Действует

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 23 апреля 2024 года №47

О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Украины от 23 марта 2022 года №60

В соответствии со статьями 7, 15, 44, 55, 56 Закона Украины "О Национальном банке Украины", статьи 18 Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения", статьи 11 Закона Украины "О валюте и валютных операциях", статей 1, 4, 5 Закона Украины "О санкциях", Указа Президента Украины от 24 февраля 2022 года №64/2022 "О введении военного положения в Украине", утвержденного Законом Украины от 24 февраля 2022 года №2102-IX "Об утверждении Указа Президента Украины "О введении военного положения в Украине"", с целью определения дополнительных особенностей выполнения отдельных требований законодательства в сфере финансового мониторинга, валютного надзора, надзора в сфере реализации специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в течение действия военного положения Правление Национального банка Украины постановляет:

1. Внести в постановление Правления Национального банка Украины от 23 марта 2022 года №60 "Об особенностях выполнения отдельных требований законодательства в сфере финансового мониторинга, валютного надзора, надзора по вопросам реализации и мониторинга эффективности персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в течение действия военного положения" (с изменениями) следующие изменения:

1) заголовок изложить в следующей редакции:

"Об особенностях выполнения отдельных требований законодательства в сфере финансового мониторинга, валютного надзора, надзора в сфере реализации специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в течение действия военного положения";

2) в абзаце первом подпункта 1 пункта 2 слова "восьмой","девятой"заменить соответственно словами "девятой", "десятой";

3) в пункте 6:

подпункт 1 дополнить новым абзацем следующего содержания:

"СПФМ документально подтверждает факт установления/невозможности установления контакта с клиентом с целью осуществления актуализации данных о клиенте;";

в подпункте 2 слова"с использованием"заменить словами", включая использование";

4) пункты 7-12-9 заменить двадцатью восемью новыми пунктами 7-12-22 следующего содержания:

"7.СПФМ во время предоставления банковских или других финансовых услуг/установления деловых отношений имеют право принять от физического лица идентификационный документ, срок действия которого истек не более чем за 30 дней до 24 февраля 2022 года и после 24 февраля 2022 года, а также к которому не вклеена фотография лица в случае достижения им 25 - или 45-летнего возраста, срок вклеивания к которому наступил не более чем за 30 дней до 24 февраля 2022 года и после 24 февраля 2022 года, и если у физического лица нет другого документа, удостоверяющего личность.

8. СПФМ должны обеспечить актуализацию ранее полученных данных о клиенте в части идентификационных документов клиента, указанных в пункте 7 настоящего постановления, срок действия которых истек или к которым своевременно не вклеена фотография, в порядке, определенном в Положении №65 и Положении №107, и с учетом пункта 6 настоящего постановления.

9. Банки Украины во время видеоверификации могут получать от физического лица пенсионное удостоверение как дополнительный документ, определенный в подпункте 2 пункта 12 приложения 3 к Положению №65.

10. Национальный банк Украины на период действия военного положения осуществляет безвыездный надзор, выездные проверки в сфере финансового мониторинга, валютного надзора, надзора в сфере реализации специальных экономических и других ограничительных мер (санкций), соблюдения требований нормативно-правовых актов Национального банка Украины, определяющих особенности функционирования банковской системы Украины в случае введения военного положения в части осуществления валютных операций и выполнения отдельных требований законодательства в сфере финансового мониторинга, в соответствии с Положением о порядке организации и осуществления надзора в сфере финансового мониторинга, валютного надзора, надзора в сфере реализации специальных экономических и других ограничительных мер (санкций), утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 30 июня 2020 года №90 (в редакции постановления Правления Национального банка Украины от 04 апреля 2024 года №37) (далее - Положение №90), с учетом особенностей, определенных этим постановлением.

11. Абзац второй пункта 34 раздела II и пункты 100-104 раздела V Положения №90 не применяются к Субъекту, указанному в пункте 1 раздела I Положения №90 (далее - Субъект), и Национальному банку Украины.

12. Лицом, уполномоченным представлять интересы Субъекта на время проведения его выездной проверки, для целей настоящего постановления считается руководитель субъекта или в случае его отсутствия лицо, уполномоченное руководителем Субъекта или соответствующим органом управления Субъекта представлять интересы Субъекта на время проведения выездной проверки.

12-1. Руководитель Субъекта с целью создания условий для проведения выездной проверки в случае своего временного отсутствия/невозможности выполнять свои обязанности обязан назначить должностное лицо, которое будет исполнять обязанности руководителя Субъекта на период временного отсутствия руководителя Субъекта, и/или назначить лицо, уполномоченное представлять интересы Субъекта на время проведения выездной проверки.

