Не вступил в действие

О вступлении в силу документа смотри пункт 5.

Неофициальный перевод

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 19 февраля 2025 года №73

Об утверждении Ветеринарно-санитарной нормы по профилактике, контролю и ликвидации трансмиссивных болезней животных

На основании части (1) статьи 47, части (2) статьи 53, части (2) статьи 55, части (2) статьи 58, части (3) статьи 68, части (3) статьи 70, части (2) статьи 72, части (2) статьи 73 и части (4) статьи 74 Закона №196/2024 о здоровье животных (Официальный монитор Республики Молдова, 2024 г., № 389–391, ст. 600) Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Настоящее постановление перелагает Делегированный регламент Комиссии (ЕU) 2020/687 от 17 декабря 2019 года, дополняющий Регламент (ЕU) 2016/429 Европейского парламента и Совета в отношении правил профилактики и контроля некоторых перечисленных заболеваний, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 174 от 3 июня 2020 года (CELEX: 32020R0687), с последними изменениями, внесенными Делегированным регламентом Комиссии (ЕU) 2023/751 от 30 января 2023 года, вносящим изменения в Делегированный регламент (ЕU) 2020/687, дополняющий Регламент (ЕU) 2016/429 Европейского парламента и Совета в отношении правил профилактики и контроля определенных списочных заболеваний.

1. Утвердить Ветеринарно-санитарную норму по профилактике, контролю и ликвидации трансмиссивных болезней животных, согласно приложению №1.

2. В целях реализации положений Ветеринарно-санитарной нормы по профилактике, контролю и ликвидации трансмиссивных болезней животных компетентному органу утвердить необходимые конкретные меры в соответствии с положениями настоящего постановления.

3. Признать утратившими силу некоторые постановления Правительства согласно приложению №2.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Национальное агентство по безопасности пищевых продуктов.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 8 мая 2026 года.

Премьер-министр

Дорин Речан

Контрасигнует:

Министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Республики Молдова

 

Людмила Катлабуга

 

Приложение №1

к Постановлению Правительства Республики Молдова от 19 февраля 2025 года №73

Ветеринарно-санитарная норма по профилактике, контролю и ликвидации трансмиссивных болезней животных

Настоящая Норма перелагает Делегированный регламент Комиссии (ЕU) 2020/687 от 17 декабря 2019 года, дополняющий Регламент (ЕU) 2016/429 Европейского парламента и Совета в отношении правил профилактики и контроля некоторых списочных заболеваний, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 174 от 3 июня 2020 года (CELEX: 32020R0687), с последними изменениями, внесенными Делегированным регламентом Комиссии (ЕU) 2023/751 от 30 января 2023 года, вносящим изменения в Делегированный регламент (ЕU) 2020/687, дополняющий Регламент (ЕU) 2016/429 Европейского парламента и Совета в отношении правил профилактики и контроля определенных списочных заболеваний.

Глава I. Общие положения

1. Ветеринарно-санитарная норма по профилактике, контролю и ликвидации трансмиссивных болезней животных (в дальнейшем – Норма) устанавливает требования к здоровью животных, применимые в процессе надзора, профилактики и борьбе с трансмиссивными болезнями животных.

2. Для целей настоящей Нормы следующие понятия означают:

2.1. туша копытного животного – все тело копытного животного, забитого или убитого, после проведения операций по обескровливанию, у убитых животных – потрошения, удаления конечностей от костей запястья и предплюсны, удаления хвоста, вымени, головы и кожи, за исключением свиней;

2.2. свежее мясо – мясо, фарш и мясные заготовки, в том числе упакованные в вакууме или в контролируемой атмосфере, которые не подвергались никаким другим процессам, кроме охлаждения, замораживания или быстрой заморозки;

2.3. молозиво – секрет молочных желез находящихся на содержание животных выделяемый до пяти дней после родов, богатый антителами и минералами и предшествующий производству сырого молока;

2.4. эмбрион – ранняя фаза развития животного, когда есть возможность перенести его на самку-реципиента;

2.5. цепочка поставок – интегрированная производственная цепочка с общим санитарным статусом в отношении инфекционных заболеваний, диагностированных у животных, состоящая из сети специализированных

