Дата обновления БД:
02.01.2025
Добавлено/обновлено документов:
321 / 940
Всего документов в БД:
315449
Неофициальный перевод
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
от 25 июля 2024 года №196
О здоровье животных
Парламент принимает настоящий органический закон.
Настоящий закон перелагает в национальное законодательство Регламент Европейского парламента и Совета (ЕС) 2016/429 от 9 марта 2016 года о трансмиссивных болезнях животных и об изменении или отмене некоторых актов в сфере здоровья животных ("Закон о здоровье животных"), CELEX: 32016R0429, опубликованный в Официальном журнале Европейского Союза L 84 от 31 марта 2016 года, с последними изменениями, внесенными Делегированным регламентом Комиссии (ЕС) 2018/1629 от 25 июля 2018 года.
Часть I Общие положения
Глава I Цель, предмет, область применения и понятия
Статья 1. Цель настоящего закона
(1) Цель настоящего закона состоит в обеспечении высоких стандартов охраны здоровья животных и населения, установлении правил профилактики и контроля болезней животных, передающихся животным и человеку, обеспечении безопасности пищевых продуктов и кормов, а также защите территории страны от инфекционных болезней путем организации ветеринарно-санитарной деятельности.
(2) Правила профилактики и контроля болезней животных предусматривают порядок:
a) ранжирования по степени важности и классификации болезней, затрагивающих интересы Республики Молдова, и установления ответственности за здоровье животных (статьи 1–17 части I);
b) раннего выявления болезней, уведомления и представления отчетности о них, надзора, реализации программ ликвидации и установления статуса благополучия по болезни (статьи 18–42 части II);
c) повышения уровня осведомленности о болезнях и готовности к ним, а также их контроля (статьи 43–83 части III);
d) ветеринарно-санитарной регистрации предприятий и перевозчиков и выдачи им ветеринарно-санитарных разрешений, перемещения и обеспечения прослеживаемости животных, репродуктивного материала и продуктов животного происхождения на территории Республики Молдова (статьи 84–228 части IV, статьи 244–248 и 252–256 части VI);
e) ввоза животных, репродуктивного материала и продуктов животного происхождения в Республику Молдова и их вывоза из Республики Молдова (статьи 229–243 части V, статьи 244–246 и 252–256 части VI);
f) некоммерческого перемещения домашних питомцев по территории Республики Молдова, а также их вывоза за пределы страны (статьи 244–256 части VI);
g) реализации чрезвычайных мер, подлежащих принятию в случае возникновения чрезвычайной ситуации в связи с какой-либо болезнью (статьи 257 и 258 части VII).
(3) Предусмотренные настоящим законом основные правила, приведенные в части (2):
a) направлены на:
(i) улучшение здоровья животных для поддержания устойчивого производства сельскохозяйственной продукции и продукции аквакультуры в Республике Молдова;
(ii) эффективное функционирование внутреннего рынка;
(iii) снижение неблагоприятного воздействия болезней на здоровье животных и населения, а также на окружающую среду путем принятия предусмотренных законом мер в случае необходимости или при возникновении неминуемого риска для здоровья животных, здоровья населения, защиты животных и безопасности продуктов животного происхождения и кормов;
b) учитывают:
(i) взаимосвязь между здоровьем животных и:
– здоровьем населения;
– окружающей средой, включая биоразнообразие и ценные генетические ресурсы, а также последствия изменения климата;
– безопасностью пищевых продуктов и кормов;
– благополучием животных, включая избавление от боли, страданий или мучений, которых можно избежать;
– устойчивостью к противомикробным препаратам;
– продовольственной безопасностью;
(ii) экономические, социальные и культурные последствия, а также последствия для окружающей среды при применении мер профилактики и контроля болезней;
(iii) соответствующие международные стандарты.
Статья 2. Области применения
Положения настоящего закона применяются:
a) к находящимся на содержании и диким животным всех видов;
b) к репродуктивному материалу животного происхождения;
c) к продуктам животного происхождения;
d) к субпродуктам и производным продуктам животного происхождения без ущерба для норм, установленных Законом о субпродуктах животного происхождения и производных продуктах, не предназначенных для потребления человеком, №129/2019;
e) к установкам, транспортным средствам, оборудованию и любым другим материалам и путям передачи инфекции, вовлеченным или потенциально вовлеченным в распространение трансмиссивных болезней животных;
f) к трансмиссивным болезням, включая зоонозы, без ущерба для специальных норм, касающихся мониторинга зоонозов и их возбудителей, установления правил контроля и надзора за трансмиссивными губчатыми энцефалопатиями, а также контроля и снижения уровня распространения сальмонеллы в популяциях животных.
