбалансированность - соответствие принимаемых обязательств объемам планируемых бюджетных средств на уровне не более установленного проектом бюджета;
27) скорректированный бюджет - утвержденный (уточненный) бюджет с учетом изменений и дополнений, внесенных в ходе его исполнения на основании постановлений Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, решений акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;
28) конечный результат - показатель паспорта бюджетной программы, качественно измеряющий достижение цели и (или) целевого индикатора плана развития государственного органа, плана развития области, города республиканского значения, столицы и (или) бюджетной программы в пределах предусмотренных бюджетных средств;
29) долгосрочный период - период, следующий за текущим финансовым годом, продолжительностью от пяти до тридцати лет.
2. Другие понятия бюджетного законодательства Республики Казахстан, не указанные в настоящей статье, используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.
Понятия других отраслей законодательства Республики Казахстан, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При несовпадении определений понятий бюджетного законодательства Республики Казахстан с определениями понятий других отраслей законодательства Республики Казахстан применительно к бюджетным отношениям используются понятия бюджетного законодательства Республики Казахстан.
Статья 4. Основные принципы бюджетной системы Республики Казахстан
Бюджетная система Республики Казахстан основывается на следующих основных принципах:
1) принцип единства - применение единых принципов организации и функционирования бюджетной системы с использованием единых процедур и технических решений бюджетного процесса в Республике Казахстан;
2) принцип устойчивости государственных финансов - формирование бюджетной политики, обеспечивающей финансирование реализации задач и функций государства с учетом его обязательств в долгосрочном и среднесрочном периодах;
3) принцип полноты - полнота отражения и учета в бюджете и Национальном фонде Республики Казахстан всех соответствующих поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав требований по бюджетным средствам;
4) принцип обоснованности - планирование и использование средств бюджета, Национального фонда Республики Казахстан и активов государства в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений или расходов и обоснованность их объемов;
5) принцип последовательности - соблюдение государственными органами ранее принятых решений в сфере бюджетных отношений, отражение в бюджетной документации сведений за последние три отчетных финансовых года и на три года, предусмотренных утвержденным (уточненным) бюджетом на плановый период;
6) принцип эффективности - осуществление бюджетного процесса, планирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан исходя из необходимости достижения оптимального соотношения между расходами и результатами, обеспечивая реализацию государственных функций и качественное предоставление государственных услуг при минимальном объеме бюджетных средств;
7) принцип результативности - планирование и исполнение бюджета, использование средств Национального фонда Республики Казахстан, принятие административных и управленческих решений, ориентированных на достижение показателей результатов, предусмотренных планами развития государственных органов, планами развития областей, городов республиканского значения, столицы, планами развития или планами мероприятий субъектов квазигосударственного сектора, или паспортами бюджетных программ;
8) принцип самостоятельности бюджета -установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направлений их расходования в соответствии с настоящим Кодексом, право всех уровней государственного управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс в соответствии с настоящим Кодексом, недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения местных бюджетов, и остатков бюджетных средств местных бюджетов в вышестоящие бюджеты, недопустимость возложения на нижестоящие бюджеты дополнительных расходов без соответствующей их компенсации;
9) принцип единства кассы - зачисление всех поступлений в бюджет на единый казначейский счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого казначейского счета в национальной валюте;
10) принцип транспарентности - открытость и доступность бюджетного процесса для общества, обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, сведений о государственных финансах, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и других документов, определенных настоящим Кодексом, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Статья 5. Участники бюджетного процесса
Участниками бюджетного процесса являются:
1) Правительство Республики Казахстан, местные исполнительные органы, аппараты акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов;
2) представительные органы - Парламент Республики Казахстан и маслихаты;
3) государственные органы;
4) органы государственного аудита и финансового контроля;
5) центральный уполномоченный орган по бюджетной политике - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в области бюджетной политики, в том числе в области развития бюджетной системы, управления государственными финансами и прогнозирования доходов, экономической политики, политики привлечения инвестиций, государственно-частного партнерства, государственных инвестиционных проектов, межбюджетных отношений, государственного и гарантированного государством заимствования и долга, управления государственными активами, привлечения и в пределах компетенций, установленных настоящим Кодексом, использования грантов;
6) центральный уполномоченный орган по региональной политике - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в области формирования и реализации государственной политики в сфере регионального развития;
7) центральный уполномоченный орган по государственному планированию - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в области государственного планирования и стратегических, контрольных, реализационных и регулятивных функций;
8) центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в области бюджетного планирования, в пределах компетенции методологическое руководство по бюджетному планированию, а также выработку предложений по совершенствованию системы бюджетного планирования;
9) центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию в области исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, бюджетного учета и бюджетной отчетности по исполнению республиканского бюджета и в пределах своей компетенции - местных бюджетов, внебюджетных фондов;
10) государственное казначейство - ведомство центрального исполнительного органа по исполнению бюджета, на которое возложены функции уполномоченного органа по казначейскому исполнению бюджета;
11) органы государственного казначейства - территориальные подразделения государственного казначейства;
12) органы государственных доходов, определенные налоговым законодательством Республики Казахстан;
13) уполномоченные государственные органы, ответственные за взимание неналоговых поступлений с физических и юридических лиц в республиканский или местный бюджет, Национальный фонд Республики Казахстан, Фонд компенсации потерпевшим, Специальный государственный фонд и осуществляющие контроль за их поступлением (далее - уполномоченные органы по неналоговым поступлениям);
14) местный уполномоченный орган по государственному планированию - исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, осуществляющий функции в сфере стратегического, экономического и бюджетного планирования в соответствующей административно-территориальной единице;
15) местный уполномоченный орган по исполнению бюджета - исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета, осуществляющий функции в сфере исполнения бюджета, ведения бухгалтерского учета, бюджетного учета и бюджетной отчетности по исполнению местного бюджета;
16) Совет по управлению Национальным фондом Республики Казахстан - консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан, одной их основных задач которого является оказание содействия, выработка и рассмотрение предложений и формирование рекомендаций Президенту Республики Казахстан по вопросам использования Национального фонда Республики Казахстан.