12-2. Адрес местонахождения Субъекта, являющегося банком, для целей настоящего постановления определяется согласно данным:

1) Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (далее-ЕГР) в части юридического адреса такого Субъекта;

2) размещенными на странице официального интернет-представительства Национального банка Украины в части адреса обособленных структурных подразделений такого Субъекта;

3) предоставленными таким Субъектом Национальному банку Украины (включая данные в ответ на направленное такому Субъекту уведомление о проведении плановой выездной проверки или на запрос Национального банка Украины), если они предоставлены не позднее чем за пять рабочих дней до начала выездной проверки.

12-3. Адрес местонахождения Субъекта (кроме банков) для целей настоящего постановления определяется согласно данным:

1) ЕГР;

2) предоставленными таким Субъектом Национальному банку Украины (включая данные в ответ на направленное такому Субъекту уведомление о проведении плановой выездной проверки или на запрос Национального банка Украины), если они предоставлены не позднее чем за пять рабочих дней до начала выездной проверки.

Члены инспекционной группы руководствуются информацией из ЕГР при определении наличия (отсутствия) такого Субъекта по местонахождению, если такой Субъект изменил местонахождение и не направил сообщение Национальному банку Украины о таком изменении.

12-4. Национальный банк Украины имеет право направить Субъекту письменный запрос относительно определения адреса местонахождения Субъекта, который будет использоваться для проведения выездной проверки.

12-5. Субъект обязан подать Национальному банку Украины документы/копии документов, заверенные в порядке, установленном законодательством Украины, которые подтверждают право владения или пользования помещением по адресу местонахождения Субъекта, если адрес местонахождения такого Субъекта, который будет использоваться для проведения выездной проверки, определяется согласно данным, предоставленным таким Субъектом Национальному банку Украины.

12-6. Лицо, уполномоченное представлять интересы Субъекта на время проведения выездной проверки, обязано прибыть по адресу местонахождения Субъекта в течение первого дня выездной проверки.

12-7. Руководитель или заместитель руководителя инспекционной группы составляет акт об отказе в проведении выездной проверки (далее-акт об отказе) в случае отказа Субъекта в проведении выездной проверки Национальным банком Украины в случае наступления одного, нескольких или всех случаев:

1) недопуск членов инспекционной группы к осуществлению выездной проверки по адресу местонахождения Субъекта;

2) непредоставление Субъектом документов, информации по вопросам, подлежащим выездной проверке, что делает невозможным проведение выездной проверки;

3) отказ в доступе к помещениям по адресу местонахождения Субъекта, а также помещениям, используемым с целью предоставления услуг/ведения деятельности Субъекта;

4) отсутствие по адресу местонахождения Субъекта в течение первого дня выездной проверки лица, уполномоченного представлять интересы Субъекта на время проведения выездной проверки;

5) другие случаи, свидетельствующие об отказе в проведении выездной проверки.

12-8. Акт об отказе составляется во время выездной проверки в бумажной форме не менее чем в двух экземплярах или в форме электронного документа и подписывается руководителем, заместителем руководителя инспекционной группы (одним из них в случае временного отсутствия другого), членами инспекционной группы.

12-9. В акте об отказе указываются:

1) дата его составления;

2) место его сборки;

3) время его сборки;

4) его регистрационный номер;

5) дата и номер приказа о проведении выездной проверки;

6) вид выездной проверки (плановая или внеплановая);

7) период, подлежащий выездной проверке;

8) срок проведения выездной проверки;

9) организационно-правовая форма Субъекта;

10) наименование Субъекта;

11) идентификационный код Субъекта;

12) адрес местонахождения Субъекта;

13) дата и время прибытия инспекционной группы по адресу местонахождения Субъекта;

14) факт вручения/невручения по адресу местонахождения Субъекта копии приказа о проведении выездной проверки в бумажной форме (в определенных в подпункте 2 пункта 16 и подпункте 3 пункта 23 раздела II Положения №90 случаях);

15) факт направления/получения (доставки) приказа о проведении выездной проверки в форме электронного документа/копии приказа о проведении выездной проверки в бумажной форме (в определенных в абзаце первом пункта 15, подпункте 1 пункта 16 и подпунктах 1 и 2 пункта 23 раздела II Положения №90 случаях);

16) фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), должность лица, уполномоченного представлять интересы Субъекта на время проведения выездной проверки, которому по адресу местонахождения Субъекта вручена копия приказа о проведении выездной проверки (в определенных в подпункте 2 пункта 16 и подпункте 3 пункта 23 раздела II Положения №90 случаях);

17) причины невручения по адресу местонахождения Субъекта копии приказа о проведении выездной проверки (в определенных в подпункте 2 пункта 16 и подпункте 3 пункта 23 раздела II Положения №90 случаях);

18) подробное описание фактов отказа Субъекта в проведении выездной проверки, включая:

недопуск членов инспекционной группы к осуществлению выездной проверки по адресу местонахождения Субъекта;