Статья 3. Области применения частей IV–VI
(1) Положения раздела I части IV (статьи 84–171) применяются:
a) к наземным животным, а также животным, которые не относятся к наземным животным, однако способны передавать болезни, поражающие наземных животных;
b) к репродуктивному материалу, полученному от наземных животных;
c) к продуктам животного происхождения, полученным от наземных животных.
(2) Положения раздела II части IV (статьи 172–226) применяются:
a) к водным животным, а также животным, которые не относятся к водным животным, однако способны передавать болезни, поражающие водных животных;
b) к продуктам животного происхождения, полученным из водных животных.
(3) Положения раздела III части IV (статьи 227 и 228) применяются:
a) к другим животным, не подпадающим под определение наземных и водных животных;
b) к репродуктивному материалу и продуктам животного происхождения, полученным от животных, указанных в пункте a).
(4) Положения частей IV и V не применяются к некоммерческому перемещению домашних питомцев, указанному в части (6) настоящей статьи.
(5) Перемещение домашних питомцев, кроме случаев некоммерческого перемещения, осуществляется с соблюдением требований к здоровью животных, предусмотренных частями IV и V.
(6) Положения части VI применяются только к некоммерческому перемещению домашних питомцев, соответствующему требованиям, предусмотренным статьями 245 и 246, о максимальном количестве животных, которые могут сопровождать их собственника, и максимальном количестве дней между перемещением собственника и животного.
Статья 4. Понятия
Понятия "официальный контроль", "официальный ветеринарный врач" и "компетентный орган" используются в значениях, определенных Законом об официальном контроле в агропродовольственной сфере №82/2024. В дополнение к ним определяются следующие понятия:
аквакультура – содержание водных животных на протяжении периода их выращивания и разведения до завершения их отлова, за исключением отлова или добычи в целях потребления человеком диких водных животных, которые содержатся без кормления до их убоя;
возбудитель болезни – возбудитель, передающийся животным или человеку, способный вызвать болезнь у животных;
возбудитель зоонозов – любой вирус, бактерия, грибок, паразит или другое биологическое образование, способное вызвать зооноз;
другие животные – животные, относящиеся к видам, не подпадающим под определение наземных или водных животных;
животные – позвоночные и беспозвоночные животные;
водные животные – животные следующих видов на всех стадиях их развития, включая икринки, сперматозоиды и гаметы:
a) любая рыба, относящаяся к надклассу Agnatha и классам Chondrichthyes, Sarcopterygii и Actinopterygii;
b) любой водный моллюск, относящийся к типу Mollusca;
c) любое водное ракообразное, относящееся к подтипу Crustacea;
животные аквакультуры – любые водные животные, являющиеся объектами аквакультуры;
находящиеся на содержании животные – животные, которые содержатся человеком, включая применительно к водным животным животных аквакультуры;
домашний питомец – животное, относящееся к видам, перечисленным в приложении 1, которое содержится человеком в личных некоммерческих целях;
наземные животные – птицы, наземные млекопитающие, пчелы и шмели;
дикие животные – животные, не находящиеся на содержании;
возникновение вспышки – официально подтвержденное возникновение списочной или эмерджентной болезни, подлежащей официальному заявлению и уведомлению о ней, у одного или нескольких животных на предприятии или в другом месте, где содержатся или размещаются животные;
ветеринарно-санитарное разрешение – выданный компетентным органом официальный документ, подтверждающий соблюдение ветеринарно-санитарных требований предприятием, подлежащим ветеринарно-санитарному надзору;
гидрографический бассейн – регион или бассейн, имеющий природные границы, куда стекаются все водотоки;
биозащита – совокупность физических и административных мер, направленных на снижение риска заноса, развития и распространения инфекционных болезней на поголовье животных, объект, зону, компартмент, транспортное средство или любые другие установки, помещения или места, либо за их пределы или внутри них;
болезнь – возникновение у животных инфекций или инвазий с клиническими или патологическими проявлениями либо без них, вызванных одним или несколькими возбудителями болезни;
списочные болезни – болезни, включенные в перечень, предусмотренный частью (1) статьи 5;
болезни, подлежащие обязательному уведомлению – болезни, подлежащие официальному заявлению и уведомлению о них;
карантин – содержание животных в изоляции с исключением прямого или косвенного контакта с животными, находящимися вне данной эпизоотологической единицы, в целях недопущения распространения одной или нескольких болезней, подлежащих официальному заявлению и уведомлению о них, при наблюдении за изолированными животными в течение определенного срока и с проведением при необходимости лабораторных исследований и лечения;