Решение о создании Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан, его состав и положение утверждаются Президентом Республики Казахстан;
17) бюджетная комиссия - консультативно-совещательный орган, создаваемый с целью обеспечения своевременной и качественной разработки проекта бюджета и выработки предложений по планированию и исполнению бюджета.
Правительство Республики Казахстан образует Республиканскую бюджетную комиссию, утверждает положение о ней, компетенции и состав.
Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) образуют соответствующие местные бюджетные комиссии, утверждают положения о них, компетенции и состав.
Первый руководитель администратора республиканских бюджетных программ образует ведомственную бюджетную комиссию, определяет ее рабочий орган и утверждает положение о ней, компетенции и состав.
Бюджетные комиссии осуществляют свою деятельность на постоянной основе.
В компетенцию республиканской бюджетной комиссии, бюджетных комиссий области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) входят:
1) выработка предложений по прогнозу социально-экономического развития, проектам планов развития государственных органов или проектам планов развития области, города республиканского значения, столицы или проектам изменений и дополнений в них, лимитам расходов администраторов бюджетных программ и направлениям расходов администраторов бюджетных программ;
2) выработка предложений по определению показателей проектов бюджетов, уточнению, корректировке бюджетов;
3) выработка предложений по проектам нормативных правовых актов, предусматривающим сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и (или) местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан, в том числе в случае, предусмотренном абзацем пятым части первой пункта 2 статьи 73 настоящего Кодекса;
4) выработка предложений по проектам нормативных правовых актов, разработанным в реализацию положений настоящего Кодекса;
5) рассмотрение результатов обзора расходов, бюджетного мониторинга, проведенной оценки результатов и выработка предложений по ним;
6) иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, а также положениями о бюджетных комиссиях.
В компетенцию ведомственных бюджетных комиссий входят:
1) выработка предложений по проекту плана развития государственного органа или проекту изменений и дополнений в план развития государственного органа, бюджетным запросам;
2) рассмотрение результатов бюджетного мониторинга, проведенной оценки результатов и выработка предложений по ним;
3) иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом, а также положениями о ведомственных бюджетных комиссиях.
Рабочими органами Республиканской бюджетной комиссии и местных бюджетных комиссий являются соответственно центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию и местные уполномоченные органы по государственному планированию.
Председателем местной бюджетной комиссии является аким соответствующей области, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения).
Секретарем местной бюджетной комиссии является первый руководитель местного уполномоченного органа по государственному планированию.
Порядок организации деятельности бюджетной комиссии разрабатывается и определяется рабочим органом соответствующей бюджетной комиссии;
18) общественный совет - консультативно-совещательный, наблюдательный орган, образуемый в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об общественных советах";
19) администратор бюджетных программ - государственный орган, ответственный за планирование, обоснование, реализацию и достижение результатов бюджетных программ, определяемый согласно возложенным на него законодательством Республики Казахстан функциям, полномочиям и компетенциям.
Администратор бюджетных программ самостоятельно использует бюджетные средства в случае, если он является одновременно администратором бюджетной программы и государственным учреждением.
Структурные и территориальные подразделения государственных органов не могут быть администраторами бюджетных программ, за исключением территориальных органов полиции, уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы и территориальных подразделений уполномоченного органа в сфере гражданской защиты области, города республиканского значения, столицы, которые являются администраторами областных бюджетных программ, бюджетных программ городов республиканского значения, столицы;
20) субъекты квазигосударственного сектора - государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе Фонд национального благосостояния, национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, фонд социального медицинского страхования, Государственный фонд социального страхования, некоммерческая организация, обеспечивающая условия для деятельности органов, их организаций и участников Международного финансового центра "Астана";
21) автономная организация образования - не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая Правительством Республики Казахстан, правовой статус и особый правовой режим деятельности которой определяются законодательными актами Республики Казахстан;
22) получатели бюджетных средств - физические и юридические лица, получающие бюджетные средства через администраторов бюджетных программ или субъектов квазигосударственного сектора и использующие их в целях обеспечения реализации задач и функций государства.
Получатели бюджетных средств обязаны расходовать бюджетные средства по целевому назначению и обеспечить исполнение принятых на себя обязательств по достижению результатов, определенных в бюджетной и иной документации, разрабатываемой согласно настоящему Кодексу, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Получателям бюджетных средств, в том числе субъектам квазигосударственного сектора, запрещается размещать на депозитах и в других финансовых инструментах, в том числе за рубежом, бюджетные средства с целью получения вознаграждений, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
23) резиденты Республики Казахстан - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, с местонахождением в Республике Казахстан, а также их филиалы и представительства с местонахождением в Республике Казахстан и (или) за ее пределами;
24) финансовое агентство - национальный управляющий холдинг и юридические лица, сто процентов акций которых принадлежит национальному управляющему холдингу, а также банк или организация со стопроцентным участием государства, осуществляющая отдельные виды банковских операций, уполномоченные в соответствии с законодательством Республики Казахстан на реализацию государственной инвестиционной политики в определенных сферах экономики и осуществляющие в этих целях заимствования на финансовом рынке Республики Казахстан и (или) международном финансовом рынке;
25) интегратор в области бюджетного процесса - юридическое лицо, единственным акционером которого является государство, определяемое центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета, на которое возлагаются функции по обеспечению цифровизации и автоматизации бюджетного процесса.
