Действует

О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 27 декабря 2021 года №86-VII ЗРК

О промышленной политике

(В редакции Законов Республики Казахстан от 14.07.2022 г. №141-VII ЗРК, 05.11.2022 г. №157-VII ЗРК (вступил в силу 01.01.2023), 30.12.2022 г. №177-VII ЗРК (см. сроки вступления в силу), 19.04.2023 г. №223-VII ЗРК, 23.01.2024 г. №54-VIII ЗРК, 06.04.2024 г. №71-VIII ЗРК (см. сроки вступления в силу), 21.05.2024 г. №86-VIII ЗРК)

Настоящий Закон устанавливает основополагающие принципы промышленной политики и регулирует общественные отношения, возникающие при формировании и реализации промышленной политики.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) территориальный кластер - географически сконцентрированная группа взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций, которая включает в себя производителей, поставщиков, научные и исследовательские организации, организации высшего и (или) послевузовского образования, организации технического и профессионального образования и другие организации, имеющие определенную отраслевую специализацию;

2) внутристрановая ценность - процентное содержание произведенных товаров и осуществленных работ и услуг на внутреннем рынке в общем объеме произведенного товара, осуществленной работы или услуги;

3) Индустрия 4.0 - организация производства, предусматривающая интеграцию физических объектов, процессов и информационно-коммуникационных технологий, при которой в режиме реального времени проводится мониторинг физических процессов, принимаются оперативные решения, а также осуществляется взаимодействие технологий между собой и людьми;

4) инновация - введенный в употребление конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара, работы или услуги), технологии или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей, обеспечивающий получение конкурентного преимущества;

5) инновационная деятельность - деятельность (включая интеллектуальную, творческую, научную, научно-техническую, технологическую, промышленно-инновационную, инфокоммуникационную, организационную, финансовую и (или) коммерческую деятельность), направленная на создание инноваций;

6) уполномоченный орган в области государственной поддержки инновационной деятельности - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере инновационного и технологического развития, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию и участие в реализации государственной поддержки инновационной деятельности;

7) встречные обязательства - взаимные обязательства субъекта промышленно-инновационной деятельности и государства, принимаемые при предоставлении мер государственного стимулирования промышленности в соответствии с настоящим Законом;

8) емкость рынка - количественный показатель, определяющий максимально возможный объем внутреннего рынка, производства, импорта и экспорта промышленной продукции;

9) промышленность - отрасль экономики, представляющая собой совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений;

10) субъекты деятельности в сфере промышленности - физические и (или) юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере промышленности, а также субъекты промышленно-инновационной деятельности;

11) промышленно-инновационный проект - комплекс реализуемых в течение определенного времени мероприятий, направленных на трансферт технологий, создание новых (усовершенствование действующих) производств и (или) осуществление инновационной деятельности;

12) промышленно-инновационная система - совокупность субъектов промышленно-инновационной системы, участвующих в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности, инфраструктуры и инструментов, направленных на стимулирование промышленности и поддержку инноваций в Республике Казахстан;

13) промышленно-инновационная деятельность - деятельность, связанная с реализацией промышленно-инновационных проектов с учетом обеспечения экологической безопасности в целях повышения производительности труда, продвижением отечественных товаров, работ и услуг обрабатывающей промышленности на внутренний и (или) внешние рынки;

14) субъекты промышленно-инновационной деятельности - физические и (или) юридические лица, простые товарищества, реализующие промышленно-инновационные проекты либо осуществляющие деятельность по продвижению отечественных товаров, работ и услуг обрабатывающей промышленности на внутренний и (или) внешние рынки;

15) субъекты промышленно-инновационной системы, участвующие в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности, - национальный управляющий холдинг, созданный в рамках мер по оптимизации системы управления институтами развития, финансовыми организациями и развитию национальной экономики, национальные институты развития, а также фонд развития промышленности, уполномоченные на реализацию мер государственного стимулирования промышленности;