непредоставление Субъектом документов, информации по вопросам, подлежащим выездной проверке, что делает невозможным проведение выездной проверки;

отказ в доступе к помещениям по адресу местонахождения Субъекта, а также помещениям, используемым с целью ведения деятельности Субъекта;

отсутствие по адресу местонахождения Субъекта в течение первого дня выездной проверки лица, уполномоченного представлять интересы Субъекта на время проведения выездной проверки;

другие случаи, свидетельствующие об отказе в проведении выездной проверки;

19) факт отказа лица, уполномоченного представлять интересы Субъекта на время проведения выездной проверки, от получения акта об отказе;

20) фамилия, собственное имя, отчество (при наличии), должность лица, уполномоченного представлять интересы Субъекта на время проведения выездной проверки, в присутствии которой подписан акт об отказе (при наличии такого лица по адресу местонахождения Субъекта на момент составления акта об отказе);

21) информация о составе инспекционной группы (с указанием фамилий, инициалов и должностей), подписавшей акт об отказе/удостоверившей факт отказа лица, уполномоченного представлять интересы Субъекта на время проведения выездной проверки, от получения первого экземпляра акта об отказе в бумажной форме по адресу местонахождения Субъекта;

22) другая информация относительно зафиксированных в акте об отказе фактов (при необходимости).

12-10. Первый экземпляр акта об отказе в бумажной форме вручается лицу, уполномоченному представлять интересы Субъекта на время проведения выездной проверки, под подпись с проставлением отметки о дате предоставления на втором экземпляре такого акта, остающегося у руководителя инспекционной группы (кроме случаев, указанных в пункте 12-11 настоящего постановления).

12-11. Национальный банк Украины не позднее трех рабочих дней со дня составления направляет Субъекту акт об отказе в форме электронного документа/копию акта об отказе в бумажной форме из электронного документа, заверенную в порядке, установленном законодательством Украины, или первый экземпляр акта об отказе в бумажной форме средствами почтовой связи (с уведомлением о вручении) в случае:

1) отсутствия по адресу местонахождения Субъекта в течение первого дня выездной проверки лица, уполномоченного представлять интересы Субъекта на время проведения выездной проверки;

2) отказа лица, уполномоченного представлять интересы Субъекта на время проведения выездной проверки, от получения первого экземпляра акта об отказе в бумажной форме по адресу местонахождения Субъекта.

12-12. Субъект в течение трех рабочих дней со дня получения акта об отказе имеет право предоставить Национальному банку Украины объяснения/обоснованные возражения относительно указанных в акте об отказе обстоятельств в форме электронного документа или в бумажной форме с обязательным указанием причин отказа в проведении выездной проверки и документальным подтверждением указанных обстоятельств (при наличии).

12-13. Акт об отказе считается доведенным до сведения Субъекта или полученным Субъектом и не имеющим объяснений и возражений, в случае наступления одного или всех случаев:

1) неполучение Субъектом из независимых от Национального банка Украины причин акта об отказе в течение 10 рабочих дней со дня направления акта об отказе в форме электронного документа или 15 рабочих дней со дня направления первого экземпляра акта об отказе в бумажной форме/копии акта об отказе в бумажной форме из электронного документа, заверенной в порядке, установленном законодательством Украины;

2) непредоставление объяснений/обоснованных возражений к Акту об отказе в порядке и сроки, определенные в пункте 12-12 настоящего постановления.

12-14. Рабочий день, являющийся следующим за днем составления акта об отказе, является датой досрочного прекращения выездной проверки.

12-15. Решение о применении к Субъекту мер воздействия(далее-Решение)/письменное требование Национального банка Украины по результатам надзора, осуществленного в порядке, определенном Положением №90, оформляется как документ в электронной и/или бумажной форме в установленном Национальным банком Украины порядке.

12-16. Национальный банк Украины направляет Решение/письменное требование в следующем порядке:

1) к банкам - средствами "АРМ-НБУ-информационный" (для электронных документов с грифом ограничения доступа "Банковская тайна").

Национальный банк Украины имеет право осуществлять отправку в банк экземпляра Решения/оригинала письменного требования в бумажной форме, копии Решения/копии письменного требования в бумажной форме из электронных документов, заверенной в порядке, установленном законодательством Украины, средствами почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении;

2) к Субъектам (кроме банков) по результатам надзора в сфере финансового мониторинга-в порядке, определенном в пункте 12 раздела I Положения о применении Национальным банком Украины мер воздействия к учреждениям за нарушение законодательства по вопросам финансового мониторинга, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 28 июля 2020 года №106 (с изменениями) (далее-Положение №106);

3) к Субъектам (кроме банков) по результатам валютного надзора - в порядке, определенном в пункте 12-17 настоящего постановления.

