Дата обновления БД:
29.10.2024
Добавлено/обновлено документов:
352 / 1014
Всего документов в БД:
137645
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 18 октября 2024 года №868
Об утверждении Концепции инвестиционной политики Республики Казахстан до 2029 года
Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию инвестиционной политики Республики Казахстан до 2029 года (далее – Концепция).
2. Центральным и местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), а также иным организациям (по согласованию), ответственным за исполнение Концепции:
1) обеспечить своевременную реализацию мероприятий и достижение показателей, предусмотренных Планом действий по реализации Концепции;
2) два раза в год, не позднее 15 января и 15 июля, следующего за отчетным полугодием, представлять информацию о ходе исполнения мероприятий Концепции в Министерство национальной экономики Республики Казахстан.
3. Министерству национальной экономики Республики Казахстан по итогам года, не позднее 1 июня, представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации Концепции.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 15 июля 2022 года №482 "Об утверждении Концепции инвестиционной политики Республики Казахстан до 2026 года".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство национальной экономики Республики Казахстан.
6. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания.
Премьер-Министр Республики Казахстан
О.Бектенов
Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2024 года №868
Концепция инвестиционной политики Республики Казахстан до 2029 года
Раздел 1. |
Паспорт |
Раздел 2. |
Анализ текущей ситуации |
Раздел 3. |
Обзор международного опыта |
Раздел 4. |
Видение развития инвестиционной политики в Казахстане |
Раздел 5. |
Основные принципы и подходы развития |
Направление 1. Дальнейшее развитие экосистемы привлечения инвестиций | |
Направление 2. Содействие развитию институционального каркаса и инфраструктуры | |
Направление 3. Раскрытие инвестиционного потенциала экономики | |
Раздел 6. |
Целевые индикаторы и ожидаемые результаты |
Раздел 7. |
План действий по реализации Концепции инвестиционной политики Республики Казахстан до 2029 года |
Раздел 1. Паспорт (основные параметры)
Наименование |
Концепция инвестиционной политики Республики Казахстан до 2029 года |
Основания для разработки |
Указ Президента Республики Казахстан от 26 ноября 2022 года №2 "О мерах по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан "Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда"; Указ Президента Республики Казахстан от 16 сентября 2023 года №353 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года "Экономический курс Справедливого Казахстана"; Указ Президента Республики Казахстан от 4 декабря 2023 года №404 "О мерах по повышению эффективности работы по привлечению инвестиций в экономику страны"; протокол заседания Совета по привлечению инвестиций от 2 февраля 2024 года №Д-1016//12-04/05-3874. |
Государственный орган, ответственный за разработку Концепции |
Министерство национальной экономики Республики Казахстан |
Государственные органы, ответственные за реализацию программного документа |
Центральные и местные исполнительные органы, государственные органы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан (по согласованию), а также иные организации (по согласованию) |
Раздел 2. Анализ текущей ситуации
Казахстан достиг значительных успехов в создании рыночной экономики с момента обретения независимости. Страна привлекла значительные иностранные инвестиции для развития своих обширных минеральных, нефтяных и природных газовых ресурсов. По данным Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (далее – UNCTAD) с 1991 по 2023 годы объем чистого притока прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ) в Казахстан составил более 166 млрд долларов (0,5 % мирового ПИИ).
Несмотря на то, что обширные запасы углеводородов и полезных ископаемых остаются основой экономики Казахстана, Правительство продолжает прилагать усилия для диверсификации экономики, поддерживает активный диалог со всеми инвесторами через формальные каналы, такие как Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан и Совет по привлечению инвестиций под руководством Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан. Казахстан является членом Всемирной торговой организации (далее – ВТО) и Евразийского экономического союза.
Согласно прогнозам международного рейтингового агентства "Standard&Poor"s" (далее – Агентство S&P) среднегодовой рост валового внутреннего продукта (далее – ВВП) Казахстана в период с 2024 по 2027 годы составит 3,6 %. 1 марта 2024 года Агентство S&P подтвердило кредитный рейтинг Казахстана на уровне "BBB-" со "Стабильным" прогнозом. Ключевыми факторами, поддерживающими рейтинг Казахстана, являются сильные фискальные стимулы (налоговые льготы, субсидии, гранты и др.) и наличие ликвидных внешних активов.
Агентство S&P отмечает, что существует возможность повышения кредитного рейтинга Казахстана в случае успешного проведения реформ, стимулирующих рост ненефтяного сектора, политическую стабильность и снижение геополитических рисков.
В мае 2024 года международным рейтинговым агентством Fitch Ratings (далее – Агентство Fitch Ratings) подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Казахстана в иностранной валюте на уровне "ВВB" со "Стабильным" прогнозом. Данное решение основано на сильных фискальных и внешних балансах страны, которые остаются устойчивыми к внешним шокам. Накопленные доходы от экспорта нефти и наличие фискальной базы играют ключевую роль в поддержании этих показателей.