16) промышленная продукция - товары, произведенные в результате осуществления деятельности в сфере промышленности;

17) промышленная политика - система экономических, организационных и правовых мер, осуществляемых государством и направленных на стимулирование и развитие промышленности;

18) межведомственная комиссия по промышленной политике - консультативно-совещательный орган при Правительстве Республики Казахстан, возглавляемый Заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан, создаваемый в целях осуществления межведомственной координации по вопросам формирования и реализации промышленной политики;

19) уполномоченный орган в области государственного стимулирования промышленности - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере промышленности, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию и участие в реализации государственного стимулирования промышленности;

20) меры государственного стимулирования промышленности - меры стимулирования, применяемые государством в целях развития обрабатывающей промышленности и промышленно-инновационной деятельности, осуществляемые в соответствии с настоящим Законом;

21) цифровая трансформация промышленности - внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы предприятий, влекущее значительные изменения бизнес-модели предприятия;

22) обрабатывающая промышленность - совокупность отраслей промышленности, которые связаны с обработкой сырья, материалов, веществ, компонентов для нового продукта (товара, в том числе продовольственных товаров);

23) трансферт технологий - процесс внедрения субъектами промышленно-инновационной деятельности новых или усовершенствованных технологий, права собственности, владения и (или) пользования которыми получены способами, не запрещенными законами Республики Казахстан;

24) несырьевой экспорт - экспорт товаров обрабатывающей промышленности и услуг.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 23.01.2024 г. №54-VIII ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о промышленной политике

1. Законодательство Республики Казахстан о промышленной политике основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Цель и задачи промышленной политики

1. Целью промышленной политики является обеспечение устойчивого развития обрабатывающей промышленности путем увеличения производства конкурентоспособной, высокотехнологичной, экспортоориентированной продукции и отхода от сырьевой модели развития.

2. Задачами промышленной политики являются:

1) повышение благосостояния населения страны путем достижения целей в области устойчивого развития промышленного сектора экономики;

2) создание и развитие современной инфраструктуры для развития обрабатывающей промышленности;

3) поддержка эффективного внедрения инноваций и развития новых высокотехнологичных производств;

4) диверсификация экономики и повышение конкурентоспособности промышленного производства, в том числе путем углубления переработки, технического перевооружения действующих производств с целью повышения производительности труда и снижения негативного воздействия на окружающую среду;

5) создание благоприятного индустриального климата в стране и повышение самодостаточности национальной экономики;

6) совершенствование инвестиционного климата и развитие экспортного потенциала отечественных товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, а также вхождение в глобальные цепочки добавленной стоимости;

7) сокращение импортозависимости посредством развития собственного производства.

Статья 4. Принципы промышленной политики

Промышленная политика основывается на принципах:

1) роста производительности, повышения сложности и технологичности экономики, в том числе путем обеспечения направленности мер государственного стимулирования промышленности на создание условий для производства товаров высоких уровней переделов, развития инноваций и цифровой трансформации промышленности;

2) принятия государством экономически обоснованных решений, обеспечивающих единство промышленной, инновационной, инвестиционной, экспортной, торговой, научно-технологической, образовательной, налоговой, бюджетной, денежно-кредитной политик и ответственности за них перед обществом;

3) ведущей роли частного предпринимательства в условиях добросовестной конкуренции посредством обеспечения индивидуального подхода к содержанию промышленной политики и выбору инструментария ее реализации в отраслях и регионах, которые имеют различные условия функционирования, структуру и потенциал развития;

4) гласности, адресности и транспарентности мер государственного стимулирования промышленности и равного доступа к ним при обеспечении необходимых и достаточных инструментов, отражающих специфику состояния отдельных отраслей, субъектов;

5) справедливого распределения благ и обязанностей при реализации промышленной политики, предусматривающего организационное единство действий разных уровней и механизмов управления;

6) баланса стратегических интересов государства, общества, промышленных предприятий, связанных с функционированием и развитием промышленности страны, экономики в целом, развитием человеческого капитала;

7) системности и долгосрочности планирования мер государственного стимулирования промышленности в целях предвидения возможных изменений внутренней и внешней среды развития промышленности, определения ее стратегической позиции и снижения негативного воздействия на окружающую среду;

8) эффективности промышленной политики посредством прогнозирования, оценки потребностей, анализа емкости рынка, использования систем управления рисками, планирования ресурсов, времени и выработки действенных мер реагирования на изменения.