единиц, уполномоченных и одобренных компетентным органом, между которыми животные перевозятся для завершения производственного цикла;

2.6. семенной материал – сперма животного или животных в неизмененном, подготовленном или разбавленном состоянии;

2.7. оболочки – мочевые пузыри и кишечник, которые после очистки были обработаны путем соскабливания тканей, обезжиривания и промывания, а после засолки высушены;

2.8. транспортное средство – автомобильное или железнодорожное транспортное средство, морские и воздушные суда;

2.9. ооциты – клетки в гаплоидных фазах оогенеза, в том числе вторичные ооциты и яйцеклетки;

2.10. пищевые субпродукты – свежее мясо, за исключением туши, даже если оно остается естественным образом прикрепленным к туше;

2.11. безопасный продукт – продукт, который может транспортироваться без необходимости принятия мер по снижению риска, специально направленных против конкретного заболевания животного, независимо от статуса страны или зоны происхождения этого заболевания;

2.12. мясные продукты – продукты переработки, в том числе обработанные желудки, мочевые пузыри и кишечник, топленый жир, мясные экстракты и продукты крови, полученные в результате переработки мяса или дальнейшей переработки таких переработанных продуктов, так что поверхность разреза свидетельствует о том, что продукт больше не имеет характеристик свежего мяса;

2.13. продукты молозива – продукты переработки, полученные в результате переработки молозива или в результате дальнейшей переработки этих продуктов переработки;

2.14. суточные цыплята – вся домашняя птица в возрасте до 72 часов;

2.15. зараженная зона – территория, на которой могут быть применены ограничения на передвижение содержащихся/диких животных или полученных продуктов, а также другие меры по контролю заболеваний и биозащиты, с целью предотвращения их распространения с момента официального подтверждения.

3. Национальное агентство по безопасности пищевой продукции (в дальнейшем – компетентный орган) применяет меры, предусмотренные в настоящей Норме, в соответствии с планом оперативного реагирования, утвержденным в соответствии с положениями части (2) статьи 43 и пункта с) статьи 60 Закона №196/2024 о здоровье животных.

Глава II. Клинический осмотр животных

Раздел 1. Клинический осмотр наземных животных

4. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть наличие инфекционных заболеваний, необходимо провести клинический осмотр животных.

Клинический осмотр наземных и водных животных включает в себя первоначальную общую оценку санитарного статуса животного в хозяйстве, включая всех находящихся на содержании животных, и индивидуальный осмотр животных, включенных в пробу, указанную в пунктах 5–13.

5. Для клинического осмотра наземных животных отбираются животные, которые:

5.1. проявляют клинические признаки инфекционного заболевания;

5.2. недавно умерли из-за предполагаемого или подтвержденного заболевания;

5.3. имеют эпидемиологическую связь с подозреваемым или подтвержденным случаем заболевания;

5.4. дали положительные или неубедительные результаты при предыдущих лабораторных исследованиях.

6. Обследуемые животные должны быть выбраны случайным образом в достаточном количестве, чтобы можно было обнаружить болезнь, если она присутствует, если нет явных признаков болезни или посмертных поражений, указывающих на наличие болезни.

7. При выборе обследуемых животных и метода отбора проб учитываются:

7.1. цель отбора проб;

7.2. виды, содержащиеся в хозяйстве;

7.3. количество животных, содержащихся в хозяйстве;

7.4. категория содержащихся животных;

7.5. имеющиеся записи о производстве, здоровье и прослеживаемости содержащихся животных;

7.6. вид хозяйства и практики животноводства;

7.7. уровень риска воздействия:

7.7.1. вероятность контакта с патогеном или переносчиком;

7.7.2. отсутствие иммунизации животных в связи с вакцинацией или материнским иммунитетом;

7.7.3. история пребывания в хозяйстве.

8. Минимальное количество животных, подлежащих обследованию,

должно учитывать:

8.1. ожидаемое преобладание в хозяйстве;

8.2. желаемый уровень доверия к результатам расследования, который в любом случае должен быть не менее 95%;

8.3. международные стандарты и имеющиеся научные данные.

