Дата обновления БД:
30.05.2025
Добавлено/обновлено документов:
433 / 1385
Всего документов в БД:
323152
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 2 мая 2025 года №303
Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов общестранового значения, предлагаемых к финансированию за счет средств Национального фонда Республики Казахстан путем приобретения долговых ценных бумаг Фонда национального благосостояния, а также рассмотрения наличия альтернативных источников финансирования таких проектов
В соответствии с пунктом 3 статьи 59 Бюджетного кодекса Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения экспертизы проектов общестранового значения, предлагаемых к финансированию за счет средств Национального фонда Республики Казахстан путем приобретения долговых ценных бумаг Фонда национального благосостояния, а также рассмотрения наличия альтернативных источников финансирования таких проектов.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Премьер-Министр Республики Казахстан
О.Бектенов
Утверждены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 мая 2025 года №303
Правила проведения экспертизы проектов общестранового значения, предлагаемых к финансированию за счет средств Национального фонда Республики Казахстан путем приобретения долговых ценных бумаг Фонда национального благосостояния, а также рассмотрения наличия альтернативных источников финансирования таких проектов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения экспертизы проектов общестранового значения, предлагаемых к финансированию за счет средств Национального фонда Республики Казахстан (далее – НФРК) путем приобретения долговых ценных бумаг Фонда национального благосостояния, а также рассмотрения наличия альтернативных источников финансирования таких проектов (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 59 Бюджетного кодекса Республики Казахстан и определяют порядок проведения экспертизы и рассмотрения наличия альтернативных источников финансирования проектов общестранового значения, предлагаемых к финансированию за счет средств НФРК путем приобретения долговых ценных бумаг Фонда национального благосостояния (далее – долговые ценные бумаги).
2. Целью настоящих Правил является обеспечение прозрачной и всесторонней экспертизы проектов, предлагаемых к финансированию за счет средств НФРК путем приобретения долговых ценных бумаг.
Прозрачная и всесторонняя экспертиза направлена на достижение качественной оценки общестранового значения и стратегической значимости, инвестиционной эффективности и привлекательности указанных проектов, оценки кредитоспособности организаций, получающих финансирование из НФРК, выработку оптимальной структуры и условий финансирования с учетом рассмотрения наличия альтернативных источников финансирования, а также правил и условий, предусмотренных пунктом 5.3 раздела 5 Концепции управления государственными финансами Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 10 сентября 2022 года №1005 (далее – Концепция).
3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) проект – инвестиционный проект общестранового значения, предлагаемый к частичному финансированию и (или) частично финансируемый за счет средств НФРК путем приобретения долговых ценных бумаг;
2) контрольные точки проекта – пункты контроля реализации проекта, устанавливаемые между этапами финансирования проекта и утверждаемые протоколом заседания Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан (далее – СУНФ), которые позволяют отслеживать ход освоения финансирования и достижение плановых показателей (количественных) по реализации проекта;
3) анализ контрольных точек проекта – анализ освоения выделенного финансирования, а также сопоставление и анализ плановых и фактических (количественных) показателей по реализации проекта на контрольных точках проекта;
4) инициатор проекта – юридическое лицо (резидент Республики Казахстан), ответственное за реализацию проекта, предлагаемого к частичному финансированию или частично финансируемого за счет средств НФРК путем приобретения долговых ценных бумаг;
5) индикативная оценка проекта – предварительная оценка проекта, которая проводится в начале комплексной оценки проекта на основе всестороннего анализа (включая кредитный и инвестиционный) с целью предоставления рекомендаций по доработке проекта и формирования индикативных условий финансирования проекта;
6) комплексная оценка проекта – всесторонняя оценка проекта, состоящая из индикативной и итоговой оценок, которая проводится в целях определения возможности и целесообразности финансирования проекта из НФРК, а также определения оптимальных условий финансирования проекта с учетом выявленных рисков проекта;
7) итоговая оценка проекта – оценка проекта, которая проводится в конце комплексной оценки проекта после доработки и по итогам рассмотрения альтернативных источников финансирования на основе всестороннего анализа (включая кредитный и инвестиционный);