Агентство Fitch Ratings отмечает значительную зависимость Казахстана от сырьевых товаров, высокую инфляцию и слабые показатели государственного управления, которые влияют на снижение общей оценки. Также подчеркивают риски, связанные с концентрацией экспорта и менее развитой макроэкономической политикой по сравнению с сопоставимыми странами с рейтингом "BBB" со "Стабильным" прогнозом.
Агентство Fitch Ratings прогнозирует ускорение роста ВВП Казахстана до 5 % в 2025 году благодаря росту инвестиций, увеличению потребления и расширению проекта Тенгиз. При этом инфляция по прогнозам снизится до 9,5 % в 2024 году и 8 % в 2025 году. Агентство Fitch Ratings также ожидает, что меры по диверсификации экономики и развитию транспортной инфраструктуры будут способствовать долгосрочному и устойчивому росту страны.
2.1 Глобальные тенденции мировых потоков прямых иностранных инвестиций
Согласно данным UNCTAD глобальные потоки ПИИ в 2023 году увеличились на 3 % до 1,37 трлн долларов США преимущественно за счет роста инвестиций в Люксембург и Нидерланды. Исключая эти страны, глобальные потоки ПИИ снизились на 18 %.
В условиях геополитической напряженности и экономической неопределенности потоки ПИИ в развивающиеся страны сократились на 9 % до 841 млрд долларов США. Наибольшее снижение наблюдается в развивающихся странах Азии – на 12 % (в Китайской Народной Республике (далее – КНР) на 6 %, странах ассоциации государств Юго-Восточной Азии на 16 %). В то же время ПИИ в развитые страны увеличились на 29 % до 524 млрд долларов США. Без учета Люксембурга и Нидерландов объемы ПИИ в развитые рынки снизились на 28 %.
В 2023 году объемы ПИИ в Центральную Азию снизились на 5 % до 10 млрд долларов США. Однако количество Greenfield проектов увеличилось более чем в 3 раза до 158 проектов.
Несмотря на геополитическую ситуацию, в 2023 году наблюдается рост числа проектов в глобальных цепочках добавленной стоимости (+16 %), особенно в автомобильной, текстильной, машиностроительной и электронной промышленности. В то же время число Greenfield проектов по производству полупроводников снизилось на 10 % (на 39 % по объему вложений) после значительного роста в 2022 году.
Инвестиции в сектора, связанные с целями устойчивого развития (инфраструктура, транспортно-логистический комплекс и др.), продолжают расти, особенно в развивающихся странах (+6 %). При этом международные сделки по проектному финансированию в секторе возобновляемой энергетики сократились на 10 % по объему вложений впервые после Парижского соглашения 2015 года. В то же время объем международных финансовых сделок в сфере нефти и газа уменьшился на 20 % до 73 млрд долларов США.
Основные тренды в инвестиционной политике
Долгосрочная стагнация ПИИ
Несмотря на рост мирового ВВП, с начала 2010-х годов объем ПИИ стагнировал из-за реструктуризации глобальных цепочек поставок. Экономическая нестабильность, усиление протекционистских мер и политическая неопределенность в ключевых экономиках снизили уровень доверия инвесторов. Технологические изменения и регуляторные ужесточения усилили неопределенность для иностранных инвесторов. Эти факторы в совокупности привели к тому, что многие компании стали более осторожными в принятии решений об инвестировании за рубежом.
Тенденция к усилению регулирования ПИИ
Необходимость защиты национальных интересов на фоне геополитической и экономической неопределенности привела к ужесточению регулирования ПИИ как в развитых, так и в развивающихся странах. Например, Индия ужесточила правила для иностранных инвестиций в оборонный и космический сектора, требуя предварительного одобрения правительства. Вьетнам внедрил новый Закон "Об инвестициях", усиливающий контроль за иностранными инвестициями в секторах, важных для национальной безопасности, таких как телекоммуникация и высокие технологии. Страны Европейского союза внедрили обязательную проверку инвестиций, представляющих угрозу национальной безопасности или общественному порядку.
Растущая значимость услуг и деглобализация обрабатывающей промышленности
Удельный вес Greenfield проектов в сфере услуг за 20 лет вырос с 66 % до 81 %, включая инвестиции в традиционные отрасли услуг (банковский сектор, консалтинг, цифровые технологии) и услуги, входящие в основные отрасли производства.
При этом наблюдается значительный спад количества Greenfield проектов в сфере производства, сократившегося вдвое за последние два десятилетия (с 26 % до 13 %). Также наблюдается снижение Greenfield проектов в других непроизводственных сферах, таких как строительство, электроэнергетика, добыча и инфраструктура.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2024 года №868
"Об утверждении Концепции инвестиционной политики Республики Казахстан до 2029 года"
О документе
Номер документа: | 868 |
Дата принятия: | 18.10.2024 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 18.10.2024 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Опубликование документа
Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде от 22 октября 2024 года.
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 6 настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания - с 18 октября 2024 года.