Дата обновления БД:
08.11.2024
Добавлено/обновлено документов:
234 / 626
Всего документов в БД:
137765
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 27 декабря 2021 года №86-VII ЗРК
О промышленной политике
(В редакции Законов Республики Казахстан от 14.07.2022 г. №141-VII ЗРК, 05.11.2022 г. №157-VII ЗРК (вступил в силу 01.01.2023), 30.12.2022 г. №177-VII ЗРК (см. сроки вступления в силу), 19.04.2023 г. №223-VII ЗРК, 23.01.2024 г. №54-VIII ЗРК, 06.04.2024 г. №71-VIII ЗРК (см. сроки вступления в силу), 21.05.2024 г. №86-VIII ЗРК)
Настоящий Закон устанавливает основополагающие принципы промышленной политики и регулирует общественные отношения, возникающие при формировании и реализации промышленной политики.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) территориальный кластер - географически сконцентрированная группа взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций, которая включает в себя производителей, поставщиков, научные и исследовательские организации, организации высшего и (или) послевузовского образования, организации технического и профессионального образования и другие организации, имеющие определенную отраслевую специализацию;
2) внутристрановая ценность - процентное содержание произведенных товаров и осуществленных работ и услуг на внутреннем рынке в общем объеме произведенного товара, осуществленной работы или услуги;
3) Индустрия 4.0 - организация производства, предусматривающая интеграцию физических объектов, процессов и информационно-коммуникационных технологий, при которой в режиме реального времени проводится мониторинг физических процессов, принимаются оперативные решения, а также осуществляется взаимодействие технологий между собой и людьми;
4) инновация - введенный в употребление конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара, работы или услуги), технологии или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связей, обеспечивающий получение конкурентного преимущества;
5) инновационная деятельность - деятельность (включая интеллектуальную, творческую, научную, научно-техническую, технологическую, промышленно-инновационную, инфокоммуникационную, организационную, финансовую и (или) коммерческую деятельность), направленная на создание инноваций;
6) уполномоченный орган в области государственной поддержки инновационной деятельности - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере инновационного и технологического развития, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию и участие в реализации государственной поддержки инновационной деятельности;
7) встречные обязательства - взаимные обязательства субъекта промышленно-инновационной деятельности и государства, принимаемые при предоставлении мер государственного стимулирования промышленности в соответствии с настоящим Законом;
8) емкость рынка - количественный показатель, определяющий максимально возможный объем внутреннего рынка, производства, импорта и экспорта промышленной продукции;
9) промышленность - отрасль экономики, представляющая собой совокупность видов экономической деятельности, относящихся к добыче полезных ископаемых, обрабатывающему производству, обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений;
10) субъекты деятельности в сфере промышленности - физические и (или) юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере промышленности, а также субъекты промышленно-инновационной деятельности;
11) промышленно-инновационный проект - комплекс реализуемых в течение определенного времени мероприятий, направленных на трансферт технологий, создание новых (усовершенствование действующих) производств и (или) осуществление инновационной деятельности;
12) промышленно-инновационная система - совокупность субъектов промышленно-инновационной системы, участвующих в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности, инфраструктуры и инструментов, направленных на стимулирование промышленности и поддержку инноваций в Республике Казахстан;
13) промышленно-инновационная деятельность - деятельность, связанная с реализацией промышленно-инновационных проектов с учетом обеспечения экологической безопасности в целях повышения производительности труда, продвижением отечественных товаров, работ и услуг обрабатывающей промышленности на внутренний и (или) внешние рынки;
14) субъекты промышленно-инновационной деятельности - физические и (или) юридические лица, простые товарищества, реализующие промышленно-инновационные проекты либо осуществляющие деятельность по продвижению отечественных товаров, работ и услуг обрабатывающей промышленности на внутренний и (или) внешние рынки;
15) субъекты промышленно-инновационной системы, участвующие в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности, - национальный управляющий холдинг, созданный в рамках мер по оптимизации системы управления институтами развития, финансовыми организациями и развитию национальной экономики, национальные институты развития, а также фонд развития промышленности, уполномоченные на реализацию мер государственного стимулирования промышленности;
16) промышленная продукция - товары, произведенные в результате осуществления деятельности в сфере промышленности;
17) промышленная политика - система экономических, организационных и правовых мер, осуществляемых государством и направленных на стимулирование и развитие промышленности;