Статья 6. Цифровая трансформация бюджетного процесса
1. Цифровая трансформация объектов информатизации бюджетного процесса охватывает все этапы бюджетного процесса и осуществляется с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан.
2. Цифровая трансформация бюджетного процесса обеспечивается интегратором в области бюджетного процесса.
Цифровая трансформация процесса бюджетного планирования местных бюджетов обеспечивается местными исполнительными органами.
3. Интегратор в области бюджетного процесса:
обеспечивает создание, сопровождение, развитие, информационную безопасность и реализацию объектов информатизации бюджетного процесса;
оказывает информационно-аналитические и консультационные услуги по вопросам цифровой трансформации бюджетного процесса;
обеспечивает доступ представительным органам и органам государственного аудита и финансового контроля к объектам информатизации бюджетного процесса в соответствии с порядком, определяемым центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
4. Стандарты и требования к объектам информатизации бюджетного процесса разрабатываются и утверждаются уполномоченным органом по исполнению бюджета с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан в сфере информатизации.
Глава 2. Уровни, виды и структура бюджета
Статья 7. Уровни бюджета
1. В Республике Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней:
1) республиканский бюджет, утверждаемый законом Республики Казахстан;
2) областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, утверждаемые решением областного маслихата, маслихата города республиканского значения, столицы;
3) районный (города областного значения) бюджет, утверждаемый решением районного (города областного значения) маслихата;
4) бюджет города районного значения, села, поселка, сельского округа, утверждаемый решением районного (города областного значения) маслихата после согласования с собранием местного сообщества.
2. Республиканским бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений и реализации общереспубликанских направлений государственной политики.
3. Областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице.
Районным (города областного значения) бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов районного (города областного значения) уровня, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице.
Бюджетом города районного значения, села, поселка, сельского округа является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций акима города районного значения, села, поселка, сельского округа, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице.
Областные бюджеты, бюджеты городов республиканского значения, столицы, районные (городов областного значения) бюджеты, бюджеты городов районного значения, сел, поселков, сельских округов относятся к местным бюджетам.
4. В Республике Казахстан в случаях, установленных настоящим Кодексом, может разрабатываться, утверждаться и исполняться чрезвычайный государственный бюджет.
Чрезвычайный государственный бюджет формируется на основе республиканского и местных бюджетов и вводится в случае чрезвычайного или военного положения в Республике Казахстан.
Статья 8. Виды бюджета, используемые в качестве аналитической информации
1. В Республике Казахстан составляются следующие виды бюджетов, используемые в качестве аналитической информации и не подлежащие утверждению:
государственный бюджет;
консолидированный бюджет;
бюджет области;
бюджет района (города областного значения).
2. Государственным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский и местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними.
Консолидированным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский бюджет, бюджеты областей, городов республиканского значения, столицы, поступления и расходы Национального фонда Республики Казахстан, поступления и расходы внебюджетных фондов без учета взаимопогашаемых операций между ними.
Бюджетом области является централизованный денежный фонд, объединяющий областной бюджет, бюджеты районов (городов областного значения) без учета взаимопогашаемых операций между ними.
Бюджетом района (города областного значения) является централизованный денежный фонд, объединяющий районный (города областного значения) бюджет, бюджеты городов районного значения, сел, поселков, сельских округов без учета взаимопогашаемых операций между ними.
Взаимопогашаемыми операциями являются операции, осуществляемые при формировании консолидированного бюджета, государственного бюджета, бюджета области и района (города областного значения), а также отчетов об их исполнении, связанные с исключением трансфертов, бюджетных кредитов и других платежей, передаваемых из одного уровня бюджета в другой, в целях исключения двойного счета.
Статья 9. Структура бюджета, поступления и расходы бюджета
1. Структура бюджета состоит из следующих разделов:
1) доходы:
налоговые поступления;
неналоговые поступления;
поступления от продажи основного капитала;
специальные поступления;
поступления трансфертов;
2) затраты;
3) чистое бюджетное кредитование:
бюджетные кредиты;
погашение бюджетных кредитов;
4) сальдо по операциям с финансовыми активами:
приобретение финансовых активов;
поступления от продажи финансовых активов государства;
5) дефицит (профицит) бюджета;
6) ненефтяной дефицит (профицит) бюджета;
7) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:
поступление займов;
погашение займов;
используемые остатки бюджетных средств.
2. Поступлениями бюджета являются доходы, суммы погашения бюджетных кредитов, поступления от продажи финансовых активов государства, займы.
Доходами бюджета являются налоговые, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала, специальные поступления, поступления трансфертов.
Доходы не имеют целевого назначения, за исключением специальных поступлений и целевых трансфертов. Введение новых видов доходов, отмена или изменение действующих осуществляются с обязательным внесением изменений или дополнений в настоящий Кодекс.
Налоговыми поступлениями являются налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), за исключением платы за негативное воздействие на окружающую среду, таможенные пошлины, таможенные сборы, установленные в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, установленные в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе.
К налоговым поступлениям также относятся авансовые платежи, вносимые в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан в счет уплаты предстоящих таможенных пошлин, таможенных сборов, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Неналоговыми поступлениями являются:
обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан, кроме предусмотренных Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, не относящиеся к поступлениям от продажи основного капитала;
деньги, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе, кроме трансфертов;
деньги от реализации государственными учреждениями товаров (работ, услуг).
Поступлениями от продажи основного капитала являются поступления в бюджет денег от:
1) продажи государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями;
2) продажи товаров из государственного материального резерва;
3) продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности, в частную собственность или предоставления их в постоянное или временное землепользование либо их реализации иным способом в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан или международными договорами;
4) продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.