Статья 5. Индустриальное развитие

1. Реализация промышленной политики обеспечивает индустриальное развитие страны, основанное на повышении конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, системном стимулировании субъектов промышленно-инновационной деятельности, способствующих модернизации промышленных предприятий.

2. В целях информирования о состоянии промышленности на территории Республики Казахстан и принимаемых мерах Правительством Республики Казахстан ежегодно вносится Президенту Республики Казахстан Национальный доклад о состоянии промышленности Республики Казахстан (далее - Национальный доклад).

Национальный доклад формируется уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности по итогам оценки индустриального развития и оценки эффективности реализации мер государственного стимулирования промышленности.

Центральные государственные органы и местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, предоставляют информацию в уполномоченный орган в области государственного стимулирования промышленности для включения в Национальный доклад.

Национальный доклад является основным инструментом формирования промышленной политики, определяемой документами Системы государственного планирования в Республике Казахстан, разработка которых осуществляется государственными органами при участии местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы, представителей субъектов предпринимательства и общества.

Статья 6. Инструменты формирования и реализации промышленной политики

1. Формирование промышленной политики осуществляется на основе оценки индустриального развития.

Оценка индустриального развития предусматривает анализ правовых, экономических, финансовых и иных факторов, влияющих на развитие промышленности, и проводится в соответствии с методикой оценки индустриального развития.

2. Мониторинг реализации промышленной политики осуществляется посредством единой карты индустриализации.