некоммерческое перемещение – любое перемещение домашнего питомца вместе с его собственником, которое:
a) не направлено на продажу домашнего питомца или любую иную передачу права собственности на него; и
b) является частью перемещения собственника домашнего питомца:
(i) под его прямой ответственностью;
(ii) под ответственностью уполномоченного лица в случаях, когда домашний питомец физически отделен от его собственника;
уникальный код – уникальный код, с помощью которого содержащие животных операторы выполняют свое обязательство по обеспечению индивидуальной идентификации соответствующих животных и который внесен в Автоматизированную информационную систему "Государственный регистр животных";
идентификационный код животного – индивидуальный код, отображаемый средством идентификации, применяемым к животному или улью, и содержащий:
a) код страны, в которой к животному было применено средство идентификации;
b) присвоенный животному или улью индивидуальный идентификационный номер, состоящий не более чем из 12 цифр;
компартмент – субпопуляция животных, находящихся на одном или нескольких объектах или в случае водных животных на одном или нескольких объектах аквакультуры, включенных в единую систему управления биозащитой и обладающих особым санитарным статусом по одной или нескольким определенным болезням, на которые распространяются меры надзора, контроля и биозащиты;
владелец животных – физическое или юридическое лицо, имеющее в постоянном владении животных в качестве их собственника и/или владельца объекта либо лица, временно ухаживающего за животными. В эту категорию входят без исключений лица, ответственные за группы животных, транспортные средства, в которых находятся животные, а также управляющие объектами/предприятиями типа ярмарки или выставки животных, летних лагерей, животноводческих ферм, центров сбора животных и предприятий по убою;
владелец домашнего питомца – физическое или юридическое лицо, постоянно или временно владеющее животным/ухаживающее за животным, которое может быть одновременно собственником домашнего питомца;
идентификационный документ – документ для идентификации животного, включающий по меньшей мере следующую информацию: уникальный идентификационный код животного или в соответствующих случаях код объекта, на котором было рождено животное, имя и адрес собственника объекта и сведения обо всех перемещениях животного, в том числе для целей экспорта или торговли;
медицинский осмотр – процедура, проводимая ветеринарным врачом для установления статуса здоровья животного;
объект – любое место, предназначенное для содержания и размещения животных, их выращивания, обращения с ними или их показа населению;
частный (непрофессиональный) объект – объект по содержанию животных, зарегистрированных в Автоматизированной информационной системе "Государственный регистр животных", не получивший ветеринарно-санитарного разрешения и принадлежащий физическим лицам, на котором получают продукты животного происхождения, предназначенные для семейного потребления и/или реализации с соблюдением требований, предусмотренных частями (8) и (9) статьи 61;
ветеринарный фельдшер – физическое лицо, имеющее подготовку в области ветеринарии на уровне не ниже среднего специального образования;
инкубаторий – предприятие, осуществляющее сбор, хранение, инкубацию яиц и выведение птенцов из яиц для поставки:
a) инкубационных яиц;
b) суточных птенцов домашней птицы или других видов птиц;
репродуктивный материал – семенной материал, ооциты и эмбрионы, предназначенные для искусственного воспроизводства, включая инкубационные яйца;
оператор – любое физическое или юридическое лицо, несущее ответственность за животных или продукты животного происхождения, в том числе в течение ограниченного срока, за исключением владельцев домашних питомцев и ветеринарных врачей;
операция по сбору – объединение находящихся на содержании животных, происходящих из нескольких предприятий, на более короткий срок, чем период выдерживания, предусмотренный для животных соответствующего вида;
инкубационные яйца – яйца, предназначенные для инкубации, откладываемые домашней птицей или содержащимися в неволе птицами;
домашняя птица – птицы, выращиваемые или содержащиеся в неволе для производства мяса, пищевых яиц и других продуктов, а также для пополнения поголовья промысловых птиц, в том числе для воспроизводства;
содержащиеся в неволе птицы – птицы, за исключением домашней птицы, содержащиеся в неволе для любых целей, кроме указанных для домашней птицы, в том числе для участия в выступлениях, гонках, выставках и конкурсах, а также для воспроизводства или продажи;