Специальными поступлениями являются:
1) плата за негативное воздействие на окружающую среду, установленная Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);
2) отчисления недропользователей, установленные законодательством Республики Казахстан о недрах и недропользовании на:
социально-экономическое развитие региона, развитие его инфраструктуры;
научно-исследовательские, научно-технические и опытно-конструкторские работы на территории Республики Казахстан;
финансирование обучения казахстанских кадров;
3) штрафы за нарушение нормативов допустимого антропогенного воздействия на окружающую среду от недропользователей, налагаемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;
4) средства, полученные от недропользователей и организаций нефтяного сектора по искам о возмещении вреда, штрафы в области охраны окружающей среды, налагаемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Поступлениями трансфертов являются поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан и (или) Специального государственного фонда в республиканский бюджет.
Суммами погашения бюджетных кредитов являются поступления в бюджет, связанные с возвратом основного долга по полученным из бюджета кредитам, а также исполнением юридическими лицами требований по оплаченным государственным гарантиям, государственным гарантиям по поддержке экспорта.
Поступлениями от продажи финансовых активов государства являются поступления в бюджет от продажи долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций, находящихся в государственной собственности, государственных предприятий в виде имущественного комплекса, а также иного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении государственных юридических лиц.
Займами являются поступления денег в бюджет, связанные с выпуском государственных эмиссионных ценных бумаг и (или) заключением договоров займов.
3. Расходами бюджета являются затраты, бюджетные кредиты, приобретение финансовых активов, погашение займов.
Затратами являются бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе.
Бюджетными кредитами являются бюджетные средства, предоставляемые в соответствии с главой 30 настоящего Кодекса.
Приобретением финансовых активов являются бюджетные средства, направляемые на приобретение в государственную собственность долей участия и ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций.
Погашением займов являются бюджетные средства, направляемые на погашение основного долга по внутренним и внешним государственным займам.
4. Ненефтяной дефицит (профицит) республиканского или государственного бюджета равен разнице между поступлениями в республиканский или государственный бюджет с исключением поступлений займов, поступлений трансфертов из Национального фонда Республики Казахстан и вывозной таможенной пошлины на сырую нефть и расходами республиканского или государственного бюджета, за исключением погашения займов.
Полученная величина с отрицательным знаком является ненефтяным дефицитом республиканского или государственного бюджета, с положительным знаком - ненефтяным профицитом республиканского или государственного бюджета.
Размер ненефтяного дефицита (профицита) республиканского бюджета утверждается законом о республиканском бюджете.
Размер ненефтяного дефицита (профицита) государственного бюджета не утверждается и используется в аналитических целях.
5. Чистое бюджетное кредитование определяется как разница между бюджетными кредитами и погашением бюджетных кредитов.
6. Операции с финансовыми активами включают в себя:
1) приобретение финансовых активов;
2) поступления от продажи финансовых активов государства.
Сальдо по операциям с финансовыми активами определяется как разница между приобретением финансовых активов и поступлениями от продажи финансовых активов государства.
Приобретение финансовых активов и поступления от продажи финансовых активов государства осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
7. Дефицит (профицит) бюджета равен разнице между доходами и затратами, чистым бюджетным кредитованием и сальдо по операциям с финансовыми активами.
Полученная величина с отрицательным знаком является дефицитом, с положительным знаком - профицитом бюджета.
8. Финансирование дефицита бюджета обеспечивается путем покрытия дефицита бюджета за счет заимствования и используемых остатков бюджетных средств.
Объем финансирования дефицита бюджета определяется как превышение суммы полученных займов, используемых остатков бюджетных средств над суммой погашения основного долга по займам.
Значение финансирования дефицита бюджета устанавливается с положительным знаком и соответствует величине дефицита бюджета.
9. Использование профицита бюджета осуществляется путем расходования профицита бюджета, средств займов, используемых остатков бюджетных средств на погашение основного долга по займам.
Объем использования профицита бюджета определяется как превышение суммы погашения основного долга по займам над суммой полученных займов и используемых остатков бюджетных средств.
Значение использования профицита бюджета устанавливается с отрицательным знаком и соответствует величине профицита бюджета.
Глава 3. Единая бюджетная классификация
Статья 10. Определение и состав единой бюджетной классификации
1. Единая бюджетная классификация является группировкой поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
2. Бюджетный процесс осуществляется на основе единой бюджетной классификации.
3. Единая бюджетная классификация включает в себя:
1) классификацию поступлений бюджета;
2) функциональную классификацию расходов бюджета;
3) экономическую классификацию расходов бюджета.
4. Единая бюджетная классификация составляется на основе законодательных актов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан, решений областного маслихата, маслихата города республиканского значения, столицы, районного (города областного значения) маслихата.
В случае изменения структуры местного государственного управления по решению акима в единую бюджетную классификацию вносятся изменения и дополнения не более одного раза в квартал, в последний месяц квартала.
5. Порядок составления и внесения изменений и дополнений в единую бюджетную классификацию определяется центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
6. Единая бюджетная классификация составляется центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
Статья 11. Классификация поступлений бюджета
1. Классификацией поступлений бюджета является группировка поступлений бюджетов всех уровней по определенным характеристикам, основанная на бюджетном законодательстве Республики Казахстан.
2. Группировка классификации поступлений бюджета состоит из категории, класса, подкласса и специфики.
Статья 12. Функциональная классификация расходов бюджета
1. Функциональной классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджетов всех уровней, определяющая направления расходования бюджетных средств по функциональным и ведомственным признакам, отражающим выполнение функций государства, реализацию документов Системы государственного планирования Республики Казахстан.