Раздел 2. Клиническое обследование водных животных

9. Клиническое обследование проводится на водных животных, которые:

9.1. проявляют клинические признаки инфекционного заболевания;

9.2. недавно умерли от предполагаемого или подтвержденного заболевания;

9.3. имеют эпидемиологическую связь с подозреваемым или подтвержденным случаем заболевания.

10. Минимальное количество образцов, подлежащих отбору, указано в таблице 1.

Таблица 1

Минимальное количество отбираемых проб

Вид животных

Сценарий

Отчет о возросшей смертности

Ввод некоторых инфицированных животных

Наблюдались посмертные или клинические признаки

Подозрение

на основе других

обстоятельств

Моллюски (животные) целиком)

30

30

-

150

Ракообразные

10

10

150

Рыба

-

-

10

30

11. Отбор проб моллюсков осуществляется по следующим критериям:

11.1. животные с подозрением на инфекцию отбираются для отбора проб. Если списочные виды присутствуют в подозрительной популяции животных, они должны быть отобраны для отбора проб;

11.2. если имеются истощенные моллюски с открытой раковиной или недавно умершие, но не разложившиеся, они должны быть отобраны в первую очередь. Если таких моллюсков нет, то отобранные моллюски должны включать самых старых здоровых моллюсков;

11.3. если хозяйство использует более одного источника воды для производства моллюсков, в образец должны быть включены моллюски, представляющие все водные источники, чтобы гарантировать, что все части хозяйства пропорционально представлены в образце;

11.4. при отборе проб из группы хозяйств по выращиванию моллюсков с идентичным эпидемиологическим статусом в образец включаются моллюски из репрезентативного числа пунктов отбора проб. Основными факторами, которые следует учитывать при выборе этих точек отбора проб, должны быть плотность стада, водные течения, присутствие чувствительных видов, а также виды переносчиков, батиметрия и методы управления. Естественные косяки из хозяйства (хозяйств) по разведению моллюсков или прилегающей территории должны быть включены в образец.

12. Отбор проб ракообразных проводится по следующим критериям:

12.1. если в производственных хозяйствах присутствуют ослабленные или умирающие ракообразные, они должны быть отобраны в первую очередь. Если таких животных нет, то в состав отобранных ракообразных включаются ракообразные разного возраста, которые пропорционально представлены в образце;

12.2. если хозяйство использует более одного источника воды для производства ракообразных, то в образец должны быть включены ракообразные, представляющие все водные источники , чтобы гарантировать, что все части предприятия пропорционально представлены в образце;

12.3. в тех случаях, когда необходимо отбирать пробы у диких популяций, количество и географическое распределение пунктов отбора проб должны быть определены таким образом, чтобы обеспечить разумный охват территории, подозреваемой в заражении. Точка отбора проб должна быть репрезентативной для различных экосистем, в которых встречаются дикие популяции чувствительных видов, а именно морских систем, эстуариев, рек и озер.

13. Отбор проб рыбы проводится по следующим критериям:

13.1. если есть истощенные, ненормально ведущие себя или недавно умершие, но не разложившиеся рыбы, то эти рыбы должны быть отобраны. Если таких животных нет, то в состав отобранной рыбы должны входить рыбы разного возраста, которые должны быть пропорционально представлены в образце;

13.2. если хозяйство использует для производства рыбы более одного источника воды, в образец должны быть включены виды, представляющие все водные источники, чтобы обеспечить пропорциональное представительство всех частей хозяйства в образце;

13.3. если присутствует радужная форель (Onchorynchus mykiss) или окунь (Perca fluviatilis), то при отборе проб отбираются только рыбы этих видов. Если радужная форель и обыкновенный окунь отсутствуют, то проба должна быть репрезентативной для всех других видов, с применением критериев, изложенные в пунктах 9–12;

13.4. в тех случаях, когда необходимо собрать пробы от диких популяций, количество и географическое распределение пунктов отбора проб должны быть определены таким образом, чтобы обеспечить разумный охват территории, подозреваемой в заражении. Точки отбора проб также должны быть показательными для различных экосистем, в которых встречаются дикие популяции чувствительных видов, а также морских экосистем, эстуариев, рек и озер.