18) межведомственная комиссия по промышленной политике - консультативно-совещательный орган при Правительстве Республики Казахстан, возглавляемый Заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан, создаваемый в целях осуществления межведомственной координации по вопросам формирования и реализации промышленной политики;
19) уполномоченный орган в области государственного стимулирования промышленности - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере промышленности, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию и участие в реализации государственного стимулирования промышленности;
20) меры государственного стимулирования промышленности - меры стимулирования, применяемые государством в целях развития обрабатывающей промышленности и промышленно-инновационной деятельности, осуществляемые в соответствии с настоящим Законом;
21) цифровая трансформация промышленности - внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы предприятий, влекущее значительные изменения бизнес-модели предприятия;
22) обрабатывающая промышленность - совокупность отраслей промышленности, которые связаны с обработкой сырья, материалов, веществ, компонентов для нового продукта (товара, в том числе продовольственных товаров);
23) трансферт технологий - процесс внедрения субъектами промышленно-инновационной деятельности новых или усовершенствованных технологий, права собственности, владения и (или) пользования которыми получены способами, не запрещенными законами Республики Казахстан;
24) несырьевой экспорт - экспорт товаров обрабатывающей промышленности и услуг.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Казахстан от 23.01.2024 г. №54-VIII ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о промышленной политике
1. Законодательство Республики Казахстан о промышленной политике основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Цель и задачи промышленной политики
1. Целью промышленной политики является обеспечение устойчивого развития обрабатывающей промышленности путем увеличения производства конкурентоспособной, высокотехнологичной, экспортоориентированной продукции и отхода от сырьевой модели развития.
2. Задачами промышленной политики являются:
1) повышение благосостояния населения страны путем достижения целей в области устойчивого развития промышленного сектора экономики;
2) создание и развитие современной инфраструктуры для развития обрабатывающей промышленности;
3) поддержка эффективного внедрения инноваций и развития новых высокотехнологичных производств;
4) диверсификация экономики и повышение конкурентоспособности промышленного производства, в том числе путем углубления переработки, технического перевооружения действующих производств с целью повышения производительности труда и снижения негативного воздействия на окружающую среду;
5) создание благоприятного индустриального климата в стране и повышение самодостаточности национальной экономики;
6) совершенствование инвестиционного климата и развитие экспортного потенциала отечественных товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, а также вхождение в глобальные цепочки добавленной стоимости;
7) сокращение импортозависимости посредством развития собственного производства.
Статья 4. Принципы промышленной политики
Промышленная политика основывается на принципах:
1) роста производительности, повышения сложности и технологичности экономики, в том числе путем обеспечения направленности мер государственного стимулирования промышленности на создание условий для производства товаров высоких уровней переделов, развития инноваций и цифровой трансформации промышленности;
2) принятия государством экономически обоснованных решений, обеспечивающих единство промышленной, инновационной, инвестиционной, экспортной, торговой, научно-технологической, образовательной, налоговой, бюджетной, денежно-кредитной политик и ответственности за них перед обществом;
3) ведущей роли частного предпринимательства в условиях добросовестной конкуренции посредством обеспечения индивидуального подхода к содержанию промышленной политики и выбору инструментария ее реализации в отраслях и регионах, которые имеют различные условия функционирования, структуру и потенциал развития;
4) гласности, адресности и транспарентности мер государственного стимулирования промышленности и равного доступа к ним при обеспечении необходимых и достаточных инструментов, отражающих специфику состояния отдельных отраслей, субъектов;
5) справедливого распределения благ и обязанностей при реализации промышленной политики, предусматривающего организационное единство действий разных уровней и механизмов управления;
6) баланса стратегических интересов государства, общества, промышленных предприятий, связанных с функционированием и развитием промышленности страны, экономики в целом, развитием человеческого капитала;
7) системности и долгосрочности планирования мер государственного стимулирования промышленности в целях предвидения возможных изменений внутренней и внешней среды развития промышленности, определения ее стратегической позиции и снижения негативного воздействия на окружающую среду;
8) эффективности промышленной политики посредством прогнозирования, оценки потребностей, анализа емкости рынка, использования систем управления рисками, планирования ресурсов, времени и выработки действенных мер реагирования на изменения.
Статья 5. Индустриальное развитие
1. Реализация промышленной политики обеспечивает индустриальное развитие страны, основанное на повышении конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, системном стимулировании субъектов промышленно-инновационной деятельности, способствующих модернизации промышленных предприятий.
2. В целях информирования о состоянии промышленности на территории Республики Казахстан и принимаемых мерах Правительством Республики Казахстан ежегодно вносится Президенту Республики Казахстан Национальный доклад о состоянии промышленности Республики Казахстан (далее - Национальный доклад).
Национальный доклад формируется уполномоченным органом в области государственного стимулирования промышленности по итогам оценки индустриального развития и оценки эффективности реализации мер государственного стимулирования промышленности.
Центральные государственные органы и местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, предоставляют информацию в уполномоченный орган в области государственного стимулирования промышленности для включения в Национальный доклад.
Национальный доклад является основным инструментом формирования промышленной политики, определяемой документами Системы государственного планирования в Республике Казахстан, разработка которых осуществляется государственными органами при участии местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы, представителей субъектов предпринимательства и общества.
Статья 6. Инструменты формирования и реализации промышленной политики
1. Формирование промышленной политики осуществляется на основе оценки индустриального развития.
Оценка индустриального развития предусматривает анализ правовых, экономических, финансовых и иных факторов, влияющих на развитие промышленности, и проводится в соответствии с методикой оценки индустриального развития.
2. Мониторинг реализации промышленной политики осуществляется посредством единой карты индустриализации.
Единая карта индустриализации представляет собой совокупность промышленно-инновационных проектов, реализуемых субъектами промышленно-инновационной деятельности.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2021 года №86-VII ЗРК
"О промышленной политике"
О документе
Номер документа: | 86-VII ЗРК |
Дата принятия: | 27.12.2021 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 08.01.2022 |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Опубликование документа
"Казахстанская правда" от 28 декабря 2021 года №247 (29624).
Примечание к документу
В соответствии со статьей 69 настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 8 января 2022 года, за исключением:
- подпункта 39) статьи 9, который вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 27 февраля 2022 года;
- статьи 18, которая вводится в действие с 1 июля 2022 года.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 21.05.2024 документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам связи, цифровизации, улучшения инвестиционного климата и исключения излиш
Вступила в силу с: 22.07.2024
Редакция от 06.04.2024, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса № 71-VIII ЗРК от 06.04.2024
Вступила в силу с: 08.06.2024
Редакция от 23.01.2024, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам экспортно-кредитного агентства и продвижения экспорта несырьевых товаров
Вступила в силу с: 25.03.2024
Редакция от 19.04.2023, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административной реформы в Республике Казахстан № 223-VII ЗРК от 19.04.20
Вступила в силу с: 01.05.2023
Редакция от 30.12.2022, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации отдельных поручений Главы государства № 177-VII ЗРК от 30.12.2
Вступила в силу с: 12.01.2023
Редакция от 05.11.2022, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации Послания Главы государства от 16 марта 2022 года № 157-VII ЗРК от 05.11.2022
Вступила в силу с: 01.01.2023
Редакция от 14.07.2022, принята документом Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам стимулирования инноваций, развития цифровизации, информационной безопасности и образования № 141-VII ЗРК от 14.07.2022
Вступила в силу с: 26.07.2022
О вступлении в силу отдельных частей документа смотри Справку