2. Группировка функциональной классификации расходов бюджета состоит из следующих уровней:
функциональные группы;
функциональные подгруппы;
администраторы бюджетных программ;
бюджетные программы (подпрограммы).
3. На основе функциональной классификации расходов бюджета может формироваться ведомственная классификация расходов бюджета, составляемая посредством группировки администраторов бюджетных программ и бюджетных программ (подпрограмм).
Статья 13. Экономическая классификация расходов бюджета
1. Экономической классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджета по экономическим характеристикам, отражающая операции, осуществляемые государственными учреждениями для реализации бюджетных программ.
2. Группировка экономической классификации расходов бюджета состоит из категории, класса, подкласса и специфики.
3. Структура специфик экономической классификации расходов бюджета разрабатывается и утверждается центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
Статья 14. Виды бюджетных программ (подпрограмм)
1. В зависимости от содержания бюджетные программы (подпрограммы) разделяются на бюджетные программы (подпрограммы), направленные на:
осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг;
предоставление трансфертов и бюджетных субсидий;
предоставление бюджетных кредитов;
осуществление бюджетных инвестиций;
осуществление капитальных расходов;
выполнение обязательств государства.
2. Бюджетные программы (подпрограммы), направленные на осуществление государственных функций, полномочий и оказание вытекающих из них государственных услуг, включают все связанные с ними текущие расходы, в том числе расходы на исследования, консалтинговые услуги.
Стоимость исследований, консалтинговых услуг устанавливается в порядке, определяемом центральными уполномоченными органами соответствующей отрасли (сферы) по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
3. К бюджетным программам (подпрограммам), направленным на предоставление трансфертов и бюджетных субсидий, относятся:
1) трансферты между уровнями бюджетов;
2) трансферты физическим лицам, кроме денежных выплат работникам государственных учреждений;
3) трансферты юридическим лицам, кроме государственных учреждений;
4) бюджетные субсидии физическим и юридическим лицам.
Трансферты между уровнями бюджетов регулируются главой 15 настоящего Кодекса.
Трансфертами физическим лицам, кроме денежных выплат работникам государственных учреждений, являются денежные выплаты физическим лицам, предназначенные для увеличения их располагаемого дохода либо для полной или частичной компенсации определенных видов затрат или ущерба, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Трансфертами юридическим лицам, учредителем которых является государство, кроме государственных учреждений, являются целевые перечисления из республиканского бюджета в автономные организации образования, фонд социального медицинского страхования, администрацию Международного финансового центра "Астана" в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
При внесении изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан, предусматривающих получение бюджетных средств в виде трансфертов юридическим лицам, требуется прохождение процедур, установленных законодательством Республики Казахстан об административных процедурах, связанных с передачей функций центральных и (или) местных исполнительных органов в конкурентную среду.
Трансферты юридическим лицам выделяются при условии планирования показателей результатов в стратегических документах организаций, претендующих на их получение.
Трансферты юридическим лицам не выделяются для:
1) осуществления бюджетных инвестиций;
2) приобретения долгосрочных активов, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан "О международном финансовом центре "Астана".
Перечисление трансфертов юридическим лицам осуществляется через соответствующих администраторов бюджетных программ.
Порядок составления отчетности об использовании трансфертов юридическим лицам, формы и сроки ее представления, а также требования к предоставляемой информации о ходе и результатах использования трансфертов юридическим лицам, за исключением фонда социального медицинского страхования, определяются центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
Бюджетными субсидиями являются невозвратные платежи из бюджета, которые предоставляются физическим и юридическим лицам, в том числе крестьянским или фермерским хозяйствам, только при отсутствии другого способа выполнения государственных функций и реализации социально-экономических задач развития республики или региона в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Порядок выплаты бюджетных субсидий определяется центральными государственными органами по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
4. К бюджетным программам (подпрограммам), направленным на осуществление капитальных расходов, относятся расходы, направленные на формирование либо укрепление материально-технической базы, проведение капитального (восстановительного) ремонта, и иные капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией расходов, кроме бюджетных инвестиций.
Капитальные расходы, осуществляемые в рамках договора лизинга, реализуются по бюджетным программам (подпрограммам), направленным на осуществление капитальных расходов.
Стоимость и предмет капитальных расходов, осуществляемых в рамках договора лизинга, устанавливаются в порядке, определяемом центральным уполномоченным органом соответствующей отрасли (сферы) по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
5. Предоставление бюджетных кредитов, осуществление бюджетных инвестиций, выполнение обязательств государства реализуются в соответствии с настоящим Кодексом.
6. В зависимости от уровня государственного управления бюджетные программы подразделяются на:
1) республиканские, утверждаемые в составе республиканского бюджета;
2) областные, городов республиканского значения, столицы, утверждаемые в составе областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы;
3) районные (городские), утверждаемые в составе районного (города областного значения) бюджета;
4) бюджетные программы района в городе, утверждаемые в составе бюджета города республиканского значения, столицы, города областного значения;
5) бюджетные программы города районного значения, села, поселка, сельского округа, утверждаемые в составе бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа.
Областные, городов республиканского значения, столицы, районные (городские) бюджетные программы, а также бюджетные программы района в городе и бюджетные программы города районного значения, села, поселка, сельского округа являются местными бюджетными программами.
7. В зависимости от способа реализации бюджетные программы (подпрограммы) подразделяются на:
1) индивидуальные бюджетные программы (подпрограммы), реализуемые одним администратором;
2) распределяемые бюджетные программы, утверждаемые в бюджете в составе бюджетных программ определенного администратора бюджетных программ и подлежащие распределению в течение текущего финансового года между различными администраторами бюджетных программ.