опасность – возбудитель болезни либо состояние животного или продукта, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на здоровье людей или животных;
период выдерживания – минимальный период, необходимый, чтобы убедиться в том, что санитарный статус животного, поступившего на объект, не ниже санитарного статуса животных, содержащихся на данном объекте;
специалист по работе с животными – физическое или юридическое лицо, связанное по роду профессиональной деятельности с животными или продуктами животного происхождения, за исключением оператора и ветеринарного врача;
уполномоченное лицо – любое физическое лицо, уполномоченное в письменной форме собственником домашнего питомца для обеспечения некоммерческого перемещения домашнего питомца от имени собственника;
продукты – репродуктивный материал, продукты животного происхождения, субпродукты животного происхождения и производные продукты;
биологические препараты – антигены, вакцины и диагностические реагенты;
продукты животного происхождения:
a) пищевые продукты животного происхождения, включая мед и кровь;
b) живые двустворчатые моллюски, живые иглокожие, живые оболочники и живые морские брюхоногие, предназначенные для потребления человеком; и
c) другие животные, кроме указанных в пункте b), предназначенные для подготовки к поставке конечному потребителю в живом виде;
производные продукты – продукты, полученные в результате одной или нескольких обработок, преобразований или этапов переработки субпродуктов животного происхождения;
профиль болезни – критерии болезни, указанные в пункте a) статьи 7;
собственник домашнего питомца – физическое или юридическое лицо, указанное в качестве собственника в идентификационном документе домашнего питомца;
риск – вероятность возникновения биологических и экономических последствий неблагоприятного воздействия на здоровье животных или населения и их вероятный масштаб;
Автоматизированная информационная система "Государственный регистр животных" (АИС "ГРЖ") – система элементов и процедур, позволяющих идентифицировать и регистрировать животных и объекты в электронной форме, обеспечивая соблюдение принципа прослеживаемости, управление которым осуществляется одним оператором;
списочные виды – виды животных или группы видов животных, включенные в перечень согласно положениям части (2) статьи 8, или в случае эмерджентных болезней виды животных или группы видов животных, которые соответствуют критериям списочных видов, указанным в части (2) статьи 8;
санитарный статус – статус по списочным болезням, которым подвержено животное или животные определенного вида в пределах эпизоотологической единицы, объекта, зоны, компартмента, территории или страны;
субпродукты животного происхождения – целые туши или части животных, продукты животного происхождения или другие полученные от животных продукты, не предназначенные для потребления человеком, за исключением репродуктивного материала;
ветеринарно-санитарный надзор – совокупность видов ветеринарно-санитарной деятельности, подлежащих контролю и мониторингу ветеринарными врачами;
TRACES – информационная система, посредством которой осуществляется регистрация операций по импорту, экспорту и транзиту животных, семенного материала животного происхождения, а также продуктов и субпродуктов животного происхождения, подлежащих ветеринарно-санитарному надзору и контролю;
перевозчик – оператор, осуществляющий перевозку животных от собственного имени или от имени третьего лица;
копытные животные – животные, относящиеся к видам, перечисленным в приложении 3;
предприятие – любое помещение, структура или в случае ведения сельского хозяйства на открытом воздухе любая среда либо место временного или постоянного содержания животных или репродуктивного материала, за исключением домохозяйств, где содержатся домашние питомцы, а также ветеринарных кабинетов или клиник;
эпизоотологическая единица – группа животных, с равной вероятностью подвергающихся риску воздействия возбудителя болезни;
предприятие по получению репродуктивного материала:
a) применительно к семенному материалу – предприятие, на котором осуществляются отбор, получение, переработка или хранение семенного материала;
b) применительно к ооцитам и эмбрионам – группа специалистов или структура, находящиеся под надзором команды ветеринарных врачей, обладающих необходимыми навыками для отбора, получения, переработки и хранения ооцитов и эмбрионов;
c) применительно к инкубационным яйцам – инкубаторий;
изолированное предприятие – любое постоянно действующее предприятие с установленными географическими границами, созданное на добровольной основе и получившее ветеринарно-санитарное разрешение на перемещение животных, на котором животные:
a) содержатся или разводятся для выставок, в образовательных целях, для сохранения видов либо для исследований;