Пункт 15 раздела I Положения о валютном надзоре, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 03 января 2019 года №13 (с изменениями) (далее - Положение №13), не применяется к Национальному банку Украины и Субъекту.

12-17. Национальный банк Украины имеет право присылать Субъекту (кроме банков):

1) экземпляр Решения/оригинал письменного требования в бумажной форме по результатам валютного надзора-на почтовый адрес Субъекта (кроме банков) заказным письмом с уведомлением о вручении;

2) Решение/письменное требование по результатам валютного надзора, оформленное/оформленное в форме электронного документа, электронными каналами связи Национального банка Украины;

3) копию Решения/копию письменного требования по результатам валютного надзора в бумажной форме из электронного документа, заверенную в порядке, установленном законодательством Украины, на почтовый адрес Субъекта (кроме банков) заказным письмом с уведомлением о вручении.

12-18. Субъект (кроме банков) обязан сообщить Национальный банк Украины электронными каналами связи Национального банка Украины о получении Решения/письменного требования, указанного/указанного в пункте 12-17 настоящего постановления, направленного/направленного электронными каналами связи Национального банка Украины, не позднее следующего рабочего дня со дня направления Национальным банком Украины такого Решения/такого письменного требования.

12-19. Направленное/направленное Национальным банком Украины Решение/письменное требование по результатам надзора, осуществленного в порядке, определенном Положением №90, считается доведенным/доведенным до сведения Субъекта (полученным/полученным Субъектом) в случае неполучения его/ее Субъектом по независящим от Национального банка Украины причинам. Днем доведения до сведения Субъекта/получения Субъектом Решения/письменного требования в таком случае считается:

1) пятый рабочий день со дня, следующего за днем отправки Национальным банком Украины экземпляра Решения/оригинала письменного требования, оформленного в бумажной форме, или копии Решения/копии письменного требования в бумажной форме из электронного документа, заверенного в порядке, установленном законодательством Украины;

2) следующий рабочий день со дня отправки Национальным банком Украины Решения/письменного требования в форме электронного документа средствами "АРМ-НБУ-информационный", другими электронными каналами связи Национального банка Украины.

12-20. Национальный банк Украины имеет право обнародовать на страницах официального Интернет-представительства Национального банка Украины Решение/письменное требование по результатам надзора, осуществленного в порядке, определенном Положением №90, в случае возврата заказного письма с отметкой о невручении, несообщения Субъектом (кроме банков) о получении Решения/письменного требования в электронной форме в срок, указанный в пункте 12-18 настоящего постановления, абзаце пятом пункта 12 раздела I Положения №106.

12-21. Сроки, определенные в пункте 31 раздела V, пункте 34 раздела VI Положения №106, пунктах 22, 27 раздела II Положения №13, могут быть продлены в Решении.

12-22. Представитель/представители Субъекта не приглашаются/не приглашаются на заседание коллегиального органа, который образован в соответствии со статьей 17 Закона Украины "О Национальном банке Украины" и которому Правлением Национального банка Украины делегированы отдельные полномочия по регулированию и надзору (далее - Комитет), в случае рассмотрения на этом заседании предложения о неприменении мер воздействия к такому Субъекту.

Национальный банк Украины доводит информацию о принятом Решении о неприменении мер воздействия к Субъекту путем направления ему письма в порядке, определенном в пункте 12-16 настоящего постановления.

Рассмотрение вопроса о применении мер воздействия к Субъекту осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, если Комитетом не поддержано предложение, указанное в абзаце первом пункта 12-22 настоящего постановления.".

2. Национальный банк Украины применяет нормы постановления Правления Национального банка Украины от 23 марта 2022 года №60 "Об особенностях выполнения отдельных требований законодательства в сфере финансового мониторинга, валютного надзора, надзора по вопросам реализации и мониторинга эффективности персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в течение действия военного положения" (с изменениями) в редакции, действовавшей до вступления в силу настоящего постановления, во время проведения выездных проверок, которые были начаты до дня вступления в силу настоящего постановления, и оформление результатов таких выездных проверок.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Украины Дмитрия Олейника.

4. Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, и действует в течение периода действия Указа Президента Украины от 24 февраля 2022 года №64/2022 "О введении военного положения в Украине".

Председатель

А. Пышный

 

Постановление Правления Национального банка Украины от 23 апреля 2024 года №47
"О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Украины от 23 марта 2022 года №60"

О документе

Номер документа:47
Дата принятия: 23.04.2024
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:25.04.2024
Органы эмитенты: Банки

Опубликование документа

Официальное Интернет-представительство Национального банка Украины от 24 апреля 2024 года

Официальный вестник Украины от 10 мая 2024 года №42, с. 149, статья 2564, код акта 124485/2024

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования - с 25 апреля 2024 года, и действует в течение периода действия Указа Президента Украины от 24 февраля 2022 года №64/2022 "О введении военного положения в Украине"