8) стратегическая оценка проекта – оценка и анализ проекта с целью определения общестранового значения и стратегической значимости проекта для социально-экономического развития страны;
9) заемщик – юридическое лицо (резидент Республики Казахстан), получающее облигационный заем из средств НФРК в целях реализации проекта;
10) экспертная группа – группа организаций, цели, задачи, функции и состав которой определяются Положением об экспертной группе согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
11) участник экспертной группы – организация, входящая в состав Экспертной группы;
12) координирующий орган экспертной группы – Национальный Банк Республики Казахстан (далее – НБРК);
13) независимая экспертиза – оценка и анализ проекта, проводимые независимым экспертом;
14) независимый эксперт – юридическое лицо, оказывающее услуги по проведению независимой экспертизы проекта и соответствующее установленным квалификационным требованиям;
15) негативная информация – информация, содержащая факты причастности к случаям легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, причастности к случаям финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения, наличия начатых процедур признания банкротства или процедур судебной реабилитации, наличия начатого процесса ликвидации, невыполнения пруденциальных и иных нормативов уполномоченных органов государства на дату рассмотрения, нахождения в санкционных списках;
16) техническое задание – документ, подготовленный экспертной группой и содержащий перечень вопросов для проведения анализа и экспертизы независимым экспертом;
17) уполномоченный орган – центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство отраслью (сферой) государственного управления, в которой планируется реализация проекта.
4. Экспертиза проектов проводится в два этапа:
этап 1 "Стратегическая оценка проекта";
этап 2 "Комплексная оценка проекта и рассмотрение альтернативных источников финансирования":
обязательный подэтап "Индикативная оценка проекта";
опциональный подэтап "Прохождение независимых экспертиз";
обязательный подэтап "Рассмотрение и привлечение альтернативных источников финансирования проекта";
обязательный подэтап "Итоговая оценка проекта".
Глава 2. Стратегическая оценка проекта
5. Инициатор проекта направляет в уполномоченный орган запрос о необходимости финансирования проекта с приложением бизнес-плана и финансовой модели проекта в соответствии с требованиями согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
6. Уполномоченный орган в течение 20 (двадцать) рабочих дней со дня поступления запроса формирует стратегическое обоснование проекта по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам (далее – стратегическое обоснование) и направляет его в центральный уполномоченный орган по государственному планированию с приложением документов, предоставленных инициатором проекта. Стратегическое обоснование подписывается руководителем уполномоченного органа.
7. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию на основе предоставленного уполномоченным органом стратегического обоснования и предоставленных документов готовит заключение стратегической оценки проекта в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня получения всех документов по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам (далее – заключение стратегической оценки). Стратегическая оценка проекта проводится в соответствии с алгоритмом стратегической оценки проекта, приведенным в приложении 5 к настоящим Правилам (далее – алгоритм стратегической оценки). Заключение стратегической оценки подписывается руководителем центрального уполномоченного органа по государственному планированию.
8. По результатам стратегической оценки выносятся заключения следующих видов:
1) положительное;
2) о необходимости доработки;
3) отрицательное.
9. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию представляет положительное заключение с уведомлением уполномоченного органа в течение 3 (три) рабочих дней, и проект допускается на следующий этап, если в соответствии с алгоритмом стратегической оценки стратегическая оценка проекта составляет 7 (семь) или более баллов и проект соответствует каждому из общих критериев.
10. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию представляет заключение о необходимости доработки и проект направляется уполномоченному органу на доработку при непредставлении необходимых документов и (или) представлении документов, не соответствующих установленным требованиям, и (или) отсутствии полной и релевантной информации в стратегическом обосновании.
11. Доработка включает представление необходимых документов, соответствующих установленным требованиям, и (или) изменение и дополнение стратегического обоснования согласно замечаниям и комментариям в заключении стратегической оценки.
Доработка допускается не более 2 (два) раз. Каждая доработка осуществляется уполномоченным органом в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней.