Распределение таких бюджетных программ осуществляется в порядке, определяемом соответствующими центральными государственными органами по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
8. Бюджетные программы (подпрограммы) подразделяются на текущие бюджетные программы (подпрограммы) и бюджетные программы (подпрограммы) развития с присвоением соответствующего признака (кода) в составе единой бюджетной классификации.
К бюджетным программам (подпрограммам) развития относятся расходы бюджета, направленные на осуществление бюджетных инвестиций. Остальные расходы бюджета относятся к текущим бюджетным программам (подпрограммам).
9. Для достижения цели плана развития государственного органа или плана развития области, города республиканского значения, столицы, единого конечного результата затраты по осуществлению государственных функций, полномочий и оказанию вытекающих из них государственных услуг, осуществлению капитальных расходов, реализации государственных инвестиционных проектов, предоставлению трансфертов и бюджетных субсидий объединяются в одну бюджетную программу с сохранением структуры бюджета и выделением указанных затрат в отдельные подпрограммы.
Не допускается введение новой бюджетной программы, направленной на достижение цели утвержденного плана развития государственного органа или плана развития области, города республиканского значения, столицы, при наличии бюджетной программы, направленной на достижение данной цели в пределах раздела структуры бюджета.
Статья 15. Классификация расходов Министерства обороны Республики Казахстан и его учреждений, государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, разведывательную и контрразведывательную деятельность, и их учреждений, а также специальных государственных органов, обеспечивающих безопасность охраняемых лиц и объектов
Расходы Министерства обороны Республики Казахстан и его учреждений, финансируемых из республиканского бюджета, специальных государственных органов, осуществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельность, и их учреждений, а также специальных государственных органов, обеспечивающих безопасность охраняемых лиц и объектов, классифицируются по одной функциональной группе с отражением по одной специфике экономической классификации расходов по следующим бюджетным программам:
одной бюджетной программе, направленной на выполнение государственных функций и полномочий, предоставление трансфертов и осуществление капитальных расходов;
одной бюджетной программе, направленной на осуществление бюджетных инвестиций.
Расходы на осуществление оперативно-розыскной деятельности государственных органов и их учреждений, за исключением Министерства обороны Республики Казахстан и его учреждений, специальных государственных органов, классифицируются по одной функциональной группе, по одной бюджетной программе, направленной на выполнение государственных функций и полномочий, за исключением капитальных расходов и расходов на реализацию бюджетных инвестиционных проектов с отражением по одной специфике экономической классификации расходов.
Глава 4. Отдельные механизмы финансирования расходов
Статья 16. Государственное задание
1. Государственным заданием является заказ субъектам квазигосударственного сектора с участием государства в уставном капитале и иным юридическим лицам, определяемым Правительством Республики Казахстан, на оказание отдельных государственных услуг и выполнение других задач.
2. К государственным заданиям могут быть отнесены заказы, соответствующие одному или нескольким из следующих критериев:
1) отсутствие иной возможности обеспечения национальной безопасности, обороноспособности государства или защиты интересов общества;
2) использование, эксплуатация и содержание стратегических объектов, критически важных объектов, в том числе объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности, в силу обеспечения общественных интересов и национальной безопасности;
3) отсутствие конкуренции на соответствующем рынке товаров, работ и услуг;
4) исключительность и уникальность товара, работы, услуги, объектов интеллектуальной собственности.
Запрещается планирование государственного задания, не соответствующего критериям, предусмотренным частью первой настоящего пункта.
3. Планирование государственного задания осуществляется с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом при разработке бюджета, с учетом положительного заключения антимонопольного органа на предмет соответствия критериям, предусмотренным частью первой пункта 2 настоящей статьи, выдаваемого в порядке, определяемом антимонопольным органом.
В случае передачи государственного задания субъектами квазигосударственного сектора и юридическими лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, ответственными за выполнение государственного задания, на субподряд в заключении антимонопольного органа определяются объем и условия передачи государственного задания на субподряд.
Положения настоящего пункта не распространяются на планирование государственного задания по начатым (продолжающимся) государственным заданиям.
4. Стоимость государственного задания устанавливается в порядке, определяемом центральными уполномоченными органами соответствующей отрасли (сферы) по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
5. Показатели результатов государственного задания определяются в планах развития государственных органов и (или) паспортах бюджетных программ соответствующих администраторов бюджетных программ.
6. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию формирует сводную информацию о государственных заданиях, на выполнение которых предусматриваются бюджетные средства в проекте республиканского бюджета, и включает в состав материалов, прилагаемых к проекту закона о республиканском бюджете.
7. Выделение бюджетных средств субъектам квазигосударственного сектора с участием государства в уставном капитале на выполнение государственного задания осуществляется без увеличения уставного капитала.
8. Выполнение государственного задания осуществляется без соблюдения конкурсных процедур, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных закупках, путем заключения гражданско-правовой сделки между администратором республиканских бюджетных программ и исполнителем государственного задания.
Гражданско-правовые сделки, заключенные в нарушение пункта 2 настоящей статьи, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованных лиц.
9. Субъекты квазигосударственного сектора и юридические лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, ежегодно формируют отчетность о выполнении государственного задания, содержащую информацию о ходе и результатах его выполнения, и представляют администраторам бюджетных программ.
10. Информация о выполнении государственного задания включается в состав годового отчета об исполнении республиканского бюджета и подлежит публикации в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.
11. Порядок планирования государственного задания определяется центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию.
Порядок выполнения государственного задания и составления отчетности о выполнении государственного задания, формы и сроки ее представления, а также требования к предоставляемой информации о ходе и результатах выполнения государственного задания определяются центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
12. Ответственность за выполнение государственного задания возлагается на первых руководителей администраторов республиканских бюджетных программ, субъектов квазигосударственного сектора и юридических лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса.