Единая карта индустриализации представляет собой совокупность промышленно-инновационных проектов, реализуемых субъектами промышленно-инновационной деятельности.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о промышленной политике Статья 3. Цель и задачи промышленной политики Статья 4. Принципы промышленной политики Статья 5. Индустриальное развитие Статья 6. Инструменты формирования и реализации промышленной политики Статья 7. Направления реализации промышленной политики Глава 2. Базовые условия развития промышленности Параграф 1. Государственное регулирование в сфере промышленной политики Статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан Статья 9. Компетенция уполномоченного органа в области государственного стимулирования промышленности Статья 10. Компетенция уполномоченного органа в области регулирования внешнеторговой деятельности Статья 11. Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы Статья 12. Компетенция иных государственных органов Статья 13. Субъекты промышленно-инновационной системы, участвующие в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности Статья 14. Межведомственная комиссия по промышленной политике Статья 15. Фонд развития промышленности Статья 16. Национальная информационная система промышленности Республики Казахстан Параграф 2. Промышленно-инновационная инфраструктура Статья 17. Промышленно-инновационная инфраструктура Статья 18. Технопарки Статья 19. Центры коммерциализации технологий Статья 20. Конструкторские бюро Статья 21. Международные центры трансферта технологий Статья 22.Инновационные кластеры Статья 23. Территориальные кластеры Статья 24. Отраслевые центры технологических компетенций Параграф 3. Государственное стимулирование промышленности Статья 25. Условия государственного стимулирования промышленности Статья 26. Перечень приоритетных товаров Статья 27. Встречные обязательства Статья 28. Соглашение о повышении конкурентоспособности Статья 29. Меры государственного стимулирования промышленности Статья 30. Финансирование, включая софинансирование промышленно-инновационных проектов, лизинговое финансирование Статья 31. Предоставление гарантийных обязательств и поручительств по займам Статья 32. Кредитование через финансовые институты Статья 33. Субсидирование ставки вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами, и купонного вознаграждения по облигациям Статья 34. Осуществление инвестиций в уставные капиталы Статья 35. Обеспечение инженерно-коммуникационной инфраструктурой Статья 36. Предоставление земельных участков Статья 37. Стимулирование на внутреннем рынке Статья 38. Развитие и продвижение экспорта отечественных товаров и услуг обрабатывающей промышленности, оказание содействия в их реализации Статья 39. Стимулирование повышения производительности труда Статья 40. Стимулирование развития территориальных кластеров Статья 41. Реструктуризация задолженности Статья 42. Предоставление промышленных грантов Глава 3. Продвижение на рынки сбыта Статья 43. Продвижение отечественных предприятий обрабатывающей промышленности на внешние рынки Статья 44. Вхождение в глобальные цепочки добавленной стоимости Статья 45. Содействие взаимодействию субъектов деятельности в сфере промышленности Статья 46. Договоры, направленные на развитие промышленности Статья 47. Порядок планирования и заключения договоров, направленных на развитие промышленности Статья 48. Офтейк-контракты Статья 49. Договоры контрактных закупок Статья 50. Регулируемые закупки промышленной продукции Статья 51. База данных товаров, работ, услуг и их поставщиков Статья 52. Регулирование импорта Статья 53. Взаимодействие производителей промышленной продукции и субъектов внутренней торговли Глава 4. Повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности Параграф 1. Системные меры развития промышленности Статья 54. Повышение производительности труда Статья 55. Обучение и повышение кадрового потенциала Статья 56. Технологическое развитие обрабатывающей промышленности Статья 57. Коммерциализация результатов научной и (или) научно-технической деятельности в промышленности Статья 58. Техническое регулирование и стандартизация продукции обрабатывающей промышленности Статья 59. Привлечение инвестиций в промышленность Статья 60. Обеспечение отечественным сырьем предприятий обрабатывающей промышленности Статья 61. Иные способы обеспечения сырьем предприятий обрабатывающей промышленности Параграф 2. Развитие отраслей промышленности Статья 62. Соглашение о промышленной сборке Статья 63. Соглашение о промышленной сборке транспортных средств Статья 64. Соглашение о промышленной сборке сельскохозяйственной техники Статья 65. Предоставление мер стимулирования в рамках соглашения о промышленной сборке Статья 66. Меры по снижению углеродного следа Глава 5. Заключительные и переходные положения Статья 67. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о промышленной политике Статья 68. Переходные положения Статья 69. Порядок введения в действие настоящего Закона

Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2021 года №86-VII ЗРК
"О промышленной политике"

О документе

Номер документа:86-VII ЗРК
Дата принятия: 27.12.2021
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:08.01.2022
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

"Казахстанская правда" от 28 декабря 2021 года №247 (29624).

Примечание к документу

В соответствии со статьей 69 настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 8 января 2022 года, за исключением:

- подпункта 39) статьи 9, который вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 27 февраля 2022 года;

статьи 18, которая вводится в действие с 1 июля 2022 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 21.05.2024  документом  Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам связи, цифровизации, улучшения инвестиционного климата и исключения излиш
Вступила в силу с: 22.07.2024


Редакция от 06.04.2024, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса № 71-VIII ЗРК от 06.04.2024
Вступила в силу с: 08.06.2024


Редакция от 23.01.2024, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам экспортно-кредитного агентства и продвижения экспорта несырьевых товаров
Вступила в силу с: 25.03.2024


Редакция от 19.04.2023, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административной реформы в Республике Казахстан № 223-VII ЗРК от 19.04.20
Вступила в силу с: 01.05.2023


Редакция от 30.12.2022, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации отдельных поручений Главы государства № 177-VII ЗРК от 30.12.2
Вступила в силу с: 12.01.2023


Редакция от 05.11.2022, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации Послания Главы государства от 16 марта 2022 года № 157-VII ЗРК от 05.11.2022
Вступила в силу с: 01.01.2023


Редакция от 14.07.2022, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации, информационной безопасности и образования № 141-VII ЗРК от 14.07.2022
Вступила в силу с: 26.07.2022


Первоначальная редакция от 27.12.2021