Центральный уполномоченный орган по государственному планированию рассматривает доработанный проект и готовит обновленное заключение стратегической оценки в течение 10 (десять) рабочих дней.
12. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию представляет отрицательное заключение с уведомлением уполномоченного органа в течение 3 (три) рабочих дней, и проект не допускается на следующий этап в случае несоответствия условиям, указанным в пунктах 9, 10 и 11 настоящих Правил.
Глава 3. Комплексная оценка проекта и рассмотрение альтернативных источников финансирования
Параграф 1. Обязательный подэтап "Индикативная оценка проекта"
13. Уполномоченный орган в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня получения уведомления о прохождении инициатора проекта на данный этап направляет пакет документов по проекту экспертной группе.
Пакет документов включает следующие документы:
заключение стратегической оценки;
анкету инициатора проекта по форме, согласно приложению 6 к настоящим Правилам;
бизнес-план и финансовую модель проекта в соответствии с требованиями согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
информацию об отсутствии альтернативных источников финансирования по форме, согласно приложению 7 к настоящим Правилам, с приложением подтверждающих документов (официальные ответы или письма организаций);
план-график реализации проекта;
план-график финансирования проекта;
Pre-FEED и (или) FEED-документацию и (или) заключение комплексной вневедомственной экспертизы проекта по технической документации (при наличии);
финансовые отчетности инициатора проекта и заемщика за последние 3 года в обязательном порядке (с аудиторским отчетом при наличии);
согласие инициатора проекта на выдачу кредитного отчета по форме согласно приложению 8 к настоящим Правилам;
справку с налогового органа об отсутствии (наличии) задолженности по оплате налогов и других обязательных платежей в бюджет;
независимые экспертизы проекта (при наличии);
предложения от основных поставщиков оборудования и подрядчиков, включая генерального подрядчика (при наличии);
проекты договоров или договоры с поставщиками сырья и (или) услуг и покупателями продукции или услуг (при наличии);
прогноз свободных денежных потоков инициатора проекта и (или) заемщика, прогноз соблюдения ковенантов по текущим и планируемым займам инициатора проекта и (или) заемщика на срок не менее запрашиваемого срока займа проекта.
14. Координирующий орган экспертной группы в течение 20 (двадцать) рабочих дней со дня получения полного пакета документов формирует заключение индикативной оценки по форме, согласно приложению 9 к настоящим Правилам (далее – заключение индикативной оценки), и направляет другим участникам экспертной группы для получения замечаний и предложений.
15. Участники экспертной группы в течение 10 (десять) рабочих дней рассматривают проект заключения индикативной оценки и направляют координирующему органу экспертной группы замечания и предложения.
16. Координирующий орган экспертной группы в течение 10 (десять) рабочих дней вносит в заключение индикативной оценки изменения и дополнения с учетом замечаний и предложений, полученных от других участников экспертной группы.
Заключение индикативной оценки подписывается всеми участниками экспертной группы.
17. По результатам индикативной оценки выносятся заключения следующих видов:
1) положительное;
2) о необходимости доработки;
3) отрицательное.
18. Экспертная группа представляет положительное заключение, и проект допускается на подэтап "Рассмотрение и привлечение альтернативных источников финансирования проекта" при положительном результате проверки и оценке следующих пунктов заключения индикативной оценки:
о полноте пакета документов;
о соответствии правилам и условиям финансирования, закрепленным пунктом 5.3 раздела 5 Концепции;
об отсутствии выявленной негативной информации в отношении инициатора проекта (в том числе его руководителя, участников или акционеров, бенефициаров) и заемщика (в том числе его руководителя, участников или акционеров, бенефициаров);
о кредитоспособности инициатора проекта и заемщика;
о возможности финансировать проект за счет средств НФРК;
о достаточной проработанности проекта в соответствии с приложением 10 к настоящим Правилам (далее – алгоритм оценки проработанности проекта);
о соответствии пороговым значениям инвестиционной эффективности и привлекательности проекта, указанным в заключении индикативной оценки.