Статья 17. Особенности пилотных проектов в области бюджетных отношений
1. Пилотный проект в области бюджетных отношений - это временный проект, проводимый по поручению Президента Республики Казахстан в ограниченном масштабе с целью выявления реалистичности, временных затрат, объемов расходов, недостатков и эффекта предлагаемого решения по его реализации.
2. Пилотный проект в области бюджетных отношений должен соответствовать следующим критериям:
предлагаемое в его реализацию решение должно быть уникальным (инновационным, высокотехнологичным);
иметь конкретные цели и ожидаемые результаты;
иметь временное ограничение;
иметь завершенный характер;
иметь положительный экономический (социальный) эффект; быть реалистичным.
3. Реализация (внедрение) пилотного проекта в области бюджетных отношений и (или) управление им могут осуществляться субъектами квазигосударственного сектора.
Полномочия, механизмы, функционирование и деятельность субъектов квазигосударственного сектора по реализации (внедрению) пилотного проекта в области бюджетных отношений и (или) управлению им определяются в соответствии с законами Республики Казахстан.
Первый руководитель субъекта квазигосударственного сектора несет ответственность за реализацию (внедрение) пилотного проекта в области бюджетных отношений и (или) управление им, установленную законами Республики Казахстан.
4. Порядок и сроки реализации (внедрения) пилотного проекта в области бюджетных отношений разрабатываются соответствующим центральным уполномоченным органом и утверждаются Правительством Республики Казахстан.
5. Государственный орган, самостоятельно реализующий пилотный проект в области бюджетных отношений, а также путем передачи субъекту квазигосударственного сектора, осуществляет анализ и оценку его реализации, в том числе на предмет достижения ожидаемых результатов, c учетом которых направляет в Правительство Республики Казахстан информацию об итогах и предложения о целесообразности его дальнейшей реализации.
Глава 5. Резервы
Статья 18. Общие положения о резервах
1. Резервы образуются в составе республиканского, областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы, районного (города областного значения) бюджета для финансирования затрат, не запланированных при разработке республиканского и местных бюджетов в силу их непредвиденности и требующих безотлагательного финансирования в текущем финансовом году.
2. Выделение бюджетных средств из резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов осуществляется постановлениями соответственно Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов, а также правовыми актами уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, которые утрачивают силу по завершении финансового года.
3. Порядок распределения резерва на инициативы Президента Республики Казахстан устанавливается Правительством Республики Казахстан.
4. Порядок распределения и использования резервов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов устанавливается Правительством Республики Казахстан.
5. Не допускается доиспользование средств резерва Правительства Республики Казахстан в следующем финансовом году.
Статья 19. Резерв на инициативы Президента Республики Казахстан
1. Резерв на инициативы Президента Республики Казахстан формируется в составе республиканского бюджета на первый год планового периода в размере не менее полутора и не более трех процентов от планируемого объема доходов республиканского бюджета на очередной финансовый год без учета поступлений трансфертов.
2. Резерв на инициативы Президента Республики Казахстан предусматривается по отдельной распределяемой бюджетной программе, администрируемой центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, и распределяется в течение текущего финансового года.
3. Резерв на инициативы Президента Республики Казахстан направляется на финансирование непредвиденных и требующих безотлагательного финансирования в текущем финансовом году затрат, связанных с реализацией ежегодных посланий Президента Республики Казахстан народу Казахстана и других инициатив Президента Республики Казахстан.
4. Выделение бюджетных средств из резерва на инициативы Президента Республики Казахстан в течение финансового года осуществляется по поручению Президента Республики Казахстан постановлением Правительства Республики Казахстан, которое утрачивает силу по завершении финансового года.
Статья 20. Резервы Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов
1. Резерв Правительства Республики Казахстан включает:
1) чрезвычайный резерв;
2) резерв для жизнеобеспечения населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) резерв на неотложные затраты;
4) резерв на исполнение обязательств по решениям судов;
5) резерв на покрытие дефицита наличности областных бюджетов, бюджетов городов республиканского значения, столицы.
2. Резерв местного исполнительного органа включает:
1) чрезвычайный резерв;
2) резерв на неотложные затраты;
3) резерв на исполнение обязательств по решениям судов;
4) резерв на покрытие дефицита наличности районных (городов областного значения) бюджетов или бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов соответственно.
3. Общий объем резерва Правительства Республики Казахстан формируется в составе республиканского бюджета в размере до трех процентов от планируемого объема доходов республиканского бюджета на очередной финансовый год без учета поступлений трансфертов.
Общий объем резерва местного исполнительного органа устанавливается решением соответствующего местного представительного органа в объеме не менее двух процентов от объема поступлений соответствующего местного бюджета без учета трансфертов, займов и бюджетных изъятий в вышестоящий бюджет.
4. В случае недостаточности бюджетных средств, предусмотренных на один из видов резерва, Правительство Республики Казахстан или местный исполнительный орган увеличивает плановые назначения соответствующего резерва посредством перераспределения общих объемов резервов Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа посредством корректировки соответствующего бюджета.
5. Чрезвычайный резерв используется в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера и их последствий, проведения мероприятий по обеспечению правового режима чрезвычайного положения на территории Республики Казахстан и на оказание официальной гуманитарной помощи Республикой Казахстан другим государствам.
Финансирование расходов из чрезвычайного резерва на мероприятия для ликвидации чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера и их последствий, предусмотренные постановлениями соответственно Правительства Республики Казахстан или местных исполнительных органов, может осуществляться уполномоченными органами по исполнению бюджета по мере представления администраторами бюджетных программ обосновывающих документов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
6. Резерв для жизнеобеспечения населения при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера используется для осуществления мероприятий, направленных на сохранение жизни и поддержание здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых людей.