14. Отбор органов, подлежащих забору, подготовка, хранение и отправка образцов в лабораторию осуществляются в соответствии с рекомендациями референтной лаборатории.

Глава III. Процедуры отбора проб, отправки и методы диагностики

Раздел 1. Отбор проб наземных и водных животных для лабораторного исследования. Отбор проб в хозяйствах для проверок

15. При отборе проб наземных животных для лабораторного исследования должны учитываться результаты клинических исследований, указанных в пунктах 5–8.

16. При отсутствии явных признаков заболевания или посмертных поражений, указывающих на инфекционные заболевания, образцы наземных животных отбираются случайным образом в каждой эпидемиологической единице хозяйства и должны позволять выявить заболевание при его наличии.

17. Животные, подлежащие отбору проб, характер отбираемых проб и метод отбора проб должны учитывать профиль болезни и критерии, изложенные в пункте 7.

18. Минимальное количество наземных животных, подлежащее отбору проб, должно быть основано на критериях, изложенных в пункте 8, и на результатах проведенных испытаний.

19. В случае диких животных образцы следует собирать у застреленных, найденных мертвыми или намеренно отловленных животных, либо их следует получать неинвазивными методами, например, с помощью шариков-лизунцов, жевательных веревок или приманок. Минимальное количество и характер образцов должны учитывать предполагаемую численность дикой популяции и критерии, установленные в пунктах 7 и 8.

20. Отбор проб водных животных для лабораторного исследования проводится в соответствии с разделами 9–12.