19. До перехода к подэтапу "Рассмотрение и привлечение альтернативных источников финансирования проекта" проект может направляться экспертной группой на опциональный подэтап "Прохождение независимых экспертиз" в соответствии с параграфом 3 главы 3 настоящих Правил в случае, если в заключении индикативной оценки указана необходимость запроса независимых экспертиз.
20. Для включения в заключение индикативной оценки мнения о необходимости запроса независимых экспертиз достаточно наличие соответствующего мнения одного из участников экспертной группы.
21. Экспертная группа представляет заключение о необходимости доработки, и проект направляется инициатору проекта на доработку в следующих случаях:
предоставление неполного и (или) не соответствующего требованиям пакета документов;
несоответствие проекта правилам и условиям финансирования, закрепленным пунктом 5.3 раздела 5 Концепции;
недостаточная проработанность проекта в соответствии с алгоритмом оценки проработанности проекта;
несоответствие пороговым значениям инвестиционной эффективности и привлекательности проекта, указанным в заключении индикативной оценки.
22. Доработка включает предоставление полного и соответствующего установленным требованиям пакета документов и (или) доработку проекта согласно замечаниям и комментариям в заключении индикативной оценки.
Доработка допускается не более 2 (два) раз. Каждая доработка осуществляется инициатором проекта в течение 30 (тридцать) рабочих дней.
Экспертная группа рассматривает доработанный проект и готовит обновленное заключение индикативной оценки в порядке и сроки, предусмотренные пунктами 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 и 24 настоящих Правил.
23. Экспертная группа представляет отрицательное заключение, и проект не допускается на следующий подэтап в случае несоответствия условиям, указанным в пунктах 18, 19, 20, 21 и 22 настоящих Правил.
24. В случае возникновения противоречий между позициями участников экспертной группы или иных спорных вопросов при подготовке заключения индикативной оценки данные вопросы подлежат урегулированию участниками экспертной группы в рамках общего срока подготовки заключения индикативной оценки, предусмотренного параграфом 1 главы 3.
При недостижении согласованной позиции по выдаче положительного заключения экспертная группа принимает решение о выдаче отрицательного заключения, что влечет отказ в дальнейшем рассмотрении проекта и его переходе на последующие этапы.
Параграф 2. Опциональный подэтап "Прохождение независимых экспертиз"
25. В зависимости от особенностей проекта и вопросов, подлежащих независимой экспертизе, различают следующие виды независимой экспертизы по:
1) коммерческим (маркетинговым) вопросам;
2) правовым вопросам;
3) техническим вопросам.
26. В случае, если в заключении индикативной оценки выражено мнение о необходимости независимой экспертизы, координирующий орган экспертной группы в течение 10 (десять) рабочих дней разрабатывает проект технического задания и направляет его другим участникам экспертной группы для получения замечаний и предложений.
27. Участники экспертной группы в течение 7 (семь) рабочих дней предоставляют координирующему органу экспертной группы замечания и предложения к проекту технического задания.
Координирующий орган экспертной группы в течение 5 (пять) рабочих дней вносит изменения и дополнения в проект технического задания с учетом замечаний и предложений, полученных от других участников экспертной группы. Техническое задание к независимой экспертизе подписывается всеми участниками экспертной группы и представляется инициатору проекта и (или) уполномоченному органу.
Техническое задание составляется индивидуально для каждого проекта.
28. Основанием для запроса независимых экспертиз являются следующие обстоятельства:
1) для запроса независимой экспертизы по коммерческим (маркетинговым) вопросам – наличие значительных коммерческих рисков, выявленных экспертной группой, и (или) необходимости специализированных знаний и компетенций в отрасли проекта экономического и коммерческого характера;
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 мая 2025 года №303
"Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов общестранового значения, предлагаемых к финансированию за счет средств Национального фонда Республики Казахстан путем приобретения долговых ценных бумаг Фонда национального благосостояния, а также рассмотрения наличия альтернативных источников финансирования таких проектов"
О документе
Номер документа: | 303 |
Дата принятия: | 02.05.2025 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01.06.2025 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Опубликование документа
Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде от 21 мая 2025 года.
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 1 июня 2025 года.