b) изолированы или отделены от окружающей среды; и
c) подпадают под действие строгих мер надзора за здоровьем животных и мер биозащиты;
предприятие по производству пищевых продуктов из водных биоресурсов с соблюдением мер по борьбе с болезнями – предприятие продовольственного сектора, получившее разрешение в соответствии со статьей 179;
охранная зона – зона, включающая место возникновения вспышки и его окрестности, где применяются меры контроля болезни в целях недопущения ее распространения за пределы данной зоны;
зона действия ограничений – зона, в которой применяются ограничения на перемещение некоторых животных или продуктов и другие меры контроля болезней в целях недопущения распространения определенной болезни на зоны, не подпадающие под действие ограничений; при необходимости зона действия ограничений может включать охранные зоны или зоны надзора;
зона надзора – зона, установленная вокруг охранной зоны, в которой применяются меры контроля болезней, подлежащих официальному заявлению и уведомлению о них, в целях недопущения распространения болезни за пределы охранной зоны;
зона: a) применительно к наземным животным – регион на территории страны с четко определенными географическими границами, в котором находится субпопуляция животных с особым санитарным статусом по одной или нескольким определенным болезням, на которые распространяются соответствующие меры надзора, контроля и биозащиты;
b) применительно к водным животным – состоящая из смежных элементов гидрологическая система с особым санитарным статусом по одной или нескольким определенным болезням, образующая:
(i) единый гидрографический бассейн от истока водотока до устья или озера;
(ii) несколько гидрографических бассейнов;
(iii) часть гидрографического бассейна от истока водотока до барьера, препятствующего заносу одной или нескольких определенных болезней;
(iv) часть прибрежной территории с четко определенными географическими границами;
(v) устье с четко определенными географическими границами.
Глава II Списочные болезни, эмерджентные болезни и списочные виды животных
Статья 5. Составление перечня болезней
(1) Предусмотренные настоящим законом специальные правила профилактики и контроля болезней применяются:
a) к следующим списочным болезням:
(i) ящур;
(ii) классическая чума свиней;
(iii) африканская чума свиней;
(iv) высокопатогенный грипп птиц;
(v) африканская чума лошадей;
b) к списочным болезням, указанным в перечне, предусмотренном приложением 2.
(2) Изменения в перечень, указанный в пункте b) части (1), вносятся по предложению Правительства.
(3) Болезнь включается в перечень, указанный в пункте b) части (1) настоящей статьи, если была произведена ее оценка в соответствии со статьей 7 и она соответствует:
a) всем перечисленным ниже критериям:
(i) научные данные свидетельствуют о том, что болезнь является трансмиссивной;
(ii) в стране существуют виды животных, которые либо восприимчивы к данной болезни, либо являются ее переносчиками и резервуарами;
(iii) болезнь оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье животных или представляет риск для здоровья населения в силу своего зоонозного характера;
(iv) существуют средства диагностики данной болезни;
(v) меры по снижению рисков и при необходимости меры надзора за болезнью эффективны и соразмерны существующим в стране рискам, связанным с болезнью; а также
b) по меньшей мере одному из перечисленных ниже критериев:
(i) болезнь оказывает или может оказать значительное неблагоприятное воздействие на здоровье животных в стране либо представляет или может представлять значительный риск для здоровья населения страны в силу своего зоонозного характера;
(ii) возбудитель болезни приобрел устойчивость к лечению и представляет значительную опасность для здоровья населения и/или животных в стране;
(iii) болезнь оказывает или может оказать значительное неблагоприятное экономическое воздействие на сельскохозяйственную продукцию или продукцию аквакультуры в стране;
(iv) болезнь потенциально может привести к возникновению кризисных ситуаций или возбудитель болезни может быть использован в целях биотерроризма;
(v) болезнь оказывает или может оказать значительное неблагоприятное воздействие на окружающую среду, в том числе на биологическое разнообразие в стране.
(4) Правительство принимает правила об исключении из перечня, указанного в пункте b) части (1), болезней, которые более не соответствуют критериям, предусмотренным частью (3).
(5) Правительство принимает правила о включении в перечень, указанный в пункте b) части (1), некоторых болезней с учетом имеющихся новых научных данных.
Статья 6. Эмерджентные болезни
(1) К эмерджентным болезням применяются правила профилактики и контроля болезней, предусмотренные настоящим законом.
(2) Болезнь, не относящаяся к списочным болезням, считается эмерджентной болезнью (далее – эмерджентная болезнь), если она соответствует критериям списочных болезней, предусмотренным частью (3) статьи 5, и:
a) возникла в результате эволюции или изменения существующего возбудителя болезни;
b) является известной болезнью, которая распространяется на новый географический регион, новый вид или новую популяцию;
c) диагностирована в стране впервые; или
d) вызвана неизвестным возбудителем болезни.
(3) Компетентный орган утверждает необходимые меры в отношении эмерджентной болезни, отвечающей перечисленным в части (2) критериям.
(4) В надлежащим образом обоснованных экстренных случаях, связанных с болезнью, создающей новый риск крайне значительного воздействия, компетентный орган направляет Комиссии по чрезвычайным ситуациям предложения о мерах по ветеринарно-санитарному надзору и борьбе с болезнью, подлежащих незамедлительному применению.
(5) Любое обязательство операторов в отношении эмерджентной болезни применяется только в том случае, если соблюдается положение, предусмотренное частью (3) настоящей статьи, или если на данную эмерджентную болезнь распространяется план оперативного реагирования в соответствии со статьей 43.
Статья 7. Параметры оценки для включения болезней в перечень
Компетентный орган использует следующие параметры оценки для определения соответствия болезни необходимым условиям для ее включения в перечень согласно положениям части (2) статьи 5:
a) профиль болезни, включающий следующие критерии:
(i) виды животных, восприимчивых к данной болезни;
(ii) уровни заболеваемости и смертности в популяциях животных;
(iii) зоонозный характер болезни;
(iv) устойчивость к лечению, в том числе устойчивость к противомикробным препаратам;
(v) устойчивость болезни в популяции животных или окружающей среде;
(vi) пути и скорость передачи болезни от одного животного к другому и в соответствующих случаях от животного к человеку;
(vii) отсутствие или наличие и распространенность болезни на территории Республики Молдова, а также, если болезнь отсутствует, риск ее заноса на территорию Республики Молдова;
(viii) наличие средств диагностики и контроля болезни;
b) воздействие болезни на:
(i) производство сельскохозяйственной продукции или продукции аквакультуры, а также другие отрасли экономики в части уровня присутствия болезни на территории Республики Молдова, производственных потерь вследствие болезни или других потерь;
(ii) здоровье населения в части возможности передачи инфекции от животного к человеку или от человека к человеку, тяжести форм болезни у людей и наличия эффективных методов профилактики или медицинского лечения у людей;
(iii) благополучие животных;
(iv) биоразнообразие и окружающую среду;
c) способность болезни порождать кризисные ситуации и возможность использования болезни в целях биотерроризма;
d) осуществимость, доступность и эффективность следующих мер профилактики и контроля болезней:
(i) диагностические средства и возможности;
(ii) вакцинация;
(iii) медицинское лечение;
(iv) меры биозащиты;
(v) ограничения на перемещение животных и продуктов;
(vi) убой животных;
(vii) уничтожение туш и других соответствующих субпродуктов животного происхождения;
e) воздействие мер профилактики и контроля болезней в части:
(i) прямых и косвенных затрат для пострадавших отраслей и экономики в целом;
(ii) их принятия общественностью;
(iii) благополучия пораженных болезнью субпопуляций находящихся на содержании животных или диких животных;
(iv) окружающей среды и биоразнообразия.
Статья 8. Составление перечня видов животных
(1) К животным списочных видов применяются специальные правила в отношении списочных болезней, предусмотренные настоящим законом, а также правила, принятые на основании настоящего закона.
(2) Компетентный орган составляет перечень указанных в части (1) видов животных, отвечающих критериям, перечисленным в части (3). В перечень включаются виды или группы видов животных, создающих значительный риск распространения определенных списочных болезней, исходя из следующих критериев:
a) подверженность риску популяции животных;
b) продолжительность инкубационного и инфекционного периодов у соответствующих животных;
c) способность соответствующих животных быть носителями определенных болезней.
(3) Виды или группы видов животных включаются в указанный в части (2) перечень, если они заражены или создают риск распространения определенной списочной болезни ввиду того, что:
a) они восприимчивы к определенной списочной болезни или научные данные свидетельствуют о вероятности наличия такой восприимчивости; или
b) они выступают в качестве переносчиков или резервуаров соответствующей болезни либо научные данные свидетельствуют о вероятности выполнения ими такой роли.
(4) Компетентный орган исключает вид или группу видов животных из указанного в части (2) перечня, если:
a) из перечня исключена списочная болезнь, в связи с которой соответствующий вид или группа видов животных были включены в данный перечень; или
b) научные данные свидетельствуют о том, что соответствующий вид или группа видов животных более не отвечают критериям, предусмотренным частью (3).
Статья 9. Правила профилактики и контроля болезней, применяемые к различным категориям списочных болезней
(1) К списочным болезням применяются приведенные ниже правила профилактики и контроля болезней:
a) к списочным болезням, которые не встречаются на территории Республики Молдова и при обнаружении которых необходимо незамедлительное принятие мер по их ликвидации, в зависимости от обстоятельств применяются следующие правила:
(i) правила информирования о болезнях и подготовки к ним, предусмотренные статьями 43–52;
(ii) меры контроля болезней, предусмотренные статьями 53–71; и
(iii) правила компартментализации, предусмотренные частью (1)статьи 37.
К соответствующим списочным болезням в зависимости от обстоятельств также применяются меры, указанные в пункте b), а также при необходимости меры, указанные в пунктах d) и e) настоящей части;
b) к списочным болезням, подлежащим контролю с целью их ликвидации, в зависимости от обстоятельств применяются следующие правила:
(i) правила об обязательных программах ликвидации, предусмотренные частью (1) статьи 31;
(ii) правила о благополучных по болезни странах и зонах, предусмотренные статьей 36;
(iii) правила компартментализации, предусмотренные частью (2) статьи 37; и
(iv) меры контроля болезней, предусмотренные статьями 72–75, 77–79, 81 и 83.
К соответствующим списочным болезням в зависимости от обстоятельств также применяются меры, указанные в пунктах d) и e) настоящей части;
c) к списочным болезням, в отношении которых необходимо принятие мер по предотвращению их распространения по всей территории Республики Молдова или в отношении которых существуют программы ликвидации, в зависимости от обстоятельств применяются следующие правила:
(i) правила добровольной ликвидации, предусмотренные частью (2) статьи 31;
(ii) правила о благополучных по болезни странах и зонах, предусмотренные статьей 36;
(iii) правила компартментализации, предусмотренные частью (2) статьи 37; и
(iv) правила по мерам контроля болезней, предусмотренные статьями 76–78, 80, 82 и 83.
К соответствующим списочным болезням в зависимости от обстоятельств также применяются меры, указанные в пунктах d) и e) настоящей части;
d) к списочным болезням, при заносе которых на территорию Республики Молдова необходимо принятие мер по предотвращению их распространения, в зависимости от обстоятельств применяются следующие правила:
(i) правила на случай распространения болезни на территории Республики Молдова, предусмотренные статьями 124–169, 191–225 и 247–251; и
(ii) правила ввоза животных в Республику Молдова или их перемещения в другие страны, предусмотренные статьями 229–243.
Списочные болезни, указанные в пунктах a)–c) настоящей части, считаются списочными болезнями в соответствии с пунктами d) и e) настоящей части, если создаваемый соответствующей болезнью риск может быть эффективно снижен с помощью мер по перемещению животных и продуктов;
e) к списочным болезням, подлежащим надзору, в зависимости от обстоятельств применяются следующие правила:
(i) правила уведомления и отчетности, предусмотренные статьями 18–23; и
(ii) правила надзора, предусмотренные статьями 24–30.
Списочные болезни, указанные в пунктах a)–c) настоящей части, также считаются списочными болезнями в соответствии с настоящим подпунктом.
(2) Компетентный орган утверждает указанные в части (1) правила профилактики и контроля списочных болезней на основании критериев, предусмотренных приложением 4, и с учетом новых научных данных.
(3) Компетентный орган вносит изменения в указанные в части (2) правила профилактики и контроля списочных болезней, если соответствующие болезни больше не отвечают критериям, предусмотренным приложением 4, в том числе с учетом новых научных данных.
(4) В надлежащим образом обоснованных экстренных случаях, связанных со списочной болезнью, создающей новый риск крайне значительного воздействия, компетентный орган при необходимости утверждает меры по ветеринарно-санитарному надзору и борьбе с болезнью, подлежащие незамедлительному применению.
Глава III Ответственность за здоровье животных
Часть 1 Операторы, специалисты по работе с животными и владельцы домашних питомцев
Статья 10. Ответственность за здоровье животных и меры биозащиты
(1) Операторы обязаны:
a) применительно к находящимся на их содержании животным и находящимся в их ведении продуктам:
(i) нести ответственность за здоровье находящихся на содержании животных;
(ii) разумно и ответственно использовать лекарственные средства ветеринарного назначения, не ущемляя при этом роли и сферы ответственности ветеринарных врачей;
(iii) сводить к минимуму риск распространения болезней, подлежащих официальному заявлению и уведомлению о них;
(iv) выращивать находящихся на содержании животных в соответствии с правилами по охране здоровья, обеспечению защиты и благополучия животных;
b) при необходимости принимать надлежащие меры биозащиты в отношении находящихся на их содержании животных и находящихся в их ведении продуктов в зависимости от:
(i) видов и категорий находящихся на содержании животных и продуктов;
(ii) вида продукции; и
(iii) сопутствующих рисков с учетом географического положения и климатических условий, а также местных обстоятельств и практики;
c) при необходимости принимать меры биозащиты в отношении диких животных.
(2) Специалисты по работе с животными при осуществлении своей профессиональной деятельности, связанной с животными и продуктами, принимают меры по сведению к минимуму риска распространения болезней.
(3) Положения части (1) в равной степени применяются к владельцам домашних питомцев.
(4) Меры биозащиты, предусмотренные пунктом b) части (1), в зависимости от обстоятельств вводятся в действие посредством:
a) мер физической защиты, которые могут включать:
(i) перемещение в закрытое помещение, обнесение ограждением, строительство кровли и установку сетчатых заборов;
(ii) операции по очистке и дезинфекции, борьбу с насекомыми и грызунами;
(iii) в случае водных животных при необходимости меры по обеспечению водоснабжения и водоотведения, естественных или искусственных барьеров для соседних водотоков, препятствующих проникновению водных животных на предприятие или их перемещению за пределы предприятия, включая меры против затопления или проникновения воды из соседних водотоков;
b) мер управления, которые могут включать:
(i) порядок входа на предприятие и выхода из него животных, продуктов, транспортных средств и людей;
(ii) порядок использования и обработки оборудования;
(iii) условия перемещения с учетом сопутствующих рисков;
(iv) условия поступления животных или продуктов на предприятие;
(v) карантин, изоляцию или отделение вновь прибывших или больных животных;
(vi) систему безопасного уничтожения мертвых животных и других субпродуктов животного происхождения.
(5) При применении мер профилактики и контроля болезней, предусмотренных настоящим законом, операторы, специалисты по работе с животными и владельцы домашних питомцев сотрудничают с компетентным органом и ветеринарными врачами.
(6) Правительство принимает минимальные требования, необходимые для единообразного применения положений настоящей статьи. Эти требования отражают аспекты, указанные в пункте b) части (1).
Статья 11. Знания о здоровье животных
(1) Операторы и лица, ответственные за выращивание, содержание и благополучие животных, должны обладать соответствующими знаниями:
a) о болезнях животных, в том числе передающихся человеку;
b) о принципах биозащиты;
c) о взаимосвязи между здоровьем и благополучием животных и здоровьем человека;
d) о надлежащей практике животноводства в отношении находящихся в их ведении видов животных;
e) об устойчивости к лечению, включая устойчивость к противомикробным препаратам, и ее последствиях.
(2) Содержание и уровень знаний, необходимых согласно положениям части (1), зависят:
a) от видов и категорий находящихся на содержании животных или продуктов, находящихся в ведении операторов и специалистов по работе с соответствующими животными, а также от характера их профессиональной деятельности в связи с этими животными или продуктами;
b) от вида продукции;
c) от выполняемых работ.
(3) Знания, предусмотренные частью (1), приобретаются одним из следующих способов:
a) профессиональный опыт или профессиональная подготовка;
b) участие в существующих программах в области сельского хозяйства или аквакультуры, связанных со здоровьем животных;
c) формальное образование;
d) другие виды опыта или подготовки, в результате которых достигается уровень знаний, аналогичный указанному в подпунктах a), b) или c).
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Закон Республики Молдова от 25 июля 2024 года №196
"О здоровье животных"
О документе
Номер документа: | 196 |
Дата принятия: | 25.07.2024 |
Состояние документа: | Не вступил в действие |
Начало действия документа: | 08.05.2026 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
Официальный монитор Республики Молдова, №389-391, 10 сентября 2024 года, Ст. 600.
Примечание к документу
В соответствии со статьей 260 настоящий Закон вступает в силу с 8 мая 2026 года.
О вступлении в силу документа смотри статью 260