21. Хозяйства, количество хозяйств, подлежащих отбору проб, и метод отбора проб выбираются в соответствии с инструкциями Агентства и планом оперативного реагирования с учетом профиля заболевания и критериев, изложенных в пункте 7.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Ветеринарно-санитарная норма по профилактике, контролю и ликвидации трансмиссивных болезней животных Глава I. Общие положения Глава II. Клинический осмотр животных Раздел 1. Клинический осмотр наземных животных Раздел 2. Клиническое обследование водных животных Глава III. Процедуры отбора проб, отправки и методы диагностики Раздел 1. Отбор проб наземных и водных животных для лабораторного исследования. Отбор проб в хозяйствах для проверок Раздел 2. Методы диагностики и оправка образцов Глава IV. Предварительные меры контроля болезней в случае подозрения на наличие заболевания категории А у находящихся на содержании наземных животных Раздел 1. Обязанности операторов при подозрении на наличие заболевания категории А у животных, находящихся на содержании в хозяйстве Раздел 2. Эпидемиологическое расследование, проводимое компетентным органом в случае подозрения на наличие заболевания категории А у животных, находящихся на содержании в хозяйстве Раздел 3. Предварительные меры ограничения и биозащиты при подозрении на наличие заболевания категории А у животных, находящихся на содержании в хозяйстве Раздел 4. Анализ инвентаризации и записей в случае подозрения на наличие заболевания категории А у животных, находящихся на содержании в хозяйстве Раздел 5. Временные запретные зоны при подозрении на наличие инфекционного заболевания у животных, находящихся на содержании в хозяйстве Раздел 6. Меры, применяемые при подозрении на заболевание категории А на предприятиях продовольственного и кормового сектора, пограничных контрольно-пропускных пунктах, предприятиях по переработке субпродуктов животного происхождения или в любых других местах, включая транспортные средства Глава VI. Меры контроля болезней в случае официального подтверждения заболевания категории А у находящихся на содержании наземных животных Раздел 1. Меры контроля болезней в случае официального подтверждения вспышки заболевания категории А у животных, находящихся на содержании в хозяйстве Раздел 2. Конкретные отступления от подпункта 50.1 Раздел 3. Операции по предварительной очистке и дезинфекции и контроль насекомых и грызунов в пораженном хозяйстве Раздел 4. Определение эпидемиологически связанных единиц, других соответствующих мест, транспортных средств и мер, которые должны быть приняты Раздел 5. Меры, которые должны быть применены к идентифицированным Продуктам путем реконструкции маршрута Раздел 6. Меры, применяемые в случае официального подтверждения наличия вспышки заболевания категории А на предприятиях продовольственного и кормового сектора, пограничных контрольно пропускных пунктах, предприятиях по переработке субпродуктов животного происхождения или в любых других местах, включая транспортные средства Глава VII. Общие меры контроля болезней категории А у наземных животных, находящихся на содержании в зонах действия ограничений Раздел 1. Установление зоны действия ограничений Раздел 2. Меры, которые необходимо применять в зоне действия ограничений Раздел 3. Требования к транспортным средствам для находящихся на содержании животных списочных видов и получаемой из них продукции Глава VIII. Меры контроля болезней категории А наземных животных, содержащихся в охранной зоне Раздел 1. Меры, применяемые в хозяйствах в охранной зоне, которые содержат животных списочных видов Раздел 2. Посещения официальных ветеринарных врачей хозяйств, находящихся в охраной зоне Раздел 3. Запрет на определенные виды деятельности, перемещение животных, продуктов и других материалов в пределах, из охранной зоны или к охранной зоне Раздел 4. Предоставление отступлений от запретов в охранной зоне Раздел 5. Требования к перевозке животных, находящихся на содержании в охранной зоне, на убой Раздел 6. Требования к транспортировке домашней птицы из хозяйств, расположенных в охранной зоне Раздел 7. Требования к транспортировке инкубационных яиц в охранной зоне и репродуктивного материала Раздел 8. Перевозка свежего мяса, сырого молока и яиц, предназначенных для потребления человеком, полученных от находящихся на содержании животных списочных видов в хозяйствах охранной зоны Раздел 9. Специфические требования для разрешения перемещения сырья растительного происхождения, предназначенного для корма животных, и соломы из охранной зоны, транспортировки навоза, в том числе подстилки и использованной подстилки из единиц, расположенных в охранной зоне, на полигон отходов Раздел 10. Особые условия для разрешения на перемещение находящихся на содержании животных списочных видов и продуктов на утвержденное предприятие по переработке субпродуктов животного происхождения Раздел 11. Меры, которые должны применяться на предприятиях продовольственного и кормового сектора, пограничных контрольно пропускных пунктах, предприятиях по переработке субпродуктов животного происхождения или в любых других местах, включая транспортные средства Раздел 12. Продолжительность мероприятий по контролю заболеваний в охранной зоне Глава IX. Меры контроля болезней категории А у наземных животных, находящихся на содержании в зоне надзора Раздел 1. Меры, которые должны быть приняты в отношении хозяйств в зоне надзора Раздел 2. Предоставление отступлений от запретов, предусмотренных в пункте 134 Раздел 3. Разрешение на транспортировку на убой животных, содержащихся в пределах, от зоны надзора и к зоне надзора Раздел 4. Разрешение на транспортировку находящихся на содержании копытных из хозяйств, находящихся