7. Резерв на неотложные затраты используется в целях устранения ситуаций, угрожающих политической, экономической и социальной стабильности Республики Казахстан или ее административно-территориальной единицы, а также жизни и здоровью людей.
Резерв Правительства Республики Казахстан на неотложные затраты может использоваться на иные непредвиденные затраты, определяемые решениями Правительства Республики Казахстан.
Не допускается финансирование из резерва на неотложные затраты расходов, финансируемых за счет Специального государственного фонда.
8. Резерв на исполнение обязательств по решениям судов используется на исполнение обязательств Правительства Республики Казахстан, центральных государственных органов, их ведомств и территориальных подразделений, местных исполнительных органов по решениям судов.
9. Резерв на покрытие дефицита наличности используется на предоставление бюджетных кредитов нижестоящим бюджетам в случае прогноза в очередном финансовом году дефицита наличности их бюджетов в соответствии со статьей 113 настоящего Кодекса.
Заимствование местным исполнительным органом нижестоящего бюджета и (или) аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа в случае прогноза в очередном финансовом году дефицита наличности может осуществляться на срок до шести месяцев в пределах финансового года посредством корректировки бюджета.
10. Выделение бюджетных средств из резервов Правительства Республики Казахстан и местного исполнительного органа области, района (города областного значения) нижестоящему бюджету осуществляется в виде целевых трансфертов.
Статья 21. Отчетность об использовании резервов
1. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета и местный уполномоченный орган по исполнению бюджета совместно с администраторами бюджетных программ формируют отчеты об использовании резервов по итогам финансового года.
2. Отчеты об использовании резервов формируются по их видам с указанием причин выделения средств, достигнутых конечных результатов, предусмотренных паспортами соответствующих бюджетных программ, и должны содержать информацию об отсутствии альтернативных источников в бюджете на соответствующие затраты и причинах невозможности их планирования при разработке бюджета.
3. Отчетность об использовании резервов подлежит публикации в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.
4. Информация об использовании резервов включается в годовой отчет об исполнении соответствующего бюджета.
5. Порядок формирования отчетов об использовании резервов и их публикации определяется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
Глава 6. Распределение поступлений в бюджет между уровнями бюджета
Статья 22. Общие положения о распределении поступлений
1. Распределение поступлений между республиканским, местными бюджетами основывается на принципах межбюджетных отношений, определенных статьей 78 настоящего Кодекса.
2. Не допускается установление в иных законодательных актах Республики Казахстан, кроме настоящего Кодекса, уровня бюджета, в который должны зачисляться поступления.
Передача отдельных видов поступлений из одного уровня бюджета в другой осуществляется только при внесении изменений и дополнений в настоящий Кодекс.
3. Распределение поступлений между республиканским бюджетом, местными бюджетами, контрольными счетами наличности внебюджетных фондов, формируемых за счет неналоговых платежей, осуществляется в соответствии с пунктом 5 статьи 107 настоящего Кодекса.
Статья 23. Поступления в республиканский бюджет
1. Налоговыми поступлениями в республиканский бюджет являются:
1) корпоративный подоходный налог от субъектов крупного предпринимательства согласно реестру субъектов предпринимательства, формируемому в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере предпринимательства, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора;
2) налог на добавленную стоимость, в том числе на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан, и на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан;
3) акцизы на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) плата за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;
5) бонусы, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 15 марта 2025 года №171-VIII ЗРК
О документе
Номер документа: | 171-VIII ЗРК |
Дата принятия: | 15.03.2025 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01.01.2025 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
"Казахстанская правда" от 18 марта 2025 г. №51-52 (30429-30430).
Примечание к документу
В соответствии со статьей 172 настоящий Кодекс вводится в действие с 1 января 2025 года, за исключением:
- статьи 135, которая вводится в действие - с 1 января 2026 года;
- абзаца пятого пункта 3 статьи 40, подпункта 5) пункта 2 статьи 47, статьи 54, части второй пункта 2 статьи 73, подпункта 3) пункта 2 статьи 90, подпункта 2) пункта 6 статьи 130, пункта 2 статьи 133, которые вводятся в действие - с 1 января 2027 года;
- подпункта 12) пункта 1 статьи 71, пункта 2 статьи 87, части третьей пункта 5 статьи 96, абзаца восьмого части третьей подпункта 3) пункта 5 статьи 121, которые вводятся в действие - с 1 января 2028 года.
Ссылка на Конституция Республики Казахстан
Ссылка на Закон Республики Казахстан Об общественных советах
Ссылка на Договор О Евразийском экономическом союзе
Ссылка на Конституционный закон Республики Казахстан О Международном финансовом центре Астана
Ссылка на Экологический кодекс Республики Казахстан
Ссылка на Закон Республики Казахстан О государственном аудите и финансовом контроле
Ссылка на Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан :: Статья 71. Потерпевший
Ссылка на Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан :: Статья 78. Свидетель
Ссылка на Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан :: Статья 80. Специалист
Ссылка на Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан :: Статья 81. Переводчик
Ссылка на Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан :: Статья 82. Понятой
Ссылка на Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан :: Статья 90. Отвод понятого
Ссылка на Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан :: Статья 142. Личное поручительство
Ссылка на Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан :: Статья 165. Запрет на приближение
Ссылка на Закон Республики Казахстан О возврате государству незаконно приобретенных активов
Ссылка на Закон Республики Казахстан О Национальном Банке Республики Казахстан
Ссылка на Закон Республики Казахстан Об обязательном социальном медицинском страховании
О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку