Дата обновления БД:
21.02.2025
Добавлено/обновлено документов:
323 / 1018
Всего документов в БД:
318273
Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ
от 14 января 2025 года №5
Об утверждении Изменений в Положение о предъявлении требований и применении мер воздействия Национальным банком Украины к объектам оверсайта платежной инфраструктуры
В соответствии со статьями 7, 15, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статьями 82, 84 Закона Украины "О платежных услугах", статьями 2, 3, 17, 32-34, 36, 46, 51, 54, 71, 75 Закона Украины "Об административной процедуре", с целью гармонизации процедур Национального банка Украины по вопросам применения Национальным банком Украины мер воздействия с общими принципами административного права, повышения прозрачности и эффективности выполнения Национальным банком Украины функций публичной администрации, а также совершенствование порядка применения Национальным банком Украины мер воздействия и предъявления требований к объектам оверсайта платежной инфраструктуры в Украине Правление Национального банка Украины постановляет:
1. Утвердить Изменения в Положение о предъявлении требований и применении мер воздействия Национальным банком Украины к объектам оверсайта платежной инфраструктуры, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 9 мая 2023 года №61, которые прилагаются.
2. Контроль за выполнением этого постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Украины Алексея Шабана.
3. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования.
Председатель
Андрей Пышный
Утверждены Постановлением Правления Национального банка Украины от 14 января 2025 года №5
Изменения в Положение о предъявлении требований и применении мер воздействия Национальным банком Украины к объектам оверсайта платежной инфраструктуры
1. В разделе I:
1) пункт 1 после слов "(далее - Закон)," дополнить словами ""Об административной процедуре" (далее - Закон об административной процедуре),";
2) в пункте 2 слова ", использование платежных схем, операции с платежными инструментами, электронными деньгами (далее - законодательство Украины)" заменить словами "и технологических операторов, а также использование в платежных системах платежных инструментов, электронных и цифровых денег и схем выполнения платежных операций (далее - законодательство Украины),";
3) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Требования настоящего Положения распространяются на объекты оверсайта, к которым относятся операторы платежных систем (резиденты и нерезиденты), расчетные банки, технологические операторы платежных услуг, участники платежных систем в части соблюдения ими законодательства Украины.";
4) в пункте 5:
подпункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) существенные ошибки-ошибки, выявленные при анализе представленных объектами оверсайта статистических данных (отчетности), в которых:
сумма внутригосударственных платежных операций, выполненных платежными системами, созданными резидентами и нерезидентами (за исключением платежных операций, выполненных в платежных системах, в которых используются электронные платежные средства), по которым в файле статистической отчетности объектами оверсайта предоставлена информация (метрики, параметры, неклассифицированные реквизиты показателей), что не соответствует действительности, составляет один процент и более от всех внутригосударственных платежных операций, выполненных платежными системами, созданными резидентами и нерезидентами за отчетный период (за исключением платежных операций, осуществленных в платежных системах, в которых используются электронные платежные средства), или
сумма внутригосударственных платежных операций, инициированных с использованием кредитового трансфера, по которым в файле статистической отчетности объектами оверсайта предоставлена информация (метрики, параметры, неклассифицированные реквизиты показателей), что не соответствует действительности, составляет один процент и более от всех внутригосударственных платежных операций, инициированных с использованием кредитового трансфера, за отчетный период, или
сумма платежных операций, инициированных с использованием прямого дебета, по которым в файле статистической отчетности объектами оверсайта предоставленная информация (метрики, параметры, неклассифицированные реквизиты показателей), не соответствует действительности, составляет один процент и более от всех платежных операций, инициированных с использованием прямого дебета, за отчетный период, или
сумма трансграничных платежных операций, выполненных платежными системами, созданными резидентами и нерезидентами( за исключением платежных операций, выполненных в платежных системах, в которых используются электронные платежные средства), по которым в файле статистической отчетности объектами оверсайта предоставлена информация (метрики, параметры, неклассифицированные реквизиты показателей), что не соответствует действительности, составляет один процент и более от всех трансграничных платежных операций, выполненных платежными системами, созданными резидентами и нерезидентами за отчетный период (за исключением платежных операций, в платежных системах, в которых используются электронные платежные средства), или