в зоне надзора Раздел 5. Разрешение на транспортировку домашней птицы и яиц, предназначенных для инкубации в единицы и из единиц, расположенных в зоне надзора Раздел 6. Разрешение на перемещение семенного материала из авторизированных единиц по репродуктивному материалу в охранную зону Раздел 7. Разрешение на транспортировку свежего мяса и сырого молока, полученных от животных, содержащихся в хозяйствах и единицах, расположенных в зоне надзора Раздел 8. Разрешение на транспортировку яиц, предназначенных для потребления человеком, из хозяйств, расположенных в зоне надзора Раздел 9. Разрешение на транспортировку сырья растительного происхождения, предназначенного для корма животных, соломы, навоза, в том числе подстилки и использованной подстилки, из зоны надзора Раздел 10. Разрешение на транспортировку находящихся на содержании животных списочных видов и продуктов на авторизированное предприятие Раздел 11. Меры, которые должны применяться на предприятиях продовольственного и кормового сектора, пограничных контрольно пропускных пунктах, предприятиях по переработке субпродуктов животного происхождения или в любых других местах в зоне наблюдения, включая транспортные средства Раздел 12. Продолжительность мероприятий по контролю болезней в зоне надзора Раздел 13. Отступления от запретов на передвижение животных внутри зон действия ограничений при сохранении ограничительных мер Глава X. Пополнение хозяйств из зон действия ограничений наземными животными Раздел 1. Разрешение на пополнение пострадавшего хозяйства Раздел 2. Пополнение пораженного хозяйства находящимися на содержании животными списочных видов Раздел 3. Дополнительные требования к пополнению пораженного хозяйства, прекращению пополнения и отмене мер по контролю болезни в пораженном хозяйстве Глава XI. Меры контроля болезней диких животных списочных видов Раздел 1. Меры в случае подозрения на наличие заболевания категории А у диких животных списочных видов Раздел 2. Меры в случае вспышки заболевания категории А у диких животных списочных видов Раздел 3. Меры, применяемые в зараженной зоне, продолжительность применяемых мер, учреждение оперативной группы экспертов Глава XII. Меры контроля болезней категорий в или с наземных животных Раздел 1. Предварительные меры контроля болезней, которые следует применять при подозрении на заболевание категории В или С Раздел 2. Меры контроля болезней, которые следует применять при подтверждении заболевания категории В или С Глава XIII. Меры контроля болезней категории а у животных аквакультуры Раздел 1. Предварительные меры контроля болезней при подозрении на наличие заболевания категории А у животных аквакультуры Раздел 2. Меры контроля болезней в случае официального подтверждения наличия заболевания категории А у животных аквакультуры Глава XIV. Меры контроля болезней категории А у животных аквакультуры в зоне действия ограничений Раздел 1. Установление зоны действия ограничений и меры для применения в зоне действия ограничений Раздел 2. Меры контроля болезней, применяемые в зоне действия ограничений Раздел 3. Посещения официальных ветеринарных врачей в хозяйства охранной зоны Раздел 4. Запрет на перемещение животных аквакультуры, полученных из них продуктов, других веществ и материалов, в пределах, к, или из охранной зоны Раздел 5. Общие условия предоставления отступлений от запретов по перемещению и перевозке водных животных и полученных от них продуктов в охранной зоне Раздел 6. Убой и перемещение на убой или переработку животных аквакультуры видов, содержащихся в хозяйствах в охранной зоне Раздел 7. Размещение на рынке продукции, полученной от животных аквакультуры на незараженных единицах в охранной зоне и разрешение на транспортировку непереработанных субпродуктов животного происхождения из предприятий, расположенных в охранной зоне Раздел 8. Меры по снижению рисков, связанных с определенными видами деятельности, связанными с водными животными в пределах охранной зоны, на предприятиях пищевой промышленности и производства кормов, очистных центрах, диспетчерских центрах, пограничных контрольно-пропускных пунктах, предприятиях по переработке субпродуктов животного происхождения или в любом другом соответствующем месте в зоне надзора, в том числе на транспортных средствах Раздел 9. Изъятие животных аквакультуры из зараженных единицах и меры по снижению рисков Раздел 10. Продолжительность проведения мероприятий по контролю болезней в охранной зоне, повторное заселение единиц в охранной зоне Раздел 11. Меры контроля болезней в зоне надзора Глава XV. Меры контроля болезней у водных диких животных Раздел 1. Меры, применяемые при подозрении или подтверждении случаев заболевания категории А у водных диких животных Раздел 2. Меры, применяемые в зараженной зоне Раздел 3. Меры, применяемые в хозяйствах в зараженной зоне. Продолжительность мероприятий в зараженной зоне Раздел 4. Мероприятия по контролю болезней категории В или С у водных животных Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Перечень Постановлений Правительства, признанными утратившими силу

Постановление Правительства Республики Молдова от 19 февраля 2025 года №73
"Об утверждении Ветеринарно-санитарной нормы по профилактике, контролю и ликвидации трансмиссивных болезней животных"

О документе

Номер документа:73
Дата принятия: 19.02.2025
Состояние документа:Не вступил в действие
Начало действия документа:08.05.2026
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова от 29 марта 2025 года №160-163 статья №174.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 настоящее Постановление вступает в силу - с 8 мая 2026 года.

Приложения к документу

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПРИЛОЖЕНИЕ №3