Действует

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины

11 мая 2022 года

№507/37843

ПРИКАЗ НАЦИОНАЛЬНОГО АГЕНТСТВА УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ ВЫЯВЛЕНИЯ, РОЗЫСКА И УПРАВЛЕНИЯ АКТИВАМИ, ПОЛУЧЕННЫМИ ОТ КОРРУПЦИОННЫХ И ДРУГИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, БЮРО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ

от 22 февраля 2022 года №54/50

Об утверждении Порядка взаимодействия АРМА и Бюро экономической безопасности Украины по выявлению и розыску активов

В соответствии с пунктом 6 части первой статьи 10, статьями 15 - 18 Закона Украины "О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений", пунктом 12 части первой статьи 8, пунктами 16, 20 части первой статьи 17 Закона Украины "О Бюро экономической безопасности Украины", с целью обеспечения надлежащего взаимодействия при рассмотрении АРМА обращений Бюро экономической безопасности Украины относительно выявления и розыска активов, на которые может быть наложен арест в уголовном производстве, и выполнения запросов иностранных государств по выявлению и розыску активов приказываем:

1. Утвердить Порядок взаимодействия АРМА и Бюро экономической безопасности Украины относительно выявления и розыска активов, который прилагается.

2. Управлению выявления и розыска активов АРМА обеспечить представление этого приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины в установленном порядке.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляем за собой.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Временно исполняющий обязанности Председателя Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений

Д.Жоравович 

Директор Бюро экономической безопасности Украины 

В.Мельник

Согласованно:

Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека

 

Л.Денисова

Утвержден Приказом Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, Бюро экономической безопасности Украины от 22 февраля 2022 года №54/50

Порядок взаимодействия АРМА и Бюро экономической безопасности Украины по выявлению и розыску активов

I. Общие положения

1. Этот Порядок определяет основы взаимодействия между АРМА и БЭБ по вопросам:

выполнения АРМА обращений БЭБ по выявлению и розыску активов (средств, имущества, имущественных и других прав), на которые может быть наложен арест в уголовном производстве;

выполнения БЭБ запросов АРМА о предоставлении информации, необходимой для составления АРМА ответа на запрос соответствующего органа иностранного государства;

рассмотрения БЭБ информации АРМА относительно признаков уголовных правонарушений, выявленных им во время выполнения определенных законом функций и полномочий АРМА, других вопросов, связанных с выполнением полномочий АРМА.

2. Этот Порядок разработан с учетом положений Уголовного процессуального кодекса Украины, Законов Украины "О Национальном агентстве Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений" (далее - Закон), "О Бюро экономической безопасности Украины" и других нормативно-правовых актов.

3. В этом Порядке термины употребляются в таких значениях:

вывод - информация АРМА о признаках уголовных правонарушений, которые выявлены при выполнении определенных законом функций и полномочий АРМА и не указанных в обращении;

ответ - документ АРМА, составленный по результатам обработки обращения;

запрос АРМА - обращение АРМА к БЭБ о предоставлении сведений, необходимых для составления АРМА ответа на иностранный запрос, которые отсутствуют в распоряжении АРМА;

обращение - адресованный АРМА запрос субъекта обращения по выявлению и/или розыску активов, на которые может быть наложен арест в уголовном производстве;

иностранный запрос - запрос соответствующего органа иностранного государства относительно получения от АРМА информации по вопросам, связанным с выявлением, розыском и управлением активами;

субъект обращения - детектив БЭБ или орган досудебного расследования БЭБ в лице его руководителя.

Другие термины, используемые в настоящем Порядке, употребляются в значениях, определенных Законом, Законом Украины "О предотвращении коррупции", Уголовным процессуальным кодексом Украины.

4. Субъектами информационных отношений в соответствии с настоящим Порядком являются АРМА и БЭБ.

5. Процедуры организации информационного взаимодействия между АРМА и БЭБ по вопросам, которые не охвачены пунктом 1 настоящего раздела, определяются отдельно.

II. Субъекты обращения

1. На выполнение АРМА принимаются обращения в конкретном уголовном производстве, подготовленные субъектами обращения, которые действуют в пределах своих полномочий.

Полномочия детектива, руководителя органа досудебного расследования БЭБ на обращение подтверждаются выпиской из Единого реестра досудебных расследований.

2. Субъекты обращения являются самостоятельными в составлении и направлении обращений в АРМА.

III. Требования к обращению

1. Обращение составляется в письменной форме и излагается на бланке БЭБ с указанием регистрационного номера и даты регистрации исходящей корреспонденции, а также подписывается лично:

детективом БЭБ;

руководителем органа досудебного расследования БЭБ - если субъектом обращения является орган досудебного расследования БЭБ в лице его руководителя.

2. В обращении указываются следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии) субъекта обращения с указанием его актуальных контактных данных (телефонная и электронная связь), адреса для переписки, должности;

2) наименование органа досудебного расследования БЭБ, в котором работает субъект обращения;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) детектива (детективов), осуществляющего(их) досудебное расследования с указанием его (их) актуальных контактных данных (телефонная и электронная связь) (для субъекта обращения - органа досудебного расследования в лице его руководителя);

4) номер уголовного производства в Едином реестре досудебных расследований, с целью обеспечения которого субъектом обращения в порядке статьи 170 Уголовного процессуального кодекса Украины принимаются меры по выявлению и розыску имущества, на которое может быть наложен арест, путем составления обращения;

5) имеющиеся в уголовном производстве по состоянию на дату составления обращения сведения о лицах, к которым прямо или косвенно могут относиться активы, которые могут быть арестованы с целью обеспечения этого уголовного производства, а также близких лицах таких лиц и/или третьих лицах, которые могут быть связаны с такими лицами, в частности:

для физического лица-резидента - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, серия (при наличии) и номер паспорта гражданина Украины (или иного документа, который удостоверяет личность и в соответствии с законодательством может быть использован на территории Украины для заключения сделок), дата его выдачи и орган, его выдавший, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов из Государственного реестра физических лиц - плательщиков налогов или серия (при наличии) и номер паспорта (для физических лиц, которые отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов согласно закону);

для физического лица-нерезидента - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, серия (при наличии) и номер паспорта (или иного документа, который удостоверяет личность и в соответствии с законодательством может быть использован на территории Украины для заключения сделок), дата его выдачи и орган, его выдавший, гражданство, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов из Государственного реестра физических лиц - плательщиков налогов (при наличии);

для юридического лица-резидента - полное наименование, местонахождение, идентификационный код юридического лица согласно ЕГРПОУ;

для юридического лица-нерезидента - полное наименование, местонахождение, другие сведения, дающие возможность его идентифицировать;

6) краткое описание фабулы уголовного производства и правовая квалификация уголовного правонарушения с указанием статьи (части статьи) Уголовного кодекса Украины;

7) постановка задачи АРМА по выявлению и розыску активов, которые могут быть арестованы в уголовном производстве, и его взаимосвязь с фактическими обстоятельствами уголовного производства, которые могут свидетельствовать о совершении преступления;

8) меры по наложению ареста на имущество, принятые в уголовном производстве (на дату обращения) как мера обеспечения этого производства, включая полный перечень и описание (идентификационные признаки) арестованного имущества, существующие сведения о существовании и местонахождении имущества, которое может быть арестовано в таком уголовном производстве, с обоснованием таких сведений (предположений), перечень автоматизированных информационных и справочных систем, реестров и банков данных, в которых осуществлен поиск сведений об активах на дату направления обращения;

9) объективно обоснованный срок, в течение которого АРМА должна обеспечить выполнение обращения и предоставить ответ, учитывая статью 17 Закона;

10) другие сведения, которые могут способствовать АРМА в ходе выполнения обращения (при наличии).

3. К обращению прилагается выписка из Единого реестра досудебных расследований, удостоверяющая наличие указанного в обращении уголовного производства и статус в нем субъекта обращения.

4. При необходимости АРМА запрашивается дополнительная информация относительно предмета обращения с обоснованием необходимости уточнения.

Такая информация предоставляется субъектом обращения с соблюдением требований Уголовного процессуального законодательства в части обеспечения неразглашения данных досудебного расследования.

5. В случае необходимости принятия АРМА мер по выявлению и розыску активов, которые находятся (могут находиться) за пределами Украины, обращение дополнительно к сведениям, определенным в пункте 2 данного раздела, должно содержать фактические обстоятельства, свидетельствующие о правовой связи указанного в обращении лица или имущества с конкретно определенной иностранной юрисдикцией (иностранными юрисдикциями).

IV. Отказ в рассмотрении обращения

1. Нарушение указанных в разделе III настоящего Порядка требований к обращению является основанием для отказа в его рассмотрении АРМА (далее - отказ).

В случае установления недостоверности сведений, изложенных в обращении, АРМА составляет отказ в предоставлении ответа на обращение субъекту обращения.

2. Отказ обосновывается с указанием исчерпывающего перечня оснований принятия такого решения.

3. Отказ составляется и направляется по требованиям, установленным пунктами 6, 7 раздела VI настоящего Порядка.

4. Отказ не лишает субъекта обращения права на представление соответствующего обращения повторно после устранения им обстоятельств, на основании которых составлен соответствующий отказ.

V. Сроки рассмотрения обращения

1. АРМА обеспечивает выполнение обращений в кратчайший возможный срок, но не позднее, чем в течение трех рабочих дней со дня его поступления или в иной более длительный срок, указанный в обращении.

2. Отсчет указанного в обращении срока, в течение которого АРМА обеспечивает его выполнение и предоставляет ответ, начинается с даты поступления обращения в АРМА.

3. При определении срока рассмотрения обращения субъект обращения учитывает содержание и объем обращения, необходимость получения сведений от органов иностранной юрисдикции.

4. В случае невозможности предоставить информацию в срок, определенный субъектом обращения, АРМА в такой срок составляет и направляет субъекту обращения промежуточное письмо, в котором указываются имеющаяся информация о выявленных активах и ходатайство о продлении срока выполнения обращения.

5. Субъект обращения после получения промежуточного письма принимает решение о необходимости продления срока рассмотрения, определяет такой срок и информирует об это АРМА. После получения информации о продлении сроков рассмотрения обращения АРМА возобновляет выявление и розыск активов.

VI. Рассмотрение обращений

1. АРМА осуществляет мероприятия по выявлению, розыску активов, исходя из содержания обращения, в пределах определенных Законом полномочий и с учетом степени фактического доступа к источникам данных, находящихся в распоряжении третьих лиц.

2. По результатам принятых мер по выявлению, розыску активов АРМА составляет ответ.

3. В ответе указываются установленные АРМА сведения, свидетельствующие о существовании активов, на которые может быть наложен арест в указанном в обращении уголовном производстве, а также об их местонахождении или последнем известном местонахождении.

4. Объем ответа обусловливается содержанием обращения. При составлении ответа АРМА учитывает требования Уголовного процессуального кодекса Украины относительно наложения ареста на активы, в том числе задачи ареста, цели обеспечения, которое может быть достигнуто путем наложения ареста на активы.

5. АРМА в пределах компетенции принимает меры относительно обоснованного изложения в ответе сведений, определенных пунктами 1 - 3 части второй статьи 171 Уголовного процессуального кодекса Украины, при условии получения от субъекта обращения необходимой информации.

6. Ответ составляется в письменной форме, излагается на бланке АРМА и подписывается Председателем АРМА или его заместителем, который осуществляет свои полномочия согласно распределению обязанностей, утвержденному приказом АРМА. Приложения (при наличии) к ответу являются его неотъемлемой частью. В случае значительного объема приложений к ответу (более 20 страниц) такие приложения составляются в электронной форме.

7. Ответ направляется субъекту обращения не позднее следующего рабочего дня за днем составления ответа посредством почтовой или электронной связи на бумажном или другом носителе информации, в том числе электронном, на указанный в обращении адрес для переписки или иными средствами связи, сообщенными субъектом обращения.

8. Рассмотрение, принятие решения по информации, изложенной в ответе, осуществляются в установленном законодательством порядке субъектом, по обращению которого составлен такой ответ.

VII. Заключения АРМА

1. В случае установления АРМА по результатам принятия мер по выявлению, розыску активов признаков правонарушений, не указанных в обращении, соответствующим правоохранительным органам направляется заключение, которое является обязательным для рассмотрения ими.

2. Заключение составляется и направляется по требованиям, установленным пунктами 6, 7 раздела VI настоящего Порядка, в адрес органа досудебного расследования, к подследственности следователей, детективов которого относится расследование уголовного правонарушения, признаки которого изложены в заключении.

3. Если в соответствии с законодательством ответ или заключение в целом или частично передается от субъекта обращения к другому правоохранительному органу, о такой передаче безотлагательно уведомляется АРМА.

VIII. Мониторинг результатов рассмотрения обращений и заключений

1. АРМА по решению Председателя АРМА или его заместителя с целью подготовки ежегодного отчета о своей деятельности, ведения Единого государственного реестра активов, на которые наложен арест в уголовном производстве, и выполнения других функций может получать от субъектов обращений, которые направляли обращения и получали ответы, заключения, информацию, в частности относительно:

регистрационного номера ответа/заключения, даты регистрации;

состояния досудебного расследования (продолжается, передано по подследственности, расследование остановлено, срок расследования продлен), в отношении которого АРМА предоставляло ответ или заключение;

содержания решения о приостановлении досудебного расследования, закрытии уголовного производства и дате его принятия;

описи имущества, на которое наложен арест, номера и даты соответствующего решения суда (следственного судьи), даты вступления его в законную силу, даты и основания отмены такого решения;

регистрационного номера, даты и вида судебного решения в уголовном производстве и содержания его резолютивной части, сведений о вступлении решения в законную силу;

даты внесения в Единый реестр досудебных расследований сведений о совершенном уголовном правонарушении на основании заключения и номера уголовного производства (в случае наличия оснований для внесения сведений об уголовном правонарушении);

статьи Уголовного кодекса Украины, по признакам которой начато досудебное расследование (в том числе квалифицирующие признаки) на основании заключения, краткое содержание фабулы уголовного правонарушения.

Соответствующая информация предоставляется субъектом обращения с соблюдением требований положений законодательства в части обеспечения неразглашения данных и/или информации с ограниченным доступом.

2. АРМА может получать статистические данные, касающиеся выявления и розыска активов, наложения ареста на активы, действия и прекращения действия таких арестов.

IХ. Истребование АРМА информации для выполнения иностранного запроса

1. В запросе АРМА о предоставлении информации, необходимой для выполнения иностранного запроса, указываются:

ссылка на иностранный запрос, как основание для истребования информации;

краткое содержание иностранного запроса;

ожидаемый объем и сроки предоставления информации.

2. Запрос АРМА о предоставлении информации направляется в БЭБ, если БЭБ осуществляет расследование уголовного правонарушения, в отношении которого составлен иностранный запрос.

3. Запрос АРМА составляется в письменной форме, излагается на бланке АРМА и подписывается Председателем АРМА или определенным им уполномоченным лицом АРМА. Приложения (при наличии) к запросу АРМА являются его неотъемлемой частью. В случае значительного объема приложений к запросу АРМА (более 100 страниц) такие приложения составляются в электронной форме.

4. Запрос АРМА направляется в БЭБ средствами почтовой или электронной связи.

5. В запросе АРМА указывается срок, в течение которого БЭБ обеспечивает его выполнение и предоставление соответствующих сведений. Отсчет срока начинается с даты поступления запроса в АРМА. БЭБ предоставляет соответствующую информацию безотлагательно, но не позднее трех рабочих дней со дня его поступления. В случае невозможности предоставления информации БЭБ безотлагательно в письменной форме уведомляет об этом АРМА с обоснованием причин. АРМА по обращению БЭБ может продлить срок предоставления информации не более чем на два календарных дня.

6. БЭБ предоставляет сведения по запросу АРМА, исходя из его содержания, в пределах определенных законом полномочий и с учетом степени фактического доступа к источникам данных, находящихся в его распоряжении. Объем таких сведений обуславливается содержанием запроса АРМА.

Сведения на запрос АРМА составляются в письменной и/или электронной форме и направляются в АРМА средствами почтовой или электронной связи.

7. Полученные от БЭБ сведения направляются в соответствии с законодательством в АРМА как ответ на иностранный запрос с такими ограничениями использования сведений для органа иностранного государства:

соответствующий орган иностранного государства обеспечивает режим защиты сведений, тождественный действующему в Украине национальному режиму, и использует их исключительно для целей уголовного судопроизводства;

сведения не могут быть использованы в качестве доказательства в уголовном производстве иностранной юрисдикции;

полученные соответствующим органом иностранного государства по его запросу сведения могут быть переданы им соответствующему органу третьего государства только по согласованию БЭБ.

В случае отсутствия необходимости, определяемой БЭБ, указанные ограничения не устанавливаются, о чем уведомляется АРМА.

Заместитель Председателя Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений

Ф.Пронин

Временно исполняющий обязанности директора Департамента анализа и управления рисками Бюро экономической безопасности Украины

М.Резниченко

 

Приказ Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, Бюро экономической безопасности Украины от 22 февраля 2022 года №54/50
"Об утверждении Порядка взаимодействия АРМА и Бюро экономической безопасности Украины по выявлению и розыску активов"

О документе

Номер документа:54/50
Дата принятия: 22.02.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:24.05.2022
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 24 мая 2022 года №40, стр. 136, статья 2208, код акта 111332/2022

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования - с 24 мая 2022 года.