сумма трансграничных платежных операций, осуществленных с использованием кредитового трансфера, по которым в файле статистической отчетности объектами оверсайта предоставлена информация (метрики, параметры, неклассифицированные реквизиты показателей), что не соответствует действительности, составляет один процент и более от всех трансграничных платежных операций, осуществленных с использованием кредитового трансфера, выполненных за отчетный период, или
сумма платежных операций с использованием электронных платежных средств, по которым в файле статистической отчетности объектами оверсайта предоставленная информация (метрики, параметры, неклассифицированные реквизиты показателей), не соответствует действительности, составляет один процент и более от всех платежных операций, выполненных с использованием электронных платежных средств участниками платежных систем, в которых используются электронные платежные средства, за отчетный период, или
сумма платежных операций с электронными деньгами, по которым в файле статистической отчетности объектами оверсайта предоставленная информация (метрики, параметры, неклассифицированные реквизиты показателей), не соответствует действительности, составляет один процент и более от всех платежных операций с электронными деньгами за отчетный период, или
сумма или количество информационных сообщений, обработанных технологическими операторами и связанных с предоставлением платежных услуг, по которым в файле статистической отчетности объектами оверсайта предоставлена информация (метрики, параметры, неклассифицированные реквизиты показателей), что не соответствует действительности, составляет один процент и более от общей суммы или количества информационных сообщений, обработанных технологическими операторами и связанных с предоставлением платежных услуг за отчетный период, или
размер комиссионного вознаграждения (интерчейндж) или платы за эквайринг, по которым в файле статистической отчетности объектами оверсайта предоставлена информация (метрики, параметры, неклассифицированные реквизиты показателей), что не соответствует действительности, составляет 0,5 процентного пункта и более от средневзвешенного размера комиссионного вознаграждения (интерчейндж) или платы за эквайринг соответственно за отчетный период в Украине, или
количество эмитированных (распространенных) электронных платежных средств, платежных устройств или пунктов предоставления финансовых услуг, используемых для выполнения платежных операций, по которым в файле статистической отчетности объектами оверсайта не предоставлена информация (метрики, параметры, неклассифицированные реквизиты показателей), составляет один процент и более от общего значения соответствующего показателя за отчетный период;";
пункт после подпункта 3 дополнить новым подпунктом следующего содержания:
"4) уполномоченное лицо Национального банка - заместитель председателя Национального банка, осуществляющий общее руководство и контролирующий деятельность структурного подразделения Национального банка, которым инициировано административное производство, или руководитель такого структурного подразделения.".
2. В разделе II:
1) в пункте 6:
абзац первый после слов "законодательства Украины" дополнить словами ", требований, решений и/или распоряжений Национального банка,";
подпункт 6 после слов "отзыв лицензии" дополнить словами ", выданной в соответствии с законом,";
2) пункт 7 дополнить двумя новыми абзацами следующего содержания:
"Началом административного производства является день составления Национальным банком справки/акта о создании препятствий проведению выездного мониторинга/другого документа, в котором зафиксированы обстоятельства, которые могут быть основанием для применения Национальным банком мероприятия воздействия/предъявления письменного требования к объекту оверсайта за совершенные им нарушения, выявленные по результатам оверсайта.
Отношения по принятию, вступлению в силу и прекращению действия административных актов, принятых в соответствии с настоящим Положением, регулируются Законом об административной процедуре с учетом особенностей, установленных Законом.";
3) в первом предложении пункта 8 слова "его принятие" заменить словами "доведение его до сведения объекта оверсайта в порядке, определенном настоящим Положением".
3. В разделе III:
1) пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Национальный банк имеет право в порядке, установленном в разделе III настоящего Положения, применять к объектам оверсайта меры воздействия по результатам безвыездного и/или выездного мониторинга объектов оверсайта относительно соблюдения ими требований законодательства Украины и/или оценки достаточности мер, принимаемых ими для целей обеспечения непрерывного, надежного и эффективного функционирования платежной инфраструктуры.";
2) раздел после пункта 9 дополнить тремя новыми пунктами 9-1-9-3 следующего содержания:
"9-1. Национальный банк направляет объекту оверсайта уведомление о начале административного производства безотлагательно, но не позднее следующего рабочего дня, а при наличии обоснованных причин - не позднее трех рабочих дней после его начала.
Уведомление о начале административного производства оформляется как письмо Национального банка за подписью уполномоченного лица Национального банка и направляется по электронной почте или почтовым отправлением в бумажной форме (заказным письмом с уведомлением о вручении) или предоставляется под подпись представителю объекта оверсайта.
В сообщении о начале административного производства указываются:
1) правовые основания для начала административного производства;
2) права и обязанности объекта оверсайта, включая право подать объяснения/возражения относительно выявленных нарушений, способ и срок их представления;
3) порядок ознакомления с материалами административного производства, который определяется в таком уведомлении.
Национальный банк размещает уведомление о начале административного производства (кроме информации с ограниченным доступом) на страницах официального Интернет-представительства Национального банка, если у Национального банка нет подтверждения факта получения объектом оверсайта уведомления о начале административного производства в порядке, определенном в подпунктах 1-3 пункта 9-2 раздела III настоящего Положения.
Участник административного производства для ознакомления с материалами административного дела должен подать письменный запрос о доступе к материалам административного дела.
Национальный банк отказывает в ознакомлении с той частью материалов или с теми сведениями в материалах административного производства, которые содержат информацию с ограниченным доступом и владельцем которой не является объект оверсайта.
Национальный банк предоставляет доступ к той части материалов или тех сведений в материалах, которые содержат информацию с ограниченным доступом, в объеме, который является объективно необходимым для рассмотрения административного дела или защиты прав его участников, после подписания представителем объекта оверсайта обязательства о неразглашении информации с ограниченным доступом.
Национальный банк также направляет объекту оверсайта документ, который стал основанием для начала административного производства в отношении объекта оверсайта, вместе с уведомлением о начале административного производства.
9-2. Факт получения объектом оверсайта уведомления о начале административного производства фиксируется в материалах административного производства в один из следующих дней:
1) день получения объектом оверсайта сообщения, зафиксированный системой электронной почты (в случае наличия подтверждения получения);
2) день получения, указанный в уведомлении о вручении уведомления объекту оверсайта (в случае отправки уведомления почтовым отправлением заказным письмом);
3) день получения уведомления, указанный представителем объекта оверсайта на втором экземпляре сообщения в бумажной форме (в случае вручения уведомления под подпись представителю объекта оверсайта);
4) день размещения информации о начале административного производства на страницах официального Интернет-представительства Национального банка.
9-3. Уведомление о начале административного производства считается доведенным до сведения объекта оверсайта, в случае его отправки/размещения в соответствии с пунктом 9-2 раздела III настоящего Положения.";
3) пункт 11 дополнить двумя новыми абзацами следующего содержания:
"Процедурные решения до начала непосредственного рассмотрения Комитетом по вопросам надзора/оверсайта вопрос о решении административного дела принимает уполномоченное лицо Национального банка.
Процедурные решения после начала рассмотрения вопроса о разрешении административного дела непосредственно Комитетом по вопросам надзора/оверсайта принимает Комитет по вопросам надзора/оверсайта.";
4) пункты 12, 16 изложить в следующей редакции:
"12. Решение о применении меры воздействия должно содержать:
1) содержание (название) меры воздействия, применяемой к объекту оверсайта;
2) сведения об объекте оверсайта [полное наименование юридического лица, местонахождение, код по Единому государственному реестру юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (далее - ЕГР)];
3) сведения об установленных обстоятельствах (фактах) и описание нарушения (с указанием норм законодательства Украины, которые нарушены, выводов Национального банка) и обоснование адекватности применения соответствующей меры воздействия, основанной на установленных обстоятельствах (фактах);
4) реквизиты документа, в котором зафиксированы нарушения;
5) сведения о результатах рассмотрения объяснений/возражений объекта оверсайта (при наличии);
6) срок вступления в силу решения о применении меры воздействия;
7) информацию о праве объекта оверсайта обжаловать решение;
8) информацию о способе, порядке и сроке обжалования решения, включая информацию о суде, к которому объект оверсайта может подать иск;
9) информацию, что обжалование решения в судебном порядке не останавливает его выполнение с указанием правовых оснований для этого.";
"16. Национальный банк приглашает для предоставления объяснений/возражений относительно допущенных нарушений руководителя (уполномоченного представителя) объекта оверсайта в случае рассмотрения Комитетом по вопросам надзора/оверсайта вопроса о применении мер воздействия не менее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения вопроса о применении мер воздействия.
Приглашение за подписью уполномоченного лица Национального банка направляется по электронной почте или почтовым отправлением в бумажной форме (заказным письмом с уведомлением о вручении) объекту оверсайта или вручается под подпись представителю объекта оверсайта не позднее чем за два рабочих дня до дня проведения заседания Комитета по вопросам надзора/оверсайта.
В приглашении указываются следующие сведения:
1) вопрос, который будет рассматриваться на заседании Комитета по надзору/оверсайту, и цель, с которой приглашается лицо/представитель (для предоставления объяснений, возражений);
2) дата, время и место, куда приглашается лицо, или информация о проведении заседания Комитета по вопросам надзора/оверсайта дистанционно с помощью средств аудиовизуальной связи (видеоконференции);
3) наименование коллегиального органа Национального банка, который будет рассматривать вопрос о применении меры воздействия;
4) сведения о контактном лице Национального банка: фамилия, собственное имя, номер телефона, адрес электронной почты;
5) идентификационные данные руководителя (уполномоченного представителя) объекта оверсайта;
6) сообщение о том, что неявка приглашенного лица на заседание Комитета по вопросам надзора/оверсайта не является основанием для переноса рассмотрения вопроса о применении меры воздействия к объекту оверсайта и не является препятствием для принятия соответствующего решения;
7) прочие сведения (при необходимости).
Объект оверсайта для участия в заседании Комитета по вопросам надзора/оверсайта обязан предоставить в Национальный банк информацию (идентификационные данные), указанную(е) в приглашении Национального банка, о руководителе (уполномоченном представителе) объекта оверсайта.
Руководитель (уполномоченный представитель) объекта оверсайта, которому делегированы полномочия по участию в заседании Комитета по вопросам надзора/оверсайта, для участия в заседании Комитета по вопросам надзора/оверсайта обязан подать документы, подтверждающие его полномочия, в определенный в приглашении Национального банка способ. Руководитель (уполномоченный представитель) объекта оверсайта имеет право участвовать в заседании лично или дистанционно с помощью средств аудиовизуальной связи. Конкретный способ участия в заседании приглашенного лица определяется Национальным банком в соответствующем приглашении.
Приглашенное лицо, не прошедшее верификации, не допускается к участию в заседании Комитета по вопросам надзора/оверсайта.
Непредоставление информации об участии приглашенного лица, отсутствие (неявки или неявки участия дистанционно приглашенного лица на заседание Комитета по вопросам надзора/оверсайта), непрохождение приглашенным лицом верификации не является основанием для отложения рассмотрения Комитетом по вопросам надзора/оверсайта вопроса о применении мер воздействия к объекту оверсайта.";
5) раздел после пункта 16 дополнить двумя новыми пунктами 16-1, 16-2 следующего содержания:
"16-1. Объект оверсайта не позднее следующего рабочего дня со дня получения приглашения письменно уведомляет Национальный банк о:
1) Получение приглашения и подтверждения участия (с предоставлением перечня представителей для участия и указанием документов, подтверждающих их полномочия) или отказ от участия;
2) потребность в участии в режиме видеоконференции с обоснованием такой потребности (если заседание проводится по местонахождению Национального банка);
3) потребность в услугах переводчика, переводчика жестового языка;
4) причины отказа от участия или невозможности прибыть по приглашению Национального банка.
16-2. Факт получения объектом оверсайта приглашения фиксируется в материалах административного производства, а именно:
1) день получения приглашения согласно информации от приглашенного лица (в случае получения Национальным банком такой информации);
2) день получения объектом оверсайта приглашения, зафиксированные системой электронной почты (в случае наличия подтверждения получения);
3) день получения, указанный в уведомлении о вручении приглашения объекту оверсайта (в случае отправки приглашения почтовым отправлением заказным письмом);
4) день получения приглашения, указанный представителем объекта оверсайта на втором экземпляре приглашения в бумажной форме (в случае вручения приглашения под подпись представителю объекта оверсайта);
5) день размещения приглашения на страницах официального Интернет-представительства Национального банка.
Неявка приглашенного должным образом лица на заседание Комитета по вопросам надзора/оверсайта не является основанием для переноса рассмотрения вопроса о применении меры воздействия к объекту оверсайта и не является препятствием для принятия такого решения.";
6) пункты 18, 19 изложить в следующей редакции:
"18. Национальный банк безотлагательно, но не позднее следующего рабочего дня, а при наличии обоснованных причин - не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о применении меры воздействия сообщает о принятом решении объект оверсайта путем направления решения о применении меры воздействия в:
1) форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (далее - КЭП) уполномоченного должностного лица Национального банка, - на адрес электронной почты объекта оверсайта, содержащегося в реестре, вместе с сопроводительным письмом, подписанным КЭП уполномоченного должностного лица Национального банка; или
2) бумажной форме (или в форме бумажной копии электронного документа, заверенной в порядке, установленном законодательством Украины) - в адрес фактического местонахождения объекта оверсайта заказным письмом с уведомлением о вручении вместе с сопроводительным письмом.
Национальный банк направляет решение о применении меры воздействия/решение о неприменении меры воздействия согласно установленным Национальным банком требованиям по пересылке документов с грифом ограничения доступа, за исключением случаев, определенных настоящим Положением.
19. Факт доведения решения о применении меры воздействия/решение о неприменении меры воздействия до сведения лица фиксируется в материалах административного производства, а именно:
1) день получения объектом оверсайта решения, зафиксированный системой электронной почты (в случае наличия подтверждения получения);
2) день получения, указанный в уведомлении о вручении решения объекту оверсайта (в случае отправки решения почтовым отправлением заказным письмом);
3) день обнародования решения о применении меры воздействия к объекту оверсайта на страницах официального Интернет-представительства Национального банка.";
7) первое предложение пункта 22 дополнить словами "исключительно с целью установления законности такого решения".
4. Пункт 34 раздела V исключить.
5. В разделе VI:
1) в пункте 39 слово "десяти" заменить цифрами "100";
2) раздел после пункта 40 дополнить новым пунктом 40-1 следующего содержания:
"40-1. Национальный банк налагает штраф на объекты оверсайта отдельно за каждый случай нарушения.".
6. В разделе VII:
1) пункт 48 изложить в следующей редакции:
"48. Национальный банк в случае устранения объектом оверсайта нарушений, которые были основанием для принятия решения о временном запрете предоставления услуг, и представления таким объектом оверсайта документов, определенных в пункте 47 раздела VII настоящего Положения, принимает решение об отмене временного запрета предоставления услуг.
Решение об отмене временного запрета предоставления услуг принимает Комитет по вопросам надзора/оверсайта.";
2) пункт 49 исключить.
7. В разделе VIII:
1) пункт 60 изложить в следующей редакции:
"60. Национальный банк в случае устранения объектом оверсайта нарушений, являвшихся основанием для принятия решения о временном, до устранения нарушения, отстранения должностного лица от должности и подтверждения такого устранения на основании представленных документов, определенных в пункте 58 раздела VIII настоящего Положения, принимает решение о восстановлении должностного лица в должности.";
2) пункт 61 исключить.
8. В разделе ІХ:
1) пункт 70 изложить в следующей редакции:
"70. Национальный банк в случае устранения объектом оверсайта нарушений законодательства Украины, которые были основанием для принятия решения о временной приостановке действия лицензии, и представления таким объектом оверсайта документов, определенных в пункте 68 раздела IX настоящего Положения, принимает решение о возобновлении действия лицензии.";
2) пункт 71 исключить.
9. Пункт 77 раздела ХI после слова "Реестра," дополнить словами и цифрами "факт получения которого зафиксирован в материалах административного производства одним из способов в соответствии с пунктом 19 раздела III настоящего Положения,".
Постановление Правления Национального банка Украины от 14 января 2025 года №5
"Об утверждении Изменений в Положение о предъявлении требований и применении мер воздействия Национальным банком Украины к объектам оверсайта платежной инфраструктуры"
О документе
Номер документа: | 5 |
Дата принятия: | 14.01.2025 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 18.01.2025 |
Органы эмитенты: |
Банки |
Опубликование документа
Официальное Интернет-представительство Национального банка Украины от 17 января 2025 года
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 3 Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования - с 18 января 2025 года.
Ссылка на Закон Украины О Национальном банке Украины :: Статья 7. Иные функции
Ссылка на Закон Украины О Национальном банке Украины :: Статья 56. Акты Национального банка
Ссылка на Закон Украины О платежных услугах :: Статья 82. Оверсайт платежной инфраструктуры
Ссылка на Закон Украины О платежных услугах :: Статья 84. Меры воздействия
Ссылка на Закон Украины Об административной процедуре :: Статья 2. Определение терминов
Ссылка на Закон Украины Об административной процедуре :: Статья 51. Доступ к материалам дела
О вступлении в силу документа смотри пункт 3